Индексная характеристика физического развития иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колокольцев М. М., Амбарцумян Р. А., Ковальчук У. Н. Индексная характеристика физического развития иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1871–1875. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54638.htm.
Аннотация. Представлены результаты антропометрического обследования иностранных студентов обоего пола, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья. Путем расчета ряда индексов физического развития показаны особенности их физического здоровья. Кроме того, динамическое наблюдение в течение учебного года позволило установить закономерности изменения индексов физического развития в наблюдаемых группах зарубежных студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колокольцев Михаил Михайлович,

доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, г.Иркутскmihkoll@mail.ru

Амбарцумян Рима Агасовна, аспирантка кафедры физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, г.Иркутск rima.ambarcumyan@mail.ru

Ковальчук Ульяна Николаевна, студентка 3 курса Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, г.Иркутск

kationa1993@mail.ru

Индексная характеристика физического развития иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе прибайкалья

Аннотация. Представлены результаты антропометрического обследования иностранных студентов обоего пола, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья. Путем расчета ряда индексов физического развития показаны особенности в их физическом здоровье. Кроме того,динамическое наблюдение в течение учебного года позволило установить закономерности изменения индексов физического развитияв наблюдаемых группах зарубежных студентов.Ключевые слова:вуз, иностранные студенты, физическое развитие, индексная оценка

Одним из направлений по улучшению физического здоровья населения и формированию здорового образа жизни нации является Постановление Правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Мониторинг позволяет определить исходный уровень, динамику показателей физического здоровья, оценить успешность овладения студентами двигательными навыками, усовершенствовать учебный процесс по физической культуре с учетом более индивидуализированного подхода к нему, разработать критерии оценки уровня физической подготовленности студентов, учитывая пол, возраст, их медицинскую группу здоровья и оценить работу преподавателя по физическому воспитанию[3].

Поэтому наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья студентовявляется необходимым элементом мониторингового исследования для построения региональной модели стандартов физического развития молодежи и составления их «Паспорта здоровья»[6].





Оценка физического развития человека имеет большое практическое значение в совершенствовании системы физического воспитания и спортивной подготовки [8],а также является одним из информативных показателей уровня здоровья населения[5].







В последние десятилетия в нашей стране вновь увеличилось внимание со стороны исследователей к оценке физическогоздоровья с использованием индексов, т.е.показателейфизического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженное в априорных математических формулах.Физическое развитие студенческой молодежи с использованием различных индексов достаточно широко изучено в различных регионах Россиии стран СНГ [1,2,4,9,10,12].Вместе с тем в вузах Иркутской области подобные исследования студентов проводились ограниченно.В литературе имеется лишь работа О.М. Лумповой с соавторами[7],в которой дается индексная оценка физического развития российских студентов технического вузахПрибайкалья. Однако подобное наблюдение среди иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья,не проводилось. В связи с этим изучение данного вопросапредставляет актуальную задачу.



Цель работы.Оценить физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья использованиеминдексов.Материалы и методы.





Антропометрическое обследование иностранных студентов из ЮгоВосточной Азии и Центральной Азии, обучающихся в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университетепроводилось в 20112012 учебном году. Обследование студентов проводилось 2 раза в год (сентябрь 2011 года и май 2012 года).







Всего 2х кратно обследовано 202 студента. При этом девушек было 74, в том числе из стран ЮгоВосточной Азии 61 и стран Центральной Азии 13, а юношей 128, в том числе из стран ЮгоВосточной Азии 94 и Центральной Азии –34.

Антропометрическое обследование включало: измерение роста, веса, окружности грудной клетки, динамометриюлевой и правойкистейрук.

Оценка физического развития проводилась с использованием индексов: Кетле –масса тела/длина тела(г/см); КетлеII –масса тела/длина тела²(кг/м²); массоростовогоиндексаРорера –масса тела/длина тела3(кг/см3); индексапропорциональности Эрисмана окружность грудной клетки –вес/2 (см); индексасилы кисти

динамометрия кисти/масса тела (%).Измерения проводились утром впомещении кабинета врачебного контроля вуза,с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.

Статическая отработка полученных данных осуществлялась общепринятыми методами. В случае нормального распределение изучаемых количественных признаков, были использованы параметрические методы обработки материала (вычисление коэффициента достоверности Фишера–Стьюдента), а при отличном от нормального непараметрические методы обработки полученных данных с использованием критерия ВилкоксонаМаннаУитни. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05. Результаты исследования.



