Социальная обусловленность уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрунин Д. А. Социальная обусловленность уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1806–1810. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54625.htm.
Аннотация. В рамках данной статьи рассматривается проблема социальной обусловленности уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы в мирное время, а также обосновывается необходимость закрепления в уголовном законе деяний, связанных с уклонением от призыва на военную службу по мобилизации, которая является основой комплектования Вооруженных сил России в условиях военного времени.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петрунин Дмитрий Александрович,преподаватель кафедрыорганизации охраныобщественного порядкаФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышенияквалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень.petrunina.nast2012@yandex.ru

Социальная обусловленостьуголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы

Аннотация.В рамках данной статьирассматривается проблема социальной обусловленности уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы в мирное время, а также обосновывается необходимость закрепления в уголовном законе деяний, связанных с уклонением от призыва на военную службу по мобилизации, которая является основой комплектования Вооруженных Сил России в условиях военного времени.Ключевые слова:призыв на военную службу,прохождение альтернативной гражданской службы, криминализация, декриминализация, призыв на военную службу по мобилизации военное время, уголовноправовое воздействие.

Во всяком организованном обществе существует ценностноправовая система, призванная обеспечивать защиту прав и законных интересов личности, стабильность, порядок и организованность, реализацию перспектив социального и экономического развития. Основными средствами достижения данной цели выступают нравственность и право. Один из основоположников этического права П.И. Новгородцев совершенно точно отметил, что именно «право и нравственность являются силами, обуздывающими произвол человеческих страстей, вносящими мир и порядок во взаимные отношения людей и противопоставляющими эгоизму частных стремлений интересы общего блага и требования справедливости»[1]. Поэтому правотворческая деятельность начинается с тщательного изучения объективных процессов современного общества, так как любой уголовноправовой запрет, требует глубокого изучения, поскольку установление его без необходимости, а тем более, вразрез с потребностями общественного развития, может принести только вред общественным отношениям. Уголовноправовой запрет, облаченный в формулу закона, очерчивает антиобщественное явление, определяет его границы и характерные черты, выделяет его из ряда иных явлений и закрепляет типичные признаки[2]. Тем самым устанавливается форма и содержание должного поведения, не нарушающего интересы сосуществования членов общества. То есть, уголовноправовой запрет конкретного деяния является не произвольным актом законодателя, а следствием объективных потребностей общества в уголовноправовой охране общественных отношений и, следовательно, может быть эффективным, пока такие потребности сохраняются.В уголовноправовой науке не подвергается сомнению положение, в соответствии с которым преступление рассматривается не только как правовое явление, но и как социально обусловленное. Имеющее свои специфические характеристики, собственные закономерности развития и механизмы влияния на социальные условия[3, 4]. Следовательно, социальная обусловленностью уголовноправовых норм ‬это закрепление в форме закона только таких норм, потребность в которых носит объективный характер для всего общества.Как верно отмечает Л.И. Спиридонов «преступление (и преступность) существует объективно ‬до, вне и независимо от какой бы то ни было оценки законодателя. Его объективная социальная сущность такова, что он может нанести реальный вред обществу и потому правовая природа причиняющего вред деяния делает необходимым и возможным его официальное юридическое закрепление в качестве преступления, административного проступка и т.д.[5].Таким образом, в современной науке уголовного права признание в законодательном порядке того или иного поведения в качестве преступления осуществляется с учетом связей уголовного права с различными сферами социальной действительности и на основании принципов криминализации. Однако проблема всей теории криминализации заключается в установлении оснований уголовноправового запрета, то есть установления тех факторов, которые обуславливают допустимость и целесообразность уголовноправовой новеллы, устанавливающей или изменяющей ответственность за конкретный вид деяния[2].Однако в уголовноправовой доктрине не выработан четкий перечень оснований, критериев криминализации. Многие представители юридической науки предлагают различное количество принципов (оснований, критериев, предпосылок) криминализации и их классификаций. Отличие состоит лишь в том, в какой степени каждому автору удается наиболее полно и лаконично, опираясь на выделенные им принципы, дать обоснование уголовноправового запрета.Согласно позиции приведенных авторов социальная обусловленность уголовноправовых норм находится под воздействием множества как объективных, так и субъективных факторов, и строго определить функциональные отношения между ними для обоснования необходимости той или иной уголовноправовой нормы не так легко.