Гражданское воспитание школьников: историко-педагогический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сарина В. И., Алмазова И. Г. Гражданское воспитание школьников: историко-педагогический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1601–1605. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54584.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы становления и развития гражданского воспитания на разных этапах развития и становления Российского государства. Особенностью этой статьи является анализ историко-педагогических подходов к вопросам гражданского воспитания личности. Автор делает вывод о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для формирования гражданственности и духовно-нравственных качеств личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алмазова Ирина Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елецalmazofa@mail.ru

Сарина Виктория Игоревна,студентка группы Н61, факультета Педагогики и методики начального обучения (ОЗО) ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина», г. Елец, Липецкая область.sarina_vika@mail.ru

Гражданское воспитание школьников:историкопедагогический аспект

Аннотация.В данной статье рассматриваютсявопросы становления и развития гражданского воспитанияна разных этапах развития и становления Российского государства.Особенностью этой статьи является анализ историкопедагогическихподходов к вопросам гражданского воспитания личности. Авторделают вывод о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для формирования гражданственности и духовнонравственных качеств личности.Ключевые слова:воспитание гражданственности, общественнопедагогическая мысль, патриотизм, духовнонравственное воспитание, младший школьный возраст.

Актуальность темы нашей публикации заключается в том, что постоянно развивающееся Российское государствовсегда нуждалось в людях, обладающих высокими моральными качествами: нравственностью, духовностью, гражданственностью.Их формирование всегда рассматривалось как приоритетное направление в педагогике, так как воспитание человека в духе гражданской любви ксвоей стране есть важнейшее условие успешного развития личности патриотаРоссиянина с одной стороны, и условие результативного развития нашего государства. В настоящее время проблема гражданского воспитаниядетей, подростков, молодежиинтересует педагоговс точки зрения активно реформируемого отечественного образования.Такого рода интерес рассматривается нами как традиция в историкопедагогическом смысле.Разработка вопросов нравственного, патриотического, гражданского воспитания в педагогике имеет свое преломление, свои достижения, свою особую историю. Если рассматривать историю педагогической мысли в этом направлении, то мы считаем важным заметить, что вопросы гражданского воспитания рассматривались, ещё начиная с Платонаи Аристотеля. Представители античной философской мысли изучали проблемы гражданского воспитания с точки зрения уважения к государству, законопослушания. Более поздние философы и педагоги видели в гражданском воспитании свободное развитие личности, и создание условий для самовыражения[1]. В отечественной педагогической теории наиболее полно цели и задачи гражданского воспитания были проанализированы в трудах: В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикого, Н.М. Карамзина, К.Н. Вентцеля, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.С. Шацкого, А.С. Макаренко, А.И. Пискунова, и др. Во все исторические эпохи ученые обращались к вопросам, связанным с воспитанием национального сознания, духовнонравственнымразвитием личности, формированием базовой культуры личности с учетом особенностей отечественной ментальности. Мы заметили, что во многих летописях и литературных источниках прошлого времени(«Поучение Владимира Мономаха детям», «Моление Даниила Заточника», «Ипатьевская летопись», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и т.п.)зарождались такие понятия как «братство», «единство», «дружина». Привязанность к языку, народным традициям, родной земле –эти элементы были заложены в народной педагогике ещё в древние времена. Патриотизм являлся основополагающим понятием российских воспитательных традиций, начиная с Древней Руси.XVIIIвек, именно с этого времени, начинает характеризовать историю педагогики и образования в России А.И. Пискунов, отмечен «развитием школьного дела при Петре I», педагогической деятельностью Л.Ф. Магницкого, М.В. Ломоносова, началом профессионального отечественного образования, и все это во славу России, значит с целью гражданского воспитания школьников и не только.В связи с изменением государственной политикив Россиипотребовались не только квалифицированные специалисты, но и так называемые «люди нового типа», появлению которых должна была способствовать школьная реформа 1714 года. При проведении реформирования школы к заслугам реформ данного периода можно отнести учёт народного опыта воспитания подрастающего поколения, опыта русских просветителей, общественных деятелей и педагоговФ. Поликарпова, Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева и др. Вроссийскойобщественнопедагогической мысли ксередине XVIII века, в решении вопроса гражданского воспитания сложились два основных направления. Одно из них

общественнопатриотическое направление –утверждало в обществе, по отношению к Родине, идеи общественного и нравственного долга, патриотизма. Другое

