Экономическая эффективность развития туризма в г.о. Сызрань
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Машина
А.
А. Экономическая эффективность развития туризма в г.о. Сызрань // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1211–1215. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54506.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации группового программного тура в Сызранском районе, включающего в себя элементы культурно-исторического и семейного туризма.
Ключевые слова:
спрос, семейный и культурный туризм, туристические ресурсы, турмаршрут, срок окупаемости инвестиций, чистый дисконтированный доход
Текст статьи
Машина Анастасия Анатольевна,преподаватель, Филиал Самарского государственного технического университета в г.Сызраниmashianastasiya@yandex.ru
Экономическая эффективность развития туризма в г.о. Сызрань
Аннотация.Статья посвящена организациигруппового программного тура в Сызранском районе, включающего в себя элементы культурноисторического и семейного туризма.Ключевые слова:семейный и культурный туризм, спрос, туристические ресурсы, турмаршрут, срок окупаемости инвестиций, чистый дисконтированный доход.
Цель тура организация совместного досуга, молодого поколения, родителей с детьми и людей среднего возраста на основе природноландшафтного потенциала и историкокультурного наследия Сызранского района. Разрабатываемый тур ориентирован на молодежь, молодые семьи и семьи старшего возраста с детьми старше 3 лет, с количеством членов преимущественно 34 человека.Предполагаемый тур привлечет любителей разнообразного отдыха, который предполагает оптимальное сочетание культурной, познавательной и спортивной частей рекреации.Продолжительность тура –8 часов. Время года лето (июнь август). Маршрут тура: с. Троицкое пос. Передовой. Количество человек в группе –не более 10. Транспортная доступность: маршрут автобуснопешеходный, с конной прогулкой по желанию.Доставка осуществляется на пассажирской ГАЗели (вместимостью 15 человек). До места назначения 40 минут. Начинается маршрут от г. Сызранипроходит через села Ивашевка, Чекалино, Троицкое, пос. Передовой. Информация в пути включает краткий рассказ о географических особенностях и истории Сызранского района. Сызранский район включает в себя 14 сельских администраций: Балашейская, Варламовская, Волжская, Жемковская,Заборовская, Ивашевская, Кашпирская, Новорачейская, Печерская, Раменская, Старорачейкинская, Троицкая, Усинская, Чекалинская. Численность населения Сызранского района составляет около
25 тыс.
чел. Плотность населения 13,7 человека на 1 кв. км. По району протекают местные реки Сызранка, Крымза, Тишерек, Каргалка, Игарка, Уса, Кубра.
Село Троицкое. Остановка для знакомства с селом и посещения Троицкой церкви. Далее путь продолжается дальше к пос. Передовой.Пос. Передовойнаходится от с. Троицкого в 5 км. От окраины этого поселка начинается пешеходный маршрут, включающий осмотр уникальных природных объектов: Водопад «Девичьи слезы», Скала «Чертов Палец», Пещера Стеньки Разина, Гора «Олимп» и др.Дополнительные услуги: катание на лошадях, охотничьи угодья, баня.При разработке тура было учтено следующее:1. Необходимость организации молодежного и семейного досуга, отдыха и рекреации.2. Возможности природноландшафтного и историкокультурного потенциала Сызранскогорайона для организации группового туризма.3. Транспортная доступность района.4. Особенности совместного отдыха родителей с детьми.5.Необходимость совмещения досуговой и познавательной составляющих.По данным официального
сайта Международного координационного Совета в последние годы увеличился спрос на туры, основой которых является именно комбинированные маршруты. Туристы отмечают желание разнообразного отдыха. Поэтому возникает необходимость сочетания нескольких видов туризма. Отмечается увеличение спроса на путешествия, совмещающие в себе различные виды туризма, такие как спортивный, познавательный, рекреационный, увеличивается также спрос на
семейный отдых.Таким образом, следует сказать, что в данной программе организации группового туризма в Сызранском районе предпринята попытка удовлетворить повышенный спрос, тем более, что в Сызранском районе сложились
едва ли не идеальные условия для путешествий не выше 1 категории
сложности, что идеально для такого сегмента рынка, как семья и молодежь.Также если учесть тот факт, что семья важный социальноэкономический институт, который в настоящее время поврежден негативному влиянию внешней среды, а дети растущие в этих семьях будущее России, то можно сделать вывод, что данная программа организации туризма в Сызранском районе является весьма актуальной. К тому же этот вид туризма является инновационным.Немаловажно, что групповой туризм, как форма организации досуга сочетает в себе ряд важных компонентов: физкультурнооздоровительный, социальнокоммуникативный, эмоциональнопсихологический, эстетический, познавательный и прикладной.Представленный тур включает в себя познавательную и рекреационную части. Ресурсный потенциал Сызранского района дает возможность отдыхать здесь, благодаря комфортному климату,несложным формам рельефа, хорошему экологическому состоянию района, также благодаря наличию богатого исторического прошлого, что немаловажно благодаря нетронутости красоты здешних мест. Уникальность тура заключается в
том, что он рассчитан на обеспечениехорошего впечатления, отдыха, досуга и рекреации. Анализ туристических ресурсов Сызранского района позволяет утверждать, что район обладает всеми необходимыми ресурсами для развития здесь группового туризма.Однако разработка таких программ очень
сложное, многоступенчатое и дорогостоящее дело, поэтому на начальном этапе разработки такой программы целесообразнее и выгоднее разработать тур, проведение которого возможно без использования хорошо развитой туристической инфраструктуры. Разработка такого тура лишь начальный этап программы организации туризма в Сызранском районе.Цель проекта создание группового тура в Сызранском районе.Главная цель проекта получение прибыли за счет создания и реализации проекта.
