Европейские группировки территориального сотрудничества как инструмент региональной политики ЕС
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Банников
А.
Ю. Европейские группировки территориального сотрудничества как инструмент региональной политики ЕС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1561–1565. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54576.htm.
Аннотация. В статье дается обзор целей региональной политики ЕС в период 2007–2013 гг. и рассматриваются европейские объединения территориального сотрудничества как инструмент реализации задач территориального сплочения регионов. Установлено, что создание ЕГТС может быть связано: 1) с управлением программами трансграничного сотрудничества; 2) реализацией проектов пограничной кооперации на региональном и локальном уровнях; 3) другими способами сотрудничества при наличии финансовой поддержки со стороны ЕС или без нее.
Ключевые слова:
региональная политика, европейский союз, европейские группировки территориального сотрудничества
Текст статьи
Банников АлексейЮрьевич,ассистент кафедры экономической и социальной географии Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского, г. Саратовalekseybannikov@yandex.ru
Европейские группировкитерриториального сотрудничествакак инструмент региональной политики ЕС
Аннотация:В статье дается обзор целей региональной политики ЕС в период 2007–2013 гг. и рассматриваются европейские объединения территориального сотрудничества как инструмент реализации задач территориального сплочения регионов. Установлено, что создание ЕГТС может быть связано с: 1) управлением программами трансграничного сотрудничества; 2) реализацией проектов пограничной кооперации на региональном и локальном уровнях; 3) другими способами сотрудничества при наличии финансовой поддержки со стороны ЕС или без нее.Ключевые слова:региональная политика, Европейский союз, Европейские группировки территориального сотрудничества
Введение Регионы ЕС очень разнообразны с культурноисторической точки зрения и имеют различные уровни социальноэкономического развития. В Европе выделяются проблемные территории (в первую очередь регионы Восточной Европы, в которых наблюдаются драматическиепоследствия трансформации структуры экономики при переходе от командноадминистративной к рыночной системе организации народного хозяйства, старопромышленные и сельские регионы). Региональная политика является одной из наиболее важных сфер социальноэкономической политики в ЕС. Сегодня она представляет собой не только региональную политику каждого отдельного государствачлена интеграционного объединения, но политику сплочения, проводимую на наднациональном уровне с помощью различных финансовых, юридических и социальнополитических инструментов. Ликвидация экономических и политических барьеров внутри ЕС (создание общего внутреннего рынка и принятие Шенгенских соглашений) послужила стимулом формирования экономических регионов с общим рынком труда на приграничных территориях государствчленов Евросоюза. Этовызвало изменения в региональной политике интеграционного объединения. С 1990 г. ЕС осуществляет программу «Инициатив сообщества INTERREG», главной целью которой является преодоление разделяющего влияния границ и обеспечение функционирования общего европейского рынка. INTERREGIII(2000 –2006 гг.) была направлена на развитие социальноэкономических связей внутри ЕС посредствам стимулирования транснационального и межрегионального сотрудничества и сбалансированного развития территорий Союза [4].Наряду с этим был принят ряд документов, посвященных вопросам пространственного планирования на общеевропейском уровне. Один из них –«Европейская перспектива пространственного развития» (EuropeanSpatialDevelopmentPerspective(ESDP)), в основу которого положено признание того, что сотрудничество между всеми территориальными уровнями (вертикальная интеграция) и всеми секторами экономики (горизонтальная интеграция) влияет на пространственное развитие [1]. Также с 2002 г. реализуется программа «Сеть наблюдения за европейским пространственным планированием» (Europeanspatialplanningobservationnetwork(ESPON)), в которой большое внимание уделяется эффективности, сплочению, т.е. сбалансированному и стабильному развитию, стимулирующему конкурентоспособность и уменьшающему структурное неравенство между регионами и странами [11], а также вопросам окружающей среды.
