Проблемы технологической безопасности и охрана интеллектуальной собственности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жадан
И.
Э. Проблемы технологической безопасности и охрана интеллектуальной собственности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1941–1945. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54652.htm.
Аннотация. В статье рассматривается технологическая способность, которая играет доминирующую, а возможно, и решающую роль в определении круга тех участников конкуренции, кто достигнет успеха на мировой арене. Дается анализ использования технологии в компаниях, где дают стратегические преимущества. Подчеркивается значение для стран, способных эффективно использовать инновации для достижения не только повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, что является ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни, но и для национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение, защита окружающей среды). Выделяется проблема технологической безопасности с учетом вопроса о защите объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова:
интеллектуальная собственность, технологическая безопасность, технологическая политика, рабское копирование, государственная тайна
Текст статьи
Жадан Инга Эдуардовна, доктор экономических наук,профессор кафедры институциональной экономики «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,Саратовский социальноэкономический институт, г. Саратовinga645@bk.ru
Проблемы технологической безопасности и охрана интеллектуальной собственности
Аннотация.В статье рассматривается технологическаяспособность, которая играет доминирующую, а возможно, и решающую роль в определении круга тех участников конкуренции, кто достигнет успеха на мировой арене. Дается анализ использования технологии в компаниях, гдедают стратегические преимущества. Подчеркивается значение для стран способных эффективно использовать инновации не только для достижения повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, что является ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни, но и длянациональных целей (национальная безопасность, здравоохранение, защита окружающей сред). Выделяется проблема технологической безопасности с учетом вопроса о защите объектов интеллектуальной собственности.Ключевые слова: технологическая безопасность, технологическая политика, интеллектуальная собственность, рабское копирование, государственная тайна.
На этапе постиндустриальной цивилизации и информационного общества (информационной революции, информационной эры)компьютерные технологии и современные средства связи резко ускоряют общемировую интеграцию по всем направлениям, наделяя процессы предшествующей индустриальной цивилизации новыми качествами и динамикой. С середины девяностых годов решающую роль играет глобальная информационная сеть —Интернет, который позволил огромному количеству людей получить доступ к всемирной информации. Формируется коммуникационное единство мира, в котором скорость распространения невиданных объемов информации намного больше скорости передвижения людей и товаров. Коммуникация людей и народов ныне зависит не от территории и места проживания, а от структуры телекоммуникационных систем. Глобальное информационное пространство преобразуетэкономическую, политическую, общественную, культурную деятельность. Информационные технологии небывало повышают интенсивность связей между людьми, народами и цивилизациями. Информационная революция предоставляет возможность массового образования. Высокотехнологические средства связи, низкие транспортные расходы и неограниченная торговля создают возможности для свободного перемещения товаров и услуг, складывается единый мировой рынок. Обновляется технологии, формы бизнеса и торговли.Техносфера определяет жизнь людей, а интеллектуальная деятельность —приобретает большую власть. Информационная революция существенно меняет механизмы управления обществом и создает новые политические структуры. Капитал уступает место информации, знаниям, интеллекту. Меняется состав элит: изобретатели в области высоких технологий становятся обладателями миллиардных состояний и теснят представителей традиционного бизнеса, технократы превращаются в основной ведущий слой и определяют политику. Глобализация меняет жизнь людей во многих странах мира, ускоряет время и уплотняет пространство, размывает границы, резко интенсифицирует социальные процессы. Строятся информационные дома, проектируются информационные города с учетом требований информационной, а не промышленной и транспортной инфраструктуры. Глобализация распространяет массовую культуру на всю планету, вне зависимости от возраста, пола, вероисповедания, национальности. С другой стороны, всемирный культурный обмен способствует более сознательной идентификации национальных культур, формирует у народов терпимость, стремление к мирным формам культурной экспансии. Вместе с тем, взаимозависимость народов делает их и взаимоуязвимыми.Сегодня понятие технологическая безопасность связана с угрозой технологической зависимости страныот других, более развитых государств.Технологическаяспособность играет доминирующую, а возможно, и решающую роль в определении круга тех участников конкуренции, кто достигнет успеха на мировой арене. Для компаний технологиисоздают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях. Для стран способность эффективно использовать инновации не только для достижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение, защита окружающей среды), но и для повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций является ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни. Исследователи отмечают наличие неравномерной или асимметричной взаимозависимости.
