Государственная политика по освоению Дальнего Востока России (1860 - 1941 гг.): исторический опыт и современность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильченко О. А. Государственная политика по освоению Дальнего Востока России (1860 - 1941 гг.): исторический опыт и современность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1461–1465. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54556.htm.
Аннотация. В статье характеризуются основные принципы государственной политики Российской империи и СССР по заселению и освоению Дальнего Востока, выделяются общие методы ее реализации в различные исторические периоды. Автор анализирует современное состояние Дальневосточного региона России, приводит данные о сокращение его демографического потенциала. На основе исторического опыта автор доказывает необходимость использования семьи для реализации целей по сохранению Дальнего Востока за Россией. Важным инструментом в деле реализации государственной политики по развитию региона должно стать законодательство.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васильченко Олег Алексеевич,доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы и государственного муниципального управления ФГБОУ ВПО «КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуреAvas_77@mail.ru

Государственная политика по освоению Дальнего Востока России

(1860 1941 гг.):исторический опыт и современность

Аннотация. В статье характеризуются основные принципы государственной политики Российской империи и СССР по заселению и освоению Дальнего Востока, выделяются общие методы ее реализации в различные исторические периоды. Автор анализирует современное состояние дальневосточного региона России, приводит данные о сокращение его демографического потенциала. На основе исторического опыта автор доказывает необходимость использования семьи для реализации целей по сохранению Дальнего Востока за Россией. Важным инструментом в деле реализации государственной политики по развитию региона должно стать законодательство.Ключевые слова: Дальний Восток; исторический опыт; государственная политика; Российская империя; СССР; семейные переселения, современное состояние.

НаДальнемВостокевсегда пересекались интересы России и стран АзиатскоТихоокеанского региона. В этой связи представляет интерес обращение к историческому опыту реализации государственной политики Российской Империи и СССР по сохранению Дальнего Востока.Дальневосточный регион мог сохранить свою российскую принадлежность, только лишь при условии значительного роста численностинаселения. Источником для этого стали людские ресурсы европейской части России. В результатеорганы власти Российской империиставили перед собой цель –в кратчайшие сроки переселить значительное количество своих граждан на Дальний Восток.Для этого использовались семейные переселения в регион.Органы власти СССР, столкнувшись с подобными проблемами, были вынуждены ставить перед собой похожиецели. Это привело к схожести основныхпринципов государственной политикипо переселению в дальневосточный регион, осуществляемой Российской империей и СССР. Советское государство, хоть и отличалось от Российской империи общественнополитическим устройствоми идеологией, успешно использовало существовавший опыт по заселению и освоению региона.Царское правительство ориентировалось на семейные переселения в деле заселения и освоения региона. Администрация поощряла переселения семейные и обществом (не менее 15 семей), препятствовала индивидуальным передвижениям на восток.По сравнению с индивидуальными переселениями семейные оказались значительно эффективнее по ряду причин:

семья была более способной к экономической и социальнодемографической адаптации на новом месте;

она обладала меньшей миграционной подвижностью и, вследствие этого, стала надежным объектом для колонизации, поскольку среди семейных возвратов на родину было меньше, чем у мигрантоводиночек;

семейные переселения способствовали возникновению предпосылок для естественного роста населения на новых территориях;

предоставление финансовой помощи и льгот семье гарантировало в будущем возврат ссуд и кредитов, так как члены семьи несли коллективную ответственность