Для реализации главной цели проекта нужно реализовать следующие задачи:I. Социальные цели проекта:1. Удовлетворение потребностей населения города Сызрани и области в семейном отдыхе, и проведении молодежного досуга.2. Формирование краеведческой культуры жителей города и области.3. Пропаганда здорового образа жизни.Для реализации социальных целей нужно решить задачи:1. Разработка программы отдыхас учетом особенностей данного сегмента рынка.2. Подбор работников способных реализовать данный проект. Привлечение жителей Сызранского района для сотрудничества с организаторами тура.II. Производственноорганизационная цельорганизация тура и создания условий для реализации проекта.Для реализации производственноорганизационной цели необходимо решить задачи:1. Создание программы организации группового тура в Сызранском районе.2. Комплектация необходимого оборудования.3. Составление меню, закупка продуктов питания для выездного отдыха.4. Организация программы отдыха.III.Финансовая цель проектаполучение прибыли за счет реализации проекта. Для реализации финансовых целей необходимо решить задачи:1.Создание рентабельного, ликвидного тур продукта.2. Получение кредитных и заемных средств у банковских организаций.3. Окупаемость тур продукта в течение нескольких сезонов.IV. Маркетинговые цели проекта:1. Создание благоприятного имиджа проекта.2. Реализация туров в полном объеме.3. Завоевание доли тур рынка г. Сызрани.Для реализации маркетинговых целей необходимо решить задачи:1. Проведение диагностики тур рынка г. Сызрани.2. Разработка стратегического и тактического плана маркетинга.3.Разработка стратегических программ (ценовых, сбытовых, коммуникационных).4. Разработка плана рекламной компании и мероприятий по продвижению тур продукта среди населения.5. Заключение договора с рекламным агентством на изготовление рекламной продукции.6. Заключение договоров по размещению рекламной продукции.Рассмотрим организацию турмаршрута с точки зрения четырех составляющих туристской индустрии: проживание, транспорт, питание, развлечения.В предлагаемом проекте, на этапе продвижения однодневных маршрутов по с.Троицкое не предполагается размещение туристов с ночевкой. Следовательно, строительство гостиницы или иного средства размещения не является необходимым. Так же в связи с близостью г.Сызрань, предполагаем в перспективе возможность размещения иногородних туристов в гостиницах города.Стоимость пешеходного маршрута с. Передовое рассчитывается исходя их сегмента туристов (см. табл.1). Для группы из 10 человек1500 руб.
Таблица1
Стоимость пешеходного маршрута с. ПередовоеСегмент туристовСтоимость,руб. с человекаС элементами театрализацииГруппа от 5 до 15 человек150200Школьники 80130Студенты 120180
Индустрия развлечений, помимо познавательного аспекта, может включать в себя организацию конных экскурсий. Конноспортивный клуб, расположенный на территории Сызранского района, в случае необходимости организации конных верховых прогулок, может предоставлять услугу аренды лошадей. Стоимость аренды одной лошади предполагаем в размере 600 руб. Зарплата инструктору за организацию одной конной прогулки 2000 р с группы. В группе из 10 человек стоимость конной прогулки на одного участника составляет 800 руб. Дляаренды необходимо заключить контракт с конноспортивным клубом, располагающимся на территории сельского поселения Троицкое.Для организации транспортных услуг возможна аренда автобуса у турагентства «ВолгаТУР» (единственное турагентство города, предлагающее данную услугу) или микроавтобуса типа «Газель» у частных предпринимателей. На май 2010г стоимость часа аренды автомобиля «Газель» колеблется в диапазоне от 400 руб/час (по городу) до 800 руб руб/час. Учитывая, что аренда автобуса предполагает доставку туристов до начала маршрута в начале экскурсии и обратно в город по завершении, а путь занимает 40 минут, принимаем стоимость аренды на 4 часа по 500 руб час. Таким образом, аренда микроавтобусам «Газель» составит 2000 руб. (по 200 р с человека при группе в 10 человек).Для организации питания туристов предлагается установить торговый модуль, реализующий продукты питания с длительными сроками годности и не требующих особых условий хранения. К наиболее популярным продуктам, приобретаемых для питания «на ходу», относятся печенье, чипсы, сладости и т.д. Их закупают на оптовых базах и устанавливают торговую наценку, в границах, допустимых для розничной реализации. Так же в ассортименте торговой точки должны быть представлены различные виды питьевой воды (минеральная, с газом, без газа, сладкая и т.д.). Для организации торговой деятельности нам необходимо нанять одного человека –продавца, приобрести и установить кассовый аппарат «ККМ Элвес Микро К» стоимостью 14500 руб. и холодильник «Саратов 1614 / 451» по цене 6800 руб. для продуктов и воды. С целью упрощения налогообложения, оформляем данное предприятие как ИП.