Вопервых, наиболее развитые страны и представляющие их на международной экономической арене транснациональные корпорации, по существу, эксплуатируют реально существующую закономерность, используя ее в своих корыстных интересах. Они целенаправленно стремятся к тому, чтобы за ними оставались производства с высокими технологиями, ведущие направления научнотехнического прогресса. Сегодня пятая часть государств мира распоряжается 84,7% мирового ВНП, на их долю приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 г. по настоящее время разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился. Так называемые нетитульные народы призваны сохранять свою как минимум относительную техническую отсталость, осуществлять производственную деятельность, связанную с «грязными» технологиями, выполнять функции сырьевых придатков и поставщиков дешевой рабочей силы. Вовторых, противоречие между «Севером»и «Югом»( термином«Север» обозначается экономическое пространство, «родина» глобальных игроков « Югом» экономическое пространство развивающихся игроков) проявляется в серьезных глобальных технологических диспропорциях.«Север»,наследуя достижения столетий буржуазного развития и имея ограниченное,устойчиво воспроизводимое население с глубокими традициями жизни в условиях рынка, создает и использует высокие технологии, квалифицированную рабочую силу и возможности прорыва в постиндустриальные сферы, поглощая при этом большую часть (до 80%) природных ресурсов и вывозя в третий мир «грязные» технологии, требующие массового использования низкоквалифицированной рабочей силы и истощающие природную среду. «Юг» поставляет развитым экономикам природные ресурсы, концентрирует доиндустриальные и «грязные» индустриальные технологии, оказывается обременен угрожающими экологическими, социальными, демографическими проблемами.Некоторые проявления асимметричности уже получили негативную оценку. Так, западную концепцию глобальной «электронной деревни», жители которой находятся в едином информационном поле и реагируют «пососедски» на события в самых отдаленных районах мира, представители стран «третьего мира» оценили как угрозу «информационного империализма», установления неэквивалентного обмена информацией между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами. Эта асимметричность отношений разных стран в едином пространстве глобального мира касается не только собственно информационных отношений, затрагивающих судьбы национальной культуры и традиций. Появились новые финансовоэкономические, политические и военные технологии, способные подрывать национальный суверенитет в вопросах, затрагивающих основы существования людей, их повседневное благополучие и безопасность.Втретьих, комплекс противоречий, связанных с распространением постиндустриальных, информационных технологий и коммуникаций по всему миру, в частности противоречие интернационализации и локализации производственных процессов, находящее разрешение в формировании открытых глобальных технологических систем. Вчетвертых, нарастающая взаимозависимость стран и регионов имеет объективный характер, ножелающие или вынужденные участвовать в глобализации субъекты страны и регионы находятся в неравных условиях. Одни в своем социальноэкономическом развитии ушли вперед, другие отстали.В этой ситуации переходящий в постиндустриальную стадию Запад, по целому ряду параметрови показателей значительно опередивший остальной мир, явочным порядком берет на себя функцию лидера и главного «распорядителя» хода событий.Остальные части мира, то есть подавляющее большинство стран и народов, объективно оказываются в положении аутсайдера и объекта глобализации, даже прямых «жертв» последней, что, естественно, не может не порождать у них реакций отторжения и сопротивления, что получило свое выражение в появлении массового антиглобалистского движения.Технлогический процесс непосредственно зависит от базисной науки, которая продвигается к коммерциализации новых изделий и процессов. Этот шаг почти неизбежно осуществляется рыночными учреждениями главным образом на предприятиях, которые могут получать доход от коммерциализации изобретательской деятельности через патентные права, авторские гонорары или просто от преимущества первого пользователя новых продуктов. Эффективность процесса коммерциализации зависит от нескольких факторов. В частности, необходимо защищенное от внешнего вмешательства взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований. Оно может быть обеспечено, например, тесным сотрудничеством между университетскими центрами и фирмами. Права интеллектуальной собственности, поощряющие предприятия делать большие вложения в многолетние научноисследовательские работы, прежде чем продукт выйдет на рынок, должны быть защищены, а экономике нужно быть достаточно гибкой, чтобы поддерживать быстрое принятие и распространение новых технологий. Причем исключается возможность блокировки новшеств со стороны естественных монополий. Приоритеты США в области науки и технологий включают: обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний; укрепление единства между фундаментальными науками и национальными целями; развитие партнерства государства, промышленности и академических кругов по расширению капиталовложений в фундаментальные и инженернотехнические науки и эффективному использованию материальных, человеческих и финансовых ресурсов; подготовку ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI в., а также повышение уровня научнотехнических знаний граждан. Соединенные Штаты вступили в третье тысячелетие со стабильно профицитным бюджетом, производительностью труда на 1535% более высокой, нежели в других экономически наиболее развитых странах. Обязанность государства заключается не только в укреплении обороноспособности и здоровья нации. Федеральные инвестиции в НИОКР рассматриваются не как простая передача средств частному сектору или оплата государственного заказа на товары и услуги, а как вложения, имеющие серьезные экономические и социальные последствия. Вместе с тем государственная научнотехнологическая политика призвана стимулировать исследования, связанные с критическими технологиями, которые частный сектор не в состоянии проводить своими силами. При этом государство, промышленность и академические организации совместно определяют их круг. Создание благоприятного предпринимательского климата для осуществления НИОКР.США обладают одним из самых высоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американских экономистов, более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской деятельностью. Новые и развивающиеся фирмы служат основным источником занятости в экономике: несмотря на общее ее сокращение за последние 20 лет более чем на 5 млн. человек в 500 наиболее успешно функционирующих компаниях, за этот же период в экономике страны было создано более 34 млн. новых рабочих мест, причем большая их часть в предпринимательском секторе. В 1996 г. всфере малого бизнеса возникло 64%, или 1,6 млн. из 2,5 млн. новых рабочих мест. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции. Активизация деятельности исследовательских партнерств для расширения промышленных инноваций.Федеральное правительство намерено поощрять кооперацию при проведении НИОКР в различных формах государствопромышленность, государствоуниверситеты или государствопромышленностьуниверситеты.
На фоне очевидных успехов промышленно развитых государств итоги развития России при всем желании нельзя считать успешными
Распространение высоких технологий, способных вызвать цепную реакцию нововведений, предлагает взаимосогласованные изменения в организации труда и квалификации работников. Формирование экономики, основанной на знаниях, выдвигает принципиально новые требования к качеству человеческих ресурсов. Повышение их конкурентоспособности стало безальтернативным фактором производства, обеспечения национальной безопасности и укрепления позиций в мировом сообществе. В России большие надежды возлагаются на общенациональные проекты, призванные сыграть позитивную роль в повышении уровня социальных гарантий и качества жизни населения.Но сегодня на первый план выдвигается задача модернизации инструментов государственного регулирования в социальной сфере, пересмотра и уточнения самих подходов к нейтрализации угроз социальной стабильности, повышению защищенности человеческих ресурсов. Прежде всего, это относится к трансформации концепции развития человеческого потенциала, основанной на признании необходимости расширения комплекса политических мер и осуществления конкретных практических шагов по ее реализации. Эта концепция, отраженная в Программе развития ООН, исходит из необходимости комплексного подхода к построению систем социальной защиты населения, охватывающих меры непосредственно по поддержке первичных потребностей социально уязвимых категорий и расширению доступности медицинских, образовательных, информационных, социальных, бытовых и иных услуг с учетом изменения их качества и появления принципиально новых продуктов. Наряду с адаптивной социальной стратегией все более актуальной становится целенаправленная государственная политикаповышения конкурентных преимуществ трудоспособных лиц, которая уже проводится на всех уровнях власти, например в США, а в странах ЕС –и на наднациональном уровне. В начале ХХIв. уже можно говорить об устойчивом характере тенденции к формированию мотивационной стратегии развития человеческого потенциала и его реализации. Социальноэкономические последствия кризиса 20082009 гг., затруднившие доступ населения к финансовым ресурсам, занятости, системам здравоохранения и образования, усиливаются долгосрочными факторами ускорения глобализации, технологического прогресса, возросшими угрозами финансовой нестабильности, террористических актов, стихийных бедствий. Новые возможности сопровождаются новыми рисками, вызывающими необходимость в проведении политики, направленной на их преодоление, при участии всех субъектов социального партнерства.
