Системно-синергетическая концепция развития транспортно-логистических процессов агрокомплекса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лебедев Е. А., Науменко М. А. Системно-синергетическая концепция развития транспортно-логистических процессов агрокомплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1661–1665. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54596.htm.
Аннотация. Работа агропромышленного комплекса связана с генерацией грузопотоков и обеспечением своевременного и эффективного транспортного обслуживания логистики. Инновационное развитие технологий основного производства без учета особенностей его транспортного обеспечения не позволяет получить эффект от снижения транспортной емкости продукции основного производства. Предложены концептуальные направления развития транспортно-логистических процессов в агропромышленном комплексе и их взаимодействия на основе синергетики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЛебедевЕвгений Александрович, доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»г.Краснодар

Науменко Марина Александровна,магистрант ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» г.Краснодарmarina_naumenko@mail.ru

Системносинергетическая концепция развития транспортнологистических процессов агрокомплекса

Аннотация.Работа агропромышленного комплекса связана с генерацией грузопотоков и обеспечением своевременного и эффективного транспортного обслуживания логистики. Инновационное развитие технологий основного производства без учета особенностей его транспортного обеспечения не позволяет получить эффект от снижения транспортной емкости продукции основного производства. Предложены концептуальные направления развития транспортнологистических процессов в агропромышленном комплексе и их взаимодействияна основе синергетики.Ключевые слова:Система, синергетика, концепция, элемент, процесс, флуктуация, подход, энтропия, фактор

Агропромышленный комплекс (АПК) можно рассматривать как организационно и функциональнотехнологическую интегрированную систему разнопрофильных сельскохозяйственноориентированных хозяйствующих субъектов различных форм собственности, дислоцированных на определенномтранспортном пространстве и объединенных единой глобальной целью –обеспечением продовольственной безопасности страны.Работа предприятий АПК связана не только с генерацией грузопотоков различных видов грузов, преимущественно скоропортящихся, но и обеспечением своевременного и эффективного обслуживания их логистики.Совершенствование работы предприятий АПК до настоящего времени преимущественного рассматривается лишь в формате инновационного развития технологий основного производства –не затрагивая непосредственно транспортного, обслуживания как системы,существующего в достаточно больших объемах. Такой подход не позволяет получить синергетический эффект, направленный на снижение транспортной емкости основного производства АПК и стоимости выпускаемой им продукции [1].В то же время управлениеработой транспорта в пределах АПК, как корпоративного или административного образования,имеет конечную цель –создание структуры порядка или организации процессов транспортного обслуживания основного производства. Порядок всегда ассоциируется с организованностью и управляемостью системы. Однако, порядок не всегда тождественен пониманию законов развития и точности его прогнозов. Минимальное отклонение от начально заданных условий иногда приводит к разрушению или разбалансировке всей хорошо организованной системы. Поэтому для организации и регулирования процессами, связанными с транспортным обслуживанием, важно не только изучение системных, упорядоченных процессов, явлений и связей, но и самоорганизации тех свойств, которыеранее не учитывалиськак несущественные, слабо или вообще не влияющими на состояние и поведение его участников. Этот подход является практически востребованным и новым научным направлением [2].Исследования в различных сферах производственной и общественной деятельности показывают, что возникновение и усложнение системы всегда связано с неизбежным ростом ее организации.Уникальность и непредсказуемость поведения системы транспортного обеспечения АПК в конкретных условиях; наличие предельных возможностей;способность адаптироваться к изменению среды и помехам; способность противостоять энтропийным (разрушающим) тенденциям; способность изменять поведение и структуру, сохраняя при этом целостность и основные системные свойства –все это может рассматриватьсякак синергетические свойства данной системы.В этих случаях необходимо использовать новое направление науки, изучающей универсальные, свойственные системамзакономерности самоорганизации и спонтанного преобразования –синергетики.И здесь синергетика в узком смысле понимается как конкретная научная, математическая дисциплина, в которой исследуются решения группы нелинейных уравнений. В широком смысле она понимается как теория (концепция, методология) самоорганизации, как научное движение и связанное с применением новых универсальных методов, используемых в теории и практике.Первичные положения синергетики базируются на представлениях о системности предмета исследований и его движении, как колебательном и саморазвивающемся процессе. Синергетика изучает не только закономерные, повторяющиеся явления, на основе которых строится организация, но особенно пристально –явления исключительные, единичные, неуправляемые и возникающие спонтанно. Методы и инструменты синергетики в синтезе с эволюционными и системными теоретическими положениями и методологическими принципами формируют целостную основу методологии организации и регулирования работы транспорта конкретного ведомства или территориального образования, а в данном случае –агропромышленного комплекса (АПК).Синтез эволюционной и системной концепций в методологии организации работы транспорта агрокомплекса, на принципах синергетики, указывает на необходимостьустановления строгих соответствий между всеми элементами системы при выявлении общностей и исключений дляобеспечения наличия синергетического эффекта –проявления совместных действий элементов системы, не проявляемое каждым из них в отдельности до вхождения в систему. Это важно для нахождения общих принципов управления самоорганизацией на основе синтеза различных,уже существующих или вновь возникших,возможностей каждого элемента системы.Конечная цель такого исследования –построение атрибутивной модели организации работы автотранспорта агрокомплекса, целостно описывающей процесс самоорганизации в совокупности и переходах, и выбирать инструменты регулирования соответствующие состоянию процесса транспортного обеспечения логистики агрокомплекса.Отправным моментом такогоподхода является открытость системы организации работы транспорта. Открытая система способна (благодаря наличию обратной связи) воспринимать и усваивать внешние воздействия и находиться в постоянном изменении –флуктуации. Флуктуация в данном случае является стабилизатором развития: система либо качественно изменяется и развивается, либо в нейпоявляются признаки разрушительного характера.Возникновение систем –это следствие проявления синергетического эффекта флуктуации элементов системы. В результате происходит перестройка связей, каждый элемент начинает учитывать движение (интересы) других и играет важную роль в упорядочении общего движения. Формируется нормальное состояние системы организации работы транспорта агрокомплекса, когда движение его участников (элементов) приводит к единой согласованной упорядоченности при удовлетворении транспортных потребностей логистики отдельных предприятий и агрокомплекса в целом.Таким образом, с позиций синергетики в развитии системы транспортного обеспечения АПК необходимо изучать:

не только общее, повторяющееся,но и случайное, индивидуальное, исключительное;

эволюцию не только организации, но и самоорганизации, саморегулирования, саморазвития;

возможности формализованного описания процессов в виде моделей, отражающих и оценивающих эффекты самоорганизации;

конфигурацию траектории развития системыи ее зависимость от «начальных условий» движения и потенциала спроса на ее развитие;

дивергентные (рост разнообразия) и конвергентные тенденции (свертывание разнообразия), наличие которых определяет цикличность переходов организации и самоорганизации;

темп и направление развития, существование самоорганизационных процессов, свободных от контроля.Определив характер развития системы транспортнологистического взаимодействия в агрокомплексе, как один из волновых процессов основной траектории развития АПК, можно понять ее поведение и соответствие ранее установленным правилам. Развитие и упорядочение данной системы происходит через усилия организации или самоорганизации, чередование фаз покоя и движения по траектории развития организации работы автомобильного транспорта АПК, как основного элемента данной системы.И здесь уместно использовать широко известный и распространенный в практике исследований энтропийный подход [3].Поэтому одним из важнейших моментов исследования организации транспортнологистического взаимодействия в АПК, является определение энтропии –как величины, характеризующей изменения в системе и меры пребывания системы в данном состоянии (от греч. поворот, превращение). При этом необходимо иметь ввиду, что порядок в системе тем выше, чем меньшим числом способов его можно достичь. Беспорядок, связанный с ростом энтропии, напротив, достижим большим числом способов. Организация же в системе –это наличие порядка и его разнообразия, но по мере роста энтропии это разнообразие уменьшается, уступая место порядку однородных структур или гомеостатическому равновесию (приспособленному к условиям окружающей среды). Для практических целей это означает, что система организации работы автомобильного транспорта в АПК не должна быть чрезмерно жесткой в отношении самоорганизации. Она должна максимально использовать ее позитивные возможности. Но чрезмерное разнообразие, связанное с высоким уровнем энтропии (т.е. ничем не ограниченная свобода), приводит к деструктуризации системы как целого [5].Каждый этап перехода системы организации работы автотранспорта в АПК на новую ступень развития –это не только приобретение новых возможностей, но и разумные ограничения в их использовании. Поскольку действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях. Только при условии ограничения разнообразия нижележащих уровней можно формировать разнообразные функции и структуры систем, находящихся на более высоких уровнях.В результате такого воздействия достигается целенаправленное изменение состояние системы, обеспечивающее ее приспособление к изменяющимся внешним условиям и внутреннему состоянию, которое необходимо для существования самой системы и выполнениясвойственных для нее функций [6]. Причем под целенаправленным изменением состояния рассматриваемой системы необходимо понимать такие процессы и операции, с помощью которых достигается устойчивое состояние ее по отношению к внешней среде и лучшая приспособляемость к изменяющимся внешним условиям и воздействиям из вне.Таким образом, открытость, сложность и нелинейность системы организации работы автотранспорта в АПК располагает необходимыми и достаточными условиями для возникновения процессов самоорганизации. А стремление к порядку через самоорганизацию является динамично развивающимся процессом, не имеющим качественного предела. Сосуществование порождения нового порядка и его сохранения является проявлением тенденций самоорганизации и коренным образом меняет процессы, протекающие внутри системы организации работы вАПК.Инструменты и методы синергетики позволяют изучать общие свойства не изменяющиеся при любых преобразованиях системы организации работы автотранспорта в АПК от устойчивых состояний к стабильным ипри переходах от их возникновения к сохранению.Если исходить из наличия характеристик динамики развития системы транспортнологистического взаимодействия вАПК, то ее развитие можно представить как универсальный и многоуровневый процесс самоорганизации, где разворачиваются аналогичные структурноорганизованные закономерности, свойственные динамической системе, имеющей некую макротраекторию и потенциал.Схема развития как взаимодействие стохастических и детерминированных факторов, влияющих на систему организации работы автотранспорта в АПК, приведена на рисунке1.