утилитарноохранительное направление поддерживало идею полного подчинения гражданина существующему режиму. Общим основанием этих направлений являлась, выработанная христианством, система религиознонравственных ценностей. Но в подходах к идее гражданского воспитания прослеживаются и различия в выборе данных ценностей. Представители общественнодемократического направлениясчиталиглавным критерием человеческой жизниидею служения христианским истинам, онивидели в вере основу духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, изначального равенства всех людейперед Богом.Утилитарноохранительное направление опиралось на идеалы полного безропотного послушания личности, отказа от личных потребностей, считая церковь оплотом власти.Известный русский учёный М.В. Ломоносов утверждал, что кардинально изменить положение российского народа можно лишь путём распространения просвещения среди различных слоёв общества, готовя «истинных сынов Отечества», способных развивать отечественную науку и распространять научные знания в народной среде. Важной обязанностью гражданинаМ.В. Ломоносов также считал стремление к получению знаний[2].Вторая половина XVIIIвека и правление Екатерины II связаны с полным реформированием системы образования в России. В данныйпериод российской истории появляется ряд законодательных актов, связанных с гражданским и патриотическим воспитанием.В области гражданского и патриотического воспитания второй половины XVIIIвека одним из важных законодательных документов,утверждённыхЕкатериной II в 1764 году,с нашей точки зрения, может считаться «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» И.И. Бецкого.Вдело гражданского воспитания в России во второй половинеXVIII века большой вклад внёс известный просветительпедагог Николай Иванович Новиков. На становление идей гражданского воспитания и патриотизма в Россииоказала большое влияние его деятельностьи гражданская позиция. Пример отношения к идее воспитания гражданина русской мысли конца XVIII века также можно найти в трудах Николая Михайловича Карамзина.«Служить Отечеству любезному…быть нежным сыном, супругом, отцом; хранить, приумножать стараниями и трудами наследие родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель»[3], именно таким должен быть истинный гражданин, считает автор.Н.М. Карамзин отстаивал идею о том, чтодолг гражданина служить Отечеству,быть полезным обществу, работать и оставатьсяпри этом хорошим семьянином.Делая промежуточный вывод, можно сказать, что последствиями развития общественной и педагогической мысли XVIII века в России стал чётко сформировавшийся идеал человекапатриота и гражданина.Человекпатриот, ревнитель, защитник Отечества отстаивает необходимость любви ко всему человечеству, исключает всякую враждук другим людям: иной веры, иных взглядов; неприязнь к отдельным народностями т.п. В России XIX

XX века воспитание гражданственности осуществлялось с помощью учебных средств, так как вопрос о целостности системы гражданского воспитанияеще не стоял. Но проблема гражданского воспитания в то время волновала многих. Ученым, теоретикам, методистамнеобходимо было выявить определенные направления теоритического и практического содержания воспитания гражданственности, которые позволили бы установить связь патриотического и гражданского воспитания с социальными, политическими и экономическими условиями жизни государства, а также определить цели, средства и принципы воспитания гражданственности.В этот период русские ученые и педагоги обращаются к идеям и педагогической мысли известных зарубежных ученых Э. Демолена, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, Ст. Холла, Э. Эртли и других. Данные ученые утверждали новые представления о целях гражданского воспитания. А именно, формированиеу детей самостоятельности и активности, творческой самодеятельности, требовавшей появления человека нового типа, который способен не только мыслить, но и действовать. Человека, обладающего знаниями, индивидуальным мышлением,которыйс помощью труда и солидарности с другими будет способен укрепить свое государство.В разработке теории и практики воспитания граждан в начале ХХ века участвовали многие советские педагоги: П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.

