Оценка экономического потенциала муниципальных образований
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Устюжина
О.
Н. Оценка экономического потенциала муниципальных образований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1196–1200. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54503.htm.
Аннотация. В статье раскрывается оценка экономического потенциала муниципальных образований.
Ключевые слова:
оценка экономического потенциала, муниципальное управление
Текст статьи
УстюжинаОльга Николаевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Набережные Челны
Оценка экономического потенциала муниципальных образований
Аннотация.В статье раскрывается оценка экономического потенциала муниципальных образований.Ключевые слова:оценка экономического потенциала, муниципальное управление
В оценке эффективности муниципального управления важно исходитьиз их экономического потенциала. Экономический потенциал обычно рассматривается как совокупность имеющихся в наличии ресурсов. Такой подходпрослеживается в публикациях, в которых содержащие понятия«потенциал» подменяется понятиями «ресурсы», «инвестиции», «инвестиционные ресурсы», «численность занятых». Нанаш взгляд, если при раскрытии термина делать акцент только на ресурсный аспект, темсамым отражая лишь одну из характерных черт понятия, не выявляя приэтом специфических черт, то в результате исчезают существенныеотличия от других экономических категорий, таких как национальное богатство, ресурсы, материальнотехническая база.Принципиальным отличием между терминами «ресурсы» и «потенциал»является то, что ресурсы существуют независимо от субъектов экономическойдеятельности, а потенциал отдельного предприятия, общества в целомнеотделим от субъектов деятельности, т.е. термин «потенциал», кромематериальных и нематериальных средств, включает способности работника, коллектива, предприятия, общества в целом к эффективному использованию имеющихся средств или ресурсов.Экономический потенциал –это результат экономических и производственных отношений между субъектами хозяйственной деятельности. В этом случае экономический потенциал обеспечивает взаимосвязи в процессепроизводственных отношений, возникающих между отдельными работниками, трудовыми коллективами, организациями и отраслями народногохозяйства в целом по поводу полного использования их способностейк созданию материальных благ и услуг.В данном определении подчеркнута такая достаточно важная черта экономического потенциала, как экономические возможности Муниципального Образования,зависящиеот уровня развития производительных сил и производственных отношений, наличия трудовых и производственных ресурсов, эффективности хозяйственного механизма, но неуказывается, однако, окаких конкретно экономических возможностях идет речь.Производственный потенциал, на наш взгляд, отражает реальную, фактическую способность к созданию максимального объема материальных благ с учетом конкретных ресурсных ограничений.Для оценки экономического потенциала используют множество показателей: численность населения, численность, трудовых ресурсов, основные производственные и непроизводственные фонды, валовой общественный продукт и национальный доход, объемы минеральных, сырьевых, водных, энергетических и других ресурсов, объем производительных сил, объем выпуска промышленной продукции, объем сельскохозяйственного производства, показатели развития транспортных сетей.Таким образом, экономический потенциал характеризуется определенным набором ресурсов, которые должны быть вовлечены в производство или подготовлены к использованию в хозяйственной системе. В этом случае потенциал характеризует достигнутый уровень развития, способности и возможности системы, которые определяются характером и особенностями социальноэкономических отношений и взаимодействий между людьми, предприятиями, государственными учреждениями
в задействованном хозяйственном процессе.Для построения прогнозов, составления планов принятия эффективных решений необходимо располагать объективной информацией о возможностях территории в достижении определенных целей в различныхнаправлениях деятельности. Наиболее важным является обладание совокупной, интегральной оценкой, которая включала бы все возможностии учитывалавсе ограничения.Таким образом, под потенциалом муниципального образования понимаются совокупные возможности субъектов территории формировать доходы населения, определяющие уровень его жизни в процессе производственнохозяйственной деятельности.Потенциалмуниципального образования в работе рассматривается как совокупность потенциалов: социального, экономического, организационноуправленческого Цикл функционирования потенциала муниципального образования начинается с его вовлечения в процесс развития и заканчивается его воспроизведением на другом качественном уровне. Таким образом, под развитием муниципального образования следует понимать результат вовлечения имеющегося на территории потенциала, а также результат его воспроизведения на качественно новом уровне. Отсюда, оценку эффективности социальноэкономического развития можно осуществить на базе определения вовлеченного в этот процесс социального, экономического иорганизационноуправленческого ресурса через отношения результатов к потребленным ресурсам.В настоящей работе социальный потенциал рассматривается как человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенныйзапас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков данного человека.