Способы преодоления неуспеваемости младших школьников при обучении решению задач

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шелыгина О. Б. Способы преодоления неуспеваемости младших школьников при обучении решению задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1026–1030. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54469.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам, имеющим трудности в решении задач. Автор предлагает различные способы преодоления неуспеваемости и повышения уровня обученности по теме «Решение задач» в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шелыгина Ольга Борисовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ,г.Кировkaf_pmdno@vshu.kirov.ru

Способы преодоления неуспеваемости младших школьниковпри обучении решению задач

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам, имеющим трудности в решении задач. Автор предлагает различные способы преодоления неуспеваемости и повышения уровня обученности по теме «Решение задач» в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.Ключевые слова: неуспеваемость младших школьников, обучение решению задач, индивидуализация и дифференциация, способы коррекции.

В начальной школе у детей закладывается фундамент знаний, формируются необходимые для дальнейшего обучения умения и навыки. Трудности, которые возникают в учебном процессе, могут отразиться не только на усвоении конкретной темы или предмета, но и оказать негативное влияние на весь процесс обучения, так как непонимание темы влечет за собойпроблемы в изучении последующих тем, учащийся теряет веру в свои силы, исчезает желание учиться. Неуспеваемость может быть общая (отставание ученика по многим предметам) и специфическая (отставание по одному предмету, например, трудности в изучении математики). Однако, какая бы ни была неуспеваемость, она является проблемой, которую необходимо решать. Причины неуспеваемости в учебной деятельности рассматривали И.В.Дубровина, Б.П.Есипов, Н.П.Локалова, Л.С.Славина и другие ученые. Выявив причины трудностей в учебной деятельности можно оказатьученикусвоевременную и результативную помощь.Причины неуспеваемости могут быть зависящими от учителя (Б.П.Есиповотносит к ним слабое знание учителем преподаваемого предмета и его методики, незнание индивидуальных особенностей школьников, плохую организацию учебной работы и проблемы во взаимоотношениях между учителем и учеником[1]) и не зависящими от учителя. Не зависящие от учителя причины относятся к особенностям неуспевающего ученика. Эти особенности могут быть биологическими (ослабленность организма после болезни, хроническое заболевание, дефекты речи, слуха, зрения и т.п.), социальными (атмосфера в семье, отсутствие средств обучения,«проблема улицы») и психологическими. Оказывают помощь ученикам с биологическими причинами неуспеваемости многие специалисты (психологи, психиатры, логопеды, дефектологи, педагоги). Ученику с социальными причинами неуспеваемости может помочь классный руководитель и педагоги во внеурочное время. Мы остановимся на преодолении неуспеваемости на уроках, обратим внимание на учеников, имеющих трудности в усвоении материала по психологическим причинам.

