Влияние факторов социальной среды на выбор будущей профессии старшеклассником

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Микаэлян Д. А. Влияние факторов социальной среды на выбор будущей профессии старшеклассником // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1206–1210. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54505.htm.
Аннотация. В статье представлены основные факторы социальной среды, которые влияют на выбор будущей профессии старшеклассником. Данный материал могут использовать педагоги, психологи в своей работе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Микаэлян Диана Арменовна,старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Филиала ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будённовске, г. БудённовскDiana_david999@mail.ru

Влияние факторов социальной среды на выбор будущей профессии старшеклассником

Аннотация. В статье представлены основные факторы социальной среды, которые влияют на выбор будущей профессии старшеклассником. Данный материал могут использовать педагоги, психологи в своей работе.Ключевые слова:факторы, выбор профессии, старшеклассник, самоопределение.

«Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нём всю оставшуюся жизнь»Чарльз Кеттерлинг

Однимиз существенныхвопросов, который возникает в жизни каждого человека –это выбор профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня очень актуален, потому что радикально изменились экономические условия, быстро переменяетсярынок труда. Молодым людям всё труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, педагогов и друзей.Планирование карьеры –субъективное дело каждого человека, высшее проявление его независимости и ответственности. «Жизнь прожить –не поле перейти», говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость потенциальных событий.Парадокс выбора заключается в том, что, с одной стороны, каждая профессия –это целый мир, на постижение которого необходимы годы. С другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо заранее знать, из чего выбирать. Поскольку мир профессий переменчив, он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.Субъективное обстоятельство выбора профессии при всём разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую совместную структуру, а именно можно выделить несколько узловых факторов социальной среды, сказывающихся на выбор профессии, которые каждому старшекласснику полезно принять во внимание при продумывании профессионального будущего. Такой подход построен на учёте обширного спектра факторов, влияющих на выбор профессии, разрешая сделать акцент на временном аспекте –на прошлом и будущем человека. Подобный подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и обусловливает, какие факторы превалируют в данный ответственный период жизни[1].Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки думают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии.И, как говорил К. Маркс: «…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердцеглубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту».

Среди всевозможных вариантов выбора профессии выделяют следующие: 1) выбор профессии соответствующее семейной традиции; 2) выбор профессии по случаю, наугад; 3) выбор профессии по призванию; 4) выбор профессии по расчёту. Приемлемым считается лишь четвертый вариант –осознанный, самостоятельный выбор профессии в результате решения задачи, требующей учёта вытекающих факторов: а) потребностей рынка труда; б) условий избираемой деятельности, сознательного учёта её трудностей; в) требований профессии и своих возможностей по их удовлетворению, а также оценки полагаемых форм вознаграждения в труде; г) оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессиональной школы как средства овладения профессиональным мастерством[2].Как отмечает Е. А. Климов, «выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Компоненты, выступающие в качестве факторов —движущих сил профессионального самоопределения, находятся в тесной связии взаимовлиянии друг на друга. Умение принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости»[3].Е.А. Климов выделяетвосемь существенных факторов, обусловливающих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи:Оченьчасто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать иной выбор. Правильномувыбору профессии часто препятствуют установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какоелибо учебное заведение; 2) позиция сверстников:Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппыможет стать решением в профессиональном самоопределении; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классногоруководителя и т.д.):Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.; 4) личные профессиональные и жизненные планы:В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека; 5) способности и их проявления:Способности, таланты учащегося старших классов надо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем иным видам общественно ценной активности; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности.Выбор профессии отображает определённый уровень личных притязаний, образованных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольнооценочной сферы[4].Итак, рассмотрим основную, на наш взгляд, группу факторов, которые влияютна выбор будущей профессии старшеклассником.1. Семья(взгляд старших членов семьи или лиц их заменяющих). Содной стороны,семья, является той системой, которая оказывает очень сильное влияние на профессиональное самоопределение подростка. С инойстороны, онаявляется довольноавтономным социальным институтом, «трудноуправляемым», конкретно, с позиций школы, педагогики. Проблема профессионального самоопределения всемье осознаётся и становится предметом серьёзных разговоров как правилоприменительно к старшему школьному возрасту, полагаянекоторыеродители могут помышлять об этоми применительно к более младшим детям. ЕщёН.В. Гоголь оставил нам в «Мёртвых душах»поучительную и характернуюсценураннегои слегкабезосновательногообсуждения в семье проблемывыборапрофессии, собственно, когда Манилов заявляето своём сыне: «О, вы ещёне знаете его ... у него чрезвычайно много остроумия. Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр, а этот сейчас, если чтонибудь встретит, букашку, козявку, так уж у него вдруг глазенки и забегают; побежит за ней следом и тотчас обратит внимание. Я его прочупо дипломатической части. Фемистоклюс, продолжал он, снова обратясь к нему, хочешь быть посланником? Хочу, отвечал Фемистоклюс, жуя хлеб и болтая головой направо и налево. В это время стоявший позади лакей утер посланнику нос, и очень хорошо сделал, иначе бы капнула в суп препорядочная посторонняя капля». Для общей ориентировки в разбираемомздесь вопросе, приведемнекоторые данные о вероятныхразновидностях взаимоотношений старших и младших членов семьи в рамках вопросапрофессионального самоопределения.•Старшеклассникупредоставляется свобода выбора, в его решение не вмешиваются. «Пускайбудет, кем хочет, толькобыл бы хорошим человеком». Или: «Я самостоятельновыбирала в молодости, мне никто не помогал, пускайи дети сами выбирают». В этом местепо существу уходят от вопроса. Разорвавздесь традицию передачи профессионального и жизненного опыта, они, таким образом, оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации «на волю случая». •Взрослые, родители, «принимают близко к сердцу»проблемубудущем ребёнка; но в предоставленномслучае они согласны со сделанным им выбором профессии и содействуют его реализации.•