за полученные от властей материальные ценности.Политика семейных переселений обеспечивала выполнение планов государства по экономическому и политическому развитию восточнойокраины страны.В дореволюционный период она помогала снизить социальное напряжениев европейской части России, где реформа 1861 года лишила наделов крестьянские семьи. Став лично свободными, они в то же время потеряли большую часть своих земель. В пореформенной России в среднем на помещичье хозяйство приходилось 2,3 тыс. десятин, в то время как на крестьянский двор –лишь 7 десятин.По причине прироста населения обеспеченность землей крестьян имела тенденцию к ухудшению. Так, крестьянские наделы всех разрядов составляли по 50 губерниям: в 1860 году –4,8 десятин удобной земли на мужскую душу, в 1880 –3,5 десятин, в 1900 –2,6 десятин, то есть за 40 лет они сократились почти вдвое[1].Россия вступила на путь капиталистического развития позже других развитых стран, которые уже успели поделить внешние колонии. Поэтому ей ничего не оставалось, кроме как заселить обезземелившими крестьянами собственные малозаселенные или незаселенные территории.За Уралом заселялись губернии Томская, Енисейская, Иркутская, Тобольская, а также области –Акмолинская, Семиреченская, Тургайская. К заселяемым территориям относился и дальневосточный регион в составе Амурской и Приморской областей.В отличиеот других колонизируемых районов, Дальний Восток имел специфические особенности.Его колонизация, начавшаяся в середине XIX века, по времени была наиболее поздней и протекала в эпоху развивающегося капитализма. Россия уже накопила опыт колонизационной политики на севере и юговостоке, в Приуралье, Сибири, Кавказе, Новороссии, Бессарабии. Кроме того, существовал зарубежный опыт колонизации, который вместе с отечественным давал представление о целях и задачах этого процесса, а также о формах и методах его осуществления.Всередине XIX века на западе России границы были оформлены и укреплены, на востоке лишь предстояло это осуществить в условиях острой внешнеполитической борьбы с соседними азиатскими государствами, грозившими опередить Россию в заселении восточной территории. Поэтому внешнеполитический фактор в дальневосточной колонизации превалировал над всеми другими на протяжении всей ее истории.Вколонизации дальневосточного региона приняли участие не только выходцы из России, но и представители сопредельных азиатских стран. При этом численное превосходство россиян над иммигрантамибыло бесспорным.В аграрной России колонизация по преимуществу являлась крестьянской. Однако в отличиеот других районов на Дальнем Востоке земледелие не стало основным занятием колонистов. Оно не обеспечило полностью потребности региона в хлебе и других продуктах, сравнительно большой объем продовольствия ввозился в край.Дальний Восток был по существу необжитой территорией. Ее сельскохозяйственное освоение не вызывало противодействия со стороны немногочисленных аборигенов, основными занятиями которых были охота и рыбная ловля. Поэтому колонизация осуществлялась в мире и согласии с коренными народами.Царское правительство, опасаясь оставить помещичьи хозяйства без рабочих рук, препятствовало массовому переселению крестьян в обживаемые колонии. Исключениемстал Дальний Восток, заселение которого поощрялось властями ввиду той роли, которую играл этот регион во внешней политике России. Скорейшее заселение пустующих земель на востоке стало стратегической целью царского правительства.Сутью колонизации явилось освоение новых земель за счет сил и средств самих колонистов. На Дальнем Востоке государство несло значительные затраты на