Проанализировав имеющиеся в уголовноправовой науке мнения относительно принципов криминализации, важными факторами, по которым можно судить о криминализации или декриминализации деяния являются три относительно самостоятельные группы: юридическокриминологические, социальноэкономические и социальнопсихологические[6].В юридическокриминологическую группу входят следующие основания: 1) степень общественной опасности деяний; 2) относительная распространенность деяний; 3) возможность воздействия на указанные деяния уголовноправовыми средствами при отсутствии возможности успешной борьбы менее репрессивными средствами.К социальноэкономическим основаниям относятся: 1) причиняемый деяниями материальный и моральный ущерб; 2) отсутствие возможных побочных последствий уголовноправового запрета.Социальнопсихологическими основаниями являются: 1) определенный уровень общественного правосознания и психологии; 2) исторические традиции.Рассмотрим указанные группы относительно предмета нашего исследования‬уголовноправовые нормы, связанные с уклонением от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы. В качестве основного принципа установления уголовноправового запрета за указанные деяния, следует рассматривать их общественную опасность, которая, раскрывая социальную сущность преступного поведения, служит основным признаком, внутренним свойством преступления. Это свойство объективно и не зависит от воли ни законодателя, ни органа, применяющего закон. Деяние, в конечном счете, опасно не потому, что его так оценил законодатель, а потому, что оно по своей антисоциальной сущности нарушает нормальные условия существования общества[7]. Однако законодатель не может абсолютно точно инавсегда установить общественную опасность преступлений, так как последняя должна определяться в соответствии с реалиями изменяющейся действительности. Поэтому об общественной опасности можно говорить как о категории ‬объективно субъективной[8], так какона, вопервых: являясь реальной, существует вне нашего сознания, а вовторых: субъективно воспринимается законодателем, иными органами государства и гражданами. Их соотношение позволяет в одних случаях сделать вывод об общественной опасности совершенногодеяния, а в других, наоборот, о его общественной вредности.В отечественной правовой науке непосредственным основанием отграничения преступления от правонарушения, и назначения соответствующей меры наказания, является ее количественный признак ‬степень общественной опасности, являющейся значительной (существенной)[9, 10, 11, 12, 13, 14], которую законодатель берет за основу при декриминализации деяний из УК РФ. Ряд авторов так же утверждают, что характер и степень общественной опасности зависит и от времени совершения деяния, которое в определенный период, оказывает качественное влияние на преступление, что указывает на повышенную общественную опасность преступления[15]. По этому общественно опасными следует считать только те деяния, которые по своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования общества[16, 17].В нашем случае уклонение от призыва на военную службув условияхмирного ивоенного времени становится общественно опасным и преступным, так как данная обстановка обуславливает особую нравственную и социальную его оценку, а на их основе производится юридическая оценкасовершенного деяния. Уголовнаяполитикапо отношению к указанному составу преступлениявмирное ивоенное время направленно, прежде всего, для обеспечения защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворение потребностей государства и нужд населения в данное время (ч. 1 ст. 1) [18]. В связи с этим в условиях военного времени, воинская обязанность граждан РФ предусматривает призыв на военную службу по мобилизации (ч. 2 ст. 1)[19]. Уголовноправовая борьба с уклонением от прохождения альтернативной гражданской службы в условиях военного времени не целесообразна, так как в данных условиях, согласно Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» все граждане, пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу по мобилизации, если они не имеют права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (ч. 2 ст. 17). В условиях мирного времени, атакже в военное времятолько уклонение от призыва на военную службу будет представлять существенную угрозу для общества в виду своего социального характера, так вызовет чувство страха и беспокойство за его совершение, соответственно деяние будут подлежатьуголовному наказанию. Данную позицию можно охарактеризовать мнением В.И. Боева утверждающего, что: «Деяние опасно тогда, когда оно совершенно в особых условиях и эти условия определяют его повышенную общественную опасность. Совершенное в условиях военноговремени деяние может и должно влечь за собой уголовную ответственность по тем специальным положениям, которые действовали в момент его совершения»[20]. Указанной позиции придерживается и экспертное сообщество, так анкетирования преподавателей и профессоров Омской академии МВД России и Тюменского института повышения квалификации, имеющих ученые степени кандидатов и докторов юридических наук и являющихсяспециалистами в области уголовного права в количестве 14 человекв 2013 годупоказало, что уклонение от призыва в военное время является общественноопасным деянием 85,7%. Кроме того, 71,4% ученых считают, что указанные