Себестоимость продукции, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятия
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочоришвили
М.
М. Себестоимость продукции, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1841–1845. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54632.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы экономического развития, определена себестоимость продукции как важнейший инструментарий. Освещены проблемы управления и анализа затрат.
Ключевые слова:
анализ, прибыль, издержки. себестоимость продукции, планирование затрат, управление производством.
Похожие статьи
Текст статьи
БочоришвилиМария Мерабовна,магистр ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет при ПравительствеРФ» (Липецкий филиал) manechka91@mail.ru
Себестоимость продукции, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятия
Аннотация.Вданной статье рассматриваются вопросы экономического развития, определена себестоимость продукции, как важнейший инструментарий. Освещены проблемы управленияи анализом затрат. Ключевые слова:прибыль, издержки. себестоимость продукции, анализ, планирование затрат,управление производством.
В условиях рыночной экономики основа экономического развития –прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия.За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банкамиидругими организациями. Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль.Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.Анализ финансово –хозяйственной деятельности и финансовых результатов предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учёте разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя —она выравнивается автоматически. Другое дело —затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.
В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции. Полная производственная себестоимость —это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна,или при изготовлении уникального оборудования. Средняя себестоимость данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.Прежде всего,необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов;
мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия;мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов;применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда .Комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятияпозволяет выяснить тенденции изменения показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.Управление себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансовоэкономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятияПроцесс управления и анализа делится на следующие основные стадии:Планирование затрат;Контроль затрат;Определение отклонений и их анализ.Себестоимость продукции, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятияявляется важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Таким образом всовременных условиях наиболее приемлемым методом планирования себестоимости продукции на предприятии является метод планирования себестоимости продукции потехникоэкономическим факторам сучетом важнейшей функции инструментария, определяющие издержки предприятия.
Ссылки на источники1.Корпоративные финансы: учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. –СПб.: Питер, 2011. –592 с.2.Ковалев В. В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами. Издво: «Проспект», 2010 г., 504 с.3.Лапуста М. Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. –М.: ИНФРАМ, 2011. –575 с.4.
Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. Под ред. Е. С. Стояновой.М.: Перспектива, 2010. 656 с.5.
Юдин О.И. Факторы, влияющие на возникновение рисков вхозяйственной деятельности промышленных предприятий/ О.И. Юдин, Д.А. Стрельцов// ГНУ НИИ ЭОАПК ЦЧР РФ.2010.5с.6.Юдин О. И., Некрасова Е.А. Современная парадигма управления рисками в машиностроительном комплексе// Материалы международной научнопрактической конференции «Современные проблемы эффективного развития и использования социальноэкономического потенциала регионов и пути их решения », Липецк, 2013г.7.Интернетресурс:http://www.cfin.ru ("Корпоративный менеджмент" независимый проект, направленный на сбор и предоставление методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям, финансам и маркетингу).
M. M. BochorishviliMaster FGOBU of VPO "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Lipetsk branch) manechka91@mail.ruProduct cost, as the major tools defining expenses of the enterpriseAbstract: in this article questions of economic development are considered, product cost, as the major tools is defined. Problems of management and the analysis of expenses are covered.Keywords: profit, costs. production cost analysis, cost planning, production management.
Себестоимость продукции, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятия
Аннотация.Вданной статье рассматриваются вопросы экономического развития, определена себестоимость продукции, как важнейший инструментарий. Освещены проблемы управленияи анализом затрат. Ключевые слова:прибыль, издержки. себестоимость продукции, анализ, планирование затрат,управление производством.
В условиях рыночной экономики основа экономического развития –прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия.За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банкамиидругими организациями. Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль.Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.Анализ финансово –хозяйственной деятельности и финансовых результатов предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учёте разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя —она выравнивается автоматически. Другое дело —затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.
В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции. Полная производственная себестоимость —это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна,или при изготовлении уникального оборудования. Средняя себестоимость данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.Прежде всего,необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов;
мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия;мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов;применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда .Комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятияпозволяет выяснить тенденции изменения показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.Управление себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансовоэкономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятияПроцесс управления и анализа делится на следующие основные стадии:Планирование затрат;Контроль затрат;Определение отклонений и их анализ.Себестоимость продукции, как важнейший инструментарий, определяющий издержки предприятияявляется важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Таким образом всовременных условиях наиболее приемлемым методом планирования себестоимости продукции на предприятии является метод планирования себестоимости продукции потехникоэкономическим факторам сучетом важнейшей функции инструментария, определяющие издержки предприятия.
Ссылки на источники1.Корпоративные финансы: учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. –СПб.: Питер, 2011. –592 с.2.Ковалев В. В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами. Издво: «Проспект», 2010 г., 504 с.3.Лапуста М. Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. –М.: ИНФРАМ, 2011. –575 с.4.
Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. Под ред. Е. С. Стояновой.М.: Перспектива, 2010. 656 с.5.
Юдин О.И. Факторы, влияющие на возникновение рисков вхозяйственной деятельности промышленных предприятий/ О.И. Юдин, Д.А. Стрельцов// ГНУ НИИ ЭОАПК ЦЧР РФ.2010.5с.6.Юдин О. И., Некрасова Е.А. Современная парадигма управления рисками в машиностроительном комплексе// Материалы международной научнопрактической конференции «Современные проблемы эффективного развития и использования социальноэкономического потенциала регионов и пути их решения », Липецк, 2013г.7.Интернетресурс:http://www.cfin.ru ("Корпоративный менеджмент" независимый проект, направленный на сбор и предоставление методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям, финансам и маркетингу).
M. M. BochorishviliMaster FGOBU of VPO "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Lipetsk branch) manechka91@mail.ruProduct cost, as the major tools defining expenses of the enterpriseAbstract: in this article questions of economic development are considered, product cost, as the major tools is defined. Problems of management and the analysis of expenses are covered.Keywords: profit, costs. production cost analysis, cost planning, production management.