Государственный алиментный фонд как способ защиты прав детей
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Князева
М.
А. Государственный алиментный фонд как способ защиты прав детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
731–735. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54410.htm.
Аннотация. Статья посвящена обоснованию создания государственного алиментного фонда в России и наиболее актуальным вопросам его функционирования.
Текст статьи
Князева Марина Анатольевнакандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов, ТульскийфилиалФГБОУ ВПО «Рроссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Тулаknjzeva_ma@mail.ru
Государственный алиментный фонд как способ защитыправ детей
Аннотация. Статья посвящена обоснованию создания государственного алиментного фонда в России и наиболее актуальным вопросам его функционирования.
Ключевые слова: права ребенка, несовершеннолетниедети, алименты
Чужих детей не бывает.Хиллари Клинтон
Обеспечение благополучного и защищённого детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Необходимость коррекции демографической ситуации в России за последние годы из дискуссионного поля перешла вюридически закреплённую форму «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.»[1]. Первое место в числе основных задач по реализации стратегии занимает «сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода». Особое внимание в данной связи должно уделяться детям, воспитываемым в неполных семьях, поскольку отсутствие одного из родителей в действительности практически равнозначно отсутствию одного из кормильцев. Для обеспечения прав детей на полное игармоничное развитие, рост в условиях материальной обеспеченности законом предусмотрен инструмент алиментных выплат, целью применения которого и является обеспечение достойного уровня жизни несовершеннолетних. Россия является участником Конвенции о правахребёнка, а, следовательно, несёт обязательства по «восстановлению содержания ребёнка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребёнка»[2].Российская официальная статистика тему выплат алиментов обходит стороной: отсутствуют не только исчерпывающие данные о получателях, но и о фактически произведённых выплатах. Нехватка статистических данных не только затрудняет проведение оценки эффективности действующей системы обеспечения детей алиментами, но и осложняет процесс принятия тех или иных управленческих решений. Наличие большого пласта незарегистрированных браков также усложняет процесс сбора и без того разрозненной информации. Около четверти детей в России рождаются вне брака(рис. 1).
Рис. 1. Доля детей, рожденных вне брака[3]
Согласно результатам переписи населения 2010 года около 3,2 миллионов детей до 18 лет воспитываются в неполных семьях. Существенно возросло число разводов (в отношении к числу заключаемых браков). В глазах общественности развод перестал быть явлением порицаемым, экстраординарным. По данным Федеральной службы государственной статистики за последние шесть десятилетий доля разводов в числе заключаемых браков возросла более чем в 12 раз, достигнув своего пика в 2002 году (83,71%)(рис.2)
Рис. 2. Отношение числа разводов к числу заключаемых браков[4]
Несмотря на то, что законодательством предусмотрено несколько форм закрепления порядка уплаты алиментов, различных как по способу утверждения, так и по сфере воздействия, порядку исполнения, по данным,полученным в рамках исследования Ржаницыной Л.С., около 65% опрошенных женщин ответили, что по тем или иным причинам не прибегали к закреплению порядка алиментов в рамках существующих юридических процедур[5]. Иными словами, алиментополучатели не пользуются своим законным правом по закреплению порядка уплаты алиментов. С точки зрения защиты прав несовершеннолетних такое положение вещей очень тревожно: в ситуации отсутствия юридически оформленного порядка уплаты алиментов материальное положение ребёнка напрямую зависит от отношений между его родителями. Есть серьёзные основания полагать, что выявленная картина является следствием низкой эффективности взыскания задолженности в принудительном порядке. При наличии документа о порядке уплаты алиментов в случае отсутствия выплат по любому из них, взыскатель алиментов