Развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шистерова Е. А. Развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2041–2045. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54672.htm.
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты реализации проекта формирования и развития исследовательской компетенции субъектов образовательного процесса посредством включения в профессиональное обучение интерактивных форм и методов. Проект реализован в рамках нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шистерова Елена Алексеевна,кандидат педагогических наук, заместитель директора по научнометодической работе Пермского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пермь.Eshperm@mail.ru

Развитие навыков исследовательской компетенцииобучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов обучения

Аннотация:Встатье представлены некоторые результаты реализации проекта формирования и развития исследовательской компетенции субъектов образовательного процесса посредством включения в профессиональное обучение интерактивных форм и методов. Проект реализован в рамках нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.Ключевые слова:интерактивные формы и методы, исследовательская компетенция, готовность педагогов к управлению формированием исследовательскойкомпетенцией, уровни развития исследовательской компетенции, критерии интерактивности занятия.

Третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования реализуется уже четвертый год. Однако проблемы итрудности, возникшие при переходе на них, продолжают существовать. Первое, с чем столкнулись педагогические коллективы ‬это новые требования к результатам обученности студентов, выраженные в компетенциях. Возникло много вопросов: чем, заявленные в стандарте компетенции, отличаются от привычных знаний, умений и навыков, на каком содержании и какими методами их можно формировать, и, самое сложное, как оценить их сформированность.Много трудностей было с требованиями к государственной итоговой аттестации повсем специальностям в форме защиты выпускных квалификационных работ. Это для большинства преподавателей ‬новый вид профессиональной деятельности, направленный на развитие у выпускников определённого уровня исследовательской компетенции. К нему большинство педагогов оказались не готовы. Мы провели исследования готовности преподавателей профессиональных образовательных организаций к управлению формированием и развитием исследовательской компетентности студентов. Под готовностью педагогов мы понимаем совокупность мотивационноволевой, когнитивной, технологической и рефлексивной составляющих1. Результаты показали, что на начало введения ФГОС СПОу 87% педагогов преобладали внешние мотивы к формированию и развитию исследовательской компетенции студентов2. 62 % педагогов показали низкий уровень методологической подготовки. Отсутствие опыта и, как следствие, низкий уровень владения технологиями формирования указанной компетентности ‬у 74%. Низкий уровень осознания себя как субъекта управления формированием и развитием исследовательской компетенции обучаемых ‬у 86%.В ходе исследования были выявленызависимости между уровнем методологической компетентности педагогов и уровнем исследовательской компетенции студентов; между готовностью педагоговосуществлять руководство формированием исследовательской компетенциии качеством указанной деятельности студентов.Были определены также причины, затрудняющие формирование и развитие исследовательской компетенции у студентов:1.Низкая готовность и умение педагогов обеспечивать методическое сопровождение процессов формирования и развития указанной компетенции.2.Низкий уровень владения студентами общими и специальными познавательными умениями, необходимыми для проведения исследований.3.Наличие дефицита времени,ограничивающего развитие рассматриваемой деятельности у студентов (базовая подготовка занимает всего 1 год 10 месяцев).В своей работе мы понимали исследовательскую компетенцию студента как интегративную характеристику личности, предполагающую владение методологическими знаниями, технологиями осуществления исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к их использованию в будущей профессиональной деятельности3.Отсюда были определены основные направления формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся:развитие мотивации к осуществлению исследовательской деятельности;освоение понятийных и методологических основ исследовательской деятельности;включение элементов исследования в учебной, квазипрофессиональнойи профессиональной деятельности в форме интерактивных занятий.Мы предположили, что включение интерактивных форм и методов обучения в педагогический процесс в объеме не менее 20% часов, отведенных учебным планом на практические занятия, будет способствовать формированию и развитию исследовательской компетенции студентов. Для проверки предположения мы разработали проект формирования и развития исследовательской компетенции субъектов образовательного процесса. Цель проекта ‬развитие исследовательской компетенции студентов, повышение готовности педагогов к управлению развитием указанной компетенции через внедрение в образовательный процесс интерактивных форм и методов обучения. Проект включает в себя задачи, принципы реализации, условия достижения поставленной цели, риски проекта и способы их минимизации, ожидаемые результаты.

