Строительство стационарной гоночной трассы в Сызрани – как главный аспект развития областного автоспорта и туризма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Машина А. А., Ларюшкина Е. С. Строительство стационарной гоночной трассы в Сызрани – как главный аспект развития областного автоспорта и туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1926–1930. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54649.htm.
Аннотация. Статья посвящена особо актуальной в настоящее время проблеме развития областного туризма и автоспорта, одним из способов решения которой может явиться строительство стационарной гоночной трассы в городе Сызрани Самарской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Машина Анастасия Анатольевна,

преподаватель, филиал ФГБОУ ВПО «Самарскийгосударственныйтехническийуниверситет»,г.Сызраньmashianastasiya@yanex.ru

Ларюшкина Екатерина Сергеевна,студентка 3 курса электротехнического факультета ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Сызраньkatrin_93_93@bk.ru

Строительство стационарной гоночной трассы в Сызрани –как главный аспект развития областного автоспорта и туризма

Аннотация. Статья посвященаособо актуальной в настоящее время проблеме развития областного туризма и автоспорта, одним из способов решения которой может явиться строительство стационарной гоночной трассы в городе Сызрань Самарской области. Ключевые слова:стационарная гоночная трасса, автоиндустрия, областной автоспорт, туризм, социальноэкономическое развитие.

Маркетинговое исследование –этокомплексный подход к вопросу изучения различных аспектов маркетинговой деятельности. Ононе исчерпывается только получением информации, а содержит в себе также этапы обработки данных и анализа.

Качественные методы маркетинговых исследований направлены на изучение взглядов, отношений, мнений и интересов потребителей.Качественные методы являются менее структурированными, взаимодействие с респондентом получается более длительным и гибким, а полученные данные являются более полными и глубокими по содержанию, что означает увеличение вероятности получения нового понимания и новых идей.Опрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения маркетинговых исследований. Актуальность и значимость темы данной работы обусловленыновым этапом социальноэкономического развития России, требующим значительного повышения национального интереса к данному виду спорта.

(автомобильный спорт;англ.autosport, такжеангл.motorsport)—категория техническихвидов спорта, в которых люди соревнуются в скорости прохождения трассы наавтомобилях(прототип, легковой автомобиль, грузовик, внедорожник ит.д.)[1].

Управление автомобильным спортом осуществляется Международной автомобильной федерацией (FIA) и Российской автомобильной федерацией (РАФ), а также региональными автомобильными федерациями. Автоспорт объединяет многообразные видыи формы проведения соревнований: кольцевые и трековые гонки, ралли, картинг, заезды на установление рекордов и т.д.Возникновение и развитие автомобильного спорта как в нашей стране, так и во всем мире тесно связано с процессом автомобилизации–одним из самых масштабныхявлений современной жизничеловека. Основными критериями автомобильного спорта являются уровень водительского спортивного мастерства и степень технического совершенства автомобильной техники. Отсчет международной истории становления и развития автомобильного спорта начался с 1894 года, когда прошли первые состязания на автомобиле между Парижем и Руаном, отечественной –с 1898 года. Достаточно упомянуть, что на первую гонку моторов в том году прибыл Луи Мази, известный французский гонщик. Он считался фаворитом, но победил Павел Иванович Беляев. Судьей на повороте был Андрей Платонович Нагель, который через 15 лет занял 9 место в ралли «МонтеКарло»[3].

