Концепция развития налогового потенциала
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Власова
Е.
В. Концепция развития налогового потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1436–1440. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54551.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблематике формирования и развития налогового потенциала, как основного индикатора экономического состояния. Предложена детерминированная факторная модель формирования налогового потенциала, на основе четырех сегментов, позволяющих определить концепцию развития налогового потенциала. Определены структурные диспропорции и резервы увеличения налогового потенциала. Представлены ключевые механизмы, способствующие экономическому развитию, на основе моделирования факторов экономического структурного роста.
Ключевые слова:
налоговая политика, концепция развития налогового потенциала, дефиниции налогового потенциала, налоговый механизм
Текст статьи
Власова Елена Валериевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиe.v.vlasova7@bk.ru
Концепцияразвития налогового потенциала
Аннотация:Статья посвящена проблематике формирования и развития налогового потенциала, как основного индикатора экономического состояния. Предложена детерминированная факторная модель формированияналогового потенциала, на основе четырех сегментов, позволяющихопределить концепцию развития налогового потенциала. Определены структурные диспропорции и резервы увеличения налогового потенциала.Представлены ключевые механизмы, способствующие экономическому развитию, на основе моделирования факторов экономического структурного роста.Ключевые слова:концепция развития налоговогопотенциала, дефиниции налогового потенциала, налоговый механизм, налоговая политика.
Современный финансовый кризис обостряет высокие требования к эффективности системы государственного управления, которая в свою очередь должна определятьсяпрозрачными и точными механизмами формирования государственного бюджета.От состояния налогового потенциала и эффективности его использования государством зависит экономическое и финансовое благополучие не только регионов, но и государства и общества в целом. Налоговый потенциал, как экономическая категория позволяет определитьматериальную основу налоговых поступлений, которые, в свою очередь, являются основой доходной части бюджета государства. Существующая определенная необходимость в мониторинге и системном анализе структуры экономического развития, определяет цели разработки и реализации концепции налогового потенциала. Прогнозироватьпоказатели ростаналоговых поступлений стало возможно, в связи с изменениями,произошедшимиза последние годы в налоговой политике.При этом используются определенныенаучныеметоды расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке налогового потенциала. Разработка концепций стратегическогомониторинга, совершенствование методов оценки и анализа налоговых поступлений имеет особое значение. Поскольку,не полное исполнение плановых показателей по поступлению налоговых доходов вызывает в последующем объективные трудности в их мобилизации, что,в свою очередь может привести к недопоступлению доходов в бюджетную систему, а, следовательно, оказывает негативное влияние на исполнение расходной части бюджета.Одним из основных механизмов, позволяющих поднять на качественно новый уровень анализ и прогнозирование налоговых поступлений, является налоговый потенциал. Налоговый потенциал формируется в результате специфических отношений экономических субъектов в процессе их финансовой и производственной деятельности, позволяющей удовлетворить потребности, связанные с поиском источников формирования государственных финансовых ресурсов, располагающий практически неограниченными возможностями для вариации величины и перераспределения финансов, обеспечивающий ликвидность экономики и улучшение конечных результатов.Так же, налоговый потенциал, как финансовая категория, позволяет оценить эффективность государственного управления, при этом результат необходимо измерять в трех возможных оценочных категориях: натуральной, денежной и временной.
Современная налоговая система позволяет проанализировать, оценить и определить перспективу экономического развития регионови страны в целом.Одним из ключевых механизмов,способствующих экономическому развитию,является моделирование факторов экономического структурного роста.
Основой для оценки современной экономической ситуации является налоговый потенциал, выступая в роли индикатораэкономического развития.Налоговый потенциал,занимаетведущую роль в комплексной оценке, как доминирующий индикаторразвития экономики как краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. На основе анализа теоретических подходов коценке сущности налогового потенциала, выявлено, что налоговый потенциал как финансовый индикатор состояния экономики позволяет определить конечный источник налогообложения и долю налогового изъятия, оказывающую влияние на структурное формирование экономического потенциала страны [1].