Современные направления региональной политики ЕС Программный период 2007 –2013 гг. регионального развития характеризуется следующими приоритетами: поддержка инноваций, создание новых рабочих мест и обеспечение экономического роста во всех регионах союза, что является структурной частью стратегии общего экономического развития интеграционного объединения.Региональная политика фокусируется на достижении трех основных целей1:1)конвергенции (сплочении), т.е. поддержке экономического роста и повышение уровня занятости населения в наименее развитых регионах путем инвестирования в человеческий капитал, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, инноваций, повышение эффективности работы административного аппарата регионов; 2) региональной конкурентоспособности и занятости, т.е. создании новыхрабочих мест, повышение конкурентоспособности регионов путем поощрения инновационной деятельности, разработки мер по охране окружающей среды и развитием региональных рынков труда;3) европейском территориальном сотрудничестве, т.е. поддержке всех видовтерриториальной кооперации и территориального сплочения между регионами внутри ЕС путем содействия комплексному развитию территорий [3].В рамках территориального сотрудничества в текущий период (2007 –2013 гг.) принятыи осуществляютсятри типа программ: 1) проекты пограничного сотрудничества между определенными территориями государствчленов ЕС; 2) транснациональные проекты, направленные на организацию сотрудничества в крупных регионах (например, Балтийское море, Дунайский, Альпийский и Средиземноморский регионы); 3) межрегиональные проекты (INTERREG IV C, URBACT II, INTERACT II, ESPON), которые охватывают все 28государствчленов ЕС.Отметим, что в новый семилетний период (2014 –2020 гг.)акцент в региональной политике ЕС будет делаться на сплочении территорий через оказание поддержки всем регионам по общим правилам(для всех европейских структурных и инвестиционных фондов), упрощение правил (ясные требования, использование цифровых технологий (ecohesion), упрощение правил отчетности), связь оказываемой финансовой поддержки с конечным результатом. Все эти меры направлены на достижение устойчивого развития, которое реализуется двумяпутями: 1) вкладывать больше средств в устойчивый рост и 2) качественно инвестировать в устойчивый рост. В первом случае речь идет о развитии по тремприоритетным направлениям: снижение зависимости экономики от углеводородного сырья и развитие альтернативной энергетики, сохранение экосистеми биоразнообразия, а также внедрениеэкоинноваций. Во втором случае речь идет о контроле заинвестициями на протяжении всего жизненного цикла конкретного проекта.Следующим важным изменением является усиление территориального единства и территориального сотрудничества путем облегчения условий для 1При финансовой поддержки из трех общеевропейских фондов: Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда и Фонда сплочения.создания европейских группировок (для) территориального сотрудничества (далее ЕГТС)2.
Территориальное сотрудничествоТенденции к усилению территориальнойкооперации на региональном итрансграничном уровнях в Европе проявляются в создании ЕГТС,представляющих собой инструмент повышения эффективностикооперации между регионами и их экономическогои социального сплочения.ЕГТС являются юридическими лицами, а их члены также имеют статус юридических лиц, что позволяет государственным органам различных странучастников подобного объединения оказывать совместные услуги, не требуя заключенияпредварительныхмеждународных соглашений, подписанных и ратифицированных национальными парламентами. В ЕГТСдолжны входить представители как минимум двух государств ЕС [2].На данный момент подобные объединения созданы в 18государствахчленахЕС (табл. 1). Большинство ЕГТС находится в Восточной и ЮжнойЕвропе, также активно развивается такая форма сотрудничества между французскими регионами и их соседями из других странчленов ЕС.Причем, если на ранних этапах ЕГТСбыли проектами по реализации исключительно трансграничной кооперации, то с 2012 года они стали создаваться как площадки для сотрудничества между городами разных странчленов ЕС.
Таблица 1Европейские группировки(для) территориального сотрудничества(на начало 2013 г.)
