Повышение социального уровня жизни населения за счет обоснования предоставления дополнительных услуг

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ерофеев А. Л. Повышение социального уровня жизни населения за счет обоснования предоставления дополнительных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 891–895. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54442.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены качественные и количественные методы маркетинговых исследований, проанализированы вопросы повышения эффективности социального уровня жизни за счет обоснования предоставления дополнительных услуг населению региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ерофеев Александр Львович,кандидат социологических наук, доцент кафедры общеэкономических дисциплин,

ФГБОУ ВПО

Филиал «Самарского государственного технического университета» в г. Сызрани, Самарская область, РФ

Повышение социального уровня жизни населения за счет обоснования предоставления дополнительных услуг

Аннотация. В статьерассмотрены качественные и количественные методы маркетинговых исследований, проанализированывопросы повышения эффективности социального уровня жизни за счет обоснования предоставления дополнительных услуг населению региона.Ключевые слова: исследование потенциального спроса, прогноз объема реализации услуг, маркетинговые исследования, качественные методы, количественные методы.

Качественные методы маркетинговых исследований направлены на изучение взглядов, отношений, мнений и интересов потребителей. Качественные методы позволяют исследователю разобраться в сложной и многообразной природе действий покупателей. Данные качественного характера собираются для того, чтобы больше узнать о тех вещах, которые напрямую измерить или наблюдать не представляется возможным.К качественным методам относят наблюдение, интервью, работу с экспертами, фокусирование в группе, тестирование.Наблюдением называется непосредственный визуальный либо с применением средств визуализации (видеокамеры, мониторы) отстраненный контроль со стороны исследователя за какимлибо явлением или процессом. Способ наблюдения, при котором исследователь становится частью изучаемой группы, не ставя при этом в известность остальных членов коллектива, называется скрытым включенным наблюдением[1].С помощью наблюдения можно:определить приблизительную частоту наступления какоголибо простого события, например посещения потребителями магазина, ресторана, офиса и т.д.;определить приблизительное количество людей, находящихся в некоторый момент в какомто помещении: магазине, банке, кинозале и т.п.;классифицировать приблизительный состав участников какоголибо мероприятия по полу и возрасту;дать субъективную оценку атмосфере, вкоторой проходит какойлибо процесс, явление, событие;определить приблизительно продолжительность какоголибо события: пребывания покупателя в магазине, беседы продавца и покупателя, пребывания небольшой компании в ресторане и т. п.Интервью —формализованная, направляемая исследователем (интервьюером) в соответствии с заранее подготовленным сценарием, беседа с респондентом, сфокусированная на теме, интересующей исследователя.Участниками исследования, проводимого с помощью метода глубинного интервьюирования, могут быть:потребители, покупатели какоголибо товара или услуги;посетители магазина, банка, кинотеатра, офиса, выставки и т. д.;потенциальные потребители какоголибо товара или услуги, мужчины или женщины, представители определенной возрастной, доходной или социальной группы;сотрудники компании: рядовые специалисты или руководящие работники;специалисты в какойлибо предметной области, чье мнение по теме исследования может быть особенно ценным.Фокусгруппа —это объединенная по некоторым критериям малая группа (обычно 812 человек), внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме. За132 дачи фокусирования состоят не только в том, чтобы получить более глубокую информацию качественного характера от каждого из участников, но и в том, чтобы в ходе обсуждения выявить различные точки зрения и обозначить вариативность мнений, поведения и отношений. Мнения участников в процессе дискуссии могут меняться, но задача выработки единого решения, общей позиции, как правило, не ставится.Фокусгруппа может состоять из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социальнодемографической группы, «лидеров мнений» или экспертов.Количественные методы исследований нацелены на получение информации о большом числе объектов исследования: покупателей, потребителей, предприятий. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки изучаемой темы. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные количественные данные.Исследования с использованием количественных методов —это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов[2]. К количественным методам относят эксперимент, массовый опрос (анкетирование), мониторинг.Эксперимент —это целенаправленное изменение отдельных параметров товара: цены, упаковки или отдельных ее элементов, расположения на полках, комплектации, уровня обслуживания, —осуществляемое без уведомления потребителя,с целью количественного измерения произведенного эффекта. Например, для выяснения реакции покупателей на товарновинку можно разместить его на прилавке (полке) рядом с аналогичным товаром и фиксировать (на видео) реакцию потребителей.Самыми распространенными рыночными экспериментами являются манипуляции компании с отпускными или розничными ценами (особенно их повышение). Когда же компания снижает цены, она, как правило, спешит сообщить об этом потребителям; увеличивает интенсивность рекламного и прочего коммуникационного воздействия, что нарушает чистоту эксперимента. С помощью эксперимента можно:моделировать физические параметры товара (услуги);получить представление о возможной реакции потенциальных потребителей на рекламу;выбрать из нескольких вариантов рекламного сообщения лучший;определить, какой из нескольких вариантов упаковки лучший;смоделировать внештатные ситуации и отработать действия сотрудников в них.Опрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят о маркетинговом исследовании —сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.Массовым считается опрос, в ходе которого путем личной беседы сотрудника исследовательской компании —интервьюера с носителями информации (респондентами), состоящей из нескольких десятков коротких вопросов, изучаются мнения нескольких сотен или тысяч человек.Под анкетированием понимают безличную форму общения исследователей с носителями информации, при которой респонденты самостоятельно отвечают на вопросы Анкеты, следуя содержащейся в ней инструкции и не вступая в непосредственный контакт с интервьюерами.Мониторингом называется система постоянного сбора, сплошного отслеживания четко определенного, как правило, достаточно узкого круга данных. Иногда мониторинг называют «сплошным наблюдением». Наибольшее распространение мониторинг получил при исследовании средств массовой информации (медиамониторинг) и розничной торговли (ритейлаудит). В розничной торговле объектом мониторинга выступают, прежде всего, цены и объемы продаж конкретных товаров, марок.Опрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят о маркетинговом исследовании —сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.В ходе исследованиясобираются первичные данные о надобности временных питомников в г. Сызрань, для сбора информации мы выбрали анкетирование –самый оптимальный метод опроса в данном случае, так как не потребовал особых денежных и временных затрат.Население г.Сызрани составляет 178,9 тыс. человек, из них у 79% содержатся домашние животные, и лишь у 21% их нет. Поэтому мы предлагаем развитие временных питомников. Питомники будут включать в себя уход за животными, регулярное кормление, обследование ветеринарами, т.е. полное, комплексное и качественное обслуживание.