Налоговый потенциал, далее НП,имеет тесную взаимосвязь с налоговым механизмом.Ключевые положенияпонимания сущности налогового потенциала основаны на следующем.При формировании НПдолжны учитываться:
все структурные диспропорции и резервы увеличения налогового потенциала;
причинноследственныевзаимосвязи и взаимообусловленности: налоговый механизм → налоговыйресурсы → налоговый потенциал(рис. 1). Исходя из этого комплексный подход к определению НП, должен учитывать и раскрывать как процессы формирования, так и процессы использования возможностей региона;
не только фактически поступившие налоговые доходы, но налоговую задолженность.
Рис.1. Концепции взаимодействия элементов налоговой системы
С учетом изложенных позиций и секторального подхода к налоговым отношениям,предлагается следующее определение: налоговый потенциал определяет как расчетная величина, позволяющая качественно охарактеризовать состояние экономики страны или отдельного региона. Данная величина может быть подвержена изменениям вследствие применения налоговой доктрины в условиях фактических экономических отношениях, при анализе источников и объектов налогообложения, существующих в рамках экономического комплекса.[1]Выделим два основных подхода к оценкеналогового потенциала:
в основе первого похода находитсяаддитивная модель, позволяющая учитывать суммы налоговых поступлений, исходя из расчетов налогооблагаемой базыс применением налоговой ставки;
во второмподходепредполагаетсяиспользоватьдетерминированную факторную модель на основепоказателей для оценки возможностей по мобилизации налоговых доходов в бюджет.Объективная необходимость совершенствования налогового потенциала в связи с развитием различных финансовых отношений между экономическими субъектами и сферой государственного управления, позволяет выделить четыре группы объектов, способствующих формированию налогового потенциала(рис. 2).
Рис. 2. Факторная модель формирования налогового потенциала
В представленной факторной модели выделено четыре сегмента, позволяющих определить основополагающие аспекты ее формирования:
имущественный комплекс основан на девелопменте;
финансовый комплекс позволяет анализировать весь финансовый сектор;
добывающий комплекс формируется на базе добывающей отрасли, и является преобладающим на данном этапе развития в разрезе данной концепции налогового потенциала;
прочие виды деятельности,именно этому сектору экономики уделяется внимание в разрезе налоговой доктрины, и в ближайшей перспективе развития этот сектор должен выровнять свои позиции.
Исходя из предложенного понимания дефиниций налогового потенциала,в разрезе анализа взаимодействия элементов разработанной факторноймоделиструктура налогового потенциала является не только показателем эффективности развития экономики, но, ипозволяет объективно предопределять результаты деятельности государственного управления в рамках осуществляемых программ социальноэкономического развития, то есть способствовать эффективности систем государственного управления. Концептуальная взаимосвязь налогового механизмана основеструктурного роста национальной экономики, основанана факторном подходе, ядро которого реализовано в виде шести взаимосвязанных компонентов.
Рис. 3. Концептуальная взаимосвязь компонентов экономического развития
Концептуальная взаимосвязь, позволяющая определить перспективы развития налогового потенциала,состоит из следующих компонентов: экономические активы и материальнофинансовые потоки–Налоговый ресурс–«НР»; механизм налогообложения–«МН»; налоговые обязательства –«НО»; налоговая платежеспособность и налоговаядисциплина –«НД»; налоговые преференции и налоговые усилия региональныхвластей –«НУ», налоговый потенциал–«НП».Предлагаемая взаимосвязь являетсяосновойметодики анализа динамики налоговых поступлений, которая позволяет дать количественную оценку факторамформирования и использования НП.Исходной составляющей детерминированного факторного анализ адаптационной модели формирования НП явилось формальное описание процесса образования налоговых доходов территориальных единиц:
НП݆=НБ݆×СТ݆×Д݆×݆,
(1)
где НПiналоговые поступления по iму налогу; ПБi
налоговая база; СТi
ставка налога; Дi
доля налога, зачисляемая в соответствующий бюджет; Кj
обобщенное влияние других факторов.