А.С. Макаренко считал, что необходимо стремиться к правильному воспитанию, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. Родители, воспитатели и педагоги должны иметь перед собой конкретную цель и программу воспитательной работы.Взрослым нужно помнить, что ребенок это будущий гражданин, и, это значит, что они отвечают за него перед страной. И, прежде всего, необходимо самому быть хорошим гражданином и тщательно следить за своим собственным поведением, чтобы показывать положительный пример своим воспитанникам.В целом ряде своих произведений «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Черниговка» и других, он не только расставляет приоритеты гражданского воспитания, интересные нам, тем, кто сегодня готовится стать учителем начальных классов, занимается исследованием данного вопроса в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы, но и выстраивает вектор общероссийского педагогического подхода к гражданскому воспитанию школьников.В.А. Сухомлинский, размышляя о «Воспитании гражданина», по сути обобщает и систематизирует теоретический и практический опыт работы советской школы в русле гражданского воспитания. Автор отвечает на вопрос, как формировать гражданственность младшего, старшегошкольника; как соединитьусилияшколы, семьи, детской общественной организации и добиться реальных успехов в гражданском воспитании подрастающего поколения.В ХХ веке в России стали известны имена учителейноваторов: Ш.А. Амонашвилии И.П. Волкова, В. Шаталова и С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининойи Е.Н. Ильина.Эти люди,несомненно,добились авторитета и славы, но основополагающими истоками их новаторства являются открытия К. А. Москаленко, который в свое время разработал идею ускоренного, интенсивного обучения под названием «Липецкий опыт», где наряду с дидактическими открытиями неустанно проповедовал любовь к своей большой и малой Родине, необходимость добиваться успехов в учебе для будущей успешной трудовой деятельности.В ХХIвекегражданское воспитание школьников, в историкопедагогическом аспекте, ориентировано на основные документы, согласно которым реформируется школьноеобразование: Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепциюдуховнонравственного развития и воспитания личности гражданина России(далее Концепция) и т.п. Согласно упомянутой Концепции, организация социально открытого пространства личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихсяосуществляется на основе нравственного примера педагога;социальнопедагогического партнерства;индивидуальноличностного развития;интегративности программ духовнонравственного воспитания;социальной востребованности воспитания[4].Анализируя различные подходы к проблеме гражданского воспитания можно сделать вывод о том, что основной целью гражданского воспитанияшкольниковявляется формирование гражданственности как качества личности, включающего в себя любовь к родному государству, народу, стремление к миру во всем мире, уважение государственной власти и законов, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, толерантность, патриотизм.Необходимой задачей профессионального воспитания учителей, воспитателей, организаторов общественных движений является формирование у них такого качества, как толерантность(от лат. tolerantia терпение) отсутствие или ослабление реагирования на какойлибонеблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоятьразного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.В основе толерантностилежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации —с другой[5].Толерантность, как считают многие ученые, и мы с ними согласны, является одним из важнейших профессиональных качеств учителя, которое необходимо для формирования гражданственности учащихся, а также их грамотного межнационального общения и успешного формирования их правовой культуры.Следует отметить, чтосамым благоприятным временем для становления и закрепления моральных правил и норм является младший школьный возраст. Раннее детство, несомненно, и правильно,считаетсяважным этапом формирования нравственных качеств личности, но идеи норм, долга, правил, законов определяются и оставляют отпечаток в душе ребенка как раз в младшем школьном возрасте. В этот период ребенок любознателен, старается активно познавать окружающий мир, и поэтому с увлечением принимает новые, неизвестные ему правила и законы. Он стремиться к тому, чтобы понять, что нужно делать, «что такое хорошо, и, что такое плохо».Младший школьники его родители, нуждаются в помощи квалифицированных педагоговв плане создания необходимых условий для формирования правильного мировоззрения и таких важных личностных качеств, как гражданственность, патриотизм и т.п.На протяжении нескольких эпох проблемы гражданского воспитания актуальны, рассматриваютсяучеными, теоретиками, методистами.Это направление интересует исследователей разного уровня.Программы духовнонравственного развития и воспитания ХХIвека предусматриваютдобровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических, и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детскоюношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения[4].

Мы полагаем, что достигнуть идеала гражданственности можно через усвоениеобщественных и национальных ценностей, которое будет продуктивным в процессе формирования активной гражданской позиции, в том числе и младших школьников, в деятельности в рамках общественной организации.В такого рода организации следует включать младших школьников, адресуя им посильные задачи, и тогда мы сможем помочь младшему школьнику вырасти человеком широко мыслящим, грамотным, обладающимгражданскими качествами личности, способнымна действия, улучшающие качество жизни своего государства.Все это определяет перспективы гражданского воспитания школьников на современном этапе и расширяет целевой, содержательный, методический, опытный планы историкопедагогического аспекта данного направления.

Ссылки на источники1. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. –6е изд.. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 576с.

2. Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании[Текст] / М.В.Ломоносов.

М.: Педагогика. 1991.106 с. 3. Карамзин, Н.М. Избранные сочинения в 2 томах. Том 1.[Текст] / Н.М. Карамзин. М.Л. 1964. 134 с.

4. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитанияличности гражданина России. 2е изд. [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение. –2011. –24 с. 5. Коджаспирова,Г. М., Коджаспиров,А. Ю.Педагогический словарь: Для студ. высш.и сред.пед. учеб. Заведений[Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. –М.: Академия. –2003. –176 с.

Almazova Irina Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of pedagogics of primary education Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets.Sarina Victoria student of group N 61, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets.The civic education of children: historicalpedagogical aspect.Annotation.This article considers the issues of civic education in all stages of development and formation of the Russian state. The peculiarity of this article is the analysis of different approaches to civic education of the individual. The authors conclude that younger school age is the most favorable time for the formation of spiritualmoral qualities of a person.

Keywords:civic, social and pedagogical thought, patriotism, spiritualmoral education, primary school age.