Экономическая сущность инновационного потенциала муниципального образования (на примере Липецкой области)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пучнина А. А., Иванова Н. В. Экономическая сущность инновационного потенциала муниципального образования (на примере Липецкой области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1666–1670. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54597.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам устойчивого развития экономики, для которой сегодня необходима новая система управления и регулирования инновационной деятельности инновационных процессов. В большинстве муниципальных образований пока не создана целостная инфраструктура инновационного развития. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий, но роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности территории.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пучнина Анна Александровна,преподаватель, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Липецкanyuta.puchnina@yandex.ru

Иванова Наталья Валерьевна,

преподаватель, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. ЛипецкNAVIvanova@fa.ru

Экономическая сущность инновационного потенциала муниципального образования (на примере Липецкой области)

Аннотация. Статья посвящена вопросам устойчивого развития экономики, для которой сегоднянеобходима новая система управления и регулирования инновационной деятельности инновационных процессов.В большинстве муниципальных образований пока не создана целостная инфраструктура инновационного развития. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий, но роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности территории. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный потенциал, форсайт технология, кластер.

В настоящее время можно констатировать увеличение рисков снижения темпов социальноэкономического развития, связанных с постепенным исчерпанием природных сырьевых ресурсов, устареванием технологий и оборудования в промышленности и жилищнокоммунальном хозяйстве, отсутствиемнеобходимых финансовых средств для технического и технологического перевооружения производства. По указанным причинам территории теряют свои конкурентные преимущества, падает объём инвестиций, органы местного самоуправления не могут обеспечить высокий уровень качества жизни населения. Формирующаяся государственная и муниципальная политика остается фрагментарной, в ней отсутствует системность, обеспечивающая изменение самой структуры экономики, придание ей инновационных качеств.В решении задачи обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности,связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научнотехнических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности. Она осуществляется на всех этапах инновационного процесса, а также при модернизации продукции, совершенствовании технологии и услуг, снижении себестоимости продукции и повышении прибыльности.Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.Современные кризисные явления, особенно в Российской Федерации, определяют достаточно весомую роль развитию инновационного потенциала. Для получения корректных оценок инновационного потенциала муниципального образования и его влияния на развитие региональной экономики в целом, необходимо дать чёткое определение самого понятия инновационного потенциала и его состава. Так, в отдельных случаях инновационный потенциал отождествляется с научнотехническим. Инновационный потенциал представляется как «накопленное количество информации о результатах научнотехнических работ, изобретений, проектноконструкторских разработок, образцов новой техники и продукции», или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса», что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой важной категории.Далее рассмотрим классификацию инновационного потенциала по различным признакам.Так среди признаков инновационного потенциала можно перечислить:[1]

С точки зрения роста эффективности системы;

По уровням инновационной деятельности;

По способу фактического использования ресурсов;

Позволяющий отделить реальные возможности субъекта хозяйствования от перспективных;

По роли человеческого капитала в реализации идей инновационного характера;

По критерию соответствия возможностей достижению целей;

