Методологические аспекты проблемы формирования готовности студентов неязыковых факультетов к профессионально-ориенторованному общению на иностранном языке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ибатова А. З. Методологические аспекты проблемы формирования готовности студентов неязыковых факультетов к профессионально-ориенторованному общению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1821–1825. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54628.htm.
Аннотация. В статье рассматривается методология процесса подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке, выделяются методологические подходы данной подготовки на научном, конкретно-научном и технологическом уровнях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ибатова Айгуль Зуфаровна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХантыМансийского автономного округа –Югры», г. Сургут,aigoul@rambler.ru

Методологические аспекты проблемы формирования готовности студентов неязыковых факультетов к профессиональноориентированномуобщению на иностранном языке

Аннотация.В статье рассматривается методология процесса подготовки студентов к профессиональноориентированному общению на иностранном языке, выделяются методологические подходы данной подготовки на научном, конкретнонаучном и технологическом уровнях.Ключевые слова:методологический подход, системный, интегративнодеятельностный, текстуальнодиалогический подходы.

В современных условиях профессиональнопедагогическая подготовка будущего специалиста –не лингвиста в области иностранного языка становится предметом научнопедагогического исследования многих ученых, что обусловлено повышением требований к специалисту, который должен не только уметь переводить научную литературу, но и быть готовым к профессиональноориентированному общению на иностранном языке.

Анализ сущности подготовки студентов к профессиональноориентированному общению требуетвыделения ориентиров, т.е. методологических подходов.Методологический подход рассматривается учеными как «принципиальная методологическая ориентация исследования как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1].Методологическую основу формирования готовности студентов к профессиональноориентированному общению, в первую очередь, составляет системный подход, который рассматривается как направление методологии, социального познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем[2].Системный подход способствует выработке адекватной постановки проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих их алгоритмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведения их вединую теоретическую картину[3].Системный подход рассматривается в философской науке А.В. Аверьяновым, Б.Г. Афанасьевым, И.В. Блаубергом, Э.Г.Юдиным и др. Для системного подхода характерен структурный анализ, где объект рассматривается как система.В педагогических исследованиях также широко используется данный подход (В.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев и др.). Сущность системного подхода в педагогических исследованиях заключается в направленности деятельности педагогов на обеспечение оптимального функционирования тех систем, в которые включены дети. В этом случае деятельность воспитателя предстает как «осуществление им функций, объективно возлагаемых на него системойвоспитания, его местом в ней и призвана обеспечить организацию воспитательной системы и управление ее функционированием с целью получения необходимых педагогических результатов»[3].

Именно это обстоятельство, связанное с объяснением общих закономерностей различных явлений, которые позволяют в свою очередь объяснить взаимосвязь целей и составных частей является важным для нашего исследования.В педагогических исследованиях системный подход применяется в несколько этапов: отнесение исследуемого объекта к системным, т.е. выявление множества, идентификация структурных элементов; выделение системообразующих связей; установление связей между данной системой и другими; анализ поведения системы как целостного образования; выделение тех элементов и связей между ними, на которые можно воздействовать для того, чтобы улучшить поведение всей системы в целом; изучение (разработка) процессов управления, обеспечивающих достижение предполагаемых намеченных) результатов; соотнесение полученных результатов с поведением всей системы в целом; создание системы с улучшенным поведением[4]В целом, системный подход позволяет рассматривать явление:единое целое, которое делится на составные части (элементы); объяснять сущность каждой части как самостоятельного объекта безотносительно к другим частям; понимать сущность отдельных частей, не отрывая, от пониманияцелого.Аналогичные этапы наблюдаются в синтезе, что является принципиально важным для нашего исследования, так как позволяет на первом этапе рассматривать процесс формированияготовности студента к профессиональной деятельности на начальном как составной элемент более сложной системы организации подготовки специалиста. На втором –объясняет сущность целого, то есть всего процесса обучения, направленного на формирование готовности студентов к профессиональному общению. На третьем –понимание целого дезагрегируется для объяснения поведения составляющих частей. Для нас важным является то, что применение системного подхода как методологической основы исследования на общенаучном уровне позволяет не только раскрыть сущность, структуру и содержание процесса готовности студентов кпрофессиональноориентированному общению как системы и как подсистемы коммуникативной готовности.Кроме того, применение системного подхода позволяет установить взаимосвязь процессом формирования готовности студентов к профессиональноориентированному общению на иностранном языке и системой профессиональной подготовки студентов в целом. Более того, принципы системного подхода обеспечивают формирование системызнаний, необходимых для профессиональноориентированного общения на иностранном языке, являются связующим звеном между теоретическими и знаниями и практическими умениями. Так, наличия только теоретических знаний недостаточно для осуществления такого общения, только лишь совокупность всех компонентов, составляющих готовность к профессиональноориентированному общению на иностранном языке, может обеспечить развитие и формирование данной готовности как составляющей коммуникативной готовности в общей системе профессиональной подготовки.Определяя основное понятие данного подхода «системы» как множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании»[5], основными компонентами системы учебного процесса по формированию готовности студентов неязыковых факультетов к профессиональноориентированному общению на иностранном языке являются содержание обучения, учебная и научная деятельность преподавателей, средства обучения и методы обучения, учебная работа студентов. Процесс подготовки студентов к осуществлению профессиональноориентированного общения на иностранном языкепредставляет собой целостную динамическую систему, организация которой определяется целями и задачами подготовки специалистовисториков, деятельность преподавателей (преподавание) и студентов(учение), содержание курса по дисциплине «Иностранный язык», методами и организационными формами обучения как процесса.Другой конкретнонаучный уровень методологии является интегративнодеятельностный подход, позволяющий рассматривать явления и процессы как сложные системы, обеспечивать их целостность.

