Развитие инфраструктура малого и среднего предпринимательства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошелева Т. Н. Развитие инфраструктура малого и среднего предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1571–1575. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54578.htm.
Аннотация. Обоснована необходимость в развитии малого бизнеса и в формировании инновационной инфраструктуры предпринимательских структур, выявлены основные проблемы в развитии малого предпринимательства, рассмотрены новые инструменты и формы развития инновационной среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кошелева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, СПбУУиЭ, г. СанктПетербургtoozool@mail.ru

Развитие инфраструктурымалого и среднего предпринимательства

Аннотация.Обоснована необходимость в развитии малого бизнеса и в формировании инновационной инфраструктуры предпринимательских структур,выявленыосновныепроблемы в развитии малого предпринимательства, рассмотрены новые инструменты и формы развития инновационной среды.Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инфраструктурная поддержки,административные барьеры, патентная система налогообложения, коворкинги.

В России только 4% активного населения хотят развивать собственный бизнес, и всего 2% готовы пополнить ряды малых и средних предпринимателей[11].По уровню «готовности к предпринимательской деятельности» россияне с большим отрывом заняли последнее место среди всех европейских стран.Предприниматели, объединенные Ленинградской торговопромышленной Палатой отмечают негативное состояние делового климата, которое не способствует экономическому развитию, при отсутствии своеобразного драйвера экономического роста, который смог бы дать толчок для ускорения роста экономики и не только в СевероЗападном регионе. Благодаря такой озабоченности предпринимателей на фоне закрытия малых и средних предприятий вначале 2013 г., в том числе и изза изменения системы налогообложения предпринимателей, Ленинградской торговопромышленной Палатаинициировала проведение опроса среди предпринимателей СевероЗападао необходимости усиления и качественного изменения инфраструктурной поддержки малой и средней предпринимательской деятельности. 70% респондентов отметили, что никогда не получали государственной поддержки,а80% высказались крайне негативно и предположили,что существующие меры инфраструктурной поддержки не просто недостаточны а и вовсе бесполезны[11].Почти 1400 малых и средних предпринимателейЛенинградской области приняли участие в еще одном опросе, касающемся оценки фактического состояния инфраструктурной поддержки малогои среднегобизнесаи ожиданий предпринимателейот ближайшего будущего, проведенном Ленинградской торговопромышленной Палатой. По оценкам 72% предпринимателей оказалось, чтосамочувствие малого и среднего бизнеса в Ленинградской области достаточно не стабильное,если не сказать –плохое, а инфраструктурная поддержка практически не доступна. Оптимистов оказалось намногоменьше –относительно «хорошим»деловой климат и «доступной» инфраструктуру поддержки назвали только 5%предпринимателей[11].В СанктПетербурге, по данным Ленинградской торговопромышленной Палаты, ситуация несколько лучше, но не намного –всего на 2%. Негативно состояние малого предпринимательства оценивают 70%малых предпринимателей. А вот положительных оценокналичия и качестваинфраструктурных условий для развития малого и среднего бизнеса, было получено столько же –5%[11].Основными проблемами, которые мешают малому и среднему бизнесу бизнесу развиваться, носят системный характер и не могут быть устранены относительно быстро. К ним относятся следующие проблемы.В первую очередь, это национальная бюрократия, не заинтересованная в изменении условий функционирования малого и среднего предпринимательства, превратившаяся в фактор подавления деловой предпринимательской активности. В таких условиях оповышении инновационной активности речь уже идти не может. Главная задача –выжить малому и среднему бизнесу. Эта проблема ощущается на разных уровнях власти, но от понимания проблемы до принятия эффективных мер дистанция достаточно велика. По данным Росстата, с 2002 по 2010 год число малых предприятий выросло примерно вдвое –с 880 тысяч до 1,6 млн. В то время, как число работников федеральных государственных органов за тот же период, по данным Росстата, выросло с 590,3 тысячи до 868,8 тысячи, а региональных госорганов –с 206,6 тысячи до 272,6 тысячи[9]. Примерно с 2006 года темпы роста числа госслужащих стали обгонять темпы роста числа предпринимателей и тенденция эта продолжает сохраняться.Что не может не вызывать обеспокоенность у предпринимательского сообщества. Так как увеличение чиновничьего аппарата не минуемо приведёт к выстраиванию новых административных барьеров на рынке. И, как следствие, к усложнению и ухудшению условий функционирования малого и среднего бизнеса. Все усилия по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, создающей условия для реализации их инновационного потенциала, могут быть сведены на нет введением новых ограничений или увеличением контрольных органов. Российские эксперты неоднократно отмечали, что для лучшей конкуренции между регионами и их самостоятельности субъектам РФ необходимо передать часть налоговых доходов, получаемых на их территории. В настоящее время большую часть налогов забирает федеральный бюджет.Доля убыточных организаций в Россиив январе феврале увеличилась на 0,9% в годовом выражении до 34,3%, сообщает Росстат[1]. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) составил в январе феврале 2013 г. 1,176 трлн. руб. Совокупную прибыль в размере 1,466 трлн. руб. получили 37,9 тыс. организаций, совокупные убытки на 290,1 млрд. руб. понесли 19,8 тыс. организаций. Доля убыточных предприятий по добыче полезных ископаемых в январе феврале увеличилась на 2,7% до 43,1%, предприятий по добыче топливо энергетических полезных ископаемых на 4,9% до 38,5%. Доля убыточных предприятий в обрабатывающих отраслях увеличилась на 1,8% до 36,1%, предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на 4,1% до 43,7%. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве показатель увеличился на 2,9% до 27,5%. Количество убыточных предприятий розничной торговли, предприятий по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования увеличилось на 0,7% до 24,8%. Доля убыточных предприятий транспорта и связи увеличилась в январе феврале 2013 года на 0,5% до 45,7%. Количество убыточных организаций, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, сократилось на 0,7% до 31,9%. Доля убыточных строительных предприятий за первые два месяца 2013 года сократилась на 1,1% до 35,5%.В свете таких негативных оценок представителей самого малого и среднего бизнеса, очень важным проявлением поддержки и понимания проблем предпринимательства явилось участие президента РФ. В. В.Путин поддержал идею предоставлять регионам двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, которые работают в производственной, социальной и научной сферах[4].

