Информационный подход к анализу психики как системы
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пешкова
В.
Е. Информационный подход к анализу психики как системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1476–1480. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54559.htm.
Аннотация. В статье впервые даются теоретико-методологические основы информационного подхода к анализу психики как системы, представлена структурная модель организованной психики с ее главными элементами. Это ведет к определению понятийно-категориального аппарата информационного подхода в психологии, а также расширяет возможности системного подхода в человекознании.
Текст статьи
Пешкова Валентина Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп.peshk@yandex.ru
Информационный подход к анализу психики как системы
Аннотация. Встатье впервые даются теоретикометодологические основы информационного подхода к анализу психики как системы,представлена структурная модельорганизованной психики с ее главными элементами. Этоведет к определениюпонятийнокатегориальногоаппаратаинформационного подходав психологии, а также расширяет возможностисистемного подхода в человекознании.Ключевые слова: информационный подход, модель организованной психики, информационные процессы.
Принцип системности, как ведущий принцип научного познанияи методология системного подхода в психологии, дает возможность рассмотреть психику человека, представляющей сложное системное образование, с позиций информационного подхода. «...Как и любой другой научный подход, информационный позволяет увидеть изучаемое явление лишь в определенном, информационном, ракурсе. В общем же случае информационный подход можно рассматривать как дальнейшее развитие метода системного подхода»[1, 18].Поскольку любая система не мыслитсябез обмена информацией со средой, то существующие взаимодействия и взаимосвязи носят информационный характер. Именно информация определяет направление движения материи, именно она становится носителем смысла всех процессов, протекающих во Вселенной. Суть информационного подхода, как особого метода научного познания, состоит в том, «что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты»[1, 17]. Поэтому информационный подход в рамках принципа системности может рассматриваться как основа методологии анализа человеческой психики. Превращение информационного подхода в методологию научного познания открывает новую информационную картину мироздания,качественным образом отличающуюся от традиционной, вещественноэнергетической картины мира.Метод информационного подхода в рамках системного подхода переживает стадию развития. В литературе известны работы И.Пригожина[2], А. Хазена[3], Б.Б. Кадомцева[4], А.Д. Урсул[5], А.А. Сидорова[6], Э.А. Азроянц[7]. Рассмотрение человека как информационной системы осуществлено в исследованиях Н. Винера[8], П.К. Анохина[9], К.В. Судакова[10], В.В. Коновалова[11], Л.Н. Ланда[12], О.К. Тихомирова[13]и др. Информационный подход лежит в основе дисциплин, которые называют когнитивными (когнитивная нейрология, когнитивная психология, когнитивная социология и др.), соционики, психололингвистики и т. д. Любые информационные системы имеют движение, развитие и управление. Поэтому эти системы еще называют информационнокибернетическими;представлены они физическими, биологическими, психологическими и социогуманитарными исследованиями.Использование информационного подходак психике человекапозволило автору высветить новые аспекты в моделировании психических структур индивида, связанных с получением, переработкой, хранением и использованием информации, их превращением в информационные ресурсы, пригодные для их дальнейшего использования[14]. Сама природа человека здесьмыслится как многоуровневая и многофункциональная информационная система.Общенаучная категориальная структура, с помощью которой может быть адекватно описана психика, складывается на основе теории информации, кибернетики, семантики, системных исследований. Она представляет собой комплекс таких понятий, как информация, сигнал, информационный массив, скоростные показатели и т.д. Информационная сущность психики как системы проявляется в интегрированной форме слагающих ее информационных элементов, коими являются не только отдельно взятые психические явления (память, внимание и т.д.), но и процессы, вовлекающие поступающую извне информацию в непрерывный круговорот взаимодействия и изменения (развитие).Психика это своего рода живая система переработки информации, «программное обеспечение», или «гиперсистема», по отношению к которой системы, ее составляющие, будут рассматриваться как подсистемы. Принцип системности в структурировании модели психики обусловил возможность представить ее организованной системой и охарактеризовать ее главные компоненты.1. Средовой уровень это реальный (материальный, предметный) мир, выраженный в виде сигналов и знаков (символьного, образного, жестового, звукового, сенсомоторного и др. типа).2. Инструментальный уровень психическая система со своей структурной организацией (познавательная, эмоциональноволевая, мотивационнопотребностная сферы), что придает любому свойству этого уровня неповторимую индивидуальную окраску.3. Когнитивный уровень область «чистого» (фактологического или систематизированного) знания, различных видов умений и навыков, обусловленных формой организации индивидуального познавательного опыта.Каждый уровень этой модели имеет собственную функциональную систему (структуру, процесс) с определенной прогнозируемостью и мерой выраженности.