имеет только один путь истребования причитающихся сумм. Этим путём является возбуждение исполнительного производства через органы Федеральной службы судебных приставов. Данные, формируемые Федеральной службой судебных приставов РФ, по сути, являются единственным источником государственной статистики, позволяющим оценить эффективность взыскания алиментов. Важно отметить тот факт, что ФССП не формируется отдельной статистики по взысканию алиментов нанесовершеннолетних детей (Семейным Кодексом РФ установлена также и обязанность детей по содержанию престарелых родителей, статистика формируется по обоим типам алиментных отношений). Таким образом, судить о результатах работы по абсолютным значениям нельзя. Тем не менее, даже с учётом обобщённого характера формируемой статистики, ряд показателей наводит исследователя на неутешительные выводы.Так, например, по данным за2013год на исполнении ФССП[6]находилось 1,78миллиона исполнительных документов. За отчётный периодлишь 0,053миллиона исполнительных производств было окончено за счёт добровольного исполнения обязательства должником, то есть около 3,01%. Столь низкий показатель свидетельствует о крайне слабом желании должников исполнять ранее взятые или присужденные судом обязательства, о низкой правовой культуре алиментоплательщиков. Фактически исполненными в отчётном периоде стали 3,25% исполнительных производств по уплате алиментов (0,058миллиона). Неутешительны и показатели по прекращению исполнительных производств за счёт направления копий исполнительных документов в организацию по месту работы должника для произведения удержаний из дохода –27,61%. Таким образом, можно говорить о том, что задолженность по почти двум третям исполнительных документов, находившихся на исполнении в органах ФССП, в 2013году погашена не была.Ситуация в отношении трети детей, которые получают алименты, также очень тревожна. Официальной статистики о суммах фактически выплачиваемых алиментов в стране не формируется. Есть серьёзные основания полагать, что реально получаемые суммы существенно ниже уровня, необходимого для обеспечения должного уровня жизни и развития несовершеннолетнего. Так, например, по результатам лонгитюдного панельного обследования НИСП «Родители и дети. Мужчины и женщины», проводившегося в 2004 и 2007 годах,лишь 45% детей из общего числа несовершеннолетних, получавших алименты, получали выплаты в размере более половины прожиточного минимума[7]. Иными словами, только 15% детей, имевших право на алиментные выплаты в 2007 году, получали их на уровне, сопоставимом с минимально необходимым для выживания.Во второй половине 2012 года Координационным Советом по реализации вышеуказанной Национальной стратегии при Президенте РФ была разработана Концепция проекта закона «Об улучшении системы обеспечения детей алиментами и создания алиментного фонда». Концепция представляет собой комплекс инициатив, а именно меры по:введению государственного минимального стандарта алиментов,созданию государственного алиментного фонда,изменению перечня доходов, из которых производится удержание алиментов на детей,улучшению порядка сбора и размещения статистической информации в сфере алиментных отношений.Предлагаемый комплекс мер направлен не только на создание новых инструментов и структур, таких как минимальный стандарт алиментов и алиментный фонд, но и на изменение действующих практик в сфере обеспечения несовершеннолетних детей алиментами.В сентябре 2012 спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать в России фонд временной поддержки одиноких матерей, не получающих алименты от бывших мужей.Тогда же за создание алиментного фонда высказывались профильный комитет Совета Федерации и ряд депутатов Госдумы, в том числе директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. В марте 2013 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что подготовлен законопроект по созданию алиментного фонда.В проекте предусматривается, что из фонда будут направлять выплаты тем семьям, которые не получают алименты. Когда должник будет разыскан судебными приставами, он восполнит эти выплаты, возможно, за счет продажи собственности. Однако до сих пор, по сведениям авторастатьи, данный законопроект в Государственной Думе не обсуждался.
