Инновационное развитие социально-экономической сферы как фактор формирования экономического роста экономики региона

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевченко Т. А. Инновационное развитие социально-экономической сферы как фактор формирования экономического роста экономики региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 896–900. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54443.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются составляющие инновационного развития региона: инновационный процесс, инновационный потенциал, инновационный рост, инновационная привлекательность. Определяются основные факторы и условия инновационного развития социально-экономического развития экономики региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевченко Татьяна Анатольевна,старший преподаватель кафедры общеэкономических дисциплин,ФГБОУ ВПО Филиал «Самарского государственного технического университета» в г. Сызрани, г. Сызраньshevchenko1609@rambler.ru

Инновационное развитие социальноэкономической сферы как фактор формирования экономического роста экономики региона

Аннотация. В статье рассматриваются составляющие инновационного развития региона: инновационный процесс, инновационный потенциал, инновационный рост, инновационная привлекательность. Определяются основные факторы и условия инновационного развития социальноэкономического развития экономики региона.

Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационный процесс; социальноэкономическое развитие; экономический потенциал.

У каждого из нас существует накопленный жизненный опыт и область знаний, с которыми мы может поделиться, дать совет, поддержать беседу. К таким областям познаний относятся политика, медицина, воспитательный процесс и, естественно, экономика. Это логично, всетаки экономика—предмет экспериментальный, напрямую связанный с практикой. Как предмет экономика изучает действия иинтересы экономического человека. Она определяет, как предельно действенно использовать небольшие ресурсы –капиталы, природные резервы, трудовой потенциал. Экономика содержит аксиомы и доказательства, необходимые для оценки в любых конкретных условиях, как, впрочем, и другие отрасли знаний. Кроме понятия экономики есть понятие "реальная экономика", она показана такими уровнями управления, как общегосударственный, региональный, корпорация, предприятие, организация и т.д. В состоянии роста рыночных отношений региональная экономика приобретает особое значение. Региональная экономика –экономическая дисциплина, которая рассматривает территорию региона, его структурную перестройку, экономические связи.В состоянии суверенизации республик, краев и областей, которые входят в структуру Российской Федерации, исследование региональной экономики рассматривается и как вопрос размещения производительных сил и как задачи социального и экономического процесса элементов Федерации.

Без знания территориальных особенностейрегионов и территории страны в общем, природных ресурсов, экологической специфики разных районов, устоявшихся региональных и отраслевых совокупностей трудно решать задачи в области налогообложения, инвестирования, маркетинга, управления, страхового, банковского, биржевого дела, исследование хозяйственной деятельности, заниматься бизнесом, правильно проводить коммерческие сделки.

Для эффективного управления современным обществом необходимо контролировать состояние и взаимодействие двух главных областей –экономической и социальной. Однако эти области зависимы между собой (например, степень экономического развития показывает уровень жизни населения, а профессиональные возможности определяют течение экономических перемен), каждая из областей имеет определенный особый предмет исследования и ей требуется адекватная система показателей. С развитием коммерческих отношений разница в социальных и экономических процессах регионов усилилась, это и понятно, ведь у регионов различна структура экономики и значительно ослабла регулирующая роль государства.Регионы в Российской Федерации исполняют очень важную роль в социальноэкономическом развитии. Федеральные власти возлагают ответственные и большие полномочия на региональный уровень управления. Таким образом, регионы России приобретают все большую экономическую независимость и получают огромную социальную ответственность перед населением, живущим в данной местности. К делению на регионы в России уделяют особое значение, так как это разделение представляет собой корень регионального руководства народным хозяйством страны, что является предпосылкой усовершенствования территориального развития.

Экономикогеографическое положение региона, его природные условия и запасы, население, производство региона, научнотехнический потенциал и финансовобанковская система все это является элементами региона как социальноэкономической системы [1]. Обеспеченность региона финансовыми ресурсами показывает его экономическую самостоятельность, что дает возможность самостоятельно, заинтересованно и ответственно решать социальноэкономические вопросы, которые входят в полномочия регионального управления.

