Методология проектирования системы преподавания академического рисунка и ее апробация в дизайн-образовании

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савинов А. М. Методология проектирования системы преподавания академического рисунка и ее апробация в дизайн-образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1866–1870. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54637.htm.
Аннотация. В статье с позиций системного подхода раскрываются этапы проектирования системы преподавания академического рисунка в процессе подготовки дизайнеров. Для апробации разработанной системы предлагается программа управления, выявляются условия, соблюдение которых позволит успешно внедрить разработанную систему в практику дизайн-образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савинов Андрей Михайлович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства,ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет, г.Кировsawinov.andr@yandex.ru

Методология проектирования системы преподавания академического рисункаи ее апробация в дизайнобразовании

Аннотация. В статье с позиций системного подхода раскрываются этапы проектирования системы преподавания академического рисунка в процессе подготовки дизайнеров. Для апробации разработанной системы предлагается программа управления,выявляются условия,соблюдение которых позволитуспешно внедрить разработанную системув практику дизайнобразования.Ключевые слова: академический рисунок, дизайнобразование, системный подход, система преподавания.

Академический рисунок является основой художественного образования,поэтомуобучение рисунку–неотъемлемая часть учебного процесса в художественной подготовке студента,в том числе подготовки художников, деятельность которых направлена на формирование эстетически выразительной предметнопространственной среды и которых стали именовать дизайнерами.Еще при создании художественнопромышленного училища графом С.Г.Строгановым, которое сталосвоего рода прототипом дизайнерского вуза,в проекте егообщего учебного плана указывалось, что главным центральным предметом всего учебного курса должно быть рисование. И в настоящее время обучение рисунку–неотъемлемая часть учебного процесса в дизайнобразовании. Однако,имеются разные мнения о том, как именно надо обучать рисунку дизайнеров, какие методы при этом применять, какими критериями руководствоваться. В процессе изучения данного вопроса выявился широкий разброс мнений и отсутствие конструктивных предложений. Одни отрицаютвообще необходимость обучения академическомурисунку будущих дизайнеров и предлагаютограничиться только задачами специального рисования, другие отрицаюткакоелибо обновление существующей методики, не принимая в расчет будущую профессиональную проектную деятельность выпускников. Как отмечает В.Ф.Сидоренко,разные вузы в большей или меньшей степени делают выбор в ту или иную сторону, хотя в целом перманентный кризис академической системы обучения рисунку в дизайнобразованииочевиден[1].Такая ситуация сложилась как следствие того, что не была разработана единаясистема преподавания рисунка,учитывающая как новые условия,сложившиеся в процессереформирования системы образования, так и особенности подготовки дизайнеров. Не ставились и вопросы управления такой системой, хотяв существующей системе преподавания академического рисунка наблюдается неподготовленность к организационным и содержательным изменениям в управлении учебным процессом по рисунку.В связи с этим С.П.Ломов считает необходимымнаучно осмысливать, как процессдизайнпроектировани, так и процесс подготовки дизайнеров, чтодолжнообеспечитьдальнейшее развитие и становление этой новой образовательной области[2].Системный подход стал той методологической основой, которая дала возможность провести исследование процессапреподавания академического рисунка.Работа велась в определенной последовательности.Вначалеанализируемый объект–процесс преподавания академического рисунка–был обоснован как целостная педагогическая система. Следующим шагом в проведении исследования была разработка модели системы преподавания академического рисунка такой, какой она должна быть с точки зрения искомого результата.Исходным пунктом былопредположениео том, что необходимо сохранить достоинства имеющейся системы и идти путём постепенного преобразования, изменения и дополнения состава, структуры существующей системы преподавания академического рисунка в русле тенденций развития системы художественного образования и внутренних закономерностей саморазвития самой системы преподавания академического рисунка.Теоретической основойдля проведения такой работы, явились труды отечественных художниковпедагогов это,прежде всего,работы В.С.Кузина[3]., В.К.Лебедко[4], С.П.Ломова[2,5], Н.Н.Ростовцева[6], А.Е.Терентьева[7], а также труды позволяющие обосновать эффективность использования системного подхода в преподавании академического рисунка, таких ученых какВ.П.Беспалько[8] иЮ.АКонаржевский[9].Подход к проектированиюпедагогическойсистемы заключался в том, чтобыпроцесс преподавания академического рисунка вычленитьиз окружения, из сложной сети различных объектов и отношений. Такое вычленение позволило сфокусировать на процессе преподавания внимание и представить егокак педагогическую систему.