Оценка инвестиционной активности АПК Ставропольского края и определение направлений его развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глотова И. И., Томилина Е. П. Оценка инвестиционной активности АПК Ставропольского края и определение направлений его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1446–1450. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54553.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу инвестиционной активности и определению вектора инвестиционного развития агропромышленного комплекса региона. Авторами предложено использование на региональном уровне методики оценки эффективности инвестиционных проектов, направленных на развитие отраслей сельского хозяйства и процесса отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глотова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольiringlotova@yandex.ru

Томилина Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольe.tomilina@mail.ru

Оценкаинвестиционной активности АПК Ставропольского края

и определение направлений его развитияАннотация.Статья посвящена анализу инвестиционной активности и определениювектора инвестиционного развития агропромышленного комплексарегиона. Авторами предложеноиспользование на региональном уровне методикиоценки эффективности инвестиционных проектовнаправленных на развитие отраслей сельского хозяйстваи процессаотбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.Ключевые слова:инвестиционная активность, инвестиции, государственная поддержка, инновационно инвестиционное развитие, эффективность инвестиционных проектов, агропромышленный комплекс

В создании инвестиционной привлекательности и развитии инвестиционного процесса АПК Ставропольского края существенную роль играет активность государственных органов власти. Разработка четкой, прозрачной и последовательной государственной экономической политики в части создания стимулов для развития инвестиционной деятельности способствует привлечению потенциальных инвесторовв аграрную сферу экономики региона.В современных условиях российской экономики сельхозтоваропроизводителю самостоятельно привлечь инвестиционные ресурсы для реализации инвестиционного проекта достаточно сложно.Это объясняется тем, что в условиях неопределенности гарантий возвратности инвестируемых средств как у отечественных, так иу зарубежныхинвесторов не достаточно.При этом предпочтения инвесторов не всегда совпадают с потребностями региона. Финансовые вложения производятся в первую очередь в быстровозвратные отрасли свиноводство, птицеводство, перерабатывающую отрасль, оставляя на втором плане растениеводство, которое издревле являлось для Юга основным видом сельскохозяйственной деятельности.Основным инструментом развития аграрной сферы экономики Ставропольского края является политика привлечения инвестиция, которая входит в сферу стратегических государственных приоритетов.Инвестиционная политика должна получить два вектора развития:1. Привлечение корпоративного и частного российского капитала и прямых иностранных инвестиций, как основного источника модернизации экономики региона (создание привлекательных условий для инвесторов по средством устранения административных барьеров). 2. Обеспечение на региональном уровне приоритетности, прозрачностии взвешенной оценки при определении объектов поддержки и максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств.Инвестиции являются фактором экономического роста. Их важность трудно переоценить, поскольку объемы валового производства продукции сельского хозяйства тесно «коррелируют» с объемами вкладываемых и привлеченных инвестиций (рис. 1).

Рисунок 1–Динамика изменения основных показателей объемов инвестиций в сельское хозяйство и производство продукции сельского хозяйства в Ставропольском крае

В целом наблюдается позитивная динамика ростаобъемов производства валовой продукции и объемов инвестиций.Значительное снижение сборов зерновых культур (засуха, градобой) привело к падению индекса

производства продукции. Индекспроизводства продукции растениеводства составил 72,0%,

животноводства

102,2%. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал является одним и базовых показателей развития сельского хозяйства.

Рисунок 2–Динамика изменения индекса физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве

В 20082011 годах на территории края реализовано 26 инвестиционных проектов более чем на 14 млрд руб., большая часть которых пришлась на животноводство. Первое место по суммарной стоимости заняли проекты в области птицеводства, затем по очереди следуют: растениеводство (включая теплицы), молочное скотоводство, мясное скотоводство, хранение и перевалка сельхозпродукции и производство комбикормов.В 2012 году реализовано 10 инвестиционных проектов на сумму более 4,5 млрд руб. Создано около 700 рабочих мест. За 6 месяцев 2013 года за счет средств инвесторов реализовано шесть проектов общей стоимостью 930 млн руб., создано 184 новых рабочих места. Динамика количества инвестиционных проектов и объема инвестиций в сельском хозяйстве Ставропольского края за 20102013гг. положительна (рис. 3).

