Управление бюджетными рисками на региональном уровне с использованием экономико-математических методов оценки

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ткачева Т. Ю., Афанасьева Л. В., Белоусова С. Н. Управление бюджетными рисками на региональном уровне с использованием экономико-математических методов оценки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 981–985. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54460.htm.
Аннотация. Статья посвящена современным тенденциям управления бюджетными рисками на региональном уровне. Обоснована система факторов, генерирующих бюджетные риски, разработана обоснованная характеристика зон бюджетных рисков на региональном уровне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ткачева Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой налогообложения и антикризисного управления ФГБОУ ВПО «ЮгоЗападный государственный университет», г. Курскtattkacheva@yandex.ru

Афанасьева Любовь Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогообложения и антикризисного управления, ФГБОУ ВПО «ЮгоЗападный государственный университет», г. Курскlv_af@mail.ru

Белоусова Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доценткафедрыналогообложения и антикризисного управления, ФГБОУ ВПО «ЮгоЗападный государственный университет», г. Курскbsn275@mail.ru

Управление бюджетными рисками на региональном уровне с использованием экономикоматематических методов оценки*

Аннотация.Статья посвящена современным тенденциям управления бюджетными рисками на региональном уровне. Обоснована система факторов, генерирующих бюджетные риски, разработана обоснованная характеристика зон бюджетных рисков на региональном уровне. Ключевые слова:бюджетные риски, расходы бюджета, бюджетная энтропия, бюджетноналоговая безопасность региона, зоны бюджетных рисков на региональном уровне.

В условиях нестабильностии влияния широкого спектра факторов внутренней и внешней среды, кризисных явлений особенно важным для гармонизации бюджетноналоговых отношений региона является способность сохранять устойчивые характеристики развития.Бюджетноналоговая безопасность региона –это состояние защищенности бюджетноналоговых отношений от внутренних и внешних угроз, при котором формируются бюджетноналоговые ресурсы региона, необходимые для обеспечения саморазвития территорий, при соответствующем бюджетноналоговом контроле над их формированием и расходованием [1, с.57].В этой связи особое значение приобретает управление возникающими бюджетными рисками на региональном уровне как важнейшего фактора обеспечения бюджетноналоговой безопасности региона.Главной целью управления бюджетными рисками на региональном уровне является обеспечение формирования устойчивой системы бюджетноналоговых отношений для саморазвития территории.В связи с тем, что бюджетноналоговые отношения по своей сути изначально способны к производству энтропии, рассчитаем бюджетную энтропию расходов бюджета Курской области.Используя отчетные и плановые показатели бюджета Курской области представим расходы бюджета Курской области в разрезе разделов функциональной классификации в 20112015 гг. и определим их долевое соотношение (таблицы 1, 2). *Статья выполнена в рамках государственного задания ЮгоЗападного государственного университета, код проекта: 2090.Расчет энтропии расходов бюджета Курской области в разрезе разделов функциональной классификации в 20112015 гг. представлен в таблице 3.

Таблица 1Расходы бюджета Курской области в разрезе разделов функциональной классификации в 20112015 гг., млн. руб.Расходы2011 г.2012 г.2013 г.

2014 г.(план)2015 г.(план)Общегосударственные вопросы18393108,463275593,63748Национальная оборона30,421,323,824,424,5Национальная безопасность и правоохранительная деятельность1626559,1470,9484,1493,6Национальная экономика7400,14641,75477,74893,75078,1Жилищнокоммунальное хозяйство1452,7972,4520,5728,6722,5Охрана окружающей среды41,33644,33939,2Образование68507779,68377,98117,98134,2Культура и кинематография396,5385,8392,5329,9338,7Здравоохранение5963,862503936,93129,32782,2Социальная политика7635,56461,77081,66979,76926,8Физическая культура и спорт857,9506,4420,2346,4349Средства массовой информации141,1101104,692,897,4Обслуживание государственного и муниципального долга250,5250,5250,5250,5250,5Межбюджетные трансферты 2607,61582,21383,61183917,2Всего37092,432656,13481232192,929901,9 Таблица 2Структура расходов бюджета Курской области в разрезе разделов функциональной классификации в 20112015 гг.Расходы2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.(план)2015 г.(план)Общегосударственные вопросы0,04960,09520,18170,17380,1253Национальная оборона0,00080,00070,00070,00080,0008Национальная безопасность и правоохранительная деятельность0,04380,01710,01350,01500,0165Национальная экономика0,19950,14210,15740,15200,1698Жилищнокоммунальное хозяйство0,03920,02980,01500,02260,0242Охрана окружающей среды0,00110,00110,00130,00120,0013Образование0,18470,23820,24070,25220,2720Культура и кинематография0,01070,01180,01130,01020,0113Здравоохранение0,16080,19140,11310,09720,0930Социальная политика0,20590,19790,20340,21680,2317Физическая культура и спорт0,02310,01550,01210,01080,0117Средства массовой информации0,00380,00310,00300,00290,0033Обслуживание государственного и муниципального долга0,00680,00770,00720,00780,0084Межбюджетные трансферты 0,07030,04850,03970,03670,0307Итого1,00001,00001,00001,00001,0000 Таблица 3

