Хакасские народные праздники как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жуйкова Т. П. Хакасские народные праздники как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1501–1505. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54564.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с временными представлениями средствами хакасских народных праздников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жуйкова Тамара Павловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан zhuykovat@mail.ru

Хакасскиенародныепраздникикак средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматривается одна из проблем, ознакомления детей старшего дошкольного возраста с временными представлениями средствами хакасских народных праздников.Описывается характеристика хакасских народных праздников на освоение детьми астрономического времени.Ключевые слова:время, хакасские народные праздники,хакасская система счёта времени.

Время, как и пространство –сложная философская категория, одна из форм существования материи. Это такая же объективно существующая реальность, как и пространство, поскольку все явления действительности существуют во времени и пространстве. Как объект познания, время является чрезвычайно сложной и многогранной стороной окружающей реальности. Категория времени отражает вечное развитие природы, общества, человеческого сознания [1, с. 1113].С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Он живет во времени, в определенном времени с ним происходят разные события. Современная жизнь требует от человек высокой культуры временных представлений, быстрой реакции на время, гибкости перестройки своего поведения и деятельности в зависимости от жизненных условий.Формирование представлений о времени у детей является сложной проблемой. Эта сложность обусловлена тем, что время как категория, обладает рядом специфических особенностей, которые делают его абстрактным понятием. У старших дошкольников ведущим видом мышления является нагляднообразное мышление, и только начинают складываться зачатки логического. Эта психологическая особенность старших дошкольников усложняет процесс формирования представлений о времени. Таким образом, с одной стороны, в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать представления о времени, с другой стороны, этот процесс осложнен возрастными особенностями детей.Одним из средств формирования временных представлений у детей дошкольного возраста могут быть хакасские народные праздники. Ведь в дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной культуры, появление незримой связи со своим народом (В.Я. Бутанаев, Г.Г. Казачинова, Н.Л. Кольчикова, В.К. Татарова и др.). В свете основных тенденций развития современной педагогики –гуманизации образовательного процесса и его открытости культуре –приобщение детей к народной культуре и искусству преставляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Хакасами была создана своя система измерения времени и пространства. До присоединения к России они пользовались своим календарем. Ещё в период Кыргызского государства, как сообщали восточные летописи, население с помощью «двенадцати животных считают годы». В настоящее время память о двенадцатилетнем животном цикле –«мeче» сохранили только люди преклонного возраста. Каждый год носил имя определённогоживотного и, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности. Например:1.куске чылы (год мыши) –хороший, тёплый год; 2.iнек чылы (год коровы) –голодный год;3.тeлгe чылы (год лисицы) –плохой год; 4.хозан чылы (год зайца) –холодный год;5.килескi чылы (год ящерицы) –хороший год; 6.чылан чылы (год змеи) –тёплый год;7.чылuы чыл (год лошади) –тёплый год; 8.кiзi чылы (год человека) –холодный год; 9.хой чылы (год овцы) –холодный год;10.таyах чылы (год курицы) –хороший год;11.адай чылы (год собаки) –год недостатка молочных продуктов (качинцы);12.турна чылы (год журавля) –тёплый, хороший год (сагайцы); 13.сосха чылы (год свиньи) –трудный год (качинцы);14.jскi чылы (год козы) –хороший год (сагайцы) [2].Из пяти «мeче» складывался век –«пeкeл», в котором насчитывалось 60 лет. Каждый из пяти «мeче» носил определённую цветовую символику, соответствующую пяти стихиям: синий (кок) –цвет неба, красный (хызыл) –огня, белый (ах) –воды, чёрный (хара) –земли и зелёный (от кок) –растительности. Подобное представление, вероятно, было заимствовано от монголов [3].Год начинался с периода весеннего равноденствия. Хакасская система счёта времени (тус, самал) фиксировала короткие промежутки светового дня, суточный период, месяцы и лунные годы. Вместо минут и часов употребляли следующие понятия: «iнек мeeреенxе» –время мычания коровы; «хан пысханxа» –время, когда сварится кровяная колбаса; «чай хайнаанxа» – до тех пор, пока не закипит чай; «тамкы тартханча» –время выкуривания одной трубки табака; «пiр хазан сыхханxа» –время перегонки одного казана айрана, что соответствовало полутора часам. Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери которой строго ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда, солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещали внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбище. 3атем солнце, поднявшись «на высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что соответствовало летом 89 часам утра. Это считалось временем завтрака. Далее солнечный луч, медленно продвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку (кiчiг iлгjp), и к обеду достигал второй полки (улуu iлгjр). К четырём часам вечера луч падал на кадку с айраном. В это время надо было пригонять домой телят. Наконец, солнце скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня» и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров. Ночное время определяли по положению незаходящих созвездий Большой Медведицы (Читiген) и Малой Медведицы (Ах ат, Кjк ат чылтыс), по зимнему Ориону (Ус