Если исходить из предположения, что частные предприятия обладают большими возможностями учитывать собственные интересы, более эффективно использовать имеющуюся собственность, удовлетворять собственные потребности, т.е. для модернизации производства, можно рассчитывать на их особую предрасположенность к научнотехническим нововведениям. Анализ показывает, что это предположение неверно для малых предприятий. Показатель уровня инновационной активности малых предприятий в промышленности минимален. Для реализации даже самых мелких инновационных проектов малые предприятия в целом не имеют ни соответствующих финансовых ресурсов, ни необходимого научного потенциала и квалифицированных кадров, ни резерва времени, требуемого для освоения новых технологических процессов и окупаемости затрат. На скромные инновации пока способны лишь предприятия, получающие финансовую, интеллектуальную, информационную поддержку либо от государства, либо от крупных предприятий, от которых они «отпочковались», либо от внешних инвесторов. Такое положение дел во многом является следствием общего недостаточного уровня развития малого бизнеса в российской экономике. Во всем мире тон в инновационной деятельности задают крупные компании, тогда как на малых предприятиях обычно осуществляется первоначальная апробация инноваций. В России инертность крупных и средних предприятий в реализации инноваций накладывает отпечаток на инновационную деятельность малых предприятий, что подтверждается сходством межотраслевых пропорций в структуре инновационной активности на крупных и малых предприятиях в таких отраслях, как машиностроение и химическая промышленность, последовательно сохраняющих наивысшие показатели в том и другом секторе.Инновации помогают малым предприятиям добиться конкурентных преимуществ на рынке, способствуя обеспечению потребителей товарами более высокого качества по приемлемым ценам при минимальных издержках производства. В связи с этим проявляется еще одна очень характерная для малых предприятий черта: относительно высокая результативность инновационной деятельности. На малых предприятиях, сделавших ставку на конкретные инновации, показатель удельного веса в общем объеме отгруженной инновационной продукции составляет довольно высокую для нашей экономики величину (36,9%), почти в четыре раза превышающую аналогичный показатель средних и крупных предприятий.Сложность заключается в том, что номинально затраты на технологические инновации возрастают, но тенденция динамики доходности инноваций неоднозначна.
Если в финансировании отечественных НИР и высшей школы в последние годы наметились определенные позитивные сдвиги, то индикаторы результативности НИОКР фиксируют серьезное отставание от ведущих мировых держав: темпы роста выдачи патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы более чем вдвое уступают темпам роста финансирования прикладных исследований. В частности, по ежегодному количеству поданных заявок на выдачу патентов Россия отстает от США более чем в 10 раз. Что касается заявок на выдачу патентов на российские разработки за рубежом, то ситуация еще более удручающая [1]. Продолжается «утечка мозгов», что свидетельствует о слабости государственной политики, обеспечивающей соответствующие стимулы для инновационного развития и обеспечения страны высококвалифицированными кадрами. По темпам прироста числа исследователей –нерезидентов в университетских центрах США Россия вышла на первое место, опередив Южную Корею, Индию, Китай [2].В русле этих тенденций находится и снижение российского экспортного потенциала на рынке высокотехнологической продукции: если в 1996 г., по оценке Мирового банка, в «шестерке» (Россия, Индия, Бразилия, Китай, Мексика, Индонезия) Россия была первой, то в 2007 г. –третьей, пропустив вперед Китай и Индию[3]. Несмотря на то что за годы реформ ассигнования на научные исследования и разработки сократились почти в 4 раза, а численность занятых в науке –в 1,8 раза, наш потенциал остается одним из самых высоких в мире. Целесообразно усилить конкуренцию среди научных коллективов на основе более широкого применения грантов, международного научного обмена учеными, что возможно лишь при условии увеличения объема финансирования научной деятельности по сравнению с нынешним уровнем не менее, чем в 1,52 раза. В США, например, расходы на НИОКР по отношению к ВВП достигают 2,75%, в Японии –3%, в Германии –2,8%. У нас же они составляют не более 0,8% от ВВП.
Предлагаем следующиетехнологические направленияисходя из условий безопасности:1. Создание общенационального финансовогофонда экономического развитияс участием государства, крупных банков и монополистических объединений, имеющих выход на внешний рынок и заинтересованных в подъеме своих отраслей и смежных производств. Ресурсы фонда должны гарантироваться определенными золотовалютными резервами государства и расходоваться строго по назначению, т.е. на инвестиционноинновационные проекты.2. Использование долгосрочных банковских кредитов. В целях уменьшения риска при кредитовании предприятий, нуждающихся в реконструкции и модернизации производства, гарантом возвратности кредита и дивидендов должно выступать государство, располагающее специальным фондом. Доверие банков к промышленности, способной возвращать долгосрочные кредиты, будет возрастать по мере повышения рентабельности отраслей, наполнения реального сектора денежными средствами, на основе единых (на долгий срок) налоговых льгот при проведении инновационных мероприятий.3. Стимулирование притока капитала из оффшорныхзон, зарубежных банков, где вкладчиками являются российские предприниматели, т.е. прямой возврат отечественного капитала, вывезенного из страны изза высоких налогов, неустойчивой политической ситуации и боязни судебных санкций. Представляется, что если принять закон о прекращении всех санкций на российских инвесторов, поместивших свои деньги в зарубежных банках, но возвращающих их в нашу страну, приток инвестиций в экономику намного увеличится.4. Расширение внутреннего спроса наотечественное оборудование, машины и бытовую технику. Это возможно при увеличении объемов оборотных средств предприятиями, государственных заказов, долгосрочных кредитов коммерческих банков, использовании научнотехнического и производственного потенциала оборонного комплекса, заработной платы. Все это должно осуществляться при более жестком контроле государства, включая ограничения на рост цен и тарифов при реализации новой продукции, на первых этапах ее освоения, когда издержки производства особенно велики.5. Интеллектуализация общества и производства, что предполагает, чтомаксимизация потока совокупного дохода может быть произведена только при условии развития глобальной академической и прикладной науки, изменении индивидуальной поведенческой стратегии (ориентация на самозанятость, непрерывное образование, повышение личной ответственности, толерантность, потребность в творческом труде, креативность), изменения характера распространения технологий, активной роль государства и фирм в создании новых интеллектуальныхпотребностей.