Затембыли выполнены следующиедействия:1.Произведена декомпозиция системы и дана характеристика каждого составляющего компонента системы.Основными компонентами системы преподавания академического рисунка стали: цели и задачи преподавания, содержание учебного материала, осуществление механизма преподавания в процессе подготовки и проведения занятия, контроль и оценка результата, самосовершенствование преподавателя, взаимоотношения преподавателя и студентов, работа преподавателя по ознакомлению с нормативными документами. Взаимосвязи этих компонентовпорождают реальный педагогический процесс–целостную систему преподавания академического рисунка.Деление всего педагогического труда на составные части характеризуется некоторой условностью, но оно необходимо, потому что помогает понять единое через анализ составных частей и открывает путь к пониманию структуры системы.2.Сконструирована структура системы.Для этого определены и проанализированы основные связи, имеющиеся между компонентами системы в ходе ее функционирования. Различные типы связей были разделены на три группы.В первую группу объединены связи, обусловленные ее содержанием, которые позволяют определить основу существования связи, побудительную силу, являющуюся источником ее развития, выяснить ее существенные признаки.В эту группу входят: связи порождения,они позволяют определить источники происхождения, возникновения, рождения того или иного явлении; связи изменения состояния одного и того же уровня, это связи, которые фиксируют только самое очевидное, самое общее, присущее всякому процессу; связи развития, которые характеризуют качественные изменения в состоянии объекта иделятся на генетические связи, в основе которых лежит переход к новым формам и более высокому уровню функционирования и причинноследственные связи, в которых одно является причиной появления другого.Ко второй группе отнесены связи, которые задают ее характер.К ним можно отнести: системообразующие связи–это связи, которые реализуют единство системы, к ним относятся связи управления, связи преемственности, целевые связи; необходимые связи, которые обязательно должны существовать, осуществляться постоянно; случайные связи–обусловливаются стечением внешних обстоятельств; существенные связи–это связи, без которых один из ее компонентов существовать не может; несущественная связь–связь, без которой объект может существовать и которая не обусловливается его сущностью.Третья группа определяет связь по ее структуре. Характеризуя данную связь, можно выделить следующие виды: связь исходного направления; связь обратного направления, отражающая обратное влияние на породившую ее основу; прямая связь, при которой элементы непосредственно связаны друг с другом, обусловливают друг друга; косвенная связь; суммативная связь, когда участники связи образуют общий комплекс, смешиваются друг с другом; синтетическая связь, при которой сохраняется специфика частей, но каждая отдельная в такой же степени является частью целого, в какой сама эта часть может быть понята лишь с помощью отражения в ней целого [9].Последовательность анализа связи происходила следующим образом. Сначала вычленялась связь и давалась характеристика ее содержанию. Далее определялся характер связи, затем связь относилась к тому или иному структурному типу. Например, связь содержания учебного материала с контролем и оценкой результата.По содержаниюэта связь порождения:причинная связь, так как содержание учебного материала–одна из причин появления результатов преподавания; атрибутивная связь, так как содержание учебного материала является атрибутом, без которого контроль и конечный результат процесса преподавания существовать не может.По характеру связи–необходимая, так как обязательно должна существовать, осуществляться постоянно.По типу структур–связьобратного направления, где контроль и оценка результата, складываясь под воздействием содержания учебного материала, в свою очередь, направленно влияет на содержание учебного материала.Было отмечено, что в системе преподавания академического рисунка связи отличаются сложностью и далеко не всегда поддается измерению, их очень часто невозможно увидеть, ощутить; они многообразны, не однолинейны, переплетены друг с другом и большей частью образуют сложные причинноследственные цепи.К системообразующим связям были отнесены целевые,так как именно цели обучения объединяют все компоненты в систему и определяют ее характер. Это необходимые, существенные связи, структура которых имеет тип исходного направления. Системообразующим фактором в системе преподавания академического рисунка является также осуществление механизма преподавания в процессе подготовки и проведения занятия, без проведения занятия нет и процесса преподавания, поэтому на него фокусируются, прямо или косвенно, все остальные ее элементы.3.Проанализированы факторы внешней среды, оказывающие влияние на систему преподавания академического рисунка.