Оценка развития корпоративной культуры в образовательной организации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шпилевая
И.
Е. Оценка развития корпоративной культуры в образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1986–1990. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54661.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития корпоративной культуры в образовательных организациях. Автор также рассматривает понятие корпоративной культуры в различных аспектах, с позиции разных авторов и предлагает обоснованные дополнения к рассматриваемому понятию в условиях образовательной организации.
Текст статьи
Шпилевая Ирина Евгеньевна,магистрант 1 года обучения, ФБГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. СлавянскенаКубаниIRusichkA2020@mail.ru
Оценкаразвития корпоративной культуры в образовательной организации
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития корпоративной культуры в образовательных организациях. Автор также рассматривает понятие «корпоративной культуры» в различных аспектах, с позиции разных авторов, и предлагает обоснованныедополнения к рассматриваемому понятию в условиях образовательной организации.Ключевые слова: корпоративная культура, образовательная организация, тимбилдинг.
В условиях радикальных изменений во всех отраслях российской экономики, общественных отношениях, неизбежны парадигмальные изменения в социальных системах, в том числе и в образовании. Меняются цели, задачи, способы организации процессов в образовательной организации. Система образования переходит от однообразия к созданию брендов образовательных организаций, разработке новых услуг, обеспечивающих конкурентоспособность организации, развитию творческой инициативы, формированию морально –этических основ взаимодействия в организации.Достижение успешности в модернизации образования возможно при измененияхв управляемости образовательной организацией, положительной динамике развития корпоративной культуры. Корпоративная культура может воздействовать на потенциал развития образовательной организации, влиять на качество образовательных услуг, повышать конкурентоспособность организации на рынке труда. Завершающаяся реформа в социальной сфере, переход образовательных организаций к новым –рыночным –отношениям, к оказанию услуги еще более усиливают роль субъективного фактора,каким и является руководитель, и эта роль должна найти отражение в самом понятии корпоративная культура.В бизнес организациях развитиюкорпоративной культурыобычно уделяется немало внимания, однако за пределами научных и тем более практических исследований остается вопрос о развитии корпоративной культуры в образовательных организациях, хотя именно в этом секторе она наиболее специфична.Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического обоснования, повышения управляемости и создания комфортных условий в образовательной организации.Актуальность исследования также усиливается следующими противоречиями: между необходимостью формирования корпоративной культуры образовательной организации и отсутствием её научно обоснованного определения;
между развитием популярности проблемы формирования
и развития корпоративной
культурыобразовательной организациии дефицитом теоретико –практических знаний в данной области; между необходимостью управлять процессом формирования корпоративной культуры и отсутствием научно –обоснованных организационных условий.Обозначенные противоречия связаны с недооценкой влияния корпоративной культуры на результаты управления в системе образования.Исходя из противоречий, мы можем определить проблему исследования: гносеологическоеи эмпирическое обоснование понятия «корпоративная культура образовательной организации».В соответствии с выявленной проблемой нами определена тема исследования: формирование и развитие корпоративной культуры образовательной организации.
Объект исследования: процесс управления современной образовательной организацией.Предмет исследования: педагогические условия формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации как фактор тимбилдинга (командообразования).Цель исследования:определение понятия «корпоративная культура в образовательной организации» в условиях рыночных отношений в сфере образования.Исходя из цели, объекта и предмета исследования, нами определены следующиезадачи:обобщить теоретические представления отечественных и зарубежных ученых о понятии корпоративной культуры в организации;выявить различные теоретико –методологические подходы к определению корпоративной культуры образовательной организации и созданию педагогических условий для ее эффективного развития.В процессе исследования нами были использованы методыанализалитературных источников, методики,опросники, тесты. При выборе методов были учтены их необходимость и достаточность для выполнения исследовательских задач.В педагогической энциклопедии корпоративная культура определяется как система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в организации двигаться в одном направлении как единому целому.Кричевский Р. Л. считает, что корпоративная культура
охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества.С позиции ценностей рассматривает корпоративную культуру СпивакВ.А. каксистемуматериальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.Ученые Д. Ньюстром, К. Дэвис, Н. Лемэтр, Б. Феган, Х. Шварц, П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс, Э. Браун, В. Сате, определение корпоративной культуры понимают как комплекс допущений, установок, убеждений, ожиданий, ценностей, идей, интересов, норм, разделяемых всеми членами организации. Осознание неизбежного влияния корпоративной культуры на результаты работы организации, менталитет сотрудников, удовлетворенность работой побудили исследователей к более широкому обобщению в определении сущности корпоративной культуры как коллективное сознание, уникальный психологический климат. С этих позиций ведут анализ П. Вейл и М. Х. Мексон [1; 2].Принципиальное значение имеет функциональная направленность корпоративной культуры, на которую обратил внимание Реут Д. В. [1]. Она включает в себя следующие психологические конструкты: ценности и нормы, убеждения и ожидания, мифы и верования, ритуалы и традиции, символы. Эти конструкты определяют образ мышления и действий сотрудников, педагогов, учащихся. Они принимаются и разделяются всей общественностью учебного заведения и передаются при вхождении в образовательную организацию «новичков» для их адаптации к особенностям образовательного учреждения. В этой связи особое значение имеет соотношение между корпоративной культурой и личностью руководителя. Это взаимодействие не может бытьнепротиворечивым, т. к. руководитель переосмысливает ситуацию, выбирает решение и несомненно влияет на изменения в организации, организует преодоление противоречий между стабильностью и развитием. Особенно ярко такое противоречие проявляется в условиях парадигмальных изменений.Корпоративная культура наряду с другими показателями определяется организационно –деятельностной позицией субъектов управления, т.к. формирование корпоративной культуры зависит от насыщенности ресурсами. Ресурсное обеспечение и есть результат деятельности руководителя.Для обеспечения качества процесса образования необходимо такое ресурсное обеспечение формирования и развития корпоративной культуры, которое создает возможности для развития организации и личностного роста её членов.Наша исследовательская работа показала, что можно выделить несколько срезов корпоративной культуры:
культура пространства: интерьер, архитектура, дизайн, возможность трансформации, при необходимости, для организации массовых и индивидуальных форм работы, символика образовательной организации (гимн, флаг, герб, девиз и т.п.);
содержательный и методический срезы: программа, обеспечивающая бренд образовательнойорганизации; миссия; формы организации образования и воспитания; самоуправление, влияние общественных и профессиональных объединений;
коммуникации и организация рабочего процесса: распределение ролей; индивидуально личностные особенности педагогов (ценности, стереотипы); стиль общения; скрытые и открытые механизмы передачи личного опыта руководителя.Педагогическая практика показывает, что на развитие корпоративной культуры образовательной организации влияют также ценности, которые присущи руководителюи индивидуальный опыт педагогических работников. В связи с этим имеет смысл в структуре корпоративной культуры выделить две составляющие: сложившийся коллективный и индивидуальный опыт. В виду этого, мы предлагаем расширить понятие корпоративной культуры образовательной организации. Причем, такие факторы как индивидуальный опыт и ценности руководителя в современной образовательной организации иногда могут быть доминирующими и подавлять другие составляющие корпоративной культуры.Организационная культура разных образовательных организаций различаются по преобладанию ориентации. Одни нацелены на условия, другие на достижение целей. В современной образовательной организации в России по мнению М. М. Поташника «гражданская активность руководителей школ очень низкая, если называть вещи своими именами, то её просто нет» [3]. В этих условиях корпоративная культура нацелена на приспособление к условиям. Это связано с подавляющим влиянием вертикали власти. Для корпоративной культуры, ориентированной на цели, свойственно утверждение личных ценностей, личных представлений об изменениях в организации, принятие новых требований общества, прогнозирование и реализацияизменений без боязни риска.Исследования на срезе влияния руководителя на сущность корпоративной культуры образовательной организации –это научная идея доклада. Многочисленность тестов и опросов (около 10) показали, что такое влияние закономерно в образовательной организации. Придя к выводу, о такой закономерности мы посчитали необходимым дополнить само определение «корпоративная культура образовательной организации».Таким образом, понятие «корпоративная культура образовательной организации»можно определить как конструкт ценностей, убеждений, ожиданий, верований, традиций, установок, идей, интересов, норм разделяемых всеми членами организации, сложившуюся атмосферу или климат рабочего пространства, менталитет сотрудников, формируемый под влиянием индивидуального опыта каждого члена организации и личностныхориентацийи качеств руководителя, зависящихот выдвигаемых условий вертикаливласти.Мы предположили, что уровень развития социально –психологических характеристик коллектива, ориентация на цели или условия макросреды, зависит от создания педагогических условий для формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации, от ценностных ориентаций руководителя, работающих в режиме изменений и развития. Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы было проведено исследование на базе дошкольной образовательной организации, в котором приняли участие 27 респондентов.В ходе диагностического исследования, нами были оценены и проанализированы показатели таких социально –психологических характеристик, какуровень развитиякорпоративной культуры, уровень подготовленности коллектива к деятельности, развитие нормативных предпочтений в группе,психологический климат, развитие межличностных отношений, психологическая атмосфера в группе, групповая сплоченность, уровень развития психологической комфортности в организации, безопасность образовательной среды, активность и референтность группы, самооценка сотрудников(см. рис. 1).