Психологические причины неуспеваемости И.В.Дубровинаразделила на две большие группы: недостатки в развитии мотивационной сферы (отсутствие интереса к учению и желания учиться, при этом возможен высокий уровень обучаемости) и недостатки в познавательной деятельности (слабое общее развитие, низкий уровень обучаемости, несформированность приемов учебной деятельности, недостаточное развитие мыслительных процессов)[2]. К этим группам можно добавить пробелы в знаниях, умениях и навыках по пройденному материалу, которые относятся к конкретным темам(не обязательно низкий уровень обучаемости ученика). Рассмотрим способы преодоления неуспеваемости младших школьников при обучении решению задач в зависимости от вызывающих неуспеваемость причин.1.Недостатки в развитии мотивационной сферы. Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса к учению вообще или по отношению к конкретному предмету. При отсутствии желания научиться решать задачи следует найти такой подход, который бы показал ученику, что данный материал очень интересен (поддержка познавательной активности ребенка) и ему лично очень нужен (потребность в извлечении необходимой для жизни информации).Н.П. Локалова утверждает: «Сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какоголибо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности»[3, с.198]. То есть, вопервых, учителю на урокахнеобходимообращаться к опыту учеников, постоянно доказывать, что математика нужна, она окружает человека везде, с задачами мы встречаемся ежедневно, ежечасно, от умения решать задачи может зависеть жизнь человека (можно приводить примеры и из художественной литературы, например, из книг Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Левшина «Магистр рассеянных наук» и др.).Задачи по математикесоставлять таким образом, чтобы,вопервых, можно было опираться на наглядные средства обучения, вовторых, содержание задач было направлено на решение действительно существующих проблем (например, задачи про оклеивание обоев, про стоимость покупки и сдачу, про то, во сколько нужно выйти из дома, чтобы не опоздать на поезд, про планирование дня, про расчет платежейи т.д.). Можно так же дифференцировать задачи для девочек и мальчиков, например, мальчикам интереснее будет рассчитать расход топлива, а девочкам ‬расход ткани. Вовторых, решать задачи должно быть интересно. Был проведен опрос в начальной школе «Какие задачи вы решали бы с удовольствием?». Ответы были такие: задачи про смешариков, про Машу и медведя (и про других сказочных или мультипликационных героев), задачи про Шерлока Холмса (с детективными сюжетами), задачи о великих людях, о исторических событиях(об истории и культуре России), об олимпиаде, соревнованиях (о спорте), о животных и растениях (о природе), о профессиях, о том «что нас окружает», «что правда, а не придумано просто так». Кроме этого, практика показывает, что детям интересно решать задачи при организации групповой формы работы (чувство азарта, соревновательности и ответственности), а так же в процессе следования сюжету урока для решения заданной этим сюжетом проблемы (решив задачу, мы откроем сундук, поможем спасти Иванушку, узнаем название звезды, откроем тайну и т.п.), использования других игровых моментов.

2.Недостатки в познавательной деятельности. В этой ситуации ребенок хочет, ноне может решить задачу. При этом ученик переживает эмоциональное неблагополучие, он боится не решить задачу, боится даже начать ее решать изза предчувствия неуспеха, появляется состояние «безотчетного неопределенного беспокойства», и это только усугубляет ситуацию. Для устранения ситуации необходимо создавать благоприятные условия для ученика. Условия будут направлены на предупреждение проблем в решении задач (педагогическая профилактика), на устранение и недопущение проблем (педагогическая терапия), на своевременное выявление ошибок и их коррекцию (педагогическая диагностика).1)Педагогическая профилактика.Проблему трудностей и низкого уровня обученности в решении задач можно предотвратить, если:использовать разные средства стимулирования учеников;предлагать как можно чаще при изучении всех тем не репродуктивные задания, а задания, направленные на развитие познавательных функций (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций);правильно осуществлять обучение на этапе знакомства с новым видом задач: организовать необходимую и целесообразную подготовку к новому материалу, использовать конкретный, наглядный и доступный материал, не объяснять решение задачи, а включать детей в поисковую деятельность, особое внимание уделить составлению вспомогательной модели задачи и поиску путей решения;приучать детей к самоконтролю (обязательной проверке правильности решения задачи).2)Педагогическая терапия.Педагогическая терапия заключается в индивидуальном подходе к ребенку с целью оказания помощи при решении задач (мы предлагаем доступные для ребенка задания, чтобы он мог достичь успеха сначала с помощьювзрослого, а потом без нее). Способы педагогической терапии:1.Разбивка задания на этапы, использование алгоритма.2.Использование методических приемов направляющей помощи:I.Выбор правильного решения.Например, при решении задачи «У Поли, Кати и Светы 56 желудей. Если у Кати взять 20желудей, а у Светы ‬6, то у девочек будет столько желудей, сколько у Поли. Сколько шишек у Марины, если их на 12больше, чем желудей у Светы?», предлагаем варианты решения.Какое решение правильное?1.1) 56‬20‬6=302) 30:3=103) 10+12=222.1) 56‬20‬6=302) 30:2=153) 15+6=214) 21+12=333.1) 56‬20‬6=302) 30:3=103) 10+6=164) 16+12=28II.

