Соотношение дефиниций «правовые общественные блага» и «общественная опасность деяний»: постановка проблемы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Епифанова Е. В. Соотношение дефиниций «правовые общественные блага» и «общественная опасность деяний»: постановка проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 581–585. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54380.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются общественные блага, естественные и неотъемлемые права, охраняемые законом как цивилизационные ценности. Поднимается вопрос об общественной опасности и правовом благе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Епифанова Елена Владимировна,кандидат юридических наук,доцент кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. КраснодарEpifanova_Elen@mail.ru

Соотношение дефиниций «правовые общественные блага»

и «общественная опасность деяний»:постановка проблемы

Аннотация.Встатье рассматриваются общественные блага, естественные и неотъемлемые права охраняемые законом как цивилизационные ценности. Поднимается вопрос об общественной опасности и правовом благе.Ключевые слова:Общественные блага, цивилизационные ценности, естественные права, общественная опасность, теория государства и права, уголовное право, преступление

Общественные блага –это цивилизационные ценности,выработанные на протяжении веков человечеством.Понятие общественных благ более емкоепо сравнению с понятием правовых общественных благ.Так как за рамками правовых общественных благ, охраняемых законом, остаются и те общественные отношения, которые, возможно, нуждаютсяв целомв правовой защите.

Правовые общественные блага –это выраженные в процессе жизнедеятельности людей, общечеловеческие ценности закрепленные в Международных правовых актах. Это достижение цивилизации. Таким образом, правовые общественные блага –это цивилизационные ценности выработанные человечеством и закрепленные взаконодательстве.

Набор правовых цивилизационных благ изменяется от эпохек эпохе. В период родоплеменных отношенийи становления государственности на первое место выдвигалась община, ее собственность, жизнь человека, охрана которых закреплялась в нормах обычаев, морали, нравственности. Позднее складываются нормы, регулирующие взаимоотношения государства и личности; государства, церкви и личности.Охрана государственной и церковной собственности выдвигается на первый план. В рабовладельческий период все правовые акты были направлены на защиту рабовладельческого строя, государственной, церковнойсобственности, собственности и жизни рабовладельцев (например, Законы Ману, Законы Хаммурапи и т.д.)В феодальный период в правовых актах закрепляется жизньи собственность феодалов, приоритет государства и церкви (Салическая правда, Саксонское зерцало, Великая Хартия Вольностей и т.д.).В буржуазный период на первое место выдвигается идея прав человека, естественных прав, присущих всем людям независимо от социальной принадлежности. (Декларация независимости США, Декларация прав человека и гражданина (1789года)и т.д.). Естественные неотъемлемые права человека стали признанными цивилизационными ценностями. В период буржуазных революций были разработаны теории, в которых обосновывалась необходимость соблюдения прав человека. (Руссо, Монтескье, Дантон, Гамильтон и т.д.). Таким образом,эпоха буржуазных революций выработала теоретическое обоснование идеи прав человека, как основных цивилизационных ценностей.Возникают закономерныевопросы: естественные права и естественные блага –это одно и тоже? Чем отличаются общественные блага от естественных благ? Что должен охранять закон: общественные или естественные блага? Попробуем рассмотреть эти вопросы.Благо в соответствии с толкованием в словареС.И.Ожеговаозначает то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет потребностям[1]. Общественный, то есть принадлежащий обществу[2]. Таким образом,общественные блага это то, что удовлетворяет потребностям общества, обеспечивает развитие общества. Общественные блага должны охраняться законом как достижения цивилизации, как те цивилизационные ценности, которых добилось то или иное государство.Естественные права –это права, в соответствии с классическими представлениями, которые присущи человеку по природе вещей; относящиеся к обществу; имеющиеся вследствие законов природы, обязанные им, а не постороннему вмешательству, своим существованием[3]. Таким образом, естественные права санкционированные государством, охрана которых осуществляется законодательством, становятся общественными благами. Однако набор естественных прав, как правило, больше, чем общественных благ. Ибо для гарантии соблюдения естественных прав должны сложиться условия в государстве. Именно поэтому естественное право на жизнь существовало предвечно, а классовая структура рабовладельческого, например, общества, не давало его в полной мере в равной степени для всех членов общества закрепить его в законе.

В современный период набор общественных благ значительно расширилсяи приблизился ко всем провозглашенным естественным правам человека. Международные Конвенции, Конституцииразличных стран свидетельствуют об этом. Цивилизационные ценности, общественные блага –охраняются ныне как международным, так ироссийским (уголовным, административным, трудовым и т.д.)законодательством.

В настоящее время именно права человека выступают в качестве цивилизационных ценностей и общественных благ, охраняемых нормами международного права. Как справедливо отмечает В.А. Карташкин, одна из основных аксиом современной доктрины международного права заключается в том, что безопасным мир может стать только при соблюдении прав человека[4]. Основные цивилизационныеценности закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что каждый индивид имеет право на такой социальный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены.