Рисунок 1
Рис. 1Показатели социально психологических характеристик трудового коллективаИз диаграммы видно, что в исследуемом коллективе преобладают неустойчивые тенденции. Корпоративная культура складывается как противоречивое единство групповой и личностной культуры, возникает необходимость постоянной коммуникации для приобщения личности к корпоративной культуре. Однако, наше исследование показывает, что такой механизм в исследуемой образовательной организации отсутствует.По результатам исследования психологического климата в группе (ЛутошкинА. Н.) можно сделать вывод, что среднегрупповой коэффициент состоянияпсихологического климата в коллективе расценен сотрудниками как низкий. Это свидетельствует о преобладании в коллективеподавленногонастроения, пессимизма, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с другом. Неблагоприятный психологический климат также
характеризуют раздражительность, скуку, высокая напряженность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, непонимание, нет полного доверия друг к другу, нежелание вкладывать усилия в качество предоставляемой образовательной услуги, в развитие
коллектива
и организации в целом.Относительно спокойная обстановка достигается клановостью (32%) респондентов и авторитаризмом. Пока слабо развит рыночный, экономический тип отношений. В соответствии с исследованием, рыночная составляющая корпоративной культуры образовательной организации оценена на 23%, что говорит об ориентации на потребителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг(А.Камерон, Р. Куин).Любое, даже незначительное, посягательство на ограничение авторитаризма вызывает негативную реакцию со стороны руководства, что влечет за собой высокую текучесть кадров в организации. Сотрудники организации чувствуют некоторую нестабильность своего положения, испытывают давление и угрозы со стороны руководства. Данное утверждение подтверждают показатели исследования психологической комфортности(59%)и безопасности(44%)в образовательной организации(Баева А. И.; Демиденко Н.). В целом полученные данные свидетельствуют о довольно нестабильнойситуации в организации, под воздействиемнекоторых условий, исследуемыепоказатели образовательной среды понижаются. Сотрудникимогут испытывать чувство тревожности без каких либо на то причин,это говорит осуществованиинекихфакторовприводящихк снижению психологической комфортностии безопасности образовательного пространства.Кроме того, о нестабильности в образовательной организации также свидетельствуют показатели исследования межличностных отношений среди сотрудников (Фридман Л. М.). Нами выяснено, что коэффициент удовлетворенности сотрудников жизнью рабочего коллектива равен 92, что соответствует среднему уровню развития межличностных отношений в группе. Данные показатели свидетельствуют о том, что межличностные отношения в коллективе относительно неустойчивы, т. е. при определенных условиях есть вероятность возникновения конфликтных ситуаций.Кроме того, показатели психологической атмосферы в группе (ФидлерА. Ф.) свидетельствуют о неустойчиво благоприятном её состоянии, т.е. психологическое
взаимодействие членов коллектива
играет положительную или отрицательную роль, способно мобилизовать или демобилизовать силы, способности личности и группы, развивать положительные или отрицательные качества личности в одинаковой степени.Таким образом, доказано, что на нынешнем этапе развития корпоративная культура исследуемой образовательной организации ориентирована на приспособление к условиям, т.е. организация практически не имеет самостоятельности, безропотно повинуется многочисленнымуказаниям, спускаемым сверху,и пока не ощущает необходимости в продвижении своей услуги на рынке.Научная новизна работы заключается в исследовании понятия «корпоративная культура образовательной организации»иегодополнении.Таким образом, выведенное нами дополнение к понятию «корпоративная культура образовательной организации» нашлополное подтверждение в проявившихся в нашем исследовании закономерностях.
Ссылки на источники1.Камерон К. С., КуиннР. Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб, 2007.2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.3.Эксклюзивные аспекты управления школой. М., 2012.