Так же возможна организация доставки бизнесланчей по предварительной оплате и договоренности (стандартное меню бизнесланча среднестатистическогоресторана) на группу из 10 человек с учетом транспортных расходов и наценкой –200 руб с человека.Все это требует организацию места приема пищи и отдыха. Один из наиболее приемлемых вариантов –установка шатратента и пластиковой мебели. Это позволит не только организовать пункт питания, но и предоставить возможность отдыха для довольно длительной пешей экскурсии, особенно если организованна группа из туристовпенсионеров.Для сохранения и поддержания экологии необходимо установить биотуалетBIOSET Р (Россия) и организовать вывоз мусора.В любом туристском центре необходимо представлять достаточный ассортимент сувенирной продукции. Местные умельцы и организации по производству значков, магнитов, флажков, постеров и т.д. широко представлены на сегодняшний день на рынке сувенирной продукции.Реклама играет важную роль в реализации маркетинговой стратегии. Принимая во внимание то, что данный тур на первоначальном этапе будет предложен на туристический рынок г. Сызрани, реклама должна отличатся обязательным учетом специфики потребителя, возможности получения им опережающей информации. Это предполагает выбор форм и видов рекламы, ее временные рамки и особенности вербальной информации.Учитывая, что предполагаемый тур является инновационным, а также специфику целевой аудитории необходимо создание многосторонней, целенаправленной адресной рекламы.Главной целью рекламной кампании является обеспечение эффективности проведения мероприятий сбыта тур продукта и максимизировать прибыль от его реализации. Территориальный охват рекламной компании –локальный. Сроки проведения краткосрочные. Направленность компании целевая. Интенсивность нисходящая кампания, т.е. постепенное снижение стимулирующих факторов. Стратегия рекламной кампании атакующая или наступательная, ее цель –завоевать или расширить рыночную долю, увеличить количество клиентов, занять более устойчивую позицию на рынке.Прежде всего необходимо дать рекламу во все действующие турагентства г. Сызрани, в интернете описать специфику действующего маршрута, дать информацию по телевидению и в тематические журналы по туризму. Цветовое решение
в дизайне рекламных обращений будет выполнено
в оранжевых или желтокрасных тонах, с применением черного и зеленого (трава). Эти цвета производят вдохновляющий и стимулирующий эффект, воодушевляют, активизируют. Технической стороной и оформлением сайта займутся веб программисты и дизайнеры студии вебдизайна Webdolphin (ИП Суетов А.В.) С учетом разработки и оптимизации сайта, стоимость работ составит 15200 руб.В таблице 2 представлена смета затрат на рекламную кампанию.
Таблица2
Затраты на выбранные виды рекламыВиды рекламыСтоимостьТребуетсяЗатратыРолик на телевизионном канале СТС (рекламный блок КТВЛУЧ)1 сек –60 руб. стоимость съемки ролика (5000 руб.)Ролик –10 сек (1 раз в день, 30 дней) 23 600 руб.Ролик на автомобильном радио (г. Сызрань)1 сек –24 руб.(1 выход)Ролик –20 сек (2 раза в день, 30 дней)29 800 руб.Статья (реклама) в журнале «Туризм и отдых»Формат 3/16статья25 600Информационные письма в местные рекламные агентства1 письмо –10 руб8 агентств 80 Итого:79 080 руб.
Для реализации данного проекта требуется в первую очередь создать минимально необходимые элементы инфраструктуры для организации группового туризма. В табл. 3 представлен перечень и суммы первоначальных затрат для предоставления туристской услуги.
Для расчета окупаемости предложенных мероприятий составим прогноз развития рынка туруслуг с учетом специфики тура и проведенной рекламной кампании. Туристская программа рассчитывается на три/четыре летних месяца (июньсентябрь) изза сложности предоставления услуг в непогоду и весеннеосеннее межсезонье.
Таблица3
Первоначальные вложения для реализации проектаСтатья расходовСумма, рубУстановка торгового ларька18 000Оборудование в ларек:кассовый аппаратхолодильник
14 5006 800Закупка продуктов в точку продаж: печенье, вафли, чипсы, сладости, вода простая, вода газированная сладкая, вода минеральная. (при организации групповых экскурсий возможна организация доставки выпечки)80 000Закупка сувенирной продукции15 000Организация места приема пищи под навесом:шатер пластиковая мебель и посуда
20 00012 000Установка и обслуживание биотуалета BIOSETp (Россия)13 200Реклама в СМИ 79 080Реклама в сети интернет15 200Разрешение на торговлю 2 000разрешение от санэпидстанции (СЭС)3 000Установка трансформаторной подстанции для подачи электроэнергии на пункт питания 200 000Итого 478 780
В данном проекте не предусматривается ремонт и прокладка дорог, т.к. это значительно увеличивает капитальные вложения и как следствие период окупаемости. Однако данное направление может быть рекомендовано к дальнейшей разработке в случае развития туризма на национальном и международном уровне.По данным, полученным из личных бесед с представителями местных турагентств и работниками общеобразовательных учреждений, тенденций увеличения спроса на экскурсионные услуги в последние годы не отмечается. Туристы с неохотой посещают местные достопримечательности, а школьники демонстрируют отсутствие интереса к истории, культуре и географии. Однако в рамках разработанной и принятой к реализации программе повышения интереса к краеведческой культуре, поддерживаемой филиалом ГОУ ВПО СамГТУ в г.Сызрани, можно ожидать увеличение турпотока по внутренним направлениям. При пессимистическом прогнозе, можно ожидать по две группы школьников в неделю и полноценной туристской группе (студенты, работники предприятий, самостоятельные туристы). Т.е. за 4 теплых месяца при пессимистичном прогнозе мы ожидаем 32 групп школьников и 16 групп прочих категорий туристов. Рассчитаем стоимость тура для группы из 10 человек(см. табл.4).