Основные процессуальные аспекты внесения, рассмотрения и утверждения проектов федеральных законов регламентируются Разделом III Регламента Государственной Думы Российской Федерации «Законодательная процедура». Статьёй 105 Регламента установлено, что помимо всего прочего, к законопроекту должно быть подготовлено финансовоэкономическое обоснование.При этом очень важным вопросом является вопрос об уровне создаваемого фонда (федеральный или региональный) и о механизме его пополнения.Первоначально целесообразно создать фонд на бюджетной основе, но алиментный фонд должен действовать на возвратной основе. Создание его не снимает обязательства одного из родителей содержать ребенка.Высказывались предложения о том,что лишь 50% от величины государственного минимального стандарта алиментов будет выплачиваться за счёт федерального бюджета. Вторая же половина государственного минимального стандарта алиментов, а также региональные надбавки лягут на бюджеты субъектов Российской Федерации. В этом случае актуальным становится обсуждение двух аспектов:Установление минимального стандарта алиментов и оценка его покупательной способности по регионам РФОценка нагрузки на бюджетысубъектов России на основании анализа уровня собственных доходов субъектов.Введение минимального стандарта алиментов является одной из центральных мер осуществления государственной политики по улучшению системы обеспеченности детей алиментами. Посредством этого инструмента на федеральном уровне закрепляется базовый уровень гарантии защиты прав детей. Ниже этого уровня не смогут быть установлены суммы алиментов в решениях судов, а также в соглашениях об уплате алиментов. Применение жёсткого ограничения позволит снизить риск недополучения ребёнком алиментов в случаях сокрытия должником источников доходов.Логично установить, что государственный минимальный стандарт алиментов будет составлять от 25%до 50%от действующего показателя прожиточного минимума в Российской Федерации. В третьем квартале 2013годапрожиточный минимум на ребенка в среднем по России был установлен на уровне 7015рублей.На уровне субъектов к минимальному стандарту алиментов должны быть применены районные коэффициенты в соответствии с установленным порядком районного регулирования оплаты труда и пенсий в северных и восточных регионах России. Предложение по использованию районных коэффициентов призвано сгладить региональные различия и гарантировать равноправие субъектов.
В связи с тем,что регионы по степени наполняемости бюджетов делятся на регионыдоноры и регионыреципиенты,
исполнение расходных обязательств по обеспечению выплат алиментным фондом депрессивными субъектами не должно быть поставлено под большой вопрос ввиду общей неблагоприятной ситуации в регионе. Именно с этимсвязано предложение по софинансированию алиментного фонда из бюджетов двух уровней.Проблемы, связанные с созданием алиментного фонда на этом не ограничиваются. Решить их поможет опыт, накопленных мировым сообществом. Алиментные фонды функционируют во многих зарубежных странах, в частности в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Норвегии. Однако пополняются они в основном за счет взысканных с должников денег. Эти организации наделяются очень широким кругом полномочий: выступление от имени истца в судах, розыск должников, арест имущества, оперативная работа по выявлению имущественного положения должника (алименты не платит, ничем не владеет, но передвигается на машине –почему?) и так далее. При этом фонды напрямую вычитают алименты из зарплаты должника без судебного разбирательства, прибегая к судам только в целях лишения водительских прав или привлечения к уголовной ответственности.Идея создания алиментного фонда в России в том, чтобы поддержать ребенка на временной разрыв, необходимый для розыска плательщика и выполнения решения суда. Потому что решение суда по выплате алиментов может исполняться год, два, три, пока идет розыск. Но ребенок не может ждать, он хочет есть.
Ссылки на источники1.Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы»2.Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г.), статья 27, пункт 43.Демографический ежегодник России 2013 год. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11376742093124.Федеральная служба государственной статистики: Официальная статистика / Население / Демография http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography5.Ржаницына Л.С. Алименты на детей как элемент гражданской ответственности // Социологические исследования. 2010. №7, июль, с.56656.Ведомственная статистическая отчётность Федеральной службы судебных приставов. Форма № 11 «Основные показатели работы судебных приставовисполнителей территориальных органов ФССП России» http://www.fssprus.ru/opendata/7709576929statlist/data1structure1.csv7.Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. Проблема воспитания детей в неполных семьях // Семья в центре социальнодемографической политики? –сборник статей / отв. ред. Синявская О.В. –М.: Независимый институт социальной политики, 2009. с. 608.Федеральная служба государственной статистики: Официальная статистика / Население / Уровень жизни http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_41kv.htm
KnyazevаMarina, Candidate of technical Sciences, head of Department of economy and Finance of the Tula branch of RANEPA, Tula.State alimentary fund as a way to protect children's rightsAbstract.Article is devoted to justification of creation of alimentary fund in Russia and to the most topical issues of its functioning. Keywords:rights of the child, minor children, alimony.