муйuах) и Плеядам (Улгер, Кeрген), по проявлению Венеры (Солбан) и Сириуса (Кjкетей). Согласно хакасским легендам, разделение месяца на недели связано со счётом половин лунных фаз, и было предложено культурным героем Кeлчалаас. Воскресенье носило название «позырах» –красный день. Он считался праздником. IIонедельник –«пас кeн» (начальный день); вторник –«тjjй кун» (чётный день); среда –«саарсыхкeн» (нечётный день); четверг –«тjрт хоных» (четвёртые сутки); пятница –«пис хоных» (пятые сутки); суббота –«чичiме». С каждым днём недели существовали свои приметы, поверья и запреты Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на две фазы: «ай наазы» –новая луна и «ай иргiзi» –старая луна. На 14й день наступало «белое полнолуние» (ах толы), 15й день носил название «красное полнолуние» (хызыл толы) и был последним днём новой луны. По представлению хакасов, в день красного полнолуния месяцу обрезали горло, и он, обагренный кровью, медленно начинал умирать. Счёт старой луны вели в обратном направлении. На второй день старой луны месяц исчезал из поля зрения. Время рождения нового месяца называлось «ай: аразы», т.е. междулуние. В момент рождения месяца, по хакасским поверьям, небо внезапно озарялось. Озарение неба мог увидеть только счастливый человек, который сразу должен был лечь на спину, схватить изза правого плеча любой попавшийся предмет и произнести заветное желание, Например, если проговорить «тjyiс пай полим» –«буду вечным баем», то человек станет очень богатым, Некоторые ленивцы, думавшие без труда разбогатеть, верили в подобные сказки и специально в междулуние караулили всю ночь озарения небосвода [4].Луна и Солнцеявлялись почитаемыми светилами. Каждое утро хакасы поклонялись на восход солнца. При молении мужчины опускались на правое колено, женщины –на левое и, держа руки за спиной, три раза отбивали поклоны головой, прося благополучия «черноголовому народу и пасущемуся скоту». Луне молились каждый третий день новолуния. На колени не опускались, но руки держали за спиной и три раза наклоняли голову. 3апрещалось показывать рукой на луну. Если это случайно произошло, то произносили заклинание: «Я не вижу, а видит колотушка». С сочетаниемнебесных светил хакасы связывали не только будущие урожаи посевных, но и с тем, как будут пополняться их стада овец и лошадей.Хакасы пользовались лунным календарём,в котором начало календарного месяца, соответствовало моментам новолуний. Лунный год по количеству дней расходился с солнечным календарем. Для соответствия через каждые три года добавлялся дополнитёльный тринадцатый месяц. В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Ониотражают важнейшие ритуальные связи поколений, их представление о мире, праздник сохраняется как народная традиция.Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная инициация и социализация личности, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.Проблема: «Тадар улукун, чулун, тоозыларха чор» –«хакасские праздники и культура исчезают» –так с печалью говорят люди старшего поколения, когда дети становятся русскоязычными, когда не носится национальная одежда, когда уходит в прошлое обычаи и обряды хакасского народа.Задача сегодняшней молодежи, поколения сегодняшнего дня не дать уйти в прошлое хакасской национальной культуре.Говоря о классификации хакасских праздников, выделяют:1.Семейные праздники.2.Промысловые праздники.3.Общественнорелигиозные праздники.4.Родовые праздники.5.Христианские праздники [5].Обрядоворитуальные традиции южносибирских народов, к которым относятся и хакасы, несут в себе тему «Жизнь и человек». Это закономерно, так как жизнь человеческого общества –главная ценность в мире. В помыслах, на словах и на деле люди аппелировали к Природе –единственному источнику Жизни, единственно надёжной реальности, которую они постигали со времени осознания в себе разума.Для традиционного мировоззрения хакасского народа характерно, прежде всего осознание животворной силы Природы, живого начало в Природе, реалистическое восприятие которого облечено в символы и образы, отражённые в реальной жизни, ритуалами и обрядами, обычаями и традициями, которые составляют основу Календарных народных праздников.Знакомство с хакасскими праздниками детей дошкольного возраста можно начинать с весеннего праздника «Чыл Пазы». Природноклиматические условия Хакасии еще в глубокой древности обусловили формирование особого хозяйственнокультурного типа –кочевого и полукочевого скотоводства и связанных с ним специфического уклада жизни и культурнобытовых традиций.В этих условиях сложился особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны, что и стало отмечаться как праздник Нового года. Название праздника Чыл пазы буквально означает «начало года».Жители одного аала всегда встречали Чыл пазы вместе. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и надеть новую одежду.До начала Чыл пазы на всей территории аала –в скотных дворах, кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты –весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега, грязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдалась одна обязательная формальность –оставить возле дверей дома, в углу кошары небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу [6].Детям можно рассказать, что начало весны,ознаменуется прилетом первых птиц, первого кукования кукушки и растягивается до первых раскатов грома. Именно тогда и начинается празднование Чыл пазы.В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Необходимо было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Почтенный старец произносил молитву.Затем возвращались домой. В каждой юрте находились фитиши –изображение почитаемых духовпредков, называемые «тёси». Во время праздника Чылпазы необходимо было совершить ритуальное кормление семейнородовых тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение воскресающим силам природы.