Таблица 4
Стоимость отдельных элементов тура и затрат на тур для различных сегментов туристовНаименование элементаГруппа из 10 человек, школьники
Группа из 10 человек взрослых, с конной экскурсией и бизнесланчемНа группуНа человекаНа группуНа человекаАренда автобуса20002002000200Стоимость экскурсии800801500150Аренда лошадей, работа с инструктором
8000800Бизнесланч
2000200Приобретение туристами продукции торгового ларька(вода, печенье и пр)5005070070Приобретение туристами сувенирной продукции10001001000100итого4300430152001520
Рассчитаем ожидаемое поступление средств от оказания туруслугипутем простого суммирования стоимости отдельных туров, умноженных на их количество. Результаты представлены в табл.5.
Таблица 5Расчет поступления средств от предоставляемой туруслугиГруппыКоличество группСтоимость для группыОбщая стоимостьшкольники324300137 600рвзрослые туристы1615 200243 200ритого48
380 800р
Получать прибыль мы можем за счет оказания экскурсионных услуг и торговли. Прибыль от торговли складывается из реализации продуктов питания и сувенирной продукции.За вычетом всех затрат получаем доход от туруслуги за четыре теплых месяца.Таблица 6 Текущие расходы на туризмСтатья расходовСумма на группу, рубСумма на все группы, рубАренда автобуса, на группу2 00096 000Организация доставки бизнесланчей, 150024 000Аренда лошадей для конных экскурсий 4 00064 000Зарплата инструктору1 00016 000Зарплата гидаэкскурсовода:для школьников для взрослой группы
300500
9 6008 000З\п торговому персоналу за 4 месяца работы20000Энергия на технические нужды1 076Тарифы страховых взносов14%7 504Итого 246 180
Затраты на энергию для технологических целей определяем по формуле: СЭМ=, (1)где СЭМ
стоимость потребленной оборудованием электроэнергии;Q3
количество потребленной оборудованием электроэнергии в день, кВт/час; nколичество рабочих дней; T
тарифная ставка за кВт/час электроэнергии, руб.Используя формулу (1) получим:Тр=годаПри исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета: ВД , (2)где ВД величина вмененного дохода, БД значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности, n
физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода, К1, К2 корректирующие коэффициенты базовой доходности.Используя формулу (2) получим:ВД руб
Таблица 7 Годовой поток денежных средствНаименованияСумма, рубПервоначальные вложения478 780Текущие расходына туризм246 180Ожидаемые поступления380 800Прибыль(за 4 месяца)134 620Единый налог на вмененный доход с торговой точки (за 4 месяца)8 972Чистая прибыль 125 648
Используя методы оценки инвестиционного проекта произведем расчет и анализ коэффициентов применительно к данному проекту.Период окупаемости –это промежуток времени, в течение которого недисконтированные прогнозируемые поступления денежных средств превысят недисконтированную сумму инвестиций. Это число лет, необходимых для возмещения стартовых инвестиционных расходов.Данныйпоказатель определяется прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
РР t,(3)при котором
Срок окупаемости инвестиций–это срок, за который можно возвратить инвестированные в проект средства, т.е. это период времени начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления. Следовательно, срок окупаемости определяется по формуле (4): Тр=, (4)где Тр–расчетный срок окупаемости проекта, год; К –капиталовложения, руб.; Р –результаты от осуществления проекта, руб.Используя формулу (3.4) получим:Тр=года или 3 года 296 днейЧистый дисконтированный доход (Net Present Value
NPV). Этот метод основан на сопоставлении величины исходных инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока.Формула расчета NPV имеет вид (при одноразовых инвестициях):
, (5)где Pt –денежный поток в году t; r –коэффициент дисконтирования;t = 0, 1, 2 ....T; T –срок окончания проекта.Критерий приемлемости данного показателя таков: если NPV > 0, то проект следует принять; если NPV < 0, то проект следует отвергнуть; если NPV 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.Расчет чистого приведенного эффекта произведем по формуле (3.5), приняв ставку дисконтирования r 15 %, учитывая официальный уровень инфляции в стране 12% и премиюза риск 3%.Согласно статистическим данным, наблюдается активный рост внутреннего туризма в Российской Федерации. Спрогнозируем увеличение чистого денежного потока на 20% ежегодно.Представим эти расчеты в виде таблицы 8.
Таблица 8 Расчет чистого дисконтированного доходаПоказательСумма по годам1й год2й год3й год4й год5й годЧистый денежный поток, руб.125 648150 778180 934217 121260 545Дисконтирующий множитель0,8700,7560,6580,5720,497
Чистый приведенный эффект от реализации проекта составит:
Таким образом, можно отметить целесообразность и экономическую выгоду от разработки стратегии развития внутреннего туризма в Сызранском районе. Однако следует отметить, что предложенными капиталовложениями и мероприятиями стратегия не ограничивается. Необходимо разработать целый комплекс мероприятий, позволяющих выйти на областной, всероссийский и, возможно, мировой уровень. Это существенно сократит период окупаемости и позволит получить больший объем прибыли за более короткий период времени.
Ссылки на источники1.Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учебное пособие. –Москва: «Академия», 2005, 192с.2.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. –2е изд., перераб. –Москва: Финансы и статистика, 2006. 336с.3.Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. –2010. №5. –С. 3843.4.Савояров Н. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. –2009. №3. –С. 3436.5.Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. –Москва: КНОРУС, 2005, 448с.6.Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. –Москва: Издательство РДЛ, 2007, 480с.
Anastasiya Mashina,The teacher, Branch of the Samara state technical university in SyzranECONOMIC EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN G. O. SYZRAN Annotation:Article is devoted to the organization of group program round in the Syzran area, including elements cultural and historical and family tourism.Keywords:family and cultural tourism, demand, tourist resources, tourist's route, payback period of investments, the net discounted income.
Экономическая эффективность развития туризма в г.о. Сызрань
Аннотация.Статья посвящена организациигруппового программного тура в Сызранском районе, включающего в себя элементы культурноисторического и семейного туризма.Ключевые слова:семейный и культурный туризм, спрос, туристические ресурсы, турмаршрут, срок окупаемости инвестиций, чистый дисконтированный доход.
Цель тура организация совместного досуга, молодого поколения, родителей с детьми и людей среднего возраста на основе природноландшафтного потенциала и историкокультурного наследия Сызранского района. Разрабатываемый тур ориентирован на молодежь, молодые семьи и семьи старшего возраста с детьми старше 3 лет, с количеством членов преимущественно 34 человека.Предполагаемый тур привлечет любителей разнообразного отдыха, который предполагает оптимальное сочетание культурной, познавательной и спортивной частей рекреации.Продолжительность тура –8 часов. Время года лето (июнь август). Маршрут тура: с. Троицкое пос. Передовой. Количество человек в группе –не более 10. Транспортная доступность: маршрут автобуснопешеходный, с конной прогулкой по желанию.Доставка осуществляется на пассажирской ГАЗели (вместимостью 15 человек). До места назначения 40 минут. Начинается маршрут от г. Сызранипроходит через села Ивашевка, Чекалино, Троицкое, пос. Передовой. Информация в пути включает краткий рассказ о географических особенностях и истории Сызранского района. Сызранский район включает в себя 14 сельских администраций: Балашейская, Варламовская, Волжская, Жемковская,Заборовская, Ивашевская, Кашпирская, Новорачейская, Печерская, Раменская, Старорачейкинская, Троицкая, Усинская, Чекалинская. Численность населения Сызранского района составляет около
25 тыс.
чел. Плотность населения 13,7 человека на 1 кв. км. По району протекают местные реки Сызранка, Крымза, Тишерек, Каргалка, Игарка, Уса, Кубра.
Село Троицкое. Остановка для знакомства с селом и посещения Троицкой церкви. Далее путь продолжается дальше к пос. Передовой.Пос. Передовойнаходится от с. Троицкого в 5 км. От окраины этого поселка начинается пешеходный маршрут, включающий осмотр уникальных природных объектов: Водопад «Девичьи слезы», Скала «Чертов Палец», Пещера Стеньки Разина, Гора «Олимп» и др.Дополнительные услуги: катание на лошадях, охотничьи угодья, баня.При разработке тура было учтено следующее:1. Необходимость организации молодежного и семейного досуга, отдыха и рекреации.2. Возможности природноландшафтного и историкокультурного потенциала Сызранскогорайона для организации группового туризма.3. Транспортная доступность района.4. Особенности совместного отдыха родителей с детьми.5.Необходимость совмещения досуговой и познавательной составляющих.По данным официального
сайта Международного координационного Совета в последние годы увеличился спрос на туры, основой которых является именно комбинированные маршруты. Туристы отмечают желание разнообразного отдыха. Поэтому возникает необходимость сочетания нескольких видов туризма. Отмечается увеличение спроса на путешествия, совмещающие в себе различные виды туризма, такие как спортивный, познавательный, рекреационный, увеличивается также спрос на
семейный отдых.Таким образом, следует сказать, что в данной программе организации группового туризма в Сызранском районе предпринята попытка удовлетворить повышенный спрос, тем более, что в Сызранском районе сложились
едва ли не идеальные условия для путешествий не выше 1 категории
сложности, что идеально для такого сегмента рынка, как семья и молодежь.Также если учесть тот факт, что семья важный социальноэкономический институт, который в настоящее время поврежден негативному влиянию внешней среды, а дети растущие в этих семьях будущее России, то можно сделать вывод, что данная программа организации туризма в Сызранском районе является весьма актуальной. К тому же этот вид туризма является инновационным.Немаловажно, что групповой туризм, как форма организации досуга сочетает в себе ряд важных компонентов: физкультурнооздоровительный, социальнокоммуникативный, эмоциональнопсихологический, эстетический, познавательный и прикладной.Представленный тур включает в себя познавательную и рекреационную части. Ресурсный потенциал Сызранского района дает возможность отдыхать здесь, благодаря комфортному климату,несложным формам рельефа, хорошему экологическому состоянию района, также благодаря наличию богатого исторического прошлого, что немаловажно благодаря нетронутости красоты здешних мест. Уникальность тура заключается в
том, что он рассчитан на обеспечениехорошего впечатления, отдыха, досуга и рекреации. Анализ туристических ресурсов Сызранского района позволяет утверждать, что район обладает всеми необходимыми ресурсами для развития здесь группового туризма.Однако разработка таких программ очень
сложное, многоступенчатое и дорогостоящее дело, поэтому на начальном этапе разработки такой программы целесообразнее и выгоднее разработать тур, проведение которого возможно без использования хорошо развитой туристической инфраструктуры. Разработка такого тура лишь начальный этап программы организации туризма в Сызранском районе.Цель проекта создание группового тура в Сызранском районе.Главная цель проекта получение прибыли за счет создания и реализации проекта.
Для реализации главной цели проекта нужно реализовать следующие задачи:I. Социальные цели проекта:1. Удовлетворение потребностей населения города Сызрани и области в семейном отдыхе, и проведении молодежного досуга.2. Формирование краеведческой культуры жителей города и области.3. Пропаганда здорового образа жизни.Для реализации социальных целей нужно решить задачи:1. Разработка программы отдыхас учетом особенностей данного сегмента рынка.2. Подбор работников способных реализовать данный проект. Привлечение жителей Сызранского района для сотрудничества с организаторами тура.II. Производственноорганизационная цельорганизация тура и создания условий для реализации проекта.Для реализации производственноорганизационной цели необходимо решить задачи:1. Создание программы организации группового тура в Сызранском районе.2. Комплектация необходимого оборудования.3. Составление меню, закупка продуктов питания для выездного отдыха.4. Организация программы отдыха.III.Финансовая цель проектаполучение прибыли за счет реализации проекта. Для реализации финансовых целей необходимо решить задачи:1.Создание рентабельного, ликвидного тур продукта.2. Получение кредитных и заемных средств у банковских организаций.3. Окупаемость тур продукта в течение нескольких сезонов.IV. Маркетинговые цели проекта:1. Создание благоприятного имиджа проекта.2. Реализация туров в полном объеме.3. Завоевание доли тур рынка г. Сызрани.Для реализации маркетинговых целей необходимо решить задачи:1. Проведение диагностики тур рынка г. Сызрани.2. Разработка стратегического и тактического плана маркетинга.3.Разработка стратегических программ (ценовых, сбытовых, коммуникационных).4. Разработка плана рекламной компании и мероприятий по продвижению тур продукта среди населения.5. Заключение договора с рекламным агентством на изготовление рекламной продукции.6. Заключение договоров по размещению рекламной продукции.Рассмотрим организацию турмаршрута с точки зрения четырех составляющих туристской индустрии: проживание, транспорт, питание, развлечения.В предлагаемом проекте, на этапе продвижения однодневных маршрутов по с.Троицкое не предполагается размещение туристов с ночевкой. Следовательно, строительство гостиницы или иного средства размещения не является необходимым. Так же в связи с близостью г.Сызрань, предполагаем в перспективе возможность размещения иногородних туристов в гостиницах города.Стоимость пешеходного маршрута с. Передовое рассчитывается исходя их сегмента туристов (см. табл.1). Для группы из 10 человек1500 руб.
Таблица1
Стоимость пешеходного маршрута с. ПередовоеСегмент туристовСтоимость,руб. с человекаС элементами театрализацииГруппа от 5 до 15 человек150200Школьники 80130Студенты 120180
Индустрия развлечений, помимо познавательного аспекта, может включать в себя организацию конных экскурсий. Конноспортивный клуб, расположенный на территории Сызранского района, в случае необходимости организации конных верховых прогулок, может предоставлять услугу аренды лошадей. Стоимость аренды одной лошади предполагаем в размере 600 руб. Зарплата инструктору за организацию одной конной прогулки 2000 р с группы. В группе из 10 человек стоимость конной прогулки на одного участника составляет 800 руб. Дляаренды необходимо заключить контракт с конноспортивным клубом, располагающимся на территории сельского поселения Троицкое.Для организации транспортных услуг возможна аренда автобуса у турагентства «ВолгаТУР» (единственное турагентство города, предлагающее данную услугу) или микроавтобуса типа «Газель» у частных предпринимателей. На май 2010г стоимость часа аренды автомобиля «Газель» колеблется в диапазоне от 400 руб/час (по городу) до 800 руб руб/час. Учитывая, что аренда автобуса предполагает доставку туристов до начала маршрута в начале экскурсии и обратно в город по завершении, а путь занимает 40 минут, принимаем стоимость аренды на 4 часа по 500 руб час. Таким образом, аренда микроавтобусам «Газель» составит 2000 руб. (по 200 р с человека при группе в 10 человек).Для организации питания туристов предлагается установить торговый модуль, реализующий продукты питания с длительными сроками годности и не требующих особых условий хранения. К наиболее популярным продуктам, приобретаемых для питания «на ходу», относятся печенье, чипсы, сладости и т.д. Их закупают на оптовых базах и устанавливают торговую наценку, в границах, допустимых для розничной реализации. Так же в ассортименте торговой точки должны быть представлены различные виды питьевой воды (минеральная, с газом, без газа, сладкая и т.д.). Для организации торговой деятельности нам необходимо нанять одного человека –продавца, приобрести и установить кассовый аппарат «ККМ Элвес Микро К» стоимостью 14500 руб. и холодильник «Саратов 1614 / 451» по цене 6800 руб. для продуктов и воды. С целью упрощения налогообложения, оформляем данное предприятие как ИП.
Так же возможна организация доставки бизнесланчей по предварительной оплате и договоренности (стандартное меню бизнесланча среднестатистическогоресторана) на группу из 10 человек с учетом транспортных расходов и наценкой –200 руб с человека.Все это требует организацию места приема пищи и отдыха. Один из наиболее приемлемых вариантов –установка шатратента и пластиковой мебели. Это позволит не только организовать пункт питания, но и предоставить возможность отдыха для довольно длительной пешей экскурсии, особенно если организованна группа из туристовпенсионеров.Для сохранения и поддержания экологии необходимо установить биотуалетBIOSET Р (Россия) и организовать вывоз мусора.В любом туристском центре необходимо представлять достаточный ассортимент сувенирной продукции. Местные умельцы и организации по производству значков, магнитов, флажков, постеров и т.д. широко представлены на сегодняшний день на рынке сувенирной продукции.Реклама играет важную роль в реализации маркетинговой стратегии. Принимая во внимание то, что данный тур на первоначальном этапе будет предложен на туристический рынок г. Сызрани, реклама должна отличатся обязательным учетом специфики потребителя, возможности получения им опережающей информации. Это предполагает выбор форм и видов рекламы, ее временные рамки и особенности вербальной информации.Учитывая, что предполагаемый тур является инновационным, а также специфику целевой аудитории необходимо создание многосторонней, целенаправленной адресной рекламы.Главной целью рекламной кампании является обеспечение эффективности проведения мероприятий сбыта тур продукта и максимизировать прибыль от его реализации. Территориальный охват рекламной компании –локальный. Сроки проведения краткосрочные. Направленность компании целевая. Интенсивность нисходящая кампания, т.е. постепенное снижение стимулирующих факторов. Стратегия рекламной кампании атакующая или наступательная, ее цель –завоевать или расширить рыночную долю, увеличить количество клиентов, занять более устойчивую позицию на рынке.Прежде всего необходимо дать рекламу во все действующие турагентства г. Сызрани, в интернете описать специфику действующего маршрута, дать информацию по телевидению и в тематические журналы по туризму. Цветовое решение
в дизайне рекламных обращений будет выполнено
в оранжевых или желтокрасных тонах, с применением черного и зеленого (трава). Эти цвета производят вдохновляющий и стимулирующий эффект, воодушевляют, активизируют. Технической стороной и оформлением сайта займутся веб программисты и дизайнеры студии вебдизайна Webdolphin (ИП Суетов А.В.) С учетом разработки и оптимизации сайта, стоимость работ составит 15200 руб.В таблице 2 представлена смета затрат на рекламную кампанию.
Таблица2
Затраты на выбранные виды рекламыВиды рекламыСтоимостьТребуетсяЗатратыРолик на телевизионном канале СТС (рекламный блок КТВЛУЧ)1 сек –60 руб. стоимость съемки ролика (5000 руб.)Ролик –10 сек (1 раз в день, 30 дней) 23 600 руб.Ролик на автомобильном радио (г. Сызрань)1 сек –24 руб.(1 выход)Ролик –20 сек (2 раза в день, 30 дней)29 800 руб.Статья (реклама) в журнале «Туризм и отдых»Формат 3/16статья25 600Информационные письма в местные рекламные агентства1 письмо –10 руб8 агентств 80 Итого:79 080 руб.
Для реализации данного проекта требуется в первую очередь создать минимально необходимые элементы инфраструктуры для организации группового туризма. В табл. 3 представлен перечень и суммы первоначальных затрат для предоставления туристской услуги.
Для расчета окупаемости предложенных мероприятий составим прогноз развития рынка туруслуг с учетом специфики тура и проведенной рекламной кампании. Туристская программа рассчитывается на три/четыре летних месяца (июньсентябрь) изза сложности предоставления услуг в непогоду и весеннеосеннее межсезонье.
Таблица3
Первоначальные вложения для реализации проектаСтатья расходовСумма, рубУстановка торгового ларька18 000Оборудование в ларек:кассовый аппаратхолодильник
14 5006 800Закупка продуктов в точку продаж: печенье, вафли, чипсы, сладости, вода простая, вода газированная сладкая, вода минеральная. (при организации групповых экскурсий возможна организация доставки выпечки)80 000Закупка сувенирной продукции15 000Организация места приема пищи под навесом:шатер пластиковая мебель и посуда
20 00012 000Установка и обслуживание биотуалета BIOSETp (Россия)13 200Реклама в СМИ 79 080Реклама в сети интернет15 200Разрешение на торговлю 2 000разрешение от санэпидстанции (СЭС)3 000Установка трансформаторной подстанции для подачи электроэнергии на пункт питания 200 000Итого 478 780
В данном проекте не предусматривается ремонт и прокладка дорог, т.к. это значительно увеличивает капитальные вложения и как следствие период окупаемости. Однако данное направление может быть рекомендовано к дальнейшей разработке в случае развития туризма на национальном и международном уровне.По данным, полученным из личных бесед с представителями местных турагентств и работниками общеобразовательных учреждений, тенденций увеличения спроса на экскурсионные услуги в последние годы не отмечается. Туристы с неохотой посещают местные достопримечательности, а школьники демонстрируют отсутствие интереса к истории, культуре и географии. Однако в рамках разработанной и принятой к реализации программе повышения интереса к краеведческой культуре, поддерживаемой филиалом ГОУ ВПО СамГТУ в г.Сызрани, можно ожидать увеличение турпотока по внутренним направлениям. При пессимистическом прогнозе, можно ожидать по две группы школьников в неделю и полноценной туристской группе (студенты, работники предприятий, самостоятельные туристы). Т.е. за 4 теплых месяца при пессимистичном прогнозе мы ожидаем 32 групп школьников и 16 групп прочих категорий туристов. Рассчитаем стоимость тура для группы из 10 человек(см. табл.4).
Таблица 4
Стоимость отдельных элементов тура и затрат на тур для различных сегментов туристовНаименование элементаГруппа из 10 человек, школьники
Группа из 10 человек взрослых, с конной экскурсией и бизнесланчемНа группуНа человекаНа группуНа человекаАренда автобуса20002002000200Стоимость экскурсии800801500150Аренда лошадей, работа с инструктором
8000800Бизнесланч
2000200Приобретение туристами продукции торгового ларька(вода, печенье и пр)5005070070Приобретение туристами сувенирной продукции10001001000100итого4300430152001520
Рассчитаем ожидаемое поступление средств от оказания туруслугипутем простого суммирования стоимости отдельных туров, умноженных на их количество. Результаты представлены в табл.5.