№п/пРегионыГосударствачленыОснованы в 2008 –2010 гг.1AbaújAbaújban
Венгрия–Словакия2AmphictyonyГреция–Кипр–Италия–Франция3ArchiMedИталия–Испания–Кипр4Cerdanya CrossBorder Hospital Испания–Франция5DueroDouroПортугалия–Испания6Eurodistrict Saar Moselle Франция–Германия7Eurodistrict Strasbourg –OrtenauФранция–Германия8Euroregion PyrénéesMéditerannée Испания–Франция9GaliciaNorte PortugalПортугалия–Испания10GECT–INTERREG–ProgrammeGrande RégionФранция–Германия–Бельгия–Люксембург11IsterGranumВенгрия–Словакия12KarstBodvaВенгрия–Словакия13EurométropoleLilleKortrijkTournaiФранция–Бельгия14WestVlaanderen/FlandreDunkerqueCôte d´OpaleБельгия–Франция15Ung Tisza Túr –Sajó (UTTS)Венгрия–Словакия16ZASNETПортугалия–Испания17Pons DanubiiВенгрия–Словакия18Bánát Triplex ConfiniumВенгрия –Румыния –СербияОснованы в 2011 г.19Euroregion TirolSüdtirol/Alto AdigeTrentinoАвстрия –Италия 2англ. European grouping of territorial cooperation, нем. Europäische Verbund für territoriale Zusammenarbeit20Eurorégion AquitaineEuskadiФранция–Испания21ArrabonaВенгрия–Словакия22PirineusCerdanyaФранция–Испания23Espacio PortaletИспания–Франция24EGTC «Territory of municipalities: Gorizia, Mestna občina Nova Gorica and Občina ŠempeterVrtojba»Италия –Словения 25Linieland van Waas en HulstБельгия –Нидерланды26RábaDunaVág (RDV)Венгрия–СловакияОснованы в 2012 г.27BodrogköziВенгрия–Словакия28Gate to Europe EGTC Ltd.Венгрия–Румыния29PannonВенгрия–Словения30Novohrad Nógrád'Венгрия–Словакия31EFXINI POLI Network of European Citiesfor Sustainable DevelopmentГреция –Кипр –Болгария 32European Urban Knowledge Network (EUKN)Кипр –Бельгия –Чехия –Франция –Германия –Венгрия –Люксембург –Нидерланды. Испания выступает в роли наблюдателя Составлено автором по материалам[7,8]
Функционирование ЕГТСосновано на заключении соглашениймеждунациональными, региональнымиили местными органами власти, а также любыми другими государственных учреждений или ассоциациями [9]. В соглашении об организации ЕГТС прописываются цели и задачи объединения, его структура и система управления (табл. 2) и механизмы принятия решение, юридический адрес, вопросы финансирования, срок действия соглашения и условия его расторжения. Кроме того, организаторы должны проинформировать государствачлены ЕС и Комитет регионов о создании ЕГТС. Составучастников определяется в соответствии с целями и задачами объединения.
Таблица 2Обязательные органы ЕГТС
ОрганСобрание (представительство всех членовЕГТС)ДиректорФункцииПринятие/одобрение решенийПредставительство ЕГТС на региональном/национальном/наднациональном уровняхСоставлено автором по материалам [9]
Задачи ЕГТС весьма разнообразны и могут заключаться в решении какойлибо конкретной проблемы, либо в разработке платформы для развития механизмов принятия решений для развития регионов в целом. Создание ЕГТС может быть связано с:
1) управлением программами трансграничного сотрудничества; 2) реализацией проектов пограничной кооперации на региональном и локальном уровнях;3) другимиспособами сотрудничества при наличии финансовой поддержки со стороны ЕС или без нее (например, поддержка трансграничных транспортных ассоциаций илидвустороннихмуниципальных инициатив (строительствобольниц, утилизация отходов)).В первом случае речь идет о ЕГТС как о законных представителях Еврорегионов в межнациональных советах и комитетах. Примером такого симбиоза может служить ЕГТС «Еврорегион «Тироль–Зюд Тироль/Альте АдижеТрентино». Данное объединение было основано в сентябре 2011 г., хотя кооперация между входящими в него регионами насчитывает уже не одно десятилетие, а еврорегион как площадка трансграничного сотрудничества существует с мая 1998 г. Цели ЕГТС весьма обширны и, прежде всего, связаны с поддержкой экономических, социальных, исторических и культурныхсвязеймеждунаселениемрегионов посредствам сотрудничества в различныхобластях, таких как энергетика, окружающаясреда, транспорт, здравоохранение, образование, научные исследования и инновации [6]. Во втором случае ЕГТС, действуя на локальном (реже на региональном) уровне, способствуют реализации принципа «снизу –вверх»(от англ. «bottom up Príncipe» –прим. автора)при воплощении в жизнь программ трансграничного сотрудничества. Так, например,ЕГТС «Европейский район Саар –Мозель» был основан в 2007 г. в целях укрепления конкурентоспособности региона, проведения мероприятий совместного регионального маркетинга для региона Саар/Мозель и решения общих проблем. В качестве иллюстрации последнего назовем запуск электропоезда, работающего на двух источниках энергии, между городами Саарбрюккен и Саргемин [5].В третьем случае ЕГТС создаются для решения какихлибо конкретныхпроблем в определенной сфере. Ярким примером такого узкоспециализированного объединения служит ЕГТС «Госпиталь Кердания» на французскоиспанской границе,созданное в мае 2010 г. с целью усиления трансграничного сотрудничества в сфере здравоохранения. Врамкахданного объединения осуществляется поддержка строительства госпиталя, услугами которого смогут пользоваться как около 17 тыс. жителей региона Кердания в каталонских Пиренеях, так и около 13 тыс. жителей регионов Кердан и Капси [10].Таким образом, работая совместно со всеми заинтересованнымисторонами в пределах конкретных регионов, ЕГТС делает возможным реализацию комплексного подхода к укреплению территориальной сплоченности путем разработки общих мер улучшения социальноэкономической ситуации. Учитывая, что объединения включают в себя акторов всех политических уровней соседних стран, это способствует достижению цели экономического, политического, социального и культурного единства ЕС. Также ЕГТС представляет собой реализацию на практике концепции многоуровневого управления, давая возможность разным иерархическим ступеням управления сотрудничать в одной кооперативной структуре, что, в свою очередь, позволяет региональным и местным органам власти принимать непосредственное участие в формировании региональной политики ЕС.