Использование модели (используя модель…, дополни модель,заполни модель, выбери правильную модель).Например, при решении задачи «Мальчик читал книгу. В первый день он прочитал на 110 страниц меньше, чем во второй, причем в первые два дня он прочитал в 3 раза больше, чем в третий и четвертый дни. В пятый день он прочитал 75 страниц. Сколько страниц прочитал мальчик в первый день, если прочитать ему осталось 56страниц из 635 в книге?», мы предлагаемобе схемы, которые необходимы для решения, с уже вставленными числовыми данными.III.Дан образец выполнения задания (нужно сделать по аналогии).IV.Предложено начало решения (или частично выполненное решение).Например, при решении задачи «На школьной олимпиаде было предложено решить 6 задач. За каждую решенную задачу засчитывалось по 7очков, а за каждую нерешенную ‬списывалось 3 очка. Сколько задач решил Миша, если он набрал 22 очка?», можно дать частично выполненное решение:1)7х62)7+33)…‬224)…:…=25)6‬…V.Дан план решения.Например, при решении задачи «11 пирожков стоят на15 рублей дороже, чем 20 ватрушек. Такиеже 11 пирожков стоят на 5 рублей дороже, чем 25ватрушек. Сколько стоит ватрушка, а сколько пирожок?», можно дать план решения: 1)Найди разницу в количестве ватрушек (так как изза этого меняется стоимость).2)Найди, какова разница в стоимости.3)Ответь на первый вопрос задачи.4)Подставь найденное число в условие (в первое предложение) и ответь на второй вопрос задачи.5)Проверь правильность решения подстановкой полученных данных во второе предложение.VI.

Даны вспомогательные задания или подготовительные упражнения (например, простые задачи, входящие в состав составной задачи, задачи с меньшими числами и т.п.)Например, перед решением задачи «Маме 38 лет, а дочке 10 лет. Через сколько лет мама будет в три раза старше дочки?» сначала нужно решить задачу более простой структуры «Мама на 26 лет старше дочери. Сколько лет маме, если она в 3 раза старше дочки?»VII.Даны справочные материалы (правила, формулы…).Например, при решении задач на движение можно напомнить детям формулы нахождения неизвестных величин.VIII.Наводящие вопросы, указания, более подробное инструктирование учеников.Например, при решении задачи «У Кати есть конфеты. Девочка решила съесть их сама и угостить подруг. Оказалось, что если каждой достанется по одной конфете, то одна конфета ‬лишняя, а если по 2 конфеты, то одной подружке не достанется конфет. Сколько у Кати подруг и сколько конфет?», можно давать при необходимости следующие указания: 1) представьте, что вы раздали каждой по одной конфете, а одна конфета лишняя; 2) теперь представьте, что есть лишняя конфета и одна девочка без конфет ‬эти конфеты можно раздать вторыми; 3) в количество подруг сама Катя не входит. 3)Педагогическая диагностика.Этот путь подходит для второй психологической причины неуспеваемости и для третьей(пробелы в знаниях, умениях и навыках по пройденному материалу). Для осуществления педагогической диагностики необходимо продумывать самостоятельные и проверочные работы для учеников с целью своевременного определения затруднений учащихся и разработки индивидуальных заданий для коррекции.



Таблица. Разработка индивидуальных заданийв зависимости от пробелов (видов ошибок) в решении задачВиды ошибокПример решения задачиПричины ошибок, задания для коррекции1) Не владеет математическими понятиями, отраженными в задачеВ коробке 8карандашей. Сколько карандашей в 5коробках?8+5=13 (к.)

Ученик не усвоил конкретный смысл умножения. Коррекция:1)Соотнесение рисунков и выражений.2)Решение задач с использованием условного рисунка.3)Сравнение задач, например: «На тарелке 6яблок, на столе еще два яблока. Сколько всего яблок?», «На тарелке 6 яблок, на столе еще две таких же тарелки с яблоками. Сколько всего яблок?».2) Не отработано умение решать задачи определенного видаНа стоянке стояли машины. Когда 9машин уехало, на стоянке осталось 20машин. Сколько машин было?20‬9=11(м.)