Решение проблем обеспечения технологической безопасности невозможно без учета вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность –юридическое понятие авторских прав, относящихся к продукту духовного, умственного труда ( интеллектуальной деятельности ), в сферах производства, науки , искусства. Основой интеллектуальной собственности являются знания.
Объектом защиты интеллектуальной собственности признают:
авторское право –исключительная привилегия создателя произведения на неприкосновенность его продукта , его использование и публикацию;
патент –документ, выдаваемой компетентным государственным органом на определенный срок изобретателюили его правопреемнику, которым удостоверяется авторство и исключительное право на изобретение;
товарный знак –буквенное ( словесное), изобразительное, объемное, или комбинированное обозначение, помещаемое на товаре или упаковкепромышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации производимого товара.
Наиболее распространенной угрозой в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности является « рабское копирование» умышленное точное копирование внешней формы и дизайн товара. В праве многих стран общепризнанным является положение о том,что внешний вид изделия, не охраняемы исключительным правом, является общим достоянием и может быть свободно воспроизведен. В ряде случаев точное воспроизведение внешнего вида изделия осуществляется в нарушение принципа «честных обычаев» в промышленности и торговле, тоесть подражатель выпускает на рынок изделие, не заботясь о возможности его смешения со скопированным изделием и не принимает мер к тому, чтобы воспрепятствовать возникновению смешения. На основании Парижской конвенции по охране промышленной собственности выделяются три основных критерия для установления факта «рабского копирования»:
воспроизведение внешнего вида товара без внесения очевидных изменений или с изменением только второстепенных деталей;
создание опасности смешения как следствие воспроизведения;
нарушение «честных» обычаев» в промышленных и торговых делах.
В законодательную основу по охране интеллектуальной собственности в России легли Гражданский и Уголовный кодекс России РФ., Патентный закон, Закон «Об авторском праве и смежных правах»,Закон « О Государственной тайне»и ряд других законов. На международном уровне главное место в регулирование процесса передачи объектов интеллектуальной собственности занимает Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО, который предусматривает национальный режим в области прав интеллектуальной собственности и режим наибольшего благоприятствования.
Одним из факторов возможного развития российской экономики и ее качественного роста, а также средство конкурентоспособностиэкономики и обеспечения национальной безопасности становится отношение к государственной тайне. Закон РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» ( с учетомизменений и дополнений от 6 октября 1997 года) содержит следующее определение: « Государственная тайна –защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» . Общее количество контрольных позиций по сведениям, составляющимгосударственную тайну, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 1998 года, 87, из них 45 –сведения в области экономики, науки, и техники. Все информационные направления делятся на четыре группы сведений: военная область, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, наука и техника, разведывательная, контрразведывательная и оперативнорозыскная деятельность и организация защиты государственной тайны. В российской экономике главная проблема гарантии прав собственности на уровне информации –проблема регистрации и перерегистрации акций. В этой связи необходимо совершенствование института депозитариев; внедрение единых стандартов сообщений в виде электронного документооборота, исключающего применение частных стандартов, множественность используемых каналов взаимодействия и дублирование информации и обеспечивающего уменьшение ее избыточности, что в итоге приведет к сокращению скорости иувеличению степени прозрачности регистрации и перерегистрации прав собственности. Однако при этом необходимо, чтобы действующий институт прав собственности допускал возможность гибкого перераспределенияправ собственности между различными равноправными экономическими агентами, среди которыхважное место должно занять государство, как представитель солидарныхобщественных интересов. В этом случае распространение нового техникоэкономического уклада обеспечит повышение эффективности экономических отношений за счет быстрого получения значительных объемов необходимой информации, увеличение возможностей по ее целевому отбору и хранению и быстрое принятия сложных управленческих решений.
Спецификация прав собственности, то есть закрепления частичных правомочий на объект за одним или несколькими экономическими агентами, в том числе за государственными органами, должна в качестве основного направления предусматриватьпринятие федеральных законов, устанавливающих четкиеправила использования прежде всего объектов государственнойсобственности, а такжерегламентирующих управление пакетами акций, находящихся в федеральной собственности.
Разумеется, рассмотренными мерами по улучшениюэкономической безопасности технологическойдеятельностизащиты интеллектуальной собственности в стране нельзя ограничиваться. Это лишь первые шаги на пути укрепления экономической безопасности., без чего невозможна реализации не тольконациональной , но и мировой экономики.
Ссылки на источники
1. Лебедева Л. Россия в мировом сообществе: новые вызовы // Человек и труд. 2008. №10. С. 44.
2.Human development report, 1999 –New: Oxford univ. press, 1999.165p. –Mode of access, электронныйресурс: http: // hdr.undp.org/en/media/HDR 1999 EN.pdf , посл.обращение20.11.13.
3.Инновационное развитие –основа модернизации экономики России: национальный доклад.М.:ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ,2008168с. ISBN9785953501804.