Расчет энтропии расходов бюджета Курской области в разрезе разделов функциональной классификации в 20112015 гг.Расходы2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.(план)2015 г.(план)Общегосударственные вопросы0,148940,223870,309900,3040880,2603Национальная оборона0,005820,004790,004980,0054460,005823Национальная безопасность и правоохранительная деятельность0,137090,069640,058210,0631150,067745Национальная экономика0,321580,277310,290980,2863590,301098Жилищнокоммунальное хозяйство0,126890,104640,062840,085740,089955Охрана окружающей среды0,007570,007510,008480,0081360,008701Образование0,311940,341750,342790,34740,35414Культура и кинематография0,048510,052440,050570,0469410,050752Здравоохранение0,293860,316450,246490,2265780,22095Социальная политика0,325370,320580,323950,3314440,338795Физическая культура и спорт0,087120,064610,053320,0487640,051945Средства массовой информации0,021190,017870,017450,0168610,018654Обслуживание государственного и муниципального долга0,033750,037360,035510,0377860,040063Межбюджетные трансферты 0,186650,146670,128190,1214020,106878Уровень энтропии2,056311,985461,933661,930061,915799

Оценка бюджетной энтропии расходов бюджета Курской области в 20112015 гг. выявила достаточную устойчивость показателя энтропии расходов: разрыв между минимальным и максимальным значением составляет 0,14 (2011 г. –2,056307; 2015 г. (план) –1,915799). Следовательно, управление расходами в Курской области за исследуемый период носит достаточно стабильный, системный и упорядоченный характер. Максимальноезначение энтропии расходов бюджета Курской области, которое соответствует высокой неопределенности политики в области расходов бюджета Курской области, составило 2,056307 в 2011 г. (рис. 1).В исследуемом периоде по мере снижения бюджетной энтропии расходов бюджета Курской области и его вариабельности, деятельность органов власти субъекта РФ по достижению целевых ориентиров региональной бюджетной политики упорядочивается и повышается устойчивость бюджетноналоговых отношений в регионе.

Рисунок 1–Уровень бюджетной энтропии расходов бюджета Курской области

На наш взгляд, в сегодняшних условиях имеет безусловную целесообразность использовать группировки показателей бюджетноналоговой безопасности региона по зонам риска с позиции возможных бюджетных потерь при наступлении рискового случая (таблица 4). Таблица 4Характеристика различных зон бюджетных рисков на региональном уровнеПоказателиГарантированный бюджетный результатВозможные бюджетные потериБезрисковаязонаЗона допустимого бюджетного рискаЗона критического бюджетного рискаДефицит бюджета субъекта РФДефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденногообщего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступленийДефицит бюджета субъекта РФ составляет 1520% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

Дефицит бюджета субъекта РФ составляет свыше 20% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

Объем государственного долга субъекта Предельный объем не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.Предельный объем превышает утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета 2,0563071,9854651,9336571,930061,9157991,81,851,91,9522,052,12011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.Уровень энтропииРФутвержденного объема безвозмездных поступлений.Предельные объемы расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ Предельный объем расходов на обслуживание долга не должен превышать 15% объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенцийПредельный объем расходов на обслуживание долга превышает 1520% объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенцийПредельный объем расходов на обслуживание долга превышает 20% объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенцийБюджетная политика должна быть ориентирована, в частности, на создание необходимых условий для роста бюджетного потенциала страны, ее регионов и территорий [2, с.73]. Для более качественного иэффективного управления бюджетными средствами участникам бюджетного процесса необходимо своевременно идентифицировать возможные бюджетные риски и определить правильный выбор их оценки. Все это позволит принять необходимые меры по их предупреждению на уровне субъекта Российской Федерации.

Ссылки на источники1.Ткачева Т.Ю. Современные тенденции формирования бюджетноналоговой безопасности региона // Известия ЮгоЗападного государственного университета. –2013. №2(47). –с.5561.2.Развитие бюджетноналоговыхотношений: теория и практика: монография/ Т.Ю. Ткачева; ЮгоЗап. гос. унт. Курск, 2012. 182 с.

Tkacheva Tatyana Yurievna,candidate of economic Sciences, associate Professor, head. the Department of taxation and crisis management, SWSU, KurskAfanasjevaLubov Victorovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of taxation and crisis management, SWSU, KurskBelousova Svetlana Nikolaevna, candidateof economic Sciences, associate Professor of the Department of taxation and crisis management, SWSU, KurskBudget risk management at the regional level with the use of economicmathematical methods of assessmentAbstract.The article is devoted to modern tendencies in the management of fiscal risks at the regional level. Grounded system of factors generating low risks, developed reasonable characteristic zones fiscal risks at the regional level.Keywords:low risks, costs budget, budget entropy, fiscal security of the region, zone fiscal risks at the regional level.