Модель организованной психики в информационном подходе
Рассмотрим каждый уровень в отдельности.1. Средовой уровеньМир, в котором живет человек, безусловно, един, но традиционно выделяют его материальную, энергетическую, временную, пространственную и информационную составляющие. Человек живет и действует в информационном пространстве, откуда он случайно или целенаправленно получает определенный объем информации (в виде чувственных образов, сведений, теорий) и куда возвращает переработанную и какимлибо образом преобразованную им информацию (в виде чувственного опыта, знаний, умений и навыков).«Информацию наряду с пространством и временем следует рассматривать в качестве универсального атрибута материи»[15, 723]. Поэтому биологические и психологические аспекты индивида становятся процессами, «обусловленными спецификой деятельности человека как информационной системы»[16, 20].Конкретизируя толкование сущности информации применительно к человеку, Н. Винер пишет: «Информация это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде»[1 7, 31].Информация обслуживает все многообразные потребности человека, обусловливая, в конечном счете, его целеполагающую мироизменяющую деятельность в интересах самосохранения. Содержанием информации является отражение свойств и структуры мира. Поскольку содержание внешнего мира определяет организацию сигнала как модели источника, постольку количественную характеристику, или меру, информации Н. Винер выводил из ее содержательного толкования как организации состояний, являющейся моделью источника[17, 31].Информация определяет направление и основные фазы всех эволюционных процессов, структуру и устойчивость существования системы. «Информация не только мера вероятностного выбора одной из возможных траекторийразвития того или иного процесса, но и мера сложности системы, характеристика ее внутреннего разнообразия»[18, 17]. Так, например, хромосомы человека являются носителями шифровального кода, по которому происходит развитие организма, и их полный набор практически находится в каждой клетке человеческого организма. Химически основой хромосом служит ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Структурно они состоят из генов носителей определенных признаков организма и представляют собой отдельные сложные молекулы. В любой биологический процесс вовлекаются клеточные структуры, в которых взаимодействуют эти биомолекулы.В этих информационных взаимодействиях обнаруживается специфическая зависимость результатов воздействия внешнего мира на организм человека: эти результаты зависят не только от характеристик самого воздействия, но и от того, какова сама система организма, воспринимающая воздействие. Одно и то же воздействие может быть сигналом, нести в себе информацию, если оно воспринимается организмом, или сигналом небыть, если оно не воспринимается. Механизм такой зависимости также обладает сигнальным характером. Информационные процессы на всех этапах психической деятельности осуществляются, по К.В. Судакову, под влиянием структурной организации мозга и они «возможны благодаря потокам информации без потери информационного смысла. В этих процессах наряду с импульсной активностью нейронов существенную роль выполняют биологически активные вещества информационные молекулы в частности гормоны, олигопептиды, иммунные комплексы и др. …Структурные элементы мозга нейроны, синапсы, глиальные клетки выступают в качестве материальных носителей информационных носителей информационных процессов, на которых информационные молекулы строят мыслительную деятельность»[19, 118].Информационный подход к психической деятельности обусловил возможность К.В. Судакову построить модель информационного взаимодействия во Вселенной, которую он представил как многоуровневую пирамидальную структуру, на вершине которой находится Вселенский Разум[19, 110127]. В такой пирамидальной структуре каждый составляющий ее информационный элемент на определенном уровне получает информацию от элементов нижнего уровня и информирует элемент более высокого уровня. Так, самый нижний уровень составляет разнообразная, не упорядоченная первичная информация о явлении, объекте, системе. На следующем уровне происходит определенное обобщение, синтез признаков, определяются характерные особенности рассматриваемого явления, состояния объекта. Самый верхний уровень представляет целостное исчерпывающее знание о рассматриваемом явлении, состоянии объекта, системы.Информационные уровни организма и окружающаяего средапозволили К.В. Судакову выделить в них нескольких уровней смены материальных носителей информации:тканевый уровень. Здесь передача информации осуществляется слабыми электромагнитными полями, распространяющимися по межклеточным пространствам и взаимодействующими с мембранами клеток.церебральный уровень. Информация определяет процессы возбуждения мозга, связанных с качественным восприятием потребностей и их удовлетворением. Каждая потребность подкрепляется доминирующей мотивацией и постоянно оценивается субъективно эмоциональными ощущениями.поведенческий уровень. Трансформация доминирующей мотивации в поведении интегрирует деятельность моторных, вегетативных и эндокринных структур мозга. Ориентировочноисследовательская реакция организма сопровождается присущей ей в данный момент эмоциональными ощущениями. «Эмоции и поведение образуют вокруг каждого индивида своеобразное информационное поле»[19, 114 ].межпопуляционный уровень. Трансформация индивидуальных потребностей в обобщенные потребности, мотивации и поведение, образует в своем единстве популяцию индивидов, составляющих группы. При этом информационные свойства отдельных индивидов в популяциях полностью сохраняются. Взаимоотношение и взаимодействие индивидов в популяции осуществляются не только на информационной основе эмоциональных ощущений, но и информационной системе знаковой оценки своих потребностей в виде буквенных символов, слов и цифр. «Поведение групп, эмоциональные и словесные реакции индивидов в них создают в популяциях и их объединениях, особенно у человека, популяционные информационные поля»[19,114].космический уровень. Здесь индивидыи популяции взаимодействуют с гео, биои информационными сферами Земли. «Если признать достоверной гипотезу о существовании информационного поля Земли, можно думать, что должно быть и такое взаимодействие между информационными полями индивидов и популяций с информационным полем Земли»[19,15].2. Инструментальный уровеньПо образному выражению К.В. Судакова, человек сущность информационная. «Сегодня уже нет сомнений в том, что по сути человек один из важнейших информационных объектов мира. Даже его биологическая природа глубоко информационна. Каждая клеточка нашего тела хранит, использует и вырабатывает колоссальные объемы информации, что определяет основу и главное содержание жизнедеятельности человеческого организма»[20, 20].Для индивида внешнее информационное пространство представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. Объективность его определяется тем, что информационное пространство распространено во всей Вселенной, существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества и развития природы. Субъективный же характер информационного пространства проявляется в том, каким образом, что и в каком количестве человек воспринимает и осознает его. Эту модель информационного пространства, существующей в сознании конкретного индивида, называют, по К.В. Судакову, «информационной средой организма»[21], или «информационным полем индивида»[22]. Информационная среда (или поле) формируется постепенно, в течение всей жизни, является сложным многомерным образованием. Она включает в себя не только знания, умения и навыки индивида, но и информационную наполненность всех сфер жизнедеятельности человека (биологической, психической, личностной). Поэтому необходимо рассматривать все аспекты индивида как процессы, обусловленные спецификой деятельности человеческой системы по переработке информации.Поскольку человек живет в искусственно созданном им мире, т.е. культуре, то с позиции информационного подхода культура выступает в качестве информационной системы,воплотившая в себе информационную сущность человека. Здесь информация одновременно будет являться также и субстанцией культуры. Поэтому культура этоупорядоченная система информации, передаваемой по социальным каналам и кодирующей поведенческие и когнитивные характеристики социальных групп, включая такие аспекты, как умения и навыки, знания, отношения, верования и убеждения, мифы, ритуалы.