При расчете показателя НПj используем формулу 2НПР݆=∑݅(НП݅), (2)где НПР݆
суммарный налоговый потенциал, НП݅ фактические налоговые поступления по видам налогов, jвиды налога, i–временной период. Результатом применения предлагаемой методики является определение суммарной меры влияния выделяемых факторов на изменение налоговых поступлений.Она может быть расширена за счет факторов платежной дисциплины и применена для любого перечня налоговых поступлений при условии наличия необходимой информационной базы.В настоящее время в науке и практике сложилось три видаанализа НП: аддитивный, регрессионный, и структурный. При этом структурный анализ позволяет оценить НП только в разрезе налогов.Анализ концептуальной взаимосвязипоказал, что существующие методы не позволяют получать полноценные и достоверные количественные оценки НПна всех уровнях бюджетной системы РФ, поскольку содержат в себе ряд ограничений, невыполнимых на практике. Одним из них является использование средних величин, как основы для сравнения налоговых возможностей. Однако, как было выявлено в ходе исследования, «средняя» в реальных условиях не является репрезентативной величиной, отражающей закономерности процессов формирования и использования НП. Поэтому реализация перечисленных методов определения НП ведет к искажению получаемых результатов и оценок. Это обуславливает необходимость разработки нового подхода к определению показателей налогового потенциала [2].Автором сформулированы и реализованы в авторских методиках следующие принципы оценки НП:1) для снижения размерности исходной информации и упрощения формальных процедур оценки НП с сохранением достаточной степени точности получаемых результатов целесообразно использовать детерминированный факторный анализ;2) в процессе получения оценок НП предпочтительным является использование агрегированных данных, публикуемых на регулярной основе органами официальной статистики;3) результаты количественного определения НП на соответствующем иерархическом территориальном уровне должны быть полностью сопоставимы между различными секторами экономики;4) изучение степени влияния факторов НП на процессы его формирования и использования целесообразно дополнить методами корреляционнорегрессионного анализа;5) центральным элементом алгоритма оценки НП является получение показателя, отражающего относительную меру налоговых возможностей, что в большей степени соответствует теоретической сущности НП.Применение методики, позволило установить следующие закономерности формирования и использования НП в 20102013гг.на уровне Самарского региона:1) ключевыми факторами динамики поступлений налога на прибыль (НнП) стали факторы использования НП,среди которых особое значение сыграло перераспределение налогов в пользу региональных и местных бюджетов, а так же реорганизация механизма уплаты налога. Особенностью данного налога явилась высокая чувствительность поступлений к деятельности крупных налогоплательщиков, многие из которых представляют собой вертикальноинтегрированные корпорации;2) налог на доходы физических лиц (НДФЛ) стал главным источником роста налоговых доходов территориальных бюджетов. В отличие от налога на прибыль прирост поступлений НДФЛ был в основном обусловлен ростом налоговой базы.
