Рынок корпоративных информационных систем: преимущества и недостатки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Оносова Н. П. Рынок корпоративных информационных систем: преимущества и недостатки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 716–720. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54407.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам выбора корпоративных информационных систем. Автор раскрывает задачи, стоящие при анализе корпоративных систем на предприятии в России. Особое внимание обращается на отношение руководства компаний к корпоративным информационным системам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Оносова Наталья Петровна,преподаватель, НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. НевинномысскNаtаli_07rus@маil.ru

Рынок корпоративных информационных систем: преимуществаи недостатки

Аннотация. Статья посвящена вопросам выбора корпоративных информационных систем. Автор раскрывает задачи, стоящие при анализе корпоративных систем на предприятии в России. Особое внимание обращается на отношение руководства компаний к корпоративным информационным системам.Ключевые слова:корпоративные информационные системы, организация, рынок программного обеспечения, преимущества и недостатки корпоративных информационных систем.

Что же дает внедрение корпоративных ИС:получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании; повышение эффективности управления компанией; сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций; повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации. Самый важный вопрос. Давайте на секунду спросим себя: что даёт человеку нервная система? Конечно же, способность управлять собой, сопротивляться неблагоприятным внешним факторам и гибко реагировать на изменения окружающейсреды. Если представить компанию в качестве живого организма, то КИС лучше всего подходит на роль его нервной системы, пронизывающей все органы, все частички корпоративного организма. Повышение внутренней управляемости, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям увеличивает эффективность компании, её конкурентоспособность, а, в конечном счёте прибыльность. Вследствие внедрения КИС увеличиваются объёмы продаж, снижается себестоимость, уменьшаются складские запасы, сокращаются сроки выполнения заказов, улучшается взаимодействие с поставщиками. Но, несмотря на привлекательность приведённых утверждений, вопрос об окупаемости инвестиций в КИС не теряет свою актуальность. Соотношение выгоды от использования системы и ее стоимости является одним из наиболееважных факторов, оказывающих влияние на решение "покупать или не покупать". Любой инвестиционный проект, а внедрение КИС, несомненно, нужно рассматривать как инвестиционный проект, представляет собой своего рода "покупку" и, соответственно, требует оценкиего стоимости и ожидаемой выгоды. Прямую окупаемость КИС посчитать непросто, поскольку в результате внедрения оптимизируется внутренняя структура компании, снижаются трудноизмеримые транзакционные издержки. Сложно определить, например, в какой степени увеличение доходов компании явилось следствием работы КИС, а в какой результатом настройки бизнеспроцессов, то есть плодом управленческих технологий. Однако в некоторых аспектах деятельности компании оценка вполне реальна. В первую очередь это касается логистики, где внедрение КИС приводит к оптимизации материальных потоков и к снижению потребности в оборотных средствах. Постановка на базе КИС системы финансового контроллинга приводит к снижению накладных затрат компании, ликвидации убыточных подразделенийи исключению из ассортимента нерентабельных продуктов.Независимо от периода создания предприятия или фирмы,руководствокомпании задаетсяпроблемой, связанной с разработкой и внедрениемкорпоративной информационной системы.Организация, изучая и исследуяподходящий для нихпродукт, руководствуются двумя важнымифакторами: качеством и стоимостью. Несмотря ни на чтосориентироваться среди существующихнарынкепроектов автоматизации очень сложно. Существуют проверенные и отлаженныезападныеторговыерешения, стабильность и надёжность которыхподтверждается соответствием международным стандартом качества. Есть и отечественныеавтоматизированныесистемы, набазероссийскихпрограммныхпродуктов, иногдасущественновыигрывающиепоценепосравнению сосвоими зарубежными конкурентами.Российскийрынокпрограммного обеспечениядля управления организациямицелесообразноотнести к началу 90хгодов, когдав страненачалась либерализация экономическихотношений. Нарынкепоявились первоначальныекоммерческиенаработкироссийскихсофтверныхфирм и решения зарубежныхпредприятий, предназначенныедля полноценногоуправления ресурсами организаций[1].Становление и развитиебизнесаи связанноес ним значительное повышениеуровня информатизации российскихорганизацийставят перед начальствоми акционерами задачу оптимальноговыборакорпоративной системы(КИС), своевременно и качественнокомплектующейтребуемыефункции и бизнеспроцессы. Очень частовыбори внедрениеКИС подразумевает реорганизацию бизнеспроцессов и системы управления нароссийскихфирмах. Учитывая эти факторы,особую значимость для потенциальных потребителейи пользователей информационных системприобретает своевременнаяи объективная информация осуществующихнарынкекорпоративных информационных систем.Практикавнедрения корпоративныхсистем в российских фирмах в течениепрошедшихдесяти лет выявиланесколько очевидныхфакторов, которыепредстоитиметь ввидупри выборенеобходимого поставщика:объемфункциональныхвозможностей;уровень реализации функциональныхмодулей;ценаи продолжительность внедрения;влияниеКИСнабизнеспроцессы фирмы;эффективность использования КИС в фирме.Современныеинформационныесистемы оченьсвязаны с существующимбизнесом предприятий, что оставляетслед наизучениенекоторыхфакторов. Оноосложненотем, чтозачастуюобоснованные, нонезначительныетехническиеи технологическиесвойства и параметрысистем не дают возможностиответить нанекоторыенемаловажные вопросыи критерии, интересующиесотрудников предприятия, которымприходится приниматьрешения в областиизучения работы. Отсюда следует, чтобольшоезначениеимеютданныерасчетного, качественногохарактера, такиекак наработанныйопыт внедрения той или иной системы, удовлетворенность потребителейеёфункциональными частями, ихмнения об эффективности работы с системой [2].В настоящее время нарынкеКИС вРоссии можновыделить несколькокритериев:интеграциюроссийскихи зарубежныхсистем;растущуюконкуренциюмежду российскими разработчиками корпоративных информационных систем;растущуюконкуренциюв сегментесреднихпредприятий;следованиеобщемировым тенденциям развития рынкакорпоративных информационных систем;переход систем российской разработки науровень стандартаМRРII.