К.В. Судаковым с позиций общей теории функциональных систем были сформулированы достаточно общие информационные принципы построения, работы и взаимодействия функциональных систем организма[23]. «Информация особенно отчетливо проявляется в функциональных системах организма... Функциональные системы действуют по принципу саморегуляции. В них постоянно циркулирует и оценивается информация о состоянии результатов их деятельности. Они же сами себя настраивают на оптимальные условия, адаптируя организм к окружающей среде»[24, 4]. Здесь информационные функции осуществляет нервная система человека, включая его сенсоры, нервные информационные каналы и мозг.Информационная среда организма образуется в результате совокупной информационной деятельности его различных функциональных систем. Эта информационная среда представляет собой своеобразный, динамически меняющийся информационный «каркас», в значительной степени определяющий жизнедеятельность организма.К.В. Судаков информационную среду организма, обусловленную совокупной деятельностью различных функциональных систем, разделяет на внутренние и внешние звенья информационной среды, т. к. большинство функциональных систем поведенческого уровня имеет в наличии внутренние (вегетативное) и внешние (поведенческое) звенья саморегуляции. В результате, внутренние и внешние информационные звенья, по К.В. Судакову, составляют своего рода «информационный гомеостазис организма»[25, 18].Самоорганизация функциональной системы «человек» в ходе онтогенеза, его самонастройка и функционирование в процессе жизнедеятельности осуществляются на основе постоянно формирующихся «информационных образов»[26, 20]тех или иных потребностей. Организм продуцирует информацию о своих атрибутивных потребностях от их возникновения и до уровня их удовлетворения. При этом важную роль играют существующие в организме специально информационные механизмы, позволяющие оценить степень удовлетворения этих потребностей. Но в любом случае вся человеческая система переработки информации и отдельные элементы в структуре психики должны рассматриваться в неразрывной взаимосвязи с органами и системами нервной, сердечнососудистой, эндокринной.Передача информации внутри организма происходит не только с помощью нервной системы, но и на уровнях межклеточного взаимодействия на основе слабых магнитных полей, а также изменения физикохимических параметров отдельных тканей. «При этом важную роль играют особые информационные молекулы, циркулирующие в жидких средах организма и выступающие в качестве гуморальных посредников при передаче информации. Под их влиянием протекает процесс перекодирования информации об изменении физикохимических свойств тех или иных тканей и жидких сред организма в соответствующие им процессы возбуждения нервных тканей. При этом исходная информация сохраняется полностью. Вывод из сказанного очевиден: жизнедеятельность организма в значительной степени строится на использовании информационных эквивалентов физиологических процессов и оценке их протекания»[26, 21].«Передача информации в живых и технических объектах обычно происходит с исключительно большим количеством специфических звеньев, однако она подчиняется одному важному закону: между начальным и конечным звеном этой передачи должна быть точная и адекватная информационная эквивалентность»[27, 338].Для расшифровки информационного эквивалента объекта П.К. Анохин ввел понятие его параметризации, которая, по сути, включает в себя параметризацию свойств любого воздействия на организм. «Каждый объект внешнего мира, так и любое изменение внутренней среды организма может быть охарактеризован с физической, химической и, в конечном счете, с информационной стороны... Информационный эквивалент объективной реальности на уровне головного мозга, как совокупность информации, поступающей по разным каналам, является решающим фактором построения субъективного образа объективного мира... При возможности декодирования информации в разных звеньях ее передачи можно воспроизвести исходный объект во всех его чертах»[28, 67].Информационные процессы на всех этапах психической деятельности осуществляются, по К.В. Судакову, под влиянием системной организации мозга. «Нервная ткань выполняет роль приемника информации, которая обрабатывается в структурах головного мозга, являющегося своеобразным информационным экраном нервной системы... В мозге имеются как бы эталонные соты, с которыми (постоянно и мгновенно) сравниваются воздействия внутренней среды и внешнего мира... ДНК нервных клеток заключают в себе информацию о потребностных результатах, а РНК передают эту информацию в рибосомы, в которых образуются информационные молекулы белков, организующие исполнительные акты»[29, 4]. Следовательно, особо важную роль информационные процессы играют в психической деятельности человека, направленной главным образом на формирование целей его поведения и информационное моделирование ожидаемых его (поведения) результатов в будущем.Базовой функцией психики является отражение. В эффектах отражения субъекту открывается предметная и социальная сущность внешних явлений. Преломляясь в психике, они образуют внутренние психические реалии, в результате структурирования которых могут выступать в форме психических процессов, состояний, свойств. Оформление и закрепление психических реакций в постоянно функционирующие структуры связано с понятием функциональных систем, называемых еще функциональными органами.По К.В. Судакову, «функциональные системы психической деятельности человека строятся на информационной основе идеального отражения человеком его разных эмоциональных состояний и свойств предметов окружающего мира с помощью языковых символов и процессов мышления. Результаты функциональных систем психической деятельности представлены отражением в сознании человека его субъективных переживаний, важнейших понятий, абстрактных представлений о внешних предметах и их отношений, инструкций, знаний и т.д.»[30, 87].Выделенные структурные блоки «Внешняя деятельность» и «Внутренняя деятельность» наглядно определяют характер согласованности и единство способов их протекания в общем процессе функционирования человеческой деятельности. Это обусловлено еще и тем, что предметная действительность находит свое идеальное отражение в психике, в сознании действующего субъекта. «Особенности процесса выполнения определенной деятельности обусловлены, с одной стороны, объективными требованиями и нормативной структурой данной деятельности, с другой особенностями психологической структуры личности, которая проецируется, реализуется в данном процессе»[31, 21].«Согласно А.Н. Леонтьеву, внутренняя деятельность вторична: она формируется в процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предшествующий ей внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана»[32, 82]. Здесь А.Н. Леонтьев вслед за Л.С.Выготским подчеркивал не только предметную, но и социальную природу интериоризации.Важнейшими положениями теории деятельности, выдвинутой А.Н. Леонтьевым[33], являются: строение, структура внешней деятельности аналогична строению, структуре внутренней деятельности. Принципиальная общность в их строении определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром. Общность строения усматривалась А.Н. Леонтьевым в возможности переходов от одной формы деятельности к другой (интериоризация и экстериоризация). Однако, внутренняя деятельность в процессе своего формирования приобретает такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности, и наоборот. При этом функцией информации, благодаря которой обнаруживается ее существование, является обеспечение формирования знаний и регуляции человеческих действий.3. Когнитивный уровеньЗнания это усвоение информации о значимых свойствах мира. Знания можно представить себе как «комплекс реально существующих элементов (символов), хранящихся в памяти человека, которые отрабатываются мозгом подобно программе в компьютере, и являются источником интеллектуального поведения»[34, 54]. При этом знания рассматриваются с двух позиций:знания как довольно разнородный фактографический набор (регистрация некоторого факта) относительно статичных элементов, которые могут храниться, извлекаться, модифицироваться, передаваться база данных;знания как семантическая информация (смысловое содержание некоторого факта) с относительно взаимосвязанными динамичными элементами, способность отразить внутреннюю связь явлений база знаний.Базы данных и базы знаний в структуре познания представлены тремя основными формами рационального отражения: понятиями, суждениями, умозаключениями. А поскольку сознание оперирует понятиями различной степени обобщенности, постольку эти понятия будут характеризоваться определенными соотношениями, сочетаниями, связями между чувственным и рациональным, эмпирическим и теоретическим, конкретным и абстрактным, что составляет разные стороны познания, сочетающиеся и постоянно взаимодействующие друг с другом.Знания рассматриваются в когнитивной психологии в двух областях: знания декларированные (описание фактов, изложение теорий) и знания процедуральные (умения и навыки, т.е. умение применять теорию на практике).