Затем начинался общий аальный праздничный пир «той». Начинались взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было зайти, хотя бы ненадолго. Люди обращались друг к другу со словами «Пришел Новый год, снялась змеиная шкура». Хозяин, зачерпнув, или налив араки небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вино вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Возлияние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой –на женской. Одновременно на столиках появляются приготовленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха, сметаны и чая с печеньем.Во время первого кукования кукушки –звукового сигнала начала весны –нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впервые ее голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: «Я сыт», –и кукушка будет обманута. Южные хакасы, услышав звуки первых кукушек, выходили на кладбище и жгли пищу умершему в прошедшем году. Исходя из этого обычая, можно предположить, что когдато предки хакасов хоронили останки кремированных умерших через год, как это делали их предки –кыргызы.

Весной после окончания посевных работ отмечали «eрен хурты» –праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. Жители аалов выходили на пашни, где устанавливали столики с едой (саламатом) и напитками, приготовленными из остатков прошлогоднего ячменя (eрен хурты арбазы). Почётный старец брызгал горам хакасским ячменным квасом абыртхы и читал заклинание:

«Тараан хыраxа тас пeтсiн!

Салuан хыраxа сарысха чiзiн!

Харыс читпес пастыu тамах ползын!

Тудым читпес тjстiг ас ползынl»

«Пусть на посеянной пашне образуются камни!

Пусть посевы съест кобылка!

Пусть вырастет хлеб с колосом менее четверти!

Пусть вырастет хлеб с корнем менее горсти!» [7].Вероятно, от подобного заклинания ждали обратного результата. В конце ритуала, после окончания кропления, старец производил гадание –«тjрiк», бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали отверстием вверх, то это предвещало хороший урожай, и все кричали «ах тjрiк», т.е. белая судьба. Но если они упали вверх дном, то народ с сожалением восклицал «хара тjрiк», т.е. чёрная судьба с плохими последствиями. До тех пор, пока не совершат гадание, за стол не садились. После этого собравшиеся на поле, потчевали друг друга вином со словами: «Урен хурты тайна!» –«Жуй зернового червя!» или «Урен хуртын jдiрчебiс» –«Убиваем зернового червя!». Подобный обычай существовал и на Северном Алтае. Под влиянием христианства во время праздника «Урен хурты» на пашне стали разбрасывать скорлупу от крашеных на Пасху яиц, вероятно, с сакральным смыслом «оплодотворения» земли. После ритуальной части пахари мыли лицо и ополаскивались в тазу, а воду выливали на пашню. Согласно хакасской традиции, с первого дня посевной компании не умывались, чтобы не смыть счастье и не обидеть землю своим брезгливым к нейотношением. За время сева пахари не должны были спать с жёнами, иначе вырастут сорняки. После праздника «Урен хурты» мужу разрешалось приступить к своим супружеским обязанностям. Остатки приготовленного на праздник вина «очы Хазан» допивали на следующий день, обходя гурьбою каждую юрту аала. Обычай взаимного приглашения «хыыртызыu» до сих пор практикуется в дни гуляния [8]. Наступление лета ознаменуется праздником Тунпайрам (праздник первого айрана).У хакасского народа видное место занимает скотоводческийпраздник Тунпайрам, проводившийся в степных районах Хакасии. Тунпайрам –это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая –начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму, и появлялись первые молочные продукты. Праздник Тунпайрам был связан с почитанием скотоводства –основы традиционного хакасского хозяйства.