Регион представляет собой целостную систему со своими условиями жизни населения, структурой, функциями, историей, связями с внешней средой, культурой, и обеспечивает реализацию всего жизненного цикла человека, семьи, практически все основные потребности домашних хозяйств, и это характеризует его как социальноэкономический комплекс [2]. Эффективно управлять регионом без учета социального фактора принципиально невозможно. Деятельность людей является главным фактором, интегрирующим в единую социальноэкономическую систему.

Региональное развитие многомерный и многоаспектный процесс, он изучается в совокупности различных социальноэкономических задач. И если вопрос стоит только об экономическом и инвестиционном развитии, он взаимосвязан совместно с развитием социальным. В настоящее время главная задача экономического и инвестиционного развития большинства регионов заключается в улучшении уровня жизни населения. И для этого в процесс социальноэкономического развития входит три важнейших вопроса:

увеличение достатка, повышение уровня образования и улучшение здоровья населения;

создание состояния, содействующего росту самодостоинства людей за счет образования политической, социальной, и экономической систем;

повышение экономической свободы людей.



Улучшение уровня любого региона универсальный и многокритериальный процесс. Повышение доходов, улучшение качества образования, услуг в сфере питания и здравоохранения (наличие поликлиник, аптек, больниц, диагностических центров, качество предоставляемых медицинских услуг), снижение безработицы, оздоровление окружающей среды, помощь в развитии малого бизнеса, расширение личной свободы, повышение культурного уровня, уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования –вот цели социальноэкономические развития региона. Какието из этих целей похожи, но в некоторых условиях они могут иметь серьезные отличия.

Вместе с совокупными показателями рассматривают такие критерии и особые показатели развития региона, как:

1. национальный доход на душу населения;

2.степень разделения доходов;

3.продолжительность жизни;

4.уровень образования;

5. состояние окружающей среды;

6.степень счастья населения.





Оценка уровня производства является стереотипным способом оценки экономического развития региона, к тому же, как правило, материального производства. Но такая оценка в наше время односторонняя и недостаточная.В настоящее время социальноэкономическое развитие регионов испытывает возросшее влияние трех главных обстоятельств.

Рыночное обстоятельство –это взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Обстоятельство конкурентное усиление неценовой конкуренции (конкуренции в области качества жизни и инноваций). И, наконец, производственное замена массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда горизонтальной. Эти причины в целом ведут от государственной региональной политики к региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.Рассредоточение, партнерство, субсидиарность, маневренность и адаптивность, а также правило выделенной компетенции вот основные принципы современного регионального управления, целенаправленно воздействующие на социальноэкономические понятия. В пределах правила децентрализации происходит передача полномочий сверху вниз. Принцип партнерства заключается в правилах поведения объектов и субъектов территориального управления как юридически равных партнеров.Правило субсидиарности это выдача финансовых средств под определенные цели. Принцип мобильности и адаптивности заключается в способности системы регионального управления молниеносно откликаться на перемены во внешней среде. Принцип выделенной компетенции состоит в разграничении роли внутри сфер регионального управления, а не между ними. Методы регионального управления вызваны системой коммерческого хозяйства региона. Под ними понимают совокупность средств и приемов влияния на хозяйствующие субъекты региона. Влияние совершается в разных формах:налоговой, кредитной, законодательной, субвенционной. Когда принимаются специальные законодательные акты, расширяются пороги соперничества, не позволяющие развиваться монополиям и препятствующие установлению непомерно высоких цен –это законодательная форма регулирования. Кредитный и налоговый метод управления дают возможность использовать кредиты и налоги в целях влияния на масштаб производства.Оказание помощи в виде государственных субсидий и налоговых льгот –это субвенционная форма управления.