Zhadan Inga Eduardovna, Candidate for a doctor’s degree of the chair “Institutional Economy”, Saratov State Social and Economic University. Russia. inga645@bk.ru The problems of process safety and protection of intellectual propertyAbstract. The article discusses the technological ability, which plays a dominant, and perhaps decisive role in determining the terms of the competition participants who succeed on theworld stage . The analysis of the use of technology in companies where provide strategic advantages. Stresses the importance for countries able to effectively use innovation not only to achieve increased productivity and attracting international investment , which is the key to continuous improvement of living standards , but also for national purposes (national security , health, environmental protection) . Highlighted issues of technological safety considering the question of the protection of intellectual property.Keywords:process safety, technology policy, intellectual property, slavish copying of a state secret.
Проблемы технологической безопасности и охрана интеллектуальной собственности
Аннотация.В статье рассматривается технологическаяспособность, которая играет доминирующую, а возможно, и решающую роль в определении круга тех участников конкуренции, кто достигнет успеха на мировой арене. Дается анализ использования технологии в компаниях, гдедают стратегические преимущества. Подчеркивается значение для стран способных эффективно использовать инновации не только для достижения повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, что является ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни, но и длянациональных целей (национальная безопасность, здравоохранение, защита окружающей сред). Выделяется проблема технологической безопасности с учетом вопроса о защите объектов интеллектуальной собственности.Ключевые слова: технологическая безопасность, технологическая политика, интеллектуальная собственность, рабское копирование, государственная тайна.
На этапе постиндустриальной цивилизации и информационного общества (информационной революции, информационной эры)компьютерные технологии и современные средства связи резко ускоряют общемировую интеграцию по всем направлениям, наделяя процессы предшествующей индустриальной цивилизации новыми качествами и динамикой. С середины девяностых годов решающую роль играет глобальная информационная сеть —Интернет, который позволил огромному количеству людей получить доступ к всемирной информации. Формируется коммуникационное единство мира, в котором скорость распространения невиданных объемов информации намного больше скорости передвижения людей и товаров. Коммуникация людей и народов ныне зависит не от территории и места проживания, а от структуры телекоммуникационных систем. Глобальное информационное пространство преобразуетэкономическую, политическую, общественную, культурную деятельность. Информационные технологии небывало повышают интенсивность связей между людьми, народами и цивилизациями. Информационная революция предоставляет возможность массового образования. Высокотехнологические средства связи, низкие транспортные расходы и неограниченная торговля создают возможности для свободного перемещения товаров и услуг, складывается единый мировой рынок. Обновляется технологии, формы бизнеса и торговли.Техносфера определяет жизнь людей, а интеллектуальная деятельность —приобретает большую власть. Информационная революция существенно меняет механизмы управления обществом и создает новые политические структуры. Капитал уступает место информации, знаниям, интеллекту. Меняется состав элит: изобретатели в области высоких технологий становятся обладателями миллиардных состояний и теснят представителей традиционного бизнеса, технократы превращаются в основной ведущий слой и определяют политику. Глобализация меняет жизнь людей во многих странах мира, ускоряет время и уплотняет пространство, размывает границы, резко интенсифицирует социальные процессы. Строятся информационные дома, проектируются информационные города с учетом требований информационной, а не промышленной и транспортной инфраструктуры. Глобализация распространяет массовую культуру на всю планету, вне зависимости от возраста, пола, вероисповедания, национальности. С другой стороны, всемирный культурный обмен способствует более сознательной идентификации национальных культур, формирует у народов терпимость, стремление к мирным формам культурной экспансии. Вместе с тем, взаимозависимость народов делает их и взаимоуязвимыми.Сегодня понятие технологическая безопасность связана с угрозой технологической зависимости страныот других, более развитых государств.Технологическаяспособность играет доминирующую, а возможно, и решающую роль в определении круга тех участников конкуренции, кто достигнет успеха на мировой арене. Для компаний технологиисоздают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях. Для стран способность эффективно использовать инновации не только для достижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение, защита окружающей среды), но и для повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций является ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни. Исследователи отмечают наличие неравномерной или асимметричной взаимозависимости.
Вопервых, наиболее развитые страны и представляющие их на международной экономической арене транснациональные корпорации, по существу, эксплуатируют реально существующую закономерность, используя ее в своих корыстных интересах. Они целенаправленно стремятся к тому, чтобы за ними оставались производства с высокими технологиями, ведущие направления научнотехнического прогресса. Сегодня пятая часть государств мира распоряжается 84,7% мирового ВНП, на их долю приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 г. по настоящее время разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился. Так называемые нетитульные народы призваны сохранять свою как минимум относительную техническую отсталость, осуществлять производственную деятельность, связанную с «грязными» технологиями, выполнять функции сырьевых придатков и поставщиков дешевой рабочей силы. Вовторых, противоречие между «Севером»и «Югом»( термином«Север» обозначается экономическое пространство, «родина» глобальных игроков « Югом» экономическое пространство развивающихся игроков) проявляется в серьезных глобальных технологических диспропорциях.«Север»,наследуя достижения столетий буржуазного развития и имея ограниченное,устойчиво воспроизводимое население с глубокими традициями жизни в условиях рынка, создает и использует высокие технологии, квалифицированную рабочую силу и возможности прорыва в постиндустриальные сферы, поглощая при этом большую часть (до 80%) природных ресурсов и вывозя в третий мир «грязные» технологии, требующие массового использования низкоквалифицированной рабочей силы и истощающие природную среду. «Юг» поставляет развитым экономикам природные ресурсы, концентрирует доиндустриальные и «грязные» индустриальные технологии, оказывается обременен угрожающими экологическими, социальными, демографическими проблемами.Некоторые проявления асимметричности уже получили негативную оценку. Так, западную концепцию глобальной «электронной деревни», жители которой находятся в едином информационном поле и реагируют «пососедски» на события в самых отдаленных районах мира, представители стран «третьего мира» оценили как угрозу «информационного империализма», установления неэквивалентного обмена информацией между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами. Эта асимметричность отношений разных стран в едином пространстве глобального мира касается не только собственно информационных отношений, затрагивающих судьбы национальной культуры и традиций. Появились новые финансовоэкономические, политические и военные технологии, способные подрывать национальный суверенитет в вопросах, затрагивающих основы существования людей, их повседневное благополучие и безопасность.