Стратегический анализ в системе управления организацией

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Позубенкова Э. И. Стратегический анализ в системе управления организацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 786–790. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54421.htm.
Аннотация. Статья посвящена стратегическим аспектам экономического анализа, посредством которого организация аграрной сферы может избрать эффективную стратегию развития с целью преодоления внешних факторов неустойчивой среды функционирования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Позубенкова Эльвира Исмаиловна,кандидат экономических наук,доценткафедры управления АПК,ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пензаepozubenkova@mail.ru

Стратегический анализ в системе управления организацией

Аннотация. Статья посвящена стратегическим аспектам экономического анализа, посредством которого организация аграрной сферы может избрать эффективную стратегию развития с целью преодоления внешних факторов неустойчивой среды функционирования.Ключевые слова: стратегия, SWOT–анализ, PEST–анализ, лидерство по издержкам.

Стратегический анализ является важным этапом предплановых исследований, так как обеспечивает базу для определения целей предприятия и выработки его стратегии, позволяющей сформировать свою миссию и достичь поставленных целей.В ходе стратегического анализа системно анализируются факторы внешней седы и ресурсного потенциала для определения текущего положения фирмы, выделения ее стратегических областей бизнеса, выявления стратегических проблем, определения условий дальнейшего успешного развития.Таким образом, стратегический анализ обеспечивает необходимую информационную базу, позволяющую наиболее эффективным образом осуществить целепостановкуи стратегических альтернатив развития.Структурные компоненты стратегического анализа областей бизнеса представлены на рисунке1.



Рисунок1 Компоненты анализа стратегических областей бизнеса

Как видим, стратегический анализ состоит из двух основных блоков: анализавнутренней среды организации с выделением ключевых факторов успеха и анализа внешней среды, обладающей динамизмом и сложностью.Стратегические области бизнесаВнутренний анализКФУФинансовый анализЦепочка ценностеймаркетинг,производство, финансы, персоналВнешний анализэкономические факторы;политические факторы и т.д.Внутренняя среда предприятия –это та часть общей среды, которая находится под контролемпредприятия. Она оказывает непосредственное воздействие на его функционирование. Успешность любой стратегии зависит от того, имеются ли у предприятия необходимые возможности для реализации стратегии. Анализ внутренней среды направлен на выявление этих возможностей, определение потенциала, который можноиспользовать в процессе достижения своих целей.Стратегический анализ внутренней среды предусматривает анализ следующих функциональных зон, характерных для большинства предприятий: маркетинг, производство, финансы, персонал.Внешняя среда предприятия –совокупность экономических, правовых, политических, социокультурных, демографическихфакторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.В процессе стратегического анализа внешняя среда изучается, главным образом, для того, чтобы определить предоставляемые ею возможности и исходящие от нее угрозы для деятельности субъекта.Нами рассмотрены лишь некоторые элементы стратегического анализа бизнеса колхоза «Имени Кирова» Тамалинского районаПензенской области.Это достаточное известное в районе хозяйство, динамика развития которого, отражающая внутренние компоненты анализа, представлена в таблице 1.Таблица 1Динамика развития колхоза имени Кирова

ПоказательГодБазисный темп роста, %201020112012Общая земельная площадь, га71836329632988,1в т.ч. сельскохозяйственныхугодий69846130613087,8из них пашня64765763576388,9Среднегодовая численность работников, чел.17616015085,2Энергетические мощности, л.с.674967496750100,1Стоимость основных средств на конец года, тыс. руб.503465271852718104,7Поголовье крупного рогатого скота на конец года, гол.134513771455108,2в т.ч. коров600600600100Выручка от продаж, тыс. руб.317713681945770144,1Прибыль от продаж, тыс. руб.4565803212016263,2Рентабельность продаж, %14,3721,8126,25Х

На фоне снижения объема земельных и трудовых ресурсов, отмечается рост основных средств и энергетических мощностей организации, поголовья крупного рогатого скота. Динамично растут выручка, прибыль и рентабельность продаж колхоза.Хозяйство специализируется на молочном скотоводстве с развитым производством зерна, которые в структуре продаж соответственно занимают 42,5% и почти 15%. Производство молока и зерна приносят хозяйству ежегодную прибыль, уровень которой в 2012 году составил соответственно 4548 и 1337 тыс.руб.Таким образом, молочное скотоводство и зернопроизводство можно назвать стратегическими областями бизнеса организации, они определяют ее ключевые факторы успеха.Таблица 2Профиль макросреды организации