Государственный алиментный фонд как способ защитыправ детей
Аннотация. Статья посвящена обоснованию создания государственного алиментного фонда в России и наиболее актуальным вопросам его функционирования.
Ключевые слова: права ребенка, несовершеннолетниедети, алименты
Чужих детей не бывает.Хиллари Клинтон
Обеспечение благополучного и защищённого детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Необходимость коррекции демографической ситуации в России за последние годы из дискуссионного поля перешла вюридически закреплённую форму «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.»[1]. Первое место в числе основных задач по реализации стратегии занимает «сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода». Особое внимание в данной связи должно уделяться детям, воспитываемым в неполных семьях, поскольку отсутствие одного из родителей в действительности практически равнозначно отсутствию одного из кормильцев. Для обеспечения прав детей на полное игармоничное развитие, рост в условиях материальной обеспеченности законом предусмотрен инструмент алиментных выплат, целью применения которого и является обеспечение достойного уровня жизни несовершеннолетних. Россия является участником Конвенции о правахребёнка, а, следовательно, несёт обязательства по «восстановлению содержания ребёнка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребёнка»[2].Российская официальная статистика тему выплат алиментов обходит стороной: отсутствуют не только исчерпывающие данные о получателях, но и о фактически произведённых выплатах. Нехватка статистических данных не только затрудняет проведение оценки эффективности действующей системы обеспечения детей алиментами, но и осложняет процесс принятия тех или иных управленческих решений. Наличие большого пласта незарегистрированных браков также усложняет процесс сбора и без того разрозненной информации. Около четверти детей в России рождаются вне брака(рис. 1).
Рис. 1. Доля детей, рожденных вне брака[3]
Согласно результатам переписи населения 2010 года около 3,2 миллионов детей до 18 лет воспитываются в неполных семьях. Существенно возросло число разводов (в отношении к числу заключаемых браков). В глазах общественности развод перестал быть явлением порицаемым, экстраординарным. По данным Федеральной службы государственной статистики за последние шесть десятилетий доля разводов в числе заключаемых браков возросла более чем в 12 раз, достигнув своего пика в 2002 году (83,71%)(рис.2)
Рис. 2. Отношение числа разводов к числу заключаемых браков[4]
Несмотря на то, что законодательством предусмотрено несколько форм закрепления порядка уплаты алиментов, различных как по способу утверждения, так и по сфере воздействия, порядку исполнения, по данным,полученным в рамках исследования Ржаницыной Л.С., около 65% опрошенных женщин ответили, что по тем или иным причинам не прибегали к закреплению порядка алиментов в рамках существующих юридических процедур[5]. Иными словами, алиментополучатели не пользуются своим законным правом по закреплению порядка уплаты алиментов. С точки зрения защиты прав несовершеннолетних такое положение вещей очень тревожно: в ситуации отсутствия юридически оформленного порядка уплаты алиментов материальное положение ребёнка напрямую зависит от отношений между его родителями. Есть серьёзные основания полагать, что выявленная картина является следствием низкой эффективности взыскания задолженности в принудительном порядке. При наличии документа о порядке уплаты алиментов в случае отсутствия выплат по любому из них, взыскатель алиментов имеет только один путь истребования причитающихся сумм. Этим путём является возбуждение исполнительного производства через органы Федеральной службы судебных приставов. Данные, формируемые Федеральной службой судебных приставов РФ, по сути, являются единственным источником государственной статистики, позволяющим оценить эффективность взыскания алиментов. Важно отметить тот факт, что ФССП не формируется отдельной статистики по взысканию алиментов нанесовершеннолетних детей (Семейным Кодексом РФ установлена также и обязанность детей по содержанию престарелых родителей, статистика формируется по обоим типам алиментных отношений). Таким образом, судить о результатах работы по абсолютным значениям нельзя. Тем не менее, даже с учётом обобщённого характера формируемой статистики, ряд показателей наводит исследователя на неутешительные выводы.