деяния являются общественно опасными и в условиях мирного времени по причине того, что комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется по смешанной системе «призыв + контракт». Следовательно, сохранение уголовноправового запрета за деяния в ст. 328 УК РФ является следствием данной необходимости. Данную точку зрения разделяют далеко не все ученые, которые утверждают, что при построении профессиональной армии, а также в условиях мирного времени ответственность нужна только административная 14,3%. В военное время уголовной ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы быть не должно, считают 7,1%. Наша позиция в сложившейся ситуации сводится к тому, что уголовнаяответственность,предусмотренная ст. 328 УК РФнеобходимавмирноевремя, ав военное время только за уклонение от призыва на военную службу. Поэтому социальную обусловленность деяний, указанных в ст. 328УК РФ, на фоне происходящих в обществе процессов, необходимо рассматривать как в военное, так и мирноевремя.С этой целью целесообразно раскрыть понятие «военного времени», чтобы понять объективность установления повышенной степени общественной опасностив данных условиях. При этом необходимо отметить, что в законодательстве не содержится нормативного понятия военного времени, хотя в Федеральных законах: «Об обороне», «О военном положении», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», а также в Уголовном кодексе РФ в ч. 3 ст. 331 его название присутствует. В справочных изданиях под военным временем понимается ‬период от момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения[21]. Основным условием военного времени необходимо считать ‬нахождением государства в состоянии войны. В мирное время такое условие отсутствует. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об обороне» состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств[22]. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время (ч. 2 ст. 18). Поэтому, с целью обеспечения защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время на общество накладываются определенные обязанности. В данном случае, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об обороне» исполнение воинской обязанности по защите Отечества будет являться прямой обязанностью каждого гражданина РФ. Которая будет заключаться в подготовке всех граждан РФ к обороне и обеспечении безопасности государства для сохранения суверенитета и территориальной целостности государства от внутренних и внешних угроз. Поэтому уклонение граждан по подготовке к военноучетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил РФ в условиях военногои мирноговремени необходимо рассматривать как создание угрозы причинения существенного вреда, такому объекту уголовноправовой охраны как ‬обороноспособности государства. Под которой в справочных изданиях понимается ‬степень подготовленности государства к отражению агрессии, характеризующаяся совокупностью военного,экономического и моральнополитического потенциалов, то есть всей совокупности находящихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов[21]. Следовательно, в условиях военного времени уклонение от призыва на военную службу, будут обладать ‬высокой степенью общественной опасности. Так как неисполнение гражданами, призывного возраста и военнообязанными правовых предписаний, направленных на комплектование Вооруженных Сил РФ по мобилизации и подготовку к вооруженной защите, вытекающих из федеральных законов иподзаконных нормативных правовых актов, в условиях военного времени создадут угрозу причинения существенного вреда ‬обороноспособности государства. Ценность объекта уголовноправовой охраны в данном преступлении будет заключаться в том, что, посягая на установленный порядок комплектования армии РФ, совершенное в военное время призывниками и военнообязанными: вопервых, нарушается нормальная деятельность органов военного управления по организации призыва граждан на военную службу по мобилизации; вовторых,образуется штатная необеспеченность войсковых подразделений личным составом. Поэтому установление уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в условиях военного времени, будут следствием борьбы с указанным преступлением.Еще однимфактором, свидетельствующим о высокой степени общественной опасности уклонения от призыва на военную службу в условиях военногои мирноговремени, будет являться Конституционное закрепление вышеуказанной обязанности для граждан Российской федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). В Конституции РФ нормативно закреплено, что реализация российским гражданином его прав и свобод неотделима от исполнения им конституционных обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ). Поэтому, данное деяние, являясь нарушением конституционной обязанности российских граждан по защите Отечества,чтобудет наносить ущерб интересам обороны страны и обеспечения постоянной боевой готовности Вооруженных Сил РФ от внутренних и внешних угроз.