Роль маркетинговых исследований в формировании ценовой политики предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Санкеева М. А. Роль маркетинговых исследований в формировании ценовой политики предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 836–840. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54431.htm.
Аннотация. На современном рынке цветочной продукции компаниям достаточно сложно выбрать для себя правильное ценообразование, учесть все факторы, влияющие на чувствительность к цене у потребителей. Поэтому компании прибегают к проведению маркетинговых исследований. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на чувствительность потребителей к цене, на примере статистического анализа выявляется зависимость двух основных характеристик, выделенных в ходе исследования цветочной продукции самарской компании.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Санкеева Мария Алексеевна,студентка, Самарский государственный экономический университет, г. Самараsankeevamasha@mail.ru

Роль маркетинговых исследований в формировании ценовой политики предприятия

Аннотация.На современном рынке цветочной продукции, компаниям достаточно сложно выбрать для себя правильное ценообразование, учесть все факторы, влияющие на чувствительность к цене у потребителей. Поэтому, компании прибегают к проведению маркетинговых исследований. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на чувствительность потребителей к цене, на примере статистического анализа выявляется зависимость двух основных характеристик, выделенных в ходе исследования цветочной продукции самарской компании.Ключевые слова:маркетинг, маркетинговые исследования, факторы чувствительности к изменению цены, статистические показатели.

Каждая современная организация стремится максимально точно определить степень чувствительности потребителя к изменению цен на свой товар, так как при ряде факторов эта чувствительность может изменяться. Чтобы изучить этот вопрос, необходимо провести маркетинговое исследование. Для этого компании обращаются в специализированные маркетинговые агентства или в свой собственный отдел маркетинга.Маркетинговое исследование представляет собой сбор информации, ее интерпретация, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для изучения, анализа, изменения текущей ситуации фирмы и принятия необходимых маркетинговых действий.

На примере самарской цветочной посреднической компании ООО «РОЯЛ АГРО» Rakitaflowers рассмотрим, факторы чувствительности к изменению цены на срезанные цветы.Россия –один из самых крупных импортеров цветов в мире. По импорту срезных цветов всех видов, Россия входит в шестерку странлидеров. Объем продаж срезных цветов ежегодно увеличивается, в 2012 году он составил более 40 миллиардов долларов США, где 90% импортная продукция.Российский рынок цветочной продукции развивается, ежегодный прирост составляет около 2025%. Рассматривая каналы сбыта цветочной продукции на российском рынке, получается следующая ситуация: киоскам и переносным торговым конструкциям принадлежит 70% розничного рынка; 30% приходится на цветочные магазины среднего класса и более дорогие салоны; покупка через интернет составляет около 1% (рис. 1).



Рисунок 1. Сегментация каналов сбыта цветочной продукции на российском рынке

Снабжением товаровдля всех вышеперечисленных точек продаж занимаются областные или региональные оптовые цветочные базы. Они имеют на своих складах достаточное количество продукции, прямой выход на международные цветочные плантации, где по приемлемой цене производят закупку, оформляют долгосрочные контракты сотрудничества. Соответственно, дают возможность существовать розничным магазинам, салонам, павильонам цветочной продукции.На Самарском рынке существует ряд таких оптовопосреднических цветочных баз. Одной из самых крупных является компания ООО «РОЯЛ АГРО» Rakitaflowers. Компания выполняет весь комплекс торговых услуг и является дистрибьютором.Rakitaflowers осуществляетпрямые поставки растений от производителей со всего мира, что дает возможность иметь большую клиентскую базу, так как удовлетворяются все требования и желания покупателя, появляется возможность заказывать любые растения по каталогам производителей.Rakitaflowers осуществляет работу с мелкими оптовиками, с юридическими лицами (салонами и павильонами с цветочной продукцией), которые не имеют выхода на международные пути сотрудничества, а так же с физическими лицами, то есть, частными розничными покупателями.Заказы на цветы осуществляются с учетом желаемой категории качества, сорта и длины стебля, что позволяет покупателям получать цветы, которые оптимальны для данной точки продажи по соответствующей цене.Так как осуществляются прямые поставки цветов от производителей, качество продукции тщательно контролируется, а цены значительно меньше, чем у других оптовых цветочных баз.Собственная цепочка логистики обеспечивает полный контроль условий перевозки товара на любом этапе доставки от плантации до собственного склада и исключает любые пагубные для качества цветов влияния. Стабильность поставок и удобный график позволяют планировать заказы и гарантируют его получение в установленные сроки.Заказ новой партии срезных растений происходит еженедельно.Rakitaflowers занимается оптовой и розничной продажей цветочной продукции. Выделяются некоторые особенности. Частные лица могут осуществить покупку, приехав на цветочную базу, пройти в выставочный зал и обсудить возможные вариации планируемой покупки с профессиональным флористом, который ежедневно работает на базе. Оптовые покупатели также могут приехатьна базу и выбрать имеющийся товар из того ассортимента, который есть на базе в данный момент, но этот вариант подходит лишь для малого опта или тех, кто заказывает растения нерегулярно.Спроснарынкецветовимеетхарактернуюособенность–сезонность.Более40%продажвгодприходитсянапраздничныедни8Марта,1сентября.Количество69%20%10%1%киоски и павильоныцветочные магазины с. к.цветочные салоныпродажувеличиваетсяежегодно.Второйособенностьюрынкацветочнойпродукцииявляетсяэластичностьспроса.Поскольку,цветы–товарнепервойнеобходимости,онинапрямуюзависятотдоходовнаселенияичувствительныкэкономическимизменениям(кризис,инфляция).Чащевсего,спроспадает,еслиценавозрастает,нопосколькуцветынеявляютсятоваромповседневногоспроса,имеютопределеннуюхарактернуюособенность–вподарок,какпредметроскоши,топонижениеценыведеткувеличениюспроса.