В то время автомобильный спорт в России стал выходить на международный уровень, однако IМировая война ипоследующая смена социальнообщественной жизни страны прервали темп его развития по сравнению с другими странами. После революции первые гонки (ПетроградПсковПетроград533 км), состоявшиеся в 1922 году, ознаменовали наступление новой эпохи в развитии отечественного автоспорта. Победителем тех автогонок стал М. Мякинин. 1 ноября 1924 года был собран первый советский автомобиль на московском заводе АМО (завод имени И.А. Лихачева). Все массовые автомобильные соревнования и пробеги стали проводиться только на автомобилях отечественного производства.Развитие массовости российского автомобильного спорта тормозилось изза отсутствия специальных трасс. В предвоенные годы у нас в стране появилось много выдающихся гонщиков: Л. Пельцер, Н. Титов, А. Понизовскин, Г. Цветков, А. Лаврентьев и другие. Послевоенный период в развитии автоспорта характерен исключительной динамичностью форм, отмиранием одних и быстрым развитием других видов гоночных соревнований. Впервые в стране был налажен мелкосерийныйвыпуск гоночных, кроссовых (багги), специально подготовленных серийных автомобилей и микроавтомобилей (картов). Высокий уровень спортивного мастерства советских автогонщиков, показавших выдающиеся результаты в наиболее трудных зарубежных соревнованиях, укрепил международный авторитет советского автоспорта.После распада СССР оказалось, что в России нет ни одной стационарной гоночной трассы –все автодромы остались в союзных республиках. Первое время гонки проводились в Москве, на временной трассе на Воробьёвых горах. Некоторое время гонки проводились в Тольятти на временной трассе с ужасным покрытием «Тольяттиринг», либо в Красноярске на кольцевой гоночной трассе «Красное кольцо».Таким образом, в настоящий момент в России имеется очень мало стационарных трасс, что очень сильно тормозит не только развитие национального автомобильного спорта, но и прогресс автоиндустрии страны. Кроме того, отсутствие гоночных трасс делает невозможным проведение соревнований по автоспорту в России и сдерживает развитие международного туризма. Именно эти факты позволяют сформулировать проблему.Выступая всего на однойдвух примитивных трассах, российским автогонщикам очень трудно развиваться. Необходимость строительства в России современных стационарных гоночных трасс с развитой инфраструктурой давно назрела.И дело не только в профессиональном автоспорте. Пожалуй, каждому автолюбителюхоть раз в жизни хотелось испробовать свои силы на гоночной трассе. Почувствовать себя, как минимум, человеком, который уверенно управляет своимавтомобилем и не боится крутых поворотов, не боится рисковать. Как правило, одновременно с желанием «погонять» возникает вопрос: «Где можно это сделать»? Цель работы–необходимость создания трассы для развития национального автоспорта, для повышения водительского мастерства автомобилистовСамарской и близлежащих областей, в конце концов, просто для экстремального отдыхакакначинающих водителей, таки «гонщиков» со стажем.Объектомработы является процесс строительства стационарной кольцевой гоночной трассы в городе Сызрань для развития областного автоспорта и туризма, обеспечения более безопасной ситуации на городских дорогах как для водителей, так и для пешеходов.Предмет–условия, необходимые для создания и содержания автотрассы:

выбор местоположения трассы в соответствии с документами Международной автомобильной Федерации (FIA);

государственное финансирование строительства и содержания автотрассы.Гоночная трасса –место особое. В воздухе витает накал борьбы, пахнет жжёной резиной, колодками, да исами выхлопные газы автомобилей, такие ненавистные в городе, имеют здесь свой приятный привкус. Выезд на гоночную трассу –это поступок сродни подвигу. Известно, что зрители волнуются и переживают больше самих гонщиков. Гоночная трасса притягивает как магнит, манит своей волшебной магией. Да вот, беда, этих самых гоночных трасс в любых странах достаточно. Но не в России. Гоночная трасса нужна современному мегаполису не меньше, чем продуктовые гипермаркеты. Иначе, зачем в России вообще продаются машины с максимальной скоростью 180+ км/час?Изза не соблюдения правил дорожного движения (ПДД), в частности, превышения скоростного режима, происходят самые страшные аварии с тяжелейшими последствиями. А каково количество штрафов, которые водители ежегодно выплачивают государству за свои нарушения? «Цена» этого вряд ли будет сильно отличаться от бюджета, необходимого для строительства гоночной трассы.Пожалуй, стоит всетаки разобраться, что представляет собой стационарная кольцевая гоночная трасса(автодром). Это система асфальтированных дорог и площадок с соответствующим оборудованием, приспособленных для проведения соревнований по автомобильным и мотоциклетным кольцевым гонкам. Трасса оборудована и оснащена всеми элементами безопасности, предписанными специальными требованиями, изложенными в документах FIA для гоночных трасс 2й категории, а именно: ограждениями безопасности, специальными отбойниками, асфальтовыми зонами безопасности, современной конструкции, заграждениями из шин, ограждениями мест размещения зрителей, бетонным ограждением с защитной сеткой между зоной питлейна и стартафиниша. Почему 2й категории? Потому что 1 или 1Т –категории для Формулы 1[2]. А это абсолютная убыточность проекта. Самым оптимальным местоположением такой трассы является открытая местность в черте города, но вдали от жилых районов. На протяжении нескольких месяцев компания «Яндекс» занималась исследованием степени популярности различных видовспорта в регионах России. По данным этого исследования, автоспорт попал в десятку наиболее популярныхиз них [4].

В ходе данной работы такжевозникла необходимость провести исследование, нотолько среди населения города Сызрань. Респондентам было предложено заполнить анкету, содержащую несколько вопросов по данной тематике (например, «Нравится ли Вам автоспорт?» и т.п.). Также в опросе была затронута идея развития автоспорта в нашем городе и области. Ниже приведены результаты исследования.Всего вопросе приняли участие 60 человек. Возрастная категория от 20 до 45 лет. Из них 42 респондента –мужского пола, 18 –женского. Как выяснилось, 73,3% опрошенных имеют водительские права, и у 60% есть личный автомобиль. Большинству из них, а именно 83,3%, нравится процесс вождения автомобиля.На вопрос «Какой стиль вождения Вы предпочитаете?» 50% респондентов ответили –«спокойный стиль». А 20% (в основном, мужчины) не прочь «погонять». Остальные 30% участников опроса не отдают особого предпочтения определенному стилю вождения –«комбинируют»(рисунок 1).

Рисунок 1. Процентное соотношение ответов на вопрос «Какой стиль вождения Вы предпочитаете?»

Так как большинство респондентов относят себя к категории «аккуратных водителей», можно сделать вывод о том, что ситуация на дорогах в Сызрани спокойная. Но сводки новостей показывают обратное. Тем не менее, среди автомобилистов нашего города есть немало любителей быстрой езды, что, возможно, и приводит к огромному количеству дорожнотранспортных происшествий (ДТП).Так, почти половина опрошенных –46,7% –призналась, что нарушает правила дорожного движения. В частности, превышение скоростного режима –одно из наиболее частых нарушений, и допускают его чаще мужчины, чем женщины.Автоспорт входит не только в круг мужских интересов, но и в круг женских. Так, 53,3% респондентов отметили, что увлечены автомобильным спортом и когдалибо посещали соревнования по нему (рисунок 2). И 76,7% были бы «за», если бы подобные соревнования проводились в нашем городе (рисунок 3).

Рисунок 2. Процентное соотношение ответов на вопрос «Увлекаетесь ли Вы автоспортом?»

Давно не секрет, что интерес местного населения к автомобильному спорту увеличивается с каждым днем. Возможно, именно это и является главным мотивом к развитию данного вида спорта в Самарской области.

Рисунок 3. Процентное соотношение ответов на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы в нашем городе проводились соревнования по автоспорту?»

Несколько лет назад автомобильный спорт, точнее, мотогонки, являлись «визитной» карточкой нашего города. И многие горожане это помнят. Подобные мероприятия всегда собирали огромное количество зрителей. Секция, основанная в 1952 году при местном отделении Добровольногообществасодействия армии, авиации и флоту(ДОСААФ), стремительно развивалась.Но, изза отсутствия достойной трассы и необходимой техники соревнования в городе проводиться перестали. Как видно на графике, большинство жителей Сызрани хотят, чтобыподобные соревнования вновь проводились. Это еще одна причина необходимости строительства хорошего автодрома в черте города.Далее респондентам был задан вопрос «Нужна ли в Сызрани стационарная гоночная трасса?». Результаты ответов показаны на рисунке4.