Рассматривая уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативой гражданской службы, совершенных в условиях мирного времени, необходимо отметить, что установление и усиление уголовноправовой репрессии имеет особую социальноправовую природу, которые после прекращения определенных обстоятельств (военного времени) утрачивают свое значение[23]. Однако, деяния в ст. 328 УК РФ не теряют такой признак степени общественной опасности, как значительность (существенность) причиняемого вреда общественным отношениям в сфере комплектования Вооруженных Сил РФ и прохождения альтернативной гражданской службы, то есть они не становятся малозначительными (ч. 2 ст. 14 УК РФ), исключающими преступность деяния[24]. В первом случае, неисполнение гражданами призывного возраста правовых предписаний, направленных накомплектование армии, подготовку к вооруженной защите, создают существенную угрозу причинения вреда ‬обороноспособности государства. Во втором случае, неисполнение обязанностей связанных с прохождением альтернативной гражданской службы, создает существенную угрозу причинения вреда ‬экономическим интересам общества и государства.Таким образом, основаниядекриминализации, указанных составов преступлений ст. 328 УК РФотсутствуют, так какстепеньобщественной опасности соответствующих деяний, совершенных какв условиях мирного, так и военного времени, является существенной для государства и общества на данныепериодывремени.Что касается оценки принципа относительной распространенностик криминализированным деяниям в ст. 328УК РФ в мирное время, тоон также подтверждает эффективность уголовноправового борьбы с ними. Несмотря на то, что многие видные ученые, такие как А.В. Наумов, В.Н. Кудрявцев, В.Е.Эминов считают, что: «если криминализация единичных «отрицательных» поступков бессмысленна, так какне имеет регулятивного значения, то объявление уголовно наказуемыми чрезмерно распространенных деяний вредно именно с точки зрения достижения тех целей, которые стоят как основные перед уголовным законом». Соответственно борьба уголовноправовыми средствами неэффективна по отношению к этим деяниям, то это является основанием декриминализации указанных деяний[25, 26]. Данные тезисы прямым образом относятся к проблеме уклонения от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы в мирное время.

Так частота совершения деяний указанных в ст. 328 УК РФ в условиях мирного времени очень велика по ч. 1 и незначительна по ч. 2 указанной статьи. Примером тому служат статистические показатели и заявления Генерального штаба Министерства обороны РФ. По статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2006 году официально зарегистрировано1533лица, осужденных по ст. 328 УК РФ, в 2007 году ‬1080, в 2008 году ‬1019, в 2009 году ‬879, в 2010 году ‬1062, в 2011году‬1213, в 2012году‬910, а в 2013 году ‬403[27]. Из приведенных данных видно, что количество лиц осужденных за уклонение от исполнения вышеперечисленных обязанностей за последние восемьлет варьируется незначительно.При этомежегодно от призыва в армию уклоняется около 200 тысяч человек в возрасте от 18 до 27 лет[28].

Однако этот пример как раз указывает на то, что уголовноправовое воздействие на указанных выше граждан является эффективным, так как носит сдерживающий фактор, декриминализация деяний ст. 328 УК РФ в разряд административных правонарушений в мирное время не будет способствовать реализации превентивной роли как общей, так и индивидуальной. Что будет способствовать только большему росту числа граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы, так как специальный принцип неотвратимости наказания не будет действовать в данных условиях. Следовательно, о принципе относительной распространенности, можно говорить не как о принципе декриминализации вышеупомянутых деяний в российском уголовном законодательствев мирное время, а как о принципе их криминализации. Этот случай будет распространяться и на лиц совершивших уклонение от призывав условиях военного времени при комплектовании армии, где степень общественной опасности становится высокой, как основание криминализации.Изза политических и социальноэкономических изменений в стране отношениек Вооруженным Силам РФ в настоящее время сводится к усилению роли профессиональной армиии снижению призыва на военную службу. Позиция Верховного командования Вооружённых Сил РФ направлена на снижение количества призывников до 1015 %[29]. Согласно Указам Президента РФ в осенний призыв 2011 г. на военную службу были призваны 135,85 тыс. человек, в весенний призыв 2012 г. ‬155,570 тыс. человек, в осенний призыв 2012 г. ‬140,140 тыс. человек, весной 2013 г. призваны 153,200 тыс. человек, осенью 2013 г. призыву подлежали 150,030 тыс. человек[30, 31, 32, 33, 34]. Планом реформирования Вооруженных Сил РФ предусмотрено, что к концу 2017 года в российской армии будут служить 425 тысяч контрактников[35], сейчас их численность составляет 240 тысяч человек. По словам начальника Главного управления кадров минобороны В.П. Горемыкина «При штатной численности Вооруженных Сил в миллион человек: 65 процентов ‬будут составлять военные профи, 35 процентов ‬призывники»[36].Однако, по заявлению В.В. Путина: «Сохранение смешанной системы комплектования на обозримую перспективу ‬это компромисс между поставленными задачами и текущими возможностями страны»[37]. Поэтому стремление человека даже в условиях мирного времени любой ценой уклониться от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы нельзя «приветствовать» не покидая позиций закона.Следовательно, тенденция сохранения уголовноправового регулирования отношений, связанныхс указанными действиями является следствием данной необходимости как в мирное, так и военное время. Расширениесферы административноправового их регулирования в настоящее время недопустимо изза их общественной опасности[38].