Еслиценаперестаетсоответствоватьпрестижностииимиджутовара,тоспрос,вероятнеевсего,будетснижаться.В случае с цветочной продукцией, на спрос влияет качество товара, его «время использования».Одним из главных параметров спроса выступает эластичность. Если спрос эластичен, то необходимо разрабатывать разную ценовую стратегию на различные временные интервалы. При понижении цены в определенный период времени, можно получить больший объем общего дохода. В таких условиях важно изучить чувствительность покупателя к цене товара. В данном случае, факторы чувствительности розничного покупателя компании Rakitaflowers к изменению цен на срезные цветы.Чувствительность покупателя к цене —это мера его реакции на уровень предлагаемой ему цены и, соответственно, его готовности совершить покупку.Чувствительность к цене должна учитывать следующие факторы:1.Уникальная ценность товара. Если товар обладает уникальным свойством, потребитель менее чувствителен к изменению его цены. 2.Взаимосвязь цены и качества товара. Если товар удовлетворяет потребности относительно качества, престижности и эксклюзивности, то чувствительность к изменению цены притупляется.3.Информация о конкурентных предложениях. Если покупатель не осведомлен о наличии аналогов данного товара, он также менее чувствителен к изменению цены на этот товар.4.Связь ассортимента товаров и его цены. Если покупателю предлагается широкий ассортимент продукции, он будет меньше ощущать колебание цен.5.Суммарные затраты. Если покупка будет составлять небольшую часть общего дохода потребителя, он будет более лоялен к цене товара.6.Распределение затрат. Если цена товара разделена (программы лояльности) между покупателем и торговой компанией, то изменения цен будут менее ощутимы. 7.Возможность товара для резервации. Если у потребителя нет запаса товара при покупке, он также более лоялен к цене на нее. С учетом выделенных факторов была составлена анкета для проведения маркетингового исследования методом опроса.Размера выборки для исследования данного вопроса определяем по формуле: n= (z2∗p∗q)/e2, где z–нормированное отклонение, учитывающее уровень доверительного интервала; p–найденная вариация для выборки; q–100p;e–допустимая ошибка.n= (1,962* 0,2 * 0,8) / 0,052= 240 Размер выборки 240 человек.Анализируя ответы каждого вопроса анкеты с помощью метода табулирования –представления данных в табличной форме, было выявлено влияние всех семи вышеперечисленных факторов чувствительности к изменению цены на срезные цветы.Самым значимыми факторами стали хорошее качество цветов иширокий ассортимент на момент совершения покупки.С помощью статистического метода хиквадрат, определим, существует ли прямая взаимосвязь между двумя этими характеристиками при покупке цветов в компании Rakitaflowers.Критерий хиквадрат применяется дляанализа таблиц сопряженности номинальных признаков, однако он может использоваться и при анализе взаимосвязи порядковых, или интервальных, переменных. [1]Для анализа необходимо свести данные ответов на рассматриваемые вопросы в единую таблицу, используем метод перекрестных таблиц (таб. 1).Таблица 1Определение ожидаемой частоты взаимосвязи широты выбора и качества товара компании RakitaflowersЗначение хиквадрат табличноеХАРАКТЕРИСТИКИКачество товара

