Инновационные подходы преподавания рисунка и живописи в колледже искусств

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ломако В. А. Инновационные подходы преподавания рисунка и живописи в колледже искусств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1041–1045. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54472.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об особенностях использования инновационных подходов преподавания рисунка и живописи в среднем специальном учебном заведении на примере колледжа искусств г. Камышина.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ломако Виталий Анатольевич,преподаватель рисунка и живописи филиала ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусства и культуры» в г. Камышин, художественное отделениеlomako.v@mail.ru

Инновационные подходы преподаваниярисунка и живописив колледже искусств

Аннотация. В статье рассматривается вопрособ особенностях использования инновационных подходов преподавания рисунка и живописи в средне специальном учебном заведении на примере колледжа искусств г.Камышина.Ключевые слова:инновационные подходы, художественное образование в России, традиционные методы обучения.

Художественное образование имеет сложную структуру и многоуровневую основу.Изначальнооно делится на общее и профильное. Цели и задачи различных форм художественного образования существенно отличаются. Так, общее художественное образование призвано дать основы изобразительной деятельности, а профильное –на выходе получить профессию. Однакокаким бы ни было обучение обучающие знакомятся и/или овладевают основами прежде всего реалистического рисункаи живописи.Система овладенияосновами реалистического рисунка и живописи имеет четко отработанные механизмы, набор отточенных методик и приемов, выверенное поступательное движение от темы к теме,от постановкик постановке, что закреплялось не десятилетиями, а уже веками. И,казалось бы, в этих условиях академического подхода в обучении нет места инновационным подходам. Однако исследования ряда ученых, таких как Ю.Б.Алиев, А.А МеликПашаев, Т.Я. Шпикалова говорят от обратном[1,С. 101].Инновационные подходы в сочетании с традиционными в преподавании цикла художественных дисциплин необходимы, так как такой путь работы более качественно будет отвечать современной политике художественного образования, взявшей курс на модернизацию[2,С. 2].

Целью нашего исследования состоит ввыявление особенностей инновационных подходов преподавания рисунка и живописи в средне специальном учебном заведениина примере колледжа искусств.Прежде всего, следует дать определение инновациям в педагогике вообще. Так, под педагогическими инновациямиподразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебновоспитательного процесса. [3,С. 36].

Инновации

это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [4,С. 230].Сейчас много говорят об инновационном развитии образования в целом, о приоритетах инноваций. Одна из основных мыслей,ккоторой приходят все исследователи–это сочетание традиционных и инновационных подходовв обучении. Это особенно актуально для художественных дисциплин.

Художественное образование в России имеет основательные традиции в вопросах обучения и является уникальной. Но педагогическая наука нестоит на месте и в связи с новым ориентиром на модернизацию образования вообще, следует пристальнее обратить внимание на пересмотр методики преподавания. Такие предметы профильного цикла, как рисунок и живопись нуждаются в серьезном пересмотре используемых консервативных методов преподавания.А успешное сочетание традиционных и инновационных подходов, делает процесс обучения более вариативным и качественным. Об этом говорят исследования таких ученых, какГ.В. Беда, В.П. Зинченко, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, А.П. Яшухин.Нами было проведено исследование на базе камышинского колледжа искусствпо выявлениюособенностей инновационных подходов преподавания рисунка и живописи, где определялисьнаиболее эффективныеметодыпреподавания. На протяжении четырех лет (20092013гг.) изучалась работа педагогов художественного отделения, методы и приемы,используемые в преподавании учебного рисунка и живописи, в чем их особенность, в каких педагогических условиях процесс обучения был более эффективным.Учебные предметы рисунок и живопись являются базовыми. Проведение занятий четко регламентировано и имеет свои особые условия: малокомплектная группа специально размещается в помещении для работы над постановкой или натурой. Для работы отводится определенное время, которое не ограничивается одним днем, это могут быть от 12 до 48 и более академических часа.В констатирующем эксперименте нами было проведено наблюдение за работой педагогов по рисунку и живописи. Как работали педагоги? Какие методы использовали в работе? Так, следует отметить, что педагогам гораздо проще учить так, как их учили когдато. Иными словами проведение занятий по рисунку и живописи ограничиваются консультационной работой педагога в отношении студентов, иногда краткими беседами. Преподаватели рисунка и живописи очень неохотно использовалиновые подходы в обучении такие, как исследование явлений и объектов, экспериментальная деятельность по выявлению новых связей и пр. Проектная деятельность вообще отсутствовала. Только 3% преподавателей пользовалимультимедийныеустановки. Далее в своем исследовании мы определилинегативные тенденции, которые тормозили процесс модернизации художественного образования, т.е. те факторы которые отодвигалиактивизацию педагогов в отношении пересмотра своего подхода в преподавании. На примере художественного отделения камышинского колледжа искусствмы выделилиследующие негативные явления в процессе преподавания рисунка и живописи:

недостаточное информационное, методическое, педагогическое и научное сопровождение дисциплин;

отсутствие повышения квалификации педагогических кадров на качественно новом уровне в соответствии с преподаваемыми дисциплинами;

консервативность педагогических кадров;

недостаточно отлаженная система взаимосвязи с другими учреждениями художественного направления (даже внутри города);

недостаточное обеспечение материальнотехнической базы и устаревание методического и натюрмортного фонда;

отсутствие качественной и достаточной натурной базы.На формирующем этапе исследования нами был проведен анализ состояния практики по подготовки и переподготовки педагогических работников художественного образования. Мы выяснили, что в настоящее время имеются центры повышения квалификации педагогических работников, где предлагают курсы по программе: «Инновационные подходы к преподаванию изобразительного искусства»; практические семинары для преподавателей ИЗО учреждений дополнительного образования детей по теме «Особенности преподавания творческих дисциплин в учреждениях дополнительного образования», где раскрываются на современном уровне пути изменения преподавания. Однако мало внимание уделяется предметам рисунок и живопись, а также нет достаточных курсов для преподавателей колледжей искусств.Дальнейшее исследование показало, что систематически по регионам РФ проводятся научные и практические семинары по изобразительному искусству для преподавателей учреждений дополнительного образования по темамосвещения традиционных и инновационных технологий в преподавании предметов искусства, где презентуются программы по рисунку и живописи,построенные по новым направлениям, методические разработки по проведению уроков.

Имеется множество педагогических и научных конференций для работников высших учебных заведений, нопрактическинет –для средне специальных. Тем не менее, камышинскому колледжу искусств, его педагогам по рисунку и живописи было предложено принять участие в научнопрактических конференциях, проводимыхВолгоградским институтом культуры и искусства, Волгоградским государственным социальнопедагогическим университетом; посетить курсы и семинарына базе Академииповышения квалификации г.Волгограда; принять участие в мастерклассах и методических объединениях учителей не только г. Камышина, а также г.Жирновска, ст.Нехаевская, г. Николаеска, г. Красный Яр и пр.После проведенной специальнойподготовки педагогов рисунка и живописи колледжа искусств г. Камышина дляработыс использованием традиционных и инновационных технологий наблюдалисьсущественные изменения. Так, при объяснении материала педагоги пользовались мультимедийными технологиями: презентациями, видеоуроками и пр. На занятиях по рисунку и живописи стали использоваться методы экспериментального исследования светотональных и цветовых явлений. Появилась диалогичность в общении с обучающимися. Анализ педагогического опыта показал, что методики обучения студентов художественного отделения должны сочетать в себе традиционные и инновационные подходы. В результате умелого применения новых технологий и подходов качественно изменилось отношение к урокам рисунка и живописи: со стороны педагогов –проявление большей ответственности к подготовке будущих специалистов, ценностного отношения к новым явлениям в педагогической науке; со стороны учащихся повысился интерес обучающихся к предметам, их понимание собственной ответственности перед овладениемхудожественнотворческой деятельностина профессиональном уровне.Подводя итог, следует отметить наиболее эффективные современные инновации в художественнообразовательномпроцессе:

внедрение передовых технологий художественнотворческого развития учащихся;

оптимизацияинновационных технологий, инновационных методов и приемов.На основе анализа педагогической, научной и методической литературы в области художественного образования, а также проведенного исследования работы колледжа искусств г.Камышина нами определены направления инновационной деятельностив преподавании рисунка и живописи:

повышение квалификации педагогических кадровна специализированных курсах;

учебнометодическая работав виде методических рекомендаций и пособий для студентов и педагогов;

научная работапреподавателей в виде статей и обобщения опыта, посещения научнопрактических семинаров и форумов, научноисследовательских лабораторий и пр.;

систематический мониторинг качества работы преподавателей и потребностей учащихся.

Ссылки на источники1.Алиев Ю. Б.Инновационные аспекты современной дидактической системы художественного образования школьников / Ю. Б. Алиев // Инновации в образовании. –2006. –№ 6. –С. 101—110.2.Концепция художественного образования в Российской Федерации //Искусство в школе. –2002. –№ 2.3.10Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.4.18.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / А.В. Хуторской. М.: Академия, 2008. 256 с.5.Ярочкина Г. В.Инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров учебных учреждений довузовского профессионального образования / Г. В. Ярочкина // Инновации в образовании. –2008. –№ 8. –С. 413.

Vitaly Lomako,the teacher of drawing and branch painting GOBUK VPO "The Volgograd state institute of art and culture" to Kamyshin, art officeInnovative approaches of teaching of drawing and painting in college of artsAbstract.In article the question of features of use of innovative approaches of teaching of drawing and painting in soso special educational institution on the example of college of artsof Kamyshin is considered.Keywords:innovative approaches, art education in Russia, traditional methods of training.