Втретьих, комплекс противоречий, связанных с распространением постиндустриальных, информационных технологий и коммуникаций по всему миру, в частности противоречие интернационализации и локализации производственных процессов, находящее разрешение в формировании открытых глобальных технологических систем. Вчетвертых, нарастающая взаимозависимость стран и регионов имеет объективный характер, ножелающие или вынужденные участвовать в глобализации субъекты страны и регионы находятся в неравных условиях. Одни в своем социальноэкономическом развитии ушли вперед, другие отстали.В этой ситуации переходящий в постиндустриальную стадию Запад, по целому ряду параметрови показателей значительно опередивший остальной мир, явочным порядком берет на себя функцию лидера и главного «распорядителя» хода событий.Остальные части мира, то есть подавляющее большинство стран и народов, объективно оказываются в положении аутсайдера и объекта глобализации, даже прямых «жертв» последней, что, естественно, не может не порождать у них реакций отторжения и сопротивления, что получило свое выражение в появлении массового антиглобалистского движения.Технлогический процесс непосредственно зависит от базисной науки, которая продвигается к коммерциализации новых изделий и процессов. Этот шаг почти неизбежно осуществляется рыночными учреждениями главным образом на предприятиях, которые могут получать доход от коммерциализации изобретательской деятельности через патентные права, авторские гонорары или просто от преимущества первого пользователя новых продуктов. Эффективность процесса коммерциализации зависит от нескольких факторов. В частности, необходимо защищенное от внешнего вмешательства взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований. Оно может быть обеспечено, например, тесным сотрудничеством между университетскими центрами и фирмами. Права интеллектуальной собственности, поощряющие предприятия делать большие вложения в многолетние научноисследовательские работы, прежде чем продукт выйдет на рынок, должны быть защищены, а экономике нужно быть достаточно гибкой, чтобы поддерживать быстрое принятие и распространение новых технологий. Причем исключается возможность блокировки новшеств со стороны естественных монополий. Приоритеты США в области науки и технологий включают: обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний; укрепление единства между фундаментальными науками и национальными целями; развитие партнерства государства, промышленности и академических кругов по расширению капиталовложений в фундаментальные и инженернотехнические науки и эффективному использованию материальных, человеческих и финансовых ресурсов; подготовку ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI в., а также повышение уровня научнотехнических знаний граждан. Соединенные Штаты вступили в третье тысячелетие со стабильно профицитным бюджетом, производительностью труда на 1535% более высокой, нежели в других экономически наиболее развитых странах. Обязанность государства заключается не только в укреплении обороноспособности и здоровья нации. Федеральные инвестиции в НИОКР рассматриваются не как простая передача средств частному сектору или оплата государственного заказа на товары и услуги, а как вложения, имеющие серьезные экономические и социальные последствия. Вместе с тем государственная научнотехнологическая политика призвана стимулировать исследования, связанные с критическими технологиями, которые частный сектор не в состоянии проводить своими силами. При этом государство, промышленность и академические организации совместно определяют их круг. Создание благоприятного предпринимательского климата для осуществления НИОКР.США обладают одним из самых высоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американских экономистов, более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской деятельностью. Новые и развивающиеся фирмы служат основным источником занятости в экономике: несмотря на общее ее сокращение за последние 20 лет более чем на 5 млн. человек в 500 наиболее успешно функционирующих компаниях, за этот же период в экономике страны было создано более 34 млн. новых рабочих мест, причем большая их часть в предпринимательском секторе. В 1996 г. всфере малого бизнеса возникло 64%, или 1,6 млн. из 2,5 млн. новых рабочих мест. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции. Активизация деятельности исследовательских партнерств для расширения промышленных инноваций.Федеральное правительство намерено поощрять кооперацию при проведении НИОКР в различных формах государствопромышленность, государствоуниверситеты или государствопромышленностьуниверситеты.
На фоне очевидных успехов промышленно развитых государств итоги развития России при всем желании нельзя считать успешными
Распространение высоких технологий, способных вызвать цепную реакцию нововведений, предлагает взаимосогласованные изменения в организации труда и квалификации работников. Формирование экономики, основанной на знаниях, выдвигает принципиально новые требования к качеству человеческих ресурсов. Повышение их конкурентоспособности стало безальтернативным фактором производства, обеспечения национальной безопасности и укрепления позиций в мировом сообществе. В России большие надежды возлагаются на общенациональные проекты, призванные сыграть позитивную роль в повышении уровня социальных гарантий и качества жизни населения.Но сегодня на первый план выдвигается задача модернизации инструментов государственного регулирования в социальной сфере, пересмотра и уточнения самих подходов к нейтрализации угроз социальной стабильности, повышению защищенности человеческих ресурсов. Прежде всего, это относится к трансформации концепции развития человеческого потенциала, основанной на признании необходимости расширения комплекса политических мер и осуществления конкретных практических шагов по ее реализации. Эта концепция, отраженная в Программе развития ООН, исходит из необходимости комплексного подхода к построению систем социальной защиты населения, охватывающих меры непосредственно по поддержке первичных потребностей социально уязвимых категорий и расширению доступности медицинских, образовательных, информационных, социальных, бытовых и иных услуг с учетом изменения их качества и появления принципиально новых продуктов. Наряду с адаптивной социальной стратегией все более актуальной становится целенаправленная государственная политикаповышения конкурентных преимуществ трудоспособных лиц, которая уже проводится на всех уровнях власти, например в США, а в странах ЕС –и на наднациональном уровне. В начале ХХIв. уже можно говорить об устойчивом характере тенденции к формированию мотивационной стратегии развития человеческого потенциала и его реализации. Социальноэкономические последствия кризиса 20082009 гг., затруднившие доступ населения к финансовым ресурсам, занятости, системам здравоохранения и образования, усиливаются долгосрочными факторами ускорения глобализации, технологического прогресса, возросшими угрозами финансовой нестабильности, террористических актов, стихийных бедствий. Новые возможности сопровождаются новыми рисками, вызывающими необходимость в проведении политики, направленной на их преодоление, при участии всех субъектов социального партнерства.