К ним в первую очередь относятся организационноправовые, от которых зависит создание, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и т.д. Организационноправовые факторы очень важны для системы преподавания академического рисунка, так как, с одной стороны, определяют общий фон развития образования, с другой–на каждом этапе своего развития государство вырабатывает образовательную политику, национальную доктрину образования, определяющие общие цели и принципы образования.К факторам внешней среды, оказывающим влияние на систему преподавания академического рисунка, также можно отнести экономические, политические и социальнокультурные, так как от них зависитполноценное воспроизводство художественного потенциала общества. Так, проводя анализ периода рубежа XXXXIвв., мы получили данные о том, что экономический кризис начала 1990х гг. поставил под угрозу развитие художественного потенциала общества. Творческие работники оказались среди наименее социально защищенных групп граждан. По данным, опубликованным в журнале «Российская Федерация сегодня», Россия утратила в этот период 40% своего творческого потенциала (Российская Федерация сегодня, 1996,№211).В результате был получен вывод о том, что, взаимодействуя с внешней средой, система преподавания академического рисунка или приспосабливается к внешней среде, в определенных пределах перестраивая свои процессы, в какойто степени изменяя свою структуру, но не нарушая своей целостности, или изменяет сами внешние условия, приспосабливая их к задаче сохранения своей целостности и к достижению главной цели своего функционирования.4.Проведено обоснование методических принципов работы над академическими рисунками, как основы функционирования системы преподавания рисунка.К основополагающим методическим принципам выполнения рисунков можно отнести: принцип методической последовательности в работе над рисунком, принцип композиционного расположения изображения на листе, принцип рисования симметричных парных форм, принцип конструктивного анализа формы, принцип тонального решения рисунка, принцип целостности изображения, принцип художественнообразного решения рисунка, принцип мысленного рисования и другие. Процесс преподаванияобращен на их усвоение, а методические принципы, обусловленные целями обучения, являются основой для его осуществления [10].В результате теоретического конструирования была получена модель системы, у которой имеются следующие признаки: она обладает составом, структурой, целеустремленностью, подчиненностью всех элементов целому, наличием субординационных связей между элементами,возможностью взаимодействия с внешней средой и едиными методическими принципамиДля того, чтобы проверить и доказать на практике эффективность разработанной модели системы преподавания академического рисунканеобходимо было привнести в существующую практику преподавания рисунка такие управленческие воздействия, которые позволили внедрить спроектированнуюсистему и обеспечить успешноеее функционирование.Для того чтобы управлять системой преподавания, было выяснено: фактическое состояние знаний, умений и навыков; истоки причин слабых знаний и умений всей группы или отдельных студентов; в чем конкретно нужно помочь преподавателю; объективность оценки знаний студентов, ее соответствие существующим нормам и многое другое.Для апробацииразработанной модели системы преподавания академического рисунка была разработана программа управления системой:выделен объект управления;сформулирована цель управления;проведена декомпозиция целей;под каждую цель спланированы мероприятия достижения цели.После этого началась реализация программы в образовательный процесс.В соответствии с программой был проведен комплексмероприятий по достижению целей.Работа проходила в двух направлениях–с преподавателями рисунка и со студентами.Впервую очередь необходимо было провести работу по формированию системного подхода у преподавателей рисунка, так как именно они ежедневно имеют дело с педагогическими системами, воздействовать на которые, не имея представления о системном подходе, очень трудно. Эффективно управлять системой также логичнее всего системным способом[9].В работу по реализации разработанной программы управления системой преподавания академического рисунка были вовлечены преподаватели рисунка, как с учеными степенями, так ибез ученых степеней и званий. В первую очередь учитывалось желание педагогов, так как программа ориентируется на категорию преподавателей, предположительно восприимчивых и даже стремящихся к усвоению новой информации об основных навыках преподавания.Исходя из программы управления системой преподавания академического рисунка,при работе с педагогами, под различные цели подводились конкретные мероприятия по их достижению.Были проведены семинарыпрактикумы, мастерклассы, использовались разнообразные формы работы с преподавателями: консультации, семинары в рамках заседаний кафедр, совета факультета, кураторская работа, изучение и обобщение педагогического опыта и т.д.[11].