Состояние депривации двигательной активности детей-сирот старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исаков О. И. Состояние депривации двигательной активности детей-сирот старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 706–710. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54405.htm.
Аннотация. В статье рассматривается комплексное применение средств физической культуры, с одной стороны, а с другой – комплексной и многоаспектной оценки воздействия средств физической культуры на социальное, психическое, интеллектуальное и физическое состояние детей-сирот.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исаков Олег Иванович,кандидат педагогическихнаук,профессор кафедры физкультурноспортивного образования, филиал ФГБОУ ВПО «КарачаевоЧеркесский государственный университет имениУ.Д. Алиева», г. Кропоткинisakovkcsu@mail.ruСостояниедепривации двигательной активности детейсирот старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье рассматривается комплексное применениесредств физической культуры, с одной стороны, а с другой, комплексной и многоаспектной оценки воздействия средств физической культуры на социальное, психическое, интеллектуальное и физическое состояние детейсирот.Ключевые слова:депривация, физические упражнения, детисироты.

Определяя понятие «двигательная активность», являющееся сущностной категорией характеристики социализации ребенка в процессе физического воспитания, следует рассмотреть два его конструктора, которыми являются понятия «активность» и «двигательная».Активность в биологии рассматривается как фундаментальное свойство любых живых систем. Именно активность отличает живое от неживого и обеспечивает ряд преобразований, связанных с сохранением жизни в конкретных условиях среды. Учитывая многогранность и многокомпонентность связей организма человека со внешней средой, его активность понимается учеными как совокупность психической, физической и социальной активности, при этом критериями оценки качества активности выступают показатели объема и интенсивности активности.Составнойчастью физической активности является активность двигательная, которая определяется как вид деятельности человека, при котором происходит перемещение тела и (или) его частей в пространстве окружающей среды. Она может рассматриваться с точки зрения функций организма, обеспечивающих эти изменения (обменные процессы, деятельность мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем), либо с точки зрения совокупности реализуемых двигательных актов через изучение временнопространственных, динамических, временных и других параметров, позволяющих судить о компонентах объема и интенсивности активности.Двигательная активность представляет собой базовую характеристику жизнеспособности человека. Именно двигательная активность является доминантным условием активизации деятельности сердечнососудистой системы, обеспечивающей перекачку питательных веществ и кислорода к работающим тканям и органам и удаление продуктов распада. Малоподвижный образ жизни человека приводит к прогрессирующим в онтогенезе отклонениям в развитии мышечной системы и дефектам в его функционировани (уменьшение силы, эластичности, толщины мышечных волокон и др.), снижению обменных процессов, в том числе к торможению окисления и утилизации жирных кислот, и различным формам ожирения, к ухудшению способности сердечнососудистой системы к перекачке питательных веществ и продуктов распада, к ухудшению способностей организма к утилизации продуктов обмена и к другим множественным дефектам функционирования. Именно в силу этого обеспечение двигательной активности растущего человека и принимает статус компонента сохранения здоровья.

Кроме того, двигательная деятельность обеспечивает правильныйи характерный для здорового человека обмен веществ. Конечно, процесс воздействия двигательной активности на организм значительно сложнее, чем описанный алгоритм, и влияние его на организм многообразно, но даже по приведенным позициям можно судить о проблемах, возникающих при дефиците двигательной деятельности, явлении, имеющем название «гипокинезия».Малоподвижный образ жизни человека приводит к прогрессирующим в онтогенезе отклонениям в развитии мышечной системы и дефектам в его функционировании(уменьшение силы, эластичности, толщины мышечных волокон и др.), снижению обменных процессов, в том числе к торможению окисления и утилизации жирных кислот, и различным формаможирения, к ухудшению способности сердечнососудистой системы к перекачке питательных веществ и продуктов распада, к ухудшению способностей организма к утилизации продуктов обмена и к другим множественным дефектам функционирования. Именно в силу этого обеспечение двигательной активности растущего человека и принимает статус компонента сохранения здоровья.Процесс выполнения физических упражнений, активизируя биологические процессы, одновременно влияет на психические, интеллектуальные и другие свойства, и поэтому формируются не действия, не изолированные качества, а весь человек. При таком состоянии процесса становится очевидным, что отсутствие соответствующей двигательной активности становится сдерживающим фактором психологического, физического, интеллектуального и социального развития человека. Но, конечно же, понятно, что наиболее очевидные изменения проявляются вначале в фактах биологического развития. В этой связи Д.И. Фельдштейн, объясняя современное состояние детей, подвергающихся воздействию стабильной и прогрессирующей гиподинамии, подчеркивает, что«наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения в приросте мышечной силы»(Фельдштейн Д.И.,2010).Особенно неблагоприятные последствия имеет двигательная депривация (отсутствие двигательного воздействия) в сензитивные периоды физического развития ребенка, то есть в дошкольном и младшем школьном возрастах, когда закладываются фундаментальные основания биологического, психологического и социального благополучия.Рассматривая проблемы физической культуры с точки зрения изложенного выше подхода, становится ясной необходимость формирования направлений физического воспитания детей дошкольного возрастав следующих аспектах:

формирование соответствующих представленийо сути, потребности и способах осуществления здорового образа жизни;

формирование компонентов личностной физической культуры, присвоение которых не сдерживается возрастными особенностямидетей;

обеспечение двигательной активности, соответствующей по объему и интенсивности возрастным возможностям.Эффективная реализация физического воспитания в этих направлениях обеспечивает детей необходимым биологическим потенциалом жизнедеятельности, обеспечивает условия для реализации их сущностных сил и способностей, а также понимания социокультурного бытия (Лубышева Л.И., 2001, Чермит К.Д., 2010).Известно, что отечественная система физического воспитания в 20 веке исходила из принципа классовости исвязи физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Речь идет, в первую очередь, о существовавшей нормативнопрограммной основе, предполагавшей высокоэффективную подготовку населения к производительному труду и защите Отечества (считаем необходимым подчеркнуть, что в качестве цели эти направления деятельности не могут вызвать критических замечаний, но они не могут быть принципами). Исходя из принципиальной значимости, их реализация ставилась в ранг важнейшей задачи обеспечения соответствующего уровня физической подготовленности, что практически оставляет в стороне возможности физических упражнений в формировании целостной личности, и таких его компонентов, как интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие. Поэтому не выглядит случайным тот факт, что система физического воспитания, главной целью которой являлась подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины, обходила вниманием целые группы общества, такие как инвалиды, больные люди, детисироты, которые зачастую относятсяодновременно и к первым двум группам. По устоявшемуся тогда мнению государства и общества, которое до сих пор мало изменилось, лицами, относящимся к определенным выше группам, должны заниматься представители системы здравоохранения, специального обеспечения, специально организованные для того образовательные учреждения, но не представители отрасли физической культуры.Такое представление объективно является неверным, так как физическая культура и средства физического воспитания (физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы) не только обеспечивают оптимальное сохранение адаптационных возможностей человека, но и повышают физические способности, лежащие в основе сохранения и развитии здоровья человека. Поэтому ряд ученых (Чермит К.Д., Бальсевич В.К.) относят функцию укрепления здоровья к числу педагогических задач.Процесс демократизации любого общества приводит к повышению внимания социально уязвимым слоям общества,к которым, без сомнения, относятся детисироты. В России проблемы этой категории детей стали обсуждать публично с 90х годов. Большую роль сыграла Декларация общественных организаций участников 1ой Московской конференции по формированию общественной системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно же, действий по изменению состояния проблемы первая же конференция предпринять не могла, но она провозгласила ряд направлений работы, а главное ‬обратила внимание на существующую проблему.При разработке методологии физического воспитания и решения проблемы воспитания личной физической культуры у детейсирот необходимо использовать философский, системный, исторический, гносеологический и социологический подходы. Причем все они должны реализовываться во взаимосвязи, специфика которой обусловлена особенностями отдельных сторон изучаемой проблемы.Как подчеркивают ученые (Виленский М.Я., 1994, 2001; Долгушин В.В., 2009и др.), социальная депривация разрушает не только здоровье, но и вызывает появление сложных патологий. Депривация вызывает у детейсирот комплекс неполноценности, высокую тревожность, пассивность, сочетающуюся с агрессивностью, то есть с разрушением состояния целостности личности.Комплексное негативное влияние депривации требует комплексного и многокомпонентного физического воспитания. Оно должно обеспечить:

повышение двигательной активности и через нее повышение возможностей организма детейсирот;

направленное стимулирование обменных процессов и деятельности системы кровообращения для преодоления имеющихся дефектов физического развития и функциональной подготовленности;

обеспечение тонизирующего воздействия физических упражнений и противодействие отрицательному воздействию уже наличествующих патологий;

формирование основ техники выполнения основных естественных двигательных действий;

