Процесс социализации ребенка и факторы, определяющие её эффективность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исаков А. О. Процесс социализации ребенка и факторы, определяющие её эффективность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 711–715. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54406.htm.
Аннотация. В статье рассматривается преодоление последствий депривации педагогическими методами, являющимися практически единственным выходом поддержания здоровья детей-сирот.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исаков Алексей Олегович,старший преподаватель кафедры физкультурноспортивного образования,филиал ФГБОУ ВПО «КарачаевоЧеркесский государственный университет имениУ.Д. Алиева»,г. КропоткинIsakovkcsu@mail.ru

Процесс социализации ребенка и факторы, определяющие её эффективность

Аннотация.В статье рассматривается преодоление последствий депривации педагогическими методами,являющимися практически единственным выходом поддержания здоровья детейсирот.Ключевые слова:воспитание, развитие личности, общество.

Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Отрыв человека от исторически сложившихся норм поведения и нравственных ценностей происходят под влиянием среды и изменения информационного потока. Поэтому сохранение нравственности и формирование духовноразвитой личности происходит только в случае применения направленных усилий со стороны педагогов. При этом усилия эти касаются непосредственного формирования личности каждогои созданиясоответствующих материальнотехнических возможностей общества и социальных условий предпосылки для духовнонравственного совершенствования человека.Отрыв человека от исторически сложившихся норм поведения и нравственных ценностей происходят под влиянием среды и изменения информационного потока. Поэтому сохранение нравственности и формирование духовной развитой личности происходит только в случае применения направленных усилий со стороны педагогов. При этом усилия эти касаются непосредственного формирования личности каждого и усилий по созданию соответствующих материальнотехнических возможностей общества и социальных условий предпосылки для духовнонравственного совершенствования человекаВ процессе воздействия среды и ответной реакциина воздействие человека обеспечивается создание материальных и социальных потенциалов общества с целью обеспечения качественного процесса присвоения развивающейся личностью всех ценностей культуры общества. То есть результат личностного развития является следствием взаимодействия объективных и субъективных условий. При этом важно то, что наличие объективных условий само по себе не в состоянии решить задачу формирования личности. Эффективное воздействие на личность требует систематическойпедагогической работы, основанной на знании объективных закономерностей личностного развития ребенка(Караковский В.А.,Ядов В.А., 1998).В условиях реализации комплексных задач по развитию потенциальных возможностей ребенка и формированию его духовнонравственных ориентиров происходит развитие умственных и творческих возможностей, формирование самостоятельности в процессе познания, расширение и обновление знаний, развитие определенного уровня познания образа жизни, отношений к экономической, политической икультурной составляющих общественной жизни(Ануфриев Е. А., 1997; Селехова Т. В., 2008).Поэтому система воспитательного воздействия, соответствующая конкретному историческому периоду, обеспечивает формирование свойств личности, которая характерна только этому периоду. И наоборот, каждое изменение условий жизни общества требует сознательного изменения соотносительной системы воспитания, направленного на преодоление устаревших форм, средств и содержания воспитательного воздействия.Изложенное выше обусловливает необходимость постоянного преобразования практики воспитания подрастающего поколения и обеспечение условий присвоения духовных ориентиров, нравственных норм, развития творческих и других способностей. Осуществление преобразования практики невозможно при отсутствии теоретических знаний о закономерностях онтогенетического развития ребенка, об этапных уровнях развития его познавательной и деятельностной активности. При этом, как отмечают многие ученые, гуманистическое отношение к ребенку определяется тем, насколько сам ребенок вовлечен в процесс воспитания как субъект, а не объект.Но субъективностьребенка и его активность должны осуществляться в поле исторически сложившихся образцов поведения и их воспроизведении, что означает ограничение субъектной деятельностной активности, форм его проявления и качественной результативности.В этой связи возникает проблема целесообразности применения определенных терминов, означающих процесс формирования личностных качеств. Речь идет о терминах «социализация» и «воспитание». Процесс присвоенияличностью знаний, норм поведения, социальных образцов поведения, социальных и половых ролей, обычаев, культурных ценностей и т.п., интенсивно происходящий в ходе гуманно ориентированного образования и при включении самого субъекта в процесс его личностного становления представляется многими учеными (Мануилов Ю.С., 1995; Кротов В., 1997; и др.) как процесс социализации.В науке без должного внимания остается другой компонент воспитательного воздействия –ограничение субъектной активности, формирование её в соответствии с общественными потребностями, т.е. построение некоторого «коридора» общественно принятых форм поведения и обеспечение процесса принятия детьми этого коридора, этих общественно приемлемых форм поведения. В этой связи под термином «воспитание» понимается совокупность действий педагогов, связанных с направлением развития субъективного мира воспитуемого на общественно принятых правильных образцах поведения и идеалов. Поэтому замечания Л. С. Выготского о том, что «учитель с научной точки зрения –только организатор воспитательной среды,регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» (1983)являются абсолютно точными. Поэтому, если акцентируется внимание на деятельность педагога по активизации процесса социализации, применяемым является термин «воспитания».