Если исходить из предположения, что частные предприятия обладают большими возможностями учитывать собственные интересы, более эффективно использовать имеющуюся собственность, удовлетворять собственные потребности, т.е. для модернизации производства, можно рассчитывать на их особую предрасположенность к научнотехническим нововведениям. Анализ показывает, что это предположение неверно для малых предприятий. Показатель уровня инновационной активности малых предприятий в промышленности минимален. Для реализации даже самых мелких инновационных проектов малые предприятия в целом не имеют ни соответствующих финансовых ресурсов, ни необходимого научного потенциала и квалифицированных кадров, ни резерва времени, требуемого для освоения новых технологических процессов и окупаемости затрат. На скромные инновации пока способны лишь предприятия, получающие финансовую, интеллектуальную, информационную поддержку либо от государства, либо от крупных предприятий, от которых они «отпочковались», либо от внешних инвесторов. Такое положение дел во многом является следствием общего недостаточного уровня развития малого бизнеса в российской экономике. Во всем мире тон в инновационной деятельности задают крупные компании, тогда как на малых предприятиях обычно осуществляется первоначальная апробация инноваций. В России инертность крупных и средних предприятий в реализации инноваций накладывает отпечаток на инновационную деятельность малых предприятий, что подтверждается сходством межотраслевых пропорций в структуре инновационной активности на крупных и малых предприятиях в таких отраслях, как машиностроение и химическая промышленность, последовательно сохраняющих наивысшие показатели в том и другом секторе.Инновации помогают малым предприятиям добиться конкурентных преимуществ на рынке, способствуя обеспечению потребителей товарами более высокого качества по приемлемым ценам при минимальных издержках производства. В связи с этим проявляется еще одна очень характерная для малых предприятий черта: относительно высокая результативность инновационной деятельности. На малых предприятиях, сделавших ставку на конкретные инновации, показатель удельного веса в общем объеме отгруженной инновационной продукции составляет довольно высокую для нашей экономики величину (36,9%), почти в четыре раза превышающую аналогичный показатель средних и крупных предприятий.Сложность заключается в том, что номинально затраты на технологические инновации возрастают, но тенденция динамики доходности инноваций неоднозначна.
Если в финансировании отечественных НИР и высшей школы в последние годы наметились определенные позитивные сдвиги, то индикаторы результативности НИОКР фиксируют серьезное отставание от ведущих мировых держав: темпы роста выдачи патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы более чем вдвое уступают темпам роста финансирования прикладных исследований. В частности, по ежегодному количеству поданных заявок на выдачу патентов Россия отстает от США более чем в 10 раз. Что касается заявок на выдачу патентов на российские разработки за рубежом, то ситуация еще более удручающая [1]. Продолжается «утечка мозгов», что свидетельствует о слабости государственной политики, обеспечивающей соответствующие стимулы для инновационного развития и обеспечения страны высококвалифицированными кадрами. По темпам прироста числа исследователей –нерезидентов в университетских центрах США Россия вышла на первое место, опередив Южную Корею, Индию, Китай [2].В русле этих тенденций находится и снижение российского экспортного потенциала на рынке высокотехнологической продукции: если в 1996 г., по оценке Мирового банка, в «шестерке» (Россия, Индия, Бразилия, Китай, Мексика, Индонезия) Россия была первой, то в 2007 г. –третьей, пропустив вперед Китай и Индию[3]. Несмотря на то что за годы реформ ассигнования на научные исследования и разработки сократились почти в 4 раза, а численность занятых в науке –в 1,8 раза, наш потенциал остается одним из самых высоких в мире. Целесообразно усилить конкуренцию среди научных коллективов на основе более широкого применения грантов, международного научного обмена учеными, что возможно лишь при условии увеличения объема финансирования научной деятельности по сравнению с нынешним уровнем не менее, чем в 1,52 раза. В США, например, расходы на НИОКР по отношению к ВВП достигают 2,75%, в Японии –3%, в Германии –2,8%. У нас же они составляют не более 0,8% от ВВП.
Предлагаем следующиетехнологические направленияисходя из условий безопасности:1. Создание общенационального финансовогофонда экономического развитияс участием государства, крупных банков и монополистических объединений, имеющих выход на внешний рынок и заинтересованных в подъеме своих отраслей и смежных производств. Ресурсы фонда должны гарантироваться определенными золотовалютными резервами государства и расходоваться строго по назначению, т.е. на инвестиционноинновационные проекты.2. Использование долгосрочных банковских кредитов. В целях уменьшения риска при кредитовании предприятий, нуждающихся в реконструкции и модернизации производства, гарантом возвратности кредита и дивидендов должно выступать государство, располагающее специальным фондом. Доверие банков к промышленности, способной возвращать долгосрочные кредиты, будет возрастать по мере повышения рентабельности отраслей, наполнения реального сектора денежными средствами, на основе единых (на долгий срок) налоговых льгот при проведении инновационных мероприятий.3. Стимулирование притока капитала из оффшорныхзон, зарубежных банков, где вкладчиками являются российские предприниматели, т.е. прямой возврат отечественного капитала, вывезенного из страны изза высоких налогов, неустойчивой политической ситуации и боязни судебных санкций. Представляется, что если принять закон о прекращении всех санкций на российских инвесторов, поместивших свои деньги в зарубежных банках, но возвращающих их в нашу страну, приток инвестиций в экономику намного увеличится.4. Расширение внутреннего спроса наотечественное оборудование, машины и бытовую технику. Это возможно при увеличении объемов оборотных средств предприятиями, государственных заказов, долгосрочных кредитов коммерческих банков, использовании научнотехнического и производственного потенциала оборонного комплекса, заработной платы. Все это должно осуществляться при более жестком контроле государства, включая ограничения на рост цен и тарифов при реализации новой продукции, на первых этапах ее освоения, когда издержки производства особенно велики.5. Интеллектуализация общества и производства, что предполагает, чтомаксимизация потока совокупного дохода может быть произведена только при условии развития глобальной академической и прикладной науки, изменении индивидуальной поведенческой стратегии (ориентация на самозанятость, непрерывное образование, повышение личной ответственности, толерантность, потребность в творческом труде, креативность), изменения характера распространения технологий, активной роль государства и фирм в создании новых интеллектуальныхпотребностей.
