Компетентностный подход в процессе формирования культуры межэтнического общения студентов современного вуза
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронкина
Д.
В.,
Трушина
Е.
В. Компетентностный подход в процессе формирования культуры межэтнического общения студентов современного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1081–1085. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54480.htm.
Аннотация. Рассматриваются проблемы межэтнического общения, формирования культуры межэтнического общения и процесса адаптации у студентов в образовательном социуме вуза.
Ключевые слова:
поликультурное образование, межкультурный диалог, межэтническое общение, этническое самосознание
Текст статьи
Трушина Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теориии методикипрофессионального образования Тульского государственного университета, г.Тулаtvm007@rambler.ru
Воронкина Дарья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВПО «Российский государственный торговоэкономический университет» (Тульский филиал) , г.Тула.voronkinadv@yandex.ru
Компетентностный подходв процессе формирования культуры межэтнического общения студентов современного вуза
Аннотация:Рассматриваются проблемы межэтнического общения, формирования культуры межэтнического общения и процесса адаптации у студентов в образовательном социуме вуза.Ключевые слова:межэтническое общение, этническое самосознание, межкультурный диалог, поликультурное образование.
Вусловиях сближения стран и народов, усиления взаимодействия, глобализации мира в целомрастет ответственность университетского образования за будущее, за то, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Модернизация высшего образования, обусловленная требованиями современности, связана с усилением внимания к личности обучаемого, ориентацией учебновоспитательного процесса вуза на развитие личностных, профессиональных качеств студентов, подготовленных к жизни в поликультурной среде.Для реализации социальной направленности современной воспитательной парадигмы в образовательной деятельности на кафедре теории и методики профессионального обученияТульского государственного университетанами решались задачи, исходя из следующих позиций:
социальная позиция: одной из задач современной педагогической науки является разработка гуманистической философии образования и подход к процессу образования как гуманной деятельности, предусматривающей формирование всесторонне развитой, социально активной личности, обладающей необходимыми навыками культуры межэтнического общения и компетентностями для позитивного взаимодействия в современном социальном межэтническом пространстве;
научная позиция: следует констатировать обилие знаний и исследований по проблемам формирования культуры межэтнического общения и адаптации, представленных в педагогике, психологии, социологии, но, на наш взгляд, актуальным является исследование эффективности социальной межэтнической адаптации студентов, в том числе иностранных, посредством развития их культуры межэтнического общения. В связи с этим возникла необходимость обращения к компетентностному подходу при разработке содержания педагогического образования для формирования основ межэтнической культуры иностранных и российских студентов в учебновоспитательной среде вуза. Проанализированный на данный момент фактический материал позволяет сделать некоторые предварительные выводы: в целом студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. Большая часть опрошенных интересуется вопросами национальных отношений и в повседневной жизни. Так, 82% опрошенных интересуются культурами других народов и в большинстве своем охотно вступают с ними в контакт. А 45% опрошенных в повседневных контактах практически всегда обращают внимание на национальность человека, с которым общаются (в основном это носит информационныйхарактер). И лишь 21% заявили о том, что на национальную принадлежность никогда не обращают внимания (не выделяют по национальному признаку).Большинство студентов (72%) с различной долей критичности гордятся и позитивно оценивают свою этническую принадлежность. Хотя 82% респондентов имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, многие определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности. Причиной большинства политических конфликтов 44% респондентов считает межнациональные отношения, а 56%, наоборот, считают, что большинство межнациональных конфликтов создается искусственно для достижения тех или иных политических целей. У большинства опрошенных студентов этнические чувства не актуализированы в повседневной жизни. Необходимаорганизация содержания высшего образования на основе диалога культур. Диалоговой подход предполагает рассматривать этнически ориентированное образование как основу, с которой начинается введение студента –изначально носителя родной культуры в культуру Использование метода, который мы определиликак: «межкультурный диалог»,способствует изучению неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрации того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, что во многом способствуют росту межэтнической терпимости. Особое внимание преподавателями различных общетеоретических дисциплин на кафедрах ТулГУуделяется практическим контактам (использование метода «диалога культур») между представителями различных культур как во время образовательного, так и воспитательного процесса. Для гармонизации межэтнической атмосферы и создания необходимых кросскультурных отношений профессорскопреподавательский состав ТулГУ обогащает содержаниеобщевузовских дисциплинновым учебным материалом, отражающим культурное достояние, традицииразных народов. В этом контексте используются современные образовательные технологии, которые включают в систему формируемого поликультурного образования различные видыучебной и воспитательной работыпоформированиюкультуры межэтнического общения.Реализация подготовленных рабочих программ по дисциплинам: «Экономическая география» для иностранных студентов, «Международный менеджмент» для иностранных студентов, «Маркетинг», «Конфликтология» (введенная как дополнительная в курс общетеоретических дисциплин по специальности 080102 «Мировая экономика» на факультете «Экономика и менеджмент» ТулГУ) не подменяя традиционной системы обучения, дополняют ее, акцентируя внимание на формировании и развитии культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности.