Таблица 1. Критерии оценки результатов проекта

Результаты Критерии оценки достиженияПовышение профессиональной компетентности педагогов филиала в области методологии исследования дидактики профессионального образования.Повышение квалификации не менее чем 45% преподавателей.Повышение рейтинга эффективности деятельности в рамках СМК не менее чем у 75% педагогов.Разработка и включение в образовательный процесс интерактивных форм и методовобучения специалистов не менее,чем по 20% часов лабораторнопрактических занятий в соответствии учебным планом.Проведение открытых занятий по теме проекта не менее чем 25% педагогов колледжа.100% посещение и взаимоанализзанятий педагогами филиала.

Повышение уровня сформированности исследовательской компетенции студентов.Достижение не менее 20% выпускников высокого уровня развития исследовательской компетенции, не менее 50% среднего уровня.Обобщение опыта работы над проектом и публикация методического сборника.Тираж методического сборника не менее 500 экземпляров. Распространение сборника в профессиональных образовательных организациях региона и России.

Исследовательская компетенция студентов ‬это интегративное качество личности, которое развивается непрерывно и гетерохронно во время обучения. В структуре рассматриваемой компетенции представлено взаимосвязанное единство мотивационноценностного, когнитивного, коммуникативнодеятельностного и рефлексивного компонентов. Мы определили закономерности формирования отдельных компонентов исследовательской компетенции. В первый год обучения на интерактивных занятиях формируются и развиваются когнитивный и коммуникативнодеятельностныйкомпоненты, на последнем курсе целенаправленно развиваются мотивационноценностный и рефлексивный компоненты, при продолжающемся развитии когнитивного и коммуникативнодеятельностного.Применяемые формы учебных занятий должны соответствовать этим закономерностям.В начале обучения ведущей деятельностью студента является знаковоотражательная и практикомоделирующая (Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.)4. Им соответствуют такие формы и методы интерактивных занятий как методы технологии развития критического мышления: инсерт, кластерный, синквейн и др., решение ситуационных, исследовательских задач, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры и др.На последнем году обучения ведущими видами деятельности продолжает оставаться практикомоделирующая при доминировании проектной. Формамии методами, адекватнымиэтим видам деятельности являются дискуссии, дебаты, мозговой штурм, кейсстади, проектная методикаи др.

Таблица 2. Формы и методы интерактивных занятий

Год обучения

Формы и методы интерактивных занятийВедущая деятельность студентов Начало обученияМетоды технологии развития критического мышления:

инсерт(интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

кластеры (способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы);

синквейн (составление стихотворения из 5 строк как способ синтеза материала) и др.Решение исследовательских, ситуационных задачКомпьютерные симуляцииДеловые и ролевые игры и др.ЗнаковоотражательнаяПрактикомоделирующаяОкончание обученияДискуссииДебаты Мозговой штурмКейсстадиПроектная методика и др.ПрактикомоделирующаяПроектная

Таблица 3. Критерии и показатели сформированности компонентов исследовательской компетенции студентов

Компоненты Критерии Показатели КогнитивныйВладение системой методологических знаний и уменийСпособность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.Скорость мыслительных процессов.КоммуникативнодеятельностныйСпособность использовать исследовательские умения в нестандартных ситуацияхЛогически верное, аргументированное построение устной и письменной речиОбоснование принимаемых проектных решений, постановка и выполнение исследованияМотивационноценностныйНаправленность внутренних мотивов на исследовательскую деятельность и Осознанность значимости исследований для учебной, признание ценности этих качеств для профессионала в любой отраслибудущей профессиональной деятельности и жизни в целомРефлексивный Осознанность себя субъектом исследовательской деятельности Оценка результатов выполненной работы и уровня своей готовности к дальнейшей исследовательской деятельности

Таблица 4. Характеристика уровней развития исследовательской компетенциистудентов