Индексная характеристика физического развития иностранных юношей приведена в таблице1.





Как видно из таблицы, в начале учебного года (сентябрь 2011 года) значения показателей весоростовых индексов(Кетле, Кетле IIиРорера), соответствуют характеристикам принятой нормы(373,6 г/см; 22,0кг/м²;13,0кг/см3). При этом значения индексов физического развития студентов из стран ЮгоВосточной, за исключением силовых,достоверно выше, чем у юношей Центральной Азии (P0,05).Установлено, что индекс Эрисмана у иностранных студентов оказался ниже значения нормы, как юношей из стран Центральной Азии, (4,8см), так у студентов из стран Центральной Азии (4,4 см).

Таблица 1

Индексная оценка физического развития иностранных студентовюношей

Индексы физического развития2011г.,сентябрь2012 г.,майстраныстраныЦентральная Азия(n=34)ЮгоВосточная Азия(n=94)Центральная Азия(n=34)ЮгоВосточная Азия(n=94)Кетле (г/см)371,3±6,53373,6±4,24391,5±8,99375,8±5,28Кетле II (кг/м²)21,3±0,3322,0±0,2322,3±0,4722,1±0,38Рорера (кг/см312,3±0,1813,0±0,1312,7±0,2813,0±0,21Эрисмана (см)4,8±0,964,4±0,554,8±1,724,3±0,73Силовой (левая), %61,7±1,3760,2±1,2367,4±1,8466,4±1,15Силовой (правая), %63,3±1,5562,5±1,4970,1±2,1367,3±1,18

В конце учебного года (май 2012 года) индексы Кетле, Кетле IIоказались достоверно выше в группе студентов из стран Центральной Азии (391,5г/см; 22,3кг/м²),атакже силовой индекс правойи левой кистей рук(P0,05). Все значения индексных показателей укладываются в средние значения.



У юношей из стран ЮгоВосточной Азии установленаболее высокая характеристика только силового индекса обеих кистей рук (66,4±1,15 и 67,3±1,18%, соответственно). Достоверное увеличение значений показателей силового индекса к концу учебного года у представителей стран как Центральной, так и ЮгоВосточной Азии, по нашему мнению, связано с активными двигательными занятиями на кафедрефизической культуры университетавпроцессе обучения.

Индексная характеристика физического развития иностранных девушек приведена в таблице 2.













Таблица 2

Индексная оценка физического развития иностранных студентокдевушек

Индексы физического развития2011г., сентябрь2012 г., майстраныстраныЦентральная Азия(n=13)ЮгоВосточная Азия(n=61)Центральная Азия(n=13)ЮгоВосточная Азия(n=61)Кетле (г/см)351,4±15,73350,7±5,85340,1±6,16348,1±5,83Кетле II (кг/м²)21,5±0,9221,6±0,3720,8±0,321,5±0,33Рорера (кг/см313,2±0,5913,3±0,2812,7±0,2513,3±0,21Эрисмана (см)5,1±1,984,2±0,705,1±1,224,4±0,72Силовой (левая), %44,9±3,7942,4±1,3448,9±2,9845,1±1,07Силовой (правая), %46,2±4,5945,5±1,3650,2±2,8348,2±1,28

Как видноиз таблицы 2, в начале учебного года (сентябрь 2011 года) индексы Кетле, Эрисмана и силовой индекс левой и правой руки (351,4г/см; 5,1см;44,9%;46,2%)несколько выше в группе девушек из странЦентральной Азии, а индексыКетле IIи Рорера(21,6кг/м²; 13,3кг/см3) –незначительно выше у студенток из стран Юго–Восточной Азии�(P0,05).





В конце учебного года (май 2012 г) все индексы, за исключением силовыхи индекса Эрисмана, оказались несколько выше в группе студенток из стран ЮгоВосточной Азиии они укладываются в норму.





Силовой индекс левой и правой рук оказалсявыше у студенток из стран Центральной Азии(48,9% и 50,2%). Достоверное увеличение силового индекса к концу учебного года отмечено лишь у студенток изстран ЮгоВосточной Азии.

Представляет научнопрактический интерес распределение студентов по значениям показателя индекса массы тела (КетлеII). Полученные характеристики у юношей представлены в таблице 3.