Рисунок 3

Динамика количества инвестиционных проектов и объема инвестиций в сельском хозяйстве Ставропольского края за 20102013гг.

Все районы Ставропольского края задействованы в реализации инвестиционных проектов. Активную инвестиционную позицию по реализованным и реализуемым проектам занимают: Георгиевский, Грачевский, Изобильненский, Ипатовский, Новоалександровский, Минераловодский и Предгорный районы. Общая стоимость реализованных с 2010 года инвестиционных проектов составила 8,1 млрд руб. Количество проектов и объем инвестиций в разрезе районов и отраслей представлены на рисунке 4.

Рисунок 4–Объем инвестиций и количество реализованных инвестиционных проектов за 20102013 гг. в АПК Ставропольского краяАнализ реализованных за 20102013 гг. инвестиционных проектов позволяет сделать вывод, что наибольший объем инвестиций осуществлен в Благодарненском, Ипатовском и Кочубеевском районах. При этом наибольшее количество проектов было реализовано в Георгиевском и Ипатовском районах. Значительный объем инвестиций за исследуемый период был привлечен в птицеводство (3497,76 млн руб.), скотоводство (1375,6 млн руб.) и тепличные комплексы (990 млн руб.). Анализ отраслевой инвестиционной активности АПК Ставропольского края позволяет сделать следующие выводы.

Стоимость реализованных инвестиционных проектов в овощеводстве составила 792,2 млн руб. (9,8%). Анализ положения дел в овощеводстве показывает, что потенциал развития отрасли велик и фактически в любом регионе Российской Федерации отсутствует конкуренция на рынке производителей овощной продукции.В настоящее время объемы отечественного производства овощей обеспечивают лишь 3,8 кг на одного жителя, что составляет 27% от медицинской нормы потребления. Недостающее количество возмещается импортной продукцией и не всегда хорошего качества.

Рисунок 5

Объем инвестиций и количество реализованных инвестиционных проектов за 20102013 гг. в разрезе отраслей АПК края