Аналогично этому в истории философии имеются определения логический интеллект и практический интеллект. Если первое признавали за истинное знание, то практический интеллект (с заложенным в нем воображением, интуицией, невербальным мышлением, неосознанными чувствами и пр.) исходит из той системы предпочтений, которая сложилась у «чистого» знания. В результате этого в голове у индивида формируется «понятиеобраз» как «сплав, в котором соединено, с одной стороны, некое духовное настроение, нацеленное на общезначимость и точность, а с другой, система практических действий, проникнутая идеей регламентации и формальных процедур»[35, 62].Сказанное выше подтверждает раскрытие понятия «знание» как единый процесс формирования «чистого» знания и способов его добывания. В том, что в познавательном процессе участвуют и рациональные, и перцептивные компоненты сознания, ни одна наука никогда не сомневалась.Знания хранятся в памяти не как простые непосредственные «слепки» того, что было воспринято, а в виде обобщенноабстрактных продуктов умственной переработки информации[36].Хранящиеся в памяти продукты умственной обработки образуют упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней. Мозг закрепляет эти системы в психические когнитивные структуры. Они являются своего рода внутренними умственными формами (матрицами, шаблонами, схемами, эталонами, планами, сетками, «ситами», моделями), «сквозь которые» или посредством которых «человек видит окружающий мир и самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию и в рамках которых происходит переработка всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем более они развиты, тем больше видит и понимает человек[36].В когнитивных структурах записаны не только сами знания в виде отображения множества связей между разными сторонами, свойствами, отношениями окружающей среды, но и, как было сказано раньше, способы их получения, способы перехода одних знаний к другим, способы перехода от «сырых» чувственных данных к их все более абстрактным и обобщенным репрезентациям. То есть когнитивная сфера является не только банком для хранения информации, но и сама превращается в инструмент познания. Данные эффекты интегрированности когнитивного пространства индивида наиболее полно «проявляются в взаимопроводимости и одновременной представленности в акте познавательного отражения различных форм когнитивного опыта»[37, 125].Умения и навыки представляют собой способы деятельности, или регулирование деятельности индивида по приобретению знаний. Каждой системе знаний присущ определенный набор специфических механизмов, благодаря применению которых она функционирует и развивается. Причем, когда выделяются те или иные механизмы, как реальные структурные и функциональные единицы системы, то тем самым предполагается уже наличный способ оперирования, или соответствующая «технология» их использования. Таким образом, способы деятельности включают в себя разнообразный арсенал средств и механизмов по приему, сохранению, переработке и использованию информации.Умение связано с овладением нового способа действия на основеусваиваемого знания при решении определенного класса задач. Дальнейшее развитие умения ведет к автоматизации в психическом регулировании выполняемого действия, что связано с отработкой в техническом отношении сформированного навыка. А умениемастерство, существуя теперь в «свернутом» виде в развивающихся свойствах и качествах личности, становится ее интегральной характеристикой, т.е. проявляется уже как способность. При разрушении навыка эта способность по следам прошлых действий может за определенный период времени восстановить утраченный навык, но в той или иной степени сформированности. Поэтому умения это способности, которые часто называют знаниями об ориентировочной основе деятельности, или знания в действии.
Умения и навыки рассматриваются в литературе с различной степенью сложности[38]. Так, в литературе различают три вида умения: моторное, перцептивное и абстрактное[39].Развитие психических процессов формирует самосознание (возможность описывать существенные черты своего внутреннего процесса переработки информации) и способность принимать решение (процесс, преобразующий воспринимаемую информацию в избранную реакцию).Выделенные авторомтри уровня средовой, инструментальный и когнитивный связаны с получением, накоплением и обработкой информации. Можно сказать, что информация здесь является одновременно и предметом, и продуктом жизнедеятельности человека. Назначение психики в этом процессе:репрезентация, воспроизводство достоверного, истинного знания о мире, соответствие человеческого организма условиям информационного пространства. В результате,уровень освоения индивидом окружающего мира отражает уровень развития его психики в онтогенезе.
Ссылки на источники1.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.2.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС,2000. 312с.3.Хазен А.А. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики. М.: ПАИМС, 1996. 48с.4.Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Редакция журнала «Успехи физических наук», 1997. 400с.5.Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы // Информационноеобщество. 1997. №23.С.2027. 6.Сидоров А.А. Информация универсальный атрибут материи? // Вестник РАН. 1997.Т. 67. №8. С.720724.7.Азроянц Э.А. Новая мировоззренческая парадигма: ориентиры будущего // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы: Сб. статей / Отв. ред. Э.А.Азроянц, В.И. Самохвалова. М., 1997. 171с.8.Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. М.: Издательство иностранной литературы, 1958.199с.9.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400с.10.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.11.Коновалов В.В. Кризис медицины на рубеже XXXXI веков и пути его преодоления // Человек. 1996. №1. С.106119.12.Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Под общ. ред. Б.В. Гнеденко, Б.В. Бирюкова. М.: Просвещение, 1966. 523с.13.Тихомиров О.К. Информационная и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1974. №1. С.4048.14.ПешковаВ.Е. Психика и мозг. Теория системного подхода в психологии.Майкоп: Издво “Магарин О.Г.”, 2010. 622 с.15.Сидоров А.А. Информация универсальный атрибут материи? // ВестникРАН.1997. Т. 67. №8. С.720724.16.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.17.Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ.М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 199 с.18.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №3.С.1622.19.Судаков К.В. Информационный принцип работы мозга // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №1. С.110127.20.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.21.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26.
№4. С.326.
22.Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. №1. С.1925.23.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.24.Судаков К.В. Космос как смысл бытия, или о том, ради чего мы живем // Наука и религия. 2000. №8.C. 47.25.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.26.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.27.Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности // Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400 с.28.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.29.Судаков К.В. Космос как смысл бытия, или о том, ради чего мы живем // Наука и религия. 2000. №8. С.47.30.Судаков К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты // Успехи физиологических наук.2000. Т. 31. №1. С.8196.31.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 2е изд. 208 с.32.Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.М.: Тривола, 1994. 304 с.33.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304с.34.Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение процедуральным знаниям // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №6. С.5361.35.Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. №6. С.5862.36.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучения: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. 192с.37.Холодная М.А. Существует ли интеллект как психологическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. №5. С.121128.38.Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика. 1997. №2. С.3339.39.Seger C.A. Implicit Learning // Psychological Bulletin.1994. V. 115. №2. P. 163196.
Peshkova Valentina Evgenyevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Department, FGBOU VPO "Adyghe State University", Maikop. Information approach to the analysis of the mind as a systemAbstract. This work first gives the theoretical and methodological bases of information approach to the analysis of the mind as a system. The structural model of the organized mind with its main elements is presented. It promotes identification of the conceptual and categorial device of information approach in psychology, as well as provides new opportunities for development of system approach in human knowledge.Keywords: information approach, model of the organized mind, information processes.