Рисунок 4. Процентное соотношение ответов на вопрос «Нужна ли в Сызрани стационарная гоночная трасса?»

Таким образом, 70% опрошенных положительно отнеслись к идее строительства стационарной гоночной трассы в Сызрани. И лишь 30% против, что составляет гораздо меньше половины голосов.

76,7% участников опроса считают, что создание подобной трассы будет способствовать развитию областного автоспорта. К тому же, 60% из них уверены, что эта идея повлечет за собой и развитие туризма как в городе, так и во всей области.При ответе на вопрос «Повлияет ли создание стационарной гоночной трассы на безопасность дорожного движения в городе?» мнения разделились. 33,3% респондентов ответили положительно, чуть больше –36,7% –дали отрицательный ответ. Остальные 30% сомневаются в этом (рисунок 5).

Рисунок 5. Процентное соотношение ответов на вопрос «Повлияет ли создание стационарной гоночной трассы на безопасность дорожного движения в городе?»

Каксвидетельствует статистика ДТП по России за2011 год, основная причина аварий (32%) –«несоответствие скорости конкретным условиям". К тому же, 6% ДТП, согласно официальным данным МВД России, происходят изза нетрезвого состояния водителей. Теоретически, 95% аварий можно избежать в том случае, если адекватно оценивать обстановку на дорогах иадекватно реагировать наее изменения [5]. Видимо, поэтому жители Сызрани и не уверены, что создание автодрома в черте города может хоть как то повлиять на безопасность дорожногодвижения.Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что жители нашего города интересуются автомобильным спортом и видят перспективы его развития в Сызрани и Самарской области.Поэтому идея создания гоночной трассы на сегодняшний день очень актуальна.

«Автомобильный спорт по рейтингу популярности стоит во всём мире на третьем месте после Олимпийских игр и футбола, а по телевизионной аудитории их превосходит. Популярность автомобильного спорта в России растёт с каждым годом вместе с ростом числа покупателей автомобилей, сокращая наше отставание от всего цивилизованного мира. Отсутствие гоночных трасс является серьёзным тормозом этого процесса», –говорит Алексей Григорьев, заслуженный тренер, мастер спорта международного класса, двукратный чемпион СССР и Кубка дружбы соцстран по кольцевым автогонкам.Автомобильный спорт был и остается катализатором прогресса в автомобильной промышленности и многосторонней сферой деятельности людей, включая рекламу и бизнес. Поэтому строительствостационарнойгоночнойтрассывСызрани–хотьинебольшой,нооченьсерьезныйшагнапутикразвитиюобластного,аможетбытьимеждународного,автоспортаитуризма.

Ссылки на источники1.http://ru.wikipedia.org;2.http://www.raf.su/documents/trassy;3.http://www.infosport.ru/sp/avto/history.htm;4.http://www.sovsport.ru/news/textitem/625514;5.http://news.mail.ru/society/10705573;6. Маслова Т.Д.; Маркетинг; СПб.: Питер; 2009.232 с.;7. Котлер Ф.; Основы маркетинга ; СПб.: Питер; 2009.355 с.;8. Кондратенко Н.М.; Маркетинг; М.:Юрайт; 2011.345 с.

Anastasiya Mashina,

the teacher, Branch of the Samara state technical university in SyzranEkaterina Laryshkina,the student of electrotechnical faculty, Branch of the Samara state technical university inSyzranConstruction of the stationary racing route in Syzran –as the main aspect of development of regional automobile sports and tourismAbstract. Article is devoted to problem of development of regional tourism especially actual now and the motor racing, construction of the stationary racing route in the city of Syzran of the Samara region can be one of which ways of the decision. Keywords:market research, stationary racing route, autoindustry, regional motor racing, tourism, social and economic development