В рамках проведенной нами исследовательской работы путем синтеза и анализа содержания основных компонентов формируемой культуры межнационального общения был исследовансостав культуры межэтнического общенияи конфликтологической компетентностииностранных студентовкафедры, формирование которой способствует их позитивной адаптации в межнациональном социуме вуза.
Полученные результаты систематизировались с целью выявления уровней сформированности уровней культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов.
Результаты оценки упорядочивались в 10балльную шкалу четырёх уровней сформированности навыков культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов с тем, чтобы на этой основе разработать модель процесса формирования культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов и отследить динамику ее развития. Навыки культуры межэтнического общения и конфликтологическую компетентность иностранного студента можно считать сформированной при условии единства всех компонентов, комплексный показатель которых свидетельствует о высоком уровне.В качестве основных функций культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности студентов были выделены регулятивнаяипреобразующаяфункции, означающие: 1) гармонизацию процесса взаимоотношений субъектов межнациональной профессиональной деятельностии культуры межэтнического общения; 2) согласование их межнациональных взаимных действий; 3) обеспечение эффективной межнациональной профессиональной деятельности и профессионального становления в условиях межнационального профессионального конфликта; 4) преобразование межнациональной конфликтогенной профессиональной среды с целью предупреждения последующих межнациональных конфликтов. Результаты, полученные на контрольном этапе, подтвердили:
достаточно высокие показатели развития аксиологического параметра в экспериментальной группе иностранных студентов, а именно устойчивое повышение межнациональной эмпатии;
значительную динамику показателейинтеллектуальных качествиностранных студентов таких уровней, как оптимального и высокого;
положительную динамику у иностранных студентов показателей эмоциональной адаптивноститаких уровней, как оптимального и высокого. Это свидетельствуют о повышении уровня формирования культуры межэтнического общения и конфликтоустойчивости и снижении конфликтности в поведении иностранных студентов как результат возросшей «обратной связи» с учебнообразовательной средой вуза;
значительную положительную динамику у иностранных студентов показателей личностной рефлексии таких уровней, как оптимального и высокого, что свидетельствует об улучшении качества построения субъективного межнационального взаимодействия. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов представлены в таблице.Частота конфликтов в зависимости от источника отношений иностранных студентов в учебновоспитательной среде вуза (контрольный этап)[1].
Таблица 1
№ п/пИсточники конфликтаЧастотаконфликта(ЭГ)(КГ)1.
Межличностные отношения (студентстудент);1011402.
Личностногрупповые отношения (студентгруппа); 1632123.
Учебные отношения (студентпреподаватель);75894.
Административные отношения (студенткуратор, деканат и т.п.);1531895.
Сервисные отношения (студентобщежитие, столовая, режим и т.п.);2122526.
Информационные отношения (студентучебная информация);1982197.
Семейные отношения (студентродственники).5467
Основными критериальными характеристиками сформированности культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов в нашем исследовании являются: аксиологический, когнитивный, деятельностный и личностный критерии.
Характеризуемые компоненты теоретической модели формирования культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности субъектовобучения выполняют преобразовывающую функцию по отношению к конфликтогенной межнациональной образовательной профессиональной среде. Однако проведённые исследования не исчерпывают проблемы формирования культурымежэтнического общенияи конфликтологической подготовки иностранных студентов в условиях их адаптации в межнациональной учебновоспитательной среде вуза.
Рассмотрев представленную научноисследовательскую информацию, можно констатировать следующее:
современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной стратегии обучения;
решение этой задачи предполагает внесение серьезных измененийв подготовку молодых кадров по специальностям, изучаемым в высшей школе.
Ссылки на источники1.Бутузов В.Ю. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2009.2. Золотова Б.Х. Формирование навыков культуры межэтнического общения в образовательной среде: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010.3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИПРАН. Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.4.Шадже А.Ю. Роль этнического фактора в миротворческом процессе //Взаимодействие культур, возрождение традиций народной дипломатии залог мира и согласия. Майкоп: Издво РИПО «Адыгея», 2010. С.131134.5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.
