Роль жанровой модели в систематике стилистической динамики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темникова Л. Б. Роль жанровой модели в систематике стилистической динамики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1596–1600. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54583.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации жанровой модели, ее деления на субжанры, взаимоотношения автора и читателя, циклы, в которых воплощается взаимодействие смысловых позиций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Темникова Лина Борисовна,кандидат филологических наук, доцент кафедры научнотехнического перевода ФГОУ ВПО Кубанский Государственный Технологический Университет, г. Краснодарtemlina@rambler.ru

Роль жанровой модели в систематике стилистической динамики

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы организации жанровой модели, ее деление на субжанры, взаимоотношения автора и читателя, циклы, в которых воплощается взаимодействие смысловых позиций.Ключевые слова.Жанровая модель, речевой жанр, социокультурная деятельность, цикл, публицистический текст.

Жанровую модель организует, определяет ее особенности основная коммуникативная цель, которая возникает как ответ на коммуникативные потребности адресата и вербализуетсяв соответствии с жанровой моделью, организуя эту модель,а такжеопределяя ее особенности. М.М.Бахтин писал: «В каждом высказывании мы охватываем, понимаем, ощущаем речевой замысел или речевую волю говорящего, определяющую целое высказывания, его объем и его границы»[1]. В жанре выражен способ реализации типового авторского замысла (общей цели) некоторой совокупностью коммуникативноречевых действий, воссоздающей объективную логику способа деятельности»[2].

Такое понимание речевого жанра базируется на концепции текста, разработанной Н.И.Жинкиным и его последователями, как воплощения авторского замысла в виде сложно организованной системы сообщений. »[3].

Исходя из этого, архитектонику речевого жанраможно представить как типовую текстовую структуру, в которой реализуется совокупность коммуникативноречевых действий, позволяющих достичь общей жанровой цели. При этом жанровые действия понимаются нами в руслефункциональной стилистики, когда основные виды духовной социокультурной деятельности, выступающие экстралингвистической основой соответствующих функциональных стилей, рассматриваются в качестве «иерархически организованных систем частных деятельностей и образующих их типовых действий…», что находит выражение в стилистике текста»[2]. Следовательно, под речевым действием мы понимаем звенотого вида социокультурной деятельности, которая осуществляется в публицистической сфере общения для достижения той или иной коммуникативной цели, т.е. отдельный шаг, компонент этой деятельности, реализующий конкретную подцель. В архитектонике жанра отражаются закономерности речевого построения класса текстов, обусловленные экстралингвистическими факторами –коммуникативными, когнитивными, социокультурными.Кроме того, текстовая интенция –воздействие на адресата –включает интенцию вступления во взаимодействие с ним. Например, интенция информирующих текстов включает осведомление читателя о событии, интенция оценочных текстов –достижение взаимопонимания в оценке объекта, а интенция императивных текстов –согласование средств и способов решения проблемы. Как уже было отмечено, объективация текстовой интенции (цели) в любом речевом жанре осуществляется совокупностью коммуникативных действий автора, корректируемых с учетом фактора адресата.В условиях массовой коммуникации именно интересы аудитории являются основойлюбоготекстопорождения, поэтому в целях эффективной коммуникации осуществляется приспособлениежурналиста к коммуникативным возможностям жанровой гипотезы адресата, суть которого состоит в придании тексту той стилистической формы, которая в наибольшей степени (для данной ситуации и данных участников) способна реализовать жанровые намерения. Значит, жанровая модель в публицистическом стиле –это не только модель реализации авторскойкоммуникативной цели, но и модель предполагаемого коммуникативного поведения адресатана осуществляемое по отношению к нему речевое воздействие. Закономерно предположить, что это коммуникативное поведение проявляется как ответ на продуцируемые автором речевые действия и стимулы для формирования последующих.Иначе говоря, жанр определяет не только характер и последовательность речевых действий журналиста, соответствующих жанровым подцелям, но и ответные действия читателя. Исходя из этого каждое коммуникативное действие, выполняемое для реализации определенной коммуникативной цели жанра и соответствующее цели субжанра, стимулирует последующую активность читателя. Прогнозируемые действия читателя стимулируют последующую речевую активность журналиста, такое взаимодействие выражается в структурных единицах жанра –субжанровых диалогических циклах: вопрос –ответсообщение; сообщение–оценка; побуждение –выполнение действия адресатом, которые репрезентируют взаимодействие смысловых позиций. Эти субжанровые циклы реализуют подцели жанра. Но дело в том, что журналист «должен как бы завернуть»»[4]. Передаваемое содержание эффективным образом, чтобы адресат это содержание понял и воспринял, порою необходимо, чтобы переданная информация нашла эмоциональный отклик, поэтому подцели жанра реализуются, в свою очередь, через ряд коммуникативных подцелей, выражаемых в элементарных циклах, интеракциях.