Shpilevaya Irina Evgenevna,undergraduate year 1, FBGOU HPE "Kuban State University branch in SlavyanskonKuban Assessment of the development of corporate culture in educational organizationAbstract:The article is devoted to the development of corporate culture in educational organizations. The author also examines the concept of "corporate culture" in various aspects, from the perspective of different authors, and offers reasonable additions to the concept of the educational organization.Keywords: corporate culture, educational organization, team building.
Оценкаразвития корпоративной культуры в образовательной организации
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития корпоративной культуры в образовательных организациях. Автор также рассматривает понятие «корпоративной культуры» в различных аспектах, с позиции разных авторов, и предлагает обоснованныедополнения к рассматриваемому понятию в условиях образовательной организации.Ключевые слова: корпоративная культура, образовательная организация, тимбилдинг.
В условиях радикальных изменений во всех отраслях российской экономики, общественных отношениях, неизбежны парадигмальные изменения в социальных системах, в том числе и в образовании. Меняются цели, задачи, способы организации процессов в образовательной организации. Система образования переходит от однообразия к созданию брендов образовательных организаций, разработке новых услуг, обеспечивающих конкурентоспособность организации, развитию творческой инициативы, формированию морально –этических основ взаимодействия в организации.Достижение успешности в модернизации образования возможно при измененияхв управляемости образовательной организацией, положительной динамике развития корпоративной культуры. Корпоративная культура может воздействовать на потенциал развития образовательной организации, влиять на качество образовательных услуг, повышать конкурентоспособность организации на рынке труда. Завершающаяся реформа в социальной сфере, переход образовательных организаций к новым –рыночным –отношениям, к оказанию услуги еще более усиливают роль субъективного фактора,каким и является руководитель, и эта роль должна найти отражение в самом понятии корпоративная культура.В бизнес организациях развитиюкорпоративной культурыобычно уделяется немало внимания, однако за пределами научных и тем более практических исследований остается вопрос о развитии корпоративной культуры в образовательных организациях, хотя именно в этом секторе она наиболее специфична.Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического обоснования, повышения управляемости и создания комфортных условий в образовательной организации.Актуальность исследования также усиливается следующими противоречиями: между необходимостью формирования корпоративной культуры образовательной организации и отсутствием её научно обоснованного определения;
между развитием популярности проблемы формирования
и развития корпоративной
культурыобразовательной организациии дефицитом теоретико –практических знаний в данной области; между необходимостью управлять процессом формирования корпоративной культуры и отсутствием научно –обоснованных организационных условий.Обозначенные противоречия связаны с недооценкой влияния корпоративной культуры на результаты управления в системе образования.Исходя из противоречий, мы можем определить проблему исследования: гносеологическоеи эмпирическое обоснование понятия «корпоративная культура образовательной организации».В соответствии с выявленной проблемой нами определена тема исследования: формирование и развитие корпоративной культуры образовательной организации.
Объект исследования: процесс управления современной образовательной организацией.Предмет исследования: педагогические условия формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации как фактор тимбилдинга (командообразования).Цель исследования:определение понятия «корпоративная культура в образовательной организации» в условиях рыночных отношений в сфере образования.Исходя из цели, объекта и предмета исследования, нами определены следующиезадачи:обобщить теоретические представления отечественных и зарубежных ученых о понятии корпоративной культуры в организации;выявить различные теоретико –методологические подходы к определению корпоративной культуры образовательной организации и созданию педагогических условий для ее эффективного развития.В процессе исследования нами были использованы методыанализалитературных источников, методики,опросники, тесты. При выборе методов были учтены их необходимость и достаточность для выполнения исследовательских задач.В педагогической энциклопедии корпоративная культура определяется как система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в организации двигаться в одном направлении как единому целому.Кричевский Р. Л. считает, что корпоративная культура
охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества.С позиции ценностей рассматривает корпоративную культуру СпивакВ.А. каксистемуматериальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.Ученые Д. Ньюстром, К. Дэвис, Н. Лемэтр, Б. Феган, Х. Шварц, П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс, Э. Браун, В. Сате, определение корпоративной культуры понимают как комплекс допущений, установок, убеждений, ожиданий, ценностей, идей, интересов, норм, разделяемых всеми членами организации. Осознание неизбежного влияния корпоративной культуры на результаты работы организации, менталитет сотрудников, удовлетворенность работой побудили исследователей к более широкому обобщению в определении сущности корпоративной культуры как коллективное сознание, уникальный психологический климат. С этих позиций ведут анализ П. Вейл и М. Х. Мексон [1; 2].Принципиальное значение имеет функциональная направленность корпоративной культуры, на которую обратил внимание Реут Д. В. [1]. Она включает в себя следующие психологические конструкты: ценности и нормы, убеждения и ожидания, мифы и верования, ритуалы и традиции, символы. Эти конструкты определяют образ мышления и действий сотрудников, педагогов, учащихся. Они принимаются и разделяются всей общественностью учебного заведения и передаются при вхождении в образовательную организацию «новичков» для их адаптации к особенностям образовательного учреждения. В этой связи особое значение имеет соотношение между корпоративной культурой и личностью руководителя. Это взаимодействие не может бытьнепротиворечивым, т. к. руководитель переосмысливает ситуацию, выбирает решение и несомненно влияет на изменения в организации, организует преодоление противоречий между стабильностью и развитием. Особенно ярко такое противоречие проявляется в условиях парадигмальных изменений.Корпоративная культура наряду с другими показателями определяется организационно –деятельностной позицией субъектов управления, т.к. формирование корпоративной культуры зависит от насыщенности ресурсами. Ресурсное обеспечение и есть результат деятельности руководителя.Для обеспечения качества процесса образования необходимо такое ресурсное обеспечение формирования и развития корпоративной культуры, которое создает возможности для развития организации и личностного роста её членов.Наша исследовательская работа показала, что можно выделить несколько срезов корпоративной культуры:
культура пространства: интерьер, архитектура, дизайн, возможность трансформации, при необходимости, для организации массовых и индивидуальных форм работы, символика образовательной организации (гимн, флаг, герб, девиз и т.п.);
содержательный и методический срезы: программа, обеспечивающая бренд образовательнойорганизации; миссия; формы организации образования и воспитания; самоуправление, влияние общественных и профессиональных объединений;
коммуникации и организация рабочего процесса: распределение ролей; индивидуально личностные особенности педагогов (ценности, стереотипы); стиль общения; скрытые и открытые механизмы передачи личного опыта руководителя.Педагогическая практика показывает, что на развитие корпоративной культуры образовательной организации влияют также ценности, которые присущи руководителюи индивидуальный опыт педагогических работников. В связи с этим имеет смысл в структуре корпоративной культуры выделить две составляющие: сложившийся коллективный и индивидуальный опыт. В виду этого, мы предлагаем расширить понятие корпоративной культуры образовательной организации. Причем, такие факторы как индивидуальный опыт и ценности руководителя в современной образовательной организации иногда могут быть доминирующими и подавлять другие составляющие корпоративной культуры.Организационная культура разных образовательных организаций различаются по преобладанию ориентации. Одни нацелены на условия, другие на достижение целей. В современной образовательной организации в России по мнению М. М. Поташника «гражданская активность руководителей школ очень низкая, если называть вещи своими именами, то её просто нет» [3]. В этих условиях корпоративная культура нацелена на приспособление к условиям. Это связано с подавляющим влиянием вертикали власти. Для корпоративной культуры, ориентированной на цели, свойственно утверждение личных ценностей, личных представлений об изменениях в организации, принятие новых требований общества, прогнозирование и реализацияизменений без боязни риска.Исследования на срезе влияния руководителя на сущность корпоративной культуры образовательной организации –это научная идея доклада. Многочисленность тестов и опросов (около 10) показали, что такое влияние закономерно в образовательной организации. Придя к выводу, о такой закономерности мы посчитали необходимым дополнить само определение «корпоративная культура образовательной организации».Таким образом, понятие «корпоративная культура образовательной организации»можно определить как конструкт ценностей, убеждений, ожиданий, верований, традиций, установок, идей, интересов, норм разделяемых всеми членами организации, сложившуюся атмосферу или климат рабочего пространства, менталитет сотрудников, формируемый под влиянием индивидуального опыта каждого члена организации и личностныхориентацийи качеств руководителя, зависящихот выдвигаемых условий вертикаливласти.Мы предположили, что уровень развития социально –психологических характеристик коллектива, ориентация на цели или условия макросреды, зависит от создания педагогических условий для формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации, от ценностных ориентаций руководителя, работающих в режиме изменений и развития. Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы было проведено исследование на базе дошкольной образовательной организации, в котором приняли участие 27 респондентов.В ходе диагностического исследования, нами были оценены и проанализированы показатели таких социально –психологических характеристик, какуровень развитиякорпоративной культуры, уровень подготовленности коллектива к деятельности, развитие нормативных предпочтений в группе,психологический климат, развитие межличностных отношений, психологическая атмосфера в группе, групповая сплоченность, уровень развития психологической комфортности в организации, безопасность образовательной среды, активность и референтность группы, самооценка сотрудников(см. рис. 1).