В настоящее время на реализацию государственной программы по развитию регионов в федеральном бюджете заложено только 117,3 миллиарда рублей на ближайшие восемь лет. [10]. В свете присоединеня Крымского полуострова к числу российских регионов, эта цифра должна будет существенно корректироваться. В бюджете 2013 года регионам были переданы дополнительные расходные полномочия по здравоохранению и другим социальным статьям.Минрегионразвития также разрабатывает меры по развитию агломераций. В настоящее время в России уже насчитывается 22 агломерации с населением более миллиона человек.На федеральном уровне утверждены 47 видов предпринимательской деятельности, для которых бизнесмену необходимо приобретать патент. Регионы вправе дополнить список собственным перечнем. Налоговая ставка по патенту на 2013 год составляет 6% от возможного годового дохода предпринимателя. При этом размер потенциально возможного дохода не может быть меньше 100 тыс. руб. и больше 1 млн. руб.[8]В Совете Федерации предлагают подкорректировать Налоговый кодекс так какдействующая редакция главы 26.5 регламентирует применение патентной системы налогообложения без учета реального дохода бизнесмена. А он во многом зависит от региона, в котором трудится предприниматель. Для того чтобы индивидуальные предприниматели быстрее и безболезненнее перешли на патентную систему налогообложения, в Совете Федерации подготовили поправки в Налоговый кодекс, позволяющие учитывать региональные особенности деятельности бизнесменов. Совет Федерации предлагает учитывать географию предпринимательской деятельности при определении возможного размера годового дохода. Это должно коснуться индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения.Для индивидуальных предпринимателей предлагается ввести право уменьшать размер налога на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды. При этом сумма налога не может быть уменьшена на сумму уплаченных страховых взносов более чем на 50 процентов.Так же на фоне такого негативного восприятия деловой среды стоит отметить инициативу некоторых региональных властей. Имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства планируется оказывать региональными органами властив целях сохранения от приватизации муниципального арендного фонда для обеспечения предпринимателей минимальным набором помещений, необходимых для осуществления деятельности. Что также может позволить обеспечить долгосрочные поступления в региональные бюджеты в виде арендной платы. При необходимости данные помещения могут впоследствии использоваться для региональных нужд.Региональные проекты о порядке формирования перечня муниципального имущества может позволить реализовать механизм целевой аренды для представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность в социальноориентированных отраслях экономики, например, под организацию бань, медицинских учреждений и другого. Например, в Пермском крае, помещения субъектам малого и среднего предпринимательства планируют предоставлять на срок не менее 5 лет, договоры аренды с предпринимателями должны будут действовать до завершения сроков действующих договоров аренды, а данные помещения не будут включаться в план приватизации[6]. Кроме того, в конкурсах на право аренды помещений смогут принять участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, что может позволить им взять в аренду помещения по более низкой цене, чем предлагается на рынке.