Вмысленном взаимодействии с жанровой гипотезой адресата журналист осуществляет жанровые цели воздействия: адресует свою речь гипотетическому адресату, приспосабливая форму речи к его предполагаемым свойствам, соглашается с адресатом или возражает ему, принимает к сведению, следует содержащимся в его речи указаниям, т.е.не только апеллирует к читателю, но и отвечает ему, реагирует на предполагаемые журналистом высказывания читателя, его возражения, затруднения в понимании, эмоциональное неприятие, неготовность выполнять те или иные авторские рекомендации –на проявляющееся возможное «сопротивление» авторскому воздействию. Мы представляем циклы, в которых воплощается взаимодействие смысловых позиций: 1) вопрос –ответ –коррекция ответа; 2)сообщение –его оценка –обоснование или объяснение этой оценки читателю; 3) побуждение к действиям –аргументация или объяснение побуждения как субжанровые циклы, где коррекция информирования, аргументация и объяснение оценок и побуждения передается в одном или нескольких элементарных циклах –интеракциях, которыеобъединяются в циклы более высокого ряда тематически и интенционально.

Поскольку в журналистской публикации не только адресат, но и автор занимает ответную позицию к образующим текст частным сообщениям, логика достижения журналистом текстовой коммуникативной цели, структурирующей жанр (текстовую ткань жанра), может быть передана последовательностью диалогических единиц, а именно субжанровых циклов (эксплицирующих первичный жанр), с помощью которых реализуются подцели жанра и которые тоже могут реализовываться в результате нескольких актов взаимодействия, представленных с помощью диалогических единиц –эелементарных циклов.При этомчередование циклов в ходе осведомления адресата фиксируется информирующими регулятивами, при оценивании и анализе –интерпретирующими.В монологе чередуются различные субжанровые циклы (оценочные, вопросительные, побудительные), в диалогических публикациях –чаще всего вопросноответные, благодаря чему происходит развитие содержания жанра. Но характерны и материалы, представляющие собою межтекстовое образование. В таких случаях мы имеем дело с макрожанром, в котором одна смысловая позиция представлена целым текстом. Первая инициирующая часть своего рода макроциклапередает смысловую позицию одного партнера. В ответной части –смысловая позиция другого, которая может совпадать, а может и не совпадать с точкой зрения первого, но в выражении ответа заключено предупреждение всякой негативной читательской реакции на высказывание, и содержащаяся ответность на эту предполагаемую негативную реакцию становится предпосылкой формирования следующего своеобразного макроцикла. Значит, развитие содержания жанровых моделей структурируется в чередовании циклов, отражающем соотношение различных смысловых позиций –утверждения и обоснования одних и опровержения других. Таким образом, та или иная жанровая модель строится с помощью элементарных диалогических циклов, которые интенционально связаны в субжанровые циклы. Жанр реализует свою информационновоздействующую целеустановку через демонстрацию с помощью регулятивов в субжанровых, а затем в элементарных циклах соотношения различных смысловых позиций.Порядок следования субжанровых и элементарных циклов воспроизводит образ действий, порядок отношений, способ достижения жанровой интенции. Рассмотрим это на конкретном примере. Жанровая модель «Факт и его разъяснение» формируется под влиянием коммуникативных запросов адресата о новых фактах, т.е. о том, чтонового становится известно, каконо проявляется или каковооно, в какой мере значимо для других. Все этопредполагает выполнение двух речевых действий: 1)вычленение факта выделением в нем наиболее важных сторон и фиксацию внимания читателя на этих сторонах; 2) характеристику выделенных сторон. То есть, модель (структура данного текста) можно представить в двух вопросноответных циклах, первая часть которых журналистом прогнозируется, но не эксплицируется и которые, в свою очередь, могут состоять из нескольких интеракций, корректирующих ответную часть цикла. Информационновоздействующая деятельность в журналистике осуществляется в диалоге с прошлым коммуникативным опытом в этой сфере. Осведомляя о фактах, автор предлагает свое видение их. Сообщая мнение о предмете речи, обязательно ориентируется на уже существующие точки зрения на этот предмет. При этом новым может быть не только факт, но и мнение о факте или найденный путь решения проблемы. Журналист действует с оглядкой на интересы читателя»и отбирает такой способподачи материала сообщений, который будет адресату интересным»[5].Он учитывает сказанное прежде об этом другими авторами, вступая в диалог с ними. Отталкиваться от того, что и как уже было сказано о предмете речи, определяя целеустановку своего текста, –такова норма информационного воздействия в газетной публицистике. Эта норма вступает в сложное взаимодействие с творческой индивидуальностью. Тем самым текстовая деятельность, осуществляемая в разных жанрах, предстает как часть социокультурной деятельности. Рассмотрим, как именно динамика проявляется в стилистических особенностях. Для этого отметим, какие коммуникативные жанровые запросы адресата влияют на речевые особенности высказывания автора. Желательное для автора воздействие на адресата реализуется, если он в своей деятельности учитывает сформировавшиеся ранее установки восприятия сообщения[6].