Таблица 3Распределение студентовюношей по характеристике индекса Кетле II (%)ХарактеристикаиндексКетле II

2011г., сентябрь2012 г., майстраныстраныЦентральная Азия(n=34)ЮгоВосточная Азия(n=94)Центральная Азия(n=34)ЮгоВосточная Азия(n=94)Дефицит массы тела6(18%)10(11%)3(10%)18(19%)Норма21(62%)52(56%)16(55%)48(50%)Избыток массы тела7(20%)30(32%)9(31%)22(23%)Ожирение I степени

1(1%)1(4%)3(4%)Ожирение II степени

3(4%)

В соответствии с рекомендациями разработана следующая интерпретация показателей. Выраженный дефицит массы –16,49 и менее. Недостаточная масса тела –16,5 –18,49; норма 18,5

24,99. Избыточная масса тела –25,0 29,99. Ожирение первой степени –30,0 34,99. Ожирение второй степени –35,0 39,99. Ожирение третьей степени –40,0и более[11].



Из таблицы 3 видно, что в начале учебного года у студентов из Центральной Азии дефицит массы тела установлен у 18% из них, у юношей из стран ЮгоВосточной Азии онрегистрировался реже в 11%. Примерно такое же количество студентов с дефицитом массы тела установленоу обучающихся в вузах г.Архангельскапри их повторном медицинском осмотре [13].



Количество студентов с нормальной массы тела было 62,0% из стран Центральной Азии, а из ЮгоВосточной Азии таких юношей было меньше –56,0%. У значительного количества студентов зарегистрирован избыток массы тела. Так, у юношей из стран Центральной Азии ихколичество составило 20,0%, ау представителей стран ЮгоВосточной Азиион регистрировался в 1,6 раза чаще ипри этом составил 32%.

В конце учебного года, количество студентов из стран Центральной Азии с дефицитом массы тела снизилось в 1,8 раза и составило 10,0%, а число юношей из стран ЮгоВосточной Азии, увеличилось в 1,7 раза и составило 19,0%. К концу учебного года, количество юношей с нормальной массой тела значительно снижается. Так, у представителей стран Центральной Азии регистрируется снижениедо 55% (что на 7% меньше по сравнению с началом учебного года), а из ЮгоВосточной Азииснижение до уровня 50% (меньше на 6,0%). Однако увеличивается количество юношей с ожирением 1 степени. Их количество примерно одинаково среди юношей из обеих стран (по4,0%), при этом регистрируются студенты со второй степенью ожирения (4%).

Среди зарубежных девушек (таблица 4) дефицит массы тела регистрируется в 1,51,9 раза чаще (27,0 и 21,0%, соответственно), чем среди юношей. Количество девушек с нормальной массой имеет примерно такую же закономерность, что и у юношей, т.е. 64,0% регистрируется среди представительниц Центральной Азии и 54,0% ЮгоВосточной Азии, а избыток массы тела установлен лишь среди девушек ЮгоВосточной Азии –21,0%.





К концу учебного года среди студенток из Центральной Азии отмечается уменьшение их количества с дефицитом массы в 1,8 раза (с 27,0% до 15,0%). Таблица 4Распределение студентокдевушек по характеристике индекса Кетле II (%)ХарактеристикаиндексКетле II

2011г., сентябрь2012 г., майстраныстраныЦентральная Азия(n=11)ЮгоВосточная Азия(n=61)Центральная Азия(n=11)ЮгоВосточная Азия(n=61)Дефицит массы тела3(27%)13(21%)2(15%)14(23%)Норма7(64%)33(54%)11(85%)32(52%)Избыток массы тела013(21%)

13(21%)Ожирение I степени1(9%)1(4%)

2(4%)Ожирение II степени

1(4%)

В результате этого количество девушек с нормальным весом увеличилось до 85,0%. Среди представительниц стран ЮгоВосточной Азии динамики изменения в значениях показателей индекса массы (КетлеII)тела к концу учебного года практически не установлено.Выводы

1.Установленадинамика изменений значенийпоказателей индексов физического развития в течениеучебного года.При этомвсе характеристики показателейнаходятся в пределах средних величин.



2.Наиболее значимые улучшения установлены в характеристиках силового индекса, как у юношей, так и у девушек из ЮгоВосточной Азии, чтосвязано с активными двигательными занятиями на кафедрефизической культуры университета в течение года.





3. Количество студентов из Центральной Азии в начале учебного года с нормальной массойтела составляет 62,0%, а среди студентов из ЮгоВосточной Азии –56,0%. У девушек такое соотношение составило –64,0и 54,0%, соответственно.К концу учебного года, количество юношей с нормальной массой тела значительно снижается: Центральная Азия до 55,0% ЮгоВосточная Азия до 50,0%. Отмечается значительное количество студентов с дефицитом и избытком массы тела как среди юношей, так и среди девушек.



