Стихийные бедствия как одна из причин существования страхования
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суслякова
О.
Н. Стихийные бедствия как одна из причин существования страхования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1836–1840. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54631.htm.
Аннотация. В работе рассмотрены сущность и виды стихийных бедствий, проанализирована динамика и структура чрезвычайных ситуаций в России в 2010-2013 годах, обоснована необходимость применения страхования как эффективного механизма защиты государства и общества от различных стихийных бедствий.
Похожие статьи
Текст статьи
СусляковаОксана Николаевна,кандидат экономических наук,доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал, г.Калуга, Россияfinans11@mail.ru
Стихийные бедствия как одна из причин существования страхования
Аннотация.В работе рассмотрены сущность и виды стихийных бедствий, проанализирована динамика и структура чрезвычайных ситуаций в России в 20102013 годах, обоснована необходимость применения страхования как эффективного механизма защиты государства и общества от различных стихийных бедствий.Ключевые слова:стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, пожары, наводнения, страхование.
Само по себе стихийное бедствие означает природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей. Немаловажным является тот факт, что многие чрезвычайные ситуации в последнее время возникают по вине людей.Негативное влияние производства и результатов технологического прогресса (выбросы автомобилей, пластиковая тара, химические отходы и др.) очень часто провоцируют наступление непредвиденных природных аномалий и катастроф. Так изза антропогенных факторов внастоящее время существует огромное количество озоновых дыр, которые вызывают раковые заболевания у людей и исчезновение многих видов живых существ. Не нужно забывать, что одно стихийное бедствие может стать причиной появления другого, которое может нанести еще больший урон населению и материальным ценностям (например, землетрясение –цунами –наводнение).Стихийные бедствия бывают четырех видов: геологические, гидрологические, пожары и метеорологические (движения воздушных масс).К геологическим бедствиямотносят землетрясения, извержение вулкана, сель, оползень, обвал и лавины. К гидрологическим –наводнения, цунами и лимнологические катастрофы. А под метеорологическими бедствиями понимаются смерчи, циклоны, град, метель и засуха. Все вышеперечисленные разновидности природных катастроф подразумевают под собой огромные материальные потери и человеческие жертвы, которые в материальном эквиваленте иногда невозможно, а в большинстве случаев сложно, но реально компенсировать лишь по истечении длительного промежутка времени [1].Структура и динамика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за ряд последних лет представлена в таблице 1.Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что количество чрезвычайных ситуаций в нашей стране увеличивается (итоги 2012 года к 2010 году составили 21%, а к 2011 году –почти 50%) и в основном это связано с деятельностью людей: рост техногенных чрезвычайных ситуацийв 2011 году составил 4% к уровню 2010 года, а в 2012 году –более 23% от уровня 2011 года; биологосоциальные чрезвычайные ситуациив 2012 году выросли на 33%.Природные чрезвычайные ситуации за рассматриваемый период в среднем составляют 32% от общего количества чрезвычайных ситуаций в стране, при этом их доля постепенно увеличивается: 33% в 2010 году и38% в 2013 году.Наибольший удельный вес в природных чрезвычайных ситуацияхзанимает пожар –за период 20102012 годы в среднем 47%, который является одним из страшнейших стихийных бедствий изза невероятно быстрой скорости своего распространения, а также благодаря выделениям огромного количества углекислого газа, который в больших дозах может убить все живое.Таблица 1Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, произошедших в Российской Федерации в 20102013 годах, шт.Чрезвычайные ситуации по характеру и виду источников возникновения2010 г.2011 г.2012 г.9 мес. 2013 гТехногенные ЧС178185228138Крупные террористические акты21553Природные ЧС11865148108Землетрясения, извержение вулканов8424Бури, ураганы, смерчи, шквалы,сильные метели3296Сильный дождь, сильный снегопад, крупный град62129Заморозки, засуха2021853Отрыв прибрежных льдов141384Опасные гидрологические явления8172118Крупные природные пожары58257711Другие природные ЧС1013Биологосоциальные ЧС43425638ИТОГО:360297437287*Таблица составлена автором на основе данных МЧС России