В социальной психологии[7], психологии средств массовой информации у адресата воздействия выделяются три вида установок: познавательные (или когнитивные), эмоциональные, поведенческие (или мотивационные)[8]. Закономерно в смысловой позиции коммуниканта применительно к публицистическим жанрам представить по крайней мере перечисленные три аспекта. Воздействие при информировании, оценке и побуждении осуществляется журналистом как предвосхищение ответа адресата на когнитивное, эмоциональнооценочное, поведенческое воздействие. При этом создатель публицистического текста не только и не столько учитывает адекватные реакции, сколько предупреждает возникновение противоположныхтем, которые автор предполагает вызвать.Характеризуя познавательныйкомпонент установки, Л.Войтасик рассматривает в нем объем и степень осведомленности о предмете сообщения, а значит, о предметах и людях, об их свойствах и качествах, в эмоциональномкомпоненте рассматривает эмоциональное отношение к предмету познания, а в мотивационномстепень расположенностик тем или иным действиям. Иначе говоря, при вербализации содержания говорящий (пишущий) всегда оценивает состояние смыслового поля адресата в текущий момент и его коммуникативные возможности в данной конкретной ситуации.Такое взаимодействие циклов вполне соответствует представлению о журналистской социокультурной деятельности как иерархически организованных системах частных деятельностей и образующих их типовых действий. Значит, поскольку в журналистской публикации не только адресат, но и автор занимает ответную позицию к образующим текст частным сообщениям, логика достижения журналистом текстовой коммуникативной цели, структурирующей жанр (текстовую ткань жанра), может быть передана последовательностью диалогических единиц, а именно субжанровых циклов (эксплицирующих первичный жанр), с помощью которых реализуются подцели жанра и которые тоже могут реализовываться в результате нескольких актов взаимодействия, представленных с помощью диалогических единиц –эелементарных циклов. Причем чередование циклов в ходе осведомления адресата фиксируется информирующими регулятивами, при оценивании и анализе –интерпретирующими.Е.П.Прохоров, анализировавший некоторые проблемы, связанные с выражением автора в журналистских материалах,пишет: «Публицист –если он «от бога» и притом «для людей» –очень чуток к возможной читательской реакции, как бы предвосхищает её».[9]. Известны конкретные попытки рассмотреть речевую структуру публицистических текстов с указанной точки зрения. Так, например, А.Н.Остапенко представляет информационный текст в виде последовательности интенций, реализующих общее речевое намерение автора.В.И.Гильмутдинов выделяет информационнопрагматические и прагматические блоки в качестве основных компонентов смысловой структурыпублицистического текста . Подчеркнем две идеи. Вопервых, общее коммуникативное намерение журналиста выражается через последовательность, систему более частных интенций, вовторых, речевая структура текста отражает эту последовательность, систему. В основе существования перечисленных единиц в структуре текста лежит их предназначенность для достижения определенной цели. Однакоподход к определению интенциональной сферы публицистики в этих исследованиях прагматический, позволяющий рассматривать установку, достигаемую лишь в конкретной ситуации и также в конечном счете эти единицы оказываются односторонними. Представленный анализ позволяет обосновать следующийвывод: стилистической динамике благоприятствует ориентация публициста на такие характеристики жанровой модели адресата, как вид коммуникативного жанрового запросаи жанровая гипотеза вносимых в смысловое поле читателя изменений.

Ссылки на источники1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М., 1979, с. 256.2.Салимовский В.А. Жанры речи в функциональностилистическом освещении (научный академический текст). –Пермь, 2002., с. 253.ЖинкинН.И. Язык, речь, творчество (Избранные труды). —М, 1998, с. 1054.Чейф У.Л. Память и вербализация прошлого опыта // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. –М., 2001, с.75.Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. –М., 2005, с.15.6.Трошина Н.Н. Лингвостилистические аспекты когерентности художественного текста// Лингвостилистические проблемы текста: Науч. тр. МГПИИЯ. Вып. 158. –М. 1990, с. 107.Андреева Г.М. Социальная психология. –М., 1998, с. 218.Войтасик Л. Психология политической пропаганды // Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход. –Самара, 1981,с. 35.9.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. –М., 1998, с. 13.

Temnikova Lina,Candidate of Philological Sciences, associate professor at the chair of sciencetechnical translation Kuban State Technological University, KrasnodarThe role of genre model in the systematic of stylistic dynamicsAbstract. The article is considered the questions of genre model organization, division on subgenres, relations between author and reader, periods in which the interaction of semantic positions is embodied.Keywords.Genre model, verbal genre, sociocultural activity, periods, journalistic text.