При этом более высокие темпы роста налоговой базы отмечались у территорий с более низким ее начальным уровнем, что привело к относительному сокращению неравномерности территориального распределения налога. Для муниципалитетов Самарской области особым фактором динамики НДФЛ стало выделение дополнительных нормативов зачисления, закрепленных индивидуальными соглашениями между местными и областными властями;3) причиной невысокой динамики поступлений налога на имущество организаций (НИОР) стало его реформирование, произошедшее в 20102013гг., когда за счет этого фактора поступления сократились на 6%. Позитивные тенденции роста налоговой базы, отмечаемые у многих территорий, в значительной степени были нивелированы факторами использования НП, среди которых не последнюю роль сыграли изменения налоговых усилий территориальных властей. На субрегиональном уровне в Самарской области также серьезную роль сыграла практика установления частных нормативов зачисленияэтого налога в муниципальные бюджеты;4) изменениеналога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) внесло существенные изменения в структуру территориальных бюджетов, в особенности нефтедобывающих регионов и муниципалитетов. Динамика налога в основном формировалась под влиянием двух разнонаправленных факторов: прирост поступлений складывался преимущественно за счет роста мировых цен на нефть, а относительное сокращение было обусловлено наметившейся централизацией НДПИ в федеральный бюджет и соответственным сокращением доли территориальных бюджетов в распределении данного налога;5) интегральная оценка влияния факторов формирования и использования НП на динамику налоговых доходов территориальных бюджетов показала, что основной составляющей роста поступлений стало увеличение налоговой базы, а главной причиной относительного сокращения налогов послужила бюджетноналоговая реформа.На субфедеральном уровне действие факторов первой группы было превалирующим, что обеспечило положительную динамику налогов в целом за период 20102013гг. На субрегиональном уровне в Самарском регионе позитивные тенденции увеличения возможностей муниципалитетов, связанных с ростом налоговой базы, были почти полностью погашены результатами реформирования ключевых налогов и изменениями пропорций их зачисления [3].В процессе изучения пространственныхособенностейорганизации НП,было выявлено, что распределение налоговых поступлений как на субфедеральном, так и на субрегиональном уровне является крайне неравномерным. В 10% наиболее обеспеченных регионов страны сосредоточено порядка 50% налоговых доходов, аналогичный показатель среди муниципалитетов Самарской области составил 75% (рис. 4.).Такой размах вариации во многом обусловлен тем, что территории в определенной мере несопоставимы между собой как по своим масштабам, так и по уровню экономической освоенности. Для проведения адекватных межтерриториальных сопоставлений в этих условиях потребовалось привести элементы анализируемых территориальных рядов к сопоставимому виду: рассчитать удельные показатели на одного занятого в экономике,скорректироватьна уровень относительной покупательной способности. Данные преобразования позволили более объективно судить о степени территориальной дифференциации налоговых поступлений и неоднородности налогового пространства. Последняя в 20102013гг. оставалась весьма высокой: коэффициент вариации составлял 0,75 –1 на субфедеральном и 0,5 –0,6 на субрегиональном уровне в Самарской области.
Рис. 4. Кривая концентрации налоговых доходов консолидированных бюджетов РФ и муниципальных бюджетов Самарской области в 2013г.
Для установления пространственной упорядоченности в процессах формирования и использования на основе авторской методики была осуществлена комплексная типология территорий, состоящая из 3 самостоятельных классификаций: (1) по величине налоговых доходовнаодного занятого, (2) по уровню обеспеченности налоговыми ресурсами, (3) по степени использования налоговых возможностей.Первые две классификации построены по единым принципам, с применением общих формальных инструментов статистики. Критерием разбиениятерриториальных совокупностей на классы выступал коэффициент вариации с пороговым значением равным 0,25.Концептуальная взаимосвязь компонентов экономического развития разработанная на основе факторного анализа представлена в качестве заведомо лучшей, с точки зрения теоретической стратегии ее формирования и использования. Поскольку в России, за последние годы отраслевая дифференциация налоговой нагрузки возросла, а российская экономика все более расслаивается на «налоговых иждивенцев» и «доноров». То в силу этих факторов, основным из направлений государственной налоговой политики является ликвидация накопленных противоречий в этой сфере.[3]Каждый регион имеет свою структуру развития экономики, и факторная модель формирования налогового потенциалана основе детерминированного анализа может быть рассмотрена в виде практической концепции развития и включать особенности экономической инфраструктуры.
Ссылки на источники:1.Лятина Е.В. Формирование и оценка налогового потенциала в России // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социальноэкономический университет. Тольятти, 20082.Лятина Е.В. Налоговый потенциал как экономическая основа функционирования налоговой системы // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 1. С. 161164.3.Власова Е.В. Моделирование структурных пропорций налогового потенциала на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 3235.
