Историческая антропонимика нарымских селькупов: особенности словообразования именника

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малиновская С. М. Историческая антропонимика нарымских селькупов: особенности словообразования именника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1381–1385. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54540.htm.
Аннотация. В статье рассматривается историческая антропонимика нарымских (южных) селькупов, способы образования имени, заимствования у соседних народов, этноантропонимы, дается этимологический анализ имен.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малиновская Светлана Михайловна,кандидат исторических наук, доцент, заведующаялабораторией развития региональных образовательных систем, ФГНУ «Институтразвития образовательных систем» РАО г. Томскmalina1949@mail.ru

Историческая антропонимика нарымских селькупов: особенности словообразования именника

Аннотация. В статье рассматривается историческая антропонимика нарымских (южных) селькупов, способы образования имени, заимствования у соседних народов, этноантропонимы, дается этимологический анализ имен.Ключевые слова:селькупы, антропонимы, этнонимы, заимствования, словообразование, словообразовательные элементы.

Историческая антропонимика селькупов является достаточно интересным материалом для этнической истории и ономастики. Селькупы (в дореволюционных источниках и литературе «остяки», «остякосамоеды») –одна из народностей Крайнего Севера России. Несмотря на относительную малочисленность –3649 чел., по данным Всероссийской переписки населения 2010 г.,

селькупы не составляют единой этническойобщности. Они подразделяются на две группы: северную и южную(нарымскую). Северные селькупы 2468 чел.заселяют Тюменский Север(ЯмалоНенецкий автономный округ, главным образом Красноселькупский, а также Тазовский и Пуровский районы) и Туруханский район Красноярского края, южные селькупы 1181 чел. –север и восток Томской области (преимущественно Каргасокский, Верхнекетский, Парабельский районы) [1].