Одной их характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой потенциал. Он включает совокупные различные качества людей, определяющих их трудоспособность. Поэтомутрудовой потенциал понятие более объемное, чем трудовые ресурсы,имеющие большое число показателей количественной и качественнойхарактеристики. Следовательно, трудовой потенциал характеризует как форму личного или человеческого фактора, так и совокупную общественную способность к труду.Трудовые ресурсы являются важным элементом экономического потенциала любой территории, поэтому эффективное использование этого потенциала тесно связано с занятостью населения.Экономический потенциал в свою очередь определяется как совокупность природных, материальных и нематериальных ресурсов.Природные ресурсы естественные ресурсы, имеющиеся в природе в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира, природных, энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственныйоборот. ТерриториибольшинстваМО располагают следующими природными ресурсами: земельными, минеральносырьевыми, лесными рекреационными и водными.К невовлеченному экономическому потенциалу можно отнести разведанные, но неиспользованные природные ресурсы, незадействованные основные фонды, изобретенияи рационализаторские предложения и др.Организационноуправленческий потенциал рассматривается как единство трех элементов:
руководители и специалисты, обладающие знаниями, навыками, способами и методами воздействия на объект управления;
возможности структуры и функции системы управления, которые характеризуют способность адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности;
информационное обеспечение всей управляющей системы.Организационноуправленческий потенциал в настоящее время становится ведущим фактором развития социальноэкономическойсистемы. Уровень квалификации кадров, мобильность управляющей системы и наличие достаточной и достоверной информации в своей совокупности не только обеспечивают возможность общественнойсистемы(МО, региона, страны) успешно развиваться, но и превращают эту возможность в деятельность. Поэтому на формирование управляющих ресурсов следует обращать все больше внимания. Направления и способы развития общественной и экономической жизни все больше зависят не от мощности и производительности машин и оборудования, а от интеллектуальногои управленческого потенциала.Главным фактором, обеспечивающим вовлечение социального и экономического потенциалов развития в хозяйственный оборот, являются организационноуправленческие способности хозяйствующихсубъектов, и в первую очередь органов МСУ.Особая роль органовМСУ определена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон наделяет органы МСУ правомкоординироватьучастие предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социальноэкономическом развитии территории.Одним из показателей вовлеченности организационноуправленческого ресурса в этот процесс является наличие программ социальноэкономического развития территорий, предприятий и организаций.Работа над программами социальноэкономического развития муниципальныхобразований показала, что на территориях имеются значимые социальные и экономическиересурсы, включающие трудовые, природные, материальные и нематериальные, не вовлеченные в эффективноеобщественное производство.Таким образом, для организации социальноэкономического развития МО необходима инфраструктура следующих видов.Производственная инфраструктура включает в себя дороги, энергетические системы, системы связи, инженерные коммуникациит.д. От качества и доступности инженерной инфраструктуры во многомзависит инвестиционная привлекательность территории.Организационноправовая инфраструктура подразумевает организационноправовую регламентацию деятельности субъектов муниципальнойэкономики, «правовое поле», «правила игры», установленные на территории МО, политику и отношение органов МСУ к различным экономическим субъектам, особенности налогообложения и т.д.Рыночная инфраструктура состоит из всевозможных институтови условий, благодаря которым покупатели и продавцы товаров и услугвступают в отношения друг с другом и совершают сделки куплипродажи. Сюда входят продуктовые, вещевые рынки, всевозможные ярмарки, выставкитоваров и услуг, распродажи, товарные биржи, магазины,снабженческосбытовые структуры, оптовые склады, рекламная деятельность, оказание консультационных и информационных услуг о товарах, о емкости муниципального рынка и т.д.Социальная инфраструктура включает в себя больницы, школы,детские сады, пансионаты, базы отдыха, библиотеки, театры, спортивныесооружения, парки, скверы, учреждения культуры, гостиницы, церкви, местазахоронения, объекты территориального благоустройстваМО и т.д. Состояние социальной инфраструктуры в основном определяет социальныекритерии благосостояния населения (комфорт проживания на территории).
Ссылки на источники1.Вилер К. Организация системы коммуникаций в органах местного самоуправления: Пер. сангл. Обнинск: Институт муниципального управления, 2012. 37 с.2.Воронов КВ. Методическое обеспечение управления экономическим развитием муниципального образования. Ижевск: Издво УГУ, 2003.173 с.3.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2010. 176 с.4.Гатауллин Р.Ф. Экономические проблемы повышения эффективности сферы обслуживания. Уфа: Издво АН РБ, 2008. 359 с.5.Гатауллин Р.Ф. Повышение эффективности сферы услуг населению:теория и методология. Уфа: Восточный университет, 2011. 163 с.