ЗаключениеВЕвропе накоплен значительный опыт осуществления региональной политики. Принимая во внимание сложность и неоднородность такого образования как ЕС, можно говорить о многоуровневой региональной политике, имеющей целью развитие конкретных регионов врамках национальных государствиэкономическое сплочение территорий на наднациональном уровне. Это необходимо с точки зрения качественного развития интеграционного движения и егоуглубления. Инструментом такого сплочения выступают европейские объединения территориального сотрудничества, которые в основном возникают там, где сотрудничество наоснове общих стратегий и конкретных проектов ведется уже давно и успешно.В условиях усиления мировой конкуренции и обостряющихся социальноэкономических проблем внутри Евросоюза, в новых программах региональной политики на период 2014 –2020 гг. большое внимание уделяется политике сплочения, в том числе и территориального. Причем усиление территориального единства и территориальногосотрудничествапланируется достигать путем увеличениефинансовых ресурсов (до 30%) на поддержку всех видов территориальной кооперации и стимулирования создания ЕГТС.
Ссылки на источники1. Пчелинцев В.С. Глобализция, городарегионы и полицентричность в Германии и Нидерландах//Региональное развитие и вызовы глобализации. Сб. обзоров и рефератов. РАН. ИНИОН. Центр науч.информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глоб. пробл. –М., 2010. С.1191652. GABBE, J./ MALCHUS Frhr. v, V.: Zusammenarbeit europäischerGrenzregionen. Bilanz und Perspektiven/Arbeitsgemeinschaft Europäischer Grenzregionen. Nomos Verlag, Baden Baden. 2008. –142 S. 3. Региональная политика –INFOREGIO/ Территориальное сплочение//URL:http://ec.europa.eu/regional_policy/what/cohesion/index_en.cfm(датаобращения: 25.01.2013) 4. Application and effects of the ESPD in the Member States. –ESPON project 2.3.1, third and Final Report, Jan. 2007. [Электронныйресурс] –URL: http://nordregio.se/EPON projekts/fr2.3.1full_rev_Jan2007.pdf(датаобращения: 25.06.2013)5. Eurodistrict Saarmoselle // URL: http://www.saarmoselle.org/page286wersindwir.html(датаобращения: 02.12.2013)6.Europaregion TirolSüdtirolTrentino //URL: http://www.europaregion.info(датаобращения: 02.12.2013)
7. European Union–Committeeof the regions. EGTC Monitoring Report2011. An indepth study of the state of play of the EGTC during 2011 // URL: http://portal.cor.europa.eu/egtc/SiteCollectionDocuments/EGTC_Monitoring_Report_2011_finalpublication.pdf(датаобращения: 25.12.2013) 8. European Union –Committee of the regions. EGTC Monitoring Report 2012. An indepth study of the state of play of the EGTC during 2012URL: https://portal.cor.europa.eu/egtc/enUS/discovertheegtc/Documents/Monitoring%20Report%202012/EGTC_MonitoringReport_2012.pdf(датаобращения: 25.12.2013)9.European Union –Committee of the regions. What is the EGTC // URL: http://portal.cor.europa.eu/egtc/enUS/discovertheegtc/Pages/welcome.aspx(датаобращения: 25.12.2013) 10.Hospital de la Cerdanya //URL: www.hcerdanya.eu(дата обращения:02.12.2013)11. Territorial dimession of the LisbonGothenburg strategy. –ESPON 3.3. –Final report revisited. 15 December 2006. [Электронныйресурс] –URL: http://www.nordregio.se/ESPON projects/fr3.3._final_rev_25012007.pdf(датаобращения: 15.06.2013)