Так, например, по данным за2013год на исполнении ФССП[6]находилось 1,78миллиона исполнительных документов. За отчётный периодлишь 0,053миллиона исполнительных производств было окончено за счёт добровольного исполнения обязательства должником, то есть около 3,01%. Столь низкий показатель свидетельствует о крайне слабом желании должников исполнять ранее взятые или присужденные судом обязательства, о низкой правовой культуре алиментоплательщиков. Фактически исполненными в отчётном периоде стали 3,25% исполнительных производств по уплате алиментов (0,058миллиона). Неутешительны и показатели по прекращению исполнительных производств за счёт направления копий исполнительных документов в организацию по месту работы должника для произведения удержаний из дохода –27,61%. Таким образом, можно говорить о том, что задолженность по почти двум третям исполнительных документов, находившихся на исполнении в органах ФССП, в 2013году погашена не была.Ситуация в отношении трети детей, которые получают алименты, также очень тревожна. Официальной статистики о суммах фактически выплачиваемых алиментов в стране не формируется. Есть серьёзные основания полагать, что реально получаемые суммы существенно ниже уровня, необходимого для обеспечения должного уровня жизни и развития несовершеннолетнего. Так, например, по результатам лонгитюдного панельного обследования НИСП «Родители и дети. Мужчины и женщины», проводившегося в 2004 и 2007 годах,лишь 45% детей из общего числа несовершеннолетних, получавших алименты, получали выплаты в размере более половины прожиточного минимума[7]. Иными словами, только 15% детей, имевших право на алиментные выплаты в 2007 году, получали их на уровне, сопоставимом с минимально необходимым для выживания.Во второй половине 2012 года Координационным Советом по реализации вышеуказанной Национальной стратегии при Президенте РФ была разработана Концепция проекта закона «Об улучшении системы обеспечения детей алиментами и создания алиментного фонда». Концепция представляет собой комплекс инициатив, а именно меры по:введению государственного минимального стандарта алиментов,созданию государственного алиментного фонда,изменению перечня доходов, из которых производится удержание алиментов на детей,улучшению порядка сбора и размещения статистической информации в сфере алиментных отношений.Предлагаемый комплекс мер направлен не только на создание новых инструментов и структур, таких как минимальный стандарт алиментов и алиментный фонд, но и на изменение действующих практик в сфере обеспечения несовершеннолетних детей алиментами.В сентябре 2012 спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать в России фонд временной поддержки одиноких матерей, не получающих алименты от бывших мужей.Тогда же за создание алиментного фонда высказывались профильный комитет Совета Федерации и ряд депутатов Госдумы, в том числе директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. В марте 2013 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что подготовлен законопроект по созданию алиментного фонда.В проекте предусматривается, что из фонда будут направлять выплаты тем семьям, которые не получают алименты. Когда должник будет разыскан судебными приставами, он восполнит эти выплаты, возможно, за счет продажи собственности. Однако до сих пор, по сведениям авторастатьи, данный законопроект в Государственной Думе не обсуждался.