общение детейсирот в процессе реализации физических упражнений и других средств физического воспитания, за счет этого преодоление причины и следствия депривации.Изложенное выше является обоснованием комплексного применения средств физической культуры, с одной стороны, а с другой, комплексной и многоаспектной оценки воздействия средств физической культуры на социальное, психическое, интеллектуальное и физическое состояние детейсирот.Обсуждая приоритетные пути развития науки о физическом воспитании, следует исходить из взаимосвязи социального и биологического в сохранении здоровья. Здоровье является результатом сложного взаимодействия социальных, экономических и педагогических факторов, с одной стороны, и внутренних «организменных», с другой стороны.Внутренние факторы состоят из разнообразных структурнофункциональных комплексов, рассматривая их, можно определить необходимый комплекс мероприятий, позволяющих обеспечить сохранение компонентов здоровья.Множество проведенных исследований убедительно доказывают существование категории лиц с отягощенной наследственностью в отношении определенной группы патологий.Исходя из генетической детерминированности ростовых процессов, существенными моментами для развития человека являются необратимость процессов и их постепенность. Необратимость процесса роста и развития приводит к тому, что сформированные патологические проявления функций не могут исчезнуть, хотя их влияние на организм может быть уменьшено за счет внешнего воздействия.В эволюции всего живогосовершенство регуляции вегетативных функций со стороны локомоторного аппарата явилось важным фактором приспособления. Особое значение это положение приобретает по отношению к растущему и формирующемуся организму человека.Физиолог М. Р. Могендович (1957) обосновал концепцию кинезофилии, согласно которой среди биологических аккумуляторов энергии ведущее значение имеют мышечная и нервная системы. При этом ведущим аппаратом обеспечения интеграции энергии является нервномышечная. На этой основе формировалась ведущая роль моторики в рефлекторном взаимодействии систем организма, так как моторная сфера ведет за собой вегетативную, «отличающуюся значительной инерцией».Подавляющее большинство исследований физического воспитания посвящено формированию движений и влиянию через движения на психическое и физическое состояние ребёнка. Однако процесс и сензитивные периоды формирования базовых, естественных движений мало изучены, что сдерживает дальнейшее развитие методики физического воспитания. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение для работы с детьми дошкольного возраста.Изучая двигательную активность умственно отсталых детей, А.А. Дмитриев (1991) отметил три группы отставания этих детей от здоровых сверстников:1)

увеличение дисгармоничности физическогоразвития, в том числе отклонение органов от нормальной формы и размеров;2)отставание по уровню развития физических качеств (силы на 1530%, быстроты 1015%, выносливости на 2040%, скоростносиловой подготовленности на 1530%, подвижности в суставах на 1020%);3)недостатки в развитии движений, проявляющиеся:в неточности движений в пространстве и времени;в неумении выполнять различные движения;в грубых ошибках в дифференцировании мышечных усилий;в недостаточном развитии функций равновесия;в ограничении амплитуды легкости выполнения естественных движений (бег, прыжки, метание);в излишней напряженности и скованности движений.Следует обратить внимание и на то, что для отстающих в своём развитии детей «развитие координационных способностей … имеет первостепенное значение, т.к. от достигнутого уровня зависят последующие возможности двигательной активности и самосовершенствования» (Дмитриев А.А., 1991).Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с унаследованными биологическими свойствами, которые являются фундаментальной основой физического и психического развития. Вместе интенсивность и эффективность приспособительных реакций определяется взаимодействием ребенка и среды.(Чермит К.Д., Щербина С.Т., 2012).В этой связи в процессе физического воспитания необходимо учитывать анатомические, двигательные и функциональные особенности организма дошкольников.В дошкольном возрасте возникает другая форма общения, личностная, ‬характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных. С точки зрения нравственных норм, здесь он отказывается от сотрудничества и выполняет роль ученика (Чернышенко К.Ю., Андреева Н.В., Чернышенко Ю.К., Баландин В.А. 2010). Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность общения со сверстниками, где он приобретает опыт сотрудничества и взаимопомощи, чередования и согласованности действий, совместного выполнения одной операции, контроля за действием партнера, исправления его ошибок, принимает чужие замечания и исполняет их (Чермит К.Д., Исаков А.О., Бегидова С.Н., 2012).В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения, одним из которых является «подражание». Исследователь А.В. Запорожец (1986) отмечает, что произвольное подражание ребенка является одним из путей овладения общественным опытом, причем в старшем дошкольном возрасте ребенок уже не сильно подражает, а старательно усваивает образцы норм поведения.В познавательной сфере вдошкольном возрасте под влиянием обучения и восприятия происходит интенсивное развитие всех познавательных и психических процессов, это относится и к сенсорному развитию.

Ссылки на источники1.Виленский М.Я. Социальнопедагогические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. ‬1994. ‬№ 9. ‬С.911;2.Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. ‬2001. ‬№ 3. ‬С. 37;3.Долгушин В. В. Гигиенические и медикосоциальные аспекты формирования здоровья воспитанников учреждений для детейсирот /Автореф. дис. канд. пед. наук, СПб., 2009. ‬26 с.;4.Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос. ‬М.: Изд. центр «Академия», 2001. ‬240 с.;5.Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психологопедагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития /Д.И. Фельдштейн. ‬М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. ‬16 с.;6.Чермит К.Д. Формирование базовой физической культуры как ресурса сохранения здоровья участников образовательного процесса. /Здоровьесберегающее образование. ‬Научнопрактический журнал. ‬2010. ‬№1. ‬С.8891.

Oleg Ivanovich Isakov,candidate of pedagogical Sciences, Professor, Department of physical culture and sports education of branch FGBOU VPO «KarachayCherkess state university of U.D. Aliyev», KropotkinModern condition of physical education of children of senior preschool ageAbstract.The article discusses the complex application of physical culture on the one hand, and on the other, an integrated and multidimensional assessment of the impact of physical culture on the social, mental, intellectual andphysical condition of orphans. Keywords:deprivation, exercise, orphans.