Развитие представлений о здоровом образе жизни при специализированной подготовке обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Резяпкина И. А. Развитие представлений о здоровом образе жизни при специализированной подготовке обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 621–625. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54388.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития представлений о здоровом образе жизни при специализированной подготовке обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Резяпкина Ирина Александровна,учитель химии и биологии,ГБОУ СПО КАМС №17, г.Москваhtpzgf@mail.ru

Развитие представлений о здоровом образе жизни при специализированной подготовке обучающихся

Аннотация.Статья посвящена проблемам развития представлений о здоровом образе жизни при специализированной подготовке обучающихся.Ключевые слова:биологические дисциплины, здоровый образ жизни, анализ учебного процесса.Проблемы здорового образа жизни в последовательности биологических дисциплин в средней общеобразовательной школе.В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой в современном обществе, а школьный курс биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ковсему живому как уникальному и неповторимому явлению на Земле становится неотъемлемой частью обучения подрастающего поколения. Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками, приказом МО РФ утвержден их Федеральный перечень и предусмотрена разработка и использование учебнометодических комплектов (УМК). Они призваны помочь учащимся достичь необходимого уровня биологической подготовки.

УМК по биологии каждого образовательного уровня включает: программу, учебник, практикум, методические рекомендации к планированию учебного материала, рабочую тетрадь, сборник заданий (дидактические материалы), книгу для чтения, контрольноизмерительные материалы (тесты текущей и итоговой аттестации, учебнотренировочные материалы), справочную литературу, учебные пособия по факультативам или элективным курсам, наглядные пособия (таблицы, гербарии, модели и др.), экраннозвуковые пособия, мультимедийное приложение (обучающие программы, электронные учебники, интернет ресурсы).[1]Учебнометодические комплекты по биологии должны учитывать социальный заказ школе, предусматривающий повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. В УМК по биологии должны найти отражение подходы, обозначенные в Федеральном компоненте Государственного Стандарта общего образования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусмотривает последовательное овладение школьниками основ биологического образования, для чего рекомендуется:–усиление практикоориентированной и личностноориентированнойнаправленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера, усиление внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытие знаний, связанных с самопознанием,значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни;–реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, как интеллектуальной, так и практической, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов;–формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации;–повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали;–перенесение изучения сложных теоретических понятий в старшую школу. При использовании УМК по биологии в старшем звене общеобразовательной школы особого внимания заслуживает их отбор в классах с профильной ориентацией.Исходя из требований ФГОС к биологическому образованию, мы сделали попытку оценить формирование у учащихся общеобразовательной школы знаний о здоровом образе жизни в последовательном ряду школьных учебников средней и старшей школы.[2]Развитие представление о здоровом образе жизни в средней школе.«Биология. Естествознание 5 класс». Содержание программ основного общего образования по Естествознанию предполагает развитие обучения и воспитания учащихся в связи с социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств в соответствии с психологическими возрастными особенностями.Естествознание –интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматривается многообразие природного мира, научные методы и пути познания человеком природы.Согласно программе, на этом уровне возрастных особенностей формируется ценностное отношение школьника к природе и одновременно создаются условия для воспитания его уважения к научной истине. В ценностноориентационной сфере происходит накопление представлений о естествознании, как об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира важнейшем элементе культурного опыта человечества. Помимо систематизации знаний об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных учащимися в начальной школе, в курсе естествознания формируется устойчивый интерес к естественно научным знаниям. Здесь создаются условия для интеграции научных знаний не только о природных системах, но и других сферах человеческого сознания: художественной, нравственной, практической. На этом уровне образования происходит формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. Здесь происходит воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни. В развитие теоретических подходов на этом уровне предусмотрено в трудовой сфере формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами. В сфере физической культуры происходит расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами своего физического развития.«БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс»Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.», имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню научной подготовки школьника на следующей возрастной ступени, развитие научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также творческих умений, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем учебного курса обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений в жизни растений от клеточного уровня к надорганизменному биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, а также роли человека в этих процессах.В соответствии с ФГОС, содержание курса направлено на обеспечение эмоциональноценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.В программе посвященной изучению растений и растительного покрова по сравнению с естествознанием значительно расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.«Биология. Животные.7 класс»Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, их многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Согласно программам отбор содержания изучаемого на этом этапе материала проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а так же привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. На материалах, включенных в блок знаний по зоологии, решаются такие ценностные задачи, как воспитание позитивного целостного отношения к живой природе и культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными и в заботе о собственном здоровье; оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде и собственному здоровью, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в природе и норм здорового образа жизни.«БИОЛОГИЯ. Человек и егоздоровье. 8 класс»Для 8 класса программой предусмотрено изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе. Восьмиклассники получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.Раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек –важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня воспитания позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе; иcпользовании приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧинфекции.«БИОЛОГИЯ. Общие закономерности жизни. 9 класс»В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Развитие представление о здоровом образе жизни в старшей школе.«Общая биология 1011 классы».Объект изучения биологии –живая природа. Отличительныепризнаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.Биологические системы.Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучнойкартины мира. Методы познания живой природы.Требования к курсу Общей биологии на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.Изучение биологии на этой ступени среднего (полного) общегообразования в старшей школе направлено на воспитаниеубежденности в необходимости познания живой природы и бережного отношения к природной среде, собственному здоровью.Таким образом, на заключительном этапе изучения биологических дисциплин у школьников завершается формирование естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы и осознания человека как части природы. На этом этапе реализуются деятельностный, практикоориентированный и личностно ориентированный подходы к освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении, развитым экологическим мышлением и обладающих навыками ведения здорового образа жизни. На этом уровне усиливается воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, молодые люди приобретают опыт разнообразной практической деятельности.Анализ учебного процесса в ГБОУ СПО КАМС №17по вопросам развития представленийо здоровом образе жизни.Мы проанализировали учебный процесс по биологическим дисциплинам, осуществляемый в колледже со специализацией «Архитектура и менеджмент в строительстве» ГБОУ СПО КАМС №17. Исходная позиция построения учебного материала основывается на программе линий разработанных под редакцией

