Инновационное развитие предприятий малых и средних городов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тойшева О. А. Инновационное развитие предприятий малых и средних городов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 931–935. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54450.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу инновационного развития предприятий малых и средних городов. Автор в статье рассматривает необходимость всестороннего внедрения и поддержки инновационного развития предприятий муниципальных образований, так как именно они обеспечивают создание новых рабочих мест, осуществляют стимулирование конкуренции при использовании инновационных подходов развития производства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тойшева Ольга Анатольевна,кандидат экономических наук,доценткафедры экономики и управления, Сызранскийфилиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г.СызраньTojsheva@yandex.ru

Инновационное развитие предприятий малых и средних городов

Аннотация. Статья посвящена вопросуинновационного развития предприятий малых и средних городов. Автор в статье рассматривает необходимость всестороннего внедрения и поддержки инновационного развития предприятий муниципальных образований, так как именно они обеспечивают создание новых рабочих мест, осуществляют стимулирование конкуренции при использовании инновационных подходов развития производства.Ключевые слова: инновационное развитие, инновационнаяполитика, промышленная политика, мониторинг.

Важным направлением экономических преобразований в России является всестороннее развитие малых и средних предприятиймуниципальных образований. За последние годы в стране созданы предпосылки, которые обеспечивают становление и всестороннее развитие малого и среднего предпринимательства в муниципалитетах. Очевидным является то, что предприятия такого рода быстрее реагируют на все изменения, которые происходят вокруг них. В муниципальных образованиях именно такиепредприятияиспользуют значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы населения.При рассмотрении основных направлений повышения конкурентоспособности малые и средние предприятия, инновационное развитие, на наш взгляд, являются основным инструментом, в основе которого лежит полное привлечение и использование человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий.Именно малые и средние предприятия вносят большой вклад в формирование инфраструктуры рынка, обеспечивают созданиеновых рабочих мест, осуществляют стимулирование конкуренции при использовании инновационных подходов развития производства.Анализируя итоги 2013 года, отметим, что в стране практически по всем показателям развития малого и среднего предпринимательстваотмечается негативная динамика. Всего 23% составляет количество вновь зарегистрированных предпринимательских структур.Данный показатель отрицательно отразился на среднесписочной численности, он снизился 1,5%, объем оборота уменьшился на 18,1%, сократился и объем инвестиционных вложений в основной капитал и составил всего 35,2% [1]. Представленные показали, негативно сказываютсякак на формировании предпринимательской активности, так и оказывают отрицательное влияние на инновационное развитие.Важно помнить, что главную роль в инновационном развитии предпринимательского сектора играет государство. Именно оно должно обеспечить соответствующую средув муниципалитетах, в которой заниматься инновационным развитием было бы не только прибыльно для малых и средних предприятий, но и способствовало бы их дальнейшему развитию.Рассматривая инновационную политику государства, мы можем сказать, что это важная составная часть экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области наукии новейшей техники.Четкое определение и правильное понимание основных целей инновационной политики государства поможет предпринимательскому сектору в принятии важныхрешений. Ккоторым следует отнести:

формированиеэкономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельностипредпринимательского сектора;

повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения основныхи улучшающих инноваций;

содействие активизации инновационной деятельности, что позволит развивать рыночныеотношениявпредпринимательствев инновационной сфере;

всестороннее расширение государственной поддержки инновационной деятельности.Рассматривая государственную инновационную политику, не стоит забывать и о региональной промышленной политике. Именно она в первую очередь должна оказывать всестороннее содействие в инновационном развитии малых и средних предприятий муниципальных образований.Как показывает опыт, что для всестороннего инновационного развития огромное значение играет развития инфраструктура, которая в свою очередь составляет основуинновационногопотенциалатерритории.Промышленная политика на региональном уровне –основной документ, который дает четкое представление, как должна развиваться промышленная составляющая региона в целом.Большое влияние на благоприятное развитие инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса оказывает формирование и развитие промышленной политики города. При формировании промышленной политики в городских образованиях необходимо учитывать отраслевую специфику промышленных предприятий и их информатизацию. Лишь четко прописанные мероприятия позволят достичь положительного результата при инновационном развитии [3]. В основе проводимых мероприятий по реализации промышленной политики, на наш взгляд, следует отнести следующие мероприятия: разработка задач промышленной политики;реализация комплексных программ развития промышленной политики;реализация информационноаналитического, кадрового и природоресурсного обеспечения промышленной политики города;экономическое стимулирование субъектов промышленной деятельности промышленных предприятий города;стимулирование и областная поддержка инновационной деятельности в городе;осуществление мониторинга за работой предприятий города;осуществление иных мероприятий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области и законодательством местной администрации.Основой для реализации промышленной политики является концепция промышленной политики города, разрабатываемаяорганами местного самоуправления с привлечением субъектов промышленной политики, субъектов научной и (или) научнотехнической деятельности.Концепция промышленной политики города должна содержать:задачи промышленной политики;критерии выбора приоритетов, для поддержки отраслей промышленности исходя из их социальной значимости, технологических и экологическихпоказателей города;основные направления реализации промышленной политики в области: развитие научнотехнического и инновационного потенциала; развитие инфраструктуры промышленности и т.д[3].Следует отметить, что достижение положительных результатов в управлении инновационными процессами на региональном уровне, необходимо использовать стратегический менеджмент. Именно стратегия позволит определить правильные задачи в инновационной деятельности, обозначить выбор средств для достижения поставленных целей иисточников их финансирования.Результатом правильно сформированной инновационной политики региона может быть совершенно новый уровень роста производительности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемой инновационной продукции. При этом будет достигаться снижение капиталоемкости, материалоемкости и энергоемкости при изготовлении и выпуске продукции. В свою очередь все выше сказанное позволит в значительной мере позволит преобразовать структуру территориального хозяйства экономического субъекта.При рассмотрении инновационного развития предпринимательского сектора в муниципальных образованиях важно помнить, что оно в первую очередь должно оказывать положительное влияние на развитие социальной составляющей муниципалитетов. Сегодня особо остро стоит вопрос социальноэкономического развития в малых и средних городах, где предпринимательский сектор является, чуть ли не единственной возможностью для поддержания и повышения качества уровня жизни населения. Обращаясь к статистике, отметим, что на основании данных приведенных Кембриджскими экономистами Россия находится на третьем месте в мире по неравенству регионов в вопросе социальноэкономического развития. Рассматривая возможность инновационного развития предпринимательского сектора муниципальных образований важно учитывать такие показатели, как демографическая