Широкий выборГораздо более качественныйКачество устраиваетНе задумывалсяСуммаРешительно согласен16161648Согласен266416106Затрудняюсь ответить6641686Сумма4814448240Значение хиквадрат расчетноеХАРАКТЕРИСТИКИКачество товараШирокий выборГораздо более качественныйКачество устраиваетНе задумывалсяРешительно согласен1,23,61,2Согласен2,67,82,6Затрудняюсь ответить2,26,62,2

Для определения табличного значения хиквадрат, необходимо знать допустимую ошибку –5% (0,05) и степень свободы –(n1), где n–это количество вариантов, по каждой характеристике их 3, значит степень свободы: 31=2.Табличное значение хиквадрат = 5, 99.Для определения хиквадрат расчетного, необходимо определить ожидаемую частоту для каждой ячейки значения хиквадрат табличного.Ожидаемая частота определяется: произведение суммы каждого варианта ответа деленное на общую сумму всех респондентов (хиквадрат расчетное).Хиквадрат расчетное определяется по формуле:X2=∑(fni−fai)2faini=1где fni—значение ячейки из таблицы;fai—ожидаемая частота из таблицы;n—число ячеек.X2=2,935Поскольку, хиквадрат расчетное меньше, чем хиквадрат табличное, можно сделать вывод о том, что предположение о прямой взаимосвязи характеристик широты ассортимента и качества продукции не существует.На основе анализа и обработки анкет, компании Rakitaflowersможно дать следующие рекомендации:1. Если компания Rakitaflowers будет и дальше предлагать своим розничным покупателям товар высокого качества, то это будет способствовать:притуплению чувствительности к изменению цены. Так как цветы хорошего качества имеют больший срок использования, а как было выявлено ранее, цветы являются предметом роскоши, для такого типа товараочень важно время эксплуатации;процент покупателей, которые советуют воспользоваться услугами данной торговой точки. Также будет возрастать. Это повлечет увеличение продаж розничной торговли.2. Поскольку у компании Rakitaflowers при осуществлении розничной торговли было выявлено 2 конкурента, необходимо обратить внимание и разработать отдельную рекламную компанию для розничных продаж. Необходимо оповещать покупателей о новых поставках, эксклюзивных предложениях, в праздничные дни разрабатывать специальные предложения, которые привлекали бы большее количество потребителей, разработать систему лояльности для покупателей, которые часто посещают цветочную базу.3. Компания Rakitaflowers должна поддерживать имеющийся ассортимент и, по возможности, расширять его для розничного потребителя, дабы снизить чувствительность к цене и привлечь большее количество клиентов.4. Если компания Rakitaflowers будет предлагать своим потребителям помимо просто услуг профессионального флориста, например, услугу «интернетфлориста» или «мобильныйфлорист» это будет повышать значение уникальности товара, так как потребитель будет чувствовать свою значимость для компании (компания потрудилась помочь осуществить его покупку проще, быстрее и легче). Соответственно изменение цены в этом случае будет менее заметно для потребителя.5. Стоит учесть тот факт, выявленный в ходе анализа анкетирования, что основным розничным потребителем является холостой мужчина со средним доходом свыше 30000 рублей. Компания Rakitaflowers должна разработать стратегию продаж и продвижения для удовлетворения потребностей выявленного постоянного потребителя, а также разработать программу для привлечения новых потребителей и удовлетворения их потребностей. Любой потребитель чувствителен к цене. Факторы и степень чувствительности зависит от товара, его свойств. Если правильно выявлены факторы чувствительности к данному товару, то появляется возможность разработать методы для снижения этой чувствительности без потери прибыли для компании.Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что цветочные компании должны больше уделять внимание не качеству и широкому ассортименту, а ценовой политике. Она определяет не только объемы продаж данных посредников, но и их доходность и прибыльность, а также позволяет обеспечить лояльность потребителей. Ссылки на источники1. Голубков Е. П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2006;2. http://marketing.rbc.ru;3. http://rakitaflowers.ru.

Sankeeva Maria Alekseevna, Student, Samara state economic university, Samarasankeevamasha@mail.ru;Role of market researches in formation of price policy of the enterprise;Abstract.In the modern market of flower production, it is rather difficult to companies to choose for itself the correct pricing, to consider all factors influencing sensitivity to the price at consumers. Therefore, the companies resort to carrying out market researches. In this article the factors influencing sensitivity of consumers to the price are considered, on the example of the statistical analysis dependence of two main characteristics allocated during research of flower production of the Samara company comes to light.Keywords: marketing, market researches, sensitivity factors to the change in price, statistics.