Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курбатова
Л.
Д. Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1471–1475. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54558.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов исследовательских компетенций. Подчеркивается важность исследовательских навыков в процессе обучения.
Ключевые слова:
компетенции, исследовательская деятельность
Текст статьи
Курбатова Лариса Джоновна,преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта»larisakurbatova2011@mail.ru
Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалмста
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов исследовательских компетенций. Подчеркивается важность исследовательских навыков в процессе обучения.Ключевые слова:исследовательская деятельность, компетенции.
В настоящее время востребованным может считаться специалист, способный к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящийся к самосовершенствованию, горящий «творческим огнем». Технологии сменяют друг друга настолько стремительно, что так называемый «узкий» специалист просто не нужен работодателю. Поэтому на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей ковладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость перехода образовательной парадигмы от учебнообразовательной,к научнообразовательной, направленной на интеллектуальное развитие будущих специалистов, что ведет за собой и изменение методологической основы образовательных учреждений. В качестве такой основы вызывает интерес обучающее –исследовательский принцип, сущность которого заключается в активном вовлечении студентов в научно исследовательскую деятельность, то есть в «переориентацию учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и, в конечном итоге,на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально
производственной и научной сфере» [1].Базирующийся на данном принципе учебный процесс, наряду с введением студентов в исследовательскую деятельность, позволяет формировать у них необходимые профессиональные и общие компетенции. Исследования в области коммуникативной, социальной и многих других компетенций проведены такими учеными как Д.А.Иванов, О.В.Соколова,А.В. Хуторской, но вопросам исследовательских компетенций внимания уделено недостаточно. При этом необходимо отметить, что эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы[2]. Основываясь на данных международного проекта ««Определение и отбор ключевых компетентностей», осуществляемого Организацией экономического сотрудничества и развития и национальными институтами образовательной статистки, Швейцарии и США, можно выделить особенности компетенции, формирование которых представляет особую важность для дальнейшей профессиональной деятельности студентов: неалгоритмичность (возможность решать сложные нестандартные задачи), полифункциональность (возможность решать сложные нестандартные задачи в ситуациях повседневной жизни), универсальность и надпредметность (возможность решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности), многомерность (включает в себя целый ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств)[1].
Проведя параллель между выделенными особенностями исследовательской деятельностью студентов можно составить следующую таблицу.Исследовательская деятельностьИсследовательская компетентностьрешение проблем и задач без использования стандартных алгоритмовнеалгоритмичностьиспользование методов исследовательской деятельности в решении профессиональных задачуниверсальность, полифункциональностьформирование и развитие в ходе исследовательской деятельности личностных качествмногомерность
Отсюда следует, что исследовательская деятельность студентов направлена на развитие общих и профессиональных компетенций, формирование которых позволяет им в дальнейшем статьвостребованными и грамотными современными специалистами. Окружающий нас мир очень динамичен, он постоянно изменяется, заставляя нас для решения проблем искать новые нестандартные варианты, добывать из различных источников информацию и грамотно ее использовать, только в этом случае возможно оставаться востребованным специалистом. Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов[7,с.33]. Что же представляет собой исследовательская деятельность? Леонтович А.В.считает, что исследовательская деятельность —деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, это приобретение студентами универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента)[3]. АлексеевН.Г., ОбуховА.В., ФоминаЛ.Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмовпоисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения[4]. Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов будем понимать выполнение ими творческих исследовательских задач посредством основных этапов исследования: ·постановка проблемы, формулирование темы; целеполагание, выдвижение гипотез; ознакомление с соответствующей литературой;подбор методик исследования;сбор материала, его анализ; выводы.Общепринятыми считаются следующиеформыисследовательской работы:–выполнение лабораторных работ;–написание рефератов;–участие в предметных олимпиадах;–подготовка докладов;–выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;–выполнение конкретных нетиповых заданий научноисследовательского характера в период учебных и производственных практик;–изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;–курсовые, дипломные работы и проекты [5]. Но для того, чтобы в учебном заведении «зародилась» и «состоялась» исследовательская деятельность, необходимо соблюдение двух основных условий:
желание и готовность преподавателей заниматься и руководить этим видом деятельности;
готовностьсамих студентов.