На целереализующем уровне нашли применение такие формы работы как: проведение семинара по разработке учебного задания по рисунку на основе системного подхода;организация совместных (преподаватели и студенты) профессиональных мероприятий; семинары по подготовке к учебному году и совершенствованию технологии подготовки к учебному занятию; тренинг применения в практике проведения занятий по рисункупроцессов целеполагания и целеосуществления; взаимопосещение занятий; знакомство сновыми достижениями по методике преподавания рисунка (методические рекомендации по вопросам подготовки студентов по рисунку; материалы всероссийских семинаров, конференций по вопросам методики преподавания рисунка и др.);проведение для преподавательскогосоставаобобщенного анализа состояния выполнения дидактических требований при проведении занятия; рассмотрение и обсуждение на методических совещаниях нормативных документов и другое.Овладение системным подходом давало преподавателю возможность в процессе обучения рисунку уметь выделять элементы, подсистемы, блоки, чтобы управленческое воздействие на данный процесс имело точный адрес. Так, например, для того, чтобы разобраться в таком понятии, как «итоги семестрового просмотра работ по рисунку», необходимо было декомпозировать его на такие блоки, как: состояние методической работы, состояние качества преподавания,качество реализации общекультурных и профессиональных компетенций, качество знаний, умений и навыков студентов, уровень воспитанности студентови т.д.Системный подход давал возможность разобраться в сущности таких процессов,как проведение занятия, подведение итогов за семестр, тему, учебный год, уровень качества их знаний, умений и навыков, уровень качества преподавания и т.д.–все это системные объекты, эффективно управлять которыми можно,только если хорошо знаешь их ход и развитие, содержание которых достаточно глубоко освоено.Для того чтобы провести работу со студентами, необходимо было разработать специальные задания, развивающие системную организацию мышления студентов и комплекс мер, который бы способствовал освоению студентами методическими принципами выполнения рисунка.Важным условием функционирования системы преподавания академического рисункаявляется повторение и систематизация знаний студентов, а также прочность, глубина, осознанность знаний, умений и навыков. Поэтому в методику проведения занятия были введены дополнительные задания, повторение которых способствовало приведению знаний и умений в систему, так как без повторения нетучения, потому что нет навыка.Повторение было представлено следующим образом: что повторяется, что в повторяемом материале является главным, что является главным для повторения, от умения выполнять какие задания будет зависеть умение выполнять весь комплекс заданий по данной теме, как спланировать следующие занятия повторения.В ходе работы со студентами выполнялисьследующие упражнения:1.Наброски с задачей компоновки изображения на листе. Цель: освоить методические принципы компоновки изображения на листебумаги.2.Упражнения по выполнению первоначальных набросков для длительных работ. Главной при этом ставилась не только задача композиции, но и выполнение в единстве с формой объекта «живого» наброска. Цель: усвоить, каким должен быть первоначальный набросок(беглый, лаконичный, обобщенный, выполненный свободно, но в соответствии с формой и пропорциями изображаемого объекта).3.Упражнения на обобщение рисунка. Задание выполнялось за один сеанс: сначала за дватри часа делался быстрый рисунок с главными деталями, с обобщенной трактовкой светотени, затем, в течение одного часа проводилось обобщение рисунка.4.С целью освоения студентамиметодического принципа рисования симметричных парных форм проводились упражнения на рисование предметов, имеющих симметричную парную форму (кувшин, ваза, голова человека и т.д.).5.Рисунки на освоение принципа конструирования формы.6.Задания на решение быстрых тональных рисунков с разными источниками освещения. Такие рисунки не надо было доводить до конца, главное –передать, как начинать работать светотенью. Упражнения проводились в технике,как карандаша, так и мягких материалов (сангина, уголь, соус).7.Краткосрочные рисунки на передачу материальности объекта. При выполнении задания необходимо было использовать графические средства и технические приемы, которые способствовали передаче фактуры различных материалов.8.Упражнения на освоение методического принципа художественнообразного решения рисунка.9.Упражнения, рассчитанные на развитие зрительных представлений посредством мысленно выполняемых графических действий.Проводя упражнения со студентами, специально обращалось внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию. Упражнения не были самоцелью, а должны были гармонично вписываться в учебный процесс, не нарушая логической последовательности обучения, являться его важной, но не главной составляющей. Упражнения применялись в качестве инструмента, с помощью которого можно обучать, направлять и корректировать работу студентов в заданном направлении.Для того, чтобы создать атмосферу общности студентов и преподавателей в процессе профессиональной подготовки организовывались поездки преподавателей и студентов в музеи и на различные выставки, а также совместное участие в конкурсах и выставках.