Использование дистанционных методов обучения в системе студент-преподаватель

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пустовая О. А. Использование дистанционных методов обучения в системе студент-преподаватель // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 571–575. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54378.htm.
Аннотация. В статье описывается использование дистанционных методов обучения в системе студент-преподаватель.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пустовая О.А., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заместитель декана по научной работе электроэнергетического факультета, кафедра электропривода и автоматизации технологических процессов ФГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный аграрный университет", г. Благовещенск

Пустовой Е.А., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Чуйкова С.Ю.,кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Использование дистанционных методов обучения в системе студентпреподаватель

Аннотация.В статье описывается использование дистанционных методов обучения в системе студентпреподаватель.Ключевые слова:дистанционные методы обучения, система студентпреподаватель, высшие учебные заведения

Современное общество предполагаетиспользование информационныхтехнологийв познавательнойдеятельностичеловека. Одним из аспектов этой деятельности являетсяполучение образованиядистанционным способом, который позволяет продолжитьобучение без отрыва от производства, а также позволяет получитьобразование так называемым немобильным категориям граждан. Книмможно отнести инвалидов, лиц находящихся в местах лишения свободы, в удаленныхрегионах нашей страны. Основу дистанционного метода составляетприменение Интернеттехнологий,которые являются совокупностьЮнескольких составляющих.В образовательных целях можно использовать виртуальные библиотеки, форумы, доступ к специализированным сайтам и др. Основу дистанционного обучения составляют электронные образовательные ресурсы, которые в своей основе имеют три составляющие.

Первая

этопрограммное обеспечениенеобходимое для создания электронного ресурсами использование его с ITтехнологиями. Второе техническое обеспечение–наличие персональных компьютеров, доступа к линиям связи и др.Наличие у преподавателянеобходимой квалификациии навыков работы с интернет технологиями у обучающихся. Успешность обучения заключается в наличии всех трёх компонентов. Если выпадает хотябы один компонент,то возникаютдополнительные трудности,преодолеть которые достаточно сложно. Если программное и техническое обеспечениенаходится на достаточно высоком уровне,то компьютернаяграмотностьвызывает вопросы,особенно это касаетсястаршего поколения,которое и является в основном,слушателямизаочного обучения.

Для таких студентов необходимоорганизовать дополнительные занятия,которые позволятим свободно работать в любой операционной среде.

Несомненно,дистанционное обучение позволит охватить образованием более широкие слои населения,и это потребуетувеличения количества преподавателей,так как взаимодействие между преподавателем и студентом подразумеваетне только проверку контрольных работ,но и разъяснение непонятного материала иответы на возникшие вопросы, что приводитк затратам времени. Это накладывает определенные ограниченияна количество студентов,приходящееся на одного преподавателя.

Так женедостатком такой системы является отсутствие прикладной части образования, что делает затруднительным изучение отдельных дисциплин. Особенно остроэта проблема стоит для медицины, ветеринарии,энергетики и других наук,имеющих прикладнуючасть. Для такого родадисциплиннеобходимо предусматриватьприкладнуючасть,требующуюналичиеспециализированныхлабораторий. Таким образом,преподаваемые дисциплины будут иметь как теоретическую часть, которую можно изучать дистанционно,так и практическую часть,требующую присутствия обучающегося в лаборатории.Необходимостьпереводаприкладной лаборатории в виртуальную вызывает сомнения, так какстудент теряет связь с реальнымобъектом и не может адекватно оценитьего опасностьи физические процессы,происходящие в объекте. Конечно,модель,созданная перед лабораторнымзанятиемв виде виртуального объекта,облегчит понимание происходящего на лабораторномзанятии, но не может заменить прикладнойчасти.

Программное обеспечение,имитирующее какойлибо физический процесс,не всегда является разумнойальтернативой. Если рассматриватьна примереэнергетиков,то работа с высоким напряжением, монтаж электрооборудования требует приобретения именно практических навыков.

Социологические исследования,проведенные намисреди студентов факультета заочногои дополнительного образования, очного обучения (всего 486 студентов) выявили следующее отношение к работе на персональном компьютере.

Рисунок 1 –Уровень компьютерной грамотности Большинство студентов,обучающихся на факультете заочного обученияявляются уверенными пользователями порядка 56%,однако,так же50% из обучающихсяиспользуют компьютернесколько раз в неделю, 37% пользователей используют ПК как печатную машинку. Если объективнооценивать эти результаты, то большинствостудентов, используют компьютер периодически от случая к случаю, следствием чего является невысокий уровенькомпьютерной грамотности.На вопрос назвать основные программы,которыеиспользуютсяв течениедня,были получены следующие результаты: 56% опрошенных используют текстовые редакторы, 89% опрошенных используютресурсыИнтернет(в основном Одноклассники, поисковые системы), 65%используют компьютерные игры врежиме реального времени. Большинствостудентов58% считают, что необходимо провести дополнительные занятия для повышениякомпьютерной грамотности.Большинство студентов(порядка 43%)отрицательно относятся квозможности дистанционного обучения, и только28% выразили желание,обучатся таким образом. Основными проблемами,которые могут возникнуть при таком режиме обучения,студенты считают невозможность получитьквалифицированную консультацию у преподавателя, отсутствие времени на занятия дома.Конечно, использование дистанционного режима обученияявляется одной из перспективных технологийобучения,особенно для масштабов Российской Федерации. Однако,необходимо подойти к вопросу их использования вдумчивои не пытаться перевести прикладные специальности (инженерные) полностью на дистанционное обучение, тем более,что только каждый второй студент заочник готов использовать эти технологии в полной мере.Ссылки на источники1. Центр дистанционного образования [Электронный ресурс] Основные понятия системы дистанционногообразования –Режим доступаwww.cdo.bseu.bu/about/DA.htm2. Федорова Е.Ф. Системное представлениедистанционного образования[Электронный ресурс] –Режим доступаwww.sholar.urc.ac.ru/ped_jornal/numero5/fef.htm3. Пустовая О.А., Мармус Т.Н. К вопросу о проведениилабораторных работ Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии: Материалы международной научнометодической конференции. –Благовещенск: АмГУ, 2009. –386 с., 1691704. Пустовая О.А., Мармус Т.Н. Моделирование несинусоидального сигнала в программной среде MathCAD (статья). Электроэнергетика и информационные технологии: сб. науч. Трудов. ДальГАУ. –Благовещенск: ДальГАУ, 2007. –вып.2. –110 с., 4750

Pustovaya OA, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Dean for Research, Faculty of electricity, the electric department and process automation VPO "Far East State Agrarian University", Blagoveshchensk PustovoyEA, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor Chuikov SY, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor Using distance learning system in studentteacherAbstract. The article describes the use of distance learning in the studentteacher system. Keywords: distance learning methods, studentteacher system, higher education institutions