Решение проблем обеспечения технологической безопасности невозможно без учета вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность –юридическое понятие авторских прав, относящихся к продукту духовного, умственного труда ( интеллектуальной деятельности ), в сферах производства, науки , искусства. Основой интеллектуальной собственности являются знания.
Объектом защиты интеллектуальной собственности признают:
авторское право –исключительная привилегия создателя произведения на неприкосновенность его продукта , его использование и публикацию;
патент –документ, выдаваемой компетентным государственным органом на определенный срок изобретателюили его правопреемнику, которым удостоверяется авторство и исключительное право на изобретение;
товарный знак –буквенное ( словесное), изобразительное, объемное, или комбинированное обозначение, помещаемое на товаре или упаковкепромышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации производимого товара.
Наиболее распространенной угрозой в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности является « рабское копирование» умышленное точное копирование внешней формы и дизайн товара. В праве многих стран общепризнанным является положение о том,что внешний вид изделия, не охраняемы исключительным правом, является общим достоянием и может быть свободно воспроизведен. В ряде случаев точное воспроизведение внешнего вида изделия осуществляется в нарушение принципа «честных обычаев» в промышленности и торговле, тоесть подражатель выпускает на рынок изделие, не заботясь о возможности его смешения со скопированным изделием и не принимает мер к тому, чтобы воспрепятствовать возникновению смешения. На основании Парижской конвенции по охране промышленной собственности выделяются три основных критерия для установления факта «рабского копирования»:
воспроизведение внешнего вида товара без внесения очевидных изменений или с изменением только второстепенных деталей;
создание опасности смешения как следствие воспроизведения;
нарушение «честных» обычаев» в промышленных и торговых делах.
В законодательную основу по охране интеллектуальной собственности в России легли Гражданский и Уголовный кодекс России РФ., Патентный закон, Закон «Об авторском праве и смежных правах»,Закон « О Государственной тайне»и ряд других законов. На международном уровне главное место в регулирование процесса передачи объектов интеллектуальной собственности занимает Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО, который предусматривает национальный режим в области прав интеллектуальной собственности и режим наибольшего благоприятствования.
Одним из факторов возможного развития российской экономики и ее качественного роста, а также средство конкурентоспособностиэкономики и обеспечения национальной безопасности становится отношение к государственной тайне. Закон РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» ( с учетомизменений и дополнений от 6 октября 1997 года) содержит следующее определение: « Государственная тайна –защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» . Общее количество контрольных позиций по сведениям, составляющимгосударственную тайну, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 1998 года, 87, из них 45 –сведения в области экономики, науки, и техники. Все информационные направления делятся на четыре группы сведений: военная область, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, наука и техника, разведывательная, контрразведывательная и оперативнорозыскная деятельность и организация защиты государственной тайны. В российской экономике главная проблема гарантии прав собственности на уровне информации –проблема регистрации и перерегистрации акций. В этой связи необходимо совершенствование института депозитариев; внедрение единых стандартов сообщений в виде электронного документооборота, исключающего применение частных стандартов, множественность используемых каналов взаимодействия и дублирование информации и обеспечивающего уменьшение ее избыточности, что в итоге приведет к сокращению скорости иувеличению степени прозрачности регистрации и перерегистрации прав собственности. Однако при этом необходимо, чтобы действующий институт прав собственности допускал возможность гибкого перераспределенияправ собственности между различными равноправными экономическими агентами, среди которыхважное место должно занять государство, как представитель солидарныхобщественных интересов. В этом случае распространение нового техникоэкономического уклада обеспечит повышение эффективности экономических отношений за счет быстрого получения значительных объемов необходимой информации, увеличение возможностей по ее целевому отбору и хранению и быстрое принятия сложных управленческих решений.
Спецификация прав собственности, то есть закрепления частичных правомочий на объект за одним или несколькими экономическими агентами, в том числе за государственными органами, должна в качестве основного направления предусматриватьпринятие федеральных законов, устанавливающих четкиеправила использования прежде всего объектов государственнойсобственности, а такжерегламентирующих управление пакетами акций, находящихся в федеральной собственности.
Разумеется, рассмотренными мерами по улучшениюэкономической безопасности технологическойдеятельностизащиты интеллектуальной собственности в стране нельзя ограничиваться. Это лишь первые шаги на пути укрепления экономической безопасности., без чего невозможна реализации не тольконациональной , но и мировой экономики.
Ссылки на источники
1. Лебедева Л. Россия в мировом сообществе: новые вызовы // Человек и труд. 2008. №10. С. 44.
2.Human development report, 1999 –New: Oxford univ. press, 1999.165p. –Mode of access, электронныйресурс: http: // hdr.undp.org/en/media/HDR 1999 EN.pdf , посл.обращение20.11.13.
3.Инновационное развитие –основа модернизации экономики России: национальный доклад.М.:ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ,2008168с. ISBN9785953501804.
Zhadan Inga Eduardovna, Candidate for a doctor’s degree of the chair “Institutional Economy”, Saratov State Social and Economic University. Russia. inga645@bk.ru The problems of process safety and protection of intellectual propertyAbstract. The article discusses the technological ability, which plays a dominant, and perhaps decisive role in determining the terms of the competition participants who succeed on theworld stage . The analysis of the use of technology in companies where provide strategic advantages. Stresses the importance for countries able to effectively use innovation not only to achieve increased productivity and attracting international investment , which is the key to continuous improvement of living standards , but also for national purposes (national security , health, environmental protection) . Highlighted issues of technological safety considering the question of the protection of intellectual property.Keywords:process safety, technology policy, intellectual property, slavish copying of a state secret.