Современные педагогические технологии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Магомедова
М.
Г. Современные педагогические технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1456–1460. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54555.htm.
Аннотация. Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.
Ключевые слова:
воспитание, педагогическая технология, педагогическое влияние, педагогическое общение
Текст статьи
Магомедова Марина Гаджиевна,
заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г.Махачкала
magomedowa.marina@yandex.ru
Современные педагогические технологии
Анотация. Педагогическая технология как системанаучного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитаниеэто объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.Ключевые слова: Педагогическая технология,педагогическое влияние, воспитание, педагогическое общение.
Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоциональнопсихологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до н.э.), Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.Чешский мыслительгуманист Я.Коменский тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, получили свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.Шацкий С.Т., Используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий С.Т. отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем «наполнения ценностью»любой деятельности, организуемой на уроке.А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин «педагогическая техника» и использовал понятие «педагогическая технология». В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: “ Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств –самое отсталое” (“Педагогические сочинения”, т.3).В.А. Сухомлинский делал ставку на “индивидуальное своеобразие каждой личности”. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы.
В 60е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:1)сочетание требований с уважением к детям;2)
разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;3)
доведение этого воздействия до конца.Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:1)психологопедагогическую эрудицию;2)
профессиональные способности;3)педагогическую технику.Педагогическая техника понимается здесь как «разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников». Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем.Методический взгляд на воспитаниеприобщениявоспитанника к культуре.Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитаниеэто объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка кчеловеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. “Если воспитание
постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:
развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;
взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учительученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:
какие элементы составляют педагогическую технологию;
каково их необходимое и достаточное присутствие;
в какой взаимосвязи они находятся;
какие общие и специфические функции каждого элемента.Педагогическое общение, имеющее направленность на “открытие ученика в общении” через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности. Педагогическая оценка, обеспечивающая функции “внесения образа” на уровне социальной нормы, стимулирования деятельности и коррекции отклонений, возможна на фоне воплощения оценки, не воспринимаемая учеником как оценка, а осуществляемой скрытым порядком.Педагогическое требование ещё один технологический элемент. Посредством него осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры. Получение в результате приучение к социальной норме является его индивидуальность в поведении. Следующий технологический элемент –конфликт. Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации.Педагогический конфликт разрешается при реализации функций « снятия психического напряжения».В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника.Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя.Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер.Элементы педагогической технологииОсновными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка,требование, конфликт и информативное воздействие.В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции.
1)“открытие” ребенка на общение –призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;2)“соучастие” ребенку в педагогическом общении –достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;3)“возвышение” ребенка в педагогическом общении –это не завышенная оценка, а как стимулятор.Педагогическая оценкапредполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить –значит “установить степень, уровень, качество чегонибудь”. Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.Педагогическое требование –это предъявление ребенку в процессевоспитания социальнокультурной нормы отношения и поведения . Отношения человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между безусловными нормами и правилами.Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях –«наглядный» и «демонстрационный»материал. Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, какдоступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как основной принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в учебном процессе отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные закономерности в этой области, дают совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия.1)Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.2)Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств.3)Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения4)Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой верхней половине формы.5)Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы прямоугольником, овалом.Разнообразие операцийвоздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет его от творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер учащегося, его состояние как объекта –но объекта, который является либо потенциально способен стать субъектом.Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Стратегия операционного влияния –в преобразовании ученика из объекта среднего влияния в субъекта, производящего сознательно выбор в каждый отдельный миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных ценностей современного общества.Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением –переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.
Ссылки на источники
1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) –М., 19742. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения –М.,19553. Леви В.Л. Искусство быть собой –М., 19774. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. –М., 19935. Лутошкин А.Н. Как вести за собой –М., 19866. Макаренко А.С. Педагогические сочинения –М., 19867. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения –М., 19848. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) –М.,19969. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) –М.,199510. Политехнический словарь –М.,198911. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников –М., 199212. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми –Калуга.1997
Magomedov Marina Gadjieva, head of psychology Department, FSEI HPE «Dagestan state technical University, Makhachkala, magomedowa.marina@yandex.ruModern educational technologyAnnotation. Educational technology as a system of scientific knowledge to optimize and ensure the educational process. Education is an objective process, which occurs in society regardless of the will and desire of the teacher. Personality development does not stop for a minute. The task of the teacher is to guide the educational process in the direction of the child to the ascent of the human culture, to promote selfdevelopment experience and culture, developed by mankind for thousands of years.Keywords:educational technology, teacher influence, education, pedagogical communication.
заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г.Махачкала
magomedowa.marina@yandex.ru
Современные педагогические технологии
Анотация. Педагогическая технология как системанаучного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитаниеэто объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.Ключевые слова: Педагогическая технология,педагогическое влияние, воспитание, педагогическое общение.
Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоциональнопсихологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до н.э.), Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.Чешский мыслительгуманист Я.Коменский тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, получили свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.Шацкий С.Т., Используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий С.Т. отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем «наполнения ценностью»любой деятельности, организуемой на уроке.А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин «педагогическая техника» и использовал понятие «педагогическая технология». В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: “ Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств –самое отсталое” (“Педагогические сочинения”, т.3).В.А. Сухомлинский делал ставку на “индивидуальное своеобразие каждой личности”. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы.
В 60е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:1)сочетание требований с уважением к детям;2)
разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;3)
доведение этого воздействия до конца.Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:1)психологопедагогическую эрудицию;2)
профессиональные способности;3)педагогическую технику.Педагогическая техника понимается здесь как «разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников». Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем.Методический взгляд на воспитаниеприобщениявоспитанника к культуре.Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитаниеэто объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка кчеловеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. “Если воспитание
постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:
развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;
взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учительученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:
какие элементы составляют педагогическую технологию;
каково их необходимое и достаточное присутствие;
в какой взаимосвязи они находятся;
какие общие и специфические функции каждого элемента.Педагогическое общение, имеющее направленность на “открытие ученика в общении” через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности. Педагогическая оценка, обеспечивающая функции “внесения образа” на уровне социальной нормы, стимулирования деятельности и коррекции отклонений, возможна на фоне воплощения оценки, не воспринимаемая учеником как оценка, а осуществляемой скрытым порядком.Педагогическое требование ещё один технологический элемент. Посредством него осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры. Получение в результате приучение к социальной норме является его индивидуальность в поведении. Следующий технологический элемент –конфликт. Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации.Педагогический конфликт разрешается при реализации функций « снятия психического напряжения».В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника.Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя.Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер.Элементы педагогической технологииОсновными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка,требование, конфликт и информативное воздействие.В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции.
1)“открытие” ребенка на общение –призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;2)“соучастие” ребенку в педагогическом общении –достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;3)“возвышение” ребенка в педагогическом общении –это не завышенная оценка, а как стимулятор.Педагогическая оценкапредполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить –значит “установить степень, уровень, качество чегонибудь”. Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.Педагогическое требование –это предъявление ребенку в процессевоспитания социальнокультурной нормы отношения и поведения . Отношения человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между безусловными нормами и правилами.Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях –«наглядный» и «демонстрационный»материал. Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, какдоступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как основной принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в учебном процессе отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные закономерности в этой области, дают совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия.1)Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.2)Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств.3)Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения4)Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой верхней половине формы.5)Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы прямоугольником, овалом.Разнообразие операцийвоздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет его от творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер учащегося, его состояние как объекта –но объекта, который является либо потенциально способен стать субъектом.Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Стратегия операционного влияния –в преобразовании ученика из объекта среднего влияния в субъекта, производящего сознательно выбор в каждый отдельный миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных ценностей современного общества.Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением –переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.
Ссылки на источники
1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) –М., 19742. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения –М.,19553. Леви В.Л. Искусство быть собой –М., 19774. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. –М., 19935. Лутошкин А.Н. Как вести за собой –М., 19866. Макаренко А.С. Педагогические сочинения –М., 19867. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения –М., 19848. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) –М.,19969. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) –М.,199510. Политехнический словарь –М.,198911. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников –М., 199212. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми –Калуга.1997
Magomedov Marina Gadjieva, head of psychology Department, FSEI HPE «Dagestan state technical University, Makhachkala, magomedowa.marina@yandex.ruModern educational technologyAnnotation. Educational technology as a system of scientific knowledge to optimize and ensure the educational process. Education is an objective process, which occurs in society regardless of the will and desire of the teacher. Personality development does not stop for a minute. The task of the teacher is to guide the educational process in the direction of the child to the ascent of the human culture, to promote selfdevelopment experience and culture, developed by mankind for thousands of years.Keywords:educational technology, teacher influence, education, pedagogical communication.