Взрослые (родители) не согласны со сделанным учащимся выбором: а) Им это известно по своему личному опыту с избранной ребёнком профессией, деятельнопротиводействуют его влечениювыбрать еёи делают всёвозможное, чтобы «устроить»сына или дочь по предлагаемой ими (родителями) конкретной специальности.

б) Знакомы по своему персональномуопыту с избранной ребёнком профессией, противодействуют этому выбору, предлагая «любую другую», но только «не эту» профессию[5]. Ни один из изложенныхвыше вариантов позиций родителей не содействуетправильному выбору профессии их детьми. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов или желаний своих детей, могут обречь их всю жизнь заниматься делом, к которому они совершенно не приспособлены.2.Школа (педагоги). К данной системе можно причислить учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога и т.д.У педагогического коллектива, могут складываться отдельныестереотипные мнения об учениках, в том числе и связанные с недооценкой их по тем качествам, которые не нужныпо тому или иному учебному предмету (скажем, литератор может недооценить мальчика с выраженным интересом к технике и высоким конструктивнотехническим интеллектом, но невыраженным интересом к «изящной словесности»). Педагогу надо знать малоприятную для него истину, что ученики иной раз знают друг друга лучше, чем он. Многое есть в работе педагога: и участие в проектировании будущего профессионального пути подростка, и организация пробы сил в различныхнаправлениях деятельности, и ориентировка в экономических,социальных, правовых, информационных условиях их развития. Главное –обновленные исправленныеотношения учащихся к многообразнымпрофессиональным жизненным путям, новые представления о разнообразных профессиях. Подругомусообщая, педагогделает неуроки, не мероприятия по профориентации, а некоторыеценные приращения к сознанию, личности, психике школьников. В практике педагога, озабоченного подготовкой детей к будущей жизни, должна осуществлятьфункция путеводителя, советчика, наставника: а это значит должны использоватьсяприёмы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воздействия. Обучающийсядолжен считать, что он сам проектирует и создаётсобственныйжизненный путь. Но это только увеличиваеттребования к профессиональному искусству педагога: руководить сознанием и поведением активного и самостоятельного человека сложнее, чем «тащить» пассивного и не способного принимать решения[5]. Важные профессиональные человеческие качества нужноне только «вскрывать», но и «заложить» в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности. Это полагаетактивность не только педагога, но и самого подрастающего человека. Школьныеучебныепредметыне является несомненнымотражениеммира профессий. Соотношение содержания школьного образования и мира различныхпрофессий многосвязно опосредованы; и надлежитпризнать, что без специального педагогического руководства даже хорошо успевающий школьник не может приобрестинеобходимую(глубокую, многостороннюю) ориентировку в мире профессий, нужнуюдля автономногообдумывания вариантов своего будущего профессионального «старта» и жизненного колеи. 3. Сверстники, друзья. Какими бы понимающими ни были родители и другие взрослые, их роль всегда ограничена, поэтому подростки нуждаются в содействиисверстников ещё и потому, что они только стремятся достичь статуса взрослых, а взрослые уже его достигли. В психологическом и социальном развитии подростка, в развитом обществе, где вступление во взрослый мир труда становится всё более поздним, взаимоотношения со сверстниками играют существенную роль. Но подростки не ориентируются только на родителей или только на сверстников. Необыкновенно сильное влияние группы сверстников на подростка может быть связано как с недостаточным интересом к подростку в семье, так и с привлекательностью группы сверстников как таковой[6]. Некоторые подростки имеют свои определенные цели и интересы и твёрдо осознают себя как личность, не нуждаются в одобрении сверстников и не ищут его. Но большинство подростков в значимой степени судят о своей важности по отношению к ним окружающих и зависят от одобрения наиболее почитаемыхсверстников.Ссылки на источники1.Попович, А.Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ [Текст] / А.Э. Попович //Социальногуманитарные знания. № 2.2011г. 2.Михайлов, В.И. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Ю.Сьюпера[Текст] / В.И. Михайлов //Вопросы психологии. 1975. №

5. 3.Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст] / Е.А.Климов. М.: Просвещение, 1990. 4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. –РостовнаДону: Феникс, 1996.

5.Журавлев, В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы [Текст] / В.И.Журавлев. РостовнаДону, 1972. 6.Снегирева, Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте [Текст] / Т.В.Снегирева //Вопросы психологии. 1989. № 2.

Mikaelyan Diana ArmenovnaUpper teacher the Department of special pedagogy and psychology the branch of the Stavropol state pedagogical Institute city of Budennovsk.The influence of the factors of social environment on the choice of future career was in high schoolAnnotation.The article presents the main factors of the social environment that influence the choice of the future profession was in high school. This material can be used by teachers, psychologists in their work.Keywords:factors, the choice of profession, the pupil selfdetermination.