Ustyuzhina Olga, PhD, Associate Professor of Economics and Management, Kazan (Volga Region) Federal University, Naberezhnye Chelny Assessment of the economic potential of municipalitiesAbstract. The article explains the evaluation of the economic potential of municipalities. Keywords: evaluation of the economic potential, municipal management
Оценка экономического потенциала муниципальных образований
Аннотация.В статье раскрывается оценка экономического потенциала муниципальных образований.Ключевые слова:оценка экономического потенциала, муниципальное управление
В оценке эффективности муниципального управления важно исходитьиз их экономического потенциала. Экономический потенциал обычно рассматривается как совокупность имеющихся в наличии ресурсов. Такой подходпрослеживается в публикациях, в которых содержащие понятия«потенциал» подменяется понятиями «ресурсы», «инвестиции», «инвестиционные ресурсы», «численность занятых». Нанаш взгляд, если при раскрытии термина делать акцент только на ресурсный аспект, темсамым отражая лишь одну из характерных черт понятия, не выявляя приэтом специфических черт, то в результате исчезают существенныеотличия от других экономических категорий, таких как национальное богатство, ресурсы, материальнотехническая база.Принципиальным отличием между терминами «ресурсы» и «потенциал»является то, что ресурсы существуют независимо от субъектов экономическойдеятельности, а потенциал отдельного предприятия, общества в целомнеотделим от субъектов деятельности, т.е. термин «потенциал», кромематериальных и нематериальных средств, включает способности работника, коллектива, предприятия, общества в целом к эффективному использованию имеющихся средств или ресурсов.Экономический потенциал –это результат экономических и производственных отношений между субъектами хозяйственной деятельности. В этом случае экономический потенциал обеспечивает взаимосвязи в процессепроизводственных отношений, возникающих между отдельными работниками, трудовыми коллективами, организациями и отраслями народногохозяйства в целом по поводу полного использования их способностейк созданию материальных благ и услуг.В данном определении подчеркнута такая достаточно важная черта экономического потенциала, как экономические возможности Муниципального Образования,зависящиеот уровня развития производительных сил и производственных отношений, наличия трудовых и производственных ресурсов, эффективности хозяйственного механизма, но неуказывается, однако, окаких конкретно экономических возможностях идет речь.Производственный потенциал, на наш взгляд, отражает реальную, фактическую способность к созданию максимального объема материальных благ с учетом конкретных ресурсных ограничений.Для оценки экономического потенциала используют множество показателей: численность населения, численность, трудовых ресурсов, основные производственные и непроизводственные фонды, валовой общественный продукт и национальный доход, объемы минеральных, сырьевых, водных, энергетических и других ресурсов, объем производительных сил, объем выпуска промышленной продукции, объем сельскохозяйственного производства, показатели развития транспортных сетей.Таким образом, экономический потенциал характеризуется определенным набором ресурсов, которые должны быть вовлечены в производство или подготовлены к использованию в хозяйственной системе. В этом случае потенциал характеризует достигнутый уровень развития, способности и возможности системы, которые определяются характером и особенностями социальноэкономических отношений и взаимодействий между людьми, предприятиями, государственными учреждениями
в задействованном хозяйственном процессе.Для построения прогнозов, составления планов принятия эффективных решений необходимо располагать объективной информацией о возможностях территории в достижении определенных целей в различныхнаправлениях деятельности. Наиболее важным является обладание совокупной, интегральной оценкой, которая включала бы все возможностии учитывалавсе ограничения.Таким образом, под потенциалом муниципального образования понимаются совокупные возможности субъектов территории формировать доходы населения, определяющие уровень его жизни в процессе производственнохозяйственной деятельности.Потенциалмуниципального образования в работе рассматривается как совокупность потенциалов: социального, экономического, организационноуправленческого Цикл функционирования потенциала муниципального образования начинается с его вовлечения в процесс развития и заканчивается его воспроизведением на другом качественном уровне. Таким образом, под развитием муниципального образования следует понимать результат вовлечения имеющегося на территории потенциала, а также результат его воспроизведения на качественно новом уровне. Отсюда, оценку эффективности социальноэкономического развития можно осуществить на базе определения вовлеченного в этот процесс социального, экономического иорганизационноуправленческого ресурса через отношения результатов к потребленным ресурсам.В настоящей работе социальный потенциал рассматривается как человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенныйзапас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков данного человека.Одной их характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой потенциал. Он включает совокупные различные качества людей, определяющих их трудоспособность. Поэтомутрудовой потенциал понятие более объемное, чем трудовые ресурсы,имеющие большое число показателей количественной и качественнойхарактеристики. Следовательно, трудовой потенциал характеризует как форму личного или человеческого фактора, так и совокупную общественную способность к труду.