переселение, оказание помощи колонистам в организации сельскохозяйственного производства, проведение казенных работ. Вмешиваясь в процесс колонизации, государство управляло им.Угроза захвата Дальнего Востока со стороны соседних азиатских государств продиктовала необходимость ускоренных темпов заселения региона выходцами из европейской части России. Поэтому государственная политика мало походила на колонизацию, осуществленную в других странах, где вначале проводилась тщательная подготовка территории к заселению, а затем осуществлялся сам процесс колонизации. В России происходило все наоборот –вначале развернулся переселенческий процессна неподготовленную дальневосточную территорию, затем происходило размежевание земель и решение всех других вопросов на месте.Заселение на Дальнем Востоке осуществлялась посредством двух направлений: первое –за счет перемещения из густонаселенных мест на восточную окраину собственных российских граждан; второе –за счет вселения на эту же территорию граждан других государств, которые могли получить российское подданство или оставались гражданами своего государства.Обобщить результаты переселенческой политики позволяют итоги сельскохозяйственной переписи 1916 года. По ее данным в Амурской области насчитывалось 36798 семейных крестьянских хозяйств, в Приморской области –60868, на Сахалине –1541. На Камчатке перепись не производилась. Таким образом, по переписи на Дальнем Востоке в 1916 году было 99207 крестьянских семей, которые имели хозяйства[2].Политика семейных переселений обеспечиваланаполнение Дальнего Востокароссийскими семьями. Этим она содействовала укреплению позиции Российской империи в соперничестве с азиатскими странами.Политика семейных переселений советского периода реализовывала планыгосударства по формированиюв регионетрудовых ресурсов для военнопромышленного комплекса. Центральные области страны также освобождались от излишка рабочей силы.Органы власти Российской империи регулировалипереселения на Дальний Восток, путем контроляпроцессавыхода, передвижения и водворения семей на новом местежительства. Партийные и советские органы власти в СССР такжерегулировалиэтотпроцесса.В царской России и СССР осуществлялсяотбор переселенческого контингента. Например, до 1900 года к переселению допускались экономически крепкие семьи, после –эти ограничению были сняты. В советский период в 20е годы XXвека отбор осуществлялсятакже по показателю материального состояния семей. В30е годы он утратил свое значение, так как стали преобладатьколлективныепереселения.Государство финансировало семейные переселения, так какзатраты на тяжелый и продолжительныйпуть на Дальний Востококазались для них неподъемными. Царское и советское правительства выделяли достаточно средств, в полном объеме обеспечивавшихпереселенческийпроцесс.Анализируяполитикусемейных переселенийв дореволюционный и советский периоды, автор выделилобщие методыее реализации:Переселения в регион производились добровольнои принудительно. В Российской империидобровольно ехали на Дальний Востоксемьи казаков, крестьян, рабочих, принудительно –семьи казаков на начальном этапе переселений. В СССР добровольными участниками переселенческого процесса были семьи крестьян,бывших красноармейцев, рабочихислужащих. Принудительно прибывали в регион семьи «кулаков».В дореволюционный и советский периоды органы власти использовали испытанныйметод экономическое стимулирование семей переселенцев в виде льгот.

В царской Россиии СССР законодательная база гарантировала помощь и поддержку переселенцамсо стороны государства.Взаселениирегионаучаствовали семьикорейских иммигрантов. Их переселение вдореволюционный и советский периоды регулировалось с позиции экономической и политической целесообразности[3].ПравительствоРоссийской империи ориентировалось насемейныеформыпереселений (переселение отдельных семей).ВСССРнаряду с семейной также использоваласьколлективная форма (переселение семей в составе колхозов).В царской России разрешалось переселяться семьям, отвечавшим соответствующим требованиям. В советской Россииплановое хозяйство обусловило появление плановых переселений семей специалистов и рабочих, бывших красноармейцев.Использование в СССР опыта дореволюционныхпереселенийобъяснялосьуникальностьюполитического и экономического развития дальневосточного региона. Онапредопределила такой путь сохранения Дальнего Востоказа Россией.После распада СССРснова встала задача по удержанию региона за Россией в новых исторических условиях. В этой связи снова становится актуальным обращение к существующему историческому опыту заселения и освоения региона, повышению его демографического потенциала.В Российской Федерации была принята Президентскаяпрограммаэкономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период 1996 –2005 годы, которая в дальнейшем была продлена. Однако практика показала несостоятельностьзаявленного стратегическогокурса развития региона. Это выразилось в том, чторегион покинуло полтора миллиона человек.В 2013 году премьерминистр России Д. А. Медведев подписал очередную программу социальноэкономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года. В ней предусматривается направить на развитие региона около 10 триллионов рублей из государственного бюджета и средств инвесторов.980 миллиардов рублей планируется направить на реконструкцию БАМа и Транссиба. В рамках развития региональной авиации планируется потратить 101 миллиард рублей. На строительство автомобильных дорог предполагается направить 60 миллиардов рублей. Еще 25 миллиардов рублей будет выделено на развитие транспортной инфраструктуры.58 миллиардов планируется направить на развитие магистральных и распределительных сетей, 33 миллиарда –на строительство12 новых энергетических объектов.Вызывает сомнение способность государства в условиях экономического кризиса осуществить столь масштабные финансовые вливания в дальневосточный регион. Препятствием для реализации этих планов также является отсутствие на Дальнем Востоке соответствующих трудовых ресурсов. В настоящее время население продолжает покидать регион ускоренными темпами.Снижение показателей демографического потенциала Российской Федерации на Дальнем Востоке негативно влияет на геополитический баланс в регионе. Геополитический потенциал дальневосточного региона стал значительно уступать азиатским соседям, прежде всего КНР. Это может привести в дальнейшем к возникновению конфликтов.Прогнозируется рост населения КНР к 2025 году до 1 млрд. 540 млн. человек. При сохранении существующей динамики оттока населения с российского Дальнего Востока, здесь останется к этому времени не более 5 млн. жителей. Это обстоятельство диктует необходимость скорейшей разработкистратегиидемографического развития Дальнего Востокана государственном уровне. Основой демографической политики должны стать меры социальноэкономического характера, которые сделают восточную окраину страны привлекательной для жизнедеятельности граждан.