Цель работы–исследование экономической целесообразности открытия временных питомников в г.Сызрани. Предметом исследованияявляется предпочтение потенциальных потребителей услуг питомников в г. Сызрань.В солидных гостиницах для собак оборудуются специальные вольеры, используемые в зависимости от времени года. То есть, жарким летом животное находится в прохладном помещении, а зимой –в теплом, отапливаемом номере. За постояльцами круглосуточно присматривают сотрудники, обеспечивая им полноценный уход с учетом всех особенностей содержания. Также зоогостиницы оборудованы специальными площадками для выгула, оснащение которых исключает возможность побега вашего питомца.

Как правило, такие места располагают и дрессировочными снарядами, которые используют для поддержания формы и тренировки собаки. Сотрудники отелей для животных –профессионалы, имеющие специализированное образование и большой опыт работы с различными породами, поэтому они всегда используют индивидуальный подход, учитывая особенности характера вашего любимца.

Благодаря качественному сервису и опытному персоналу, можно смело ехать отдыхать в любую страну, и внезапно решите отправиться именно туда, вы всегда можете быть уверены, что оставили питомца в надежных руках.

Кормят постояльцев, в основном, натуральным кормом, однако, если собака привыкла к консервам или сухому питанию, всегда можно сохранить ее привычный рацион. Особенно это рекомендуется, если животное оставляют на передержку на короткий срок, или есть какието медицинские показания.