Северные и южные селькупы различаются между собою по самоназваниям. Слово «селькуп» восходит к самоназванию северной группы (solgyp –«таежный человек»). Южные селькупы до недавнего времени так себя не называли. В XIXв. было установлено, чтоу южных селькупов четыре самоназвания: tachumelgop по р. Обь ниже Нарыма, sussegom по р. Кеть, schoschkom по р. Обь вышеНарыма, tjujegom по р. Чулым, более поздниеисследованиясущественно расширилисписок селькупских самоназваний: чумулкуп, чумылкуп –Тым, Средняя Обь в районе Нарыма, низовья Васюгана, бассейн Парабели и ее притоков; шо:шкуп, шо:шкуй кум, шошкуп, шошкум, шошу уп –левый берег Оби ниже Колпашева; сусо ъ кум, сусо ъ кум –Обь выше Колпашева, Нижняя Кеть; сусу кум –Средняя Кеть; сусу кум –Верхняя Кеть, туйкум –местожительство не установлено].Поскольку с течением времени южные селькупы утратили традиционный именник, поэтому основным источником длянастоящего исследованияпослужили архивные данные, дополненные полевыми экспедиционными материалами и сведениями,почерпнутыми из историкоэтнографической литературы. Кроме того, использованы материалы ономастической картотеки кафедрылаборатории языков народов Сибирского Севера имени профессора А.П. Дульзона при Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ). Сюда вошли также данные, относящиеся к теме исследования, извлеченныеиз документов, цитируемых в книгах отечественных историков.Многие специалисты в области ономастики Сибири, Дальнего Востока и Севера,Средней и Центральной Азии сталкиваются в своих исследованиях с этнонимом «бай». Существует множество версий о происхождении этнонима «бай». Его причисляют к тюркским, монгольским, самоедским, тунгусоманчжурскими кетским языкам, так каккеты генетическисвязаны с древним населением Китая и Центральной Азии, которое в доисторические времена преобладало на Великой Китайской равнине и было вытеснено китайцами на Север.В селькупском языке присутствует корень «бай», который фиксируется в этнонимах –бай гула(позднейшая фамилия Байгулов и Байгульская –название нескольких волостей), топонимах –Байха, Пайдугин, страна Баид, по Д.Н. Анучину [2]вдревнихтопонимахи антропонимах –Байбахта, Байбатко, Баиба, Тотыбай, Мегырбай, Актабай, Ичибай, Чанабай, Избай. В качестве этнонима, от которого и произошли впоследствии приведенные селькупские имена, этнонимБай встречается у широкого круга народов: самодийцев (энцев и камасинцев), эвенков и тунгусоязычных этносов Приамурья (ульчей, удэгейцев, ороков, орочей), енисейцев, тюрков, жителей Гималайских предгорий [3]. Не случайно Г.М. Василевич отнесла Бай к числу древнейших этнонимов Азии [4].У селькупов этнонимы как личные имена зафиксированы в исторических документах XVII в. Как мы убедились, в роли антропонимов выступают только те названия селькупских подразделений, которые имеют отношение к этногенезу этого народа –Памгула, Тьюгула (Чугла) –«земляные люди». Однако само название «селькуп» не употребляется в качестве личного имени. В архивных документах зафиксированы в качестве антропонимов и этнонимы других народов: ханты – Югра, Кандук;манси–Вогул; из алтайского–Алтай, Колмак, Нагай, Алатай > алат, алаш, Телеш > теле; Корел (древнейший этноним); Бохта/Пахта > Тайбохта, Илбохта, Полбахта, Пашбахта; Бай >Толбай; (тюрк.) –Тюметка; бурнаш > (морд.) Бурнак;Манда > эвенкийский род мандо; Казак> кайсахи самоназвание скифов; Цынгейка, юрты Цынгальские, Самарка > этнонимы народа, переселившегося с Днепраи Дона. Считаем необходимым отметить особенность обращения древнихселькупов, которыетоварища кока (князца) именовали лакка (лякка). Но в XIX в. этот термин обычно применялся, когда хотели подчеркнуть уважительное отношение к человеку (лака букв. «воин, стрелок, настоящий мужчина»). Потомки древних лякков продолжали пользоваться этим термином как приставкой к собственному имени, и русские старожилы и кеты называли селькупов лак, используя этот термин в качестве этнонима. Сходное слово в этом же значении встречается в языках эвенков, кетов, юкагиров, нанайцев, что следует рассматривать как свидетельство глубокой древности этого термина, восходящего к доуральской языковой общности [5].В генетическом отношенииселькупскийименник связан с этническими взаимодействиями с соседними народами: кетами, хантами, эвенками, тюрками.К кетской основе восходит целый куст селькупских имен: Агеба, Ананчи, Вангий, Етсе, Игилча, Илгирбей, Иттанак, Казангай, Калык, Кангур, Качепся, Кебелча, Киза, Килас, Кинча, Кой, Кончез, Кончи, Коргет, Котодай, Кынбал, Кукча, Латак, Молгет, Ниргят, Саноча, Сасарякуп, Селча, Семгет, Сигалча, Солда, Талгат, Тодя, Тойдонян, Топка, Тынбычей, Унда, Чалгай, Чагря и др.Из обскоугорских языков разъясняются имена: Елгоза, Сенга, Нюча, Нидега, Пыга, Селма, Унучко, Чюхля, Югра, Юта, Ипанча(хантыйские); Кырыскум, Сакей, Текей (мансийские) [6]. Такие имена, как Нюча, Пидега, Чюхла, Юта, Лонга, Тытто, Сенга мы этимологизировали на материале селькупского языка, что дает основание отнести эти имена к селькупским. Эвенкийское влияние, кроме антропонимикона, проявляется в аффиксальных образованиях личных имен. Селькупские собственные имена с суффиксом –нга (га): Онега, Кочюга, Инога, Тетога, Питюга и другиенаходят аналогии у эвенков: Собага, Седюга, Бокшонга[7].Установлено, что у селькупов имелись древние и длительные контакты с тюркоязычными этническими группами [8].Среди имен тюркского происхождения, в ясачных спискахвстречаются: Аита, Алатай, Атабай (Актабай, Алтабай), Басандай, Башмак, Елдаш, Ермак, Кармакша, Кунак, Мерин, Мурза, Танбек, Аман и др. Несомненнаценность материала, где часть таких имен заимствована селькупами непосредственно из тюркского антропонимикона (Алатай, Елдаш, Мурза, Есендук), другие были образованыот тюркских нарицательных слов, проникших в селькупский язык(Башмак, Кармашка, Кунак, Мерин).

