Роль дорожных условий в обеспечении безопасности дорожного движения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зырянов И. В. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1711–1715. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54606.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также роли контрольно-надзорной деятельности службы дорожной инспекции и организации движения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зырянов Игорь Валерьевич,кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации охраны общественного порядка ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. ТюменьAPIAD@mail.ru

Роль дорожных условий в обеспечении безопасности дорожного движения

Аннотация. Статья посвященавопросам обеспечения безопасности дорожного движения вРоссийской Федерации, а такжероли контрольнонадзорной деятельности службы дорожной инспекции и организации движения. Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, дорожнотранспортное происшествие, ремонт и содержание дорог.

Основные показатели состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации в настоящее время в несколько раз превышают аналогичные показатели других стран. По некоторым из них (тяжесть последствий ДТП, риск гибели пешехода в ДТП и др.) Россия уступает западноевропейским государствам в 710 раз. Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожнотранспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270тыс.человек. На дорогах за последние 7лет погибло 7900детей в возрасте до 16лет, были травмированы 166020детей. Демографический ущерб от дорожнотранспортных происшествий и их последствий за 2004

2010годы составил 506246человек, что в 2,3раза больше, чем, например, численность российского населения, занятого в сельском хозяйстве.Размер социальноэкономического ущерба от дорожнотранспортных происшествий и их последствий за 2004

2010годы оценивается в 7326,3млрд. рублей, что можно сопоставить с расходами консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011году на финансирование социальной политики (7453,3млрд.рублей). Несмотря на то, что в 2010году социальноэкономический ущерб от дорожнотранспортных происшествий и их последствий снизился до уровня в 867,7млрд.рублей, тем не менее его годовой размер все равно существенен и примерно равен расходам консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011году на денежное довольствие военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (837,8млрд.рублей) или двукратным доходам от использования в 2010году имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (424,8млрд.рублей)1.Неудовлетворительные транспортноэксплуатационные качества уличнодорожной сети страны, недостатки в организации дорожного движения, не высокая надежность аппаратуры управления движением, низкое качество светофоров, дорожных знаков, материалов для разметкидорог, дорожных и мостовых ограждений в 2012 г. стали сопутствующей причиной около 20% дорожнотранспортных происшествий. Анализ распределения основных показателей аварийности изза различных видов неудовлетворительных дорожных условий свидетельствует о том, что общее количество происшествий, связанных с отсутствием и 1Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012г. №1995р О Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013

2020годах"

неудовлетворительным состоянием технических средств организации дорожного движения всех типов, составляет около 30%2.Итоги реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах" дают основание говорить о некоторой стабилизации аварийности на дорогах страны в минувшем году. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Наметилась тенденция сокращения числа погибших и раненых людей.Сохранено свыше 3 тыс. человеческих жизней, в том числе 100 –детей, количество пострадавших в ДТП сократилось более чем на 21 тыс. человек. Сократились происшествия с особо тяжкими последствиями, а также ДТП изза нарушения Правил пешеходами. Продолжает снижаться аварийность с участием пьяных водителей. Ряд положительных тенденций отмечается и по другим позициям. За 2009 год отмечены существенные позитивные изменения в подходах к обеспечению безопасности дорожного движения на региональном уровне. Они свидетельствуют, что проводимая разъяснительная работа находит свое отражение в реализуемых мероприятиях. Это также подтверждают вновь принятые программы в следующих регионах России: Республиках Коми и Тыва, Пермском, Красноярском, Камчатском и Ставропольском краях, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Мурманской, Владимирской, Смоленской, Московской и Тульской областях, Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе. Во многих из них удалось обеспечить системный и комплексный подход к проблеме безопасности дорожного движения3.Решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010год назвал одной из актуальных задач развития страны.Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020года4являются, снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025года,утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9октября 2007г. №1351, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожнотранспортных происшествий.Одним из инструментов достижения целей демографической политики Российской Федерации должна стать федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013

2020годах". Программа устанавливает единые цели и задачи деятельность по повышению безопасности дорожного движения на период до 2020 года. Она позволит сформировать систему приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, повысить эффективность управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. 2См.: Данные НИЦ БДД МВД России за 2012 г.3См.: О состоянии работы по обеспечению безопасности дорожного движения в 1ом квартале 2009 года и мерах по её совершенствованию. ДОБДД МВД России.Информационный бюллетень N 45. –М.,2009.4См.:Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17ноября 2008г. №1662рВ ее рамках к 2020 году планируется снизить смертность на дорогах на 25% по сравнению с показателями 2010 года (с 26,5 тысячи до 20 тысяч человек в год соответственно). Ориентировочная стоимость всей программы составит 99 млрд.рублей, половина из которых будет выделена из федерального бюджета.Программа позволит:

установить единые цели и задачи деятельности по повышению безопасности дорожного движения на период до 2020 года;

сформировать систему приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, системно воздействующих на причины аварийности;

повысить эффективность управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях, взаимодействия и координации органов власти;