В солидных гостиницах обычно есть свой ветеринар, который наблюдает за постояльцами, и, в случае необходимости, всегда окажет квалифицированную медицинскую помощь. Кроме того, некоторые заведения предлагают услуги собачьего парикмахера. Таким образом, если вам необходимо оставить животное на некоторое время, зоогостиница будет лучшим решением проблемы, а в г. Сызрани по сей день не наблюдается ни одного питомника. При принятии решения о надобности временного питомника перед инвесторами стоит проблема в получении данных: будут ли пользоваться услуги временного питомника спросом; в каком объеме, и какую прибыль они будут приносить.Методика исследования.Информацию о потребителях можно получить путем исследования первичных и вторичных данных. Так каквторичных данных по исследованию временных питомников на потребителей в г.Сызрани не обнаружено, маркетинговое исследование строится на сборе первичных данных.При сборе первичных данных опрашивается не вся масса клиентов, а выборочная группа. Для опросанеобходимо определить группы потенциальных потребителей и показатели их характеризующие. Население г.Сызрани составляет 178,9 тыс. чел., из них 83,3 тыс. чел. составляют мужчины и 95,6 тыс. чел. –женщины (табл. 1.).

Таблица 1Структура населения г. Сызрани

Населениег. СызраниЧисленность (тыс. чел.)Мужчины83,3Женщины95,6

В данном исследовании примут участие 100 человек, относящихся к разным социальным группам (табл. 2).

Таблица 2Участники опроса

ВозрастМужчины, человекЖенщины, человекДо 1895193522153650132351 и старше58

4951

Опрос в основном производился между возрастами от 19 до 50 лет, так как данные категории могут самостоятельно содержать домашних питомцев, обеспечивать их и вполне вероятно, что именно такие возрастные категории будут пользоваться услугами временных питомников. До 18 лет и от 51 и старше было опрошено меньше всего людей, потому что данные группы практически все ведут домашний образ жизни, и для них нет надобности в услугах временных питомников.Анкетирование –самый оптимальный метод опроса в данном случае, так как не потребует особых денежных и временных затрат. При составлении анкеты

учитывалисьосновные вопросы:Есть ли домашние животные, и какие именно;Нужны ли нашему городу временные питомники для животных;Оставили бы потребители своего питомца в специализированном питомнике;Какую сумму готовы платить за содержание питомца.Анализ информации, полученный в ходе исследования.Рассмотрим, сколько процентов респондентов содержат домашних животных(рис. 1).

Рис. 1

Респонденты, содержащие домашних питомцев, %

На диаграмме видно, что 79% респондентов содержат домашних животных, 21% респондентов не содержат.На основании полученных и проанализированных данных можно сделать вывод, что основная масса респондентов, содержат домашних животных. Для удобства расчетов последующих данных, найдем процентное число от общей численности населения, у кого есть

домашние животные:178900 чел*0,79=141331чел.В среднем состав семьи нашего города составляет 3,4 человека и отсюда следует, что домашних животных содержат ¼ нашего населения:141331/3,4=41568 чел.Рассмотрим, сколько раз в году клиенты покидают город, в связи с поездками (рис.2.).

Рис.2

Частота выезда клиентов из города,%

Как видно из диаграммы, 43% людей часто покидают город, 30% иногда совершают поездки, не всегда –19% и совсем малый процент тех, кто совсем не выезжает из города –8%. Следовательно, из данной диаграммы видно, что 43% населения перед планируемой поездкой либо договариваются о содержание своего питомца с родственниками, либо оставляют его дома, либо берут с собой. На основе таких выводов строим следующую диаграмму, которая показывает процент респондентов, содержащих своих дом. питомцев в том или ином месте на время отъезда, и на сколько такой вид удобен для них (рис.3).

Рис.3

Соотношение удобства содержания питомцев в определенных местах

Из данной диаграммы видно, что большему проценту людей просто некуда деваться, при вынужденных поездках, и им приходится оставлять своих питомцев либо дома, либо у родственников, и как самый неудобный вариант, брать их с собой. Для меньшего числа опрошенных такие способы оказались неудобными, и лишь малый процент считает, что оставлять питомцев дома или у родственников это и есть удобный вариант.И здесь открывается следующий вопрос анкетирования, если бы мы предложили услуги временного приюта для животных, кто смог бы ими воспользоваться (рис.4).

Рис.4

Процент людей, намеренных пользоваться услугами питомников

В ходе опроса было выяснено, что услугами временных питомников готовы пользоваться 77% населения и лишь 23% не считают это нужным.Чтобы вычислить объем продаж предлагаемой услуги, построим еще одну диаграмму, на основании анкетирования, в которой будет определено в среднем число дней, отсутствия респондентов в городе (рис.5).