К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, называемого похакасски –«ызых». «Ызых» освящался и считался хранителем благополучия скота. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой «ирбен». К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Выборной старец краплением айрана на ритуальные костер, березки, коновязь благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились у скотоводов.Послеритуальной части устраивались спортивномассовые мероприятия. К ним относились конные скачки, стрельба из лука, борьба курес, поднятие камня (камень весом 80 кг. необходимо поднять до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо). Победителей щедро угощали айраном и аракой (молочная водка, перегнанная из айрана).

Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять ее на следующий день запрещалось.На празднике Тунпайрам звучит музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы,хомыс, тюрлё, хобрах и т.д. Со всех аалов съезжаются на конкурс мастера тахпаха. Победителем конкурса среди тахпачи считается тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.Самое любимое спортивное развлечение скотоводческих народов –конные состязания. Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиковподростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определённого цвета. На скакунов ставили крупные заклады –до300 рублей деньгами и до 100 голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу.

Айранные и кумысные праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии. У тувинцев он назывался «Дунхойтпак», а у якутов –«Тунах ысыах».В первые годы Советской власти этот праздник прекратил своё существование. Только в 1980 г, в связи с 50летним юбилеем Хакасской автономной области, было решено восстановить и проводить регулярно «Тун Пайрам». В новых условиях он получил и новое содержание.Осенью после жатвы устраивали «Уртун тойы» –праздник урожая. Из молодого зерна готовили бузу (поза) и перегоняли её на водку «тун apaua». Застолье делали прямо на току. Совершалось ритуальное кропление окружающим горам и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра eлeзi» на счастье. Их завязывали цветными ленточками.После перекочёвки с летника на зимник отмечали «Айран солындызы» праздник последнего айрана. Он совпадал по времени с христианским Покровом (1 октября). С раннего утра собирались сначала у самого пожилого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя компанией из юрты в юрту. Зимних праздников хакасы не знали. Под влиянием христианских обрядов стали отмечать Рождество «Кjледе», во время которого ряжеными (хубулxах, тeрленxiк) ходили колядовать. Среди хакасов успешно пустили корни и другие христианские праздники: Крещение –«Мылтых», Масленица –«Хайах», Пасха –«Хызыл нымырха», Троица –«Тросин».

Всвязис образованиемв1991 г. Республики Хакасия был проведён новый праздник «АдаХоорай», основанный на древних обрядах и посвященный памяти предков. Место проведения его было выбрано на свящённом перевале Уйтаг. 3десь в честь предков был поставлен пятиметровый обелиск «кjзее», наверху которого вырезана личина и солярный знак «кeн таyма». Солярный знак, дошедший до нас со времён Окуневской культуры (2 тысячелетие до н.э.), характерен практически для всех каменных изваяний, без которых невозможно представить облик Хакасии. Он связан с почитанием главного небесного светила. Отрадно отметить, что солярный знак как элемент государственной символики изображён тёперь на официальном флаге и гербе Республики Хакасия. На обелиске вырезаны руническим письмомс транскрипцией на русскую графику имёна легендарных предков хакасов, павших в борьбе за независимость своей Родины. Одним из первых среди них идёт имя Барсбега –первого кыргызского кагана, погибшего в битве с армией Тоньюкука в 711 году. Надо отметить,что барс, как и волк, считался тотемным животным тюркских народов и выступал, вероятно, покровителем Кыргызского государства.