Внутригосударственное отраслевое право направлено на защиту общечеловеческих ценностей и свойственныхэпохе общественных благ гарантированных государством.

Уголовное право направлено на защиту цивилизационных ценностей, общественных благ, перечисленных в ст. 2 УК РФ. Общественноопасные деяния, которые посягают на общественные блага, охраняемые государством в современный период его развития, посредством уголовного законодательства –называются преступлением.

Понятие общественное благо и общественная опасность –различны по своему содержанию. Если “общественные блага” –это цивилизационные ценности, выработанныечеловечеством в процессе жизнедеятельности, то “общественная опасность” –это один из признаков преступления(материальный), означающий, что отдельные общественные блага, защищаемые уголовным законодательством,подверглись нарушениюв форме преступления.Обратимся к словарям, толкующим понятие«общественная опасность». Так, Большой энциклопедический словарьсодержит следующее определение. Общественная опасность

один из обязательных признаков, характеризующих деяние как преступление.Словарь русского языка С. И. Ожеговаразъясняет значение слова «опасность»

возможность, угроза чегонибудь очень плохого[5].Cловарь синонимов (Н. Абрамов): опасность

риск, кризис[6]. Толковый словарь русского языка(Д.Н. Ушаков). Опасность понимается как возможность чегонибудь нежелательного[7]. Новый толковословообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойтрактует опасностькак возможность какоголибо несчастья, вреда[8].Большой юридический словарьдает следующее понимание общественной опасности в уголовномправе: в уголовном праве объективный (материальный) признак преступления: нанесение (реальная угроза нанесения) существенного ущерба господствующим в данном государстве общественным отношениям, образу жизни. По мнению одних российских ученых, Общественнаяопасностьприсуща только преступлениям (иные деяния являются общественно вредными), по мнению других любым правонарушениям[9].Приведенные примерытолкования позволяют лишь сделать вывод о том, что общественныеблага и общественная опасностьразличные понятия. Различными являются и теории общественного блага и общественной опасности.В период перестройки зарубежные ученые и практики вновь обратили свое внимание на теорию общественного блага. Например, в Китае после крушения социалистической мировой системы наблюдался отход от теории общественной опасности широко использовавшейся в России и обращение к доктрине общественного блага, закреплявшейся в немецкой школе уголовного права. Так А. Фейербах социальный признак преступления именовал "злонаправленностью". Преступления причиняют вред и гражданам, и юридическим лицам, а также обществу и государству. Они посягают на охраняемые уголовным законом блага, которые являются элементом объекта преступления, который наряду с другими факторами определяет характер общественной опасности преступления[10].