Методы также делят прямые и косвенные. Прямые –это когда государственное вмешательство происходит путем применения административных приемов, используя силу государственной власти и включая меры запрета, разрешения, и принуждения. Косвенное управление производится при помощи всевозможных способов экономической и социальной политики. Это административные приемы в виде: рекомендаций, распоряжений, контроля, надзора (например, пожарного), постановлений; правил, контролирующих деятельность предприятий и фирм. Смысл экономических средств заключается в косвенном влиянии на процесс территориального воспроизведения через экономические потребности субъектов при помощи таких рычагов, как кредиты, налоги, льготы, субвенции и др.Социально экономические методы: совокупные социальные программы региона, социальная защита населения, курс на улучшение в сфере образования, здравоохранения и культуры.Необходимо, чтобы все эти средства были согласованы между собой, построены как чёткая взаимозависимая система. Самарская область один из огромнейших промышленных центров России, расположена на юговостоке Европейской части страны. Площадь области 53,6 тыс.кв. км., областной центр –Самара (2,5 млн. человек). Население области –3214 тыс. чел. Лица трудоспособного возраста составляют 1921 тыс. чел., из них занято в промышленности 473 тыс., в сельском хозяйстве 220 тыс. Городское населениесоставляет 80,31%[3]. Самарская область стоит на одних из главных позиций в области экономического процесса РФ. По размерам промышленного производства область занимает третье место в Приволжском Федеральном округе и шестое среди субъектов РФ. Многоотраслевой состав промышленного производства и благоприятный базис

климат –вот видимые преимущества региона. Для инновационного развития региону способствуют все условия: мощные научно –производственные возможности, развитая инфраструктура инновационной деятельности, высокопрофессиональный уровень кадров. Обрабатывающие производства при наличии вполне развитой добычи топливно–энергетических полезных ископаемых –вот специализация области. Самарский регион находится на первом месте в России повыпуску легковых автомобилей, азота, синтетического аммиака, каучука, линолеума и второе по первичной переработки нефти. Самарская область входит в первую группу регионов, к которой относятся наиболее привлекательные для отечественных инвесторов и регионы, которые характеризуются наиболее социальной и надежной реакцией на рыночные реформы. Также в эту группу входят регионы, в которых перемены происходят с очень высокой скоростью. Для этого есть все благоприятные начальные условия. Чтобы войти в рынок, способствует геополитическое положение, привилегированная государственная поддержка по политическим мотивам.Важное значение на сегодняшний день, как фактор обеспечения достойного уровня жизни населения области и повышения эффективности общественного производства, является решение задач социальноэкономического развития и явное усовершенствование различных отраслей сферы обслуживания. Территории Самарской области многонациональна, на ней проживают не менее 100 национальностей, русские из них составляют 83,6%. В области имеется мощный трудовой ресурс (64% всего населения области), который способен воспроизвести и развивать материальные и интеллектуальные возможности региона. По экономическим ресурсам Самарская область стоит на одном из ведущих мест среди территорий России. По оценке международных рейтинговых агенств Standard & Poor’s и Moody’s Самарская область получила высшую оценку наряду с Москвой и Санкт Петербургом, что говорит о прочном положении региона. По большинству норм социальноэкономических процессов Самарская область стоит на пятом месте среди лидирующих регионов России.Экономика Самарской области представлена почти всеми важнейшими секторами: добыча природных запасов и переработка продукции, производство электроэнергии, химия и нефтехимия, металлургия, автомобилестроение, выпуск подшипников для станков, авиастроение и производство космических аппаратов и кораблей, легкая и пищевая промышленность. Самарская область выпускает 1/5 всего производства синтетического каучука в России, 10% нефтепродуктов, около 23% синтетического аммиака, 10% пестицидов, 5% синтетических смол и пластмасс, и 4,6% минеральных удобрений. Самарскаяобласть единственная, которая производит желтый фосфор. 75% всех автомобилей, выпускаемых в России, производится в Тольятти, на Волжском Автомобильном заводе. Экспорт более чем в 3 раза превышает импорт, доля внешнеторгового оборота в совокупном производстве продукции достигает 18%. Количество организаций с привлечением иностранного капитала за последние 10 лет возросло в 10раз[5].

Агропромышленный комплекс региона –это значительное подразделение, которое объединяет 460 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, более 3,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и свыше тысячи предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и станций техобслуживания для сельскохозяйственной техники[4].

Самарская область занимает 5 место среди 89 регионов Российской Федерации по человеческому потенциалу, это в соответствии с программой развития в ООН в России. Регион имеет все возможности, чтобы устанавливать и развивать эффективные международные связи:1.

выгодное транспортногеографическое положение;2.

развитый промышленный, научно технический потенциал;3.

высококвалифицированные трудовые ресурсы;4.развитая рыночная инфраструктура;5.прочная политическая и социальная ситуация;6.областные инвестиционные законы, позволяющие получать льготы и обеспечения для иностранных инвесторов.