У ученика не отработано умение решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. Коррекция:1)Представление ситуации, отраженной в задаче.2)Выполнение модели (рисунок, схема).3)Проверка решения способом подстановки найденного числа в задачу.4)Сравнение задач, например: «На грядке созрели 17помидоров. 5помидоров взяли для салата. Сколько помидоров осталось на грядке?», «На грядке созрелипомидоры. 9помидоров взяли для салата, а на грядкеосталось 17помидоров. Сколько помидоров было на грядке?»3) Не отработано умение решать составные задачиПервый магазин продал за день 10 кг лука, а второй магазин на 12кг больше. Сколько лука продали магазины за день?10+12=22(кг)Ученик не различаетпростые и составные задачи. Коррекция:1)Использование моделей (условного рисунка).2)Сравнение задач, например: «На первой полке 10 книг, а на второй на 5книг больше. Сколько книг на второй полке?», «На первой полке 10 книг, а на второй на 5книг больше. Сколько книг на двух полках?»3)Преобразование задач:«Измените задачу так, чтобы она решалась в 2действия: «У Наташи 8тетрадей в линию, а в клетку на 6 больше. Сколько у Наташи тетрадей в клетку?»4) Не отработаны (перепутаны) отношенияВ марте было 9солнечных дней, а пасмурных ‬в 2раза больше. Сколько было пасмурных дней?9+2=11(д.)



Не усвоено отношение «в несколько раз больше». Коррекция:1)Работа с раздаточным материалом (отношения «на…больше», «на…меньше», «в…раз больше», «в…раз меньше».2)Выбор и обоснование действий для решения задачи. «У Кроша 12вилков капусты, а морковок ‬в 2раза больше. Сколько у Кроша морковок?» 12х2, 12+2, 12‬2, 12:23)Преобразование задач: «Измените условие предыдущей задачи так, чтобы она решалась остальными предложенными действиями».4)Продолжите правило: «Чтобы найти число, которое в несколько раз больше другого, нужно…»5) Слабо анализирует содержание задачи, не видит математические отношенияКот Матроскин принес ведро с молоком массой 11кг. После того как кот и пес выпили половину молока, ведро с оставшимся молоко стал иметь массу 6кг. Коррекция:1)Представление задачи, ее описание своими словами.2)Выполнение модели к задаче.3)Подчеркивание значимых данных и слов (нужно обязательно подчеркнуть слово «половину»).4)Объяснение, что обозначают действия: 11‬6, 5х2.5)Проверка решения способом подстановки найденного числа в задачу.Сколько литров молока было первоначально, если 1 кг молока примерно равен 1литру?11‬6=5(л)6)Изменение вопроса задачи так, чтобы последнее действие было 11‬10.

Таким образом, зная конкретные причины трудностей школьников в обучении решению задач, можноприменять различные способы преодоления неуспеваемости и повышения уровня обученности, к ним относятся: поддержка познавательной активности учащихся, развитие мотивационной сферы, педагогическая профилактика, педагогическая терапия и педагогическая диагностика (коррекция).

Ссылки на источники1.ЕсиповБ.П., Данилов М.А. Дидактика / Под общ. ред. Б.П. Есипова. ‬М.: Издво Академии пед. наук, 1957.2.Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. ‬М.: Просвещение, 1991.3.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. ‬СПб.: Питер, 2009.

Shelygina Olgacandidate of pedagogical Sciences, associate Professor at the chair of pedagogics and methodology of preschool and primary education VyatSHU, KirovWays of overcoming of poor progress of younger school students when training in the solution of tasksArticle is devoted to questions of realization of the individual and differentiated approach to the younger school students having difficulties in the solution of tasks. The author offers various ways of overcoming of poor progress and increase of level of an training on the subject "Solution of Tasks" depending on specific features of pupilsKeywords: poor progress of younger school students, training in the solution of tasks, individualization and differentiation, correction methods.