Репрезентация гендерных особенностей текстообразования женских интернет-форумов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данилова О. Л. Репрезентация гендерных особенностей текстообразования женских интернет-форумов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2056–2060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54675.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены лингвистические особенности текстов женских интернет-форумов с точки зрения разговорной коммуникации. Результаты анализа всех уровнях данного дискурса дали возможность сделать вывод о структуре, форме и гендерных особенностях текстообразования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Данилова Оксана Леонидовна?кандидат филологических наук, доцент, ЛФ КНИТУКАИ, Лениногорск, РТdanilovao@mail.ru

Репрезентация гендерных особенностейтекстообразования женских интернетфорумов

Аннотация.В статье рассмотрены лингвистические особенности текстов женских интернетфорумов с точки зрения разговорной коммуникации. Результаты анализа всех уровнях данного дискурса дали возможность сделать вывод о структуре, форме и гендерных особенностях текстообразования.Ключевые слова:дискурс форумов, гендерные проблемы, разговорная коммуникация, эмоциональноэкспессивные средства

Широкое распространение Интернета привело к тому, что в последнее десятилетие стали развиваться новые сферы коммуникации, появился новый тип общения, который, являясь письменным (визуальным) по форме выражения и восприятия, с точки зрения структуры и использования языковых единиц проявляет себя как устная разновидность речи. Данные коммуникации представленывтекстах форумов, чатов, ICQ, блогов и т. д.Интернетфорумы как массовое явление появились в Россиисравнительно недавнои приобрели огромную популярность, т.к.они дали возможность дистантно осуществлять коммуникацию по любому тематическому направлению с широким кругом собеседников, незнакомых друг с другом или знакомых виртуально (в том случае, если коммуниканты регулярно общаются на одном форуме).Популярностьинтернетфорумов объясняется еще несколькими обстоятельствами: вопервых, анонимностьспособствует открытости общения;вовторых, интернеткоммуникации имеют такиекачества, как непринужденность, эмоциональная ©незатратностьª (комментируя или отвечая, автор произвольно выбирает время общения и собеседника).Тексты форумов представляют собой письменный (по форме) диалог, имеющий признаки устной разновидности речи в разговорном ее проявлении (по содержанию). В дискурсе интернетфорумов, по мнению А.Б. Кутузоваможно ©выделить 4 уровня: дискурс автора(совокупность высказываний одного автора), дискурса форумавключает в себя тематикосодержательную составляющую, дискурс ©тредаª предполагает последовательность сообщений на одну частную тему (по принципу ©ответ на письмоª) дискурс сообщения (отдельное высказывание)[1, 47],Объектом нашего исследования сталивсе уровни дискурса женских форумов, в рубриках которых транслируются гендерные проблемы семейных / любовных отношений. Эти проблемы из разряда ©вечныхª непременно заявлены на всех женских форумах, поскольку, с одной стороны, возникает необходимость вербализации подобной информации, с другой стороны, в нашем обществе не сложилась пока модель психологического сопровождения человека на протяжении всей жизни. Поэтому обсуждения на интернетфорумах выполняют отчасти функции психологических служб. Исходя из анализа содержания высказываний, можно предположить, что автор текстов форумов ‬это женщина 1835 лет, имеющая среднее или высшее образование, бездетная или имеющая одного ребенка, стремящаяся к гармоничным отношениям с мужчиной, который обозначен в тексте как ©мужª, ©пареньª, ©молодой человекª (МЧ), ©любимыйª, ©партнерª.В дискурсе форумов представлены, по сути, три модели отношений мужчины и женщины, мыслимых авторами как индивидуальноидеальные, так как чаще всего авторы, описывая личный опыт, делясь проблемами, стремятся к иному типу, другой модели сосуществования с мужчинами.