Рис.5

Объем продаж предлагаемой услуги

Данная диаграмма показывает, что основная масса людей уезжает из города 6 раз в год на 2 дня, получается 12 дней –25 % от опрошенной массы, меньше людей уезжает на 7 дней 2 раза в год, это выходит 14 дней и составляет 15 %.В следующем графике рассмотрим, какую сумму в среднем люди готовы платить за услуги питомника (рис.6).

Рис.6

Средняя сумма за услуги питомника

Из графика стало ясно, что максимальная цена, которую готовы заплатить за содержание питомца составила 500 рублей, а минимальная –50, но таких людей оказалось меньше всего. И из графика видно, что в среднем люди готовы платить 250 рублей за содержание своего питомца, что и возьмем мы для своих расчетов (число Х).Таким образом, из многочисленных составленных графиков, которые были построены на данных анкетирования, можно выполнить рекомендации по расчету экономической части и выяснить объем продаж предлагаемой услуги в г. Сызрань.

Рекомендации для расчета экономической целесообразности открытия питомника для животных.Для расчета данных необходимо выявить объем выручки. В случаеработы данного питомника мы рассчитали следующее: цену за сутки, среднее количество дней в году использования питомника, и количество людей готовых оставить животных в питомнике.Далее, чтоб узнать количество людей, намеренных пользоваться нашими услугами, мы составим формулу, где за основу возьмем процент людей, содержащих домашних питомцев, тех, кто часто выезжает загород и тех, кто иногда покидает город:(41568*0,43+ 41568*(0,5*0,30))*0,77= 18564чел.Из полученных данных, мы можем рассчитать объем продаж услуг питомника, воспользовавшись формулой:Y1(уезжают по выходным) = 18564*25%*12 = 55692 чел./дней;Y2(уезжают по отпускам) = 18564*15%*14 = 38984 чел./дней;Y= Y1 + Y2 = 55692 + 38984= 94676чел./дней.V= X*Y, (1)гдеV–объем продаж; X–средняя цена за сутки; Y

среднее количествочеловекодней в году;V= 250* 94676= 23669000 рублей.

Таким образом, объем выручки при работе питомника в г. Сызрани составит23669000 рублей в год.Дляоткрытия питомника необходимо знать количество затрат на: электроэнергию, заработную платуработников, закупку инвентаря, необходимых средств для ухода за домашними животными и их содержания, систему безопасности, налоги, и рассчитать уровень прибыльностии окупаемости проекта. А так как данные задачи в данныйпроект не входили, решение об открытии питомника будет принимать инвестор после расчета затрат на содержание.По результатам данных было выяснено, что создание питомника в городе является актуальным.И большинство населения в городе готовы пользоваться его услугами. Так же исследование выявило, что средняя цена содержания питомца не является высокой и держится на удовлетворительном уровне. Также было выяснено, что питомник будет использовать один человек не слишком часто, что с меньшей вероятностью может привести к заполнению всех мест и переполнению питомника. Таким образом, можно твердо заявить, что открытие питомников на территории города Сызрани является актуальным, востребованным и целесообразным мероприятием при наличии инвесторов.

Ссылки на источники1.Козырев В.М.Основы современной экономики: Учебник. 2е изд., перераб. и доп.М.: Финансы и статистика, 2001. –С.482.Шевченко Т. А. Оценка степени сформированности инновационной региональной подсистемы Приволжского федерального округа: проблемы реализации и направления совершенствования // Концепт. –2014. –№ 01 (январь). –ART 14010. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14010.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.С.110.

Erofeyev Alexander Lvovichassociate professor of alleconomic disciplines, FGBOU VPOBranch "Samara state technical university" in Syzran, the Samara region, the Russian FederationIncrease of a social standard of living of the population due to justification of providing additional servicesAbstract.In article qualitative and quantitative methods of market researches are considered, questions of increase of efficiency of a social standard of living due to justification of providing additional services to the region population are analysed.Keywords:research of a potential demand, forecast of volume of realization of services, market researches, qualitative methods, quantitative methods.