По оценке специалистов, во многих случаях пожары происходят в черте города и чаще всего по вине самого человека: замыкание проводки изза несоблюдения правил эксплуатации электрических систем и приборов, халатность по отношению к соблюдению правил пожарной безопасности, а также преднамеренные поджоги –самые распространенные причины возгорания. При этом не нужно полностью исключать и природный фактор возгорания самовозгорания в связи с определенными климатическими условиями. Одним из ярких примеров такого возгорания является пожар 2010 года. Изза сложившейся аномальной жары и отсутствия осадков, а также невыполнения своих прямых обязательств по уходу за лесом государственной лесной охраной произошли катастрофические происшествия. Согласно средствам массовой информации пожаром были охвачены около 500 тыс. га земли в 20 различных регионах (начиная с Центральной России и заканчивая Поволжьем иДагестаном). Нанесенный ущерб был огромен –были полностью или частично уничтожены огнем 127 населенных пунктов, погибли официально около 60 человек, была резко повышена госпитализация людей изза едкого дыма, уничтожено 1200 строений и домов, смертность за три месяца пожара возросла почти до 60000 людей, что почти в 4 раза больше, чем во время войны в Афганистане (согласно данным Правительства РФ) [2].Начало 2014 года уже отмеченоростом неконтролируемого пала сухой травы в Смоленской области, который ежегодно наносит непоправимый вред флоре и фауне.Общая площадь возгорания составила уже более 50 гектаров. Эта проблема стала настолько серьезной для нашей страны, что Правительство Российской Федерации 17 февраля 2014 года выпустило специальное постановление, которым внесены изменения в правила противопожарного режима в Российской Федерации, ужесточающие и сами правила, и ответственность за их соблюдение. Так, граждане, должностные и юридические лица при несоблюдении установленных правил выжигания сухой травянистой растительности будут привлекаться к административной ответственности согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на граждан –в размере от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей; на должностных лиц –от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц –от 150 тысяч до 200 тысяч рублей[3].
В несколько раз за последние годы в нашей стране увеличилось и количество наводнений: в 2011 году в 2 раза по сравнению с 2010 годом (с 8 до 17 наводнений), а в 2012 году на 24% больше, чем в 2011 году (или в 3 раза по сравнению с 2010 годом). Наиболее яркими примерами разрушительной силы этого стихийного бедствия являются наводнения в Крымске 2012 года и летом 2013 года на Дальнем Востоке, когдаобильные дожди спровоцировали аномальный паводок, силу чего в августе в ряде регионов был введен режим ЧП. Помимо Хабаровского края сложная паводковая ситуация сложилась в Амурской и Еврейской автономной областях. Предварительный ущерб оценивается более чем в 30 млрд. руб., от действий стихии пострадали больше 100 тысяч человек [4].Как правило, при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций большая часть расходов по ликвидации ущерба, нанесенного физическим и юридическим лицам, ложится на плечи государства, поскольку в силу отсутствия развитого страхового рынка и слабо развитой страховой культуры количество застрахованных объектов в нашей стране не превышает по официальной статистике 1015% пострадавших лиц и имущества. Примером одной из наиболее масштабной и разрушительной цепочки бедствий за последние несколько лет стало землетрясение в Японии в 2011 году. Помимо того, что магнитуда колебаний составляла по мнению экспертов 99,1, что является практически максимальной, толчки спровоцировали цунами и следующие за ним наводнение и пожары. А самым страшным завершением этой катастрофы стала авария на атомной электростанции Фукусима. Изза данных природных катастроф произошел выброс радиоактивных веществ, которые стали причиной эвакуации тысяч людей с мест их проживания. Был нанесен непоправимый ущерб экологии.