Информационный подход к анализу психики как системы
Аннотация. Встатье впервые даются теоретикометодологические основы информационного подхода к анализу психики как системы,представлена структурная модельорганизованной психики с ее главными элементами. Этоведет к определениюпонятийнокатегориальногоаппаратаинформационного подходав психологии, а также расширяет возможностисистемного подхода в человекознании.Ключевые слова: информационный подход, модель организованной психики, информационные процессы.
Принцип системности, как ведущий принцип научного познанияи методология системного подхода в психологии, дает возможность рассмотреть психику человека, представляющей сложное системное образование, с позиций информационного подхода. «...Как и любой другой научный подход, информационный позволяет увидеть изучаемое явление лишь в определенном, информационном, ракурсе. В общем же случае информационный подход можно рассматривать как дальнейшее развитие метода системного подхода»[1, 18].Поскольку любая система не мыслитсябез обмена информацией со средой, то существующие взаимодействия и взаимосвязи носят информационный характер. Именно информация определяет направление движения материи, именно она становится носителем смысла всех процессов, протекающих во Вселенной. Суть информационного подхода, как особого метода научного познания, состоит в том, «что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты»[1, 17]. Поэтому информационный подход в рамках принципа системности может рассматриваться как основа методологии анализа человеческой психики. Превращение информационного подхода в методологию научного познания открывает новую информационную картину мироздания,качественным образом отличающуюся от традиционной, вещественноэнергетической картины мира.Метод информационного подхода в рамках системного подхода переживает стадию развития. В литературе известны работы И.Пригожина[2], А. Хазена[3], Б.Б. Кадомцева[4], А.Д. Урсул[5], А.А. Сидорова[6], Э.А. Азроянц[7]. Рассмотрение человека как информационной системы осуществлено в исследованиях Н. Винера[8], П.К. Анохина[9], К.В. Судакова[10], В.В. Коновалова[11], Л.Н. Ланда[12], О.К. Тихомирова[13]и др. Информационный подход лежит в основе дисциплин, которые называют когнитивными (когнитивная нейрология, когнитивная психология, когнитивная социология и др.), соционики, психололингвистики и т. д. Любые информационные системы имеют движение, развитие и управление. Поэтому эти системы еще называют информационнокибернетическими;представлены они физическими, биологическими, психологическими и социогуманитарными исследованиями.Использование информационного подходак психике человекапозволило автору высветить новые аспекты в моделировании психических структур индивида, связанных с получением, переработкой, хранением и использованием информации, их превращением в информационные ресурсы, пригодные для их дальнейшего использования[14]. Сама природа человека здесьмыслится как многоуровневая и многофункциональная информационная система.Общенаучная категориальная структура, с помощью которой может быть адекватно описана психика, складывается на основе теории информации, кибернетики, семантики, системных исследований. Она представляет собой комплекс таких понятий, как информация, сигнал, информационный массив, скоростные показатели и т.д. Информационная сущность психики как системы проявляется в интегрированной форме слагающих ее информационных элементов, коими являются не только отдельно взятые психические явления (память, внимание и т.д.), но и процессы, вовлекающие поступающую извне информацию в непрерывный круговорот взаимодействия и изменения (развитие).Психика это своего рода живая система переработки информации, «программное обеспечение», или «гиперсистема», по отношению к которой системы, ее составляющие, будут рассматриваться как подсистемы. Принцип системности в структурировании модели психики обусловил возможность представить ее организованной системой и охарактеризовать ее главные компоненты.1. Средовой уровень это реальный (материальный, предметный) мир, выраженный в виде сигналов и знаков (символьного, образного, жестового, звукового, сенсомоторного и др. типа).2. Инструментальный уровень психическая система со своей структурной организацией (познавательная, эмоциональноволевая, мотивационнопотребностная сферы), что придает любому свойству этого уровня неповторимую индивидуальную окраску.3. Когнитивный уровень область «чистого» (фактологического или систематизированного) знания, различных видов умений и навыков, обусловленных формой организации индивидуального познавательного опыта.Каждый уровень этой модели имеет собственную функциональную систему (структуру, процесс) с определенной прогнозируемостью и мерой выраженности.
Модель организованной психики в информационном подходе
Рассмотрим каждый уровень в отдельности.1. Средовой уровеньМир, в котором живет человек, безусловно, един, но традиционно выделяют его материальную, энергетическую, временную, пространственную и информационную составляющие. Человек живет и действует в информационном пространстве, откуда он случайно или целенаправленно получает определенный объем информации (в виде чувственных образов, сведений, теорий) и куда возвращает переработанную и какимлибо образом преобразованную им информацию (в виде чувственного опыта, знаний, умений и навыков).«Информацию наряду с пространством и временем следует рассматривать в качестве универсального атрибута материи»[15, 723]. Поэтому биологические и психологические аспекты индивида становятся процессами, «обусловленными спецификой деятельности человека как информационной системы»[16, 20].Конкретизируя толкование сущности информации применительно к человеку, Н. Винер пишет: «Информация это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде»[1 7, 31].Информация обслуживает все многообразные потребности человека, обусловливая, в конечном счете, его целеполагающую мироизменяющую деятельность в интересах самосохранения. Содержанием информации является отражение свойств и структуры мира. Поскольку содержание внешнего мира определяет организацию сигнала как модели источника, постольку количественную характеристику, или меру, информации Н. Винер выводил из ее содержательного толкования как организации состояний, являющейся моделью источника[17, 31].