Наличие в селькупском антропонимиконе кетских, обскоугорскихи тюркских имен связано с тем, что эти этнические группы с давних пор проживали по соседству с селькупами и, следовательно, были тесно связаныс ними в хозяйственнокультурном отношении.Древние контакты с русскими привели к тому, что у селькупов еще до христианизации бытовали русские дохристианские имена, составившие позднее основу фамилии: Семейка, Ягода, Широкой, Барсук, Пятка, Момот, Первушка и др. После принятия христианства селькупы получили календарные имена, однако христианские имена привились далеко не сразу, в бытуселькупыдо середины ХХ в.продолжали пользоваться традиционными именами.Анализ селькупского именника свидетельствует о его многокомпонентности. С одной стороны, в нем вскрываются очень древние пласты, восходящие, возможно, к эпохе уральского или даже уралоалтайского языкового единства. С другой стороны, в селькупском именнике явно прослеживаются заимствования, объясняемые этническим влияниемсоседних народов.В целом, однако, селькупский материал не подтверждает положения лингвистовономастово том, что заимствованные слова составляют основную массу собственных имен, в то время как в общей лексике заимствования находятся на периферии в его первой части. Следует, с нашей точки зрения, отметить особенности словообразовании имен у селькупов. В словообразовательной системе любого языка основной единицей является производное слово. Всякое производное слово, в том числе, конечно, и личное имя, имеет свою словообразовательную структуру. «Личное имя, –писал В.А. Никонов, –слово и, как все слова, подчиняются законам языка, независимо от того, сознают ли это или не сознают» [9].Для селькупского антропонимикона характерно абсолютное совпадение значительной части собственных личных имен с образующими их нарицательными словами. Приведем соответствующие примеры по нарымским и кетским селькупам [10].