Vlasova Elena Valerievna,candidateof economic Sciences, associate Professor the chair of Finance and credit FSEI HPE «Togliatti state University», TogliattiThe concept of development of the tax potentialAbstract: the Article is devoted to problems of formation and development of tax potential, as the main indicator of economic status. Proposed deterministic factor model of formation of tax capacity is based on four segments, allowing to define the concept of development of the tax potential. Structural disproportions and provisions increase in tax capacity. Presents key mechanisms that promote economic development, simulationbased factors of economic structural growth.Key words: concept development tax potential, definition of tax potential and tax mechanism, tax policy.
Концепцияразвития налогового потенциала
Аннотация:Статья посвящена проблематике формирования и развития налогового потенциала, как основного индикатора экономического состояния. Предложена детерминированная факторная модель формированияналогового потенциала, на основе четырех сегментов, позволяющихопределить концепцию развития налогового потенциала. Определены структурные диспропорции и резервы увеличения налогового потенциала.Представлены ключевые механизмы, способствующие экономическому развитию, на основе моделирования факторов экономического структурного роста.Ключевые слова:концепция развития налоговогопотенциала, дефиниции налогового потенциала, налоговый механизм, налоговая политика.
Современный финансовый кризис обостряет высокие требования к эффективности системы государственного управления, которая в свою очередь должна определятьсяпрозрачными и точными механизмами формирования государственного бюджета.От состояния налогового потенциала и эффективности его использования государством зависит экономическое и финансовое благополучие не только регионов, но и государства и общества в целом. Налоговый потенциал, как экономическая категория позволяет определитьматериальную основу налоговых поступлений, которые, в свою очередь, являются основой доходной части бюджета государства. Существующая определенная необходимость в мониторинге и системном анализе структуры экономического развития, определяет цели разработки и реализации концепции налогового потенциала. Прогнозироватьпоказатели ростаналоговых поступлений стало возможно, в связи с изменениями,произошедшимиза последние годы в налоговой политике.При этом используются определенныенаучныеметоды расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке налогового потенциала. Разработка концепций стратегическогомониторинга, совершенствование методов оценки и анализа налоговых поступлений имеет особое значение. Поскольку,не полное исполнение плановых показателей по поступлению налоговых доходов вызывает в последующем объективные трудности в их мобилизации, что,в свою очередь может привести к недопоступлению доходов в бюджетную систему, а, следовательно, оказывает негативное влияние на исполнение расходной части бюджета.Одним из основных механизмов, позволяющих поднять на качественно новый уровень анализ и прогнозирование налоговых поступлений, является налоговый потенциал. Налоговый потенциал формируется в результате специфических отношений экономических субъектов в процессе их финансовой и производственной деятельности, позволяющей удовлетворить потребности, связанные с поиском источников формирования государственных финансовых ресурсов, располагающий практически неограниченными возможностями для вариации величины и перераспределения финансов, обеспечивающий ликвидность экономики и улучшение конечных результатов.Так же, налоговый потенциал, как финансовая категория, позволяет оценить эффективность государственного управления, при этом результат необходимо измерять в трех возможных оценочных категориях: натуральной, денежной и временной.
Современная налоговая система позволяет проанализировать, оценить и определить перспективу экономического развития регионови страны в целом.Одним из ключевых механизмов,способствующих экономическому развитию,является моделирование факторов экономического структурного роста.
Основой для оценки современной экономической ситуации является налоговый потенциал, выступая в роли индикатораэкономического развития.Налоговый потенциал,занимаетведущую роль в комплексной оценке, как доминирующий индикаторразвития экономики как краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. На основе анализа теоретических подходов коценке сущности налогового потенциала, выявлено, что налоговый потенциал как финансовый индикатор состояния экономики позволяет определить конечный источник налогообложения и долю налогового изъятия, оказывающую влияние на структурное формирование экономического потенциала страны [1].
Налоговый потенциал, далее НП,имеет тесную взаимосвязь с налоговым механизмом.Ключевые положенияпонимания сущности налогового потенциала основаны на следующем.При формировании НПдолжны учитываться:
все структурные диспропорции и резервы увеличения налогового потенциала;
причинноследственныевзаимосвязи и взаимообусловленности: налоговый механизм → налоговыйресурсы → налоговый потенциал(рис. 1). Исходя из этого комплексный подход к определению НП, должен учитывать и раскрывать как процессы формирования, так и процессы использования возможностей региона;
не только фактически поступившие налоговые доходы, но налоговую задолженность.