Таблица 5Расчет поступления средств от предоставляемой туруслугиГруппыКоличество группСтоимость для группыОбщая стоимостьшкольники324300137 600рвзрослые туристы1615 200243 200ритого48
380 800р
Получать прибыль мы можем за счет оказания экскурсионных услуг и торговли. Прибыль от торговли складывается из реализации продуктов питания и сувенирной продукции.За вычетом всех затрат получаем доход от туруслуги за четыре теплых месяца.Таблица 6 Текущие расходы на туризмСтатья расходовСумма на группу, рубСумма на все группы, рубАренда автобуса, на группу2 00096 000Организация доставки бизнесланчей, 150024 000Аренда лошадей для конных экскурсий 4 00064 000Зарплата инструктору1 00016 000Зарплата гидаэкскурсовода:для школьников для взрослой группы
300500
9 6008 000З\п торговому персоналу за 4 месяца работы20000Энергия на технические нужды1 076Тарифы страховых взносов14%7 504Итого 246 180
Затраты на энергию для технологических целей определяем по формуле: СЭМ=, (1)где СЭМ
стоимость потребленной оборудованием электроэнергии;Q3
количество потребленной оборудованием электроэнергии в день, кВт/час; nколичество рабочих дней; T
тарифная ставка за кВт/час электроэнергии, руб.Используя формулу (1) получим:Тр=годаПри исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета: ВД , (2)где ВД величина вмененного дохода, БД значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности, n
физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода, К1, К2 корректирующие коэффициенты базовой доходности.Используя формулу (2) получим:ВД руб
Таблица 7 Годовой поток денежных средствНаименованияСумма, рубПервоначальные вложения478 780Текущие расходына туризм246 180Ожидаемые поступления380 800Прибыль(за 4 месяца)134 620Единый налог на вмененный доход с торговой точки (за 4 месяца)8 972Чистая прибыль 125 648
Используя методы оценки инвестиционного проекта произведем расчет и анализ коэффициентов применительно к данному проекту.Период окупаемости –это промежуток времени, в течение которого недисконтированные прогнозируемые поступления денежных средств превысят недисконтированную сумму инвестиций. Это число лет, необходимых для возмещения стартовых инвестиционных расходов.Данныйпоказатель определяется прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
РР t,(3)при котором
Срок окупаемости инвестиций–это срок, за который можно возвратить инвестированные в проект средства, т.е. это период времени начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления. Следовательно, срок окупаемости определяется по формуле (4): Тр=, (4)где Тр–расчетный срок окупаемости проекта, год; К –капиталовложения, руб.; Р –результаты от осуществления проекта, руб.Используя формулу (3.4) получим:Тр=года или 3 года 296 днейЧистый дисконтированный доход (Net Present Value
NPV). Этот метод основан на сопоставлении величины исходных инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока.Формула расчета NPV имеет вид (при одноразовых инвестициях):
, (5)где Pt –денежный поток в году t; r –коэффициент дисконтирования;t = 0, 1, 2 ....T; T –срок окончания проекта.Критерий приемлемости данного показателя таков: если NPV > 0, то проект следует принять; если NPV < 0, то проект следует отвергнуть; если NPV 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.Расчет чистого приведенного эффекта произведем по формуле (3.5), приняв ставку дисконтирования r 15 %, учитывая официальный уровень инфляции в стране 12% и премиюза риск 3%.Согласно статистическим данным, наблюдается активный рост внутреннего туризма в Российской Федерации. Спрогнозируем увеличение чистого денежного потока на 20% ежегодно.Представим эти расчеты в виде таблицы 8.
Таблица 8 Расчет чистого дисконтированного доходаПоказательСумма по годам1й год2й год3й год4й год5й годЧистый денежный поток, руб.125 648150 778180 934217 121260 545Дисконтирующий множитель0,8700,7560,6580,5720,497
Чистый приведенный эффект от реализации проекта составит:
Таким образом, можно отметить целесообразность и экономическую выгоду от разработки стратегии развития внутреннего туризма в Сызранском районе. Однако следует отметить, что предложенными капиталовложениями и мероприятиями стратегия не ограничивается. Необходимо разработать целый комплекс мероприятий, позволяющих выйти на областной, всероссийский и, возможно, мировой уровень. Это существенно сократит период окупаемости и позволит получить больший объем прибыли за более короткий период времени.
Ссылки на источники1.Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учебное пособие. –Москва: «Академия», 2005, 192с.2.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. –2е изд., перераб. –Москва: Финансы и статистика, 2006. 336с.3.Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. –2010. №5. –С. 3843.4.Савояров Н. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. –2009. №3. –С. 3436.5.Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. –Москва: КНОРУС, 2005, 448с.6.Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. –Москва: Издательство РДЛ, 2007, 480с.
Anastasiya Mashina,The teacher, Branch of the Samara state technical university in SyzranECONOMIC EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN G. O. SYZRAN Annotation:Article is devoted to the organization of group program round in the Syzran area, including elements cultural and historical and family tourism.Keywords:family and cultural tourism, demand, tourist resources, tourist's route, payback period of investments, the net discounted income.