Первая модель, назовем ее традиционной, предполагает следующее распределений ролей: ©женщина ‬хранительница очагаª, ©мужчина ‬хозяин, добытчикª (©Я сижу дома, готовлю, убираю, стираюª, ©хочется свить свое гнездышко, самой готовить для него…ª; муж ©целый день на работеª, ©сам все покупает и приноситª)[2]. Вторая модель представляет паритетные семейные / любовные отношения, когда мужчина и женщина ‬ ©партнерыª: ©оба партнёра должны любить друг друга, а не так, что один любит, а другой просто позволяет себя любить. Вовторых, в идеальных отношениях партнёры всегда должны доверять друг другу, уметь поговорить на любые темы, не бояться ничего и не стыдиться ничего перед своей второй половинкойª. Данная модель существует в текстах в форме долженствования, в противоположность реальному положению дел. В третьей модели с доминированием женщины в отношениях роль мужчины определяется как орнаментальная, вспомогательная: ©я вспоминаю о мужчинах, когда сумку тяжелую тащу, когда комп ломается или сантехника ну и секс, конечноª, ©меня они эмоциями наполняют. Да и скучно без нихª[3].Подобные отношения психологи называют комплементарными, когда один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает инструкции или совета. Дискурс женских форумов, транслирует следующие типичные проблемы:1.Отсутствие взаимопонимания (©не понимаю моего мужаª, ©чего ему еще надо?ª)2.Несовпадение интересов (©у нас разные вкусы в музыке, в фильмах, в одежде, ну во всемª)[3].3.Проблемы интимного характера.4.Измены и ревность (©но мысли всякие “а вдруг” начинают невольно посещатьª).5.Препятствия в отношениях со стороны третьих лиц (называются его мать, сестра, друзья, бывшая девушка)[2].В текстах всех форумов присутствует репрезентациясерьезнойпроблемы, связаннойс размываниемгендерного стереотипа ©сильное мужское началоª, ©мужчинаохотникª: ©он сказал, что должна меня добиватьсяª, ©он постоянно капризничаетª, ©ведет себя как ребенокª [3],[4]. Подобныепримеры демонстрируют изменение ролей мужчины и женщины, когда мужчина предпочитает принимать ухаживания, быть слабым. Данная проблема в каждом отдельном случае воспринимается женщиной как индивидуальнопсихологическая, а не типичносоциальная.

Сцелью анализа репрезентации гендерных характеристик речеобразования рассмотрим лингвистические особенности дискурса сообщенияв интернетфорумах. При описании процесса возникновения проблем авторы используют сходные лексические средства. Начало семейных / любовных отношений изображено кратко и стандартно: ©сначала все было нормальноª, ©все было суперª, ©все как у людейª, ©мы всегда и везде были вместе, мы могли проговорить до самого до самого утраª, ©он был добрый, внимательный, заботливый, веселыйª, ©и жили мы с ним в первое время душа в душуª[4]. В данных характеристиках присутствует психологическая идеализация, когда происходит ©проецирование на любимого человека собственных ожиданий и желаний, которые зачастую не совпадают с его реальными личностными чертами и стремлениямиª [5]. Подобное начало может расцениваться и как своеобразный речевой прием создания контрастной картины ©прошлоенастоящееª.В основной части дискурса сообщения подробно излагается суть проблем, претензий, описываются последствия происходящих событий, т.е. что делает (не делает) мужчина (©он уже просто обнаглелª, ©он просто молчит и может преспокойно заниматься своими деламиª, ©перестает со мной общатьсяª[2]) и что при этом испытывает женщина: ©я так переволновалась, что рыдала и потеряла сознаниеª, ©чувствую себя ущербно, неудобноª, ©чувствую себя прислугой в домеª[3], ©было обидно, непонятно почему такª. В связи с этим используются глаголы, передающие психологическое состояние, эмоции человека: ©расстроилась, переживаю, раздражает, злится, переживаю, обиделасьª и т.д. Изложение в основной части бывает не всегда логичным, встречаются повторы и ©самоперебивыª. Женщине крайне важно в подробностях передать решающий разговор с мужчиной, с указанием на невербальные средства общения. При изображении окончания отношений по инициативе мужчины используются следующие речевые стереотипы, передаваемые авторами в виде прямой или косвенной речи: ©Останемся друзьямиª, ©сказал, что я неинтересна ему как женщинаª, ©мы можем быть только друзьямиª, ©сказал, что не испытывает ко мне больше чувствª, ©я привык быть одинª.В дискурсе форума широко представлены образные, эмоциональноэкспессивные средства, часто разговорного характера. Эпитеты (©плохой человекª, ©спокойный характерª, ©безумно люблюª, ©ужасно нравитсяª), метафоры (©проглотила обидуª, ©обиженное молчаниеª, ©погрузиться в свои делаª, ©съезжает с темыª) и сравнения (©как будто дразнилª, ©как сестренкаª, ©как все людиª) используются чаще всего с целью образной оценки человека ‬его внешности, интеллекта, поведения, характера, психоэмоционального состояния. Это общеизвестные образные средства, которые понятны всем участникам коммуникации.Разговорные фразеологизмы встречаются во всех текстах при описании действий и восприятия состояния субъекта: ©ноги вытирал об меняª, ©нести чушьª, ©выходит из себяª, ©как за каменной стенойª, ©опять 25ª. Авторы используют эти средства тогда, когда чтото выходит изпод контроля, нарушает социальные или индивидуальноэтические нормы, когда возникает необходимость акцентировать внимание собеседника на чемлибо важном.Жаргонизмы, просторечные (грубопросторечные) слова и выражения, использующиеся довольно широко в текстах, характеризуют как языковую личность автора, так и речевую ситуацию в целом: ©отмазкиª, ©выносить мозгª, ©прикалыватьсяª, ©потролитьª, ©обламыватьª, ©угоратьª; ©обнаглелª, ©жратьª, ©замызганнаяª, ©психуюª.Выделенные разговорнопросторечные средства сочетаются в текстах с книжными лексическими единицами, например, ©утрировать, позитивно, концентрироваться, регистрироваться, священный, балластª, что свойственно устной разговорной речив целом.Синтаксически тексты характеризуются размытостью конструкций, когда предложения представляют собой своеобразный ©поток сознанияª: ©Позже я позвонила ему сама спросила простил ли он меня, его это разозлило он спросил как я сама думаю, потом мы некоторое время не общались, я написала ему несколько писем где просила прощения и пыталась объяснить свой поступок, на что он ответил что такой поступок простить нереально и никаких отношений кроме дружеских у нас быть не можетª[4]. Этот признак указывает на определенное эмоциональное состояние автора и на схожесть с устным монологом. Другой синтаксической приметой данных текстов является частое использование многоточий (©Мы обо всем может поговорить…вместе почти годª, ©Это все собирательные образы…со временем пройдет…настрадаетесь от таких плохих и пройдетª, ©В общем…по его словам…самапридумала, сама обиделась…ª). Этот прием можно рассматривать как умолчание, когда происходит ©намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанномª [5, 227]. Финальная часть сообщения, выражающая сомнения автора и просьбу о помощи, является самой эмоциональной, на что указывают вопросительные и восклицательные конструкции: ©Вообщем типа нет пути назад!!! Как вы думаете он успокоится? Или нет? Были у вас такие ситуации, поделитесь! Что мнеделать?ª; ©Как понять что он на самом деле ко мне чувствует? И есть ли эти чувства?ª; ©У когонибудь была такая ситуация? Как разбудить в нем страсть? Помогите советом!ª[4]. В дискурсе сообщения встречаются нарушения норм русского языка значительно чаще, чем в дискурсе ©тредаª (ответ на письмо),он представляет собой нормированный с точки зрения орфографии и пунктуации текст, т.к. в нем представлен совет ‬ обдуманное мнение, высказанное по поводу того, как ему поступить, что сделать. Выявленные особенности текстов интернетфорумов и краткие комментарии к ним представлены в таблице 1.Таблица 1КомпонентыСодержаниеКомментарииМодели отношенийТрадиционная модель, модель паритетных отношений, модель с доминированиемКаждая из моделей мыслится как идеальная по сравнению с существующей в каждом конкретном случаеПроблемы в отношенияхОтсутствие взаимопонимания, несовпадение интересов, проблемы интимного характера, измены и ревность, препятствия в отношениях со стороны третьих лиц.Главная проблема ‬размывание гендерных стереотипов ‬не воспринимается авторами таковой и остается в подтексте.Лингвистические особенностиЭпитеты, метафоры, сравнения.