Согласно японским средствам массовой информации ущерб от этой катастрофы составил 198309 млрд. долл., причем было уничтожено застрахованного имущества на 14,534,6 млрд. долл. (согласно информации, предоставленной компанией AirWorldwide, которая не включила в состав ущерба убытки от последовавшего за землетрясением цунами). И важно отметить, что доля застрахованного имущества даже в такой развитой стране не очень велика. Следовательно, все оставшиеся расходы должно взять на себя Правительство Японии. Согласно официальным данным, кабинет министров выделил 30млрд. йен из резервного фонда на восстановительные работы, что покрывает только небольшую часть понесенного ущерба. Была произведена иностранная помощь, тем самым увеличивая внешний долг Японии в разы и нанося огромные потери одной из самых развитых экономик в мире за последние десятилетия [1].Можно отметить важный факт, что и в Японии, экономика которой являлась одной из наиболее развитых в мире, и в России, где финансовый рынок не совершенен, до конца не используют такую важную и в последнее десятилетие незаменимую финансовую сферу как страхование.Страхование само по себе подразумевает особые экономические отношения между страхователем и страховщиком по защите прав и интересов страхователя при наступлении страхового случая за счет специально созданных страховых фондов, формируемых страховщиком из уплачиваемых страхователем согласно договору страхования страховых премий. И именно этот вид экономическойдеятельности при правильной законодательной базе и разумном правительстве может снимать огромные обязательства с государства перед обществом в случаях наступления страховых событий, перенося это бремя на страховые организации. Также важно отметить, что денежные средства государства в этом случае остаются неприкосновенными, обеспечивая экономическую, а, следовательно, и политическую стабильность испокойствие. Преимуществом страховой деятельности является и тот факт, что в настоящее время существует большое количество форм и видов страхования с различным перечнем рисков, при указании которых в страховом договоре можно избежать практически любой неприятной ситуации с наименьшими потерями.Кроме того, последние годы страховой рынок России отмечен активным процессом слияний и поглощений страховых компаний друг другом или объединения в страховые группы, что положительно влияет на возможность страховщика отвечать по своим обязательствам перед страхователями в размере больших страховых сумм –и это еще больше популяризирует их деятельность как механизма защиты имущественных интересов не только физических и юридических лиц, но и государства, поскольку стихийные бедствия никогда не ограничиваются малыми разрушениями и ущербом. К сожалению, можно отметить, что такие факторы как недоверие граждан к деятельности страховщиков, неразвитая и противоречивая судебная система и нормативноправовая база, непрофессиональное и зачастую потребительское отношение страховщика тормозят развитие страхового рынкаи экономических процессов, которые при обратных условиях могли бы вывести страну на новый экономический уровень. Следует отметить, что многие, обманутые страховыми мошенниками в 1990 –х годах, до сих пор не могут доверять страховщикам и осознать всю важность страховой отрасли для государства [5]. Менталитет граждан, который формирует страховую культуру, также мешает осваивать страховщикам новые виды страхования, искать более выгодные условия для заключения договоров, формировать спрос и предложение на страховом рынке и, соответственно, не предоставляет возможности снять с государства бремя материальной защиты от стихийных бедствий.Таким образом, можно сделать вывод –стихийные бедствия являются одной из важнейших предпосылок существования такой важной финансовой сферы, как страхование, потому что они между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. При наличии стихийных бедствий у любого человека возникает потребность обезопасить себя, своих близких и имущество от гибели и разрушений. Естественно, что государство обязано в таких ситуациях безоговорочно помогать своим гражданам материально, тем самым подвергая риску экономическую и политическую стабильность изза масштабности денежных выплат. Но большинство из стран забывают о том, что развитая инфраструктура страхования может снять это бремя с государства и помочь сохранить ему спокойствие граждан и их материальное благополучие, одновременно не усугубляя своего положенияна мировой арене. Если же стихийных бедствий не предвещается, то эти деньги не будут просто лежать и терять свою стоимость. Страховые компании свободно могут их аккумулировать в различные финансовые институты (банки, биржи и др.), поддерживая денежные потоки в экономике страны и не провоцируя такие негативные явления, как инфляция и дефолт.