Патриотическое воспитание сотрудников как приоритетное направление воспитательной работы уголовно-исполнительной системы России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермолаев Д. Е. Патриотическое воспитание сотрудников как приоритетное направление воспитательной работы уголовно-исполнительной системы России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1846–1850. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54633.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермолаев Денис Евгеньевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры организации кадровой и воспитательной работы. ФКОУ ДПО СанктПетербургский ИПКР ФСИН России, г. СанктПетербургermolaevdeni@yandex.ru

Патриотическое воспитание сотрудников как приоритетное направление воспитательной работы уголовноисполнительной системы России

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания сотрудников уголовноисполнительной системы России.Ключевые слова: патриотизм, долг, добросовестноеисполнение служебных обязанностей.

С утверждением в 2010 годуПравительством Российской Федерации государственной Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации[1](далее Программа) эта работа, несомненно, наполнилась новым содержанием и приобрела более стройный характер. Для работников уголовноисполнительной системы (далее УИС) включение в Программу мероприятий, связанных с празднованием очередной годовщины со дня образования УИС, является свидетельством уважительного отношения ксуровой, трудной, незаметной и не всегда престижной службе, о которой подчас судят, руководствуясь поверхностными представлениями, забывая, что труд в пенитенциарных учреждениях сопряжен с существенными нервнопсихическими нагрузками и непредвиденными физическими потерями.

30 декабря 2010 года утверждена программа мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников УИС на 20112015 годы [2].Программа является продолжением плана мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовноисполнительной системы на 2006 –2010 гг., основывается на Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепции развития уголовноисполнительной системы до 2020 г., Концепции воспитания работников УИС, коррелирует с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 –2015 годы».Данный документ обеспечивает непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознанияработников, их воспитанию в соответствии с требованиями реформирования УИС и обеспечения готовности к выполнению служебных задач, направленных на защиту интересов законности и правопорядка.Программа включает в себя комплекс правовых, нормативных, организационных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения личного составаи направлена на формирование профессионально компетентных, инициативных, высоконравственных сотрудников, способных решать стоящие перед учреждениями и органами УИС оперативнослужебные и производственнохозяйственные задачи.По сути, Программа –это базовый документ, дающий возможность сделать серьезный шаг к внедрению системного подхода при решении вопросов патриотического воспитания. Это означает, что она ориентирована не на какието разовые акции, а четко обозначает практические направления и тенденции в этой сфере общественного развития, то есть намечены основные контуры системы такого воспитания в масштабе государства.

С целью исполнения положений Программы разработаны Методические рекомендации учреждениям и органам УИС по взаимодействию с региональными и местными органами власти. Они позволили улучшить сотрудничество УИС с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями. Положительный опыт организации этой работы в Республике Башкортостан, Пермском крае, Владимирской, Иркутской, Курской, Рязанской, Самарской областях. Установлены контакты с другими министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и социальной защиты, а также ветеранскими организациями. Оно наиболее ярко проявилось в ходе реализации программ по популяризации государственных символов России и патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Федеральной службой исполнения наказаний установлено плодотворное взаимодействие с Российским организационным комитетом «Победа» и Росвоенцентром при Правительстве Российской Федерации, которые являются основными организаторами этой работы. Так же, в п. 4 «Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовноисполнительной системы», утвержденного приказом ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5, указано, что настоящий Кодекс служит следующим целям, среди которых –воспитание высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

Все это создает хорошую методологическую и нормативноправовую основу для целенаправленного сосредоточения усилий в патриотическом воспитании работников УИС на следующих основных направлениях:

информационнопропагандистское обеспечения;

совершенствование содержания культурнодосуговой работы, нравственного, эстетического и физического воспитания;

повышение эффективности воздействия ведущей работы на результаты служебной деятельности;

совершенствование системы патриотического воспитания и воспитательной работы с работниками УИС.

В учреждениях и органах УИС функционируют комнаты воспитательной работы. Они являются центрами информационнопропагандистской работы и патриотического воспитания личного состава. На их базе действуют общественные формирования учреждений и органов УИС, в том числе совет наставников, совет ветеранов, женсовет и другие общественные формирования. Активно расширяется музейная сеть, воспитательной воздействие которых трудно переоценить. Материалы, представляемые в музеях и комнатах истории, отражают памятные события в истории России, исторический путь развития УИС, воспитывают личный состав на лучших примерах служебной деятельности сотрудников пенитенциарной системы.