Информация определяет направление и основные фазы всех эволюционных процессов, структуру и устойчивость существования системы. «Информация не только мера вероятностного выбора одной из возможных траекторийразвития того или иного процесса, но и мера сложности системы, характеристика ее внутреннего разнообразия»[18, 17]. Так, например, хромосомы человека являются носителями шифровального кода, по которому происходит развитие организма, и их полный набор практически находится в каждой клетке человеческого организма. Химически основой хромосом служит ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Структурно они состоят из генов носителей определенных признаков организма и представляют собой отдельные сложные молекулы. В любой биологический процесс вовлекаются клеточные структуры, в которых взаимодействуют эти биомолекулы.В этих информационных взаимодействиях обнаруживается специфическая зависимость результатов воздействия внешнего мира на организм человека: эти результаты зависят не только от характеристик самого воздействия, но и от того, какова сама система организма, воспринимающая воздействие. Одно и то же воздействие может быть сигналом, нести в себе информацию, если оно воспринимается организмом, или сигналом небыть, если оно не воспринимается. Механизм такой зависимости также обладает сигнальным характером. Информационные процессы на всех этапах психической деятельности осуществляются, по К.В. Судакову, под влиянием структурной организации мозга и они «возможны благодаря потокам информации без потери информационного смысла. В этих процессах наряду с импульсной активностью нейронов существенную роль выполняют биологически активные вещества информационные молекулы в частности гормоны, олигопептиды, иммунные комплексы и др. …Структурные элементы мозга нейроны, синапсы, глиальные клетки выступают в качестве материальных носителей информационных носителей информационных процессов, на которых информационные молекулы строят мыслительную деятельность»[19, 118].Информационный подход к психической деятельности обусловил возможность К.В. Судакову построить модель информационного взаимодействия во Вселенной, которую он представил как многоуровневую пирамидальную структуру, на вершине которой находится Вселенский Разум[19, 110127]. В такой пирамидальной структуре каждый составляющий ее информационный элемент на определенном уровне получает информацию от элементов нижнего уровня и информирует элемент более высокого уровня. Так, самый нижний уровень составляет разнообразная, не упорядоченная первичная информация о явлении, объекте, системе. На следующем уровне происходит определенное обобщение, синтез признаков, определяются характерные особенности рассматриваемого явления, состояния объекта. Самый верхний уровень представляет целостное исчерпывающее знание о рассматриваемом явлении, состоянии объекта, системы.Информационные уровни организма и окружающаяего средапозволили К.В. Судакову выделить в них нескольких уровней смены материальных носителей информации:тканевый уровень. Здесь передача информации осуществляется слабыми электромагнитными полями, распространяющимися по межклеточным пространствам и взаимодействующими с мембранами клеток.церебральный уровень. Информация определяет процессы возбуждения мозга, связанных с качественным восприятием потребностей и их удовлетворением. Каждая потребность подкрепляется доминирующей мотивацией и постоянно оценивается субъективно эмоциональными ощущениями.поведенческий уровень. Трансформация доминирующей мотивации в поведении интегрирует деятельность моторных, вегетативных и эндокринных структур мозга. Ориентировочноисследовательская реакция организма сопровождается присущей ей в данный момент эмоциональными ощущениями. «Эмоции и поведение образуют вокруг каждого индивида своеобразное информационное поле»[19, 114 ].межпопуляционный уровень. Трансформация индивидуальных потребностей в обобщенные потребности, мотивации и поведение, образует в своем единстве популяцию индивидов, составляющих группы. При этом информационные свойства отдельных индивидов в популяциях полностью сохраняются. Взаимоотношение и взаимодействие индивидов в популяции осуществляются не только на информационной основе эмоциональных ощущений, но и информационной системе знаковой оценки своих потребностей в виде буквенных символов, слов и цифр. «Поведение групп, эмоциональные и словесные реакции индивидов в них создают в популяциях и их объединениях, особенно у человека, популяционные информационные поля»[19,114].космический уровень. Здесь индивидыи популяции взаимодействуют с гео, биои информационными сферами Земли. «Если признать достоверной гипотезу о существовании информационного поля Земли, можно думать, что должно быть и такое взаимодействие между информационными полями индивидов и популяций с информационным полем Земли»[19,15].2. Инструментальный уровеньПо образному выражению К.В. Судакова, человек сущность информационная. «Сегодня уже нет сомнений в том, что по сути человек один из важнейших информационных объектов мира. Даже его биологическая природа глубоко информационна. Каждая клеточка нашего тела хранит, использует и вырабатывает колоссальные объемы информации, что определяет основу и главное содержание жизнедеятельности человеческого организма»[20, 20].Для индивида внешнее информационное пространство представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. Объективность его определяется тем, что информационное пространство распространено во всей Вселенной, существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества и развития природы. Субъективный же характер информационного пространства проявляется в том, каким образом, что и в каком количестве человек воспринимает и осознает его. Эту модель информационного пространства, существующей в сознании конкретного индивида, называют, по К.В. Судакову, «информационной средой организма»[21], или «информационным полем индивида»[22]. Информационная среда (или поле) формируется постепенно, в течение всей жизни, является сложным многомерным образованием. Она включает в себя не только знания, умения и навыки индивида, но и информационную наполненность всех сфер жизнедеятельности человека (биологической, психической, личностной). Поэтому необходимо рассматривать все аспекты индивида как процессы, обусловленные спецификой деятельности человеческой системы по переработке информации.Поскольку человек живет в искусственно созданном им мире, т.е. культуре, то с позиции информационного подхода культура выступает в качестве информационной системы,воплотившая в себе информационную сущность человека. Здесь информация одновременно будет являться также и субстанцией культуры. Поэтому культура этоупорядоченная система информации, передаваемой по социальным каналам и кодирующей поведенческие и когнитивные характеристики социальных групп, включая такие аспекты, как умения и навыки, знания, отношения, верования и убеждения, мифы, ритуалы.