Bannikov A.Yu.assistant lecturer of Department Economic and Social Geography Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky, Saratovalekseybannikov@yandex.ruEuropean grouping of territorial cooperation as an instrument of the EU regional policyAbstract.This article provides an overview of regional policy of the EU in the period 20072013. European grouping of territorial cooperationare considered asa tool to achieveobjectivesof territorial cohesion.It has been established that creation of EGTC may be related to: 1) managementof programs for crossborder cooperation; 2) implementation of projectsbordercooperationat the regional andlocal levels; 3) other ways of cooperation by financial support from the EU orwithout it.Keywords:regional policy, European Union, European grouping of territorial cooperation
Европейские группировкитерриториального сотрудничествакак инструмент региональной политики ЕС
Аннотация:В статье дается обзор целей региональной политики ЕС в период 2007–2013 гг. и рассматриваются европейские объединения территориального сотрудничества как инструмент реализации задач территориального сплочения регионов. Установлено, что создание ЕГТС может быть связано с: 1) управлением программами трансграничного сотрудничества; 2) реализацией проектов пограничной кооперации на региональном и локальном уровнях; 3) другими способами сотрудничества при наличии финансовой поддержки со стороны ЕС или без нее.Ключевые слова:региональная политика, Европейский союз, Европейские группировки территориального сотрудничества
Введение Регионы ЕС очень разнообразны с культурноисторической точки зрения и имеют различные уровни социальноэкономического развития. В Европе выделяются проблемные территории (в первую очередь регионы Восточной Европы, в которых наблюдаются драматическиепоследствия трансформации структуры экономики при переходе от командноадминистративной к рыночной системе организации народного хозяйства, старопромышленные и сельские регионы). Региональная политика является одной из наиболее важных сфер социальноэкономической политики в ЕС. Сегодня она представляет собой не только региональную политику каждого отдельного государствачлена интеграционного объединения, но политику сплочения, проводимую на наднациональном уровне с помощью различных финансовых, юридических и социальнополитических инструментов. Ликвидация экономических и политических барьеров внутри ЕС (создание общего внутреннего рынка и принятие Шенгенских соглашений) послужила стимулом формирования экономических регионов с общим рынком труда на приграничных территориях государствчленов Евросоюза. Этовызвало изменения в региональной политике интеграционного объединения. С 1990 г. ЕС осуществляет программу «Инициатив сообщества INTERREG», главной целью которой является преодоление разделяющего влияния границ и обеспечение функционирования общего европейского рынка. INTERREGIII(2000 –2006 гг.) была направлена на развитие социальноэкономических связей внутри ЕС посредствам стимулирования транснационального и межрегионального сотрудничества и сбалансированного развития территорий Союза [4].Наряду с этим был принят ряд документов, посвященных вопросам пространственного планирования на общеевропейском уровне. Один из них –«Европейская перспектива пространственного развития» (EuropeanSpatialDevelopmentPerspective(ESDP)), в основу которого положено признание того, что сотрудничество между всеми территориальными уровнями (вертикальная интеграция) и всеми секторами экономики (горизонтальная интеграция) влияет на пространственное развитие [1]. Также с 2002 г. реализуется программа «Сеть наблюдения за европейским пространственным планированием» (Europeanspatialplanningobservationnetwork(ESPON)), в которой большое внимание уделяется эффективности, сплочению, т.е. сбалансированному и стабильному развитию, стимулирующему конкурентоспособность и уменьшающему структурное неравенство между регионами и странами [11], а также вопросам окружающей среды.