Для восполнения указанной потребности за счет отечественного производства необходимо строить современные энергосберегающие теплицы.В связи с этим, поддержка таких инвестиционных проектов со стороны органов государственной власти является необходимой и обеспечит продовольственную безопасность страны в части потреблениянаселением отечественных овощей. Сейчас в крае осуществляется поддержка овощеводства открытого грунта путем субсидирования затрат на приобретение оборудования в размере 30%.Инвестиционные проекты в отрасли птицеводство реализованы в Благодарненском, Грачевском, Кочубеевском и Шпаковском районах. Общая стоимость реализованных проектов составила 3497,76 млн руб. (43%). Важной составляющей развития птицеводства является внедрение инновационных технологий по перспективным направлениям отрасли(индейководство).В отрасли скотоводство инвестиции составили 1357,6 млн руб. (16,8%). Проекты,реализованные в данной отрасли,связаны с реконструкцией и увеличением мощности МТФ.На сегодняшний день попрежнему для большинства сельхозтоваропроизводителей остается не до конца решенной проблема завершенного цикла в отрасли овощеводства. Необходимо создание финансовых и организационных условий эффективного функционирования целостного механизма производства, переработки, хранения и сбыта качественной овощной продукции. Это обеспечит инновационно инвестиционное развитие рыночной инфраструктуры (строительство и модернизация сооружений защищенного грунта, современных овощехранилищ, перерабатывающих предприятий, оптовых рынков и предприятий по послеуборочной доработке овощной ибахчевой продукции). Увеличение количества тепличных комплексов в целях обеспечения регионального рынка овощами создает предпосылки для строительства и модернизации овощехранилищ. Для этого необходимо частичное возмещение стоимости строительства из государственного бюджета.В тепличном хозяйстве инвестиции составили 990 млн руб. (12,2%).Анализ реализованных инвестиционных проектов позволил сделать вывод, что в настоящее время в Ставропольском крае нет заинтересованности у инвесторов в реализации таких проектов.Важным направлением развития регионального АПК является развитие логистической инфраструктуры.Инвестиции в логистическую инфраструктуру составили 486,13 млн руб. (6%).В настоящее время Министерством сельского хозяйства Ставропольского края большое внимание уделяется поддержке организаций, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции. Так, вложения в строительство и реконструкцию предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья составили 636,3 млн руб. В соответствии со Стратегией развития АПК Ставропольского края до 2020 года в регионе необходимо дальнейшее развитие максимальной переработки сельскохозяйственной продукции, что может быть достигнуто за счет привлечения инвесторов для строительства мясохладобоен, завода по переработке сахарной свеклы, глубокой переработке зерна, переработке и консервированию овощной и плодовоягодной продукции. Масштабное и системное привлечение инвестиций в развитие животноводства, создание современных производств по максимальной переработке, привлечение инвесторов в сектор аграрного производства с использованием интенсивных технологий и реализующих проекты максимальной переработки реализации будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности АПК края.Сегодня одной из актуальных тем регионального АПК является кадровое обеспечение. В то же время продолжается высвобождение работников в отрасли и за счет внедрения новых технологий, исключающих участие непосредственно самого человека. При этом, ощущается дефицит именно в квалифицированных специалистах.Поэтому ключевая задача аграрной политики региона заключается в создании комфортных условий для устойчивого развития сельских территорий, повышение качества жизни в глубинке, а также привлечение молодых квалифицированных специалистов.В соответствии с планом организациями, реализовавшимив 20102013 гг. инвестиционные проекты создано 1345 рабочих мест. Основными источниками финансирования инвестиционных проектов в АПК относятся:собственные средства организаций;кредиты и займы; инвестиции (портфельные, прямые и пр.); меры государственной поддержки (субсидии, дотации, гранты, льготы и преференции).Такой состав источников финансирования инвестиционных проектов в сельском хозяйстве обусловлен тем, что политика Правительства РФ ставит в качестве приоритетной задачи ускорение инвестиционной деятельности за счет заемного капитала. При этом бюджетное финансирование теперь выступает преимущественно в форме катализатора привлечения внешних средств, тогда как ранее оно являлось одним из источников капитала.Большая доля реализованных проектов осуществлялась за счет собственных и заемных средств. Пять проекта из реализованных осуществлено только за счет собственных средств. Остальные проекты были реализованы за счет смешанных источников финансирования.На сегодняшний день как таковой прямой поддержки в виде капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов коммерческого характера в регионе не существует. Оказываются только косвенные меры поддержки (субсидии, возмещение части стоимости, компенсационные выплаты).Государственное участие в реализации инвестиционных проектов осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитами.В целях достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства и повышения доступности кредитов объем субсидируемых кредитов (займов), привлекаемых организациями агропромышленного комплекса в Ставропольском крае, в 2012 году составил 32,4 млрд. руб., в томчисле: краткосрочных –13,3 млрд. руб., инвестиционных –19,1 млрд. руб.В последнее время агропромышленный комплекс Ставрополья становится все более инвестиционно привлекательным. Инвестиции в модернизацию и техническое перевооружение производства способствуют повышению конкурентоспособности сельхозпродукции. Министерство сельского хозяйства края ведет работу по повышению инвестиционной активности в сфере агропромышленного комплекса. С целью информирования потенциальных инвесторов создана и еженедельно актуализируется интерактивная карта, расположенная на сайте. Кроме того, совместно с администрациями муниципальных районов проводится мониторинг наличия на их территориях инвестиционных площадок.

Однако, несмотря на проводимые мероприятия информация, представленная на сайте Министерства сельского хозяйства не содержит данных об эффективности и достижении плановых показателей, в т.ч. по социальных по реализованным инвестиционным проектам.В связи,с чем на региональном уровне необходим мониторинг реализованных инвестиционных проектов, направленных на развитие отраслей сельского хозяйства Ставропольского края с целью осуществления оценки их эффективности. Учитывая вышеизложенное считаемцелесообразным использование Министерством сельского хозяйства Ставропольского края следующей методики оценки эффективности реализованных инвестиционных проектов и размещение соответствующей информации на сайте министерства (рис.6).Оценкаэффективности инвестиционных проектов осуществляется путем определения суммы средневзвешенных баллов по определенным количественным критериям. Для оценки эффективности инвестиционных проектов используется десятибалльная система оценок [1].