Рисунок 1. Критерии на рынке КИС в России

В конце90хгодов вопрос соответствия стандарту МRРII для российскихКИС был оченьактуален, так как этопозволялоим конкурировать с системами западныхразработчиков науровнеобщепринятогостандарта. Ряд российскихкомпаний ("Парус", "Галактика", "АйТи", "НикосСофт") заявляли, чтов течение23 лет они планируют доработать свои системы доуровня, соответствующегоМRРII. Однаков связи с тем, чтоконцепция ЕRРсейчас утрачивает свою актуальность, соответствиезарубежным стандартам перестает давать конкурентноепреимуществороссийским поставщикам. В конкурентной борьбеосновнуюроль играютдругиекритерии, такиекак возможность интеграции с зарубежными системами; удовлетворениеспецифическихпотребностей потребителей; гибкость системы и т. п.Нескольколет назад нароссийском рынкекорпоративных информационных системинтеграция российскихи западныхприложений былаосновной проблемой. На сегодняшний деньмногиеорганизациивнедряют западныекорпоративных информационных системдля решения важных задач бизнеса, успешноинтегрируя ихс ранеесуществующими на предприятииотечественными системами. Состановлениеми развитием рынкароссийскиеразработчики будут сильнееконкурировать в борьбезапотребителя как с местными, так и с не местнымиконкурентами. Совсем недавнов борьбезапотребителя ведущую роль играл ценовой критерий, нов настоящее времяосновная частьразработчиков КИСделают основной упорнауровень качествасистемы, уровень ееподдержки, квалификацию специалистов и долговременноесотрудничествос заказчиком.В жестокойборьбес внешними конкурентами будут использоваться такиепреимущества, как болееполная функциональность финансовыхи кадровыхмодулей; лучшеесоотношениестоимость/качество; возможность создания смешанныхкорпоративных информационных систем, сочетающихпреимуществаотечественныхи зарубежныхсистем.Следованиемировым тенденциям проявляется, преждевсего, в области электронном бизнесе для управления взаимоотношениями склиентами, как потребителями. Сегодня вбольшинствеКИСроссийскихразработчиков эти функции сформированы, но пофункциональным характеристикам российскиеприложения значительноуступают западным. Однако, спрос наданныеприложения состороны заказчиков поканевысок.Российский рынок КИС в настоящее времяразделен между западными и российскими непоотраслевому признаку, аповеличинеорганизаций. Большинствопользователей масштабныхзападныхкорпоративных информационных систем

этомасштабныеотечественныеорганизациинефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности, машиностроения.Из российскихпоставщиков немногиеимеют схожиеконтракты. Исходя из этого можнопредположить, но через нескольколет основная борьбаразвернется заорганизациисреднегобизнеса. Сейчас на Российский рынок вышлонекоторое количествозападныхразработчиков ЕRPсистем, ориентированныхнапоставку решений для организацийсреднегобизнеса. Однакобольшинствороссийскихразработчиковсерьезноувеличили функциональный наборсвоихкорпоративных информационных систем, чтопозволилоим перейтинарынок среднихфирм.В настоящее времяодни изпричинвнедрения корпоративных информационных систем в организации:1)недостаточнаяинтеграцияданных;2)недостаточныефункциональныевозможностисуществующей корпоративных информационных систем;3)значительное увеличениеобъемабизнесопераций;4)критериимеждународной отчетности;5)необходимостьаналитической обработкиданных;6)неполное соответствиестандартам МRР/ЕRР;7)трудоемкая индивидуальная технология сопровождения собственной информационной системы.















Рисунок 1. Причины внедрения КИС в организации

Основные причинынеудач при внедрении корпоративных информационных систем, респонденты поставщики решений следующие:1)неготовность предприятийк изменениям;2)малыйуровень управленческихзнаний у руководящихспециалистов;3)отсутствиеу заказчиканастоящейпотребности в корпоративных информационных системах;4)внедрениемсистемызанимается толькособственный ITотдел;5)размытость целей и задач проекта, нечеткая формулировказаказчиком своихпотребностей;6)отсутствиеили слабая поддержкапроектаруководством компании;7)сокращениебюджетав ходе внедрения.

















Рисунок 2. Причины неудач при внедрении КИС в организации

Из всехпричин несостоявшихсявнедрений,большаячасть относится к проблемеуправленияи готовности организациик серьезнымизменениям нетольконауровнеиспользования КИС, нои науровнеорганизационной структуры и бизнеспроцессов.

Ссылки на источники1.Фризен И.Г., Офисное программирование, учебное пособие,Дашков и К:. 2010, Москва.2.Пирогов К.М., Денисов С.Л. Основы организации и построения АРМ. Иваново:ИвГУ,2011.

Оnоsоvа Nаtаliа Petrovnateacher, Nevinnomysskinstitute of economy, management and right, NеvinnоmyssкNаtаli_07rus@маil.ruTo Be or not to be? Here in what а questionThe article is devoted to the issues of choice of corporate information systems. The author reveals the challenges at the analysis of corporate systems on the enterprise in Russia. Special attention is paid to the attitude of the management of the companies to the corporate information systems.