ситуация, потребительский рынок, социальная защита, занятость и безработица, образование и т.п.Уделяядолжное внимание показателям у муниципалитетов, при всестороннем содействии государства, появится реальная возможность оказать поддержку в вопросе инновационного развития малых и средних предприятий. Проявление инновационной поддержки на уровне регионов, со стороны государства, может проявляться в следующих формах, а именно: возможность прямого стимулирования НИОКР за счет бюджетных и внебюджетных фондов, при этом учитывать научные приоритеты в той или иной области производства, оказывать косвенное стимулирование достижений малых и средних инновационных предприятий, предоставлять льготы различногорода отдельным субъектам, которые принимают активное участие в инновационном процессе. При рассмотрении вопроса развития НИОКР на первое место, бесспорно, выходят малые и средние предприятия, если нововведения не требуют крупных инвестиционных вложений. Принимая во внимание, затраты малых и средних предприятий, которые возникают в связи с развитием НИОКР, то они в значительной степени превышаютподобные показатели крупных фирм. Но даже в такой ситуации есть и положительный момент, предприятие с инновационным подходом развития производства быстрее занимает лидирующие позиции на рынке. При этом особого внимания заслуживает тот факт, что члены групп, как правило, не являются профессионалами и это в большинстве случае способствует появлению новых идей и соответственно новых подходов к их решению.При рассмотрении опыта зарубежных стран, мы можем отметить тот факт, что всестороннее инновационное развитие малого и среднего бизнеса не может дать положительный результат без инновационной инфраструктуры, которая является важным элементом при формировании инновационного потенциала территории. Предпринимательский сектор муниципального образования нуждается в постоянной поддержки со стороны кредитных организаций, организаций которые предоставляют информационные услуги, маркетинговые, кредитные и другие услуги. Всесторонняя поддержка обеспечит формирование наукоемкого сектора и тем самым позволит создать результативный механизм инновационной деятельности на территории муниципального образования.На современном этапе развития инновационная инфраструктура, является одним из главных элементом способствующим повышению темпа развития экономики и роста уровня жизни населения не только страны, но и муниципальных образования. Инновационная инфраструктура –это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельностии развития инноваций. Ее основой являются инновационнотехнологическиецентры, технопарки, учебноделовые центры и др.Присоздании инновационной инфраструктуры на муниципальном уровне необходимо обеспечить конструктивность структуры, и четко указать какой ее конечный результат. При этом в инновационной инфраструктуре важно обеспечить постоянный процесс обработки получаемой информации, тогда будет обеспечиваться замкнутая система управления инновациями.В замкнутой системе управления важным звеном будет не только конечных результатов, но и промежуточных.Система мониторинга

инструмент, который позволит регулировать и поддерживать экономическую деятельность предприятий в процессе инновационного развития.В процессе реализация системы мониторинга будет формироваться единое информационное пространство,что позволит выработать и реализовывать стратегические цели и оперативные задачи с наибольшей отдачей, которые будут обеспечиватьконкурентоспособность выпускаемой инновационной продукции, а это окажет положительное влияние на устойчивость развития не только предприятий,но и муниципалитета в целом.Получаемые в процессе мониторинга материалы позволят осуществлять комплексный анализ и дальнейшее прогнозирование финансового состояния предприятий, которые осуществляют свою деятельность в «инновационном русле», что приведет к получению реальных оценок их состояния и дальнейшего благоприятного развития.На этапе инновационного развития мониторингвостребован, это обуславливают следующие факторы:

необходимость освоения новых методов внутрипроизводственного учета и контроля;

потребность в новых методах в области экономического анализа на предприятиях;

полная и своевременная оценка состояния рыночной экономики;

сложности, возникающие в организационных структурах предприятия (слияние отдельных предприятий в единое целое), которые требуют своевременной координации взаимосвязей между как вновь создаваемыми, так и уже существующими подсистемами управления[2].В связи с тем, что система мониторинга, является комплексной системой, то она будет способствовать выявлению закономерностей и факторов колебания эффективности предприятийфункционирующих в условиях конкурентной среды, а также прогнозированию изменений параметров эффективности ихдеятельности в перспективе, которые в дальнейшем помогут принимать обоснованные управленческие решения в экономических, технических и технологических вопросах.Система мониторингав режиме реального времени позволит производить независимые оценки тенденций развития предприятий, получать информацию о состоянии экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики и ее возможных изменениях, оперативно проводить анализ финансового состояния предприятий и важнейших социальноэкономических факторов.Системапозволит выявить на ранней стадии, возникающиев деятельности предприятий диспропорции, что позволит повысить эффективность реализуемой стратегии инновационного развития предпринимательского сектора муниципального образования.Для этого мониторинг должен включать такие компоненты, как:на уровне экономики: социальные показатели, факторы благосостояния населения;на уровне города: фиксация параметров экономического состояния, маркетинг, рынки сбыта; на уровне предприятий комплекса: сбор данных о закупках, запасах, производительности, потреблении ресурсов, технического оснащения и т. д. Мониторинг,проводимый постоянно действующей группой экспертов, позволит осуществлять обследование технических устройств, которые являются важным элементом в инновационном развитии предприятия, практически без влияния на технологический процесс (в межсменный период,период кратковременных плановых остановок, а в отдельных случаях и без них)[2].Таким образом, при проведении мониторинга в течение всего времени эксплуатации наблюдаемого объекта, имеется возможность определить такие режимы его работы, которые позволят получить максимальную отдачу от объекта с минимальной вероятностью возникновения опасных инцидентов. То есть выбрать такие режимы работы объекта, которые будут соответствовать с одной стороны его максимальным техническим возможностям функционирования в данный период времени, а с другой стороны максимальной безопасности этих режимов.В ходе мониторинга производится набор статистических данных состояния конкретных технических устройств, в конкретных условиях эксплуатации с составлением карты технического состояния. Статистические данные позволят повысить достоверность прогноза состояния технических устройств во времени.Следовательно, технический мониторинг позволит предприятиям получить информацию, на основе которой необходимо своевременно принять управленческие решения: оперативно, с минимальными экономическими и временными затратами, устранить выявленные в ходе мониторинга дефекты. А в некоторых случаях и предотвратить не только внеплановую остановку объекта, но и его возможное разрушение;оценить экономическую целесообразность дальнейшей эксплуатации оборудования;оценить качество сервисного обслуживания, и, таким образом, адекватно реагировать на возникающие проблемы;оценить влияние выявленных негативных факторов на себестоимость продукции.Внедрение системы будет обеспечивать благоприятные условиядля более эффективного инновационного развития предприятий муниципальных образований.Системамониторинга будут способствоватьсвоевременному получению результативной информации для принятия необходимых шагов в вопросах экономического, управленческого, технического и кадрового характера, что приведет к повышению роли инновационных предприятий, как на уровне муниципалитета, так и страны в целом.Инновационное развитие предприятий в малых городах следует рассматривать как необходимый и постоянный процесс. Инновационная составляющая предприятий будет говорить о том, что они развиваются, занимают определенное место на рынке, выпускают новую продукцию, которая отвечает всем требованиям, и тем самым обеспечиваетсвою конкурентоспособность.

Ссылки на источники1. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (АНО «НИСИПП»):Ежеквартальный информационноаналитический доклад Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году –[электронный ресурс] http://www.nisse.ru/work/.2. Тойшева О.А., Панцева Е.Ю.Необходимость и условия развития инновационного потенциала промышленного сектора муниципальных городов. Вестник Университета (Государственный

университет

управления).

2013. № 13. С. 048055.3. Тойшева О.А. Влияние промышленной политики на развитие общественного сектора экономики в РФ. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 6. С. 181186.

Tojsheva O. A.Lecturer of the Chair of Economy and Management, candidate of EconomicsSyzran Branch of Federal StateFinanced Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University of Economics»Innovative development of the enterprises of small and medium towns.Abstract. The article is devoted to the question of innovative development of the enterprises of small and medium towns. The author of the article considers the need for a comprehensive implementation and support of the innovative development of the enterprises of municipalities, because they provide creation of new jobs, carry out the promotion of competition in the innovation development of production.Key words: innovative development, innovation policy, industrial policy, monitoring.