В учреждениях и органах УИС проводятся мероприятия, направленные на воспитание личного состава в духе преданности служебному долгу, формирование чувства гордости за свою Отчизну, повышение нравственного и культурного уровня. Наибольший интерес вызывают Всероссийский смотрконкурссамодеятельного художественного творчества работников УИС, курсантов образовательных учреждений и членов их семей, Всероссийский конкурс авторской песни «Пою тебе, Россия!», всероссийские конкурсы «Виват, офицеры!» и «Мисс УИС». Их нацеленность на повышение нравственноэстетического уровня сотрудников и престижа службы, возрождение и развитие лучших традиций российского офицерства способствует формированию объективного общественного мнения о деятельности УИС, укреплению взаимодействия наших учреждений с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, представителями культуры.

Важным показателем эффективности патриотического воспитания личного состава является его готовность встать на защиту конституционного строя России,правильное понимание событий, происходящих в стране и мире. Подтверждением этого могут быть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что в пенитенциарной системе служит немало сотрудников, показывающих пример добросовестного труда, проявляющих смелость и решительность при решении служебных задач.

Личный состав УИС незыблемо хранит память о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга. В память об их самоотверженности на территории расположения Оперативной группы УИС на Северном Кавказе установлен обелиск с именами героев, отдавших свои жизни в боестолкновениях с бандформированиями при восстановлении законности и правопорядка в этом регионе. В СанктПетербурге, Великом Новгороде, Курске, Нальчике и Пензе в память сотрудников, погибших в борьбе с преступниками, открыты мемориальные центры; их именам названы школы, отделы специального назначения. Примером проявления гражданской зрелости и сострадания стало возведение на добровольные денежные пожертвования работников УИС в подмосковном г. Дзержинске храма в честь преподобного Пимена Угрешского. Сооружением храма увековечена память о сотрудниках уголовноисполнительной системы, погибших при исполнении служебного долга. В нем установлены мемориальные доски с именами этих сотрудников.

Ни одна лекция или беседа не оказывает на присутствующих на ней сотрудников столь глубокого психологического и эмоционального воздействия, как живое соприкосновение с героикопатриотической темой. Подтверждением этого могут служить примеры формирования у личного состава патриотических качеств, привития любви и гордости к избранной профессии, которыми богата воспитательная практика, сложившаяся во Владимирском юридическом институте ФСИН России. В нее входят, в частности, система церемониальных мероприятий, включающая в себя ежегодное празднование Дня образования учебного заведения и Дня выпускника, приведение к присяге, вручение служебных удостоверений, проведение Дня ветеранов, ежедневное поднятие флага и исполнение гимна Российской Федерации. К примеру в ИК12 УФСИН России по Волгоградской области» была создана Секция Патриотического воспитания. Результатом активной деятельности членов секции создан мемориальный комплекс «Слезы скорби», посвященного победе советского народа в Великой Отечественной войне. В дальнейшем планируется создание музея, посвященного «Военным конфликтам и войнам Северного Кавказа». Создание мемориального комплекса дает возможность проводить мероприятия в торжественной обстановке, что помогает воспитывать чувство патриотизма у сотрудников.

Все большее развитие получает работа со школьниками. Кадетская форма обучения и воспитания детей и юношества, спецклассы, детские военнопатриотические клубы созданы более чем в 40 субъектах Российской Федерации на базе территориальных органовУИС. Среди них особенно интересен опыт небольшого военнопатриотического клуба «Спецназ Юниор», который вот уже пять лет действует на базе отдела специального назначения УФСИН России по Орловской области. В нем занимаются подростки от 10 до 17 лет, разбитых на группы по возрастным категориям. Цель клуба состоит в развитии и популяризации силовых единоборств, подготовке к службе в армии, проведении совместных занятий и учений сотрудников спецподразделения с членами клуба, создании резерва для расширения его состава. Дисциплинирующее воздействие на членов клуба оказывает ношение форменной одежды. Руководители, они же учредители клуба, два тренера, являющиеся мастерами спорта по силовым единоборствам. К занятиям привлекаются и другие сотрудники отдела: специалисты по вооружению, снайперы, кинологи, медики, психологи, связисты. В аналогичных клубах занимается немалое число подростков, родители которых являются сотрудниками правоохранительных органов, и есть надежда, что, как и члены «Спецназ Юниор», многиеиз них пойдут по стопам родителей, станут кандидатами для поступления в учебные заведения различных силовых структур, вырастут настоящими гражданами, мужественными защитниками Отечества.