В последние годы ученые рассматриваютразличные теории, напримеробщественной опасности и общественной вредоносности. На наш взгляд, понятие опасность шире, чем понятие вредность. Друг без друга эти понятия не существуют. Опасность включает в себя и вредность. Опасность может быть потенциальной, то есть предшествовать причинению вреда. Например, преступление еще не совершено, но это деяние представляет общественную опасность в силу значительного вреда, который может быть получен в результате его совершения. К примеру, преступления против мира и человечества. Не каждый день разжигают войну, но потенциально такие действия опасны, поэтому они являются преступлением. Вред всегда возникает в результате преступления. Это его последствия. Вред можно измерить. Например, какой вред был причинен состоянию здоровья человека в результате телесных повреждений. Общественную опасность измерить практически невозможно. Она должна быть и тогда деяние будет признано преступлением. Общественная опасность может возникнуть в результате соотнесения целого ряда факторов.Китайскиеученые, например,активнообсуждаюттеорию общественного блага и теорию общественной опасности.В советский период преступлением считалось деяние, направленное против советского строя или социалистического правопорядка, а потому и опасное для интересов трудящихся, строящих коммунистическое общество. Отсюда в понятие общественно опасное, прежде всего, вкладывалось значение опасное длягосударства. В современный период на первое место выдвинут индивид с его правами и свободами (естественными правами), которые защищаются государством. Поэтому в общественную опасность вкладывается более широкий смысл. Это опасность для общества в целом, для социума и каждого конкретного индивидаобладающего естественными правами.Рассмотрим историкоправовые примеры. В УК РСФСР 1922 года общественноопасным признавалось всякое деяние, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабочекрестьянской властью…В «Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 года провозглашалась цель уголовного законодательства–защита государства трудящихся от общественноопасных деяний, подрывающих власть трудящихся или установленный правопорядок в нем. УК РСФСР 1926 года преступлением считал деяние направленное против советского строя или социалистического правопорядка, а потому и опасное для интересов трудящихся…Таким образом, преступлением признавалось деяние опасное для государства, прежде всего,и трудящихся. Остальные классы не брались в расчет. Со временем произошло формирование общества состоящего из слоев без резко выраженных классовых противоречий, сформировалось относительно однородное общество. Понятие общественная опасность изменило свое содержание, вобрав в себя не только опасность длягосударства, его политической системы,общества, но и для всех граждан, живущих в социуме. Оно приобрело социальную направленность. Ведь со временем человек иего права становятся высшей ценностью. Именно поэтому употреблялось одно понятие, но его содержание изменялось с развитием государственности.В современной России классически применяется доктрина общественной опасности, и лишь отдельные авторы упоминают отеории общественного блага либо касаются понятия общественного блага при характеристикеобщественной опасности какматериальногопризнака понятия преступления. Например, А.Н. Красиков указывает: Материальное право определяет, какое причинение вреда является общественно опасным. Таким образом, преступное деяние это не только уголовноправовое, но и социально направленное, точнее, антисоциальное, вредоносное, общественно опасное явление[11]. Анощенкова С.В.исследуя материальную сторону преступления, пишет,что общественная опасность отражает значимость, вредоносность, общую непереносимость обществом деяния, запрещенного уголовным законом, его реальное воздействие как отдельного поведенческого акта и вида поведения на внешний мир, который может раскрываться через отношения, коммуникации, систему благ и прочее.[12].А.Э. Жалинский[13], говоря о материальной стороне понятия преступления, отмечал, что сложно ответить на вопросы: почему, какие деяния, для чего их нужно запретить, что, какие социальные блага нужно охранять? Представления о правовых благах вообще, о необходимости их защиты в частности формируются в процессе коммуникаций как позиции участников правового оборота. Эти представления действительно отражают ценность и уязвимость как принадлежащего индивиду, общности, так и закрепляемого за государством блага.Сейчас система охраняемых благ в законе определена крайне абстрактно, и эта норма скорее рассматривается как декларативная, охватывающая "все хорошее". Поэтому правовая доктрина еще должна юридическиразработать конструкцию и параметры охраняемого блага, которые, в общем, обусловливали бы понятие объекта преступного посягательства, но не совпадали с ним. Таким образом, естественные права человека нашли свое признание и закрепление в правовых актах различных уровней. Они воспринимаются человечеством как общественные блага даруемые государством. Защита общественных, социальных благ посредством закона –цель любого демократического государства. Однако понятия общественное благо и понятие общественная опасность совершенно разные по своему содержанию. Понятие общественные блага гораздо объемнее. Не все общественные блага защищаютсяуголовным законом. В закон включены посягательства на блага, представляющиеся государству наиболее значимыми. Такие посягательства признаются государствомобщественно опасными и именуются преступлением.Именно поэтому в уголовном праве должна применяться теория общественной опасности.

Ссылки на источники1.Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: АЗЪ, 1995. –С. 46.2.Там же. –С. 432.3.Там же. –С. 183.4.Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. –М.: Норма, 2009. –С. 7.5.Ожегов С.И., Шведов Н.ю. Толковый словарь русского языка. –М.: АЗЪ, 1995. –С. 444.6.АбрамовН.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений—М.: Русские словари, 1999. –С. 3.7.Ушаков Д.Н.Большой толковый словарь русского языка. –М.: АСТ, 2008.1054 с.8.Ефремова Т.Современный толковый словарь русского языка. В 3х томах. Том 2. МП Ефремова Т.Ф.М.: АСТ,2006. –1160 с.9.Большой юридический словарь.Сост.: А. Борисов. М.:Книжный мир, 2012. 848с.

10.Уголовноправовые воззрения Канта, А. Фейербаха и Фихте. Ученые труды ВИЮН. Вып. 1 / Пионтковский А.А. М.: Юрид. издво НКЮ СССР, 1940. 192 c.11.Уголовное право России. В 2х т. Т. 2. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. 2e изд., перераб., М.:Норма, 2008. 848 с.12.Анощенкова С.В. Уголовноправовое учение о потерпевшем. –М.: Волтерс Клувер, 2006. –248с. 13.Жалинский А.Э.. Уголовное право в ожидании перемен. Теоретикоинструментальный анализ. М., 2009. –С. 352.

Yepifanova Elena,Ph.D., Assoc. , Associate Professor of Theory and History of State and Law , Kuban State Agrarian University , jurid. Faculty , KrasnodarEpifanova_Elen@mail.ruRatio definitions " legal public goods " and " socially dangerous acts ": problemAbstract. The article considers the public good , natural and inalienable rights protected by law as civilizational values . Raises the issue of public danger and legal welfareKeywords:Public goods , civilizational values , natural rights , public danger , the theory of state and law , criminal law, crime