Способность студентов к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя[1]. Исходя из этого, преподаватель выступает в роли тьютера, он организует и сопровождает деятельность студентов по самостоятельному получению знаний, что не всегда легко психологически, особенно «устоявшимся», консервативным педагогам.Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой. Исследовательская работа студентов отлично вписывается в рамки деятельности на базе учебного заведения студенческого научного общества, основной целью которого является выявление талантливой молодежи и повышение уровня качества выпускников. В процессе деятельности СНО решаются такие задачи как: прочное и глубокое усвоение знаний по различным дисциплинам, развитие творческого потенциала, формирование профессиональных и личностных компетенций. Основными целями деятельности СНО в техникуме водного транспорта г. Шлиссельбурга, являются выявление талантливой молодёжи и повышение уровня подготовки специалистов среднего звена.
В процессе реализации данных целей нами решаются следующие задачи: формирование исследовательских компетенций, развитие творческого и аналитического мышления, формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и компетенций. В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности СНО мы отдаем предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов. Кроме того,участвуя в деятельности СНО, студент само утверждается как личность, у него возникает и укрепляет свои позиции познавательный интерес, мотивация на поиск новых знаний. Таким образом, исследовательский опыт может быть определен, как совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности, полученных в ходе исследовательской деятельности, которое в дальнейшем обеспечивают субъектное отношение к выполняемой деятельности, обращенность к своим возможностям в ходе выполнения последующей исследовательской деятельности, тем самым, способствуя формированию исследовательской компетенции[2]. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста.
Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.
Ссылки на источники1.БережноваЕ.В. Основы учебноисследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений[Текст] /Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. —М.: Академия, 2007. —128с.2.ЛебедеваС.А., ТарасовС.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии[Текст] / С.А.Лебедева, С.В.Тарасов // Практика административной работы в школе. —2003. —№7. —С.41—443.ЛеонтовичА.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей)[Текст]/ А.В.Леонтович. —М.: МГДД(Ю)Т, 2003. —110с.4.РубинштейнС.Л. Принцип творческой самодеятельности[Текст] /С.Л.Рубинштейн. //Учен. Зап. Высш. шк. Г.Одессы. —Одесса, 1922. —Т.2. —С.106.5.СавенковА.И. Исследовательская практика: организация и методика[Текст] / А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. —2005. —№1. —С.30—33.
Larisa Johnovna Kurbatova«Research activity (work) of the students as the basic factor of the forming the competence of the future specialist»In the article are considered the guestions of the forming and development with students the research competences. It is underlined the importance of research skills in the process of education.Key words: research activity (work) competence.
Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалмста
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов исследовательских компетенций. Подчеркивается важность исследовательских навыков в процессе обучения.Ключевые слова:исследовательская деятельность, компетенции.
В настоящее время востребованным может считаться специалист, способный к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящийся к самосовершенствованию, горящий «творческим огнем». Технологии сменяют друг друга настолько стремительно, что так называемый «узкий» специалист просто не нужен работодателю. Поэтому на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей ковладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость перехода образовательной парадигмы от учебнообразовательной,к научнообразовательной, направленной на интеллектуальное развитие будущих специалистов, что ведет за собой и изменение методологической основы образовательных учреждений. В качестве такой основы вызывает интерес обучающее –исследовательский принцип, сущность которого заключается в активном вовлечении студентов в научно исследовательскую деятельность, то есть в «переориентацию учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и, в конечном итоге,на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально
производственной и научной сфере» [1].Базирующийся на данном принципе учебный процесс, наряду с введением студентов в исследовательскую деятельность, позволяет формировать у них необходимые профессиональные и общие компетенции. Исследования в области коммуникативной, социальной и многих других компетенций проведены такими учеными как Д.А.Иванов, О.В.Соколова,А.В. Хуторской, но вопросам исследовательских компетенций внимания уделено недостаточно. При этом необходимо отметить, что эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы[2]. Основываясь на данных международного проекта ««Определение и отбор ключевых компетентностей», осуществляемого Организацией экономического сотрудничества и развития и национальными институтами образовательной статистки, Швейцарии и США, можно выделить особенности компетенции, формирование которых представляет особую важность для дальнейшей профессиональной деятельности студентов: неалгоритмичность (возможность решать сложные нестандартные задачи), полифункциональность (возможность решать сложные нестандартные задачи в ситуациях повседневной жизни), универсальность и надпредметность (возможность решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности), многомерность (включает в себя целый ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств)[1].