К.В. Судаковым с позиций общей теории функциональных систем были сформулированы достаточно общие информационные принципы построения, работы и взаимодействия функциональных систем организма[23]. «Информация особенно отчетливо проявляется в функциональных системах организма... Функциональные системы действуют по принципу саморегуляции. В них постоянно циркулирует и оценивается информация о состоянии результатов их деятельности. Они же сами себя настраивают на оптимальные условия, адаптируя организм к окружающей среде»[24, 4]. Здесь информационные функции осуществляет нервная система человека, включая его сенсоры, нервные информационные каналы и мозг.Информационная среда организма образуется в результате совокупной информационной деятельности его различных функциональных систем. Эта информационная среда представляет собой своеобразный, динамически меняющийся информационный «каркас», в значительной степени определяющий жизнедеятельность организма.К.В. Судаков информационную среду организма, обусловленную совокупной деятельностью различных функциональных систем, разделяет на внутренние и внешние звенья информационной среды, т. к. большинство функциональных систем поведенческого уровня имеет в наличии внутренние (вегетативное) и внешние (поведенческое) звенья саморегуляции. В результате, внутренние и внешние информационные звенья, по К.В. Судакову, составляют своего рода «информационный гомеостазис организма»[25, 18].Самоорганизация функциональной системы «человек» в ходе онтогенеза, его самонастройка и функционирование в процессе жизнедеятельности осуществляются на основе постоянно формирующихся «информационных образов»[26, 20]тех или иных потребностей. Организм продуцирует информацию о своих атрибутивных потребностях от их возникновения и до уровня их удовлетворения. При этом важную роль играют существующие в организме специально информационные механизмы, позволяющие оценить степень удовлетворения этих потребностей. Но в любом случае вся человеческая система переработки информации и отдельные элементы в структуре психики должны рассматриваться в неразрывной взаимосвязи с органами и системами нервной, сердечнососудистой, эндокринной.Передача информации внутри организма происходит не только с помощью нервной системы, но и на уровнях межклеточного взаимодействия на основе слабых магнитных полей, а также изменения физикохимических параметров отдельных тканей. «При этом важную роль играют особые информационные молекулы, циркулирующие в жидких средах организма и выступающие в качестве гуморальных посредников при передаче информации. Под их влиянием протекает процесс перекодирования информации об изменении физикохимических свойств тех или иных тканей и жидких сред организма в соответствующие им процессы возбуждения нервных тканей. При этом исходная информация сохраняется полностью. Вывод из сказанного очевиден: жизнедеятельность организма в значительной степени строится на использовании информационных эквивалентов физиологических процессов и оценке их протекания»[26, 21].«Передача информации в живых и технических объектах обычно происходит с исключительно большим количеством специфических звеньев, однако она подчиняется одному важному закону: между начальным и конечным звеном этой передачи должна быть точная и адекватная информационная эквивалентность»[27, 338].Для расшифровки информационного эквивалента объекта П.К. Анохин ввел понятие его параметризации, которая, по сути, включает в себя параметризацию свойств любого воздействия на организм. «Каждый объект внешнего мира, так и любое изменение внутренней среды организма может быть охарактеризован с физической, химической и, в конечном счете, с информационной стороны... Информационный эквивалент объективной реальности на уровне головного мозга, как совокупность информации, поступающей по разным каналам, является решающим фактором построения субъективного образа объективного мира... При возможности декодирования информации в разных звеньях ее передачи можно воспроизвести исходный объект во всех его чертах»[28, 67].Информационные процессы на всех этапах психической деятельности осуществляются, по К.В. Судакову, под влиянием системной организации мозга. «Нервная ткань выполняет роль приемника информации, которая обрабатывается в структурах головного мозга, являющегося своеобразным информационным экраном нервной системы... В мозге имеются как бы эталонные соты, с которыми (постоянно и мгновенно) сравниваются воздействия внутренней среды и внешнего мира... ДНК нервных клеток заключают в себе информацию о потребностных результатах, а РНК передают эту информацию в рибосомы, в которых образуются информационные молекулы белков, организующие исполнительные акты»[29, 4]. Следовательно, особо важную роль информационные процессы играют в психической деятельности человека, направленной главным образом на формирование целей его поведения и информационное моделирование ожидаемых его (поведения) результатов в будущем.Базовой функцией психики является отражение. В эффектах отражения субъекту открывается предметная и социальная сущность внешних явлений. Преломляясь в психике, они образуют внутренние психические реалии, в результате структурирования которых могут выступать в форме психических процессов, состояний, свойств. Оформление и закрепление психических реакций в постоянно функционирующие структуры связано с понятием функциональных систем, называемых еще функциональными органами.По К.В. Судакову, «функциональные системы психической деятельности человека строятся на информационной основе идеального отражения человеком его разных эмоциональных состояний и свойств предметов окружающего мира с помощью языковых символов и процессов мышления. Результаты функциональных систем психической деятельности представлены отражением в сознании человека его субъективных переживаний, важнейших понятий, абстрактных представлений о внешних предметах и их отношений, инструкций, знаний и т.д.»[30, 87].Выделенные структурные блоки «Внешняя деятельность» и «Внутренняя деятельность» наглядно определяют характер согласованности и единство способов их протекания в общем процессе функционирования человеческой деятельности. Это обусловлено еще и тем, что предметная действительность находит свое идеальное отражение в психике, в сознании действующего субъекта. «Особенности процесса выполнения определенной деятельности обусловлены, с одной стороны, объективными требованиями и нормативной структурой данной деятельности, с другой особенностями психологической структуры личности, которая проецируется, реализуется в данном процессе»[31, 21].«Согласно А.Н. Леонтьеву, внутренняя деятельность вторична: она формируется в процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предшествующий ей внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана»[32, 82]. Здесь А.Н. Леонтьев вслед за Л.С.Выготским подчеркивал не только предметную, но и социальную природу интериоризации.Важнейшими положениями теории деятельности, выдвинутой А.Н. Леонтьевым[33], являются: строение, структура внешней деятельности аналогична строению, структуре внутренней деятельности. Принципиальная общность в их строении определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром. Общность строения усматривалась А.Н. Леонтьевым в возможности переходов от одной формы деятельности к другой (интериоризация и экстериоризация). Однако, внутренняя деятельность в процессе своего формирования приобретает такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности, и наоборот. При этом функцией информации, благодаря которой обнаруживается ее существование, является обеспечение формирования знаний и регуляции человеческих действий.3. Когнитивный уровеньЗнания это усвоение информации о значимых свойствах мира. Знания можно представить себе как «комплекс реально существующих элементов (символов), хранящихся в памяти человека, которые отрабатываются мозгом подобно программе в компьютере, и являются источником интеллектуального поведения»[34, 54]. При этом знания рассматриваются с двух позиций:знания как довольно разнородный фактографический набор (регистрация некоторого факта) относительно статичных элементов, которые могут храниться, извлекаться, модифицироваться, передаваться база данных;знания как семантическая информация (смысловое содержание некоторого факта) с относительно взаимосвязанными динамичными элементами, способность отразить внутреннюю связь явлений база знаний.Базы данных и базы знаний в структуре познания представлены тремя основными формами рационального отражения: понятиями, суждениями, умозаключениями. А поскольку сознание оперирует понятиями различной степени обобщенности, постольку эти понятия будут характеризоваться определенными соотношениями, сочетаниями, связями между чувственным и рациональным, эмпирическим и теоретическим, конкретным и абстрактным, что составляет разные стороны познания, сочетающиеся и постоянно взаимодействующие друг с другом.Знания рассматриваются в когнитивной психологии в двух областях: знания декларированные (описание фактов, изложение теорий) и знания процедуральные (умения и навыки, т.е. умение применять теорию на практике).