Принципы дизайна: от функционализма к экологизации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панкина
М.
В.,
Захарова
С.
В. Принципы дизайна: от функционализма к экологизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2026–2030. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54669.htm.
Аннотация. Статья описывает эволюцию принципов проектирования от строгого функционализма к современным экологическим принципам. Эволюция происходит из-за общественных и промышленных разработок, появления экологических проблем, а также понимания роли современного дизайна в жизни человека.
Ключевые слова:
экологический дизайн, принципы экологического дизайна
Текст статьи
Панкина Марина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративноприкладного искусства ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургmarinapankina@rambler.ru
Захарова Светлана Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративноприкладного искусства ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургzsv99@mail.ru
Принципы дизайна: от функционализма к экологизации
Аннотация.Статьяописывает эволюциюпринципы проектированияот строгогофункционализмак современнымэкологическим принципам. Эволюцияпроисходит иззаобщественных и промышленныхразработок, появление экологических проблем, а также понимание ролисовременного дизайнав жизни человека.Ключевые слова:экологический дизайн, принципы экологического дизайна.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ
и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн
образования на примере Уральского региона», проект № 131466007.
Возникнув в конце ХIХ векав эпоху промышленной революции, дизайн развивался как новая сфера творчества и часть промышленного производства. На этапе становления дизайна главными принципами являлись: рациональность, научность, унифицированность, возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, отказ от декоративности в пользу функциональности, простота, информативность и ясность форм. Это приводило к стандартизации, обезличенности, однообразию, потере этнокультурной идентичности предметнопространственной среды.Поиски принципов и подходов в дизайнпроектировании приводили к порой противоречащим направлениям, например, «Браунстиль» (1950е гг.) с предельным лаконизмом форм и отсутствием декора и группы «Алхимия» и «Мемфис» (1980х гг.), первые представители артдизайна, с неожиданными комбинациями формы и цвета, эстетизацией формы, новым взглядом, непредсказуемостью и творческим самовыражением. В 60х годах ХХ века дизайн стал захватывать практически все предметнопространственное окружение человека, создаваемое массовым промышленным производством, методы и принципы дизайна стали использовать в других сферах человеческой жизни.Е.Н. Лазарев в в середине 1980хвыделяет пять основных взаимосвязанных принципов дизайна [1]:
принцип системности учет связей объекта дизайна с другими объектами, со средой функционирования и восприятия его потребителем; обеспечивает единство и целостность объектов дизайнпроектирования;
принцип научной обоснованности
следованиев процессе проектирования установкам теории дизайна, учитывать социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии;
принцип коллегиальности
подразумевает участие в проектировании объектов специалистов различного профиля: дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, рекламистов, маркетологов и других,дизайнер выступаетв роли координатора деятельности;
принцип методической обусловленности
соблюдениепоследовательности этапов процесса на основе единых методологических установокдизайнпроектирования;
принцип гуманистической направленностиподразумевает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование«техноформы» в «антропоформу». [2]В 1989 году в российской теории дизайна определялся как единственный принцип –«соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта» [3, С.38].Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей» (2002 г.) вновь определяет рациональные принципы дизайна, как деятельности по созданию удобных и практичных вещей [4, С. 12, 72]:
ясная концептуальная модель –«вещь должна говорить сама за себя»;
обратная связь пользователь получает полную и точную информацию о результате проделанных им действий;
соответствие между органами управления и результатом их использования, действительным состоянием устройства и отражением этого состояния);
наглядность
«воспринимаемое назначение»;
ограничители