4. Полученные данные необходимо учитывать при организации занятий физической культурой среди зарубежных студентов университета с целью обеспечения большей индивидуализации обучения предмету.

Ссылки на источники1.БаламутоваН.М.,БрусникВ.В.Совершенствование методики педагогического контроля физического развития студентов// Физическоевоспитаниестудентов. –2011.№2.

С.610.2.Зуевский Ю.Б., Рубцов А.Т., Кузьменко Т.А., Матвеев Н.В., Зайдис Е.Б. Динамика уровня физического развития устудентов под влиянием физических упражнений //Мат. межд. научнометод. конф. посвященной 45летию кафедры физического воспитания Владимирского государственного университета 20–22 октября г. Суздаль. —Владимир, 2009. —С. 92–93.3.Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А.Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности студенток технического вуза Прибайкалья в условиях поликультурной образовательной среды//Вестник ИрГТУ 2013, №10(81).С.399403.4.Кочкаров А. А. Анализ интегральной подготовленности студентов / А. А. Кочкаров, И. Ю. Разуваева // Молодой ученый. —2013. —№7. —С. 448451.5.Ланда Б.Х. Мониторинг физической подготовленности физического развития в построении муниципальной системы оценки качества образования/Б.Х. Ланда// Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: материалы Всерос. науч.–практ. конф. (5–8 октября 2007г., Нальчик).–Нальчик, 2007. –С.218–219.6.Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслова Е.С. и соавт. Мониторинг здоровье субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / Под общ.ред. дра мед. наук, проф. В. Ю. Лебединского.–Иркутск: издво ИрГТУ, 2008–268с.7.ЛумповаО. М., КолокольцевМ.М., Лебединский В.Ю. Антропометрическая и индексная оценка показателей физического развития девушек юношеского возраста Прибайкалья/Сибирский медицинский журнал, 2011, №5, С.98.8.Мартиросов Э.Г., Николаев Д.В., Руднев С.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мартиросов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев. –М.: Наука, 2006. –248 с.9.ПопичевМ.И.Комплексная диагностика и оценка уровня здоровья студентов // ЖурналФизическоевоспитаниестудентов. 2011,№3.–С.7175.10.Просандеев П. П.Оценка физического развития и работоспособности студентов технических вузов / Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы»: материалы международной заочной научнопрактической конференции. (31 октября 2012 г)Россия, Новосибирск, 2012.С.3741.

11.Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей [учебное пособие] / В.А. Романенко. –Донецк: издательство ДонНУ, 2005–290 с.12.Токарева А.В. Мониторинг функционального состояния студентов как средство контроля в физической культуре // Психология, социология и педагогика.–2013.№9[Электронный ресурс]. URLhttp://psychology.snauka.ru/2013/09/2416(датаобращения:09.03.2014)13.Хохлова Н.Н., Бондаренко Е.Г., Ишекова Н.И.Экспрессоценка уровня индивидуального здоровья студентов «Института физкультуры, спорта и здоровья» северного (Арктического) Федерального университета/МатериалыIII Всероссийскогоконгресса с международным участием «Медицина для спорта2013» в преддверииОлимпиады.М.2013.С.297299.14.

Mikhail Kolokoltsev,

the doctor of medical sciences, the professor of the department of the physical culture of national research Irkutsk state technical university, g.Irkutsk of mihkoll@mail.ruRima Аmbartsumyan,

the graduate student of the department of the physical culture of national research Irkutsk state technical university, g.Irkutsk rima.ambarcumyan@mail.ru Ulyan Kovalchuk, thestudent of 3 courses of national research Irkutsk state technical university, g.Irkutsk

kationa1993@mail.ru

INDEX CHARACTERISTIC OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF FOREIGN STUDENTS, WHO ARE TRAINED IN TECHNICAL VUZ (INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION) OF THE BAIKAL REGION

Abstract.Are represented the results of the anthropometric inspection of the foreign students both floor, who are trained in technical VUZ (Institute of Higher Education) of the Baikal region. By calculating the number of the indices of physical development showed special features in their physical health. Furthermore, dynamic observation during the academic year made it possible to establish laws governing the change of the indices of physical development in the observed groups of foreign students.

The keywords:VUZ (Institute of Higher Education), foreign students, physical development, the index estimation

Выпуск: