Количественные и качественные изменения в составе технической интеллигенции Марийской АССР в 1960-1980-е годы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманова Н. Е. Количественные и качественные изменения в составе технической интеллигенции Марийской АССР в 1960-1980-е годы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1346–1350. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54533.htm.
Аннотация. Статья посвящена изменениям в составе технической интеллигенции в 1960-1980-е годы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туманова Надежда Евгеньевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт», г. ЙошкарОла.Tymanova7@rambler.ru

Количественные и качественные изменения в составе технической интеллигенции Марийской АССР в 19601980е годы

Аннотация.Статья посвящена изменениям в составе технической интеллигенции в 19601980е годы.Ключевые слова:интеллигенция, инженернотехнические кадры, техническое образование.

В послевоенные десятилетия наметилась тенденция к возрастающей роли науки и техники. Для обеспечения кадрами разных отраслей промышленности требовались не только рабочие, но и представители технической интеллигенции. Под технической интеллигенцией в данной статьепонимается социальная группа, профессионально занятая квалифицированным умственным трудом по организации производства и технологических процессов, требующих высшего и среднего технического образования. В состав указанной социальной группывключены инженеры, техники, практики, руководители промышленных предприятий республики. Понятие «техническая интеллигенция» рассматривается как тождественное термину «инженернотехнические работники», «научнотехническая» и «производственнотехническая интеллигенция».В 1960е годы складывались необходимые предпосылки к дальнейшему развитию отраслей промышленности, появились новые предприятия. Основные фонды промышленности возросли в 2,3 раза. Промышленность постепенно превращалась в многоотраслевую с преимущественным развитием отраслей, обеспечивающих технический прогресс (машиностроение, радиотехническая, электронная и приборостроение). В ноябре 1962 г. были созданы государственные комитеты Совета Министров СССР по отраслям, строительные организации выделены из ведения Совнархозов, а Совнархозы укрупнены. Марийский Совнархоз ликвидирован, а подчиненные ему предприятия вошли в состав Совнархоза ВолгоВятского экономического района, строительные организации подчинены Волговятстрою [1]. В результате реорганизации промышленность МАССР снижала темпы роста производства, производительности труда. Решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КППСС для улучшения руководства отраслями промышленности Совнархозы были упразднены и образованы союзные и союзнореспубликанские министерства.В годы восьмой пятилетки 19651970 гг. выпуск продукции вырос в 1,8 раза, производительность труда в 1,5 раза. В 1966 г. промышленность впервые за многие годы получила сверхприбыль. В 60е годы изменилась структура промышленности республики: изменилось соотношение в машиностроении с 17,4% в 1960 г. до 40% в 1970 г. [ 2].В 1970е годы изменились темпы развития промышленности. В г. ЙошкарОле работало уже 47 предприятий. Наметилось ускорение технического прогресса в строительстве и в промышленности: на заводе электроприборов были разработаны и внедрены автоматы для сортировки разных сложных элементов, что освободило десятки работников; на заводе торгового машиностроения производство изделий переводилось на поточноконвейерные линии. Начали появляться общественные конструкторские бюро (ОКБ) на предприятиях. Возросло количество специалистов с высшим образованием: если в 1947 г. их насчитывалось 360 человек, то в 1977 г. 7800 человек.[3] В целом, увеличивалось число специалистов с высшим и средним специальным образованием. Значительная часть их трудилась на промышленных предприятиях, что в Марийской АССР составляло более 20%. При этом многие инженернотехнические должности занимали практики. Большую роль играли партийные организации. Основные направления деятельности партийных организаций по подготовке ИТР были определены решениями съездов КПСС. XXIIIсъезд поставил задачу увеличить за восьмую пятилетку число студентов на миллион и повысить качество обучения. 9 сентября 1966 года было принято решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним профессиональным образованием в стране», в соответствии с которым предусматривалось дальнейшее преимущественное развитие дневного обучения. [4] Для преподавателей специальных дисциплин вводились факультеты повышения квалификации, стажировка на передовых предприятиях, в вузах. НИИ, привлечение к научной и педагогической деятельности специалистов. Директивы XXIVсъезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 19711975 годы ставили задачу повышать качество подготовки и улучшать идейнополитическое воспитание будущих специалистов, обратив особое внимание на их подготовку по новым направлениям науки и техники, для быстро развивающихся отраслей производства и сферы обслуживания. В развитии решений XXIVсъезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли 23 июня 1972 года постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», в котором предусматривалось создание в крупных вузовских центрах советов ректоров, совершенствование учебных планов и программ, улучшение полготовки специалистов в области научной организации труда и управления, инженерной психологии, промышленной эстетики и электронновычислительной техники, работы подготовительных отделений, усовершенствование производственной практики студентов, закрепление за вузами базовых предприятий, введение для выпускников стажировки по месту их распределения, превращение университетов в ведущие учебнометодические центры страны.[5] 22 августа 1974 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли еще одно важное постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием», главной идеей которого было повышение качества подготовки специалистов. Эта же мысль была центральной в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июля 1979 года «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов».[6]Во всех областях и республиках были разработаны конкретные мероприятия по совершенствованию подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. Наблюдалась забота об укреплении вузов дипломированными научнопедагогическими кадрами. В 1980 году более 50% преподавателей имели ученые степени докторов и кандидатов наук. В Марийском университете, политехническом институте примерно каждый второй преподаватель был членом КПСС. Во всех вузах были созданы парткомы. Повысился качественный уровень преподавателей средних учебных заведений. В вузах и техникумах было организовано обучение по новым специальностям. Так, в Марийском политехническом институте открылся радиотехнический факультет. Специальности вводились в основном по новым направлениям науки и техники. В Марийской АССР вузы и техникумы вели подготовку по 78 специальностям. Был расширен прием студентов и учащихся, особенно на дневном отделении. В 1980 году в МПИ обучалось около 9,5 тысяч человек. Для усиленной подготовки ИТР большое значение имело открытие филиалов на предприятиях. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969 года при вузах открылись подготовительные отделения с целью повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, создания ей необходимых условий для поступления в высшие учебные заведения, улучшения социальной структуры студенчества. В 1975 году на отделениях обучалось 400 человек. В итоге, увеличился общий контингент студентов и учащихся средних специальных учебных заведений. В Марийской АССР численность студентов возросла на 70%, учащихся средних специальных учебных заведений ‬на 53%.При этом темпы их роста были выше, чем в целом по району. Выпуск специалистов с высшим образованием по району возрос более чем в 2,3 раза, то в Марийской АССР в 2,8 раза. За это же время отряд специалистов увеличился в 2,1 раза. Среди специалистов с высшим образованием более высокие темпы роста были характерны для инженерных специальностей. Статистические сводки указывали на то, что по состоянию на 1 декабря 1959г. среди специалистов с высшим образованием в Марийской АССР было 184 чел., в том числе 63 инженера.[7]Среди специалистов со средним образованием быстрее росли ряды техников. Более быстрыми темпами увеличивалось число специалистов в промышленности. Многие вузы готовили специалистов для промышленности. Выпускники Марийского политехнического института направлялись на заводы полупроводниковых приборов, торгового машиностроения, «Контакт», «Электроавтоматика». Но многие выпускники имели недостаточную практическую подготовку, не получали навыков руководителей трудовых коллективов, престиж инженера стал постепенно снижаться, конкурс в вузы падал. Это объяснялось рядом причин: слабостью материальной базы учебных заведений, нехваткой научнопедагогических кадров высшей квалификации, несовершенством системы планирования подготовки специалистов, их использования на производстве. Долгое время на первом месте было количество, а не качество. Широкое распространение получила учеба в общественных университетах различного профиля. Для тружеников промышленности создавались университеты технического прогресса непосредственно на предприятиях. На ЙошкарОлинском заводе полупроводниковых приборов постоянно действовал техникоэкономический университет с 5ю факультетами: повышения квалификации руководящих кадров, конструкторский, технологический, экономический ирабочий. Занятия вели 176 преподавателей, обучалось более 3,9 тысяч человек.[8]

В соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 23 марта 1963г. № 348 Совет министров МАССР постановил утвердить план распределения молодых специалистов, оканчивающих с отрывом от производства в 1963г. высшие и средние учебные заведения по ведомствам, организациям и предприятиям.[9]Распределение осуществлялось на предприятия и организации МАССР и РСФСР, СССР. По средним специальным учебным заведениям также наблюдалась тенденция к увеличению. На начало 1963/1964 уч.года количество техникумов и других средних специальных учебных заведений по СССР составляло 3626, из них 3316 дневных, а по РСФСР ‬2127, из них 1908 дневных.[10]На начало 1964/1965 уч.года их количество изменилось и стало составлять по СССР ‬3737,а по РСФСР ‬2192.[11]

Невиданный размах технический прогресс принял в годы десятой пятилетки: на предприятиях ЙошкарОлы было комплексно механизировано 19 цехов и участков, введено в действие 64 автоматических линии, свыше 600 технологических процессов, около 700 автоматов и полуавтоматов. Характерная чета десятой пятилетки все большая социальная направленность мероприятий по комплексной механизации, что выразилось в стремлении резко сократить ручной труд на производстве. Еще одна отличительная черта широкое внедрение новых, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, в частности, бригадных форм. Партийные и общественные организации проявляли заботу о повышении квалификации инженернотехнических работников. С этой целью для них читались лекции на технические темы. К чтению лекций привлекались ведущие специалисты, преподаватели вузов, ученые из Москвы, Казани других городов. Проводились семинары, совещания, встречи с передовиками производства и специалистами. Для инженернотехнических работников организовывались специальные курсы. На занятиях рассматривались вопросы автоматизации технологических процессов, экономики, планирования производства. Эффективной формой повышения квалификации ИТР являлись научнотехнические конференции. Они регулярно проходили на всех крупных предприятиях. Использовались формы повышения квалификации ИТР и с отрывом от производства. Это направление в различные институты повышение квалификации, командировки на предприятия для изучения передового опыта. Только в 19661970 годах на заводе торгового машиностроения повысили квалификацию 429 инженернотехнических работников.[12] Делали упор на возрастание роли и значения системы профтехобразования и на качественные показатели в экономике.

Преобразование института в политехнический дало возможность открыть новые специальности. Изменился объем научноисследовательских работ: с 250 тыс. руб. в 1970 г. возрос до 2200 тыс. руб. в 1981 г., а за годы десятой пятилетки по ихрезультатам было получено 120 авторских свидетельств и положительных решений на изобретения.[13](Направлялись после окончания на предприятия, например, на «Контакт»). На кафедре «Строительной конструкции и основания» создали методику определения допустимой нагрузки для гибких и жестких центрально и внецентренно нагруженных ленточных и прямоугольных фундаментов, кольцевых и свайных, подпорных стенок экономический эффект от внедрения составил 540 тыс. рублей.[14]В СКБ под руководством В.М. Щеглова был спроектирован и изготовлен автомобиль багги, на котором его создатели на соревнованиях в 1984 г. заняли третье место в Чемпионате СССР, а через год первое второе места в Чемпионате РСФСР.[15]СКБ было организовано в 1961 году. В 1978 г. была создана проблемная лаборатория математических методов оптимального проектирования. В 1986 г. А.В. Пилягин и В.А. Лаврентьев, В.Е. Глушков, С.А. Казанцев за цикл работ «Разработка и внедрение рациональных конструкций фундаментов на стройках МАССР» удостоены звания лауреатов Государственной премии республики, увеличились хоздоговорные соглашения с предприятиями. Число студентов, участвующих в научноисследовательских работах, достигло 80%. [16]В 1986 г. получено 71 положительное решение и 67 авторских свидетельств, впервые получен патент на работу В.В. Севастьянова и Л.А. Фурмана.[17]В.А. Иванов стал первым в МАССР доктором физикоматематических наук, защитившимся на базе МарПИ.[18]

Ученых МарПИ удостаивали наград: группеученых МПИ в составе А. Власова, С. Терехова, А. Егошина, С. Осипова, А. Миндерова, А. Кислова, С. Кушакова, работавших над темой «Система обработки информации», была присуждена премия Марийского обкома комсомола в области науки, техники и производства.[19]Формирование государственной бюджетной научноисследовательской тематики начинается с кафедр, которые выдвигают темы, дают обоснование их актуальности, на основе этого составляют тематический план научноисследовательских работ, который рассматривается советом института, корректируется и утверждается ректором. Летом 1973 г. в Канаде (в Монреале) работала выставка «Человек и его мир», где экспонировалась работа СКБ сверхлегкие аэросани повышенной проходимости (снежный мотоцикл), созданные студентами механического факультета В. Ведерниковым и Н. Сергеевым, Л. Бондаренко. [20] Снегоходамфибия МПИ8, разработанный студентами IVи Vкурсов механического и машиностроительного факультетов Ю. Тимшиным, В. Голышкиным, В. Поляниным, П. Пайдулиным и др., экспонировался на региональной выставке в г. Горьком, в Уфе и в ВДНХ.[21] Поступали заявки от оленеводов и рыбаков, т.к. может перевозить груз до 80 кг.Объем научных исследований возрос в 1986 году по сравнению с 1985 г. на 4,7% и составил 2596,9 тыс. руб. (1985 г. 2479,5 тыс. руб., 1980 г. 2052,3 тыс. руб.). При этом объем хоздоговорных НИР увеличился на 4,9% и составил 2530,9 тыс. руб. (1985 г. 2413,5 тыс. руб., 1980 г. 1938,3 тыс. руб.). В 1986 г. выполнялось 117 тем, в т.ч. 70 хоздоговорных. Из них о важной тематике 76 тем (1985 г. 84, 1980 г. 41). Исследования по важной тематике составили 80% от общего объема НИР. Совместная исследовательская работа с промышленными предприятиями и научными учреждениями ведется на основе 84 договоров о научнотехническом сотрудничестве.[22] Большой вклад в развитие научной технической мысли в республике внесли сотрудники ПЛТИ, прибывшие в ЙошкарОлу по распределению. Например, М.Н. Морозов, уроженец Латвийской ССР, окончил политехнический институт в г. КомсомольскнаАмуре, переехал в ЙошкарОлу и стал преподавателем Марийского политехнического института.[23]В.Г. Наводнов после окончания Казанского государственного университета остался на преподавательской работе в МарПИ им. Горького с 1974г., доктор технических наук.[24]А.В. Пилягин окончил Казанский инженерностроительный институт в 1963г., в ЙошкарОле от ассистента ПЛТИ до декана строительного факультета МарПИ.[25]Я.А. Фурман после окончания Таганрогского радиотехнического института в 1961г. работал начальником лаборатории ММЗ, затем, окончив аспирантуру МАИ, с 1967г. ‬в МарПИ: от ассистента до профессора, заведующего кафедрой радиотехнических систем.[26]С.В. Дмитриев окончил в 1960г. Казанский авиационный институт им. Туполева, а в 1975г. прибыл в ЙошкарОлу и стал преподавателем МарПИ, затем продолжил научную работу.[27]Также сотрудниками ПЛТИ ‬МарПИ стали А.В. Муравьев, Н.М. Скулкин, Е.А. Беляев, Ю.В. Захаров, Г.М. Соколов. [28]В 1972 г. появился еще один вуз в республике Марийский государственный университет (МарГУ). Первоначально на 5 факультетах по 11 специальностям обучалось 3400 студентов, в т.ч. 2056 на дневном отделении.[29]Разрабатывались новые технологии, методы. Важную роль в подготовке инженеров для сельского хозяйства сыграл сельскохозяйственный факультет. Подготовка специалистов высшей квалификации для сельского хозяйства была необходима, т. к. данная отрасль для республики являлась важной. Об этом свидетельствуют статистические данные по численности специалистов с высшим образованием в системе министерства сельского хозяйства: в 1956г. 542 чел., из них 70 инженеров; в 1970г.586 чел., из них 83 инженера; в 1977г.1325 чел., из них 219 инженеров.[30]

В итоге, нужно отметить увеличение на протяжении 19501970х гг. специалистов с высшим образованием для отраслей сельского хозяйства. В изучаемый период на промышленные предприятия республики прибывали по распределению молодые специалисты. Уроженцы других городов и областей, они, как правило, оставались в МАССР. На Марийский машиностроительный завод (ММЗ) прибыло немало специалистов. Так, А.П. Бакуменко, уроженец Ростовской области, окончил Московский энергетический институт еще в 1941г., занимал инженерные должности на предприятиях Москвы и Удмуртии, а в 19631966 гг. являлся директором ММЗ.[31] Б.Н. Гантпосле окончания ленинградского механического института в 1963г. был направлен на ММЗ, где работал с 1964г. мастером, заместителем главного технолога, а с 1976г. ‬заместителем главного инженера ПО «Марийский машиностроитель».[32]

Г.И. Гордеев в 1967г. окончил Горьковский политехнический институт и с 1967г. работал инженером на ММЗ, затем начальником сектора и отдела данного предприятия.[33]На Марийском машиностроительном заводе также работали А.В. Давыденкова после окончания Ленинградского политехнического института в 1971г., Т.И. Лялина после окончания Кировского политехнического института в 1971г., Ф.Ф. Заболотский окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт.[34]Все вышеперечисленные работники внесли свой большой вклад в развитие отраслей народного хозяйства республики. В 19601980е годы достаточно распространенным явлением становится повышение квалификации технического персонала. ИТР могли сделать это с помощью специальных курсов, в ВУЗах и техникумах (по профилю), семинаров, курсах предприятий и НИИ.[35] Так, в 1967 г. на ЗПП повысили квалификацию всего 326 человек. Вместе с тем, проводилась экономическая учеба с рабочими и ИТР.[36] Постепенно подобное явление становится распространенным.Итак, в 60е годы вопрос ускоренного развития промышленности встал со всей остротой. В это время были решены основные проблемы, сдерживавшие ее развитие. Например, вопрос трудовых ресурсов и подготовки рабочих кадров и ИТР. В связи с механизацией сельского хозяйства, сокращением миграции населения,появились достаточные трудовые ресурсы, позволяющие развивать промышленность. С целью подготовки кадров высшей квалификации поволжский лесотехнический институт был реорганизован в политехнический, готовящий специалистов для радиотехнической, электронной, машиностроительной, лесной и деревообрабатывающей промышленности и строительной индустрии, т. е. тех отраслей, которые имелись в республике. Для подготовки специалистов средней квалификации и рабочих была создана широкая сеть техникумов и профтехучилищ. К 1970г. в МАССР сформировался многоотраслевой промышленный комплекс, представленный машиностроением, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлознобумажной, стекольной, легкой, пищевой отраслями. В 19501970е гг. усилилась роль машиностроения. Соответствующие изменения стали происходить в социальной структуре общества. Несомненно, для социальной структуры Марийской АССР было характерно увеличение численности и удельного веса интеллигенции. М.С. Захарова в своей кандидатской диссертации, посвященной социальной структуре МАССР в 19561970гг., указывает, что для республики в этот период был характерен процесс перераспределения интеллигенции в отраслях народного хозяйства. Автор подчеркнула, что этот процесс сопровождался увеличением доли специалистов в отраслях материального производства с 30 до 43 %.[37]Вместе с тем, квалификационная структура интеллигенции характеризовалась некоторым увеличением доли специалистов с высшим образованием (с 35 до 38,5 %) при параллельном сокращении удельного веса закончивших техникум (с 65 до 61 %).[38]Для этнического состава интеллигенции республики была характерна тенденция к возрастанию абсолютной численности (с 2,9 до 9,4 тыс. чел.) и некоторому увеличению удельного веса (с 19 до 23 %) представителей титульной национальности.[39]Наиболее высокая концентрация национальных кадров наблюдалась в непроизводственной сфере и лесозаготовительной промышленности. Такой тенденции способствовала реализация курса государства на выравнивание социальноэкономического развития автономных и союзных республик, увеличение численности студентов титульного этноса в вузах и техникумах, подготовка национальных кадров за пределами Марийской АССР. К 1980м гг. количество технических работников заметно увеличилось, что объясняется возросшей необходимостью в новых кадрах для развивающейся промышленности, народного хозяйства. Изменились и качественные характеристики работников.Из статистических данных нам становится известна дополнительная потребность в специалистах с высшим образованием на 1985г.: 1) промышленная энергетика ‬1; 2) металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов; 3) технология машиностроения ‬1, металлорежущие станки и инструменты ‬20; 4) полупроводники и диэлектрики ‬7; 5) конструирование и производство электронновычислительной аппаратуры ‬5; 6) конструирование и технология производства радиоаппаратуры ‬21; 7) технология электрохимического производства ‬9.[40]Дополнительная потребность в специалистах со средним специальным образованием составляласледующее: 1) обработка металлов резанием ‬15; 2) производство штампов и прессформ ‬5; 3) радиоаппаратостроение ‬15; 4) эксплуатация и наладка станков с программным управлением ‬2.[41]Реализация дополнительной потребности в специалистах должна была сократить их нехватку на производстве.Состав инженернотехнических кадров на предприятиях был различным. На Кирпичном заводе им. 12 лет Октября общая численность работающих по состоянию на 1969г. составляла 553 чел., из них ИТР насчитывалось 63 чел., срединих с высшим образованием ‬14 чел.. со средним специальным ‬32 чел., 10 чел. были членами и кандидатами КПСС.[42]На ЙошкарОлинском заводе лесного машиностроения насчитывалось 102 чел. ИТР, из которых 27 чел. имели высшее образование, 40 чел. ‬среднееспециальное, 35 чел. ‬практиков. [43] При этом за 1968г. ИТР было принято 20 чел., уволено ‬2 чел., повышалась квалификация за счет направления отдельных работников на центральные курсы ВолгоВятского района.[44]Сотрудники завода имели возможность совершенствовать свое мастерство,[45]что позволяло повышать производительность и качество выпускаемой продукции.Завод № 298, действовавший с военных лет, в 1966г. был переименован в завод полупроводниковых приборов (ЗПП). На заводе трудились специалисты, окончившие вузы в других городах и уроженцы соседних областей. И.В. Зиновьев, уроженец Саратовской области, окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана в 1977г. и по распределению приехал в ЙошкарОлу, работал инженеромконструктором на ЗПП, затем перешел на ММЗ, был главным инженером завода «Интеграл».[46]

Илья Самуилович Блюм, уроженец Витебской области, после окончания Белорусского политехнического института в 1941г. был направлен в ЙошкарОлу на ЗПП: с 1963г. работал инженером, а в 19661976гг. ‬директором предприятия.[47] На заводе полупроводниковых приборов в 1983г. всего ИТР было 1280 чел., из них членов и кандидатов КПСС 3338 чел., членов ВЛКСМ ‬257 чел., остальные ‬беспартийные; женщин ‬791 чел.[48]Контингент с высшим образованием составлял 761 чел. (59,45%), из них женщин ‬476 чел., со средним специальным образованием ‬509 чел. (39,77%), из них женщин ‬313 чел., практиков ‬10 (0,78%), из них женщин ‬2 чел. [49] Бесспорно, эти цифры превышали показатели предыдущих лет. Итак, на протяжении изучаемого периода увеличивалось количество учебных заведений и контингент студентов данных учебных заведений. Такая тенденция была характерна для высших и средних специальных заведений. А значит, изменялся количественный и качественный состав кадров технической интеллигенции в регионе.