Рисунок 1
Рис. 1Показатели социально психологических характеристик трудового коллективаИз диаграммы видно, что в исследуемом коллективе преобладают неустойчивые тенденции. Корпоративная культура складывается как противоречивое единство групповой и личностной культуры, возникает необходимость постоянной коммуникации для приобщения личности к корпоративной культуре. Однако, наше исследование показывает, что такой механизм в исследуемой образовательной организации отсутствует.По результатам исследования психологического климата в группе (ЛутошкинА. Н.) можно сделать вывод, что среднегрупповой коэффициент состоянияпсихологического климата в коллективе расценен сотрудниками как низкий. Это свидетельствует о преобладании в коллективеподавленногонастроения, пессимизма, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с другом. Неблагоприятный психологический климат также
характеризуют раздражительность, скуку, высокая напряженность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, непонимание, нет полного доверия друг к другу, нежелание вкладывать усилия в качество предоставляемой образовательной услуги, в развитие
коллектива
и организации в целом.Относительно спокойная обстановка достигается клановостью (32%) респондентов и авторитаризмом. Пока слабо развит рыночный, экономический тип отношений. В соответствии с исследованием, рыночная составляющая корпоративной культуры образовательной организации оценена на 23%, что говорит об ориентации на потребителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг(А.Камерон, Р. Куин).Любое, даже незначительное, посягательство на ограничение авторитаризма вызывает негативную реакцию со стороны руководства, что влечет за собой высокую текучесть кадров в организации. Сотрудники организации чувствуют некоторую нестабильность своего положения, испытывают давление и угрозы со стороны руководства. Данное утверждение подтверждают показатели исследования психологической комфортности(59%)и безопасности(44%)в образовательной организации(Баева А. И.; Демиденко Н.). В целом полученные данные свидетельствуют о довольно нестабильнойситуации в организации, под воздействиемнекоторых условий, исследуемыепоказатели образовательной среды понижаются. Сотрудникимогут испытывать чувство тревожности без каких либо на то причин,это говорит осуществованиинекихфакторовприводящихк снижению психологической комфортностии безопасности образовательного пространства.Кроме того, о нестабильности в образовательной организации также свидетельствуют показатели исследования межличностных отношений среди сотрудников (Фридман Л. М.). Нами выяснено, что коэффициент удовлетворенности сотрудников жизнью рабочего коллектива равен 92, что соответствует среднему уровню развития межличностных отношений в группе. Данные показатели свидетельствуют о том, что межличностные отношения в коллективе относительно неустойчивы, т. е. при определенных условиях есть вероятность возникновения конфликтных ситуаций.Кроме того, показатели психологической атмосферы в группе (ФидлерА. Ф.) свидетельствуют о неустойчиво благоприятном её состоянии, т.е. психологическое
взаимодействие членов коллектива
играет положительную или отрицательную роль, способно мобилизовать или демобилизовать силы, способности личности и группы, развивать положительные или отрицательные качества личности в одинаковой степени.Таким образом, доказано, что на нынешнем этапе развития корпоративная культура исследуемой образовательной организации ориентирована на приспособление к условиям, т.е. организация практически не имеет самостоятельности, безропотно повинуется многочисленнымуказаниям, спускаемым сверху,и пока не ощущает необходимости в продвижении своей услуги на рынке.Научная новизна работы заключается в исследовании понятия «корпоративная культура образовательной организации»иегодополнении.Таким образом, выведенное нами дополнение к понятию «корпоративная культура образовательной организации» нашлополное подтверждение в проявившихся в нашем исследовании закономерностях.
Ссылки на источники1.Камерон К. С., КуиннР. Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб, 2007.2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.3.Эксклюзивные аспекты управления школой. М., 2012.
Shpilevaya Irina Evgenevna,undergraduate year 1, FBGOU HPE "Kuban State University branch in SlavyanskonKuban Assessment of the development of corporate culture in educational organizationAbstract:The article is devoted to the development of corporate culture in educational organizations. The author also examines the concept of "corporate culture" in various aspects, from the perspective of different authors, and offers reasonable additions to the concept of the educational organization.Keywords: corporate culture, educational organization, team building.