концентрировать ресурсы государства на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат. В условиях сокращения объемов финансирования ремонта и содержания дорог, региональных программ и в целом мероприятий по безопасности дорожного движения существенно возрастает значение анализа аварийности. Только на основе детального изучения причин и условий происшествий, возможно, разработать эффективную систему воздействия на конкретные "болевые" точки, реально добиться снижения количества мест концентрации ДТП, продолжить позитивные изменения в структуре дорожнотранспортных происшествий.Особого внимания и более детального рассмотрения сегодня заслуживает проблема обеспечения безопасности дорожного движения при проведении ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Безупречная по своим техническим характеристикам уличнодорожная сеть и её правильное содержание позволяет в полной мере реализовывать эксплуатационные качества транспортных средств и тем самым существенно повышать эффективность и безопасность их использования, в том числе снижать материальные затраты, как самих участников дорожного движения, так и государства в целом. В то же время неудовлетворительные дорожные условия оказывают как прямое, так и косвенное влияние на возникновение дорожнотранспортных происшествий.Исходя из содержания Правил учётаи анализа дорожнотранспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, разработанных во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 647 "Об утверждении Правил учёта дорожнотранспортных происшествий", установлено 29 характеристик дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП и оказывающих негативное влияние на обеспечение безопасности дорожного движения. Каждой из характеристик дано конкретное определение. При оформлении материалов ДТП сотрудникиГИБДД должны объективно оценить фактические дорожные условия на месте ДТП в момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительные дорожные условия явились причиной ДТП, определяется решением суда на основе результатов расследования.Анализ дорожнотранспортных происшествий показывает, что основными видами неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих их возникновению, являются: низкие сцепные качества дорожного покрытия (38,1% от всех ДТП, где неудовлетворительные дорожные условия сопутствоваливозникновению происшествий), ровность и дефекты покрытия (12,7% и 12,5%, соответственно), недостаточное освещение (9,3%), отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек (6,4%) и неисправное освещение (5,5%). Другие характеристики дорожных условий, предусмотренные Правилами учёта и анализа ДТП, существенного влияния на возникновение ДТП не оказывают. Доля недостатков, связанных с эксплуатационным состоянием технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, дорожной разметки, ограждающих и направляющих устройств) и обочин, геометрических параметров дороги, обеспечением видимости, наличием неправильно установленной и несогласованной наружной рекламы, недостатков, связанных с сужением проезжей части и наличием снежных валов, ограничивающих видимость или сужающих проезжую часть, незначительна и составляет менее 5 %5.Всестороннее и полное оформление ДТП в части регистрации неудовлетворительных дорожных условий позволяет провести работу по оперативному устранению имеющих место недостатков, проведениюполноценного анализа происшествий и разработке конкретных мероприятий по снижению уровня аварийности. Не следует забывать о том, что участникам ДТП предоставляется возможность реализации своих гражданских прав по обращению в судебные органы с целью установления и компенсации причинённого им в результате ДТП ущерба балансодержателем (подрядной организацией) уличнодорожной сети.Более 70 % зарегистрированных ДТП, совершается на территории муниципальных образований, уличнодорожная сеть которых практически не развивается. В силу объективных и субъективных причин работы по эксплуатации существующей сети включают в себя, как правило, только проведение ямочного ремонта и зимнее содержание магистральных улиц и дорог. В недостаточном объёме финансируются работы поустановке и содержанию технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние которых оставляет желать лучшего. Не все улицы населённых пунктов оборудованы наружным освещением. Ежегодное увеличение парка транспортных средств и низкий уровень содержания УДС способствует увеличению количества ДТП и возникновению транспортных заторов. В то же время органы власти населённых пунктов вопросами организации и безопасности дорожного движения практически не занимаются, что является нарушениемтребований статьи 12 Федерального Закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196 ФЗ.В условиях недостаточного финансирования работ по строительству, ремонту и содержанию уличнодорожной сети значительно возрастает роль контрольнонадзорной деятельности службы дорожной инспекции и организации движения. Для повышения эффективности деятельности службы ежегодно необходимо планировать и проводить семинарысовещания с сотрудниками службы, в работе которых должны принимать участие руководители дорожных, проектных и других заинтересованных организаций и предприятий. На наш взгляд, следует для сотрудников данной службы, разработать учебнометодические материалы, на основе которых, организовать и провести курсы повышения квалификации на базе высшего учебного заведения системы МВД России.

Ziryanov Igor,PhD, Associate Professor , Head of the Department of the organization to protect public order " Tyumen Institute of Advanced Police Academy of the Russian Federation " , TyumenThe role ofroad conditions in road safety 5См.:Роль дорожных условий в обеспечении безопасности дорожного движения». НИЦ ГИБДД МВД России. Информационный бюллетень. Выпуск №36. М., 2007.

Abstract.Article is devoted to road safety in the Russian Federation , as well as the role of compliance and enforcement inspection service road and traffic .Keywords:traffic safety , traffic accident , road repairs and maintenance