Музыкальная гостиная как эффективная форма воспитания учащихся в системе дополнительного музыкального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Митенко Е. В., Бандурина Р. А., Панина М. Я., Сорокопуд А. П. Музыкальная гостиная как эффективная форма воспитания учащихся в системе дополнительного музыкального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1991–1995. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54662.htm.
Аннотация. В статье проанализированы основные подходы к организации воспитательной работы с учащимися детской школы искусств. Авторами подробно рассмотрена интересная форма – музыкальная гостиная.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бандурина Римма Алексеевна

преподаватель МБОУ ДОД ДШИ г. СтаврополяBandurina.Rimma@mail.ru

Митенко Елена Викторовнапреподаватель МБОУ ДОД ДШИ г. СтаврополяMitenko_Elena@mail.ru

Панина Марина Яковлевна преподаватель МБОУ ДОД ДШИ г. СтаврополяPanina_Marina@mail.ru

Сорокопуд Алла Павловна преподаватель МБОУ ДОД ДШИ г. Ставрополя

yunna_sorokopud@mail.ru

Музыкальная гостинаякак эффективная формавоспитания учащихся в системе дополнительного музыкального образования

Аннотация.В статье рассмотрены основные подходы к организациивоспитательнойработы сучащимися Детской школы искусств. Авторами подробно рассмотрена интересная форма ‬«Музыкальная гостиная».

Ключевые слова. Система дополнительного образования учащихся;музыка,музыкальноевоспитание; «Музыкальная гостиная».

Система дополнительного образования учащихся отличается многообразием видов учреждений (А. С. Асмолов, А. К. Бруднов, Е. Б. Евладова, Г. И. Фролова и др.).Разнообразие содержания музыкального обучения и воспитания учащихсяв системе дополнительного образования обусловливает богатство ее организационных форм. В педагогической теории и практике нет однозначного решения вопроса о классификации форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования. Существенным признаком или критерием музыкальных занятий являются виды творческой деятельности:сотворчествовосприятие, творчествоинтерпретация, творчествосозиданием [2].Большинство ученых рассматривают творчество как процесс, в результате которого создается нечто новое, оригинальное, значимое для общества в целом или для творца в частности . Детское творчество в сфере искусства имеет свою специфику:•непосредственное эмоциональное реагирование,•силу воображения, •образность мышления.

Ведущим мотивомученического творчества является интерес к искусству, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. В музыкальной деятельности в первую очередь выступает такая ее сторона, как сотворчествовосприятие музыкального произведения. Сотворчество возможно лишь в случае, когда эмоциональные переживания автора музыки созвучны с эмоциональными переживаниями слушателя, экстраполированными на себя.Тем самым субъективность музыкального восприятия потенциально заложена в объективном содержании музыкального произведения.Творчествоинтерпретация имеет место и в музыкальноисполнительской деятельности: в детском хоре, оркестре и т. д., а также предполагает собственно интерпретацию различныхвариантов исполнения. Такие формы музыкальных занятий, как музыкальный конкурс, викторина, музыкальноинтеллектуальный марафон, олимпиада, музыкальный праздник, органично связаны с вариативным содержанием работ составление сценариев праздников, вечеров,музыкальнолитературных композиций, сочинение ребусов, викторин. Творчествосозидание представляет собой непосредственное участие ученика в работе над воплощением музыкального образа в роли исполнителя музыкального произведения, импровизатора, композитора. В данном виде творчества интенсифицируются фантазия и воображение у школьников, выражается их личная художественная инициатива, пробуждается подлинная поэтизация чувств. Творчествосозидание реализуется на уроках в детской музыкальной школе, академических концертах хора, оркестра, ансамбля, а так жев процессе выступления учащегося на концерте, музыкальной гостиной и других формах внеклассной воспитательной работы[2]. Можно выделить следующие организационные формы музыкального образовательновоспитательного процесса ( табл. 1.) Таблица 1 Классификация форм музыкальных занятий в системе дополнительного музыкального образования№Организационные формы музыкального образовательновоспитательного процессаПримеры их реализации в детских музыкальных школах, Школах искусств1.

Массовые формы просветительской направленностиМузыкальная гостиная;Беседа о музыке, лекцияконцерт, концерт, тематический вечер, творческая встреча2.

Массовые формы познавательнозрелищной направленностиМузыкальный праздник, фестиваль, день музыки, музыкальнотеатральное представление, музыкальный спектакль3.

Массовые формы соревновательной, эвристической направленностиМузыкальный конкурс, викторина, музыкальнодидактическая игра, КВН, музыкальноинтеллектуальный марафон, олимпиада4.

Кружковые (групповые и индивидуальные) формы музыкальнотворческой направленности

Детский хор, оркестр, кружок сольного пения, вокальноинструментальный ансамбль, фольклорный театр, музыкальнотеатральная студия, ансамбль песни и пляски, кружок обучения игре на музыкальных инструментах