Другими словами, страхование как финансовый институт не заменимо и универсально. Оно снимает с государства определенные обязанности по материальной защите граждан, помогает экономике страны выгодно использовать свободные денежные средства, создавая новые денежные потоки, и является одним из основных толчков расширения и совершенствования экономической инфраструктуры страны. Страхование –один из самых эффективных способов защиты от стихийных бедствий, и задача любого государства –правильно им воспользоваться в целях поддержания достойного уровня социальноэкономического развития общества. Ссылки на источники1. Официальный сайт Информационноаналитического портала «Википедия» [Электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://http://ru.wikipedia.org/
[Дата обращения 09.03.2014]2. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] –Режим доступа –URL:http//http://www.mchs.gov.ru/
[Дата обращения 10.03.2014]
3. Официальный сайт рекламноинформационной газеты "СигмаПлюс" [Электронный ресурс] –Режим доступа –URL: http://www.sigmaplus.ru/?p=6494
[Дата обращения 21.03.2014]4. Официальный сайт Страхового портала «Страхование сегодня» [Электронный ресурс] –Режим доступа –URL: http://www.insurinfo.ru
[Дата обращения 10.03.2014]5. Суслякова О. Н. Особенности развития современного страхового рынка России/Актуальные проблемы социальноэкономических исследований: сборник материалов 4й международной науч.практ. конф., (г. Махачкала, 30 сентября, 2013г.) Махачкала: ООО "Апробация", 2013 —93 с.
SuslyakovaOksana NikolaevnaPh.D. Professor, associate Professor of the Department «Finance and credit»
“Financial University under the Government of Russian Federation”Kaluga Branch, Kaluga, Russiafinans11@mail.ruNATURAL DISASTERS AS ONE OF THE REASONS FOR THE EXISTENCE OF INSURANCEAbstract:In work the essence and types of natural disasters are considered, dynamics and structure of emergency eventsin Russia in 20102013 is analysed, need of application of insurance as effective mechanism of protection of the state and society from various natural disasters is proved.Keywords:natural disasters, emergency events, fires, floods,insurance.
Стихийные бедствия как одна из причин существования страхования
Аннотация.В работе рассмотрены сущность и виды стихийных бедствий, проанализирована динамика и структура чрезвычайных ситуаций в России в 20102013 годах, обоснована необходимость применения страхования как эффективного механизма защиты государства и общества от различных стихийных бедствий.Ключевые слова:стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, пожары, наводнения, страхование.
Само по себе стихийное бедствие означает природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей. Немаловажным является тот факт, что многие чрезвычайные ситуации в последнее время возникают по вине людей.Негативное влияние производства и результатов технологического прогресса (выбросы автомобилей, пластиковая тара, химические отходы и др.) очень часто провоцируют наступление непредвиденных природных аномалий и катастроф. Так изза антропогенных факторов внастоящее время существует огромное количество озоновых дыр, которые вызывают раковые заболевания у людей и исчезновение многих видов живых существ. Не нужно забывать, что одно стихийное бедствие может стать причиной появления другого, которое может нанести еще больший урон населению и материальным ценностям (например, землетрясение –цунами –наводнение).Стихийные бедствия бывают четырех видов: геологические, гидрологические, пожары и метеорологические (движения воздушных масс).К геологическим бедствиямотносят землетрясения, извержение вулкана, сель, оползень, обвал и лавины. К гидрологическим –наводнения, цунами и лимнологические катастрофы. А под метеорологическими бедствиями понимаются смерчи, циклоны, град, метель и засуха. Все вышеперечисленные разновидности природных катастроф подразумевают под собой огромные материальные потери и человеческие жертвы, которые в материальном эквиваленте иногда невозможно, а в большинстве случаев сложно, но реально компенсировать лишь по истечении длительного промежутка времени [1].