Рис.1. Концепции взаимодействия элементов налоговой системы
С учетом изложенных позиций и секторального подхода к налоговым отношениям,предлагается следующее определение: налоговый потенциал определяет как расчетная величина, позволяющая качественно охарактеризовать состояние экономики страны или отдельного региона. Данная величина может быть подвержена изменениям вследствие применения налоговой доктрины в условиях фактических экономических отношениях, при анализе источников и объектов налогообложения, существующих в рамках экономического комплекса.[1]Выделим два основных подхода к оценкеналогового потенциала:
в основе первого похода находитсяаддитивная модель, позволяющая учитывать суммы налоговых поступлений, исходя из расчетов налогооблагаемой базыс применением налоговой ставки;
во второмподходепредполагаетсяиспользоватьдетерминированную факторную модель на основепоказателей для оценки возможностей по мобилизации налоговых доходов в бюджет.Объективная необходимость совершенствования налогового потенциала в связи с развитием различных финансовых отношений между экономическими субъектами и сферой государственного управления, позволяет выделить четыре группы объектов, способствующих формированию налогового потенциала(рис. 2).
Рис. 2. Факторная модель формирования налогового потенциала
В представленной факторной модели выделено четыре сегмента, позволяющих определить основополагающие аспекты ее формирования:
имущественный комплекс основан на девелопменте;
финансовый комплекс позволяет анализировать весь финансовый сектор;
добывающий комплекс формируется на базе добывающей отрасли, и является преобладающим на данном этапе развития в разрезе данной концепции налогового потенциала;
прочие виды деятельности,именно этому сектору экономики уделяется внимание в разрезе налоговой доктрины, и в ближайшей перспективе развития этот сектор должен выровнять свои позиции.
Исходя из предложенного понимания дефиниций налогового потенциала,в разрезе анализа взаимодействия элементов разработанной факторноймоделиструктура налогового потенциала является не только показателем эффективности развития экономики, но, ипозволяет объективно предопределять результаты деятельности государственного управления в рамках осуществляемых программ социальноэкономического развития, то есть способствовать эффективности систем государственного управления. Концептуальная взаимосвязь налогового механизмана основеструктурного роста национальной экономики, основанана факторном подходе, ядро которого реализовано в виде шести взаимосвязанных компонентов.
Рис. 3. Концептуальная взаимосвязь компонентов экономического развития
Концептуальная взаимосвязь, позволяющая определить перспективы развития налогового потенциала,состоит из следующих компонентов: экономические активы и материальнофинансовые потоки–Налоговый ресурс–«НР»; механизм налогообложения–«МН»; налоговые обязательства –«НО»; налоговая платежеспособность и налоговаядисциплина –«НД»; налоговые преференции и налоговые усилия региональныхвластей –«НУ», налоговый потенциал–«НП».Предлагаемая взаимосвязь являетсяосновойметодики анализа динамики налоговых поступлений, которая позволяет дать количественную оценку факторамформирования и использования НП.Исходной составляющей детерминированного факторного анализ адаптационной модели формирования НП явилось формальное описание процесса образования налоговых доходов территориальных единиц:
НП݆=НБ݆×СТ݆×Д݆×݆,
(1)
где НПiналоговые поступления по iму налогу; ПБi
налоговая база; СТi
ставка налога; Дi
доля налога, зачисляемая в соответствующий бюджет; Кj
обобщенное влияние других факторов.