Основные процессуальные аспекты внесения, рассмотрения и утверждения проектов федеральных законов регламентируются Разделом III Регламента Государственной Думы Российской Федерации «Законодательная процедура». Статьёй 105 Регламента установлено, что помимо всего прочего, к законопроекту должно быть подготовлено финансовоэкономическое обоснование.При этом очень важным вопросом является вопрос об уровне создаваемого фонда (федеральный или региональный) и о механизме его пополнения.Первоначально целесообразно создать фонд на бюджетной основе, но алиментный фонд должен действовать на возвратной основе. Создание его не снимает обязательства одного из родителей содержать ребенка.Высказывались предложения о том,что лишь 50% от величины государственного минимального стандарта алиментов будет выплачиваться за счёт федерального бюджета. Вторая же половина государственного минимального стандарта алиментов, а также региональные надбавки лягут на бюджеты субъектов Российской Федерации. В этом случае актуальным становится обсуждение двух аспектов:Установление минимального стандарта алиментов и оценка его покупательной способности по регионам РФОценка нагрузки на бюджетысубъектов России на основании анализа уровня собственных доходов субъектов.Введение минимального стандарта алиментов является одной из центральных мер осуществления государственной политики по улучшению системы обеспеченности детей алиментами. Посредством этого инструмента на федеральном уровне закрепляется базовый уровень гарантии защиты прав детей. Ниже этого уровня не смогут быть установлены суммы алиментов в решениях судов, а также в соглашениях об уплате алиментов. Применение жёсткого ограничения позволит снизить риск недополучения ребёнком алиментов в случаях сокрытия должником источников доходов.Логично установить, что государственный минимальный стандарт алиментов будет составлять от 25%до 50%от действующего показателя прожиточного минимума в Российской Федерации. В третьем квартале 2013годапрожиточный минимум на ребенка в среднем по России был установлен на уровне 7015рублей.На уровне субъектов к минимальному стандарту алиментов должны быть применены районные коэффициенты в соответствии с установленным порядком районного регулирования оплаты труда и пенсий в северных и восточных регионах России. Предложение по использованию районных коэффициентов призвано сгладить региональные различия и гарантировать равноправие субъектов.
В связи с тем,что регионы по степени наполняемости бюджетов делятся на регионыдоноры и регионыреципиенты,
исполнение расходных обязательств по обеспечению выплат алиментным фондом депрессивными субъектами не должно быть поставлено под большой вопрос ввиду общей неблагоприятной ситуации в регионе. Именно с этимсвязано предложение по софинансированию алиментного фонда из бюджетов двух уровней.Проблемы, связанные с созданием алиментного фонда на этом не ограничиваются. Решить их поможет опыт, накопленных мировым сообществом. Алиментные фонды функционируют во многих зарубежных странах, в частности в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Норвегии. Однако пополняются они в основном за счет взысканных с должников денег. Эти организации наделяются очень широким кругом полномочий: выступление от имени истца в судах, розыск должников, арест имущества, оперативная работа по выявлению имущественного положения должника (алименты не платит, ничем не владеет, но передвигается на машине –почему?) и так далее. При этом фонды напрямую вычитают алименты из зарплаты должника без судебного разбирательства, прибегая к судам только в целях лишения водительских прав или привлечения к уголовной ответственности.Идея создания алиментного фонда в России в том, чтобы поддержать ребенка на временной разрыв, необходимый для розыска плательщика и выполнения решения суда. Потому что решение суда по выплате алиментов может исполняться год, два, три, пока идет розыск. Но ребенок не может ждать, он хочет есть.
Ссылки на источники1.Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы»2.Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г.), статья 27, пункт 43.Демографический ежегодник России 2013 год. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11376742093124.Федеральная служба государственной статистики: Официальная статистика / Население / Демография http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography5.Ржаницына Л.С. Алименты на детей как элемент гражданской ответственности // Социологические исследования. 2010. №7, июль, с.56656.Ведомственная статистическая отчётность Федеральной службы судебных приставов. Форма № 11 «Основные показатели работы судебных приставовисполнителей территориальных органов ФССП России» http://www.fssprus.ru/opendata/7709576929statlist/data1structure1.csv7.Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. Проблема воспитания детей в неполных семьях // Семья в центре социальнодемографической политики? –сборник статей / отв. ред. Синявская О.В. –М.: Независимый институт социальной политики, 2009. с. 608.Федеральная служба государственной статистики: Официальная статистика / Население / Уровень жизни http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_41kv.htm
KnyazevаMarina, Candidate of technical Sciences, head of Department of economy and Finance of the Tula branch of RANEPA, Tula.State alimentary fund as a way to protect children's rightsAbstract.Article is devoted to justification of creation of alimentary fund in Russia and to the most topical issues of its functioning. Keywords:rights of the child, minor children, alimony.