Современные направления региональной политики ЕС Программный период 2007 –2013 гг. регионального развития характеризуется следующими приоритетами: поддержка инноваций, создание новых рабочих мест и обеспечение экономического роста во всех регионах союза, что является структурной частью стратегии общего экономического развития интеграционного объединения.Региональная политика фокусируется на достижении трех основных целей1:1)конвергенции (сплочении), т.е. поддержке экономического роста и повышение уровня занятости населения в наименее развитых регионах путем инвестирования в человеческий капитал, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, инноваций, повышение эффективности работы административного аппарата регионов; 2) региональной конкурентоспособности и занятости, т.е. создании новыхрабочих мест, повышение конкурентоспособности регионов путем поощрения инновационной деятельности, разработки мер по охране окружающей среды и развитием региональных рынков труда;3) европейском территориальном сотрудничестве, т.е. поддержке всех видовтерриториальной кооперации и территориального сплочения между регионами внутри ЕС путем содействия комплексному развитию территорий [3].В рамках территориального сотрудничества в текущий период (2007 –2013 гг.) принятыи осуществляютсятри типа программ: 1) проекты пограничного сотрудничества между определенными территориями государствчленов ЕС; 2) транснациональные проекты, направленные на организацию сотрудничества в крупных регионах (например, Балтийское море, Дунайский, Альпийский и Средиземноморский регионы); 3) межрегиональные проекты (INTERREG IV C, URBACT II, INTERACT II, ESPON), которые охватывают все 28государствчленов ЕС.Отметим, что в новый семилетний период (2014 –2020 гг.)акцент в региональной политике ЕС будет делаться на сплочении территорий через оказание поддержки всем регионам по общим правилам(для всех европейских структурных и инвестиционных фондов), упрощение правил (ясные требования, использование цифровых технологий (ecohesion), упрощение правил отчетности), связь оказываемой финансовой поддержки с конечным результатом. Все эти меры направлены на достижение устойчивого развития, которое реализуется двумяпутями: 1) вкладывать больше средств в устойчивый рост и 2) качественно инвестировать в устойчивый рост. В первом случае речь идет о развитии по тремприоритетным направлениям: снижение зависимости экономики от углеводородного сырья и развитие альтернативной энергетики, сохранение экосистеми биоразнообразия, а также внедрениеэкоинноваций. Во втором случае речь идет о контроле заинвестициями на протяжении всего жизненного цикла конкретного проекта.Следующим важным изменением является усиление территориального единства и территориального сотрудничества путем облегчения условий для 1При финансовой поддержки из трех общеевропейских фондов: Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда и Фонда сплочения.создания европейских группировок (для) территориального сотрудничества (далее ЕГТС)2.
Территориальное сотрудничествоТенденции к усилению территориальнойкооперации на региональном итрансграничном уровнях в Европе проявляются в создании ЕГТС,представляющих собой инструмент повышения эффективностикооперации между регионами и их экономическогои социального сплочения.ЕГТС являются юридическими лицами, а их члены также имеют статус юридических лиц, что позволяет государственным органам различных странучастников подобного объединения оказывать совместные услуги, не требуя заключенияпредварительныхмеждународных соглашений, подписанных и ратифицированных национальными парламентами. В ЕГТСдолжны входить представители как минимум двух государств ЕС [2].На данный момент подобные объединения созданы в 18государствахчленахЕС (табл. 1). Большинство ЕГТС находится в Восточной и ЮжнойЕвропе, также активно развивается такая форма сотрудничества между французскими регионами и их соседями из других странчленов ЕС.Причем, если на ранних этапах ЕГТСбыли проектами по реализации исключительно трансграничной кооперации, то с 2012 года они стали создаваться как площадки для сотрудничества между городами разных странчленов ЕС.
Таблица 1Европейские группировки(для) территориального сотрудничества(на начало 2013 г.)
№п/пРегионыГосударствачленыОснованы в 2008 –2010 гг.1AbaújAbaújban
Венгрия–Словакия2AmphictyonyГреция–Кипр–Италия–Франция3ArchiMedИталия–Испания–Кипр4Cerdanya CrossBorder Hospital Испания–Франция5DueroDouroПортугалия–Испания6Eurodistrict Saar Moselle Франция–Германия7Eurodistrict Strasbourg –OrtenauФранция–Германия8Euroregion PyrénéesMéditerannée Испания–Франция9GaliciaNorte PortugalПортугалия–Испания10GECT–INTERREG–ProgrammeGrande RégionФранция–Германия–Бельгия–Люксембург11IsterGranumВенгрия–Словакия12KarstBodvaВенгрия–Словакия13EurométropoleLilleKortrijkTournaiФранция–Бельгия14WestVlaanderen/FlandreDunkerqueCôte d´OpaleБельгия–Франция15Ung Tisza Túr –Sajó (UTTS)Венгрия–Словакия16ZASNETПортугалия–Испания17Pons DanubiiВенгрия–Словакия18Bánát Triplex ConfiniumВенгрия –Румыния –СербияОснованы в 2011 г.19Euroregion TirolSüdtirol/Alto AdigeTrentinoАвстрия –Италия 2англ. European grouping of territorial cooperation, нем. Europäische Verbund für territoriale Zusammenarbeit20Eurorégion AquitaineEuskadiФранция–Испания21ArrabonaВенгрия–Словакия22PirineusCerdanyaФранция–Испания23Espacio PortaletИспания–Франция24EGTC «Territory of municipalities: Gorizia, Mestna občina Nova Gorica and Občina ŠempeterVrtojba»Италия –Словения 25Linieland van Waas en HulstБельгия –Нидерланды26RábaDunaVág (RDV)Венгрия–СловакияОснованы в 2012 г.27BodrogköziВенгрия–Словакия28Gate to Europe EGTC Ltd.Венгрия–Румыния29PannonВенгрия–Словения30Novohrad Nógrád'Венгрия–Словакия31EFXINI POLI Network of European Citiesfor Sustainable DevelopmentГреция –Кипр –Болгария 32European Urban Knowledge Network (EUKN)Кипр –Бельгия –Чехия –Франция –Германия –Венгрия –Люксембург –Нидерланды. Испания выступает в роли наблюдателя Составлено автором по материалам[7,8]
Функционирование ЕГТСосновано на заключении соглашениймеждунациональными, региональнымиили местными органами власти, а также любыми другими государственных учреждений или ассоциациями [9]. В соглашении об организации ЕГТС прописываются цели и задачи объединения, его структура и система управления (табл. 2) и механизмы принятия решение, юридический адрес, вопросы финансирования, срок действия соглашения и условия его расторжения. Кроме того, организаторы должны проинформировать государствачлены ЕС и Комитет регионов о создании ЕГТС. Составучастников определяется в соответствии с целями и задачами объединения.