Компонент исследовательской компетенцииУровень сформированности компонентаНизкий Средний ВысокийКогнитивныйСлабое владение элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, которые позволяют выделить лишь внешние признаки, связи и отношения объектов исследования.Медленная скорость мыслительных процессов.Достаточное владение элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволяющие не просто понимать, а видеть существенные стороны явления.Достаточная скорость протекания мыслительных процессов.Свободное владение элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволяющие свободно абстрагироваться на существенном и проявлять оригинальность мышления.Высокая скорость протекания мыслительных процессов.КоммуникативнодеятельностныйВыполнение заданий под влиянием преподавателя в соответствии с уже знакомым алгоритмом действий и попытки представить результаты в письменной и/или устной форме Постановка целей исследования при участии преподавателя, способность представить свое решение задачи в устной и/или письменной форме.Самостоятельная постановка цели деятельности, разработка новых путей решения задач и аргументированное доказательство правильности решения.Способность к быстрой перестройке своих действий в случае возникновения затруднений.МотивационноценностныйВнешняя мотивация учебной деятельностиВнутренняя мотивация учебной деятельности, проявление интереса и осознание ценности исследовательских умений для успешного обученияВнутренняя мотивация исследовательской деятельности и признание ценности ее для будущей профессиональной деятельности и жизни в целомРефлексивный Самооценка по алгоритму, предложенному преподавателемОсознание себя субъектом исследовательской деятельности и принятие целей исследованияСпособность к эффективному самоконтролю,осознание себя как субъекта исследовательской деятельности

Низкий уровень сформированности исследовательской компетенциихарактеризуется слабым владением элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволящимивыделить лишь внешние признаки, связи и отношения объектов исследования, выполнением задания под влиянием преподавателя в соответствии с уже знакомым алгоритмом действий, медленной скоростью мыслительных процессов, внешней мотивацией учебной деятельности. Самооценка осуществляется по алгоритму, предложенному преподавателем.Средний уровень сформированности исследуемой компетенции соответствует следующим характеристикам обучаемых: достаточное владение элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволяющимине просто понимать, а видеть существенные стороны явления. Постановка целей исследования осуществляется при участии преподавателя. Достаточная скорость протекания мыслительных процессов. Внутренняя мотивация учебной деятельности, проявлениеинтереса и осознание ценности исследовательских умений для успешного обучения. Осознание себя субъектом исследовательской деятельности и принятие целей исследования.Высокий уровень описывается следующими показателями:свободное владение элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволяющими свободно абстрагироваться на существенном и проявлять оригинальность мышления. Высокая скорость протекания мыслительных процессов. Самостоятельная постановка цели деятельности, разработка новых путей решения задач и аргументированное доказательство правильности решения. Способность к быстрой перестройке своих действий в случае возникновения затруднений. Внутренняя мотивация исследовательской деятельности и признание ценности ее для будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Способность к эффективному самоконтролю, осознание себя как субъекта исследовательской деятельности.Мы разработали критерии интерактивности занятия, которые позволяют, с одной стороны, подготовить современное занятие в русле компетентностной парадигмы, с другой

помогают провести анализ и самоанализ занятия.Занятие включает в себя три обязательных компонента: мотивационноцелевой, содержательный и организационнодеятельностный. Чтобы занятие было признано интерактивным, каждый из этих компонентовдолжен соответствовать ряду критериев и показателей. Интерактивность мотивационноценностного компонента определяется обеспечением мотивационной готовностистудентов к работе, созданием положительного эмоционального настроя на занятии, четким обозначением его целевых ориентиров, направленностью деятельности педагога на развитие индивидуальности обучаемого. Интерактивность содержательного компонента соответствует адекватности отобранного содержания целевым ориентирам, требованиям формирования общих и профессиональных компетенций.Интерактивность организационнодеятельностного компонента определяется созданиемна занятии развивающего пространства, реализацией индивидуального подхода, ориентацией на формирование учебной и профессиональной деятельности.Таблица 4. Анализ интерактивности занятия (мероприятия).№ п/пСтруктурный компонент занятияКритерии интерактивностиПоказатели критерияВыраженность показателяВыраженВыражен частичноНе выражен1Мотивационноцелевой компонентОбеспечение мотивационной готовности студентов к работеПознавательный мотив

Социальный мотив

Личностный мотив

Создание положительного эмоционального настроя студентов на занятииПоощрение высказанных обучающимися идей, организации обмена мыслями, идеями

Создание ситуации успеха при эмоциональном обнаружении проблем и их решений

Четко очерченные целевые ориентирыЗанятие ориентировано на развитие активности студентов в деятельности

Занятие ориентировано на развитие рефлексивных умений, анализа своего поведения и деятельности

Занятие ориентировано на развитие активности студентов в ситуации выбора

Занятие ориентировано на развитие стремления студентов изучать себя, свои способности

Нацеленность деятельности педагога на развитие индивидуальности студентаНаправленность на формирование общих компетенций

Направленность на формирование профессиональных компетенций

Направленность на развитие творчества

Направленность на формирование и развитие способности студентов к самопониманию, самопознанию