Одним из элементов инновационной среды в процессе управления формированием инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и активизации их инновационного потенциала,выступают коворкинги, целью создания которых является создание благоприятных условий для работы независимых профессионалов. Например, вМоскве в настоящее время работают два государственных коворкинга, которые располагаются на территории подразделений государственного учреждения «Малый бизнес Москвы»–в Восточном округе и в Троицке.И в будущем планируетсяоткрыть коворкинги в каждом округе Москвы и, таким образом,удовлетворить потребности всех малых и средних предпринимателейгорода[2]. Одним из элементов механизма улучшения деловой предпринимательской среды, в том числе и инновационной инфраструктуры, выступает субсидирование затрат, связанных с модернизацией производства.Например, Костромская область в 2014 году планирует направитьболее 105 миллионов рублей на господдержку предпринимателей по программе развития малого и среднего бизнеса в регионе, что позволит обеспечить прирост налогов на 15,1% [3].В 2013 году Костромская область после резкого роста отчислений в Пенсионный фонд столкнулась со значительным сокращением числа предпринимателей. По данным облдумы, с начала года в регионе сдали патенты порядка 4,5 тысячи индивидуальныхпредпринимателей, то есть, каждый пятый от общего числа зарегистрированных в регионе. Для поддержки малого бизнеса, который формирует до 30,2% валового регионального продукта, власти разработали госпрограмму до 2020 года.На 2014 год на реализацию госпрограммы планируется направить более 105 миллионов рублей, из них 40,9 миллиона рублей —средства областного бюджета и 64,8 миллиона рублей —федерального бюджета[3]. Эти деньги пойдут на субсидирование затрат, связанных с модернизацией производства, возмещение части процентной ставки по кредитам, а также возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования.Кроме этого, власти частично компенсируют бизнесменам стоимость технологического присоединения к инженерным сетям и затраты на обучение сотрудников предприятий. Программа также предусматривает выдачу грантов на создание собственного бизнеса и предоставление услуг Евро Инфо консультационного центра(Enterprise Europe Network).Американские бизнесмены предлагают простимулировать рост малого бизнеса «по американской модели», создав систему, которая бы объединяла похожие компании можно начать пилотные проекты —взять пару штатов и регионов России и объединить их бизнес. Связи между иностранными компаниями на уровне регионов, штатов и земель действительно имеют огромный потенциал развития. Работу в этом направлении необходимо активизировать. Потребность в такой системе действительно есть, былсоздан Международный совет, через который российскому бизнессообществу были представлены иностранныепредприниматели, заинтересованныев привлечении российских партнеров или в инвестициях в проекты в России. За счет реализации приоритетных мер господдержки в направлении развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства предусматривается достижение к2030 году следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики[7]:доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, –32,2 %;количество представителей малого и среднего предпринимательствав расчете на 1 тыс. человек населения РФ (без учета индивидуальных предпринимателей) –15,7 единиц;количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. человек населения РФ –38,2 единиц.Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательствак 2030 году должен составить 1,3 раза и должен достичь 7,7 млн. субъектов, в том числе 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей [5]. Такой прирост должен быть обеспечен системной поддержкой малого и среднего предпринимательства со стороны государства, развитием его инфраструктуры, включая особые внедренческие и инновационные зоны.Таким образом, в направлении развития инфраструктурыпредпринимательской деятельностиможно отметить, что её совершенствование не обязательно должно идти из таких крупных экономических региональных центров, каким является на СевероЗападе СанктПетербург, региональные власти также способнына своем уровне сделать привлекательным не только средний и малый бизнес, но и способствовать формированию элементов инновационной инфраструктуры, создающей условия для инновационного развития предпринимательских структур региона и страны в целом.

Ссылки на источники1. Вести.Ru. Режим доступа: http://www.vesti.ru/ Дата обращения 21.02.2013.2. В 2014 году в столице откроют до 10 новых государственных коворкингов. ИА «М 24». Режим доступа: http://www.m24.ru/ Дата обращения 19.12.20133. Господдержку на 105 млн. рублей получат бизнесмены Костромской области. Агентство «РИА Новости». Режим доступа: http://ria.ru/ Дата обращения 19.12.20134. Московская область: Воробьев поручил подготовить регион к налоговым каникулам для малого бизнеса. Агентство «Интрефакс». Режим доступа: http://www.interfaxrussia.ru/Center/citynews.asp?id=459718&sec=1669. Дата обращения 20.12.20135. Малое и среднее предпринимательство России.2012. Москва, декабрь 2012 г. Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения 25.12.20136. Пермь: власти города помогут малому бизнесу с арендой помещений. ИА «Текст». Режим доступа: http://www.chitaitext.ru/ Дата обращения 19.12.20137. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленный Минэкономразвития с использованием данных Росстата и Федеральной налоговой службы. Режим доступа: http://base.garant.ru/ Дата обращения 25.02.20148. РБК daily. Режим доступа: http://rbcdaily.ru/Дата обращения 20.02.20149. Сайт Росстата РФ. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gks.ru/ Дата обращения –29.01.201410. Чиновники потратят триллион рублей на уравнивание богатых и бедных. Режим доступа: http://finlenta.forblabla.com/blog/45604505122/Дата обращения –15.02.201411. Ютанов Н. Взгляд из Петербурга. Новые решения для бизнеса. http://www.nashgorod.su/сми/article94. Датаобращения

29.01.2014

Tatiana Koshelevа, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, SPbUME, St. PetersburgAbstract: The necessity of the development of small businesses and in the formation of an innovative infrastructure business structures, the main problems in the development of small business and explore new forms of development tools and innovative environment. Keywords: small and medium enterprises, infrastructure support, and administrative barriers, the patent system of taxation, coworking.