Таблица 2Обязательные органы ЕГТС
ОрганСобрание (представительство всех членовЕГТС)ДиректорФункцииПринятие/одобрение решенийПредставительство ЕГТС на региональном/национальном/наднациональном уровняхСоставлено автором по материалам [9]
Задачи ЕГТС весьма разнообразны и могут заключаться в решении какойлибо конкретной проблемы, либо в разработке платформы для развития механизмов принятия решений для развития регионов в целом. Создание ЕГТС может быть связано с:
1) управлением программами трансграничного сотрудничества; 2) реализацией проектов пограничной кооперации на региональном и локальном уровнях;3) другимиспособами сотрудничества при наличии финансовой поддержки со стороны ЕС или без нее (например, поддержка трансграничных транспортных ассоциаций илидвустороннихмуниципальных инициатив (строительствобольниц, утилизация отходов)).В первом случае речь идет о ЕГТС как о законных представителях Еврорегионов в межнациональных советах и комитетах. Примером такого симбиоза может служить ЕГТС «Еврорегион «Тироль–Зюд Тироль/Альте АдижеТрентино». Данное объединение было основано в сентябре 2011 г., хотя кооперация между входящими в него регионами насчитывает уже не одно десятилетие, а еврорегион как площадка трансграничного сотрудничества существует с мая 1998 г. Цели ЕГТС весьма обширны и, прежде всего, связаны с поддержкой экономических, социальных, исторических и культурныхсвязеймеждунаселениемрегионов посредствам сотрудничества в различныхобластях, таких как энергетика, окружающаясреда, транспорт, здравоохранение, образование, научные исследования и инновации [6]. Во втором случае ЕГТС, действуя на локальном (реже на региональном) уровне, способствуют реализации принципа «снизу –вверх»(от англ. «bottom up Príncipe» –прим. автора)при воплощении в жизнь программ трансграничного сотрудничества. Так, например,ЕГТС «Европейский район Саар –Мозель» был основан в 2007 г. в целях укрепления конкурентоспособности региона, проведения мероприятий совместного регионального маркетинга для региона Саар/Мозель и решения общих проблем. В качестве иллюстрации последнего назовем запуск электропоезда, работающего на двух источниках энергии, между городами Саарбрюккен и Саргемин [5].В третьем случае ЕГТС создаются для решения какихлибо конкретныхпроблем в определенной сфере. Ярким примером такого узкоспециализированного объединения служит ЕГТС «Госпиталь Кердания» на французскоиспанской границе,созданное в мае 2010 г. с целью усиления трансграничного сотрудничества в сфере здравоохранения. Врамкахданного объединения осуществляется поддержка строительства госпиталя, услугами которого смогут пользоваться как около 17 тыс. жителей региона Кердания в каталонских Пиренеях, так и около 13 тыс. жителей регионов Кердан и Капси [10].Таким образом, работая совместно со всеми заинтересованнымисторонами в пределах конкретных регионов, ЕГТС делает возможным реализацию комплексного подхода к укреплению территориальной сплоченности путем разработки общих мер улучшения социальноэкономической ситуации. Учитывая, что объединения включают в себя акторов всех политических уровней соседних стран, это способствует достижению цели экономического, политического, социального и культурного единства ЕС. Также ЕГТС представляет собой реализацию на практике концепции многоуровневого управления, давая возможность разным иерархическим ступеням управления сотрудничать в одной кооперативной структуре, что, в свою очередь, позволяет региональным и местным органам власти принимать непосредственное участие в формировании региональной политики ЕС.