Фактор макросредыВажность для отрасли, АВлияние на организацию,ВСтепень влияния, ССтепень важности, D= А*В*С1.Природноклиматические33192.Демографические12123.Финансовоэкономические22144.Политикоправовые22145.Технологические21126.Социокультурные1111

Методология SWOTанализа предполагает выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, установление связей между ними. Нами составлена таблицапрофиля макросреды на основе PEST–анализа (таблица 2), а также таблицапрофиля микросреды (таблица 3).Ксильным сторонам предприятия относится устойчивость финансов, наличие высококвлифицированного персонала и положительной репутации фирмы.В частности, об устойчивости финансовой составляющей внутренней среды хозяйства свидетельствует проведенный прогноз банкротства по усовершенствованной модели Э. Альтмана.Z= 0,717х1+0,847х2+3,107х3+0, 42 х4+0,998х5, гдех1= 0,48;х2= 0,87;х3 = 0,03;х4 = 3,17;х5= 1,37.Таким образом, Z=0,35+0,74+0,09+1,33+1,34=3,85Полученное значение Zсчета намного превышает критериальное значение 2,9. Следовательно, в ближайшей перспективе отсутствует угроза банкротства данной организации.

Однако реализации целей организации могут препятствовать неблагоприятная экономическая обстановкав стране (уровень инфляции, доступность кредитов и т.д.), отток квалифицированной рабочей силыиз сельской местности, усиление нормативной базы в условиях ВТО, неразвитость маркетинга.Таблица 3Профиль микросреды организации

Фактор микросредыВажность для отрасли, АВлияние на организацию,ВНаправленность влияния,ССтепень важности, D= А*В*СПоставщики2214Потребители3319Конкуренты3216Кредиторы1111 Контактные аудитории2214

Профиль макросреды свидетельствуето том, что наибольшее влияние на бизнес организации оказывают природные, экономические и политико–правовые факторы. А на основе профиля микросреды мы сделали вывод о значимости потребителей и конкурентов для разработки стратегии развития организации.Кроме того, нами осуществлено на основе субъективной оценки формирование корпоративного профиля организации.Таблица 4Корпоративный профиль колхоза «Имени Кирова»

Характеристика организацииОценка характеристики0 25 50 75 1001.Прогрессивная организация 2.Ресурсный потенциал 3.Инновационное решение проблем

4.Эффективныймаркетинг

5.Лидерство на рынке

6.Высококвалифицированные специалисты

7.Умение решать сложные проблемы

8.Высокое качество продукта

9.Известность на рынке

10.Ценовая политика

11.Специализация

12.Издержки производства

Был сделан выводо том, что онаотносится к числу прогрессивных, обладает компетентными специалистами, умеет решать сложные проблемы. Самым слабым звеном является отсутствиеактивного маркетинга, особенно в сфере стратегических областейбизнеса,а именно молочном скотоводстве. Кроме того, организация должна постоянно отслеживать уровень производственных затрат, чтобы покрывать их договорными ценами, которые диктует единственный покупатель продукта.

Вся молочная продукция колхоза реализуется по одному единственному каналу –в ООО «Мечта»Сердобского района.