Согласно хакасскому обычаю, обелиск повернут своей личиной на восход. Рядом с ним насыпан каменный курган «обаа». Каждый приходящий на моление обязан поднять на гору камень в честь духов Уйтага. Горные хозяева считаются покровителями хакасов.Ритуальная площадка украшается национальной символикой –флажками «чалама» красного, синего, белого и чёрного цветов. Они символизируют почитание хакасами четырёх стихий: красного огня, синего неба, белой воды и чёрной земли. Моление возглавляет алгысчыл –человек, знающий благословление огню, земле, воде и небу. Ритуальная процессия, состоящая из семи девушек и девяти парней, троекратно обходит вокруг обелиска, огня и кургана; для кормления духов предков забивается жертвенное животное. Его шкура вместе с головой и конечностями устанавливается на специальную подставку «чахы» у кургана в направлении на заход солнца. В ту сторону уходят души умерших. Во время моления хакасы складывают руки за спиной и производят поясные поклоны на восток. Хакасская форма моления отличается от христианской в первую очередь тем, что себя не осеняют крестным знамением. После каждой молитвы все опускаются на одно из колен (мужчина –на правое, женщина –на левое) и троекратно припадают челом к земле. Общественное моление содействует единению народного духа, поднимает нашу мысль выше обыденной суеты к вечному.

Хакасы в результате многовекового наблюдения за небесными светилами выявили закономерности их движёния, которые послужили созданию у них лунносолнечного календаря. Названия месяцев отразили хозяйственный уклад населения, астрономические наблюдения и природные явления. Наиболее архаичные среди них относятся к периоду первобытной охоты и собирательства. Хрононимы, используемые населением подтаёжной части Южной Хакасии (сагайцы и шорцы), аналогичны с календарём северных алтайцев и связаны с почитанием охоты, земледелия, пробуждением и засыпанием природы. Знакомя детей дошкольного возраста с национальными праздниками, мы определили первоначальный уровень временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Экспериментальной базой послужила подготовительные группы детский сад №202 ОАО «РЖД» г. Абакана. На констатирующем этапе в эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста. Нами было выделено 2 группы по 20 человек: экспериментальная и контрольная.Качественное определение уровня сформированности представлений о времени у старших дошкольников включает в себя следующие знания и умения:знания о временах года, месяцах, днях недели, часах, минутах.Использование в свободной речи этих и других определений, характеризующих временные изменения (вчера, сегодня, прошлый, будущий, завтра, потом,сначала, рано, поздно, быстро, медленно и т.д.).Знания о реальных временных изменениях (смена сезонов, часть суток и т.д.). Умение определять то или иное время года по тем или иным временным параметрам, а именно: изменения в животном мире, в растительноммире, в неживой природе (осадки, природные явления), в жизни людей.Для определения уровня были использованы тестовые задания И.С. Иванцевой.«Исправь ошибки».«Так бывает или нет».

Результатыисследование показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах имеют средний уровень сформированности временных представлений.С учетом исходного уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста была организована работа, направленная на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами хакасских народных праздников, на основании этого нами был составлен план, который включал знакомство детей с различными хакасскими праздниками, в зависимости от временного календаря.Всего было проведено 5 праздников:1.Чыл Пазы –Голова Года

Освоение астрономического времени (время года, месяц, день недели, части суток, час). Знакомство с Хакасским Новым годом –праздником почитания Космоса, Солнца, Природы, праздником очищения. 2.Чир Ине –МатьЗемля

Освоение астрономического времени. Знакомство с праздником почитания Земли, ее освещения, очищения. 3.Улуг Кун –Кун Пазы

Освоение астрономического времени. Знакомство с праздником поклонения Солнцу. 4. Уртун Тойы –Праздник урожая

Освоение астрономического времени. Знакомство с праздником благодарения Природы и освящения урожая.5.Мылтых

Освоение астрономического времени. Знакомство с месяцем обережения от злых силПрироды.В канву праздников всегда включаютсяхакасские народные игры: «охчаадан атыс» –стрельба из лука, «урух тастааны» –метание аркана, игра в кости и т. д.