Рисунок 6–Методика оценки эффективности инвестиционных проектов, направленных на развитие отраслей сельского хозяйстваПроведенная оценка позволит Министерству сельского хозяйства Ставропольского края определить приоритетные направления развития при предоставлении мер государственной поддержки. Предлагаемая компьютерная программа «Интегральная оценка эффективности реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие отраслей сельского хозяйства Ставропольского края» (калькулятор эффективности инвестиционных проектов) в основе которой заложена данная методика позволит оперативно осуществлять мониторинг реализованных инвестиционных проектов(свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014612397).Прозрачность и открытость информации обеспечит комплексный подход при привлечении дополнительных инвестиций в экономику сельского хозяйства. Считаем, что одной из главных причин низкой инвестиционной активности инвесторов, в т.ч. иностранных на территории края является недостаточность информации о регионе у основных деловых партнеров.Таким образом, мониторинг реализованных и реализуемых инвестиционных проектов позволит Министерству сельского хозяйства Ставропольского края определить приоритетные направления развития при предоставлении мер государственной поддержки. Однако в целях повышения инвестиционной активности АПК региона необходимо совершенствование методических подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов при предоставлениимер государственной поддержки.Правительством РФ утверждены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (№ 1460 от 28.12.2012г.). В настоящее при реализации инвестиционных проектов Министерство сельского хозяйства предоставляет государственную поддержку только на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Отбор инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется с 2013 годапроизводится Министерством сельского хозяйства России (Приказ № 285 от 18.07.2013г.). Учитывая разнообразность инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку будет целесообразно проводить оценку данных проектов в зависимости от их значимости на региональном уровне. По результатам предварительного отбора проектов должно приниматься решение о передачи конкурсной документации в Министерство сельского хозяйства РФ.При этом Министерству сельского хозяйства Ставропольского края с целью объективной оценки инвестиционных проектов необходимо обеспечить открытость и доказательность принятия решений об одобрении проекта.На региональном уровне процесс отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку может быть представлен следующими этапами (рис. 7).Целью первого этапа является выявление соответствия обозначенного в заявке проекта общим стратегическим целям развития региона. В ходе предварительной экспертизы (этап 2) осуществляется укрупненная оценка общественной значимости прошедших формальный анализ инвестиционных проектов. Выявляется значимость и предварительный эффект реализуемого проекта для региона. Цель предварительной экспертизы выявить само наличие эффекта от реализуемого проекта и сконцентрировать усилия на наиболее привлекательных проектах для детального, всестороннего анализа.



Рисунок 7–Процесс отбора инвестиционных проектов планируемых к реализации с государственной поддержкой

Этапы 3 и 4 процесса отбора инвестиционных проектов предполагают формирование более детализированного алгоритма оценки. Цель 3 этапа состоит в выявлении общественного и коммерческого эффекта инвестиционного проекта. Отсутствие общественного эффекта служит основанием для отклонения проекта. Особенностью долгосрочной государственной стратегии развития в области финансирования инвестиционных проектов является выполнение условия коммерческой эффективности. Предлагаемый алгоритм дает возможность пересмотра (коррекции) особо значимых с позиции общественной эффективности проектов для выполнения условия наличия коммерческой эффективности. Оценка общественного и коммерческого эффекта осуществляется на основе системыфакторов (табл. 1). Поскольку обобщенный анализ фактора «Реальность проекта» производится на этапе подачи заявки, наибольшее значение в ходе предварительной экспертизы инвестиционного проекта приобретает оценка факторов целесообразности, приемлемости и надежности. Подобная оценка осуществляется последовательно на основе метода экспертных оценок. 1. Присвоение каждому критерию в факторной группе весового коэффициента. Весовой коэффициент определяет значимость конкретного критерия (по мнению эксперта) для принятия инвестиционного решения. В сумме весовые значения всех критериев фактора составляют единицу.