Развитие энтропиисистемыПовышение энтропииПонижение энтропииТенденции к мутациям(стохастический фактор)Тенденции к сохранению прежних форм(детерминированный фактор)Неравновесность системыСлучайность, вероятностьРеволюционная составляющая эволюцииКонкуренция Дифференциация Диверсификация

Инновация Равновесность системыСтационарность Консервативная составляющая эволюции Интеграция

Административноерегулирование

Глобализация Рис. 1.Развитие как взаимодействие факторов, влияющих на систему организации работы автотранспорта в АПК

Распространение представлений теории синергетики на исследование и формирование системытранспортнологистическоговзаимодействия АПК позволяет определить ряд принципов ее самоорганизации:1.Условием возникновения новой структуры системы является диссипация энтропии (изменение степени упорядоченности, рассеяние энтропии системы).2.Внешние воздействия не могут вызывать эффекта и повышать степень упорядоченности в системе, они лишь усиливают ее неустойчивость и ведут к разбалансировке основных процессов.3.Технологическая самоорганизация невозможна в области линейных участков развития системы.Чтобы повысить организованность системы, необходимо увеличить степень ее открытости, что приведет к активизации процесса ее упорядочения. При уменьшении степени открытости системы происходит ее дезорганизация.Чтобы открыть систему необходимо воздействие окружающей среды на ее функционирование, а это приводит к увеличению числа переменных параметров, необходимых для описания поведения системы.Применительно к грузовым автоперевозкам в АПК к таким параметрам можно отнести: потребное число автомобильного подвижного состава; его режим работы; модель организации транспортных и маршрутных схем; формирование грузовых партий и машинных отправок; функции управления и т.д. [4].

Ссылки на источники1. Лебедев Е.А., Науменко М.А., Прибытько А.Н. Развитие агрокомплекса на основе транспортнологистического взаимодействия (на примере ЗАО «Агрокомплекс»ст. Выселки). //Сборник тезисов научноисследовательских проектов IIВсероссийского конкурса научноисследовательских работ учащихся, студентов, аспирантов (соискателей) и научных сотрудников «Развитие АПК юга России», КубГАУ, Анапский филиал, г. Анапа, 2014. –с. 2225.2. Лапидус Б.М. Синергетические подходы к управлению железнодорожным транспортом //Вестник Московского университета, 2000, №1, серия 6 «Экономика», с. 7586.

3. Клочков В.Н. Адаптация и конкурентоспособность автотранспортных систем в рыночных условиях. –СПб.: СПбГИЭА, 1997. –286 с.4.Лебедев Е.А., Науменко М.А.Развитие транспортнологистических услуг (на примере агрокомплекса)/ Материалы III Международной научнопрактической конференции «Перспективы развития и безопасность автотранспортного комплекса» г. Новокузнецк, 2013 г., с. 172174.5. Седов Е.П. Информационноэнтропийные свойства социальных систем //Общественные науки и современность, 1993, № 5.6. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. –М.: ИЛ, 1959. –245 с.

Lebedev Evgeny Aleksandrovich, Doctor of Engineering, professor FGBOU VPO "The Kuban state technological university" KrasnodarNaumenko Marina Aleksandrovnaundergraduate FGBOU VPO "The Kuban state technological university" Krasnodarmarina_naumenko@mail.ruSYSTEM AND SYNERGETIC CONCEPT OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTIC PROCESSES OF THE AGROCOMPLEXSummary:Work of agroindustrial complex is connected with generation of freght traffics and ensuring timely and effective transport service of logistics. Innovative development of technologies of the main production without features of its transport service doesn't allow to gain effect from decrease in transport capacity of production of the main production. The conceptual directions of development of transport and logistic processes in agroindustrial complex and their interactions on the basis of synergetrics are offered.Keywords:System, synergetrics, concept, element, process, fluctuation, approach, entropy, factor