Полезны игры на развитие ориентировки во времени: «кто быстрее соберет кости (хазыхи)» в игре «Айра» или «кто быстрееспрячет кость» в игре «Спрячь кость» (Хазых сугыбыс), и т.д. Знакомство детей дошкольного возраста с временами года проводятсяпо контрастным периодам лето –зима, осень –весна. Основные признаки времени года также можно связать с хакасскими играми. Например, борьба Курес, где в летнее время игроки боролись на траве, на песке, зимой –на снегу или игра «Хозан орых» (Хулагас), где для игры необходимо было начертить большой круг: в зимнее время он чертился на снегу, а в летнее –на земле. Или катание на санях в зимнее время в играх «Саргычах» и «Чылгаях».

Чтобы закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени мы используем игры, в которые играли только в вечернее время «Поймай соперника» (Чачырах), только днем (светлое время суток) –Тобит.Входепроведения праздниковдети познакомились с хакасским календарем, содержание которогонаправлено на освоение астрономического времени. При организации и подготовке праздников осуществляласьвзаимосвязь педагогов, детей и родителей. Так, например, при подготовке к Хакасскому Новому году совместно шили костюмы, изготавливали украшения и украшали зал хакасскимиорнаментамии красивыми поделками из дерева.Для ознакомления детей с хакасской национальной культурой в группе создана предметноразвивающая среда:настольный театр, который используется для ознакомления с хакасскими народными сказками, национальный уголок. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой республики Хакассия. Для изучения хакасской народной одежды в саду имеются женские и мужские костюмы, женское украшение «Пого», альбом «Хакасский народный костюм». Оформлены альбомы «Растения и животные хакасского края», «Родина моя –Хакасия». Систематически проводятся занятия в форме беседы на темы: «Хакасия –мой край родной», «Жители Хакасии», «О природе и жизни людей в Хакасии», «Одежда народов Хакасии», «Декоративноприкладное искусство». На занятиях по обучению рассказыванию воспитатели используютустное народное творчество: загадки, сказки, пословицы, что повышает у детей эмоциональный интерес. Например, у хакасского народа есть одна мудрая пословица, которая написана в форме тахпаха,ав форму тахпаха народ облекал только самые сокровенные мысли. Приведем небольшой фрагмент из этого тахпаха:Всему свое время,А упустишь время, пользы никакой!Всему своя мера,А не выдержишь меры, толку никакого!Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий используютсядидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару»,«Магазин игрушек», «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулкахс детьмипроводятсясловесные игры: «Рыба, птица, зверь»,«Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

На контрольном этапе исследования использовались диагностические задания, аналогичные констатирующему срезу. На основании полученных результатов, мы проследили динамику формирования временных представлений у старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе, где проводилась специальная работа.Подытоживая анализ проблемного поля исследования,сделаемследующие выводы: данное направлениеинформационнопознавательного характерадает не только временные представления детям, но и возможностьполучить определенный объем знанийи

аккумулирует литературнохудожественный фундамент по истории и культуре Хакассии.

Ссылки на источники1. Кононенко И. Знакомство детей со временем / И. Кононенко // Дошкольное воспитание. –1981. –№7. –С. 1113.2. Бутанаев В. Я. Народные праздники Хакасии/В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев:Учебное пособие. –Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. –76с.3. Бутанаев В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / В.Я. Бутанаев. –Абакан: УПП «Хакасия», 1995. –53 с.4. Бутанаев В.Я. Хакасский исторический фольклор / В.Я. Бутанаев, И.И. Бутанаева. – Абакан. 2001. –176 с. 5.Казачинова Г.Г., Таторова В.К. Чыл Пазы –Голова года издательство « РОСА». –Абакан. 1997. –122 с.6.«Чыл Пазы» –Новый год в современной культуре хакасского народа. –Абакан.2005. –28 с.7. Кошелева А.Л. Время в слове и лицах . Очерки, статьи / А.Л. Кошелева. –Абакан: Святоч, 2003г. –126 с.8. Кустова. Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. –СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. –160с.

Zhuykova Tamara Pavlovna,Candidate of pedagogical sciences assistantprofessor of the chair of pre school and special education FGBOU VPO “Katanov State University of Khakasia”, Abakan.zhuykovat@mail.ruKhakass people`s halidays as the means of temporal notions formation with senior prer school age children.Annotation. In the article it is considered one of the problems of acguitance senior pre school age childlren with temporal notions, means of Khakass people`s holiolayz. Khakass people`s holidays for mastereng by children of astronomical time. Keywords: time, Khakass people`s holidays, Khakass calculation time system.