Имена селькупов Нарымского острога:Чакка< чакка «колышек»; Кыга < кыга «яйцо»; Сюмба < сюмба «обух»; Ранепса < ранепса «бренчалка»; Поча –«богатырь»; Нынсигда < нипсикита «лишенный материнской груди».Имена селькупов Кетского острога:Мунга < мунга «пескарь»; Етча < етча «коршун»; Лога < лога «лиса»; Чук < чук «червь»; Чора < чора «заросль, чаща»; Моля < моля «сук, палка»; Тега < тега «гусь, белый»; Матур –«богатырь».Часток личным именам, оканчивающимся на согласный звук (как мы полагаем, не без влияния русского языка, поскольку записи велись русскими писцами), наращивался гласный звук «а»(реже «я»). Например, у кетских селькупов: Ченга < ченг «лебедь»; Кута < кут «ель»; Чона < чон ~ чона «ледяная корка»;Мерга < мерг «дует, ветрено»; ср.нарымское: Санга < санг «глухарь»; Лозя < лоз/лос «чёрт».Между конечным гласным основы и русским наращением для удобства произношения вставлялся также ( j ):Пуя < пю «камень»; Кебея < кеба/кепа «маленький»; Ченгуя < ченг «лебедь».Довольно распространен был и суффиксальный способ образования личных имен. С этой цельючаще всего использовались суффиксы существительных с уменьшительным значением: –ла/ля, –га. Иногда показатель –ля добавлялся и к именам взрослых мужчин: в тех случаях, когда речь шла о близком говорящему человеке, например брате или,когда говорящий хотел подчеркнуть легкомыслие, детскость характера человека [11]: Тавуля < тава «крот, мышь»+ ля, букв.: «мышонок»; Кутага < кут «ель» + а + га, букв.: «елочка»; Сяга < ся «черный» + га, букв.: «черненький»; Тетога < тет/тета «четыре»+ га, букв.: «четвертачок»; Кочюга < кочи «много» + га, букв.: «многочисленный»;Сичела < сичи «сердце» + ла, букв.: «сердечко»; Мырга < мыр «ступня» + га.Достаточно часто при образовании собственных имен использовались суффиксы уменьшительного или даже уменьшительноуничижительного значения на –ка (–ко) и –га. Не исключено, что на этот способ словообразования оказал влияние русский именник XVI –XVII вв. Тымко < тым «река», темный + ко, букв.: «темненький». Топка < топи «нога» + ка, букв.: «ножка». Укумко (Окумко) < у ~ о «куропатка» + кум «человек» + ко, букв.: «куропаточка». Вочко < вочи «мясо» + ко, букв.: «мяско». Кибакоко < киба/кипа «маленький» + ко /кой «ухо» + ко, букв.: «маленькое ушко».Широкое употребление в процессе образования собственных имен имели суффиксы прилагательных: л, ся/пся, ей, а также –сей (в значении обладания чемлибо). Как указывает Л.А. Алиткина, суффиксы й, л от именных основ образуют относительные прилагательные со значением принадлежности, снабженности. Например: лай «язевый», ла «язь»; тарый «меховой», тар «шерсть»; твель «берестяной», тье «береста»; казал «колонковый» ка: съ «колонок». Суффиксы –ла/лол, ка –уменьшительного значения. Например: Сарала «крепенький» –сара «крепкий», ламдунка «низенький» ламдъ «низкий». Суффикс лакы характеризует неполную меру признака: сомалаки «несколько лучший» – сома «хороший». Суффикс чика указывает на ослабление выраженного признака: сягичикка «черноватый» сяг –«черный» [12, 13]. Казылдей < гаси «кора» + л + дей, букв.: «коряной»; Пыргелдай < пирги «высокий» + л + дай, букв.: «высоконький». Вочалко < воча «мясо» + л + ко, букв.: «мясной». Лауся < лау «язь» + ся, букв.: «язевый». Коропся < коркур «бык, самец» + пся, букв.: «жеребцов». Кондасей < конда «спать» + сей, букв.: «сонный». Чипсей < чипи «задний» + сей, букв.: «задний». Тюпся < тю «огонь» + пся, букв.: «с огнем». Нярся < н'ар «брусника» + ся, н'арм «болото», букв.: «болотный». Тося < то «болото» + ся, букв.: «болотный». Кепейко < кеп «туловище» + ей + ко, букв.: «туловищный». Магазя < мага «спина, хребет» + зя/ся, букв.: «захребетный». Качепся < кат «лоб» + пся, е –соед.гл., букв: «лобастый».Некоторые суффиксы, участвующие в образовании селькупских имен, отнесены Г.М.Василевич к тюркомонгольским дай, дей, имеющие уменьшительное значение, ча –эвенкийский [7]. Как правило, эти суффиксы добавлялись после суффикса прилагательных л, возможно употребление имени и без суффиксов дай, дей, ча. Ср.: Пыргел –Пыргелдай < пирги «высокий»; Казыл –Казылдей < кази «кора»; Сигал –Сигалча < сига «нитка»; Сана –Саноча < сан «сила».Синтаксический способ словообразования в селькупском языке представлен формантами: кота («мешок, подушка»), лако («кусок, штука»), сай («глаз»), ира («старик»), ол («голова»), кум (куп, кул/гул)(«человек»), кор, кур («самец, бык»).Чумбол < чумпи «длинный» + ол «голова, букв.: «длинноголовый»;Варгосай < варго (варко) «большой» + сай, букв.: «большеглазый»;Кегерсай <кегер «вертится» + сай, букв.: «косой»;Кибайра < киба «маленький» + ира «старик», букв.: «маленький»;Тутлако <тут «карась» + лако«кусок», букв.: «кусок карася»;Ирулка < ира «старик» + суфф.прил. л + ка, букв.: «старенький»;Чиримкур < чирим «толстый» + кур «самец» (кор), букв.: «толстяк»;Селякур < сел «свояк» + кур «самец» (кор), букв.: «свояк»;Немкота < ням«мягкий» + кота «подушка», букв.: «мягкая подушка».Остановимся более подробно на словообразовательной роли формантакор (созначением «самец», «жеребец», «бык»), которыйприсутствует не только в собственных именах, но и в нарицательных. Ср.: записи лексики из материалов В.Н. Татищева[14]: коркуска «петух», корканак «кобель», корсоска «боров», коркой «баран» и антропонимы кетских и нарымских селькупов: Коропся, Корсанко, Кормеско, Корга. Кор можно добавить к любому существительному, обозначающему животных, насекомых и рыб (по полевым материалам А.Н. Дульзона), чтобы обозначить представителя мужского пола. По мнению Пелих, слово «кор» содержит понятие родства по мужской линии «корог –дедова порода, семья». Важно отметить, что в представлении селькупов «кор ~ хор ~ хур» не абстрактное понятие «мужского начала», а одна из человеческих душ. Это представление широко распространено у самодийцев. Мужчины имели душу «кор», потеряв ее, они превращлисьв неполноценных существ (женщин). Их также зовут «момбель» –«дураки» [15].Указанный формант присутствует как в именах собственных, так и в нарицательных; его самостоятельное лексическое значение затемнено, так как он приближается к полусуффиксам.Имена с элементами кор встречаются тольков самых ранних ясачных книгах, при этомобращает на себя внимание алтайское кашкор «дикий баран», кортух «боязливый». Формант кум (куп, кул/гул) «человек» нередко выступает как маркер антропонимов.В кетском диалекте: Айкум < ай «опять», «еще», «тоже» + кум, букв.: «еще человек»; Леркум < лэр «испуг» + кум, букв.: «человекиспуг»; Каланкул < калан «дань» + кул, возможно, гул/кул из тюрк. «раб», букв.: «данник»; Кангул < канн «трубка» + гул; Калекул < кали «последний» + кул, букв.: «последний»; Сентекумко < сенте «новый» + кум + ко, букв.: «новичок»; Чюгла < тью гула –этноним «тючу» «земля» + гула «люди»; Нюргум < нюр «заливной луг»+ кум, букв.: «человек с луга»; Мишкакумка < мишка + кум + ка.В Нарымском диалекте:Леркум < лер «песня» + кум, букв.: «певун»; Сеткул < сет «два» + кул, букв.: «близнец»; Сарискуп < сари «сила» + суфф. с/ся + куп, букв.: «с силой»; Окуркуп <окыр «один» + куп, букв.: «первый», ср.рус.: «первушка»; Укушко < у «куропатка» + кум + ко, букв.: «куропаточка».В сложных существительных формант кум частично утратил свое основное лексическое значение, приблизился к полусуффиксам и в итоге приобрел функции обобщающего выражения действующего лица: 1) по действию, по поступку; 2) по роду деятельности, по профессии; 3) по преобладающему признаку, например: етыдей кум «посетитель», кы пок кум «богач»; су: рул'д'и кум «охотник» [16].Носителем основного значения в подобных существительных служит первое слово.Следует сказать несколькослов о женских именах. По всей видимости, они оформлялись иными суффиксами, чем мужские. Ср.: муж. Лога «лиса», жен. Логаля «лисичка»; муж. Кынкум кын «река» + кум «человек», жен. Кинопса кин / кын «река» + суфф. пса. Материалы И.Н. Гемуева [11] подтверждают, что женским именам селькупы не придавали особого значения. Относительно женщин учитывалось только, чья она, например: «чеглы нолы» лебяжьей головы девка. Ученыйприводит несколько женских имен: Альта, Анчика, Карья, Кедерна, Маддо, МоральИма, НырсальИма, Тэпок, Ыня; ср. мужские: Але, Ананчи, Кара, Кедера, Матур, Кирся, Иннык. Но фонд таких имен очень незначителен, поэтому от категоричных выводов по данному вопросу мы предпочитаем воздержаться.Необходимоподчеркнуть некоторые (первостепенные, с точки зрения автора) особенности словообразования основного селькупского антропонимикона, которые в целом сводятся к следующим положениям. Извышеприведенных примеров, все селькупские личные имена могут быть подразделены на односоставные и двусоставные. Односоставные состояли из корневого элемента или включали словообразовательные аффиксы. Имена этого типа имели большое распространение, могли входить и в состав сложного двусоставного личного имени. Двусоставные имена были исключительно разнообразны. Элементы двусоставных имен в основном занимают определенное положение в именникеи лишь в редких случаях меняются их позиции относительно друг друга.Наиболее продуктивными антропоформантами, как свидетельствуют архивные документы, являлись: ся, зя, с, лдей, га, ко, кум, кун, кул, ей, да/дай/дей. Словообразовательные элементы были материально общим и для различных этнических групп селькупов. Различия состояли в следующем: в кетском диалекте преобладал суффикс ей, в нарымском да/дай, дей, ча, в этом же диалекте преобладал усеченный суффикс ся, пся. Из фонетических различий следует отметить в кетском диалекте употребление кум/гум, в нарымском –куп (кул/гул), реже кум.В исторической антропонимике нарымских селькупов хорошо сохранилась лексика сегодня исчезающего языка. В настоящее время, когдаидет процесс ревитализации языка и культуры южных селькупов, традиционный именник может быть источником для дальнейших исследований. Вопервых, имя служит символом и доказательством уникальности личности, выделяя её из бесчисленного множества себе подобных, повышая самооценку и мотивацию к личностному саморазвитию. Вовторых, родовое имя –это семейная реликвия, средство неразрывной связи поколений, человека и его истоков. В связи с этим мотивация к ознакомлению с этническойантропонимической системой чрезвычайно высока у большинства социально активных личностей. Учителям было бы полезно использовать антропонимический материал в процессе развития этнического самосознания.