Поэтому, никакие другие методыборьбы с указанными деяниями, в том числе,штрафные санкции в административноправовом порядке, даже в условиях мирного времени, не смогут их предупреждать.Несмотря на то, что административные правонарушения не предусматривают тех суровых последствий наказания, какие присутствуют в уголовном законе. Анализ182 приговоров, в отношений лиц осужденных по ч. 1 ст. 328 УК РФ и 4 приговоров по ч. 2 ст. 328 УК РФ за период времени с 2006 г. по 2013 г. показал, что среди всех альтернативных видов наказаний предусмотренных санкциями ст. 328 УК РФ. Суды в основном назначают наказание в виде штрафа 64,3% (117 приговоров по ч. 1 ст. 328 УК РФ), 75% (3 приговора по ч. 2 ст. 328 УК РФ); на втором месте находится наказание в виде лишения свободы не связанного с его лишением 31,3% (57 приговоров), на третьем месте находится наказание, связанное с реальным лишением свободы осужденного 1,65% (3 приговора), в 25 % (1 приговор по ч. 2 ст. 328 УК РФ), судназначил наказание в виде 200 часов обязательных работ. Другие виды наказаний судом не применяются. Кроме того необходимо отметить, что в 1,65% (3 приговора) случаях лица освобождаются от уголовной ответственности, в связи с деятельным раскаянием лица. В 1,09% (1 приговор) случаях лицо освобождаются от наказания в связи с изменением обстановки[39].Мягкость уголовного наказания к указанным гражданам объясняется тем, что уголовноправовая политика, на данный период времени, носит либеральный характер к преступлениям небольшой тяжести, к которым относится ст. 328 УК РФ. Социальнопсихологический фактортакже свидетельствует о криминализации деяний указанных в ст. 328 УК РФ, то есть изменение общепринятой нравственной оценки и психологии к соответствующим деяниям.Анкетирование 255 граждан Омской области показало, что отношение общества к призыву в Вооруженные Силы РФ и прохождению альтернативной гражданской служб остается двойственным: как положительным 24,6% , так и отрицательным 21,1%, это среднее значениепо первому вопросы анкеты. 71,8 % граждан знают, что за уклонение от указанных служб предусмотрена уголовная ответственность, однако 13% граждан, выступают за уклонение от данных служб. В 29,4% случаях граждане не отправили бы своего сына на службу в армию РФ и 82,4% для прохождения альтернативной гражданской службы. Основными причинами отрицательного отношения к призыву на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы они выделяют: 1) неуставные взаимоотношения 49,4%; 2) коррупция в призывной комиссии 13%; 3) неудовлетворительные условия прохождения службы 14,1%; 4) отсутствие правовой и социальной защиты служащих 7%; 5) использование военнослужащих не по назначению 34,1%, 6) построение профессиональной армии в РФ 9,4%.В целом уроссийского общества, объективная потребность в уголовноправовой охране указанных деяний, сохраняется, так как71,8% граждан выступают за сохранение призыва на военную службу. Вопрос, связанный с общественной опасностью указанных деяний для российского общества показал, что38,9% граждан также считают, что они являются общественно опасными в условияхивоенного времени. В связи, с чем борьба с указанными деяниями мерами уголовного наказания воспринимается обществом как необходимая и справедливаяв мирное и военное время. Верно, отмечает П.А. Фефелов, что: «если будет выяснено, что общественное мнение не подготовлено для такой борьбы (правосознание большинства членов общества находится в противоречии с предлагаемой нормой), то в этих случаях необходимо воздержаться от такой борьбы и сосредоточить усилия на других мерах предупреждения антиобщественного поведения»[7]. Иными словами, следует подвести под принуждение базу убеждения. Установление уголовной наказуемости деяний ст. 328 УК РФ, без учета указанного условия, необходимого для создания обстановки неотвратимости наказания, не только нецелесообразно, но и может нанести вред делу борьбы с ними, авторитету закона и вследствие чего цель предупреждения данных деяний не будет достигнута[Там же]. Таким образом,подводяобщий итог вышесказанному, необходимо сделать вывод, чтодеяния указанные в ст. 328 УК РФ причиняют существенный вред, прежде всего интересам военной безопасностиРФ, в части нарушения процесса комплектования Вооруженных Сил РФ, дезорганизациидеятельности органов управления, занимающихся решением этих вопросов, а также экономическим интересам общества и государства, исходя из наступления возможных последствий как в мирное время, так и в случае начала войны. Этим, главным образом, обусловливается общественная опасность данных деяний и необходимость их криминализации.