Аналогично этому в истории философии имеются определения логический интеллект и практический интеллект. Если первое признавали за истинное знание, то практический интеллект (с заложенным в нем воображением, интуицией, невербальным мышлением, неосознанными чувствами и пр.) исходит из той системы предпочтений, которая сложилась у «чистого» знания. В результате этого в голове у индивида формируется «понятиеобраз» как «сплав, в котором соединено, с одной стороны, некое духовное настроение, нацеленное на общезначимость и точность, а с другой, система практических действий, проникнутая идеей регламентации и формальных процедур»[35, 62].Сказанное выше подтверждает раскрытие понятия «знание» как единый процесс формирования «чистого» знания и способов его добывания. В том, что в познавательном процессе участвуют и рациональные, и перцептивные компоненты сознания, ни одна наука никогда не сомневалась.Знания хранятся в памяти не как простые непосредственные «слепки» того, что было воспринято, а в виде обобщенноабстрактных продуктов умственной переработки информации[36].Хранящиеся в памяти продукты умственной обработки образуют упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней. Мозг закрепляет эти системы в психические когнитивные структуры. Они являются своего рода внутренними умственными формами (матрицами, шаблонами, схемами, эталонами, планами, сетками, «ситами», моделями), «сквозь которые» или посредством которых «человек видит окружающий мир и самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию и в рамках которых происходит переработка всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем более они развиты, тем больше видит и понимает человек[36].В когнитивных структурах записаны не только сами знания в виде отображения множества связей между разными сторонами, свойствами, отношениями окружающей среды, но и, как было сказано раньше, способы их получения, способы перехода одних знаний к другим, способы перехода от «сырых» чувственных данных к их все более абстрактным и обобщенным репрезентациям. То есть когнитивная сфера является не только банком для хранения информации, но и сама превращается в инструмент познания. Данные эффекты интегрированности когнитивного пространства индивида наиболее полно «проявляются в взаимопроводимости и одновременной представленности в акте познавательного отражения различных форм когнитивного опыта»[37, 125].Умения и навыки представляют собой способы деятельности, или регулирование деятельности индивида по приобретению знаний. Каждой системе знаний присущ определенный набор специфических механизмов, благодаря применению которых она функционирует и развивается. Причем, когда выделяются те или иные механизмы, как реальные структурные и функциональные единицы системы, то тем самым предполагается уже наличный способ оперирования, или соответствующая «технология» их использования. Таким образом, способы деятельности включают в себя разнообразный арсенал средств и механизмов по приему, сохранению, переработке и использованию информации.Умение связано с овладением нового способа действия на основеусваиваемого знания при решении определенного класса задач. Дальнейшее развитие умения ведет к автоматизации в психическом регулировании выполняемого действия, что связано с отработкой в техническом отношении сформированного навыка. А умениемастерство, существуя теперь в «свернутом» виде в развивающихся свойствах и качествах личности, становится ее интегральной характеристикой, т.е. проявляется уже как способность. При разрушении навыка эта способность по следам прошлых действий может за определенный период времени восстановить утраченный навык, но в той или иной степени сформированности. Поэтому умения это способности, которые часто называют знаниями об ориентировочной основе деятельности, или знания в действии.
Умения и навыки рассматриваются в литературе с различной степенью сложности[38]. Так, в литературе различают три вида умения: моторное, перцептивное и абстрактное[39].Развитие психических процессов формирует самосознание (возможность описывать существенные черты своего внутреннего процесса переработки информации) и способность принимать решение (процесс, преобразующий воспринимаемую информацию в избранную реакцию).Выделенные авторомтри уровня средовой, инструментальный и когнитивный связаны с получением, накоплением и обработкой информации. Можно сказать, что информация здесь является одновременно и предметом, и продуктом жизнедеятельности человека. Назначение психики в этом процессе:репрезентация, воспроизводство достоверного, истинного знания о мире, соответствие человеческого организма условиям информационного пространства. В результате,уровень освоения индивидом окружающего мира отражает уровень развития его психики в онтогенезе.
Ссылки на источники1.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.2.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС,2000. 312с.3.Хазен А.А. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики. М.: ПАИМС, 1996. 48с.4.Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Редакция журнала «Успехи физических наук», 1997. 400с.5.Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы // Информационноеобщество. 1997. №23.С.2027. 6.Сидоров А.А. Информация универсальный атрибут материи? // Вестник РАН. 1997.Т. 67. №8. С.720724.7.Азроянц Э.А. Новая мировоззренческая парадигма: ориентиры будущего // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы: Сб. статей / Отв. ред. Э.А.Азроянц, В.И. Самохвалова. М., 1997. 171с.8.Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. М.: Издательство иностранной литературы, 1958.199с.9.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400с.10.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.11.Коновалов В.В. Кризис медицины на рубеже XXXXI веков и пути его преодоления // Человек. 1996. №1. С.106119.12.Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Под общ. ред. Б.В. Гнеденко, Б.В. Бирюкова. М.: Просвещение, 1966. 523с.13.Тихомиров О.К. Информационная и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1974. №1. С.4048.14.ПешковаВ.Е. Психика и мозг. Теория системного подхода в психологии.Майкоп: Издво “Магарин О.Г.”, 2010. 622 с.15.Сидоров А.А. Информация универсальный атрибут материи? // ВестникРАН.1997. Т. 67. №8. С.720724.16.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.17.Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ.М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 199 с.18.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №3.С.1622.19.Судаков К.В. Информационный принцип работы мозга // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №1. С.110127.20.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.21.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26.
№4. С.326.
22.Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. №1. С.1925.23.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.24.Судаков К.В. Космос как смысл бытия, или о том, ради чего мы живем // Наука и религия. 2000. №8.C. 47.25.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.26.Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater. 2000. №2. С.1622.27.Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности // Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400 с.28.Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. №4. С.326.29.Судаков К.В. Космос как смысл бытия, или о том, ради чего мы живем // Наука и религия. 2000. №8. С.47.30.Судаков К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты // Успехи физиологических наук.2000. Т. 31. №1. С.8196.31.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 2е изд. 208 с.32.Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.М.: Тривола, 1994. 304 с.33.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304с.34.Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение процедуральным знаниям // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №6. С.5361.35.Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. №6. С.5862.36.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучения: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. 192с.37.Холодная М.А. Существует ли интеллект как психологическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. №5. С.121128.38.Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика. 1997. №2. С.3339.39.Seger C.A. Implicit Learning // Psychological Bulletin.1994. V. 115. №2. P. 163196.
Peshkova Valentina Evgenyevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Department, FGBOU VPO "Adyghe State University", Maikop. Information approach to the analysis of the mind as a systemAbstract. This work first gives the theoretical and methodological bases of information approach to the analysis of the mind as a system. The structural model of the organized mind with its main elements is presented. It promotes identification of the conceptual and categorial device of information approach in psychology, as well as provides new opportunities for development of system approach in human knowledge.Keywords: information approach, model of the organized mind, information processes.