Таблица 1Факторы оценки инвестиционного проектаНаименование фактораСостав критериевРеальность проектаНормативноправовые: требования стандартов, нормы права, патентоспособности и др.Ресурсные: технологические, научнотехнические,производственные,объем и источники финансовых ресурсов.Целесообразность (общественная полезность) проектаСоответствие заявленной цели проекта целям социальноэкономического развития региона;Чувствительность проекта; Прогнозируемостьделовой среды региона;Риски и финансовые последствияПриемлемость проекта (коммерческая эффективность)Прибыль;Рентабельность;Период окупаемости;Стоимость проекта;Внутренняя норма прибыли;Чистая текущая стоимость;Чувствительность потока дохода к изменениям в деловой среде, к сроку планирования, к ошибкам в оценке данных.Надежность проекта (привлекательность организацииобъекта инвестирования)Потенциал организации (экономический и управленческий);Опыт в реализации проектов;Результаты деятельностиорганизации;

Структура источников финансирования организации;Инновационностьпродукции (услуг) и технологий;Доля работников организации в общем количестве занятых в регионе Доля организациив формировании доходной части краевогобюджета

2. Балльная оценка каждого критерия в группе производится по пятибалльной шкале. Значение «5» присваивается в случае максимальной привлекательности значения конкретного критерия применительно к целям инвестиционного проекта, «1» отсутствие и/или крайне незначительная привлекательность. Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет провести комплексную оценку разнородных по размерности и значению показателей. 3. Результаты сводятся в таблицу.

4. Полученные суммарные итоговые значения распределяются по приоритетности: [1;2) –низкая приоритетность (Н); [2;3,5) –средняя приоритетность (C) проект может быть принят после доработки или с ограничениями; [3,5; 5] –высокая приоритетность (В) –проект включается в инвестиционную программу. Полученные таким образом оценки заносятся в матрицу приоритетности, форма матрицы представлена на рисунке 8.

Рисунок 8–Матрица инвестиционной приоритетности проектовМатрица приоритетности наглядно отражает перспективность инвестиционных проектов с позиции оцениваемых факторов. Так, проекты относятся к низкому уровню приоритетности, если обладают низкой общественной эффективностью (первая буква аббревиатуры) или низкой коммерческой эффективностью (третья буква аббревиатуры). Проекты, обладающие высоким уровень эффективности считаются наиболее 10 привлекательными и перспективными (поля 23,24,26,27,17,18 матрицы), при этом учитывается также значение фактора «Надежность» вторая буква аббревиатуры матрицы. Оставшиеся поля матрицы характеризуют проекты, обладающие средней перспективностью. Подобные проекты могут быть одобрены с определенными допущениями или ограничениями. Результаты, полученные в ходе содержательного анализа инвестиционного проекта служат основанием для внесения его в реестр проектов на основании соответствующего решенияорганов исполнительной власти региона. Подобная методика оценки эффективности инвестиционных проектов с государственной поддержкой была предложена профессорами Туровец О.Г. и Родионовой В.Н. и успешно апробирована в Воронежской области [2].

Положительный опыт использования данной методики позволяет адаптировать ее основные положения к сельскому хозяйству Ставропольского края.

Ссылки на источники1.Методика оценки эффективности инвестиционных проектов, направленных на развитие перерабатывающего производства сельскохозяйственной продукции в Иркутской области: Приказ министерства сельского хозяйства Иркутской области от 06.12.2012г. № 85МПР.2.Туровец, О.Г. Методика оценки инвестиционных проектов при предоставлении мер государственной поддержки. –Воронеж, 2011 . –55 с.

Glotova Irina,Candidateeconomic sciences, assistant professor of finance, credit and insurance Stavropol State Agrarian University, StavropolTomilina Elena,Candidateeconomic sciences, assistant professor of finance, credit and insurance Stavropol State Agrarian University, StavropolEvaluation of investment activity APK Stavropol region and identify areas of developmentAbstract.This article analyzes the investment activity and the definition of the vector of investment development of agriculture in the region . The authors proposed the use of regional techniques evaluation of investment projects aimed at the development of industries and agriculture process for selecting investment projects eligible for state support.Keywords:investmentactivity, investment, government support, innovation investment development, efficiency of investment projects, agribusiness