Трудовые ресурсы являются важным элементом экономического потенциала любой территории, поэтому эффективное использование этого потенциала тесно связано с занятостью населения.Экономический потенциал в свою очередь определяется как совокупность природных, материальных и нематериальных ресурсов.Природные ресурсы естественные ресурсы, имеющиеся в природе в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира, природных, энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственныйоборот. ТерриториибольшинстваМО располагают следующими природными ресурсами: земельными, минеральносырьевыми, лесными рекреационными и водными.К невовлеченному экономическому потенциалу можно отнести разведанные, но неиспользованные природные ресурсы, незадействованные основные фонды, изобретенияи рационализаторские предложения и др.Организационноуправленческий потенциал рассматривается как единство трех элементов:
руководители и специалисты, обладающие знаниями, навыками, способами и методами воздействия на объект управления;
возможности структуры и функции системы управления, которые характеризуют способность адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности;
информационное обеспечение всей управляющей системы.Организационноуправленческий потенциал в настоящее время становится ведущим фактором развития социальноэкономическойсистемы. Уровень квалификации кадров, мобильность управляющей системы и наличие достаточной и достоверной информации в своей совокупности не только обеспечивают возможность общественнойсистемы(МО, региона, страны) успешно развиваться, но и превращают эту возможность в деятельность. Поэтому на формирование управляющих ресурсов следует обращать все больше внимания. Направления и способы развития общественной и экономической жизни все больше зависят не от мощности и производительности машин и оборудования, а от интеллектуальногои управленческого потенциала.Главным фактором, обеспечивающим вовлечение социального и экономического потенциалов развития в хозяйственный оборот, являются организационноуправленческие способности хозяйствующихсубъектов, и в первую очередь органов МСУ.Особая роль органовМСУ определена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон наделяет органы МСУ правомкоординироватьучастие предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социальноэкономическом развитии территории.Одним из показателей вовлеченности организационноуправленческого ресурса в этот процесс является наличие программ социальноэкономического развития территорий, предприятий и организаций.Работа над программами социальноэкономического развития муниципальныхобразований показала, что на территориях имеются значимые социальные и экономическиересурсы, включающие трудовые, природные, материальные и нематериальные, не вовлеченные в эффективноеобщественное производство.Таким образом, для организации социальноэкономического развития МО необходима инфраструктура следующих видов.Производственная инфраструктура включает в себя дороги, энергетические системы, системы связи, инженерные коммуникациит.д. От качества и доступности инженерной инфраструктуры во многомзависит инвестиционная привлекательность территории.Организационноправовая инфраструктура подразумевает организационноправовую регламентацию деятельности субъектов муниципальнойэкономики, «правовое поле», «правила игры», установленные на территории МО, политику и отношение органов МСУ к различным экономическим субъектам, особенности налогообложения и т.д.Рыночная инфраструктура состоит из всевозможных институтови условий, благодаря которым покупатели и продавцы товаров и услугвступают в отношения друг с другом и совершают сделки куплипродажи. Сюда входят продуктовые, вещевые рынки, всевозможные ярмарки, выставкитоваров и услуг, распродажи, товарные биржи, магазины,снабженческосбытовые структуры, оптовые склады, рекламная деятельность, оказание консультационных и информационных услуг о товарах, о емкости муниципального рынка и т.д.Социальная инфраструктура включает в себя больницы, школы,детские сады, пансионаты, базы отдыха, библиотеки, театры, спортивныесооружения, парки, скверы, учреждения культуры, гостиницы, церкви, местазахоронения, объекты территориального благоустройстваМО и т.д. Состояние социальной инфраструктуры в основном определяет социальныекритерии благосостояния населения (комфорт проживания на территории).
Ссылки на источники1.Вилер К. Организация системы коммуникаций в органах местного самоуправления: Пер. сангл. Обнинск: Институт муниципального управления, 2012. 37 с.2.Воронов КВ. Методическое обеспечение управления экономическим развитием муниципального образования. Ижевск: Издво УГУ, 2003.173 с.3.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2010. 176 с.4.Гатауллин Р.Ф. Экономические проблемы повышения эффективности сферы обслуживания. Уфа: Издво АН РБ, 2008. 359 с.5.Гатауллин Р.Ф. Повышение эффективности сферы услуг населению:теория и методология. Уфа: Восточный университет, 2011. 163 с.
Ustyuzhina Olga, PhD, Associate Professor of Economics and Management, Kazan (Volga Region) Federal University, Naberezhnye Chelny Assessment of the economic potential of municipalitiesAbstract. The article explains the evaluation of the economic potential of municipalities. Keywords: evaluation of the economic potential, municipal management