На территории Самарского региона действуют 72 высших учебных заведения и 37 филиалов вузов, в которых обучается около 182 тыс. человек, свыше 800 учреждений общего образования, в которых обучается более 360 тыс. учащихся. Высок научнотехнический и технологический ресурс, более 60организаций занимаются точными и прикладными науками, исследуют и создают программные комплексы для автоматизации производства [4].

В Самарской области хорошо развита система здравоохранения. На финансирование этой системы ежегодно выделяется около 13% бюджета области, здравоохранение –это одно из преимуществ социального развития области. Самарский регион обладает большим ресурсным потенциалом, в нашей области сформировались благоприятные условия для создания нескольких кластеров: автомобильного, химического, нефтехимического, авиационного, космического и агропромышленного.



На территории Самарской области планируется проект создания особой экономической зоны (ОЭЗ), что вызовет интерес иностранных инвесторов к ней. Это крупный инвестиционный проект. Результат будет у всех территорий, чьи предприятия будут участвовать в этом крупнейшем проекте.В настоящее время Самарский регион плотно работает с зарубежными странами, но в связи с развитием ОЭЗ отношения, конечно, буду развиваться, так как ОЭЗ владеет очень выгодным территориальным расположением (международный аэропорт, федеральная трасса, железнодорожная магистраль, речной порт).Особая Экономическая Зона пребывает в густонаселенном районе, что эффективно сказывается на покупательском спросе. Существенную роль играет то, что будет снижен налог на прибыль, свободный режим таможенной зоны, это обеспечит увеличить межнациональную торговлю.Вкладчики получат помощь на развитие бизнеса за счет государственных средств, это обеспечиваетснизить расходы на организацию нового производства.

Главным вопросом в социальноэкономическом развитии области стоит обеспечение рабочими местами трудоспособногонаселения. Важное влияние на социальноэкономическое развитиеобласти оказывают такие внешние факторы, как: налоговые условия, положение в международной и федеральной экономике, ценовая политика на мировых рынках, таможеннотарифная политика, параметры инфляции, динамика обменного курса рубля и др.ВСамарском регионе придается важноезначение многочисленным кредитным организациям, страховым компаниям, лизинговым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, что показывает высоко развитую негосударственную финансовую инфраструктуру.

И в заключении делаем вывод, что экономический потенциал Самарской области или любого другого региона зависит от существования всевозможных видов ресурсов, которые он имеет, и неважно используются они или нет. Рост экономики после кризиса дал возможность перейти от срочных мер поддержки отраслей и отдельных организаций на поставку и решение долговременных вопросов. В 2012 году было подхвачено направление на экономическую и социальную стабильность и разработку новейшей формы развития региона. Все важные вопросы и стратегические ориентиры будут отмечены в проекте «Стратегии социальноэкономического развития Самарской области» на период до 2030 года.

Ссылки на источники1.Хмелева Г.А. Предпосылки процессной модели формирования инновационной экономики в регионе. / Г.А. Хмелева, Е.В. Иода // Социальноэкономические явления и процессы: международный научнотеоретический и прикладной журнал. Тамбов. 2012. № 56. 0,8 п.л.[Дата обращения 15.12.2013].2.Хмелева Г.А. Оценка дифференциации регионов по уровню инновационного развития. / Г.А. Хмелева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2012. № 6. URL: http://www.uecs.ru № гос.рег.статьи: 0421200034. 1,0 п.л.[Дата обращения 15.12.2013].3.Шевченко Т. А. Оценка степени сформированностиинновационной региональной подсистемы Приволжского федерального округа: проблемы реализации и направления совершенствования // Концепт. –2014. –№ 01 (январь). –ART 14010. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14010.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.4.Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 –2012 годы [Текст]: утв. распоряжением правительства РФ от 06.07.2006 г. № 977Р. // информационная система Консультант плюс.5.Министерство Экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]

Tatyana ShevchenkoInnovative development of the social and economic sphere as factor of formation of economic growth of economy of the regionAbstract.In article components of innovative development of the region are considered: innovative process, innovative potential, innovative growth, innovativeappeal. Major factors and conditions of innovative development of social and economic development of economy of the region are defined. Keywords:innovative activity; innovative process; social and economic development; economic potential.