ЗаключениеВЕвропе накоплен значительный опыт осуществления региональной политики. Принимая во внимание сложность и неоднородность такого образования как ЕС, можно говорить о многоуровневой региональной политике, имеющей целью развитие конкретных регионов врамках национальных государствиэкономическое сплочение территорий на наднациональном уровне. Это необходимо с точки зрения качественного развития интеграционного движения и егоуглубления. Инструментом такого сплочения выступают европейские объединения территориального сотрудничества, которые в основном возникают там, где сотрудничество наоснове общих стратегий и конкретных проектов ведется уже давно и успешно.В условиях усиления мировой конкуренции и обостряющихся социальноэкономических проблем внутри Евросоюза, в новых программах региональной политики на период 2014 –2020 гг. большое внимание уделяется политике сплочения, в том числе и территориального. Причем усиление территориального единства и территориальногосотрудничествапланируется достигать путем увеличениефинансовых ресурсов (до 30%) на поддержку всех видов территориальной кооперации и стимулирования создания ЕГТС.
Ссылки на источники1. Пчелинцев В.С. Глобализция, городарегионы и полицентричность в Германии и Нидерландах//Региональное развитие и вызовы глобализации. Сб. обзоров и рефератов. РАН. ИНИОН. Центр науч.информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глоб. пробл. –М., 2010. С.1191652. GABBE, J./ MALCHUS Frhr. v, V.: Zusammenarbeit europäischerGrenzregionen. Bilanz und Perspektiven/Arbeitsgemeinschaft Europäischer Grenzregionen. Nomos Verlag, Baden Baden. 2008. –142 S. 3. Региональная политика –INFOREGIO/ Территориальное сплочение//URL:http://ec.europa.eu/regional_policy/what/cohesion/index_en.cfm(датаобращения: 25.01.2013) 4. Application and effects of the ESPD in the Member States. –ESPON project 2.3.1, third and Final Report, Jan. 2007. [Электронныйресурс] –URL: http://nordregio.se/EPON projekts/fr2.3.1full_rev_Jan2007.pdf(датаобращения: 25.06.2013)5. Eurodistrict Saarmoselle // URL: http://www.saarmoselle.org/page286wersindwir.html(датаобращения: 02.12.2013)6.Europaregion TirolSüdtirolTrentino //URL: http://www.europaregion.info(датаобращения: 02.12.2013)
7. European Union–Committeeof the regions. EGTC Monitoring Report2011. An indepth study of the state of play of the EGTC during 2011 // URL: http://portal.cor.europa.eu/egtc/SiteCollectionDocuments/EGTC_Monitoring_Report_2011_finalpublication.pdf(датаобращения: 25.12.2013) 8. European Union –Committee of the regions. EGTC Monitoring Report 2012. An indepth study of the state of play of the EGTC during 2012URL: https://portal.cor.europa.eu/egtc/enUS/discovertheegtc/Documents/Monitoring%20Report%202012/EGTC_MonitoringReport_2012.pdf(датаобращения: 25.12.2013)9.European Union –Committee of the regions. What is the EGTC // URL: http://portal.cor.europa.eu/egtc/enUS/discovertheegtc/Pages/welcome.aspx(датаобращения: 25.12.2013) 10.Hospital de la Cerdanya //URL: www.hcerdanya.eu(дата обращения:02.12.2013)11. Territorial dimession of the LisbonGothenburg strategy. –ESPON 3.3. –Final report revisited. 15 December 2006. [Электронныйресурс] –URL: http://www.nordregio.se/ESPON projects/fr3.3._final_rev_25012007.pdf(датаобращения: 15.06.2013)
Bannikov A.Yu.assistant lecturer of Department Economic and Social Geography Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky, Saratovalekseybannikov@yandex.ruEuropean grouping of territorial cooperation as an instrument of the EU regional policyAbstract.This article provides an overview of regional policy of the EU in the period 20072013. European grouping of territorial cooperationare considered asa tool to achieveobjectivesof territorial cohesion.It has been established that creation of EGTC may be related to: 1) managementof programs for crossborder cooperation; 2) implementation of projectsbordercooperationat the regional andlocal levels; 3) other ways of cooperation by financial support from the EU orwithout it.Keywords:regional policy, European Union, European grouping of territorial cooperation