Структура и динамика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за ряд последних лет представлена в таблице 1.Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что количество чрезвычайных ситуаций в нашей стране увеличивается (итоги 2012 года к 2010 году составили 21%, а к 2011 году –почти 50%) и в основном это связано с деятельностью людей: рост техногенных чрезвычайных ситуацийв 2011 году составил 4% к уровню 2010 года, а в 2012 году –более 23% от уровня 2011 года; биологосоциальные чрезвычайные ситуациив 2012 году выросли на 33%.Природные чрезвычайные ситуации за рассматриваемый период в среднем составляют 32% от общего количества чрезвычайных ситуаций в стране, при этом их доля постепенно увеличивается: 33% в 2010 году и38% в 2013 году.Наибольший удельный вес в природных чрезвычайных ситуацияхзанимает пожар –за период 20102012 годы в среднем 47%, который является одним из страшнейших стихийных бедствий изза невероятно быстрой скорости своего распространения, а также благодаря выделениям огромного количества углекислого газа, который в больших дозах может убить все живое.Таблица 1Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, произошедших в Российской Федерации в 20102013 годах, шт.Чрезвычайные ситуации по характеру и виду источников возникновения2010 г.2011 г.2012 г.9 мес. 2013 гТехногенные ЧС178185228138Крупные террористические акты21553Природные ЧС11865148108Землетрясения, извержение вулканов8424Бури, ураганы, смерчи, шквалы,сильные метели3296Сильный дождь, сильный снегопад, крупный град62129Заморозки, засуха2021853Отрыв прибрежных льдов141384Опасные гидрологические явления8172118Крупные природные пожары58257711Другие природные ЧС1013Биологосоциальные ЧС43425638ИТОГО:360297437287*Таблица составлена автором на основе данных МЧС России
По оценке специалистов, во многих случаях пожары происходят в черте города и чаще всего по вине самого человека: замыкание проводки изза несоблюдения правил эксплуатации электрических систем и приборов, халатность по отношению к соблюдению правил пожарной безопасности, а также преднамеренные поджоги –самые распространенные причины возгорания. При этом не нужно полностью исключать и природный фактор возгорания самовозгорания в связи с определенными климатическими условиями. Одним из ярких примеров такого возгорания является пожар 2010 года. Изза сложившейся аномальной жары и отсутствия осадков, а также невыполнения своих прямых обязательств по уходу за лесом государственной лесной охраной произошли катастрофические происшествия. Согласно средствам массовой информации пожаром были охвачены около 500 тыс. га земли в 20 различных регионах (начиная с Центральной России и заканчивая Поволжьем иДагестаном). Нанесенный ущерб был огромен –были полностью или частично уничтожены огнем 127 населенных пунктов, погибли официально около 60 человек, была резко повышена госпитализация людей изза едкого дыма, уничтожено 1200 строений и домов, смертность за три месяца пожара возросла почти до 60000 людей, что почти в 4 раза больше, чем во время войны в Афганистане (согласно данным Правительства РФ) [2].Начало 2014 года уже отмеченоростом неконтролируемого пала сухой травы в Смоленской области, который ежегодно наносит непоправимый вред флоре и фауне.Общая площадь возгорания составила уже более 50 гектаров. Эта проблема стала настолько серьезной для нашей страны, что Правительство Российской Федерации 17 февраля 2014 года выпустило специальное постановление, которым внесены изменения в правила противопожарного режима в Российской Федерации, ужесточающие и сами правила, и ответственность за их соблюдение. Так, граждане, должностные и юридические лица при несоблюдении установленных правил выжигания сухой травянистой растительности будут привлекаться к административной ответственности согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на граждан –в размере от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей; на должностных лиц –от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц –от 150 тысяч до 200 тысяч рублей[3].