Ссылки на источники1.Всероссийская перепись населения 2010 г. –URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm2.Анучин Д.Н. К истории ознакомления сСибирью до Ермака // Древности (Труды / Московское археологическое общество, 14). –М., 1890.–С. 227 –313.3.Ситнянский Г. Ю. О происхождении этнонима бай // Имя и этнос. –М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1996. –С. 7485.4.Василевич Г.М. Древнейшие этнонимы Азии и названия эвенкийских родов // СЭ. –1946. №4. –С. 34 –49.5.Пелих Г. И. Селькупы XVIIвека (очерки социальноэкономической истории).–Новосибирск, 1981. –177 с.6.Соколова З.П. О происхождении обскоугорских имен и фамилий // Личные имена в прошлом,настоящем, будущем. –М., 1970. –С. 268–278.7.Василевич Г.М. Антропонимы и этнонимы у народов уральской и алтайской семей, расселенных в Сибири (опыт картографирования) // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. –Л., 1974. –С. 296 –302.8.Филиппова Т.М. О соответствии значений в некоторых селькупскотюркских словарных общностях // Языки и топонимия. –Томск, 1976. –С. 50–52.9.Никонов В.А. Задачи и методы антропонимии // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. –М., 1970. –С. 33 –56.10.Российский государственный архив древних актов(РГАДА). Ясачные книги по Нарымскому и Кетскому уездам XVIIв. (Ф. 214 –Сибирский приказ. Оп. 1. Кн. 19, 22). 11.Гемуев И.Н. К истории семьи и семейной обрядности селькупов //