Занятия музыкой в учреждениях дополнительного образования помогают учащимся глубже познать окружающий мир, развивают духовнонравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и творить красоту в жизни и искусстве, развивают творческое воображение. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности.Слушание музыки ‬одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох. Поток музыкальнойинформации безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса, развивать эмоциональную сферу ребенка.От разумного, педагогически целесообразного выбора форм музыкальных занятий зависит в конечном итоге степень социокультурной ценности системы дополнительного музыкального образования. Наш взгляд, очень эффективной формой музыкальноговоспитания учащихсяв условиях детской школы искусств является «Музыкальная гостиная».Данная форма подробно описана в авторской программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» [3],а также другими авторами [1]«Музыкальная гостиная»‬это форма занятий, способствующая объединению людей длясвободного общения по интересам. Требования: сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов). Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом гостиной. Начинается гостинаяс представления гостей. Чаще всего проводят тематические музыкальные гостиные, посвящённые творчеству выдающихся музыкантов. Выступления гостей сопровождаются обмериваниям «дружескими сувенирами»: «Что я вам принес…». В соответствие с темой гостиной преподносятся «сувениры» в виде сообщений по теме, исполнения музыкальных произведений.В целом можно отметить, что «Музыкальная гостиная»‬это:• универсальная, камерная форма культурного и интеллектуального общения творческих людей, форма приобщения к прекрасному;•атмосфера доброжелательности и равенства между начинающими и уже опытными музыкантами, в том числе исполнителями ‬преподавателями.• содействие эстетическому воспитанию и развитию музыкальнотворческой культуры, расширение кругозора в областимузыкального искусства;• популяризация лучших образцов отечественного и мирового музыкального искусства;

• воспитание интереса и любви к классической музыке, искусству, литературе;• пропаганда музыкального наследия России и всего мира, произведений выдающихся композиторов;•оказание помощи начинающим музыкантам;Педагогическая целесообразность проведения такой формы воспитания заключается в том, что: • занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых учащимися на уроках музыки. • сам процесс слушания музыки не является дополнительной нагрузкой для учащихся, а становится познавательноразвлекательным. При этом педагог ненавязчиво наталкивает учащихся на размышления по какомулибо вопросу, связанному с данным сочинением, и дети сами незаметно включаются в поиски ответа, тем самым активизируя мыслительный процесс. Основной целью «Музыкальной гостиной», как формы воспитания учащихся, являетсяформирование основ музыкальной культуры и приобщение к шедеврам мировой классики. Основные задачи«Музыкальной гостиной»,: •Создать предпосылки для музыкального, личностного развития, и приобщения учащихсяк музыкальному искусству; • Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке; • Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений, жанров и стилей; • Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия; • Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение учащихся. • Обучение учащихся элементарному анализу,сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности. • Способствовать развитию интереса учащихсяк познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью; • Воспитывать желание слушать и исполнять музыку на музыкальных инструментах; • Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса. • Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

В Детской школе искусств г. Ставрополя инициативной группой преподавателейфортепианного отделения была организована «Музыкальная гостиная» посвященная«Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского.В процессе реализации «Музыкальной гостиной» были реализованы различные методы работы с учащимися ‬рассказ о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском; о его произведениях, вошедших в«Детский альбом»; об истории создания каждого произведения. При этом рассказ был иллюстрирован великолепным исполнением музыкальных произведений, вошедших в«Детский альбом». Особую выразительность исполняемым произведениям придал тот факт, что в исполнении принимали и пианисты, и скрипачи, и вокалисты. При этом произведения исполнялись как отдельными исполнителями, так и ансамблями. Причём, ансамбли были максимально разноплановыми по составу и включали такие разновидности, как:•«ученик ученик»;•«ученик преподаватель»; •«преподаватель преподаватель».

А по способу музыкальной подачи:•«фортепиано и скрипка»; •«фортепиано фортепиано»; •«фортепиано вокалист».Подобное исполнительское разнообразие, дополненное прекрасным рассказом лектора, позволило создать незабываемую творческую атмосферу. А гости «Музыкальной гостиной»

прежде всего, самые верные слушатели маленьких музыкантов ‬их родители, бабушки и дедушки, своей заинтересованностью и восторгом смогли создать неповторимую среду единения родственных душ в порыве любви к прекрасному; гордостью за страну, которая дала нам таких величайших композиторов, среди которых особенно ярко выделяется П.И. Чайковский, а также гордостью за учащихся, которые искренне любят музыку и получают удовольствие от исполнения на музыкальных инструментах.Резюмируя вышеизложенное отметим, что музыкальная гостиная ‬отличная форма творческого сотрудничества и взаимодействия в воспитании и развитии гармоничной личности ребенка. Она помогает культуре стать в нашей жизни повседневно востребованной. А мы таким ярким мероприятием присоединимся к Году культуры, который в 2014 году объявлен в нашей стране.

Ссылки на источники1.Головина В.Г., Иванова С.Э.,МаловичкоЮ.В.Встречи в музыкальной гостиной Мурманск, 2004.2.Миронюк А. Н.К вопросу о классификации форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2007. №40.том 16. ‬С. 456 ‬459.3.РадыноваО.П. Музыкальные шедевры .Москва,1999.

BandurinaRimmaAlekseevna

teacherofChildren'sschoolofartsofStavropolBandurina.Rimma@mail.ruMitenkoElenaViktorovnateacherofChildren'sschoolofartsofStavropolMitenko_Elena@mail.ruPaninaMarinaYakovlevnteacherofChildren'sschoolofartsofStavropolPanina_Marina@mail.ruSorokopudAllaPavlovnateacherofChildren'sschoolofartsofStavropol

yunna_sorokopud@mail.ruMusicaldrawingroom,asaneffectiveformofeducationofpupilsinsystemofadditionalmusiceducationSummary.InarticlethemainapproachestotheorganizationofeducationalworkwithpupilsofChildren'sschoolofartsareconsidered.Authorsindetailconsideredaninterestingform‬"Amusicaldrawingroom".Keywords.Systemofadditionaleducationofpupils;music,musicaleducation;"Musicaldrawingroom".