Из этого следует, что для повышения эффективности государственной службы необходимо дальнейшее качественное улучшение воспитания личного состава и одной из его составных частей –патриотического воспитания. Только таким путем можно добиваться сохранения стабильности коллективов, укрепления дисциплины и соблюдения законности, поддержания моральной и психологической готовности сотрудников УИС к добросовестному исполнению должностных обязанностей в целях достижения весомых положительных результатов служебной деятельности.Патриотическое воспитание в учреждениях УИС России ведётся с использованием индивидуальных и коллективных бесед, лекций, встреч с ветеранами УИС и тружениками тыла, посещение экскурсий и исторических мест. В преддверии празднования Дня Победы организуются мероприятия по благоустройству и приведениюв порядокмест захоронений бывших сотрудников УИС, возлагаются цветы к братским могилам и могилам погибших солдат. Оказывается помощь ветеранам ВОВ и Труженикам тыла, вручаются денежные премии и ценные подарки, продуктовые наборы.В рамках реализации патриотического воспитания сотрудников УИС осуществляет следующие виды деятельности:

патриотическое воспитание молодых сотрудников, с привлечением членов ветеранских организаций в торжественных мероприятиях, посвященных приведениюсотрудниковУИСк Присяге;

оказывает помощь в организации работы ведомственных музеев, ветераны работают в архивах, помогают в подборе справочного материала и экспонатов;

проводит воспитательную работу с молодыми сотрудниками в подразделениях ФСИН;

силами ветеранской организации для ветеранов регулярно организуются экскурсии по памятным местам и музеям и др.;

ежегодно ветераны принимают участие в проведении урока мужества в общеобразовательных учреждениях.Систематически сотрудники воспитательных служб УИС проводят встречи с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.В целях совершенствования форм популяризации культурнодосуговых мероприятий, проводимых в рамках реализации Концепции воспитания работников УИС и повышения престижа службы в ФСИН России, проводятсяразличные конкурсы и мероприятия.Ежегодно, накануне Дня работника УИС,проходятторжественные мероприятия с вручением наград ветеранам УИС и наиболее отличившимся сотрудникамс приглашением почётных гостей.Ежегоднопроводитсяспортивный конкурс «Папа, мама, я –спортивная семья» среди семей сотрудников учреждений УИС.Немаловажным направлением в реализации Программы УИС по совершенствованию патриотического воспитания, является исполнение комплекса мероприятий по противодействию коррупции среди сотрудников УФСИН и учреждений, формированию у них твердых установок на правопослушное поведение, и, как следствие –преданности интересам службы в УИС.

Таким образом, патриотическое воспитание с персоналом УИС представляет собой сложный комплексный процесс взаимодействия объектов и субъектов воспитательной работы различного уровня.

Важным показателем эффективности патриотического воспитания личного состава является его готовность встать на защиту конституционного строя России, правильное понимание событий, происходящих в стране и мире. Подтверждением этого могут быть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что в пенитенциарной системе служит немало сотрудников, показывающих пример добросовестного труда, проявляющих смелость и решительность при решении служебных задач, готовых сказать твердое «нет» проявлениям какихлибо негативных (противоправных и даже преступных) явлений, способствующих оставить отпечаток не только в их служебной деятельности, но и подорвать авторитет «человека в погонах» и службы в целом..Из этого следует, что для повышения эффективности государственной службы необходимо дальнейшее качественное улучшение процесса воспитания личного состава в целом и одной из его составных частей –патриотического воспитания. Все это возможно достичь путем осознания и принятия если не всеми, то подавляющим большинством сотрудников УИС тех норм, которые закреплены законодательно, а не стремлением жить по какимлибо «неписанным правилам» создавая тем самым свою новую субкультуру и вызывая недоверие граждан к «человеку в погонах». Только таким путем можно добиваться сохранения стабильности служебных коллективов, укрепления дисциплины и соблюдения законности, поддержания моральной и психологической готовности сотрудников УИС к добросовестному и бескорыстному исполнению должностных обязанностей в целях достижения весомых положительных результатов служебной деятельности.

Ссылки на источники1.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.2.Письмо ФСИН РФ от 18.01.2011 № 741602. «О программе совершенствования патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников УИС на 20112015 годы, утвержденной 30.12.2010».

Denis Ermolaev candidate of historical Sciences, Professor of the Department of personnel and educational work. FCO DPO St. Petersburg IPCR FSIN of Russia, St. Petersburg. Patriotic education of employees as a priority of educational work of the criminalexecutive system of RussiaAnnotation. The article is devoted to Patriotic education of the staff of criminalexecutive system of Russia.Keywords: patriotism, duty and conscientious performance of official duties.