Этнография Северной Азии. –Новосибирск, 1980.–С. 86 –138. 12.АлиткинаЛ.А. О некоторых суффиксальных словообразованиях прилагательных в селькупском языке // Языки и топонимия. –Томск, 1976. –Вып.1. –С. 102 –105.13.Беккер Э.Г. Южносамодийские гидронимы Томской области // Топонимика Востока. –М., 1969. –С. 182 –185.14.Архив СанктПетербургского отделения Института истории РАН. Словарные материалы В. Н. Татищева. Коллекция 226. Оп. 1. Д. 307.15.Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. –Новосибирск, 1980. –С. 5–70.16.Климова Л.Б. Существительные кум и по: в селькупском языке и их соответствия в немецком // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. –Томск, 1969. –С. 82 –83.

Svetlana MalinovskayaСandidateof historical sciences, professor, head of the laboratory development of regional educational systems Federal State Research Institution “Institute for the Development of Educational Systems” of Russian Academy of Education, TomskHistorical anthroponimics of Narym Selkups: peculiarities of their onomasticonwords formationAbstract.The article considers the Narym (Southern) Selkups historical anthroponimics, the ways of forming their names and borrowing names from neighboring peoples, ethnoanthroponyms. It presents the etymological analysis of the names. Key words: Selkups, anthroponyms, ethnonyms, borrowings, word formation, wordbuilding elements.