Проведя параллель между выделенными особенностями исследовательской деятельностью студентов можно составить следующую таблицу.Исследовательская деятельностьИсследовательская компетентностьрешение проблем и задач без использования стандартных алгоритмовнеалгоритмичностьиспользование методов исследовательской деятельности в решении профессиональных задачуниверсальность, полифункциональностьформирование и развитие в ходе исследовательской деятельности личностных качествмногомерность
Отсюда следует, что исследовательская деятельность студентов направлена на развитие общих и профессиональных компетенций, формирование которых позволяет им в дальнейшем статьвостребованными и грамотными современными специалистами. Окружающий нас мир очень динамичен, он постоянно изменяется, заставляя нас для решения проблем искать новые нестандартные варианты, добывать из различных источников информацию и грамотно ее использовать, только в этом случае возможно оставаться востребованным специалистом. Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов[7,с.33]. Что же представляет собой исследовательская деятельность? Леонтович А.В.считает, что исследовательская деятельность —деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, это приобретение студентами универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента)[3]. АлексеевН.Г., ОбуховА.В., ФоминаЛ.Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмовпоисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения[4]. Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов будем понимать выполнение ими творческих исследовательских задач посредством основных этапов исследования: ·постановка проблемы, формулирование темы; целеполагание, выдвижение гипотез; ознакомление с соответствующей литературой;подбор методик исследования;сбор материала, его анализ; выводы.Общепринятыми считаются следующиеформыисследовательской работы:–выполнение лабораторных работ;–написание рефератов;–участие в предметных олимпиадах;–подготовка докладов;–выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;–выполнение конкретных нетиповых заданий научноисследовательского характера в период учебных и производственных практик;–изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;–курсовые, дипломные работы и проекты [5]. Но для того, чтобы в учебном заведении «зародилась» и «состоялась» исследовательская деятельность, необходимо соблюдение двух основных условий:
желание и готовность преподавателей заниматься и руководить этим видом деятельности;
готовностьсамих студентов.
Способность студентов к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя[1]. Исходя из этого, преподаватель выступает в роли тьютера, он организует и сопровождает деятельность студентов по самостоятельному получению знаний, что не всегда легко психологически, особенно «устоявшимся», консервативным педагогам.Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой. Исследовательская работа студентов отлично вписывается в рамки деятельности на базе учебного заведения студенческого научного общества, основной целью которого является выявление талантливой молодежи и повышение уровня качества выпускников. В процессе деятельности СНО решаются такие задачи как: прочное и глубокое усвоение знаний по различным дисциплинам, развитие творческого потенциала, формирование профессиональных и личностных компетенций. Основными целями деятельности СНО в техникуме водного транспорта г. Шлиссельбурга, являются выявление талантливой молодёжи и повышение уровня подготовки специалистов среднего звена.
В процессе реализации данных целей нами решаются следующие задачи: формирование исследовательских компетенций, развитие творческого и аналитического мышления, формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и компетенций. В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности СНО мы отдаем предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов. Кроме того,участвуя в деятельности СНО, студент само утверждается как личность, у него возникает и укрепляет свои позиции познавательный интерес, мотивация на поиск новых знаний. Таким образом, исследовательский опыт может быть определен, как совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности, полученных в ходе исследовательской деятельности, которое в дальнейшем обеспечивают субъектное отношение к выполняемой деятельности, обращенность к своим возможностям в ходе выполнения последующей исследовательской деятельности, тем самым, способствуя формированию исследовательской компетенции[2]. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста.
Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.
Ссылки на источники1.БережноваЕ.В. Основы учебноисследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений[Текст] /Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. —М.: Академия, 2007. —128с.2.ЛебедеваС.А., ТарасовС.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии[Текст] / С.А.Лебедева, С.В.Тарасов // Практика административной работы в школе. —2003. —№7. —С.41—443.ЛеонтовичА.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей)[Текст]/ А.В.Леонтович. —М.: МГДД(Ю)Т, 2003. —110с.4.РубинштейнС.Л. Принцип творческой самодеятельности[Текст] /С.Л.Рубинштейн. //Учен. Зап. Высш. шк. Г.Одессы. —Одесса, 1922. —Т.2. —С.106.5.СавенковА.И. Исследовательская практика: организация и методика[Текст] / А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. —2005. —№1. —С.30—33.
Larisa Johnovna Kurbatova«Research activity (work) of the students as the basic factor of the forming the competence of the future specialist»In the article are considered the guestions of the forming and development with students the research competences. It is underlined the importance of research skills in the process of education.Key words: research activity (work) competence.