Н.И. Сонина:Сонин Н.И., Сапин М.Р.«Биология. Человек» (издательством«Дрофа»);Н.И. Сонина:Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.«Биология. Общие закономерности» (издательством«Дрофа»);Пономаревой И.Н.учебник для 10–11го классов:Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е.«Общая биология» (издательство«ВентанаГраф»).Особенность обучения в колледже состоит в том, что набор учащихся осуществляется после 7,8 и 9 классов. За основу обучения после семилетнего обучения взяты программа Н.И. Сонинаи учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.«Биология. Человек» (издательством«Дрофа» 2009г.) и Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.«Биология. Общие закономерности» (издательством«Дрофа»2013г.). На изучение биологии на базовом уровне основного среднего образования в учреждении начального профессионального образования отводится 74 час, из них 65 часа –теоретические, 4 часа –практические занятия и 5 часов –обязательные контрольные работы. Программа расчитана на один учебный год (два семестра), и содержит два раздела: «Человек и его здоровье» и «Биология. Общие закономерности». На изучение раздела «Человек и его здоровье» отводится 38 часов, из них 35 часа –теоретические, 1час –практическое занятие и 2 часа –обязательные контрольные работы. В данной программе по вопросам здорового образа жизни можно выделить некоторые разделы. На изучение раздела «Биология. Общие закономерности» отводится 36 часов, из них 30 часов –теоретические, 3 часа –практические занятия и 3 часа –обязательные контрольные работы.Для учащихся, поступивших после восьмого класса, используется программа Н.И. Сонинаи учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.«Биология. Общие закономерности» (издательством«Дрофа» 2013г.). На изучение биологии на базовом уровне основного среднего образования в учреждении начального профессионального образования отводится 50 часов, из них 44 часа –теоретические, 3 часа –практические занятия и 3 часа –обязательные контрольные работы. Программа расчитана на один учебный год (два семестра), и содержит в себе четыре раздела: «Эволюция живого мира на Земле», «Структурная организация живых организмов», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов». На изучение раздела «Эволюция живого мира на Земле» отводится 22 часа, из них 20 часов теоретических, 1 час –практическое занятие и 1 час –обязательная контрольная работа. На раздел «Структурная организация живых организмов» 8 часов, из них 7 часов –теоретических и 1 час –обязательная контрольная работа. На раздел «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 5 часов, из них 4 часа –теоретических и 1 час –практическое занятие. На раздел «Наследственность и изменчивость организмов» 15 часов, из них 13 часов –теоретических, 1 час –практическое занятие и 1 час –обязательная контрольная работа.За основу обучения учащихся, пришедших после девятилетнего обучения, взята программа Пономаревой И.Н.

и учебник для 10–11го классов:Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е.«Общая биология» (издательство«ВентанаГраф» 2011г). На изучение биологии на базовом уровне основного среднего образования в учреждении начального профессионального образования отводится 78 часов, из них 65 часа –теоретических, 12 часов –практические занятия и 1 час –обязательные контрольная работа. Программа расчитана на один учебный год (два семестра), и содержит семь разделов: «Введение», «Учение о клетке», «Размножение и развитие организма», «Основы генетики и селекции», «Учение об эволюции органического мира», «Основы экологии», «Бионика».Таким образом, раскрываемое в программах содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки учащихся; но изучение материалов связанных с формированием понятий о здоровом образе жизни с целью сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, направленное на установление гармоничных отношений учащихся с природой, не представляется возможным. Многие вопросы остаются за рамками учебного времени.Выводы:1.Школьное образование вносит большой вклад в формирование у подрастающего поколения представлений о необходимости сохранения здоровья и здоровом образе жизни.2.Критерии здорового образа жизни, они включают позиции, сформированные в результате развития различных наук: философии, медицины, экологии, психологии, социологии.3.Школьное образование обеспечивает последовательное формирование представлений о здоровом образе жизни в соответствии сложившимися традициями понимания этого явления. В процессе изучения биологии усиливаются медико –биологические, психологические, нравственно –социологические и экологические воспитательные аспекты.4.Учебная программа по биологии в начальном профессиональном образовании в последовательности изучения материала соответствует сложившимся традициям в общем биологическом образовании. Однако сокращенное количество часов значительно уменьшает возможности формирования представлений о здоровом образе жизни.

Ссылки на источники1.Министерство образования и науки рф http://минобрнауки.рф/2.ФГОС основного общего образования http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588

Список литературы

1.Сухова Т.С., Строганов В.И.«Природа. Введение в биологию и экологию» (издательство«ВентанаГраф»);2.Викторов В.П., Никишов А.И.«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (издательство«Владос»);2011г.3.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.«Биология. Животные»4.(издательство«ВентанаГраф»);2011г.5.Сонин Н.И., Сапин М.Р.«Биология. Человек» (издательством«Дрофа»);2013г.6.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.«Биология. Общие закономерности» (издательство«Дрофа» 2013г.), 7.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.«Общая биология» (издательство«Дрофа»)8.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е.«Общая биология» (издательство«ВентанаГраф»).

Rezaypkina Irina Aleksandrovna,a teacher of chemistry and biologystate budget school institution special professional education college architecture and management in construction №17 Moscow.The development of ideas about healthy lifestyles, with specialized training studentsAbstract. Article is devoted to the development of ideas about healthy lifestyles, with specialized training of students.Keywords:biological disciplines, healthy lifestyle, the analysis of the educational process.