чтобы сделать вещь простой в применении,нужно исключить все возможныеневерные действия.Также в современных концепциях дизайна рассматривается как ведущий принцип –системный подход, свыделением различных факторов процесса создания и качеств продукта дизайна в качестве системообразующих принципов (удовлетворение потребностей, экономическая эффективность, создание художественных ценностей, массовость и доступность, инновационность проектных предложений).Кризис техногенной цивилизации в конце ХХ века привел к осознанию изменения приоритетов в шкале культурных ценностей, необходимости формирования нового отношения к природе, экологической культуры. В проектной и научной сферах экологические проблемы решались в концептуальных, проблемных, «протестных» проектах и экономических, технологических, социологических, философскоэтических научных исследованиях. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна. Как глобальное явление, включенное во все процессы повседневности, как форма проектной культуры и коммуникации дизайн все чаще является катализатором инновационных идей, концепций, технологий и методологий в различных сферах и областях материальной и духовной культуры современного общества. Направления экологического, устойчивого, «зеленого» дизайна явились реакцией на экологический кризис [5].В настоящее время экологическая парадигма становитсяведущей в дизайнпроектировании. Принципы экологического дизайна как области научных исследований базируются на основных положениях нескольких современных динамично развивающихся научных направлений. Основополагающими являются теория дизайна как системной проектной деятельности и теория устойчивого развития, формирующаяся с 1970х годов. Их дополняют антропология, экологическая социология, экологическая этика, видеоэкология, экологическая психология, бионика и многие другие науки. Дизайн, чтобы быть экологически и социально ответственным, должен следовать природному принципу наименьшего усилия, т.е. создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает: потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов [6].Цель экологического дизайна создание оптимальных условий для удовлетворения человеческих потребностей без нарушения при этом равновесия окружающей среды. Задачами экологического дизайна являются:
совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания объектов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;
поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;
пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;
формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов, увеличение экологической грамотности;
целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна; поддержка и распространение идей экологического дизайна [7]. При экологическом подходе к проектированию анализу подвергаются: разумность потребностей экономики и людей; эффективность использования материалов и энергии; степень истощения ресурсов и экологический ущерб; возможность использования возобновляемых источников энергии и ресурсов, рециркуляции, повторного использования; этнические модели организации предметнопространственной среды, содержащие мудрость поколений о рациональности, гармоническом равновесии, органичности сосуществования с природой; возможность использования природных форм и конструкций в объектах дизайна. Исходя из принципов разумного потребления, сформулируем принципы экологического дизайна и соответственно качества дизайнобъектов,
системность;
универсальность, многофункциональность, взаимозаменяемость;
модульность, трансформируемость, мобильность;
долговечность, неподверженность моде;
гигиеничность, экологическая чистота материалов изделий, а также процессов производства и потребления;
использование природных моделей в конструкции, функции, образе, естественность форм и материалов;
рациональность, простота и функциональность формы (принцип индустриального дизайна [8]);
связь с эстетикой региона, использование региональной, этнической модели;
рациональность использования материалов;
разумная экономичность;
ответственность и активная экоцентрическая позиция.Согласно этим принципам, дизайнер в своей деятельности должен учитывать оптимальность соотношения затрат материалов и энергии, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации, апродукты дизайна должны быть привлекательными, благоприятно воздействовать на психику человека, передавать ощущение естественности, восприниматься органично, вызывать положительные эмоции; предоставлять возможность творчества, индивидуализации объекта; стимулировать к экологическому образу жизни, выступать наглядным аргументом в пользуэкологичного и экономичного потребления, формировать экологическое сознание.
Ссылки на источники1.Лазарев Е. Н. Дизайн как техникоэстетическая система: автореф. дис. дра искусствоведения (техническая эстетика) / ВНИИТЭ –М., 1984. –32 с.2.Медведев В. Ю. Сущность дизайна. –
СПб.: СПГУТД, 2009. 110 с. 3.Основные термины дизайна. Краткий словарьсправочник / Д.А. Азрикан, Г.Л. Демосфенова и др. М.: ВНИИТЭ. 1989. 88 с.4.Норман Дональд А. Дизайн привычных вещей. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. –272 с.
5.Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна / Академический вестник УралНИИпроект РААСН. –2012. №1.С. 961016.Михайлов С. М. История дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2004 –289 с.7.Панкина М.В., Захарова С.В.Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. –2013. –№ 4; URL: http://www.scienceeducation.ru/1109670 . [Дата обращения 20.03.2014]8.Папанек В. Дизайн для реального мира. –Москва: Издатель Д.Аронов, 2008. –416 с.