По уровню использования издержек производства.На первый взгляд сформирована методика, позволяющая оценить уровень инновационного потенциала региона. Однако существует риск достоверности оценки исходя из современной методологии статистического анализа,а также того, что не может быть показателей, единых для всех стадий инновационного процесса, а следовательно, единых для всех форм государственного участия в нём. Также необходимо отметить, что для муниципальных образований рассмотренная методология сложна и трудноисполнима. В регионе не может быть равного развития научноисследовательской сферы: однозначно будут выделяться точки инновационного роста, привязанные к университетам, технопаркам и т.п.Город Липецк областной центр Российской Федерации с 6 января 1954 г. Градообразующим предприятием является Новолипецкий металлургический комбинат крупнейший производитель металлопроката в Европе.Площадь города на 01.01.2010 г. составляет 32068 га, численность населения 502,0 тыс. чел.[2]На сегодняшний день Липецк современный промышленный, научный и культурный административный центр области. В 2006 году, по итогам федерального конкурса, он признан самым благоустроенным городом России.Успешно развиваются предприятия чёрной металлургии: ОАО « НЛМК» один из крупнейших в стране, ОАО « Липецкий металлургический завод « Свободный Сокол», выпускающий чугунные с шаровидным графитом трубы и радиаторы и др.Действуют предприятия компании «Индезит интернешнл» по производству холодильников и стиральных машин. К машиностроительным и металлообрабатывающим предприятиям относятся ОАО « Липецкий трактор» , ОАО «Гидромаш».Развита пищевая, перерабатывающая, лёгкая промышленность:ОАО«Липецкхлебмакаронпром», ОАО «Липецкрыба», ЗАО «Липецкпиво», ОАО «Компания Росинка» (безалкогольные напитки, минеральная вода), ОАО «Компания «ЮНИМИЛК» Филиал «Молочный комбинат «Липецкий» (переработка молочной продукции), швейная фабрика «Динамо». Продукция Липецкого хладокомбината пользуется популярностью за пределами области и за рубежом.Создан мощный потенциал строительства и строительной индустрии. В Липецке более 11 млн.м многоэтажного и индивидуального жилья. Это большое хозяйство обслуживают 29 городских управляющих компаний и 53 товарищества собственников жилья.Потребительский рынок города Липецка насчитывает около 4 тысяч субъектов, в том числе: 130 оптовых предприятий, 1049 предприятий розничной торговли, 506 предприятий общественного питания (в том числе 299 общедоступных), 575 предприятий сферы бытовых услуг, 1427 объектов мелкорозничной сети, 9 рынков.Продолжается работа по развитию и поддержке малого предпринимательства, в котором занято около 40% экономически активного населения.Транспортная инфраструктура города, которая включает в себя железную дорогу, сеть автомобильных дорог, аэропорт и трубопроводы, даёт возможность организовать доставку грузов во все точки области, России и зарубежные страны.Липецк университетский город, здесь насчитывается более 10 Высших учебных заведений. Образовательная сеть Липецка представлена 94 учреждениями различных типов и видов. В городе Липецке создана многофункциональная система дошкольного образования, которая включает 91 муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Липецк центр культурной жизни области. На территории города успешно функционируют 35 муниципальных учреждений культуры. Липецк располагает хорошей спортивной базой. Развивается массовый и профессиональный спорт. Высоким кадровым и материальным потенциалом обладают учреждения здравоохранения. В настоящее время в Липецке, в 32 амбулаторнополиклинических учреждениях оказываются все виды медицинской помощи горожанам, а более чем в 10 отделениях лечебных учреждений организована экстренная и плановая помощь населению. В целях обеспечения доступности и повышения качества услуг, в 2009 году, в г. Липецке начал работу многофункциональный центр (МФЦ), действующий по принципу одного окна. В нём горожане могут получить почти 200 государственных и муниципальных услуг.Проведем анализ показателей социальноэкономического развития города Липецка, а именно: демографической ситуации и уровня жизни горожан, а также анализ уровня развития промышленности и строительной отрасли региона. Демографическая ситуация и уровень жизни населения городаЛипецка. Численность постоянного населения города Липецка на 01.01.2013 года составила 509,1 тыс. человек. За 2012 год родилось 5815 человек (110,6 % к 2011 году), умерло 6277 человека (97,9 % к 2011 году)[3](см. табл. 1).Таблица 1

Демографическая ситуация города Липецка2007 г.2008г.2009г.2010 г.2011 г.2012 г.Численность постоянного населения на начало года , тыс.чел.502,4502,5502,0508,9508,1509,1Число родившихся, чел.489851215316538852605815Число умерших, чел.688468616716723264266277Число браков, чел.557449174841509749184192Число разводов, чел.279828612665242624262245

Миграционный прирост населения составил 1472 человека. За январьдекабрь 2012 года прибыло 9462 человека, выбыло 7990 человек[3].Анализ динамики прибытия соотечественников показывает увеличение количества переселенцев, выбирающих территорией вселения город Липецк.В прошедшем году удалось сохранить тенденцию роста заработной платы, абсолютная величина которой по городу составила 25225,4 рублей, что на 13,8 % больше показателя 2011 года. Задолженность по выплате заработной платы на начало 2013 года отсутствовала[3].По состоянию на 1 января 2013 года уровень безработицы от численности экономически активного населения составил 0,46%, что ниже чем по России в целом и в ряде городов ЦФО.Численность зарегистрированных безработных на конец 2012 года составила 1205 человек.Индекс промышленного производства за 2012 год составил 113,2%. Рост объемов производства отмечался во всех отраслях промышленности, наиболее существенный –в текстильном и швейном производстве (133,9%), в производстве пищевых продуктов (110,1%), производстве машин и оборудования (107,6%).[3]

Индекс промышленного производстваОбъем промышленного производства

Рисунок 1. Уровень развития производственной отрасли города Липецка

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности, относящимся к промышленному производству, достиг 332,4 млрд. руб. В сформировавшейся структуре, попрежнему, доминировали металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.В сфере градостроительства реализовывалась муниципальная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и развитие инвестиционной привлекательности города.Оборот крупных и средних организаций по виду деятельности «строительство» составил 7,6 млрд. руб. В 2012 году введено в эксплуатацию 414,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов (106,5 % куровню предыдущего года), в том числе по индивидуальному жилищному строительству –269,8 тыс. кв. м. (176,1 % к уровню предыдущего года).[3]