2. Содержательный компонентАдекватность отобранного содержания требованиям интерактивностиУчебные ситуации не имеют однозначного и односложного решения

Учебные ситуации требуют развернутых коммуникаций и трансакций

Направленность содержания на формирование эмоциональноволевой сферы

Направленность содержания на формирование ценностных отношений



Направленность содержания на формирование творческих способностей студентов

Информация требует активного усвоения,

организована через проблемные ситуации, интерактивные циклыСоответствие содержания требованиям формирования общих и профессиональных компетенцийУстанавливается связь изучаемого явления с субъектным опытом обучаемого



Изучаемое явление является значимым для формирования общих компетенций студентов

Изучаемое явление является значимым для формирования профессиональных компетенций студентов

3Организационнодеятельностный компонентОрганизация развивающего пространстваНаличие на занятии дифференцированных учебных заданий, ситуаций творческого характера



Использование активных форм и методов организации деятельности студентов



Реализация индивидуального подходаОбеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив)

Обмен коммуникативными ролями с учетом индивидуальных особенностей



Учебная среда выступает как реальность, в которой каждый студент находит для себя область осваимого опыта

Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу знаний)Постановка студентами учебных задач самостоятельно



Самостоятельное освоение на занятии учебных действий, коммуникаций



Самостоятельные выбор студентами рациональных способов освоения умений и усвоения знаний на занятии

Контроль предполагает умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях.

Анализ критериев и показателей интерактивности занятия убеждает, что именно такая форма организации учебного процесса включает в себя наиболее полную совокупность необходимых и достаточных условий для формирования и развития исследовательской компетенции студентов.В ходе реализации проекта были апробированы разработанные педагогами филиала интерактивные формы и методы обучения по специальности Банковское дело. В работе участвовали 162 студента.Диагностика уровня сформированности исследовательской компетенции до включения в образовательный процесс интерактивных форм и методов показала, что высокий уровень имеют 9% студентов, средний ‬38%, низкий ‬53%. Диагностика в конце обучения в колледже показала, что высокий уровень имеют 37% студентов, средний ‬52%, низкий ‬11%. Уровень готовности педагогов к управлению формированием и развитием исследовательской компетенции студентов за время реализации проекта показал положительную динамику5. Внешняя мотивация к указанной деятельности перешла во внутреннюю у 34% педагогов, методологическая грамотность достигла необходимого уровня у 70%, владение технологиями применения интерактивных форм и методов в обучении продемонстрировали 61% преподавателей, осознание себя как субъекта управления развитием исследовательской компетенцииобучающихся показали 72%.Таким образом, результаты реализации проекта подтвердили наше предположение о том, что включение интерактивных форм и методов обучения в образовательный процесс позволяет эффективно формировать и развивать исследовательскую компетенцию будущих специалистов. Разработанные и апробированные интерактивные формы и методы обучения будут обобщены в методическом сборнике, который планируется издать в октябре 2014 года.

Ссылки на источники1.Ершова В.В.Психологическая готовность педагогов к применению форм совместной продуктивной деятельности/ В.В.Ершова. ‬автореф…дис.канд,псих.наук. ‬Ставрополь, 2006. ‬28с.2.Малышкина Н.Д. Формирование готовности к инновационной научнопедагогической деятельности будущего педагога профессионального обучения: диссертация…кандидата педагогических наук/ Малышкина Наталья Дмитриевна. ‬Волгоград, 2009. ‬185с.3.Коптяева О.Н.Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: диссертация…кандидата психологических наук/ Коптяева Ольга Николаевна. ‬Ярославль, 2009. ‬243с.4.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336с. 5.Шистерова Е.А. Методология управления адаптацией педагогов к инновационной деятельности: монография// Е.А.Шистерова. ‬М.:ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2013. ‬134с.

Shisterova Elena AlekseevnaPh.D. (candidate of pedagogical Sciences), the Deputy Director for Research and Methodology of Perm Financial Economic college the brunch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Perm.Eshperm@mail.ruThe development of research skills of students through the inclusion of interactive forms and methods of training in the educational process of college.Annotation: some results of the realizationof the project in formation and development of the research competence of an educational process person by incorporating interactive training forms and methods into the professional education are presented in the article. The project was implemented within the framework of a new generation of the federal state educational standards of the vocational education.Keywords:interactive forms and methods, research competence, willingness of teachers to control the formation of the research competence, levels of the development of the research competence, the criteria of interactivity of the lesson.