В несколько раз за последние годы в нашей стране увеличилось и количество наводнений: в 2011 году в 2 раза по сравнению с 2010 годом (с 8 до 17 наводнений), а в 2012 году на 24% больше, чем в 2011 году (или в 3 раза по сравнению с 2010 годом). Наиболее яркими примерами разрушительной силы этого стихийного бедствия являются наводнения в Крымске 2012 года и летом 2013 года на Дальнем Востоке, когдаобильные дожди спровоцировали аномальный паводок, силу чего в августе в ряде регионов был введен режим ЧП. Помимо Хабаровского края сложная паводковая ситуация сложилась в Амурской и Еврейской автономной областях. Предварительный ущерб оценивается более чем в 30 млрд. руб., от действий стихии пострадали больше 100 тысяч человек [4].Как правило, при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций большая часть расходов по ликвидации ущерба, нанесенного физическим и юридическим лицам, ложится на плечи государства, поскольку в силу отсутствия развитого страхового рынка и слабо развитой страховой культуры количество застрахованных объектов в нашей стране не превышает по официальной статистике 1015% пострадавших лиц и имущества. Примером одной из наиболее масштабной и разрушительной цепочки бедствий за последние несколько лет стало землетрясение в Японии в 2011 году. Помимо того, что магнитуда колебаний составляла по мнению экспертов 99,1, что является практически максимальной, толчки спровоцировали цунами и следующие за ним наводнение и пожары. А самым страшным завершением этой катастрофы стала авария на атомной электростанции Фукусима. Изза данных природных катастроф произошел выброс радиоактивных веществ, которые стали причиной эвакуации тысяч людей с мест их проживания. Был нанесен непоправимый ущерб экологии.Согласно японским средствам массовой информации ущерб от этой катастрофы составил 198309 млрд. долл., причем было уничтожено застрахованного имущества на 14,534,6 млрд. долл. (согласно информации, предоставленной компанией AirWorldwide, которая не включила в состав ущерба убытки от последовавшего за землетрясением цунами). И важно отметить, что доля застрахованного имущества даже в такой развитой стране не очень велика. Следовательно, все оставшиеся расходы должно взять на себя Правительство Японии. Согласно официальным данным, кабинет министров выделил 30млрд. йен из резервного фонда на восстановительные работы, что покрывает только небольшую часть понесенного ущерба. Была произведена иностранная помощь, тем самым увеличивая внешний долг Японии в разы и нанося огромные потери одной из самых развитых экономик в мире за последние десятилетия [1].Можно отметить важный факт, что и в Японии, экономика которой являлась одной из наиболее развитых в мире, и в России, где финансовый рынок не совершенен, до конца не используют такую важную и в последнее десятилетие незаменимую финансовую сферу как страхование.Страхование само по себе подразумевает особые экономические отношения между страхователем и страховщиком по защите прав и интересов страхователя при наступлении страхового случая за счет специально созданных страховых фондов, формируемых страховщиком из уплачиваемых страхователем согласно договору страхования страховых премий. И именно этот вид экономическойдеятельности при правильной законодательной базе и разумном правительстве может снимать огромные обязательства с государства перед обществом в случаях наступления страховых событий, перенося это бремя на страховые организации. Также важно отметить, что денежные средства государства в этом случае остаются неприкосновенными, обеспечивая экономическую, а, следовательно, и политическую стабильность испокойствие. Преимуществом страховой деятельности является и тот факт, что в настоящее время существует большое количество форм и видов страхования с различным перечнем рисков, при указании которых в страховом договоре можно избежать практически любой неприятной ситуации с наименьшими потерями.