Таким образом, эффективное функционирование потребительского рынка обеспечиваетсяосуществлением мер по контролю за качеством товаров, соблюдением законодательства по защите прав потребителей, проведением сертификации. Вместе с тем оно может характеризоваться и негативными тенденциями: высоким уровнем инфляции, ограничивающей доступность товаров для многих социальныхгрупп населения; высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, отстающими от запросов розничной торговля процессами структурной перестройки оптового звена системы товародвижения, низкой покупательной способностью основной части населения и др. Администрацией города Липецка применяется ряд административных мер направленных на решение проблем функционирования и развития потребительского рынка, в основу которых положен системный, комплексный подход, реализованный в экономическом, социальном, организационноправовом направлениях среднеи долгосрочного стратегического планирования.Под стратегией инновационного развития муниципального образования понимается совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путём воздействия на инновационные факторы её экономического роста. При формировании стратегии инновационного развития муниципальных образований можно использовать технологию форсайта, являющуюся инструментом активного прогнозирования. Содержание форсайттехнологии сводится в работе высококвалифицированных экспертов с привлечением всех субъектов жизнедеятельности муниципального образования для выявления желаемого будущего социальноэкономического развития территории на основе инноваций, согласования научнотехнических приоритетов с социальноэкономическими и общественными приоритетами, выявление возможных потребителей инновационных продуктов, а также с целью увязки разрабатываемых муниципальных целевых инновационных программ со стратегическими интересами развития региона. Практическая ценность проведения форсайта в рамках разработки стратегии инновационного развития муниципального образования заключается в том, что эта технология позволяет улучшить процесс принятия решений на основе анализа не только имеющихся возможностей, но и реальных потребностей; создать альтернативные направления для будущего развития; активизировать и скооперировать всех участников процесса; сформулировать инновационный подход к политике социальноэкономического развития муниципального образования.

Оценка инновационного потенциала занимает центральное место в инновационной стратегии муниципального образования. Реализация инновационной программы обуславливает необходимость инфраструктурных преобразований в региональном и муниципальном управлении. Так, к примеру, необходимо создание экспертного совета по инновационному развитию, экспертного совета и дирекции инновационной программы. Для исключения дополнительной финансовой нагрузки, возможно наделение новыми функциональными обязанностями уже существующие подразделения, например, инвестиционные.Данный подход позволит соблюсти принцип «единства целей» путем создания взаимосвязей между органами управления программой и существующими в муниципальном образовании структурами, принимающими участие в его инновационном развитии; избежать дублирования функций и четко координировать действия всех участников реализации программы.Финансовый механизм реализации программы содержит определение источников и порядок финансирования выполнения. Стабильное финансовое обеспечение выполнения программных мероприятий и проектов является одним из главных условий успешной реализации программы.При разработке стратегии также целесообразно рассмотреть преимущества использования кластерного подхода. Создание кластера на территории муниципального района представляется достаточно сложным. Однако в рамках региона такой подход может быть реализован. Кластер –это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Ниже приведены лишь некоторые преимущества, которые дает кластер:

для администраций: увеличение количестваналогоплательщиков и налогооблагаемой базы (центры управления малым и средним бизнесом как правило находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появление удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом, снижение зависимости от отдельных бизнесгрупп, появление основания для диверсификации экономического развития территории.

для бизнеса: улучшение кадровой инфраструктуры; появление инфраструктуры для исследований и разработок; снижение издержек; появление возможности для более успешноговыхода на международные рынки.В Липецкой области возможно использование мер по финансовой поддержке малых инновационных предприятий: получение субсидии начинающим предпринимателям и субсидия при вхождении в реестр инновационноактивных предприятий. В регионе неиспользуются такие инструменты, как «Региональные венчурные фонды в форме ЗПИФ» и «Венчурные и посевные фонды под управлением государственных и уполномоченных фондов».

Необходимо отметить, что проблема доступа к грантовому и долевому финансированию существует в целом в Российской Федерации. Так, по данным ОАО «Российская венчурная компания», среди проектов, получивших инвестиции венчурных фондов с участием РВК, практически нет региональных проектов.[4]Итак для устойчивого развития экономики необходима новая система управления и регулирования инновационной деятельности инновационных процессов. Однако, развитие инновационной экономики, экономики знаний, с одной стороны и пассивность в отношении принятия активных мер по увеличению инновационного потенциала и его реализации может существенно ухудшить социальноэкономическое положение муниципального района в отдалённом будущем. Таким образом, разработка инструментов и механизмов увеличения инновационного потенциала и его эффективной реализации –актуальная проблема.

Ссылки на источники1.Особенности инвестиционных проектов в инновациях [Электронный ресурс] // http://www.vneshtorg.biz/index.php/investments/requirements/1308rusinvest.html(Дата обращения 20.02.2014)2.Официальный сайт Администрации Липецкой области [Электронный ресурс] // admlr.lipetsk.ru(Дата обращения 12.03.2014)3.Официальный сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс] // gks.ru(Дата обращения 15.01.2014)4.Там же.5.Там же.6.Там же.7.Там же.8.Официальный сайт ОАО «РВК» [Электронный ресурс] // http://www.rusventure.ru(Дата обращения 15.02.2014)

Puchnina Anna AleksandrovnaLecturerFinancial Academy under the Government of the Russian Federation, Lipetskanyuta.puchnina @ yandex.ru Ivanova Natalia Valerievna

LecturerFinance University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk NAVIvanova@fa.ru

The Economic Essence of the Municipal Organization’ Innovational Potential(by the example of the Lipetsk Region)Abstract.The article is devoted to sustainable development of the economy , for which now need a new system of governance and management innovation innovation processes. In most municipalities have not yet created a holistic infrastructure innovation. The main source of financing innovation are own funds of enterprises , but the role of budgets and private investment is very low , which slows the growth of competitiveness territory.Keywords: innovation , innovation potential , technology foresight , cluster.