Ссылки на источники1.Андреев В.П. Страницы истории развития промышленности Марийской АССР (19451980).ЙошкарОла,1999.С.23.2.Там же.3.Там же.С.24.4.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 18981986. В 15 т. ‬Т.11. 19661970.М.: Политиздат,1986.С.102103.5.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 18981986. В 15 т. ‬Т.12. 19711975.М.: Политиздат,1986.С.233.6.Там же.С.376.7.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф9606. Оп.1. Д.238. Л.68.8.Государственный Архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). Ф. П1. Оп.39. Д.20. Л.152.9.Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф1562. Оп.37. Д.2916. Л.1.10.Там же.11.

РГАЭ. Ф1562. Оп.44. Д.2909.Л. 23.12.ГА РМЭ. Ф758. Оп.3. Д.252. Л.18.13.

Марийская правда. 1982. 22 октября.14.

Там же. 15.

Марийская правда. ‬1985.1 августа.16.

Главные ценности наши: сб. статей.ЙошкарОла, 1987.С.137.17.

Инженер.1987.16 февраля.18.

Туманова Н.Е. Формирование и развитие технической интеллигенции Марийской АССР в 19201980е годы.ЙошкарОла: ООО «СТРИНГ», 2012.С.163.19.Там же.20.

Инженер.1973.28 апреля.21.Инженер.1976.1 мая.22.

ГА РМЭ, Ф. П1. Оп.72. Д.121. Л.17.23.

Кто есть кто в Марий Эл. Биографический справочник / Сост. В.А. Мочаев.ЙошкарОла: Мар. биограф. центр нац. корпорации «Ресурсы Марий Эл», 2002.С.363. 24.

Там же.С.376.25.Там же.С. 417.26.Там же. ‬С. 552.27.Там же.С. 163.28.Там же.С.368,478.29.Там же.С.138.30.

Народное хозяйство Марийской АССР в цифрах: юбилейн.стат сб.ЙошкарОла, 1980.С.59.31.

Марийская биографическая энциклопедия. 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа. / Авторсост. В.А. Мочаев.ЙошкарОла: Мар. биограф. центр, 2007.С.39.32.

Там же.С.85.33.

Там же.С.93.34.

Там же.С 109, 134, 220.35.

ГА РМЭ. Ф. Р830. Оп.2. Д.380. Л.12.36.

Там же.37.

Захарова М.С. Социальная структура общества Марийской АССР в 19561970: автореф. дис. … канд. ист. наук.Чебоксары, 2005.С.2425.38.

Там же.С. 25.39.

Там же.40.

ГА РМЭ. Ф. Р830. Оп.4. Д. 368. Л.15.41.

Там же. ‬Л.38.42.

ГА РМЭ. Ф. Р1000. Оп.1. Д.279. Л.6.43.

ГА РМЭ. Ф. Р1000. Оп.2. Д.291. Л.2.44.

Там же.45.

Разинов Н.Г. // Марийская правда.1999.31 декабря.46.

Кто есть кто в Марий Эл. Указ. соч. .. С.205.47.Там же.С.50.48.

ГА РМЭ. Ф. Р830. Оп.4. Д. 368. Л.25.49.Там же.

Tumanova Nadezhda,Candidate of Historical Sciences,associate professor at the chair of philosophy and social sciences InterRegional Open Social Institute, YoshkarOla City, Mari El Republic.Tymanova7@rambler.ruQuantitative and highquality changes in the structure of the technical intelligentsia of Mari ASSR in 19601980s.Abstract. Article focuses on the changes in the structure of the technical intelligentsia in 19601980s.Keywords:the intelligentsia, the technicalengineering staff, the technicaleducation.