При расчете показателя НПj используем формулу 2НПР݆=∑݅(НП݅), (2)где НПР݆
суммарный налоговый потенциал, НП݅ фактические налоговые поступления по видам налогов, jвиды налога, i–временной период. Результатом применения предлагаемой методики является определение суммарной меры влияния выделяемых факторов на изменение налоговых поступлений.Она может быть расширена за счет факторов платежной дисциплины и применена для любого перечня налоговых поступлений при условии наличия необходимой информационной базы.В настоящее время в науке и практике сложилось три видаанализа НП: аддитивный, регрессионный, и структурный. При этом структурный анализ позволяет оценить НП только в разрезе налогов.Анализ концептуальной взаимосвязипоказал, что существующие методы не позволяют получать полноценные и достоверные количественные оценки НПна всех уровнях бюджетной системы РФ, поскольку содержат в себе ряд ограничений, невыполнимых на практике. Одним из них является использование средних величин, как основы для сравнения налоговых возможностей. Однако, как было выявлено в ходе исследования, «средняя» в реальных условиях не является репрезентативной величиной, отражающей закономерности процессов формирования и использования НП. Поэтому реализация перечисленных методов определения НП ведет к искажению получаемых результатов и оценок. Это обуславливает необходимость разработки нового подхода к определению показателей налогового потенциала [2].Автором сформулированы и реализованы в авторских методиках следующие принципы оценки НП:1) для снижения размерности исходной информации и упрощения формальных процедур оценки НП с сохранением достаточной степени точности получаемых результатов целесообразно использовать детерминированный факторный анализ;2) в процессе получения оценок НП предпочтительным является использование агрегированных данных, публикуемых на регулярной основе органами официальной статистики;3) результаты количественного определения НП на соответствующем иерархическом территориальном уровне должны быть полностью сопоставимы между различными секторами экономики;4) изучение степени влияния факторов НП на процессы его формирования и использования целесообразно дополнить методами корреляционнорегрессионного анализа;5) центральным элементом алгоритма оценки НП является получение показателя, отражающего относительную меру налоговых возможностей, что в большей степени соответствует теоретической сущности НП.Применение методики, позволило установить следующие закономерности формирования и использования НП в 20102013гг.на уровне Самарского региона:1) ключевыми факторами динамики поступлений налога на прибыль (НнП) стали факторы использования НП,среди которых особое значение сыграло перераспределение налогов в пользу региональных и местных бюджетов, а так же реорганизация механизма уплаты налога. Особенностью данного налога явилась высокая чувствительность поступлений к деятельности крупных налогоплательщиков, многие из которых представляют собой вертикальноинтегрированные корпорации;2) налог на доходы физических лиц (НДФЛ) стал главным источником роста налоговых доходов территориальных бюджетов. В отличие от налога на прибыль прирост поступлений НДФЛ был в основном обусловлен ростом налоговой базы.
При этом более высокие темпы роста налоговой базы отмечались у территорий с более низким ее начальным уровнем, что привело к относительному сокращению неравномерности территориального распределения налога. Для муниципалитетов Самарской области особым фактором динамики НДФЛ стало выделение дополнительных нормативов зачисления, закрепленных индивидуальными соглашениями между местными и областными властями;3) причиной невысокой динамики поступлений налога на имущество организаций (НИОР) стало его реформирование, произошедшее в 20102013гг., когда за счет этого фактора поступления сократились на 6%. Позитивные тенденции роста налоговой базы, отмечаемые у многих территорий, в значительной степени были нивелированы факторами использования НП, среди которых не последнюю роль сыграли изменения налоговых усилий территориальных властей. На субрегиональном уровне в Самарской области также серьезную роль сыграла практика установления частных нормативов зачисленияэтого налога в муниципальные бюджеты;4) изменениеналога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) внесло существенные изменения в структуру территориальных бюджетов, в особенности нефтедобывающих регионов и муниципалитетов. Динамика налога в основном формировалась под влиянием двух разнонаправленных факторов: прирост поступлений складывался преимущественно за счет роста мировых цен на нефть, а относительное сокращение было обусловлено наметившейся централизацией НДПИ в федеральный бюджет и соответственным сокращением доли территориальных бюджетов в распределении данного налога;5) интегральная оценка влияния факторов формирования и использования НП на динамику налоговых доходов территориальных бюджетов показала, что основной составляющей роста поступлений стало увеличение налоговой базы, а главной причиной относительного сокращения налогов послужила бюджетноналоговая реформа.