Фразеология разговорного характера.

Жаргонизмы, просторечия, в том числе грубопросторечные; грамматические ошибки.

Многоточия.

Вопросительные, восклицательные конструкции.Наиболее употребительные и легко считываемые художественновыразительные средства.Передают состояние коммуниканта.

Используются для передачи эмоций автора. Характеризуют языковую личность, уровень культуры речи.

Выражают недоговоренность, невозможность (по разным причинам) закончить фразу.

Указывают на запрос информации (совета, помощи), передают состояние автора.

Рассмотрев дискурс женских форумов, мы пришли к следующим выводам: дискурс форумов является синтетичным типом коммуникации, включающим в себя признаки письменной и устной разновидности речи; структура дискурса форума, полилогичного по своей природе, представляет собой совокупность тематических ©тредовª, каждый их которых был инициирован одним автором;более грамотным и логичным в ©тредахª являются ответы на письма, т.к. они имеют рекомендательный характер, при их составлении у автора есть возможность поразмыслить; анализ дискурса женских форумов выявляют круг типичных гендерных проблем семейных/любовных отношений; моделей

традиционных и нетрадиционных

сосуществования мужчины и женщины;в текстах женских форумов проявляются особенности разговорной речи нашей современницы.

Ссылки на источники1. Кутузов А.Б. Модельные уровни дискурса сетевых форумов. Вестник Тюменского государственного университета, №4. 2006.2. Patee. Женский форум. ‬URL: http://www.patee.ru/club/[Дата обращения 13.12.2013] 3.Клумба. Форум. Режим доступа: http://www.klymba.ru/t8747/[Дата обращения 13.12.2013] 4. Женский форум ©Жизньª. Режим доступа: http://www.zizn.ru/t19322/[Дата обращения 13.12.2013] 5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический проект, 2006.6, Голуб И.Б. Русский язык и практическая стилистика. Справочник. М.: Юрайт, 2012.

Danilova O.L.PhD, Associate Professor, LF KNITU ‬KAI, LeninogorskRepresentation of women's genderspecific text formation of female Internet forumsThe article describes thelinguisticfeatures of the texts of female Internet forums in terms ofspoken communication.The resultsof theanalysis of alllevelsof discoursealloweddrawing a conclusion about the structure, form and gender specific text formation. Keywords:discourse forums, gender problems, oral communication, emotional expressive means