Современная наука подтверждает многочисленными исследованиями два бесспорных факта:

обучение (или научение) человека планированию программ его социального поведения происходит только в социальной среде;

формирование личности проявляется не только в том, что им присваиваются и отражаются общественные отношения, но и в том, что личность, в деятельности постигая общественные отношения, выступает преобразователем себя, окружающей среды, социальных отношений. То есть, человек, изменяясь сам, постигая и присваивая культурныеценности общества, преобразует эти ценности (Галкина Т. Н., 2008 и др.) и тем самым представляет собой субъект и результатобщественных отношений.Таким образом, воздействие, направленное на человека,должно определяться в соответствии с возможностями самого человека. Поэтому значение приобретает учет побудительных сил человека, его функциональных, физических и умственных возможностей, его потребностей. Из этого положения следует, что воспитательное и социализирующее воздействие должно строиться в соответствии с социальными особенностями познаваемой и преобразуемой среды, в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.Социум, как следует из анализа точек зрения многих ученыхсоциологов (Агеев В.С, 1990; Андреева Г.М, Хелкама К, Дубовская Е.М. и др. 1997; Артемова О.Ю., 1992; Баклиеринский С.А., 1993 и др.) понимается как многофункциональная объективная социальная реальность, включающая в себя многообразие материальных, социальных, экономических, политических, идеологических, религиозных факторов, взаимодействующих с личностью в процессе жизнедеятельности в условиях родовых, семейнородственных, национальных, религиозных, территориальных, поселенческих общностей, образуемых по возрастному, профессиональному, творческому признакам.В качестве микросоциального окружения выступает ближайшее социальное пространство, в котором протекает жизнь и развитие личности. В разных возрастных группах границы этого социального пространства отражают возможности человека, а так же зависят от объективных характеристик самого микросоциума. В качестве примера можно рассмотреть микросоциум по признаку места жительства. В сельской местности границы социального пространства микросоциума, как правило, совмещают с территориальным пространством населенного пункта. Вгороде пространство может быть ограничено двором, кварталом или микрорайоном в зависимости от возраста. Для человека, имеющего ограниченное здоровье, микросоциумом может стать границы жилища, а ближайшим его окружением –члены семьи.Общение со сверстниками, как правило, происходит в условиях микросоциального пространства и его расширение означает усиление процессов социализации и, следовательно, связано с возрастными изменениями. При этом стиль и содержание общения в значительной степени определяется возрастными интересами, социальными и профессиональными интересами.Сегодня наблюдается глубокий кризис семьи как социального института, притом не только в России. Кризис обусловлен огромным количеством причин, характеристики которых не являются цельюданной работы. Однако, при этом следует подчеркнуть, что проблемы семьи, как института социализации приводят к негативным проявлениям результатов семейного воспитания.