Ссылки на источники1. Новгородцев П.И.Право и нравственность // Правоведение. ‬1995. ‬№ 6. ‬С. 104.2. Основания уголовноправового запрета: криминализация и декриминализация / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.М. Яковлева.‬М., 1982.‬С. 5.3. Тоболкин П С. Социальная обусловленность уголовноправовых норм.‬Свердловск, 1983.‬С. 5; 4. Марцев А.И.Преступление: социальноправовой анализ: учебное пособие.‬Омск, 2012.‬С. 3.5. СпиридоновЛ И. Социология уголовного права. М., 1986. С. 103.6. Коробеев А.И. Советская уголовноправовая политика: проблемы криминализации и пенализации.‬Владивосток, 1987.‬С. 69.7. Фефелов П.А. Общественная опасность преступного деяния и основание уголовнойответственности: основные методологические проблемы.‬М., 1972.‬С. 36.8. Марцев А.И. Избранные труды.‬Омск, 2005.‬С. 197.9. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления.‬М., 1957.‬С. 167.10. Лунеев А.Е. Административная ответственность за правонарушения.‬М., 1961.‬С. 45.11. Пионтковский А.А.Учение о преступлении по советскому уголовному праву.‬М., 1961.‬С. 7.12. Томилин В.Н. Проблемы разграничения уголовной и административной ответственности в связи с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях // Уголовное право в борьбе с преступностью.‬М., 1981.‬С. 124.13. Медведев А.М. Разграничение преступлений и административных проступков // Советское государство и право.‬1990.‬№ 6.‬С. 94.14. Иванова Л.В. Административное правонарушение: понятие и состав : лекция.‬Домодедово, 2000.‬С. 21.15. Векленко В.В. Объективная сторона преступления: лекция / В.В. Векленко, М.В. Бавсун.‬Омск, 2008.‬С. 3637.16. Епифанова Е.В.Общественная опасность как научная категория, законодательная дефиниция: история и современность: монография.‬М., 2012.‬С. 46.17. Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству.‬М., 1963.‬С. 59.18. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: федер.закон от 26 февраля 1997 г. № 31ФЗ: в ред. Федер.закона от 5 апреля 2013 г. № 55ФЗ// Собр.законодательства Рос.Федерации.‬1997.‬№ 9.‬Ст. 1014.‬С. 1819; Рос. газ.‬2013.‬10 апр.19. О воинской обязанности и военной службе: федер.закон от 28 марта 1998 г.№ 53ФЗ : в ред. федер.законов от 4 марта 2013 г. № 18ФЗ, от 7 мая 2013 г. № 102ФЗи № 104ФЗ, от 7 июня 2013 г. № 111ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 185ФЗи от 25 ноября 2013 г. № 317ФЗ// Собр.законодательства Росс.Федерации.‬1998.‬№ 13.‬Ст. 1475.‬С. 2849; 2013.‬№ 9.‬Ст. 870.‬С. 20832084; Рос. газ.‬2013.‬1314 мая; 11 июня; 10 июля; 27 нояб.20. Боев В.И. Необходимо ли создание уголовного закона военного времени? // Вестник Московского университета МВД России.‬2007.‬№ 5.‬С. 74.21. Закомолдин Р.В. Преступления против военной службы и военные преступления: словарьсправочник / авт.сост. Р.В. Закомолдин.‬М., 2010.‬С. 26.22. Об обороне: федер.закон от 31 мая 1996 г. № 61ФЗ: в ред. федер.законов от 5 апреля 2013 г. № 55ФЗ и от 2 июля 2013 г. № 185ФЗ // Собр.законодательства Рос.Федерации.‬1996.‬№ 23.‬Ст. 2750.‬С. 5698; Рос. газ.‬2013.‬10 апр.; 10 июля.23. Боев В.И. Механизм уголовноправового регулирования режима военного положения: автореф. дис. … док. юрид. наук.‬М., 2008.‬С. 5.24. Багиров Ч.М. Малозначительность деяния и ее уголовноправовое значение: автореф. дис. … канд. юрид. наук.‬Тюмень, 2005.‬С. 6.25. Лопашенко Н.А. Ведение в уголовное право: учеб. пособие.‬М., 2009.‬С. 137.

26. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Декриминализация (социальноправовой аспект): Научные труды Московской государственной юридической академии // LexRussica.‬2005.‬№ 2.‬С. 327328.27. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России по ст. 328 УК РФ за 2006 ‬2013 гг.‬URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5[дата обращения 30.12.2013].28. Гаврилов Ю. Год доступа ‬2011. Особенности осеннего призыва // Рос. газ.‬2011.‬3 окт.29. Минобороны РФ на четверть сокращает число призывников.‬URL: http://www.newsru.com/russia/31mar2011/armysokr4.html[дата обращения 29.02.2012].30. О призыве в октябре декабре 2011 г. граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву : указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 № 1270 // Рос. газ.‬2011.‬3 окт.31. О призыве в апреле июле 2012 г. граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву : указПрезидента Российской Федерации от 30 марта 2012 № 345 // Рос. газ.‬2012.‬3 апр.32. О призыве в октябре декабре 2012 г. граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву : указ Президента Российской Федерации от 29 сентября 2012 № 1309 // Рос. газ.‬2012. 1 окт.33. О призыве в апреле июле 2013 г. граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву : указ Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 № 302 // Рос. газ.‬2013.‬1 апр.34. О призыве в октябре декабре 2013 г. граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву : указ Президента Российской Федерации от 26 сентября 2013 № 732 // Рос. газ.‬2013.‬30 сен.35. Гаврилов Ю.Призыву отказали в долгой жизни. Минобороны взяло курс на профессиональную армию // Рос. газ.‬2011.‬18 ноя.36. Гаврилов Ю. Отборные войска. Минобороны разработало новые правила для солдатконтрактников // Рос. газ.‬2012.‬14 мар.37. Путин В.В. Быть сильными: гарантия национальной безопасностидля России // Рос. газ.‬2012.‬22 фев.38. Николаев А.М. Криминализация общественно опасных деяний, граничащих со сферой административных правонарушений (основания и направления совершенствования): автореф. дис…. канд. юрид. наук.‬Нижний Новгород, 2004.‬С. 10. 39. Анализ судебной практики районных судов в 65 субъектах Российской Федерации по ст. 328 УК РФ за 2006 ‬2013 гг. из сети Интернет.

Dmitriy Petrunin,The teacher of chair of the organisation of protection of a public order of FGKOU DPO «theTyumen institute of improvement of professional skill of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia», Tyumen.SOCIAL CONDITIONALITYTHE CRIMINAL LIABILITY FOR EVASION FROM THE APPEAL ON MILITARY SERVICE AND PASSAGES OF ALTERNATIVE CIVIL SERVICEAbstract. Within the limits of given article the problem of social conditionality of a criminal liability for evasion from an appeal on military service and passages of alternative civil service to a peace time is considered, and also necessity of fastening for the criminal law of the acts connected with evasion from an appeal on military service on mobilisation which is a basis of acquisition of Armed forces of Russia in the conditions of a wartime is proved.Keywords: appeal on military service, passage of alternative civil service, criminalisation, decriminalization, an appeal on military service on mobilisation a wartime, criminallylegal influence.