Кроме того, последние годы страховой рынок России отмечен активным процессом слияний и поглощений страховых компаний друг другом или объединения в страховые группы, что положительно влияет на возможность страховщика отвечать по своим обязательствам перед страхователями в размере больших страховых сумм –и это еще больше популяризирует их деятельность как механизма защиты имущественных интересов не только физических и юридических лиц, но и государства, поскольку стихийные бедствия никогда не ограничиваются малыми разрушениями и ущербом. К сожалению, можно отметить, что такие факторы как недоверие граждан к деятельности страховщиков, неразвитая и противоречивая судебная система и нормативноправовая база, непрофессиональное и зачастую потребительское отношение страховщика тормозят развитие страхового рынкаи экономических процессов, которые при обратных условиях могли бы вывести страну на новый экономический уровень. Следует отметить, что многие, обманутые страховыми мошенниками в 1990 –х годах, до сих пор не могут доверять страховщикам и осознать всю важность страховой отрасли для государства [5]. Менталитет граждан, который формирует страховую культуру, также мешает осваивать страховщикам новые виды страхования, искать более выгодные условия для заключения договоров, формировать спрос и предложение на страховом рынке и, соответственно, не предоставляет возможности снять с государства бремя материальной защиты от стихийных бедствий.Таким образом, можно сделать вывод –стихийные бедствия являются одной из важнейших предпосылок существования такой важной финансовой сферы, как страхование, потому что они между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. При наличии стихийных бедствий у любого человека возникает потребность обезопасить себя, своих близких и имущество от гибели и разрушений. Естественно, что государство обязано в таких ситуациях безоговорочно помогать своим гражданам материально, тем самым подвергая риску экономическую и политическую стабильность изза масштабности денежных выплат. Но большинство из стран забывают о том, что развитая инфраструктура страхования может снять это бремя с государства и помочь сохранить ему спокойствие граждан и их материальное благополучие, одновременно не усугубляя своего положенияна мировой арене. Если же стихийных бедствий не предвещается, то эти деньги не будут просто лежать и терять свою стоимость. Страховые компании свободно могут их аккумулировать в различные финансовые институты (банки, биржи и др.), поддерживая денежные потоки в экономике страны и не провоцируя такие негативные явления, как инфляция и дефолт.Другими словами, страхование как финансовый институт не заменимо и универсально. Оно снимает с государства определенные обязанности по материальной защите граждан, помогает экономике страны выгодно использовать свободные денежные средства, создавая новые денежные потоки, и является одним из основных толчков расширения и совершенствования экономической инфраструктуры страны. Страхование –один из самых эффективных способов защиты от стихийных бедствий, и задача любого государства –правильно им воспользоваться в целях поддержания достойного уровня социальноэкономического развития общества. Ссылки на источники1. Официальный сайт Информационноаналитического портала «Википедия» [Электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://http://ru.wikipedia.org/
[Дата обращения 09.03.2014]2. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] –Режим доступа –URL:http//http://www.mchs.gov.ru/
[Дата обращения 10.03.2014]
3. Официальный сайт рекламноинформационной газеты "СигмаПлюс" [Электронный ресурс] –Режим доступа –URL: http://www.sigmaplus.ru/?p=6494
[Дата обращения 21.03.2014]4. Официальный сайт Страхового портала «Страхование сегодня» [Электронный ресурс] –Режим доступа –URL: http://www.insurinfo.ru
[Дата обращения 10.03.2014]5. Суслякова О. Н. Особенности развития современного страхового рынка России/Актуальные проблемы социальноэкономических исследований: сборник материалов 4й международной науч.практ. конф., (г. Махачкала, 30 сентября, 2013г.) Махачкала: ООО "Апробация", 2013 —93 с.
SuslyakovaOksana NikolaevnaPh.D. Professor, associate Professor of the Department «Finance and credit»
“Financial University under the Government of Russian Federation”Kaluga Branch, Kaluga, Russiafinans11@mail.ruNATURAL DISASTERS AS ONE OF THE REASONS FOR THE EXISTENCE OF INSURANCEAbstract:In work the essence and types of natural disasters are considered, dynamics and structure of emergency eventsin Russia in 20102013 is analysed, need of application of insurance as effective mechanism of protection of the state and society from various natural disasters is proved.Keywords:natural disasters, emergency events, fires, floods,insurance.