Структура рынка близка к олигопсонии, сбыт продукции ограничен числом перерабатывающих предприятий и они формируютзакупочные цены, существенно занижая их. Так,цена реализации молока немного превышала 11 руб. за 1 литр, а себестоимость 1 л продукта составляла практически 8 руб.Производство и продажа молока приносят организации прибыль, но постоянное удорожание затрат требует активное внедрение инноваций в стратегию развития субъекта.РESTанализ показал, что государство проводит активную поддержку развития молочного скотоводства, на это нацеливают многие государственные и региональные программы, например, «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы»или постановление Правительства Пензенской области от 15.03.2013 № 149пП «О порядке предоставления субсидий на реализацию мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020годы». Однако проблемы с ростом себестоимостипродукции снижают эффективность производства и продажи молока.Используемые элементы стратегического анализа позволили определить проблемы, возможности предприятия и сформулировать вектор стратегического развития, который базируется на снижении издержек производства.Данная стратегия позволит увеличить массу прибыли организации на основе производства и продажи продукта с улучшенными потребительскими свойствами.Для увеличения объемовпроизводства продукции в организации и снижении себестоимости единицы продукта возможно применение новых технологий. Одним из методов повышениякачества молокаи продуктивности животных является применение пробиотических препаратов при кормлении коров.

Для этого можно ввести в рацион скота препарат «Бацелл»—это комплекс полезных микроорганизмов, которые способствуют формированию нормальной микрофлорывкишечнике.Угнетая болезнетворные микробы, препарат помогает перерабатывать корма, стимулирует обменные процессы ворганизме. Благодаря «Бацелл» вместе свозрастанием усвояемости кормов растет ипродуктивность, а,следовательно, улучшаются экономические показатели, что иподтверждается многочисленными испытаниями препарата вразличных хозяйствах (ООО «Возрождение» Тюменской области, ЗАО «Путиловец Юг» Павловского района Краснодарского края). Кроме того, «Бацелл»—один изнаиболее дешевых ферментнопробиотическихпрепаратов, существующих наРоссийском рынке. Средняя стоимость 1 кг составляет 70 рублей.Порезультатам опыта, проведенном вООО «Возрождение» Тюменской области, специалисты наблюдали снижение количества соматических клеток вмолоке укоров.Количество соматических клеток через 1месяц использования пробиотического препарата «Бацелл»(50г/гол.) снизилось с1млн.кл./см3 доуровня 240тыс.кл./см3, что свидетельствует обэффективности применения пробиотиков сцелью улучшения состояния здоровья лактирующих коров иповышения качества молока.

Статистика применения препарата свидетельствует, что скармливание корове вдень 50–70 г «Бацелл» позволяет доить всутки на1–1,5 кг молока больше. Ежедневные затраты на применение «Бацелл» на одно животное—3рубля 12копеек. Период применения –9 недель.Рассчитаем экономическую эффективность применения препарата в таблице5.Таблица5Экономическая эффективность производства молока

Показатель2012 г.ПроектОтклонения(+,)Объемреализованного молока, ц1579017815

2025Производственная себестоимость 1 ц продукта, руб.813,46749,34

64,12Цена реализации, руб.1101,51101,5

Выручка от продаж, тыс. руб.1739219623

2231Прибыль от продаж, тыс.руб.45486273,561725,56

Таким образом, применение препарата«Бацелл» увеличивает валовой надой молока на 2025 ц. При прежней цене реализации 1 ц молока прибыль от реализации дополнительного валового надоя составляет 1725,56 тыс. руб.Также нужно учесть, что применяемый препарат повышает усвояемость кормов, что приводит к снижению затрат на корма; повышает качество продукции, что влечет за собой снижение себестоимости продукта.В рамках стратегии лидерства по издержкам возможны и другие меры по снижении себестоимости продукта, главное, не останавливаться на месте и постоянно внедрять инновационные подходы в процесс производства и реализации продукции.

Ссылки на источники1.«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы». –URL:http://www.mcx.ru/2.Постановление Правительства Пензенской области от 15.03.2013 № 149пП «О порядке предоставлениясубсидий на реализацию мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020годы». Правовая система «ГАРАНТ».3.Савельева, Н.А. Стратегический менеджмент: учебник / Н.А. Савельева. –Ростов н/Д : Феникс, 2012. –382 с.

Pozubenkova Ismailovna Elvira, Ph.D., assistant professor of "Management of agriculture" VPO "Penza of state agricultural academy," Penza epozubenkova@mail.ruStrategic analysis of the control system organizationAbstract.Article is devoted to the strategic aspects of economic analysis, whereby the organization of the agrarian sector may elect an effective development strategy to overcome external factors notstable operating environment. Keywords:strategy, SWOT analysis, PEST analysis, cost leadership.