Ослаблению демографического напряжения в регионе может помочьустановление строгогоконтроля над миграциейиз соседних стран.В дореволюционный и советский периоды ДальнийВостокбыл привлекательнымдля переселенцев.Взаконодательстве для них была закрепленасистемазначительных льгот[4]. Это было своеобразной платой за суровые природноклиматические условия жизнедеятельности и неразвитость социальной инфраструктуры.В настоящее время Россия не имеет возможности вкладывать в регионогромные финансовые ресурсыпопримеруСССР, или людскиересурсыпопримеруРоссийской империи. В результате остается только один выход –создать максимально удобные условия для использования собственных ресурсов Дальнего Востока.Регион имеет особое геостратегическоеположение. Это может позволить ему сосредоточиться на развития отраслей, производящих конкурентно способную продукцию для рынков АзиатскоТихоокеанского региона[5].Это должно быть отражено в современной концепции социальноэкономического развития региона и в соответствующих законодательных актах на федеральноми региональном уровнях. Задачазаконодательства –создание благоприятных условийдля эффективного и максимального использования ресурсовДальнего Востока.Исторический опыт заселения иосвоения региона показывает, что российское законодательство всегда было действенным инструментом в деле реализации планов государства по развитиюДальнего Востока. В новых исторических условиях по сохранению дальневосточного региона за Россией его значение значительно возрастает.Успешная реализация планов по развитию Дальнего Востока невозможна без решения демографического вопроса. Он, в свою очередь, тесно связан с использованием семьи в государственной политике по заселению и дальнейшему освоению дальневосточного региона.Существующий исторический опыт успешной реализации политики семейных переселений в регион свидетельствует о том, что семья остается важнейшим звеном в деле сохранения Дальнего Востока за Россией.

Ссылки на источники1.Материалы Высочайше утвержденной 16 ноября 1901 года Комиссии по исследованию благосостояния сельского населения. СПб., 1903. 287 с.2.Предварительные итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года. Вып. III. Степной край, Сибирь и Дальний Восток.

Петроград, 1917. –427 с.3.Васильченко Э.А. Роль женщиниммигранток в колонизации Дальнего Востока России в середине XIX–начале XXв. //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 31. –0,4 п.л.4.Переселенческое дело. Сборник декретов по переселению. М., 1927. 360 с.5.Перспективы развития Дальнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosnews.ru/analytics/politics/37 (дата обращения: 17.03.2014).

Oleg Vasilchenko,Doctor of historical sciences, professor of social work and state municipal management KomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmurAvas_77@mail.ruState policy on the development of the Russian Far East (1860 1941 gg.): Historical experience and modernityAbstract.The article characterized the basic principles of state policy of the Russian Empire and the Soviet Union on the settlement and development of the Far East, there are some common methods of its implementation in different historical periods. The author analyzes the current state of the Far East region of Russia, presents data on the reduction of its demographic potential. Based on studies by the toric experience proves the need for families to implement conservation goals for the Russian Far East. Important tool in the implementation of state policy on development in the region should become law.Keywords:Far East, historical experience, public policy, the Russian Empire, the USSR, family relocation, modern state.