На субфедеральном уровне действие факторов первой группы было превалирующим, что обеспечило положительную динамику налогов в целом за период 20102013гг. На субрегиональном уровне в Самарском регионе позитивные тенденции увеличения возможностей муниципалитетов, связанных с ростом налоговой базы, были почти полностью погашены результатами реформирования ключевых налогов и изменениями пропорций их зачисления [3].В процессе изучения пространственныхособенностейорганизации НП,было выявлено, что распределение налоговых поступлений как на субфедеральном, так и на субрегиональном уровне является крайне неравномерным. В 10% наиболее обеспеченных регионов страны сосредоточено порядка 50% налоговых доходов, аналогичный показатель среди муниципалитетов Самарской области составил 75% (рис. 4.).Такой размах вариации во многом обусловлен тем, что территории в определенной мере несопоставимы между собой как по своим масштабам, так и по уровню экономической освоенности. Для проведения адекватных межтерриториальных сопоставлений в этих условиях потребовалось привести элементы анализируемых территориальных рядов к сопоставимому виду: рассчитать удельные показатели на одного занятого в экономике,скорректироватьна уровень относительной покупательной способности. Данные преобразования позволили более объективно судить о степени территориальной дифференциации налоговых поступлений и неоднородности налогового пространства. Последняя в 20102013гг. оставалась весьма высокой: коэффициент вариации составлял 0,75 –1 на субфедеральном и 0,5 –0,6 на субрегиональном уровне в Самарской области.
Рис. 4. Кривая концентрации налоговых доходов консолидированных бюджетов РФ и муниципальных бюджетов Самарской области в 2013г.
Для установления пространственной упорядоченности в процессах формирования и использования на основе авторской методики была осуществлена комплексная типология территорий, состоящая из 3 самостоятельных классификаций: (1) по величине налоговых доходовнаодного занятого, (2) по уровню обеспеченности налоговыми ресурсами, (3) по степени использования налоговых возможностей.Первые две классификации построены по единым принципам, с применением общих формальных инструментов статистики. Критерием разбиениятерриториальных совокупностей на классы выступал коэффициент вариации с пороговым значением равным 0,25.Концептуальная взаимосвязь компонентов экономического развития разработанная на основе факторного анализа представлена в качестве заведомо лучшей, с точки зрения теоретической стратегии ее формирования и использования. Поскольку в России, за последние годы отраслевая дифференциация налоговой нагрузки возросла, а российская экономика все более расслаивается на «налоговых иждивенцев» и «доноров». То в силу этих факторов, основным из направлений государственной налоговой политики является ликвидация накопленных противоречий в этой сфере.[3]Каждый регион имеет свою структуру развития экономики, и факторная модель формирования налогового потенциалана основе детерминированного анализа может быть рассмотрена в виде практической концепции развития и включать особенности экономической инфраструктуры.
Ссылки на источники:1.Лятина Е.В. Формирование и оценка налогового потенциала в России // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социальноэкономический университет. Тольятти, 20082.Лятина Е.В. Налоговый потенциал как экономическая основа функционирования налоговой системы // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 1. С. 161164.3.Власова Е.В. Моделирование структурных пропорций налогового потенциала на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 3235.
Vlasova Elena Valerievna,candidateof economic Sciences, associate Professor the chair of Finance and credit FSEI HPE «Togliatti state University», TogliattiThe concept of development of the tax potentialAbstract: the Article is devoted to problems of formation and development of tax potential, as the main indicator of economic status. Proposed deterministic factor model of formation of tax capacity is based on four segments, allowing to define the concept of development of the tax potential. Structural disproportions and provisions increase in tax capacity. Presents key mechanisms that promote economic development, simulationbased factors of economic structural growth.Key words: concept development tax potential, definition of tax potential and tax mechanism, tax policy.