Интегративнодеятельностный подход опирается на профессиональнодеятельностный подход, отражающий сочетание теоретической и практической подготовки специалистов, владеющих необходимыми знаниями и совокупностью приемов педагогического или профессионального воздействия, техникой [6]. Основными понятиями, характеризующими данный подход являются «интеграция» и «деятельность».«Интеграция» понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [7].«Деятельность –форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц –действий, относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненными общему замыслу»[8]. Действия лежат в основе умений и навыков, поэтому при выполнении деятельности субъект деятельности должен владеть необходимыми для этого действиями, приемами, т.е. техникой. Отсюда составной необходимой частью освоения любого вида деятельности должно стать овладение действиями, умениями, навыками, приемами, обеспечивающими успех в данном виде деятельности, их совершенствование ведет к овладению профессиональным мастерством, что определяет необходимость специальнойподготовки специалиста любой отрасли соответственно требованиям развивающегося общества. [9].

Дляисследования нашей проблемыинтеграция рассматривается с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам и интегрировании технологий, методов, и форм обучения. В педагогической деятельности важно интегрировать, правильно сочетать разнообразные приемы учебной деятельности, так как от этого зависит успех и результат обучения.Кроме того, интегративность в профессиональной подготовке студентов университета в целом и к профессиональноориентированному общению на иностранном языке в частности предполагает опору в процессе подготовки на интеграцию основных функций педагогической науки, интеграцию междисциплинарных научных знаний и знаний фундаментального и прикладного характера; интеграцию целей, содержания, форм и методов педагогического образования; учет интегративных процессов в педагогической науке и деятельности; обеспечение целостности процесса подготовки на различных уровнях (допрофессиональном и профессиональном); интеграцию всех компонентов системы подготовки, направленную на обеспечение ее целостности.

Таким образом, исследование процесса формирования готовности к профессиональноориентированному общению на иностранном языке с позиции интегративнодеятельностного и системного подходовпредполагает опору на принцип интегративности и системности, характеризующие данный процесс как систему, целостность, достигаемую путем интеграции составляющих элементов, а именно взаимопроникновение различных составляющих элементов готовности посредством включения студентов университета в разнообразную по видам и содержанию профессиональноучебную деятельность, связанную с обучением профессиональноориентированному общению на иностранном языке.

На технологическом уровне методологии исследование подготовки студентов неязыковых факультетов к профессиональноориентированному общению на иностранном языке может быть представлено коммуникативным подходом (И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, ГВ. Роговаи др.). Сущность коммуникативного подхода при формировании готовности к общению на иностранном языке заключается в обучении на основе общения. Организовать процесс формирования данной готовности как процесс общения означает соблюдение основных, принципиально важных параметров общения: личностный характер коммуникативной деятельности субъектов общения; взаимоотношения и взаимодействие речевых партнеров; содержательная снова процесса общения; система речевых средств [10]. Усвоение которой обеспечивала бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения; организация оптимального сотрудничества и поддержания деятельности на требуемом уровне активности.Принципиально важными для нас при рассмотрении процесса формирования готовности к ПОО являются принципы коммуникативного подхода, а именно: речевая направленность; функциональность, ситуативность; новизна; личностная ориентация общения; моделирование[11].Использование коммуникативного подхода позволяет организовать процесс формирования готовности к ПОО как процесс общения, где преподаватель и студент –равноправные речевые партнеры.Таким образом, совокупность системного, интегративнодеятельностного, коммуникативного подходов может составлятьметодологическую основу исследованияпроблемы формирования готовности студентов неязыковых факультетов к профессиональноориентированному общению на иностранном языке.

Ссылки на источники1.Блауберг И.В., Садовский В.М. К проблеме взаимоотношения системного подхода и системного анализа. / Философские аспекты системного подхода. –М.: Высшая школа, 1980 . –228 с.2.Философ энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.МВ. Панов. –М.: Советская энциклопедия, 1983. –840 с.3.Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы подготовки будущих учителей. –Челябинск, ЧГПУ «Факел», 1997. –213 с. 4.Ильина, Т.А. Структурносистемный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике / Под ред. Н.М. Шахмаева. –М., 1977. –С.318.5.Артемьева, О.А., Макеева М.Н., Мильруд Р.П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Мильруд. Тамбов: Издво Тамб. гос. техн. унта, 2005. 160 с.6.Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы подготовки будущих учителей. –Челябинск, ЧГПУ «Факел», 1997. –213 с. 7.Философский энциклопедический словарь / Редакционная коллегия С.С. Аверинцев, Э.А. АрабОглы –М.: «Советская энциклопедия», 1989. –574с.8.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. –2е изд., стер. –М.: Издво «Academia», 2005. –176 с.9.Антипов, Г.А.,Фахрутдинова, А.З. Методология науки и историконаучное исследование / Г.А. Антипов, А.З. Фахрутдинова // Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985. –269 с. 10.Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Е.И. Пассов, В.В. Царьковой. –М.: Издво «Просвещение», 1993. –173 с.11.Конышева, А.В. –Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. –3е изд. Минск: «ТетраСистемс», 2005.176 с.

IbatovaAygul Zufarovna, Surgut State University, tutor of chair of foreign languagesMethodological aspects of preparedness of students for professionaloriented foreign languagecommunicationare allocatedKeywords:methodological approach, system, integrative and activity, textual and dialogical approaches.