Достижения современной науки, в том числе труды педагогов и физиологов, философов ипсихологовсвидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.В предупреждении и преодолении социальной запущенностинеобходимо точно выяснить причины и следствия поступков детей, определить закономерные и случайные явления, правильно выявить и применить соответствующий состав средств, методов, которые обеспечивают развитие позитивных качеств и торможение развития либоустранения (по возможности) негативных проявлений в поведении.Биологические природные факторы влияют на физический облик ребенка, его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущения эмоций. Среди биологических факторов определяющей является наследственность, которая предопределяет индивидуальные, физические и некоторые психические качества, наследуемые детьми от родителей. Наследственность как фактор формирования свойств личности, находится в существенной зависимости от социальных условий жизни человека. На наследственность влияют алкоголь, неблагоприятная обстановка в семье или на работе, приводящая к нервным расстройствам и потрясениям. Каков организм в комплексе его биологических и социальных свойств, такова и наследственность. Также в группе биологических факторов следует выделить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата, структурнофункциональные свойства высшей нервной деятельности. Этим объясняются различия в задатках, способностях.В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.Во взаимоотношении личности и среды надо учитывать два решающих момента:1)характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемого личностью;2)активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.Семья –это именно тот социальныйинститут воспитания, который играет главенствующую роль в процессе первичной социализации индивида, т.е. на самой ранней стадии общения ребенка с окружающей средой. По данным социологических, социальнопсихологических и педагогических исследований важнейшим фактором семейного воспитания является его глубоко эмоциональноинтимный характер(Мухина В.С., 1996). Он основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к их родителям. В воспитании детей раннего возраста эти родственные эмоциональные связи имеют свою специфику, так как круг людей, с которыми общаются детидошкольники, весьма ограничен. Постоянство и возможность длительных воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи на детей в самых разнообразных жизненных ситуациях обеспечивают процесс социализацииличности в дошкольном возрасте.Познание ребенком самого себя, окружающего мира, формирование отношения к нему происхъодят благодаря постоянным контактам со своими родителями и другими членами семьи под их воспитательным действием. В этот период у ребенка создается тот базис, на котором может быть построено все следующее воспитание и формирование личности.Исследователипсихологи справедливо считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка –постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любое время можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ученые считают, что «наследование опыта семейных неудач и родительской неэффективности подрывают уверенность ребенка в себе»Социальная потребность в общении возникает уже на первом году жизни ребенка. Вначале общение ограничивается удовлетворением биологических потребностей, о чем в первую очередь заботится мать, но очень быстро ребенок начинает общаться в словах, обращенных именно к нему в совместной игре. Чем старше дети, тем более необходимо для них содержательное эмоциональное общение, дающее радость и активно способствующее умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию.Выражение «дети –зеркало семьи» точно определяет смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. Это позволяет ребенку наиболее полно реализовать свои возможности (Брутман В.С., 1994; Галагузова А.М., 2000).Развитие личности представляет собой сложный противоречивый процесс, включающий в себя уровни биологического, психического, социального и мировоззренческого становления человека, все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое, но на различных этапах тот или иной уровень преобладает и несет в себе доминирующее значение.Биологический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма, его наследственную предрасположенность, которая предопределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества, чем объясняется различия в задатках и способностях, наследуемых детьми от родителей. Биологический подход формирования личности находится в существенной зависимости от социального. Например, наследственность как фактор формирования личности находится в существенной зависимости от социальных условий жизни человека, т.е. характера воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью и реакционной способностью её воздействоватьна эти обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам, правильно разрешать внутренние конфликты, формировать сопротивляемость к внешним отрицательным воздействиям, регулировать и корректировать их. Следовательно, социальный подход к формированию личности объясняет ее особенности, исходя из культуры общества, способов социализации. Социокультурный подход объясняет психическое развитие человека как продукта развития общества. Согласно этому, всё богатство развития человеческой психики обусловлено присвоением человеком общественно –исторического опыта. Только взаимодействие именно всех факторов в комплексе обеспечивает целостное многогранное развитие личности.В исследовании В.С. Мухина (1996) систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:1)воспитание в семье отличается глубоким эмоциональноинтимным характером. Проводником семейного воспитания является родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех членов семьи;2)воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца и других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях и их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители;3)семья обладает объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды деятельности (бытовую, хозяйственную, трудовую, воспитательную в отношении других членов семьи и самого себя).Таким образом, преодоление последствий депривации педагогическими методами является практически единственным выходом поддержания здоровья детейсирот.

Ссылки на источники1. Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии. –Вестник Московского университета. –Сер. 18. Социология иполитология. –1997. –№ 3. –С.3346;2. Галкина Т. Н. Антропометрические и соматотипологические особенности лиц юношеского возраста в Пензенском регионе. Автореф. дис. канд. мед. наук. –Волгоград, 2008. –22 с.;3. Кротов В. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. –М.: Нов. шк., 1997. –256 с.; 4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в моделировании //Моделирование воспитательных систем: теория практике /Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. –М.: Издво РОУ, 1995; 5. Селихова Г.В. Дидактическая стратегия в личностно ориентированном обучении учащихся // Мир психологии. –2008. –№ 2. –С.131144;6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. –М.: Добросвет. Книжныйдом«Университет», 1998. –С. 596.

Alexey Olegovich Isakov,the senior teacher, Department of physical culture and sports education of branch FGBOU VPO "KarachayCherkess state university of U.D. Aliyev", KropotkinProcess socialization of the child and the factors defining its efficiencyAbstract.The article deals with overcoming the consequences of deprivation pedagogical methods that are virtually the only way to maintain the health of children orphaned. Keywords:education, personal development, society.