Развитие творческого потенциала обучающихся на занятиях начального технического моделирования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлева Г. П. Развитие творческого потенциала обучающихся на занятиях начального технического моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2061–2065. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54676.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена развитию творческого потенциала обучающихся на занятиях начального технического моделирования. Отмечается важность создания системы педагогического сопровождения с учетом внутреннего потенциала и интересов каждого ребенка. Начальное техническое моделирование представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Подчеркиваются широкие возможности развития творческих способностей учащихся как средства воспитания творчески активной личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яковлева Галина Павловна,педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Центр детского творчества», г. Междуреченскott_cdt@mail.ru

Развитиетворческого потенциалаобучающихся на занятиях начальноготехнического моделирования

Аннотация.Данная статья посвященаразвитиютворческого потенциалаобучающихся на занятиях начального технического моделирования.Отмечается важность создания системы педагогического сопровождения с учетом внутреннего потенциала и интересов каждого ребенка.Начальное техническое моделирование представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.Подчеркиваются широкие возможности развитиятворческих способностей учащихся как средства воспитания творчески активной личности.Ключевые слова. Творческий потенциал обучающихся;творческая активность обучающихся;модель; техническое моделирование; техническое конструирование; технические объекты, модели; творческая самореализация.

В наше время высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека. Мы наблюдаем информационный бум. Растёт потребность в людях, умеющих самостоятельно ставить задачи, принимать решения, инициативных, изобретательных, способных нестандартно мыслить, адаптироваться к социальным условиям.Поэтому, приоритетной целью образования становиться человек с развитым инновационным мышлением, который мог бы быстро гибко взаимодействовать с изменяющейся реальностью. Исследования учёных и психологов в последнее время показывают, что продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся позади их потенциальных возможностей. Ориентация на формирование репродуктивного мышления приводит к тому, что вопросы, требующие рассмотрения чеголибо с непривычной стороны, ставят детей в тупик, они затрудняются при ответах на проблемные вопросы даже в том случае, когда имеют в руках учебники и учебные пособия.Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит подражательный, репродуктивный характер, в других –поисковый, творческий. Именно характер образовательного процесса влияет на его конечный результат –уровень знаний, умений, навыков. Это, в свою очередь, приводит к использованию новых, дидактических подходов в обучении –не простому накоплению суммы знаний, а применению развивающих, эвристических, поисковых методов обучения. На протяжении 17 лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности обучающихся на занятиях по начальному техническому моделированию. Начальное техническое моделирование представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество..Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:развиваю творческую активность обучащихся;включаю обучащихся в творческую деятельность;вношу

«проблемность»

в учебный процесс;развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:принцип развития мотивации к творческой деятельности;принцип развития умений самообразования и самовоспитания;принцип приоритета творческой деятельности;принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностейучащихся;принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:Служить примером для подражания.Педагогу необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках. Некоторые мои творческие

работы использованы для оформления кабинета.Поощрять сомнения.

Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.Разрешать делать ошибки.Ребенок не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На занятиях необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.Поощрятьразумный поиск.Позволяя своим обучающимся рисковать, и даже поощряя их в этом, педагог может помочь

им раскрыть свой творческий потенциал.Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая обучающимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации

знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.Использовать метод

проектов.Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как

метод

проектов.Под проектом понимается самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполненная под руководством педагога. Тип проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности. Обучающиеся выполняют следующие типы проектов:







Метод проектов –технология, которая обеспечивает развитие творческих способностей обучающегося, позволяет отследить его творческий рост. Главный смысл создания проекта –учебный. Это неполучение объективно нового материала, как в науке. Проект ТворческийПрактикоориентированныйОзнакомительноориентированный Исследовательский Целью этой деятельности является активизация позиций обучающегося, привитие интереса к способам приобретения знаний, развитие мышления. На занятиях ему предоставляется возможность для реализации себя в качествеизобретателя, исследователя, возможность увидеть новые грани обыденных объектов, явлений. То есть, если в науке главной целью является новое знание, открытие, то в нашей деятельности –приобщение детей к навыкам исследователя, знакомство с методами творческой деятельности и практическое их применение. Ценность проектного метода в том, что обучающийся учится видеть проблему, двигаться новыми, неизведанными путями, находить оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, удовлетворение от сделанного.При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания обучающимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для всех обучающихся.Готовить к препятствиям.Творчество –это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.В процессе работы создаю на уроке проблемныеситуации.. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет мальчишкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.При прохождении раздела «Изготовление игрушек» знакомлю обучающихся створчеством умельцев родного края,историей изготовления игрушек, народными ремеслами, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ..Ежегодно, в

центре детского творчества проходят научнопрактическая конференция, выставки технического творчества, на нихобучающиеся представляют свои творческие работы. Победители демонстрируют свои работы на городских НПК и выставках. Развитие творческих способностей обучающихсяявляется результатом применения элементов творчества в организации учебнопознавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.д. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на занятиях, высокий познавательный интерес, большинство обучающихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, педагогу.

Ссылки на источники1.Замотин, О.Е. Твори, выдумывай, пробуй! [Текст]/ О.Е. Замотин, Р.В. Зарипов, Е.Ф. Рябчиков. М.: Просвещение, 1986.144с.2. Меерович,М.И.Технология творческого мышления [Текст]: практическое пособие/ М.И.Меерович, Л.И.Шрагина.М.: АСТ,1996 430с.3.Романина, В.И. Дидактический материал по трудовому обучению: 2 кл. [Текст]/ В.И. Романина. М.: Просвещение, 1987.96с.4.Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: учеб. пособие / А.Э.Симоновского

Ярославль ,1996 .238с.5.Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей [Текст]: учеб. пособие / Л.Ю.СубботинойЯрославль ,1997 193с.

Yakovleva Galina Pavlovna Municipal educational institution, additional education of children «The center of children's creativity», the teacher of additional educationott_cdt@mail.ruDevelopment of creative potential trainees in initial classes technical modelingAnnotation.This article is devoted to the development of creative capabilities of students is on employments initial technical modeling. The importance of creating the system of pedagogical support with the internal potential and interests of every child. Initial technical modeling is a big opportunity for education of the creative, diverse personality. Highlights the extensive development of creative abilities of students as a means of promoting creative personality.Keywords.Creative potential of the students; the creative activity of the students; model; technical modelling; technical design ; technical objects and models; creative selfrealization.