Pankina Marina V.
candidate pedagogies science, docent department the Art Institute Russian State Vocational Pedagogies University, Yekaterinburgmarinapankina@rambler.ruZakharovaSvetlana V candidate pedagogies science, docent department the Art Institute Russian State Vocational Pedagogies University, Yekaterinburg zsv99@mail.ruDesign Principles: fromthe functionalisttoecological principlesThis article describes the evolution of the design principles of strictfunctionalism to modern ecological principles. Evolution occurs because of public and industrial developments, the emergence of environmental problems, as well as understanding of the role of modern design in human life.Key words:ecological design, design principles
Захарова Светлана Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративноприкладного искусства ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургzsv99@mail.ru
Принципы дизайна: от функционализма к экологизации
Аннотация.Статьяописывает эволюциюпринципы проектированияот строгогофункционализмак современнымэкологическим принципам. Эволюцияпроисходит иззаобщественных и промышленныхразработок, появление экологических проблем, а также понимание ролисовременного дизайнав жизни человека.Ключевые слова:экологический дизайн, принципы экологического дизайна.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ
и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн
образования на примере Уральского региона», проект № 131466007.
Возникнув в конце ХIХ векав эпоху промышленной революции, дизайн развивался как новая сфера творчества и часть промышленного производства. На этапе становления дизайна главными принципами являлись: рациональность, научность, унифицированность, возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, отказ от декоративности в пользу функциональности, простота, информативность и ясность форм. Это приводило к стандартизации, обезличенности, однообразию, потере этнокультурной идентичности предметнопространственной среды.Поиски принципов и подходов в дизайнпроектировании приводили к порой противоречащим направлениям, например, «Браунстиль» (1950е гг.) с предельным лаконизмом форм и отсутствием декора и группы «Алхимия» и «Мемфис» (1980х гг.), первые представители артдизайна, с неожиданными комбинациями формы и цвета, эстетизацией формы, новым взглядом, непредсказуемостью и творческим самовыражением. В 60х годах ХХ века дизайн стал захватывать практически все предметнопространственное окружение человека, создаваемое массовым промышленным производством, методы и принципы дизайна стали использовать в других сферах человеческой жизни.Е.Н. Лазарев в в середине 1980хвыделяет пять основных взаимосвязанных принципов дизайна [1]:
принцип системности учет связей объекта дизайна с другими объектами, со средой функционирования и восприятия его потребителем; обеспечивает единство и целостность объектов дизайнпроектирования;
принцип научной обоснованности
следованиев процессе проектирования установкам теории дизайна, учитывать социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии;
принцип коллегиальности
подразумевает участие в проектировании объектов специалистов различного профиля: дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, рекламистов, маркетологов и других,дизайнер выступаетв роли координатора деятельности;
принцип методической обусловленности
соблюдениепоследовательности этапов процесса на основе единых методологических установокдизайнпроектирования;
принцип гуманистической направленностиподразумевает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование«техноформы» в «антропоформу». [2]В 1989 году в российской теории дизайна определялся как единственный принцип –«соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта» [3, С.38].Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей» (2002 г.) вновь определяет рациональные принципы дизайна, как деятельности по созданию удобных и практичных вещей [4, С. 12, 72]:
ясная концептуальная модель –«вещь должна говорить сама за себя»;
обратная связь пользователь получает полную и точную информацию о результате проделанных им действий;
соответствие между органами управления и результатом их использования, действительным состоянием устройства и отражением этого состояния);
наглядность
«воспринимаемое назначение»;
ограничители
чтобы сделать вещь простой в применении,нужно исключить все возможныеневерные действия.Также в современных концепциях дизайна рассматривается как ведущий принцип –системный подход, свыделением различных факторов процесса создания и качеств продукта дизайна в качестве системообразующих принципов (удовлетворение потребностей, экономическая эффективность, создание художественных ценностей, массовость и доступность, инновационность проектных предложений).Кризис техногенной цивилизации в конце ХХ века привел к осознанию изменения приоритетов в шкале культурных ценностей, необходимости формирования нового отношения к природе, экологической культуры. В проектной и научной сферах экологические проблемы решались в концептуальных, проблемных, «протестных» проектах и экономических, технологических, социологических, философскоэтических научных исследованиях. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна. Как глобальное явление, включенное во все процессы повседневности, как форма проектной культуры и коммуникации дизайн все чаще является катализатором инновационных идей, концепций, технологий и методологий в различных сферах и областях материальной и духовной культуры современного общества. Направления экологического, устойчивого, «зеленого» дизайна явились реакцией на экологический кризис [5].В настоящее время экологическая парадигма становитсяведущей в дизайнпроектировании. Принципы экологического дизайна как области научных исследований базируются на основных положениях нескольких современных динамично развивающихся научных направлений. Основополагающими являются теория дизайна как системной проектной деятельности и теория устойчивого развития, формирующаяся с 1970х годов. Их дополняют антропология, экологическая социология, экологическая этика, видеоэкология, экологическая психология, бионика и многие другие науки. Дизайн, чтобы быть экологически и социально ответственным, должен следовать природному принципу наименьшего усилия, т.е. создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает: потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов [6].Цель экологического дизайна создание оптимальных условий для удовлетворения человеческих потребностей без нарушения при этом равновесия окружающей среды. Задачами экологического дизайна являются:
совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания объектов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;
поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;
пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;
формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов, увеличение экологической грамотности;
целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна; поддержка и распространение идей экологического дизайна [7]. При экологическом подходе к проектированию анализу подвергаются: разумность потребностей экономики и людей; эффективность использования материалов и энергии; степень истощения ресурсов и экологический ущерб; возможность использования возобновляемых источников энергии и ресурсов, рециркуляции, повторного использования; этнические модели организации предметнопространственной среды, содержащие мудрость поколений о рациональности, гармоническом равновесии, органичности сосуществования с природой; возможность использования природных форм и конструкций в объектах дизайна. Исходя из принципов разумного потребления, сформулируем принципы экологического дизайна и соответственно качества дизайнобъектов,
системность;
универсальность, многофункциональность, взаимозаменяемость;
модульность, трансформируемость, мобильность;
долговечность, неподверженность моде;
гигиеничность, экологическая чистота материалов изделий, а также процессов производства и потребления;
использование природных моделей в конструкции, функции, образе, естественность форм и материалов;
рациональность, простота и функциональность формы (принцип индустриального дизайна [8]);
связь с эстетикой региона, использование региональной, этнической модели;
рациональность использования материалов;
разумная экономичность;
ответственность и активная экоцентрическая позиция.Согласно этим принципам, дизайнер в своей деятельности должен учитывать оптимальность соотношения затрат материалов и энергии, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации, апродукты дизайна должны быть привлекательными, благоприятно воздействовать на психику человека, передавать ощущение естественности, восприниматься органично, вызывать положительные эмоции; предоставлять возможность творчества, индивидуализации объекта; стимулировать к экологическому образу жизни, выступать наглядным аргументом в пользуэкологичного и экономичного потребления, формировать экологическое сознание.
Ссылки на источники1.Лазарев Е. Н. Дизайн как техникоэстетическая система: автореф. дис. дра искусствоведения (техническая эстетика) / ВНИИТЭ –М., 1984. –32 с.2.Медведев В. Ю. Сущность дизайна. –
СПб.: СПГУТД, 2009. 110 с. 3.Основные термины дизайна. Краткий словарьсправочник / Д.А. Азрикан, Г.Л. Демосфенова и др. М.: ВНИИТЭ. 1989. 88 с.4.Норман Дональд А. Дизайн привычных вещей. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. –272 с.
5.Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна / Академический вестник УралНИИпроект РААСН. –2012. №1.С. 961016.Михайлов С. М. История дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2004 –289 с.7.Панкина М.В., Захарова С.В.Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. –2013. –№ 4; URL: http://www.scienceeducation.ru/1109670 . [Дата обращения 20.03.2014]8.Папанек В. Дизайн для реального мира. –Москва: Издатель Д.Аронов, 2008. –416 с.
Pankina Marina V.
candidate pedagogies science, docent department the Art Institute Russian State Vocational Pedagogies University, Yekaterinburgmarinapankina@rambler.ruZakharovaSvetlana V candidate pedagogies science, docent department the Art Institute Russian State Vocational Pedagogies University, Yekaterinburg zsv99@mail.ruDesign Principles: fromthe functionalisttoecological principlesThis article describes the evolution of the design principles of strictfunctionalism to modern ecological principles. Evolution occurs because of public and industrial developments, the emergence of environmental problems, as well as understanding of the role of modern design in human life.Key words:ecological design, design principles