Trushina Evgeniya, Candidate of pedagogical sciences,associate professor of department theory and method of professional education in Tula State University, TulaVoronkina Daria, Candidate of economic sciences, associate professor,head of department economics, accounting and auditing, Russian State University of Trade and Economics (Tula branch), Tula.Competence approach in the process of building a culture of interethnic communication modern university students
Annotation:This article touches upon the issues of interethnic communication, formation of interethnic communication culture and process of students' adaptation in educational socium in university.Keywords:interethnic communication, ethnic selfconsciousness, intercultural dialogue, multicultural communication.
Воронкина Дарья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВПО «Российский государственный торговоэкономический университет» (Тульский филиал) , г.Тула.voronkinadv@yandex.ru
Компетентностный подходв процессе формирования культуры межэтнического общения студентов современного вуза
Аннотация:Рассматриваются проблемы межэтнического общения, формирования культуры межэтнического общения и процесса адаптации у студентов в образовательном социуме вуза.Ключевые слова:межэтническое общение, этническое самосознание, межкультурный диалог, поликультурное образование.
Вусловиях сближения стран и народов, усиления взаимодействия, глобализации мира в целомрастет ответственность университетского образования за будущее, за то, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Модернизация высшего образования, обусловленная требованиями современности, связана с усилением внимания к личности обучаемого, ориентацией учебновоспитательного процесса вуза на развитие личностных, профессиональных качеств студентов, подготовленных к жизни в поликультурной среде.Для реализации социальной направленности современной воспитательной парадигмы в образовательной деятельности на кафедре теории и методики профессионального обученияТульского государственного университетанами решались задачи, исходя из следующих позиций:
социальная позиция: одной из задач современной педагогической науки является разработка гуманистической философии образования и подход к процессу образования как гуманной деятельности, предусматривающей формирование всесторонне развитой, социально активной личности, обладающей необходимыми навыками культуры межэтнического общения и компетентностями для позитивного взаимодействия в современном социальном межэтническом пространстве;
научная позиция: следует констатировать обилие знаний и исследований по проблемам формирования культуры межэтнического общения и адаптации, представленных в педагогике, психологии, социологии, но, на наш взгляд, актуальным является исследование эффективности социальной межэтнической адаптации студентов, в том числе иностранных, посредством развития их культуры межэтнического общения. В связи с этим возникла необходимость обращения к компетентностному подходу при разработке содержания педагогического образования для формирования основ межэтнической культуры иностранных и российских студентов в учебновоспитательной среде вуза. Проанализированный на данный момент фактический материал позволяет сделать некоторые предварительные выводы: в целом студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. Большая часть опрошенных интересуется вопросами национальных отношений и в повседневной жизни. Так, 82% опрошенных интересуются культурами других народов и в большинстве своем охотно вступают с ними в контакт. А 45% опрошенных в повседневных контактах практически всегда обращают внимание на национальность человека, с которым общаются (в основном это носит информационныйхарактер). И лишь 21% заявили о том, что на национальную принадлежность никогда не обращают внимания (не выделяют по национальному признаку).Большинство студентов (72%) с различной долей критичности гордятся и позитивно оценивают свою этническую принадлежность. Хотя 82% респондентов имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, многие определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности. Причиной большинства политических конфликтов 44% респондентов считает межнациональные отношения, а 56%, наоборот, считают, что большинство межнациональных конфликтов создается искусственно для достижения тех или иных политических целей. У большинства опрошенных студентов этнические чувства не актуализированы в повседневной жизни. Необходимаорганизация содержания высшего образования на основе диалога культур. Диалоговой подход предполагает рассматривать этнически ориентированное образование как основу, с которой начинается введение студента –изначально носителя родной культуры в культуру Использование метода, который мы определиликак: «межкультурный диалог»,способствует изучению неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрации того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, что во многом способствуют росту межэтнической терпимости. Особое внимание преподавателями различных общетеоретических дисциплин на кафедрах ТулГУуделяется практическим контактам (использование метода «диалога культур») между представителями различных культур как во время образовательного, так и воспитательного процесса. Для гармонизации межэтнической атмосферы и создания необходимых кросскультурных отношений профессорскопреподавательский состав ТулГУ обогащает содержаниеобщевузовских дисциплинновым учебным материалом, отражающим культурное достояние, традицииразных народов. В этом контексте используются современные образовательные технологии, которые включают в систему формируемого поликультурного образования различные видыучебной и воспитательной работыпоформированиюкультуры межэтнического общения.Реализация подготовленных рабочих программ по дисциплинам: «Экономическая география» для иностранных студентов, «Международный менеджмент» для иностранных студентов, «Маркетинг», «Конфликтология» (введенная как дополнительная в курс общетеоретических дисциплин по специальности 080102 «Мировая экономика» на факультете «Экономика и менеджмент» ТулГУ) не подменяя традиционной системы обучения, дополняют ее, акцентируя внимание на формировании и развитии культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности.
В рамках проведенной нами исследовательской работы путем синтеза и анализа содержания основных компонентов формируемой культуры межнационального общения был исследовансостав культуры межэтнического общенияи конфликтологической компетентностииностранных студентовкафедры, формирование которой способствует их позитивной адаптации в межнациональном социуме вуза.
Полученные результаты систематизировались с целью выявления уровней сформированности уровней культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов.
Результаты оценки упорядочивались в 10балльную шкалу четырёх уровней сформированности навыков культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов с тем, чтобы на этой основе разработать модель процесса формирования культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов и отследить динамику ее развития. Навыки культуры межэтнического общения и конфликтологическую компетентность иностранного студента можно считать сформированной при условии единства всех компонентов, комплексный показатель которых свидетельствует о высоком уровне.В качестве основных функций культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности студентов были выделены регулятивнаяипреобразующаяфункции, означающие: 1) гармонизацию процесса взаимоотношений субъектов межнациональной профессиональной деятельностии культуры межэтнического общения; 2) согласование их межнациональных взаимных действий; 3) обеспечение эффективной межнациональной профессиональной деятельности и профессионального становления в условиях межнационального профессионального конфликта; 4) преобразование межнациональной конфликтогенной профессиональной среды с целью предупреждения последующих межнациональных конфликтов. Результаты, полученные на контрольном этапе, подтвердили:
достаточно высокие показатели развития аксиологического параметра в экспериментальной группе иностранных студентов, а именно устойчивое повышение межнациональной эмпатии;
значительную динамику показателейинтеллектуальных качествиностранных студентов таких уровней, как оптимального и высокого;
положительную динамику у иностранных студентов показателей эмоциональной адаптивноститаких уровней, как оптимального и высокого. Это свидетельствуют о повышении уровня формирования культуры межэтнического общения и конфликтоустойчивости и снижении конфликтности в поведении иностранных студентов как результат возросшей «обратной связи» с учебнообразовательной средой вуза;
значительную положительную динамику у иностранных студентов показателей личностной рефлексии таких уровней, как оптимального и высокого, что свидетельствует об улучшении качества построения субъективного межнационального взаимодействия. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов представлены в таблице.Частота конфликтов в зависимости от источника отношений иностранных студентов в учебновоспитательной среде вуза (контрольный этап)[1].
Таблица 1
№ п/пИсточники конфликтаЧастотаконфликта(ЭГ)(КГ)1.
Межличностные отношения (студентстудент);1011402.
Личностногрупповые отношения (студентгруппа); 1632123.
Учебные отношения (студентпреподаватель);75894.
Административные отношения (студенткуратор, деканат и т.п.);1531895.
Сервисные отношения (студентобщежитие, столовая, режим и т.п.);2122526.
Информационные отношения (студентучебная информация);1982197.
Семейные отношения (студентродственники).5467
Основными критериальными характеристиками сформированности культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов в нашем исследовании являются: аксиологический, когнитивный, деятельностный и личностный критерии.
Характеризуемые компоненты теоретической модели формирования культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности субъектовобучения выполняют преобразовывающую функцию по отношению к конфликтогенной межнациональной образовательной профессиональной среде. Однако проведённые исследования не исчерпывают проблемы формирования культурымежэтнического общенияи конфликтологической подготовки иностранных студентов в условиях их адаптации в межнациональной учебновоспитательной среде вуза.
Рассмотрев представленную научноисследовательскую информацию, можно констатировать следующее:
современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной стратегии обучения;
решение этой задачи предполагает внесение серьезных измененийв подготовку молодых кадров по специальностям, изучаемым в высшей школе.
Ссылки на источники1.Бутузов В.Ю. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2009.2. Золотова Б.Х. Формирование навыков культуры межэтнического общения в образовательной среде: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010.3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИПРАН. Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.4.Шадже А.Ю. Роль этнического фактора в миротворческом процессе //Взаимодействие культур, возрождение традиций народной дипломатии залог мира и согласия. Майкоп: Издво РИПО «Адыгея», 2010. С.131134.5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.
Trushina Evgeniya, Candidate of pedagogical sciences,associate professor of department theory and method of professional education in Tula State University, TulaVoronkina Daria, Candidate of economic sciences, associate professor,head of department economics, accounting and auditing, Russian State University of Trade and Economics (Tula branch), Tula.Competence approach in the process of building a culture of interethnic communication modern university students
Annotation:This article touches upon the issues of interethnic communication, formation of interethnic communication culture and process of students' adaptation in educational socium in university.Keywords:interethnic communication, ethnic selfconsciousness, intercultural dialogue, multicultural communication.