Организация творчески активного досуга через участие преподавателей и студентов в совместных профессиональных мероприятиях, помимо того, что вовлекало в культурнодосуговую деятельность практически весь студенческий коллектив, создавало атмосферу общности студентов и преподавателей, делало процесс учебы в институте увлекательным, творчески насыщенным.Студенты в процессе проводимыхмероприятий приобщались к культурной жизни страны, у них воспитывался интерес к различным формам культурной активности и повышался профессиональный уровень. Все это логично приводило к развитию состояния взаимоотношений преподавателей и студентов.Успешность и значимость проводимого эксперимента подтверждалась объективными улучшениями результатов учения.Результаты проводимой работы выявлялись с помощью анкетирования, вформе бесед, устных и письменных ответов,анализа учебных работ студентов,путем наблюдения за работой студентов, причем отслеживалось, как соблюдаются ими этапы выполнения рисунка и насколько они понимают задачи каждого этапа.Формирующий этап эксперимента в процессе, которого в педагогический процесс внедрялись результаты исследования проходил в Московскомгуманитарноэкономическоминституте, Вятском социальноэкономическом институте, отдельные элементы внедрены в Вятском государственном гуманитарном университете.Основные положения и результаты исследования внедрены в научную и проектную деятельность Научновнедренческого центра Международного исследовательского института(г. Москва).Анализ проведенной работы попроектированию иапробации модели системыпреподавания академического рисунка показал, что успешное ее внедрение возможно при соблюдении следующих условий:процесс внедрения разработанной модели и управленияданной системойв силу его сложности делится на целый ряд объективно существующих подпроцессов, связанных друг с другом и взаимодействующих между собой;определяется цель управления и на ее основе строится «дерево целей» управления системой преподавания академического рисунка,конструируется под каждую цель программа ее достижения;за осуществление каждого конкретного участка управления (организация и проведение мероприятия) закрепляется персонально ответственное лицо;определяется управленческая роль педагога и степень ее усвоения доводится до современного уровня;вколлективной работе объединяются усилия всех преподавателей кафедры, включая заведующего кафедрой;проводится постоянный анализ получаемых результатов, этот материал обрабатывается, обобщается и на основе этого делаются выводы.

Ссылки на источники1.Сидоренко,В.Ф. Урокиклассическойтрадиции. Рисунокдлядизайнеров[Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Ф.Сидоренко. –М. : МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2006. –168с.2.Ломов,С.П. Формирование проектного мышления в системе дизайнобразования[Текст] / С.П.Ломов // Педагогический журнал Башкортостана.–Уфа.: БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. –№5. –С.7113.Кузин,В.С. Психология[Текст]: учебник / В.С.Кузин. –М. : «Агар», 1997. –304 с.4.Лебедко,В.К.Николай Николаевич Ростовцев –основоположник и руководитель школы теории и методики обучения изобразительному искусству [Текст]/ В.К.Лебедко// Преподаватель XXIвек. –М.: МПГУ, –2011.№ 41. С.123132.5.Ломов, С.П. Методология художественной деятельности [Текст] / С.П.Ломов // Инновационные проекты и программы в образовании.Инновации и эксперимент в образовании. Т. 2,2013. –С.49526.Ростовцев,Н.Н. Академический рисунок [Текст] : учебник для худ.граф. фак. пед. интов –2е изд., доп. и перераб. / Н.Н.Ростовцев. –М. : Просвещение, 1984. –239 с.7.Терентьев,А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства [Текст] :пособиедля учителей / А.Е.Терентьев –М. : Просвещение, 1981. –175 с.8.Беспалько,В.П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения [Текст]/ В.П.Беспалько. –М. : Высшая школа, 1990. –300с.9.Конаржевский,Ю.А. Система. Урок. Анализ [Текст]/ Ю.А.Конаржевский. –Псков: ПОИПКРО, 1996. –440с.10.Савинов,А.М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку [Текст] / А.М.Савинов // Вестник университета Российской академии образования. –М.: УРАО, 2010. –№ 5(53). –С.9094.11.Савинов,А.М. Использование системного подхода в управлении процессом преподавания академического рисунка [Текст] / А.М.Савинов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: психология и педагогика. –Киров: ВятГГУ, 2010. –№4(3). –С.8792.

Savinov AndreiCandidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of mathematical analysis and methods of teaching mathematics Vyatka State Humanities University, KirovProje ct activities of schoolchildren to create training videos for geometry lessonsSystemdevelopment methodologyof teachingacademic drawingandits testingindesigneducationAbstract.In this paper,the system approachrevealsdesign stagesofteachingacademic drawingin preparationdesigners.Fortestingthe developed system, a program management, identifies conditions, compliance with which will allowto successfully implementa systemdevelopedinthe practiceof design education.Keywords:academic drawing,designeducation,systematic approach, the teaching system.